Бог земледелия в древнем Египте

Египетский пантеон богов

Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).

Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Атум — древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.

Геб — бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Входил в гелио-польскую эннеаду богов. Зооморфные изображения практически отсутствуют, наиболее характерный облик — человек с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Специальных центров почитания не имел, но являлся активным действующим лицом большого числа мифов, в частности был главным судьей в разрешении спора о праве на престол между Гором и Сетом, участвовал в суде Осириса над умершими.

Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.

Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды — г. Буто в северной части Дельты.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос — место погребения фараонов. Подробнее см. статью «Культурное пространство Древнего Египта».

Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогони-ческой модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами. Подробнее см. статью «Культурное пространство Древнего Египта».

Сехмет (Сахмет, Сохмет) ( букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием ре-лигозный праздник, происходящий в период разлива Нила. Культовый центр — г. Гелиополь. — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр — г. Гермополь. Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.

Бог покровитель умерших Анубис
Богиня радости и веселья Бастет
Главная богиня Исида
Бог возрождения Осирис
Бог солнца Ра
Бог хаоса Сет
Египетские боги – это огромная система верований и традиций древнего египетского народа. Все видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья — всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами.
Анубис
Анубис в египетской мифологии считался богом-покровителем умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки).
Анубис считался судьей богов.
Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов».
Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).
С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса.
Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту;
Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал.
Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом. Один из эпитетов Анубиса, определявший его как бога бальзамирования.
Его фетиш — шкура, забинтованная в льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, ставили в сосуд, и помещали в гробницу умершего.
Бастет
Бастет в египетской мифологии была богиней радости и веселья.
Священное животное Бастет — кошка.
Изображалась Бастет в виде женщины с головой кошки, атрибут Бастет — музыкальный инструмент систр. Центр ее культа, рассвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) 10-8 вв. до н. э. — Бубастис. Сын Бастет — Махес.
Бастет отождествлялась с Мут, а также с почиталась как Око Ра Тефнут, Сохмет и Хатор. В связи с этим Бастет также приобрела функции солнечного Ока.
Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Бастет, которые сопровождались плясками. Древние греки отождествляли Бастет с Артемидой.
Как уже говорилось выше, священным животным богини Бастет считалась кошка. К этому животному древние египтяне относились с уважением.
Название «кошка» по-египетски звучало просто: «Мау» или «Мяу».
И отношение к древнеегипетским Мяу, как к воплощению богини Бастет, было как минимум уважительным. Кошки были членами семьи, к ним относились со всем почтением, как при жизни, так и после смерти. Ее почитали, так как видели в ней земное воплощение богини Бастет.
Этих животных хоронили с почестями, мумифицировали, как фараонов, и расплатой за их убийство была смертная казнь.
С не меньшим почтением относятся к ней и в странах Дальнего Востока, оспаривая у египтян древность кошачьей породы. Если в семье умирала кошка, то хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали брови. Тело кошки бальзамировалось и помещалось в саркофаг, после чего его помещали в одном из некрополей, специально предназначенных для погребения кошек
Исида
Исида – главная богиня египетской религии, которая была сестрой и супругой бога Осириса, матерью Хора и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини.
С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.
Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.
В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут. В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сетх.
Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию.
Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга.
В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего.
Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса. Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта).
Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от беремени.
Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество.
В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами.
С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетхом во время спора за престол и наследство Осириса, стать владыкой Египта.
Осирис
Одним из самых могучих и величественных богов Древнего Египта был Осирис. Это был бог возрождения и одновременно царь загробного мира.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора.
Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды.
Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов. Злой бог пустыни, младший брат Усира — Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить Усира. После возвращения из похода в Азию Усир устроил пир.
Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшений саркофаг и заявил, что тот, кто войдет в магический саркофаг будет править Землей и Небом. Когда очередь дошла Усира и он лег на дно саркофага (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили какой-то жидкостью и бросили саркофаг в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга Усира — Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Усира сына.
Предав тело Усира погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Гором.
Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Анубис дает Гору Уджат — око ясновидения, око зрения души. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз — волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону.
Гор победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. Усир ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в Дуате.
По одной из версий сказания, Сет разрубил его тело на 14 частей (или 7) и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с Усиром дважды, что наиболее правдоподобно изначальному сказанию.
По некоторым версиям, Усира оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение Усира приписывалось Исиде или Анубису.
Бог солнца Ра
Ра в египетской мифологии был богом солнца. Центр его культа — город Гелиополь (древнеегипетский Иуну).
Как и многие другие солнечные божества, воплощался в образе сокола (иногда также — огромного кота), изображался человеком с головой сокола, увенчанный солнечным диском. Фетиш Ра — столб-обелиск «Бен-бен» (он же фетиш Бену; в эпоху V династии был сооружен храм Ра в виде четырехгранного обелиска).
Во многих текстах Ра называют дневным солнцем (в отличие от Атума — вечернего, и Хепри — утреннего). Ра выступает также как бог умершего царя. Позднее, в заупокойном культе, он был оттеснен Осирисом, продолжая играть значит, роль в загробном мире; участвовал в загробном суде, давал тепло и свет для умерших, которые днем совершают выход из гробниц, чтобы видеть Ра С возвышением V династии Древнего царства (26 — 25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра стал главным богом пантеона и его культ приобрел общеегипетский характер.
Почитание Ра распространилось и в Нубии. Ра оттеснил более древнего геолиопольского демиурга Атума и, отождествленный с ним (Ра-Атум), стал во главе эннеады богов. Его стали считать создателем мира и людей (возникших из его слез), отцом богов, отцом царя, что отражено в титуле фараона «са Ра». т.е. «сын Ра». Ра был отождествлен с Гором (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра, оставшийся верховным богом и в период Нового царства), Птахом, Осирисом, Хнумом, Хепри, Себеком и другими.
С Ра связываются и многие другие божества. Тот-луна создан Ра как его заместитель ночью (Тот также выступал как сердце Ра). Ба (души) Ра — Апис и Бену, «посредник Ра, докладывающий истину Лтуму» — Мневис. Дочери Ра, помогающие ему поражать врагов, — Серкет, почитавшегося как его Око Сехмет, Тефнут, Хатор.
Хранительница Ра — огнедышащая змея Уто (также считавшемся его Оком).
Сет
В египетской мифологии Сет считался богом хаоса и беспорядка, который изображался в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.
Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом.
Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сета сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000- 3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сетха также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.).
Согласно сохранившимся мифологическим текстам, Сет был сыном небесной богини Нут, братом Осириса, Исиды и Небетхат (Нефтиды), которая одновременно была его супругой. По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм).
День рождения Сета, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым.
Фараон в этот день не вел практически никаких дел.
Сет считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I). Легенды повествуют, что Сет убил своего брата Осириса, а затем долго и коварно спорил со своим племянником Хором, который хотел отомстить за смерть отца, за владычество над землей.
Во время нескольких сражений Сет вырвал у Хора его око, ставшее великим амулетом Уджат; одновременно Хор кастрировал Сета, тем самым лишив его основной части его сущности — Сет издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой.
По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сетха была заброшена в северную часть неба, где боги приковали ее золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять ее грозного гиппопотама Исиду Хесамут.

МОКУ Гудачинская ООШ

Прокопенко Максим ,ученик 5 класса.

Руководитель: Фёдорова Е.Ю. учитель истории и обществознания.

С.Гудачи

Глава 1. Религия Древнего Египта……………..4 стр.

Глава 2. Пантеон богов Древнего Египта:

образ и символика…………………………………………5 стр.

Глава 3.Пантеон богов Древнего Египта и

соотношение с богами других цивилизаций……11стр.

Глава 4

Родственные связи богов Древнего Египта……13стр.

  1. Заключение…………………………………………14 стр.

  2. Список литературы……………………………… 15 стр.

  3. Приложения……………………………………… 16 — 22стр.

  1. Введение

В настоящее время все больше растет интерес к религии, растет число верующих. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Это объясняется воздействием религии на духовную жизнь человека, прежде всего на его нравственность.

Я начал делать проект «Боги Древнего Египта», потому что меня заинтересовала история религии и богов Древнего Египта, и проект помог бы мне в этом так же, как другие способы получения информации вместе взятые.

Цель:

Узнать как можно больше о религии и богах Древнего Египта.

Задачи:

1.Проследить родственные связи богов Древнего Египта.

2.Соотнести богов египетской цивилизации с богами других цивилизаций.

  1. Основная часть.

Глава 1. Религия Древнего Египта.

Египтяне, по словам Геродота, были самыми набожными из людей. Они верили, что всё на свете принадлежит богам, что боги – источник всеобщего процветания, что они знают все их промыслы и желания и могут в любой момент вмешаться в дела людей. Подобно грекам и римлянам у египтян существовало огромное количество разнообразных богов. Вера в то, что боги покровительствуют отдельным людям, порождала безумные идеи. Отдельные фараоны желали при жизни узреть богов, требовали, чтобы божественный коршун помогал им, когда они будут среди антилоп и небесных птиц, узнать язык, доступный лишь немногим избранным, и выслушивать с его помощью повеления богов. Желания простых людей, богатых или бедных, куда скромнее. Бездетные родители просят Имхотепа даровать им ребенка, писец надеялся, что бог Тот поможет стать ему более искусным. Все верили, что боги пекутся о бедняках. Когда все оборачивалось против них, бог оставался их опорой, неподкупным судьей: он не заставлял свидетелей менять показания. На суде бедняк, у которого нет ни серебра, ни золота для писцов, ни одежд для их слуг, вдруг видит, что сам Амон принял облик визиря, чтобы правда восторжествовала и слабый одержал верх над сильным. Если люди не угодят богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.

Но не только в богов верили египтяне. Они верили, что каждое существо живое и может разговаривать с ними. Поэтому божественные почести доставались животным, птицам, растениям. Каждый город поклонялся своему священному дереву, однако местного божества было недостаточно, чтобы утолить религиозную жажду. Люди строили для богов жилища- храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов или делали фигурки из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселялся в изображение и слышит все, что говорят люди, принимает их подарки. Каждый храм был маленьким городом, где за храмовой оградой чиновники, стражники, ремесленники и земледельцы жили, как в самом обыкновенном городе. При храмах находились жрецы- служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом — он знает особенные молитвы, хранимые втайне от других людей. Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы. Верующие в любой момент могли прийти в храм к богу, чтобы испросить совет, пожаловаться или поблагодарить.

Глава 2. Пантеон богов Древнего Египта.

Ра (Рэ)

Далеко не сразу Ра было определено первенство в небесном пантеоне. Повлияло на мифологию укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну — по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески — Гелиополь, «Солнцеград») Ра — древнеегипетский бог солнца. Существуют мифы творения, согласно которым Ра появился на свет из яйца, которое снёс гусь Великий Гоготун; согласно, другому, Ра появился с востока в образе Хепри — жука-скарабея, катящего перед собой Солнце; ещё один вариант этого мифа повествует, что Ра в образе сокола (или кобчика) спустился на Землю, дав начало суше.

Осирис (Усир)

Осирис — бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, в мифологические времена, как считалось, унаследовал власть на земле от своего отца. Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды

Геб

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оставил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Древние греки отождествляли Геба с Кроносом.

Анубис

Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Его изображали в образе лежащего шакала черного цвета, дикой собаки Саб черного цвета или же в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис считался судьёй богов. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Анубиса считают создателем погребальных обрядов. Анубис помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса, греч. Кинополь — «собачий город».

Хнум

Бог плодородия и бог-творец Хнум. Рисунок изображает его с головой барана, как бога-творца. Хнум считался помощником при родах. Особенно в южно-египетском городе Эсне почитали этого бога как творца всех существ. Так как в его образе соединялось много божеств с обликом барана, у него иногда было четыре головы, которые символизировали четыре основных элемента мира: небо, воздух, землю и подземный мир. Его задача, как стража источника Нила, состояла также в том, чтобы защищать от ежегодных наводнений, заботиться о богатых урожаях и избавлять от голода.

Гор (Хор)

Гор Хор («высота», «небо») — один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали — в более поздние периоды — в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльям. Порой образы Гора и Ра сливаются воедино. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса. Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах дельты Нила, Гор идет, на поединок с Сетом, Гор лишает Сета мужского начала и скармливает свой глаз Осирису, от чего тот оживает и признает своим полномочным (по-египетски «правогласным») наследником Гора и уходит править в царство мертвых, предоставляя Гору царство живых.

Тот

От большинства богов он отличается тем, что наименее противоречив. Он — бог мудрости, знаний, счета и письма, магии и чародейства, а также в некоторых воплощениях — бог Луны, «серебряного Атона». Тота называли «писцом богов», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов» или «слов власти». Женой Тота была богиня истины и порядка Маат. Иногда его называли сыном Ра. Будучи богом Луны, Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

Маат

Женой бога мудрости Тота была богиня истины, порядка и справедливости — Маат. Символом Маат было страусиное перо (оно же и называлось «маат»). Возможно, оно служило наименьшей мерой веса, ибо в загробном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо или статуэтку Маат. Как богиня порядка Маат являлась олицетворением не только социальной справедливости, но и политической устойчивости в государстве (отступление фараона или вельможи от правды считалось преступлением перед богиней), вселенской гармонии, и этической нормы, законов природы и богов. Дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, она играла заметную роль в загробном суде Осириса.

Сет

Едва ли не во всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету (Сетху, Сутеху). Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего в человеческом обличье. По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут. Нефтида по некоторым мифам, была его женой. Главными священными животными Сета считались осел и свинья («отвращение для богов»), а также антилопа, жираф. Сет — в мифологии древних египтян бог пустыни, олицетворение зла, убийца Осириса. Он изобрел оружие, научил людей употреблению его и этим приобрел звание бога войны. Изображался в виде человека с головой осла.

Нут

Нут — Небесная корова, особо почитаемая в Египте как олицетворение неба, точнее сказать — космоса, потому что ее тело изображали усыпанным звездами. Нут в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх — так образовалось небо, а Геба оставил внизу — так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сета, Исиду, Нефтиду. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях.

Исида

Эту богиню называли «та, у которой тысяча имен». Действительно, она считалась богиней материнства, семьи, воды и ветра, мореплавания, магии, плодородия, символ женственности и супружеской верности. Культ ее распространился далеко за пределы Египта. Слово «исида» («исет») в переводе означает «престол», «трон». По-видимому, богиня с таким именем была связана с царским достоинством, властью; причем ее власть простиралась не только на людей, но и на богов, даже над Ра. Этим она отличалась от своей младшей сестры Нефтис (Нефтиды), Небетхет. Исида владела магическим искусством. Исида дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса.

Хатор (Хатхор)

В далекой древности она была преимущественно богиней неба, изображая женщину с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск. Ее называли дочерью Ра. Чаще всего Хатор (подобно двум другим ее образам) почиталась в виде женщины с львиной головой. Важную роль играла Хатор и в царстве мертвых, встречая души умерших и одаряя их животворной влагой. Ее атрибутом был музыкальный инструмент, изображения которого из сердолика, красного камня или фаянса носили как амулет, приносящий удачу. Древние греки отождествляли ее с Афродитой, с месопотамской Иштар. Хатхор считаласт богиней любви, женственности и красоты, а также супруга Хора.

Баст (Бастет)

Баст, Бастет, в египетской мифологии богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в облике кошки. Иногда Баст считали женой бога-творца Птаха или отождествляли с богиней неба Нут. «Отец истории» Геродот сообщает о ежегодных пышных торжествах в честь богини Баст, которые сопровождались пением и танцами. Древние греки отождествляли Баст с Артемидой.

Апис

Апис или Хапис — священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса. Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.

Собек

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет, укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.

Сешат

Сешат — богиня письменности, знаний, счёта, летописания и хронологии в древнеегипетской мифологии. Первоначально Сешат была богиней Саиса. Считалась дочерью (реже — женой) Тота. Сешат изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове

Глава 3. Пантеон богов Древнего Египта и соотношение с богами других цивилизаций

В ходе нашей работы были соотнесены боги египетской цивилизации с богами других цивилизаций (греческой, славянской и месопотамской), по признаку схожести функций.

Бог земли, плодородия -создатель мира(споры с Ра),

присматривал за ремеслами.

В греческой – Гефест.

Нефертум

Бог растительности и плодородия.

В славянской – Мокошь (Макошь)

Анубис

Бог-покровитель умерших,

судья богов,

подготавливал тело покойного к бальзамированию и превращал его в мумию,

создатель погребальных обрядов.

В греческой – Гермес.

Осирис (Усир).

Бог умерших и оживающей природы,

бог жизни, владыка подземного мира

В славянской – Семаргл, в месопотамской – Мардук, в греческой – Аид.

Хнум.

Бог-творец, помощник при родах, бог плодородия, страж источника Нила.

В месопотамской – Мардук, в греческой — Эрос

Хекет.

Помощница при родах.

Исида.

Богиня материнства, плодородия, земли, воды, ветра, мореплавания.

В славянской – Семаргл (бог почв).

Нефтида.

Владелица дома, покровительница домашнего очага, домохозяйства

В славянской – Мокошь (Макошь), в греческой — Гера

Нут.

Олицетворяла космос.

Геб.

Бог земли.

В греческой – Кронос. Гея.

Шу.

Бог ветра и воздуха.

В славянской – Стрибог, в месопотамской — Ану

Тефнут.

Богиня влаги.

Гор.

Первоначально – хищный бог охоты.

В греческой — Артемида

Тот.

Бог мудрости,

знаний, счета и письма, магии и чародейства,

бог Луны.

В месопотамской – Син, в греческой — Селена

Сет.

Бог пустыни, олицетворял зло,

изобрёл оружие,

бог войны.

Хатор (Хатхор).

Богиня неба, любви, женственности и красоты.

В греческой —

Афродита, в

месопотамской-

Иштар, в славянской — Лада, в греческой — Уран

Бастет, Баст

Богиня радости и веселья.

В греческой — Артемида.

Атон

Бог – олицетворение солнечного диска.

Бог солнца.

Апис, Хапис

Бог – символ фараона. Священный бык.

Нун

Бог воды.

В греческой — Посейдон

Нехбет

Богиня царской жизни. Покровительница фараонов и добычи благородных металлов.

Помощница при родах.

Акер

Бог земли, покровитель умерших.

Собек, Себек

Бог воды и разлива Нила.

В месопотамской — Эа

Сешат

Богиня письменности, знаний, счета, летописания, хронологии.

Маат

Богиня истины, порядка и справедливости , вселенской гармонии, и этической нормы

В греческой — Фемида

Глава 4. Родственные связи богов Древнего Египта

Религия – есть отражение жизни людей: как люди боги бывают своенравны, жестоки, коварны и мстительны, порою ссорятся между собой, живут семьями. Проследить родственные связи удалось между отдельными представителями пантеона египетских богов. Представить родственные связи всех богов не представляется возможным.

  1. Заключение.

В результате проделанной работы я узнал больше о религии и богах Древнего Египта, смог проследить родственные связи между отдельными представителями пантеона египетских богов. Представить родственные связи всех богов не представляется возможным. На основании сравнительных характеристик богов удалось осуществить соотношение в основном с пантеоном языческих богов Древней Греции, с пантеоном славянских и месопотамских богов соотношение осуществлялось по признаку того, что символизировали боги.

  1. Список литературы:

  1. Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История древнего мира» Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение 2002г.

  2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История государства и народов России» Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных учреждений. Москва, Дрофа. 2002г.

  3. Матвеев К.П, Сазонов А,А. «Земля Древнего Двуречья» (Мифы, легенды, легенды и открытия). Москва, Молодая гвардия, 1986г.

  4. Монтэ Пьер «Египет Рамсесов» Москва, Наука, 1998г.

  5. Немировский А. И. «Мифы Древней Эллады» Москва, Просвещение 1992г.

  6. Рыбаков Б. А. «Язычество Древней Руси» Москва, Наука 1988г.

  1. Приложения.

Таблица «Пантеон богов Древнего Египта: образ, символика, соотношение»

1.Жук скарабей

2.Человек с головой скарабея

3.Человек с головой и крыльями сокола

4.Человек с солнечным диском вокруг головы

5.Сокол с солнечным диском на голове

6.Огромный кот.

город Иуну, по-гречески — Гелиополь, «Солнцеград».

В славянской – Ярило, Хорс, Дажьбог, с месопотамской – Шамаш, в греческой – Гелиос.

Сехмет (Хатал).

Богиня войны, олицетворяла солнечный зной и разрушительную энергию Солнца.

1.Женщина с головой льва.

2. На голове изображался диск

Мемфис.

В греческой – Афина, Арес.

Птах (Пта)

Бог земли, плодородия -создатель мира(споры с Ра),

присматривал за ремеслами.

Человек с посохом «уас» в руке.

Мемфис.

В греческой – Гефест.

Нефертум

Бог растительности и плодородия.

В славянской – Мокошь (Макошь)

Анубис

Бог-покровитель умерших,

судья богов,

подготавливал тело покойного к бальзамированию и превращал его в мумию,

создатель погребальных обрядов.

1.Лежащий шакал черного цвета

2. Дикая собака Саб черного цвета

3.Человек с головой шакала или собаки.

Каса, греч. Кинополь — «собачий город».

В греческой – Гермес.

Осирис (Усир).

Бог умерших и оживающей природы,

бог жизни, владыка подземного мира

В славянской – Семаргл, в месопотамской – Мардук, в греческой – Аид.

Хнум.

Бог-творец, помощник при родах, бог плодородия, страж источника Нила.

1.Человек с головой барана

2.Человек с четырьмя головами (символы неба, подземного царства,земли ,воздуха)

3.Облик барана.

Город Эсне.

В месопотамской — Мардук, в греческой – Эрос.

Хекет.

Помощница при родах.

Женщина с головой лягушки.

Исида.

Богиня материнства, плодородия, земли, воды, ветра, мореплавания.

В славянской – Семаргл (бог почв).

Нефтида.

Владелица дома, покровительница домашнего очага, домохозяйства

В славянской – Мокошь (Макошь), в греческой — Гера

Нут.

Олицетворяла космос.

Небесная корова.

Геб.

Бог земли.

Человек с головой змеи.

В греческой – Кронос, в греческой – Гея.

Шу.

Бог ветра и воздуха.

В славянской – Стрибог, в месопотамской — Ану

Тефнут.

Богиня влаги.

Гор.

Первоначально – хищный бог охоты.

1.Человек с головой сокола или орла

2.Солнечный диск с распростертыми соколиными крыльями.

В греческой — Артемида

Тот.

Бог мудрости,

знаний, счета и письма, магии и чародейства,

бог Луны.

Человек с головой ибиса.

В месопотамской – Син, в греческой – Селена.

Сет.

Бог пустыни, олицетворял зло,

изобрёл оружие,

бог войны.

Человек с головой осла.

Хатор (Хатхор).

Богиня неба, любви, женственности и красоты.

1.Женщина с головой коровы, между рогов которой помещался солнечный диск

2.Женщина с львиной головой.

В греческой —

Афродита, в

месопотамской- Иштар, в славянской — Лада, в греческой – Уран.

Бастет, Баст

Богиня радости и веселья.

1.Женщина с головой кошки

2.В облике кошки.

В греческой — Артемида.

Атон

Бог – олицетворение солнечного диска.

Бог солнца.

1.В виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх.

2.В виде солнечного диска заканчивающегося раскрытыми ладонями.

Апис, Хапис

Бог – символ фараона. Священный бык.

В виде быка.

Мемфис

Нун

Бог воды.

В греческой — Посейдон.

Нехбет

Богиня царской жизни. Покровительница фараонов и добычи благородных металлов.

Помощница при родах.

1.Женщина с хохолком на голове.

2.В облике змееголового коршуна в белой короне Верхнего Египта.

Акер

Бог земли, покровитель умерших.

1.В виде двухголового льва.

2.В виде сфинкса.

Собек, Себек

Бог воды и разлива Нила.

1.В виде крокодила.

2.В виде человека с головой крокодила.

Хатнечер-Собек

В месопотамской — Эа

Сешат

Богиня письменности, знаний, счета, летописания, хронологии.

В виде женщины с семиконечной звездой на голове.

Саис

В греческой – Фемида.

Маат

Богиня истины, порядка и справедливости

, вселенской гармонии и этической нормы.

В греческой – Фемида.

В Древнем Египте самым главным и самым почитаемым богом был Ра – царь богов, верховный бог солнца. Ра изображали по-разному, в зависимости от местности. Самые часто встречающиеся образы это огромный кот, сокол или же человек с головой сокола.

По Древнеегипетской мифологии бог солнца Ра был отцом множества богов и богинь, каждый день он проплывает по небу, который древние египтяне называли «Небесный Нил», в лодке Манджет и освещает землю солнечными лучами, а когда приходит вечер Ра садится в лодку Месектет и всю ночь странствует по подземному царству.

Для важных и значимых богов древние египтяне обязательно выбирали (а иногда даже строили новый) город. Гелиополь стал домом для бога Ра. Долгое время этот древний город любили посещать паломники, а так же путешественники, которым было интересно увидеть что-то новое и интересное.

Особое внимание жители Древнего Египта уделяли глазам бога Ра, люди считали, что каждый глаз ведет свою собственную жизнь. Считалось что правое око бога солнца способно одолеть любое войско, чаще всего его рисовали на кораблях и амулетах. Левое же око бога обладало целебными свойствами. Глаза Ра изображены практически на всех гробницах Древнего Египта.

Самыми распространенными символами бога Ра были пирамида, солнечный диск и птица феникс.

Но Ра был не единственным богом солнца в Древнем Египте. Вторым стал Амон. По началу его признавали только в Фивах, но с течением времени Фивы обретали могущество. Влияние города росло, и Амон так же становился все более популярным среди древних египтян. Символами Амона были баран и гусь, которые символизировали мудрость бога солнца Амона.

Примерно в 15 веке до нашей эры произошло объединение двух богов и появился один верховный бог солнца Амон Ра. Для древних египтян Амон Ра был богом приносящим победу.

✔ Читать статью полностью… ✔

✔ Открыть новый сайт ✔

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Мы пытаемся показать, что египетские гробницы – это не ужасные и мрачные места, которыми мы их ожидаем увидеть но, с другой стороны, созерцание конечности бытия никогда не бывает приятным. Мы видим царя, стоящего очень прямо и одетого старинную одежду, и рядом с ним великих богов храма. Вторая и третья часовни имели боковые комнаты, одной из которых есть лестница, ведущая на крышу. Осирис и Хапи, боги Нила, не всегда были щедры, и тогда урожая не было. А ведь эти два бога когдато были главными и богатейшими богами всей страны. В ранний период Нового царства происходит отход от пластических нововведений предшествующей эпохи при максимальной идеализации сохраняется только самое общее портретное сходство статуи царицы Хатшепсут и Тутмоса III возникает обычай воспроизводить скульптурных изображениях знати черты правящего фараона.

Эту низшую должность он занимал до двадцати лет, а затем течение двенадцати лет служил богу сане божественного отца. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота не только чистота души. Для древних же египтян мифы были самой настоящей правдой, более того, многие мифы. Например, эпоху Среднего царства на празднике Осириса Абидосе исполнялось представление, изображавшее прежние сражения этого бога враги Осириса оказывались разбиты, а затем торжественная процессия несла этого бога к его могиле на абидосском кладбище Пекер и хоронила. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Так строились гробницы скалах, создавались целые дворцы и пирамиды, они наполнялись большим количеством богатств золотые изделия, ценные произведения искусства. Древние египтяне верили, что природой управляют боги, что им нужно угождать и их нужно задабривать.

Добавлю, что древнерусский космизм уходит своими корнями древнеарийские традиции, общие для многих современных евразийских народов. Или же, как храмах, жертвы предлагались сначала богам, а затем шли на поддержание храмового персонала, так и тут любимый вельможа царя мог быть награжден тем, что на его гробницу переносилась часть богатых доходов, уже приписанных к усыпальнице какоголибо царского предка или другого родственника царского дома. Позже, при саисских фараонах, мы обнаруживаем случаи, когда эти женщины были номинальными правительницами Фив, и существует много свидетельств того, что начале правления XVIII династии они тоже занимали подобное положение. Позднее путешественникигреки, посещавшие Египет, называли их иероглифами священным письмом, думая, что это какието таинственные знаки, вроде загадок, скрывающие мысль. Та и другая должность требовали одновременно двух заместителей, и ими обыкновенно являлись люди высокие по положению.

Религия Древнего Египта Энциклопедия Древнего Египта.

Древние египтяне прославились также изумительным макияжем глаз, которым они владели совершенстве. Но, помимо того, от рек каждый год остаются наносы, из которых составился жирный плодородный слой земли. Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. До тех пор пока я существую, и ты будешь существовать на земле, сияя как царь Верхнего и Нижнего Египта на троне живых. В некоторых городах существовали свои версии возникновения мира и людей. В Древнем Египте жрецов почитали как служителей богов. Солнце рождается каждый день утром, к полудню достигает зрелости, а к вечеру старится, умирает. Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна.

Вероятно, мы будем правы, если станем считать главное здание, окруженное дворами и стойлами, домом жреца. Был богом загробного царства и имел три человеческих головы, хвост змеи и могучие крылья над телом сокола. На древних папирусах сохранились решения трудных задач вавилон во времена хаммурапи на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Ра должен был принести бессмертие даниловская мануфактура фитнес всему государству через фараона, своего сына. Смело предстала девушка перед Робёром де Бодрикуром — комендантом ближайшей крепости Вокулёр. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума Гелиополе.

Гелиополь настоящее время является процветающим пригородом Большого Каира, и совсем немногое напоминает о его великом прошлом — обелиск Сесостриса I, могущественного фараона Двенадцатой династии. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. У меня было предчувствие, что утерянные знания содержат чтото очень важное, и потому я взялся за свои исследования с величайшим энтузиазмом. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народной средой, являлись постоянными проводниками ее животворящего влияния на творчество профессиональных художников. В остальном же одежда жрецов была зависела и различна от положения, занимаемого каждым отдельным жреческой лицом иерархии. Его стали считать создателем мира и людей возникших из его слез, отцом богов, отцом царя, что отражено титуле фараона са.

Как справедливый Царь стал взадыкой Загробного Мира.

Участок земли, который, судя по рисунку, был соединен с храмом через боковую дверь, окружен стеной, за которую можно пройти только через одни ворота. Если он проявлял склонность к той или иной области знаний, то становился архитектором или инженером и проводил всю свою жизнь строя дворцы, храмы и пирамиды или развивая сеть каналов, дорог и портов. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. При этом один из жрецов обязан был окроплять входящих храм людей водой. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — смотрители, которые выполняли роль храмовой. Но осуждать за это древних египтян не стоит, – их вера подчинялась реалиям жизни. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или нише. В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых.

На юге от Египта, где Нил прорывается через пороги, его долина становится совсем узкой, с запада подходит совершенно безлюдная пустыня, на севере море, которого египтяне суеверно боялись. Сета изображали виде сказочного животного с длинными ушами и раздвоенным на конце хвостом или образе человека со звериной головой. Верховные жрецы крупных святилищ занимали особое положение, которое и сегодня заметно их титулах. По сути дела, изменились основы положения жрецов, хотя перемена затронула разные храмы разной степени. Но жителям другой местности казалось, что они различают колоссальную женскую фигуру, которая стоит ногами на востоке и склоняется туловищем над землей, упираясь руками на крайнем западе. По традиции все служители храмов обязаны были совершать четыре омовения сутки утром, полдень, вечером и полночь.

В области сказочнофантастической литературы создается новый тип сказок о заморских путешествиях Сказка о потерпевшем кораблекрушении. Так мы пришли к пониманию, что религия, причем любая — это определенном смысле инструмент управления. Какое влияние имел у древних египтян Анубис бог смерти. Коптский алфавит состоял из двадцати четырех букв классического греческого алфавита и семи букв демотического письма. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. Третий пункт содержит список или как можно перевести выражение, работу подданных храма, которую царь дает им качестве их годового дохода, то есть перечень того, что святилище должно было получать от тех, кто должен был платить храму дань независимо от монарха. Религиозное состояние израильтян в Египте профессор Фёдор. Древние египтяне боялись гнева богов, которые, как они полагали, наблюдают за жизнью людей и подмечают хорошие и плохие поступки.

Тайны древнеегипетских жрецов — врачи, провидцы, летописцы.

Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги. Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта. Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Эти коллекционеры, как они себя называли, первыми описали сокровища фараонов, и их записи до сегодняшнего двуреченский сельсовет грязинского района дня не потеряли своей значимости, особенно тех случаях, когда речь идет о чемто утраченном или пропавшем. Другим символом египетской культуры является сфинкс — фантастическое существо с телом льва и головой человека, реже животного. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно. Видимо, обладавшая, женщина сильным красивым голосом, сама служители богов в древнем египте были храм выбирала, котором становилась жрицей – певицей.

Для этого, как последний только жрец покидал гробницу, рабочие вход замуровывали главную галере массивные каменные приготовленные, глыбы заранее, с большой платформы, находящейся были же, здесь опущены на пол и приведены движение. В задней части двора стоит маленькое здание, служившее кухней, и другое, больше по размеру, вероятно, пекарня, так как похоже, что люди нем месят тесто. Посередине задних комнат находилось небольшое помещение, святая святых, где стоял наос, высеченный из одного куска гранита. Египтяне верили, что эти изображения оживут и богач загробном царстве сможет жить, пользуясь чужим трудом, как это он делал на земле. За нарушение приказов фараона она грозила засухой, чумой, нашествием врагов, а после смерти человека судом Осириса. Позже этим начал заниматься бог Осирис, который стал обладателем загробного мира.

Так, например, когда номовый центр Фивы превратился столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов. Ему приходится пить отвратительную воду, и он не спит ночью, потому что необходимо стоять дозоре. Блаженство умершего зависело также от сохранения его имени рен памяти потомков, поэтому его вырезали на стенах усыпальницы и окрашивали зеленый цвет символ вечной жизни и обновления стереть имя считалось великим святотатством. Весь год состоял из 365 дней, он делился на три сезона, каждом сезоне было по четыре месяца. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа провидец. Однако отчаяние его супруги Исиды возвращали убитого бога к жизни, благодаря чему начинался новый день.

Несмотря на то, что Египте сохранилось много памятников, лишь 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед. конечно же приведу в пример неверную последовательность в перечислении Божеств Та Кемет Черной Земли. Маат победил ложь, грешники повержены, и жадные отторгнуты. Он изображался виде человека с головой ибиса, держащего руке палетку писца. Однако если говорить о художниках, то здесь, к сожалению, дело обстоит совершенно иначе. · Бог царства мёртвых у египтян, · Богиня, покровительница женщин и их красоты, у египтян.

Позже произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество – Амон. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном. Тефнут и Шу породили Геба бога Земли и Нут богиню неба, после чего Шу их разделил. Греческое имя бога, который в религии Древнего Египта Египетский бог потенции и буддистский монахизвращенец. В ряде текстов Уто богиня, творящая добро она даст мази для бальзамирования, огнем своего дыхания удлиняет жизнь, как зеленая, способствует произрастанию растений, охраняет укрытого Исидой зарослях папируса младенца Гора от козней Сета этот сюжет сближает ее с Исидой.

Результатом этого явилось то, что при столкновении с сильными армиями других народов египтяне неизменно терпели поражение. А обогащали фараонов и вельмож Б ослабляли свою страну В давали возможность воинам проверить свои силы. Положение жрецов в древнем Египте и в Месопотамии было схожим они занимали особое положение в обществе, они были служителями бога. Позже родилась вера странствия ба по земле и по подземному царству чтобы защитить ее от всевозможных подземных чудовищ, существовали специальные молитвы и заклинания. Птах создал себя сам, затем создал Атума, — служители богов в древнем египте были а уже Атум сотворил мир, действуя по воле Птаха. Его фетиш шкура, забинтованная льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, ставили сосуд, и помещали гробницу умершего египетской мифологии бог образе волка, проводник умершего Дуат. Гробница Сети I по сложности конструкции – одна из самых выдающихся во всем фиванском некрополе.

Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения, жрецы постепенно создали культ фараона. Так же как бог солнца Ра каждое утро купался первозданном океане на небесах, фараон совершал омовение, чтобы восстановить жизненную силу, которая затем растекалась по двум царствам. Но РА — это еще и Бог славян, Бог рысичей, это ещё и название реки Волги в древние. В египетской мифологии божество, соратник Сета, с которым иногда отождествлялся. Планета Меркурий Сетх эм уха нечер эм дуаит — Сетх вечерних сумерках, Бог утренних сумерках считался небесным образом бога Сетха, изображавшимся служители богов в древнем египте были виде сокола со змеиной шеей и головой Сетха или же, во избежание изображения Сетха на потолке гробницы образе стоящего антропоморфного божества.

Другие же, наоборот, считают, что эта процедура изначально означала печать унижения или рабства. Это выражалось, частности, присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, котором имели бы место все виды изобразительного искусства. Натровый щелок разлагал жир, так что получался скелет, обтянутый кожей. Бэс Бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Двор храма был окружен высокими каменными колоннами один или два ряда. Участие том женщины или ином ритуале часто семейного от ее зависело и социального положения. Он один сохранился из огромного количества обелисков, которые ставили Гелиополе фараоны два обелиска, установленные фараоном могущественной Восемнадцатой династии Тутмосом III, римляне вывезли через Александрию примерно 12 году.

Они организовывали обильные пожертвования, следили за строительством храмов. Служителями богов в Древнем Египте называли а рабов. Со времен цезарей римляне пристрастились к путешествиям за море — поглазеть на египетские святилища, пирамиды и изваяния, что положило начало паломничеству Египет любителей старины. Кроме знаменитого сарко фага, там находились прекрасные золотые панели. Ты захватил то, что желал, и служители богов в древнем египте были убил тех, кто пересек твою границу. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. В сражении с Апопом повторяющемся каждую ночь Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть всю воду обратно. Такие изображения часто встречаются на стенах древних построек Египта. Бог Себек, который изображался часто образе крокодила, был также пантеоне египетских богов одним из главных божеств. Иногда Амон также предстает облике своих священных животных — овна и гуся.

В Сиуте храмах Эпуата и Анубиса, богов с шакальими головами, мы это время обнаруживаем, кроме официальных жрецов, еще и часовых жрецов. До недавних пор хем нечер, что значит Служитель Бога, понимался как пророк, но теперь такой интерпретации. Анализ изображений таких ансамблей позднего периода истории Древнего Египта например, рельефа одной из гробниц некрополя Саккаре, относящегося к XXI династии заставляет согласиться с утверждением, что музыка стала ярче, шумнее и резче. Почему фараоны делали богатые подарки жрецам, а те свою очередь считались крупными землевладельцами и рабовладельцами. А чтобы не было напоминания о дарах его предшественников, то они просто их уничтожали. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник.

Существовала также целая система мифов, связанных с египетскими богами и если мы сейчас знаем мало рассказов об этих божествах гражданская война после смерти цезаря и должны довольствоваться только их именами и изображениями, то лишь потому, что тексты не донесли до нас этих мифов. В эпоху Среднего царства он отличался значительными размерами 60 ґ 40 и мог насчитывать до семидесяти помещений, группировавшихся вокруг центрального зала с четырьмя колоннами городище Кахуне. Ни Тутмос, ни римляне не могли предположить, что двумя тысячелетиями позднее, 1878 году, эти обелиски отправятся длительные путешествия — один займет место на набережной Виктории Лондоне и получит название Игла Клеопатры, а второй разместится Центральном парке перед Музеем изобразительных искусств Метрополитен НьюЙорке14.

Над дверью мы видим варварское украшение – изогнутые куски дерева один храм, как более поздние времена, украшен флагштоками. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым. Жители отдельных территорий имели версию, что первоприходцем был Пта, который создал восемь богов, одним из них и был Атум. В 1851 году Мариетт открыл так называемое Serapeum Мемфиса, место погребения священных Аписов с песни белой гвардии времен гражданской войны 64 бычьими мумиями, принадлежавшими быкам, жившим от царствования Аменхотепа III 18я династия до эпохи Птоломеев. Бог солнца Ра, стоящий зените над голубой водой с полосой зеленой земли и желтыми просторами пустыни слева и справа от нее, был самым наглядным и всеобъемлющим символом порядка и симметрии Вселенной.

Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Но злобный Сет ждал случая, чтобы погубить Осириса, и придумал хитрый план Он тайно определил понятие новейшая история и ее периодизация размеры тела Осириса, по этой мерке изготовил прекрасный, богато украшенный сундук и принес его на праздник. Именно это и послужило причиной создания мифов и легенд о Древнем Египте. Изображался образе шакала или дикой собаки, или человека с головой шакала или собаки. Однако она была не прорицательской, а аграрной. В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами.

Как Око Ра рано стала отождествляться с Сехмет также считавшейся его оком и почитавшаяся образе львицы. Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма – религия Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования. Внутри библиотеки должно было быть изображение двух богов Ху Слово и Сиа Познание. Ты захватил то, что желал, и убил тех, кто пересек твою границу. Сет был местным богом восточной дельте что касается Горуса, то происхождение его пока неизвестно, и мы даже не можем сказать, тот ли это Горус, бог света, о котором говорилось выше, или другой. Иероглифическое письмо священная резьба включало себя словесные знаки идеограммы, указывающие на предметы или понятия фонетические знаки, передающие слоги, сочетания звуков обычно двух или трех, причем исключительно согласных, или гораздо реже отдельные звуки 3 стилизованные рисунки, поясняющими смысл слов и понятий детерминативы.

Вера существование загробной жизни как продолжения земной, наступающей после воскресения, тесно связана с культом Осириса. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость. Это, несомненно, был бог Нила, и подобно другим нильским богам он изображается с бараньей головой этом качестве он слился с другими бараньеголовыми нильскими божествами вроде Гаршефа из Великого Гераклеополиса или мендесского барана Озириса. Как вы думаете, почему главным среди богов египтяне считали бога Солнца. Так, на одном изображении храме Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов. Как появились на земле люди и что ожидает человека после смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *