Стихотворение с эпитетами



Ссылка на видеоурок:https://resh.edu.ru/subject/lesson/3484/main/187941/

– Конец 50-х годов XIX века стал для Афанасия Фета временем его творческого расцвета, его «звездным часом». Стихи, которые он создает, сразу печатаются в различных журналах.Именно к этому времени относится и стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

Учитель выразительно читает стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…».

– Какая картина открылась перед вами?

Читая и анализируя это произведение, можно представить огромные поля спелой ржи. Жаркий день подходит к концу, уже виден месяц. Солнце заходит. Рожь колышется от ветра, как бескрайнее море.

– В стихотворении нам встретились непонятные слова. Давайте выясним их значение: Прихотливый – капризный, с причудами. Безбрежная – широкая, безграничная. Смежает – закрывает.

– Какое слово использовал поэт, чтобы показать необъятность, величие хлебного поля?Какой это литературный приём?

Поэт употребил слово «безбрежной». Оно передаёт ощущение простора, бесконечности.Такой литературный приём называется эпитет.

Эпитет – это образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

– С чем сравнивает поэт «солнце» в своем стихотворении?

В своем стихотворении Афанасий Фет «Солнце»называет «огнедышащее око», какое необычное сравнение!

–Стихотворение небольшое, но очень яркое. Поэт использовал олицетворения: месяц «робко смотрит», он «изумлён»; день «раскинул объятия», небо «смежает око» — то есть, закрывает глаза. Благодаря этому картина заката и золотого поля как будто оживает, становится реальной. Это стихотворение вызывает чувство восторга, пробуждает любовь к красоте русской природы.

Афанасий Афанасьевич Фет писал стихи о природе. В его стихотворениях можно найти примеры литературных приёмов: эпитетов, сравнений, олицетворений. Поэту удалось передать в своих стихотворениях ощущения, настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

«Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», — писал об А. А. Фете композитор П. И. Чайковский. Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов. Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал её.

Вопросы для самоконтроля:

— Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?

— Какие слова использовал поэт, чтобы показать необъятность, величие хлебного поля?

— Какое стихотворение А.А. Фета вам больше понравилось? Обоснуйте ваш выбор.

— Какие литературные приёмы использовал автор для того, чтобы передать всю красоту русской природы?

— Какие произведения не относятся к творчеству А. А. Фета?

o «Колобок»

o «Мама! Глянь-ка из окошка…»

o «Весенняя гроза»

o «Зреет рожь над жаркой нивой…»

– Как называется образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета?

o Звукопись

o Олицетворение

o Сравнение

o Эпитет

– Найдите в тексте стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета эпитеты.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

– Определите, из какого стихотворения словосочетания и распределите их.

«Мама! Глянь-ка из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Двор одело

Не колючий иней

Весело бежать

Смотри в очи

Жатвой хлеба

Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)

Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский

Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин

Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский

Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин

Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр

Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка

Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко

Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина

История создания

Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.

В 1827 г. стихотворение всё-таки было издано, но скрывалось в другом произведении — в записках французского писателя Ансло «Шесть месяцев в России», изданных в Париже и Брюсселе. «Кинжал» был напечатан в прозаическом французском переводе. Зато вся Россия, по словам Александра I, читала его вольнолюбивые стихи наизусть.

Литературное направление и жанр

Период южной ссылки – этап увлечения Пушкина Байроном и создания романтических стихотворений. Борьба с тиранией – одна из традиционных тем романтизма. Стихотворение «Кинжал» — образец гражданской лирики Пушкина, одно из самых острых революционных стихотворений.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.

Первые 4 строфы – история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое создание богами, предназначение и область применения,сущность мщения злодею, которое настигает повсюду.

Следующие 5 строф – лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран – Юлий Цезарь (Кесарь), который в 49 г. начал гражданскую войну. Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покорённую Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно. В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря. Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.

Следующие две строфы посвящены убийству Марата, вождя якобинцев. В эпоху французской революции (1789-1799) глава революционно-демократической партии якобинцев установил систему революционного террора. Для Пушкина, разделяющего идеи декабристов, любой террор был неприемлем. Эвменидой, богиней мщения, Пушкин называет Шарлотту Корде, заколовшую Марата. За это ей отрубили голову: она стала «жертвой Аида».

Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнён, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодёжи.

Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречён на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи – символ орудия, которое всегда найдёт тирана. В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждёт его.

Тема стихотворения – возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.

Тропы и образы

Кинжал в стихотворении – символ возмездия, его орудие.

Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нём излюбленный троп классицистов – перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста – бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.

Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог – Гефест, Кесарь – Цезарь, палач уродливый, апостол гибели – Марат, дева Эвменида (богиня-мстительница) – Шарлотта Корде.

Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы (эпитет и метафора), карающий кинжал, праздничные одежды, потаённые замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.

Для описания кинжала Пушкин использует множество тропов. Кинжал называется карающим (эпитет), тайным стражем свободы и последним судиёй позора и обиды (бессоюзные сравнения). Блеск лезвия сравнивается с адским лучом, с молнией богов. Оно называется немым (эпитет), его удар нежданным (эпитет).

Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона». Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.

В четвёртой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.

Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под (Рубикон под Кесарем) подчёркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут (эпитет) заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.

История смерти Марата — настоящий хаос, описанный с помощью метафор (исчадье мятежей, труп вольности безглавой) и эпитетов (крик злобный, презренный, мрачный и кровавый). Множество убийств называются жертвами усталому Аиду (метафора). Сам Марат одновременно подобен уродливому палачу и апостолу гибели.

Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов (юный праведник, избранник роковой, святая добродетель) и метафор (век угас на плахе).

Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания (метафорически это изображено как вечная грозная тень мстителя и как горящий кинжал без надписи). Последний образ превращается в символ.

Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения – старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передаёт срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создаёт как будто случайное пятистишье вместо четверостиший (среднее, пятое). По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.

Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрёстная, в остальных – кольцевая, в пятой – сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Кинжал(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Лексические средства выразительности: эпитет, сравнение, метафора. 5-й класс

Кулагина Надежда Викторовна

Организация: Гимназия №12

Населенный пункт: г. Долгопрудный

Цели урока:

обучающие: ознакомить учащихся с лексическими средствами выразительности: эпитетом, сравнением, метафорой; научить находить их и понимать их роль в поэтических текстах; привить навык использования средств выразительности в своей речи;

развивающие: продолжить работу по обогащению словарного запаса обучающихся, по развитию образной речи и языкового чутья; по развитию навыков анализа поэтического текста;

воспитательные: прививать любовь к художественному слову, к русской литературе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: раздаточный материал, тексты стихотворений, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация.

(Условное обозначение: ПО – предполагаемый ответ.)

Ход урока.

(слайд №1)

Слово учителя.

Читая художественные произведения, мы испытываем различные чувства, плачем и смеемся, грустим, радуемся, отчаиваемся или воодушевляемся. А вы, ребята, задумывались: почему все это происходит с нами? Почему так сильно воздействуют на нас книги, которые мы читаем?

Художественная литература — это вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова. Прозаики и поэты с помощью слова создают художественные образы, используя разнообразные лексические средства выразительности.

Одним из таких средств является эпитет. Запишем это слово в тетрадь.

(слайд №2)

Эпитет (от греч. epitheton –приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Например, поэт Сергей Александрович Есенин так описал осень: «Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком».

Подумаем, чем отличается эпитет от простого определения?У вас на столах лежат карандаши. Какие они?

(Ученики перечисляют признаки карандашей.)

Сделаем вывод.

ПО. Определение указывает на цвет, форму, размер предмета (красный, желтый, квадратный, круглый, маленький, огромный); указывает на то, из чего сделан предмет ( деревянный, пластмассовый); то есть слова употребляются в прямом значении. Эпитеты дают оценочную характеристику определяемого предмета или явления.

В приведенных словосочетаниях укажите простые определения и эпитеты, объясните значение эпитетов.

Например: седые волосы – это определение, волосы поседели; седая ива – это эпитет, цвет листьев ивы похож на седину человека.

(Работа выполняется цепочкой, один ученик объясняет одно словосочетание.)

Весенний день, весеннее настроение, золотой характер, золотая цепочка, бархатное платье, бархатные лапки, гневный старец, гневное море, стеклянный взгляд, стеклянная дверь, каменное сердце, каменная плита, воробьиное перышко, воробьиная душа, пустая бочка, пустая голова, угрюмый мальчик, угрюмый лес.

Сделайте вывод: как появляются эпитеты?

ПО. Эпитет — красочное, эмоциональное, выразительное, образное определение. Он появляется благодаря сходству предметов по определенным признакам. Это слово в переносном значении.

Понаблюдаем за ролью эпитетов в художественном произведении. Послушайте стихотворение С.Есенина.

(Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Вам все понятно в этом стихотворении? Нарисуйте картину, которую вы представляете, читая это четверостишие?

ПО. Раннее утро. На востоке восходит солнце. Его лучи окрашивают горизонт в красный цвет, проникают в лес, льются на поля, луга, добираются до деревни. Освещают огород, капустные грядки в росе. Солнечные лучи блестят в капельках росы, и она кажется красной. Вместе с солнцем просыпается все живое. И на окраине огорода маленький росточек клена встрепенулся после ночного сна и потянулся своими листочками к ласковому солнцу.

Как поэт относится к изображаемой природе? Какие слова помогают понять чувства автора?

ПО. Поэт любуется восходом солнца, замечает все изменения в окружающем мире. Он любит природу. Он так нежно говорит: «клененочек», как мы говорим о детенышах животных: котеночек, теленочек, цыпленочек. Уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает нежное отношение Сергея Есенина ко всему живому.

А как вы понимаете последнюю строчку «Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет»? Кто это — матка?

ПО. Это мать клененочка — земля. Мать-земля кормит своего сына клененочка, как все матери утром кормят своих детей.

А теперь найдите эпитет и определите его роль в этом стихотворении.

ПО. «Красной водой». Вода, конечно, прозрачная. Но солнечные лучи, преломляясь в капельках воды, окрашивают ее в красный цвет. Эпитет помогает нарисовать картину восхода солнца.

Познакомимся еще с одним стихотворением С.Есенина и определим роль эпитетов в нем.

(Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)

Ночь

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И темный лес, склоняся, дремлет

Под звуки песен соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Веселый шелест тростника.

Какой вы почувствовали ночь в этом стихотворении?

ПО. Ночь очень тихая. За день все устали, утомились, и ночью хочется отдохнуть после трудового дня. И ночь располагает к отдыху. Все в природе умиротворилось: солнце погасло, волна затихла, лес дремлет. И только мирно журчит ручей и поет соловей, но их звуки еще сильнее убаюкивают темный лес и его обитателей. И в разлившейся тишине один тростник весело шелестит, но его шелест тих.

Какие эпитеты помогают создать образы природы?

ПО. Усталый день. Конечно же, не день устал, а все живое. Днем все заняты делами, устают и желают отдохнуть за ночь. И эпитет подготавливает создание образа тихой ночи, когда все располагает к отдыху.

Мирный ручей. Ручей не может прервать свой бег ни днем ни ночью. Но его журчание не нарушает ночной тишины, и понять это помогает эпитет.

Веселый шелест. Этот эпитет создает приподнятое настроение. Он несет в себе положительные эмоции, заряд бодрости, радости и дарит умиротворение.

Творческое задание.

А теперь попробуем свои силы. Подберите эпитеты к словам. Кто больше? (Ученики работают парами с карточками. Отвечает та пара, которая подберет больше эпитетов. Остальные подчеркивают те слова, которые называют отвечающие, и добавляют новые, если слово не было озвучено.)

Вечер

Утро

Зима

Море

Клен

Поле

Голова

Сын

Мать

Русь

Творческое задание. Кто быстрей!

(Работа с текстами по рядам. Учащиеся каждого ряда получают свое стихотворение. Отвечает тот ученик, который первым поднимает руку. Остальные сверяют со своими вариантами и уточняют.)

Вставьте пропущенные эпитеты в стихотворения русских поэтов. Но вначале давайте подумаем: в стихотворениях пропущено всего несколько слов, но что произошло со стихами?

ПО. Нарушился стихотворный ритм, в каких-то строчках пропала рифма.

А.А.Фет

Сплю я. Тучки______________________________

Вешние, жемчужные

Мчатся надо мной;

Смутные, узорные,

Тени их __________________________________ —

По полям грядой.

Подбежали к чистому

Пруду ___________________________________

И вдвойне светло.

Уж не тени _______________________________, —

Облака прозрачные

Смотрятся в стекло.

Сплю я. Безотрадною

Тканью ___________________________________

Тянутся мечты;

Вдруг сама заветная,

Кроткая, приветная,

Улыбнулась ты.

К.К.Случевский

В одежде выцветшей и бурой,

В каемках яркой желтизны,

Объят ты, лес, погодой _________________,

И блекнут все твои сыны.

На их _____________ обличья,

Пятном блестящим с высоты,

Льет солнце ______________ блеск величья

И греет __________________ листы.

Но в безнадежности природы,

Как изумруды зелены,

Заметны озимые всходы

И зелень ели и сосны.

И.А.Бунин

В темнеющих полях, как в безграничном море,

Померк и потонул зари _______________ свет –

И мягко мрак ночной плывет в степном просторе

__________________ заре вослед.

Лишь суслики во ржи скликаются свистками,

Иль по меже тушкан, таинственно, как дух,

Несется быстрыми, неслышными прыжками

И пропадает вдруг…

(Слайды № 3, 4, 5)

Сравните свои варианты со стихотворениями поэтов. Какие можно сделать выводы из проделанной работы?

ПО. В стихотворениях каждое слово должно быть на своем месте, иначе нарушаются ритм и рифма. Поэты тщательно подбирают слова, точные, яркие, выразительные. Эпитеты помогают создавать художественные образы.

Слово учителя.

Еще одним средством выразительности является сравнение. Запишем слово в тетрадь.

(Слайд №6)

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Например, » девушка, черноволосая и нежная, как ночь» (М.Горький).

Понаблюдаем, как сравнения помогают создать поэтические образы в стихотворениях.

(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)

А.К.Толстой

Не пенится море, не плещет волна,

Деревья листами не двинут,

На глади прозрачной царит тишина,

Как в зеркале, мир опрокинут.

Сижу я на камне, висят облака,

Недвижные в синем просторе;

Душа безмятежна, душа глубока –

Сродни ей спокойное море!

Какую картину вы представляете, прочитав это стихотворение?

ПО. Тихое море. Его поверхность абсолютно гладкая, как зеркало. В прозрачной воде отражаются деревья, растущие на морском берегу, и облака на синем небе. На камне сидит человек. Он смотрит на море. Оно успокаивает его. Человек чувствует родство своей души и моря.

Какова роль сравнений в этом стихотворении?

ПО. Как в зеркале, мир опрокинут. Морская поверхность сравнивается с зеркалом. На море полный штиль, а вода зеркальная, и в ней отражается все, только в перевернутом виде.

Душа безмятежна, душа глубока – Сродни ей спокойное море.

Это сложное сравнение. Душа человека сравнивается с морем. Сейчас она безмятежна и спокойна, как море. Но душа и глубока, как море. Значит, в душе человека скрыты такие глубинные тайны, как и в морской пучине. Как человек не может познать все тайны морского дна, так не может до конца познать и свою душу. Сравнение заставляет задуматься о сложности внутреннего мира человека.

Проанализируем еще одно стихотворение.

(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)

Я.П.Полонский

В хвойном лесу

Лес, как бы кадильным дымом

Весь пропахнувший смолой,

Дышит гнилью вековою

И весною молодой.

А смолу, как слезы, точит

Сосен старая кора,

Вся в царапинах и ранах

От ножа и топора.

Смолянистым и целебным

Ароматом этих ран

Я люблю дышать всей грудью

В теплый утренний туман.

Ведь и я был так же ранен –

Ранен сердцем и душой,

И дышу такой же гнилью

И такою же весной…

Все слова понятны в стихотворении? Как вы понимаете слово «кадильным»?

(Слайд №7)

Словарная работа.

Кадильным дымом.

Кадило – металлический сосуд для курения ладаном при богослужении.

Какие мысли и чувства пробуждает это стихотворение?

ПО. Если очень внимательно вдуматься в это стихотворение, то оно заставляет поразмышлять о многих важных проблемах. Потрясают старые сосны, стволы которых изуродованы ножом и топором. Но кто орудовал ножом и топором? Человек! Человек бездумно, беззаботно, жестоко поранил миролюбивые деревья. Люди наносят тяжелые раны не только живой природе, но и своим родным, близким. Ведь герой «ранен сердцем и душой», и эти раны могли нанести ему те люди, которые его окружали. Может быть, слово «гниль» указывает на все злое, жестокое, мрачное, что отравляет жизнь природы и человека. Но все-таки стихотворение жизнеутверждающее, потому что побеждает молодая весна.

Какова роль сравнений в этом стихотворении?

ПО. А смолу, как слезы, точит/ Сосен старая кора. Сравнение показывает, что деревья могут плакать, как люди, когда их обижают. Сосны плачут от боли, от унижения. Они беззащитны перед человеком с ножом и топором. И некому утешить старые деревья в их горе.

Лес, как бы кадильным дымом весь пропахнувший смолой. Сложное сравнение, которое заставляет размышлять. Кадильный дым появляется при богослужении, когда человеческие души настраиваются на общение с Богом. Человек, пришедший в лес, вдыхающий лесные запахи, очищается душой и чувствует божественную силу. Он ощущает связь времен, «дышит гнилью вековою» и устремлен в будущее, «дышит… весною молодой». Душа человека обновляется для дальнейшей жизни.

Творческое задание. Кто быстрей!

Попробуем свои силы. Подберите сравнения к словам.

(Работа с карточками парами. Отвечает та пара, которая первой поднимает руку. Остальные сверяют свои варианты и дополняют ответы.)

Лето как…

Дуб будто…

Небо словно…

Лес шумит, как будто…

Снег скрипит, словно…

Ручей журчит, будто…

Самолет летит, как…

Ивушка наклонилась, словно…

Лягушки расквакались, будто…

Машина затормозила, как будто…

Слово учителя.

Еще одним средством выразительности является метафора. Запишем слово в тетрадь.

(Слайд №8)

Метафора ( от греч. metaphora – перенос) – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафору называют скрытым сравнением. Например, «Багровый костер заката» (И.А.Бунин).

Понаблюдаем, как метафоры помогают создавать поэтические образы.

(Работа с текстом. Ученики подчеркивают нужные слова цветными карандашами.)

И.А.Бунин

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами –

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,

И в зелени ветвей, в березах у межи,

Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез

Уж веет ласково, а белые березы

Роняют тихий дождь своих алмазных слез

И улыбаются сквозь слезы.

Какие поэтические образы природы созданы при помощи метафор?

ПО. На солнце бархатом пшеницы отливают. Представляется огромное поле созревающей пшеницы. Тяжелые колосья, налитые зерном, в солнечных лучах после дождя похожи на бархат золотистого цвета.

…белые березы/ Роняют тихий дождь своих алмазных слез/ И улыбаются сквозь слезы. Дождь прошел. Но мокрые деревья покрыты дождевыми каплями. Ветер качает ветви берез, и капли падают вниз, словно слезы. Березки как будто плачут от радости, что в летний зной дождик освежил их и принес облегчение.

Проанализируем стихотворение Игоря Северянина «Весенняя яблоня» и определим, как созданы поэтические образы с помощью эпитетов, сравнений, метафор.

(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)

(Слайд №9)

Игорь Северянин

Весенняя яблоня

Акварель

Весенней яблони, в нетающем снегу,

Без содрогания я видеть не могу:

Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –

Трепещет дерево, туманя гений мой…

Как будто в зеркало, смотрясь в широкий плес,

Она старается смахнуть росинки слез

И ужасается, и стонет, как арба,

Вняв отражению зловещего горба.

Когда на озеро слетает сон стальной,

Бываю с яблоней, как с девушкой больной.

И, полный нежности и ласковой тоски,

Благоуханные целую лепестки.

Тогда доверчиво, не сдерживая слез,

Она касается слегка моих волос,

Потом берет меня в ветвистое кольцо, —

И я целую ей цветущее лицо.

Почему стихотворение имеет подзаголовок «Акварель»?

ПО. Акварель – это краски, разводимые на воде, мягкие, нежные, неяркие. И герои стихотворения трепетные, ласковые, доверчивые. Их душевная красота неяркая, но сильная. Они скрывают от людей свои чувства и проявляют их только тогда, » когда на озеро слетает сон стальной», то есть ночью, когда их никто не видит и не обидит. Яблоня стесняется своего горба, а герой понимает ее неловкость и старается не причинить ей лишних страданий. Подзаголовок «Акварель» — это своеобразная метафора.

Образ весенней яблони создан при помощи метафоры «в нетающем снегу». Яблоня так буйно цветет, что ее цветы, как снег, закрывают все пространство. Дерево сравнивается с горбатой девушкой, и из-за своего уродства плачет, метафора «росинки слез» показывает, что героиня стойко переносит свое горе, но слезы непроизвольно появляются сами собой. Сравнение «и ужасается, и стонет, как арба» помогает понять, какая тяжесть лежит на душе яблони-девушки, какие душевные муки она переживает. Эпитет «цветущее лицо» объясняет, как расцветает душа человека, когда он испытывает искренние чувства, когда к нему относятся с нежностью и лаской.

Рефлексия.

Подведем итоги. Давайте подумаем, а когда впервые мы познакомились с понятиями эпитет, сравнение, метафора? Вспомним, как наши мамы разговаривали с нами, когда мы были совсем крохотными. Они говорили: «Радость моя! Просыпайся. Солнышко встало. Оно шлет тебе свои ласковые лучи. Они, словно добрые ангелы, пришли сказать тебе: «С добрым утром!» Многие мамы говорили так или подобным образом. Сделаем вывод: зачем нам нужны эпитеты, сравнения, метафоры?

ПО. Эпитеты, метафоры, сравнения делают нашу речь красочной, образной, выразительной. Они развивают образное мышление, творческое воображение, помогают в привычных предметах, явлениях увидеть что-то необычное.

(Слайд №10)

Как мы сегодня работали? Какие виды работ мы выполняли? Свои ответы можно начать так:

На уроке я научился (научилась)…

На уроке я узнал (узнала)…

Я почувствовал (почувствовала) …

Я вспомнил (вспомнила)…

Я понял (поняла) …

На уроке сегодня мы работали…

Мы выполняли такие виды работ: …

(Слайд№11)

Домашнее задание.

  1. Запомнить, что такое эпитет, метафора, сравнение.
  2. По выбору учащихся: выбрать стихотворение русского поэта о природе и определить роль эпитетов, сравнений, метафор; или написать пейзажную зарисовку, используя эпитеты, сравнения и метафоры; или записать, какие эпитеты, метафоры, сравнения используют в своей речи члены семьи.

Список литературы:

2. Жизнь природы там слышна. Русская лирика природы XVIII-XIX веков. Москва, издательство «Правда», 1987;

3. Серебряный век русской поэзии. Москва, «Просвещение, 1993;

4. Коновалова М.В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. Ж-л «Русский язык и литература», издательская группа «Основа», №10, 2015

Скачать Эпитеты примеры + в стихах есенина:
https://bit.ly/2sQpZkY
3. Примеры эпитетов в поэзии. Несколько примеров эпитетов Немало их в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях Некрасова, Есенина.
Излюбленными эпитетами для С. Есенина являются определения «голубой», «синий» и «золотой». Золотой блеск переливается в его стихах: «Сердце — глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви — голова».
Некоторые написала эпитеты из стиха пастернака «Июль»! Мне надо эпитеты из стиха «Никого не будет в доме»! Вы находитесь на странице вопроса «примеры эпитетов в стихах есенина», категории «литература».
Самое интересное. что в стихах про парус сначала — просто эпитет: «парус одинокий». Примеры эпитетов из стихотворений Лермонтова: Примеры метафор из стихотворения Есенина «Черемуха»
СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Стихотворения. Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства. В багровом зареве закат шипуч и пенен, Березки белые горят в своих венцах. Приветствует мой стих младых
С.А. Есенин использует в своей поэзии музыкальные эпитеты, которые озвучивают стихотворение, именно это свойство позволило многие стихи Есенина положить на музыку, и теперь они стали общеизвестными романсами.
С.А. Есенин использует в своей поэзии музыкальные эпитеты, которые озвучивают стихотворение, именно это свойство позволило многие стихи Есенина положить на Мои размышления о русской поэзии на примере творчества Сергея Есенина.
4. Эпитеты: Отговорила роща золотая. С широким месяцем над голубым прудом. Сказка в стихах по ключевым словам. Волк, заяц, зайчиха, зайчонок, пчела. Ответь.
С. А. Есенин использует в своей поэзии музыкальные эпитеты, которые озвучивают стихотворение, именно это свойство позволило многие стихи Есенина положить на музыку, и теперь они стали общеизвестными романсами.
Допишите предложение и приведите примеры из стихотворений. Примеры эпитетов из стихотворений С.А. Есенина: «белая береза», «в сонной тишине», «в золотом огне», «зеленокосая», «золотистые косы», «холщовый ее сарафан».
https://inprogress-business-solutions.co.za/dolph/blogs/entry/Инструкция-по-определению-фальшивой-купюры
https://pawfblw.quadrobb.ru/viewtopic.php?id=151
https://suwesuv.anifbb.ru/viewtopic.php?id=148
https://gist.github.com/d4a06b2c24ecf80d5b71619c785c061f
https://www.flickr.com/groups/3865937@N21/discuss/72157685997098915/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *