Воздвижение креста

Празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня совершается в Православной Церкви 27 сентября по новому стилю.
История обретения Креста Господня
Крест Христов является главной святыней христианства, поскольку через него было совершено Господом Иисусом Христом искупление всего человечества. Таким образом, Животворящий Крест является для верующих не только победоносным духовным оружием, но и символом любви Божией к человеку.
После распятия Богочеловека Крест был утерян на несколько веков, однако в начале IV века по инициативе святой равноапостольной царицы Елены начинаются поиски этой величайшей святыни. Прибыв в Палестину, благочестивая царица с благословения Иерусалимского епископа начала раскопки в предполагаемом месте распятия Господа, и вскоре было найдено три креста. Следовало отличить Крест Господень от тех крестов, на которых, согласно Евангелию, были распяты два разбойника. Существуют различные предания о том, как был определен Крест Господень. Согласно наиболее известному преданию, мимо места раскопок проходила погребальная процессия и, когда усопшего положили на один из крестов, то он воскрес, благодаря чему Крест получил название Животворящего. Существует предание, согласно которому Крест Господень начал цвести. Оно нашло отражение в изображении Креста с растительными узорами, весьма известном в Армянской Церкви.
Событие обретения Креста Господня в 326 году было настолько значительно для всего христианского мира, что в память об этом был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме того, в Православной Церкви существует еще несколько праздников, посвященных прославлению Креста.
После обретения Креста Господня царица Елена отвезла в Константинополь часть Животворящего Древа, гвозди, а также табличку с надписью «Иисус Назорянин, Царь Иудейский», которая, согласно евангелистам, была помещена на Кресте. Позже Животворящий Крест Господень был разделен на множество частиц, и эта святыня была разнесена по всему христианскому миру.
Все четыре евангелиста, рассказывая о распятии Господа Иисуса Христа, не сообщают никаких подробностей о самом Кресте. Однако издавна в христианской Церкви существовало множество преданий и апокрифических сказаний, повествующих о том, что Животворящий Крест был сделан из одного из райских деревьев. Целью подобных апокрифов было не прославление самого Креста, значение которого для христиан никогда не оспаривалось, но желание показать связь Ветхого и Нового Заветов.
Богослужебные особенности праздника
Воздвижение Креста Господня является единственным из двенадцати основных церковных праздников, который служит не воспоминанием какого-либо эпизода Нового Завета, но в своей основе имеет более поздние события церковной истории.
Богослужебной особенностью этого праздника является вынос креста на всенощном бдении из алтаря и положение его на аналое в середине церкви для того, чтобы верующие могли поклониться кресту. Цвет священнических облачений в этот день фиолетовый или темно-красный, что символизирует крестные страдания Спасителя, в память о которых в этот день Православной Церковью был также установлен строгий пост. В текстах богослужения есть обращения, посвященные Кресту Господню, однако следует понимать, что, поклоняясь Кресту, верующие молитвенно обращаются и почитают распятого на нем Господа Иисуса Христа.
Иконография праздника
Начало празднования Воздвижения Креста Господня относится к первой половине
IV века, а первые иконописные изображения, посвященные этому великому празднику, появились не ранее XII века.

На иконе на фоне храма изображается патриарх, держащий Крест Господень. Его руки поддерживают два диакона, а справа и слева от патриарха стоят царь Константин Великий и его мать царица Елена. На некоторых иконах праздника Крест украшен цветами и зелеными ветвями.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.
Величание:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.
Молитва:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

праздник Православной Церкви, посвященный памяти обретения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноап. царицей Еленой (326), а с VII в. с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим имп. Ираклием (629).

Язычники пытались полностью уничтожить воспоминания о священных местах, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Римский имп. Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на образовавшемся холме соорудить капище Венеры и статую Юпитера. Однако через три века великие христианские святыни были вновь обретены усилиями равноапп. имп. Константина и его матери царицы Елены. Царица Елена, несмотря на преклонные годы, прибыла на Св. Землю и лично возглавила поиски и восстановление оскверненных святынь. Во время раскопок ниже Гроба Господня была обнаружена пещера, в которой лежали три креста, дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. Чтобы узнать, который из крестов является тем, на котором был распят Спаситель, иерусалимский патр. Макарий предложил возложить их поочередно на покойника. Крест Господень воскресил мертвеца. Известие об этом событии мигом облетело окрестности.

Множество христиан устремилось на раскопки, желая увидеть великую святыню. И тогда патриарх поднял — воздвиг — Крест над толпой, чтобы все имели возможность поклониться ему. Но посягательства на христианские святыни продолжались. Через три века Честной Крест был пленен персидским царем Хозроем II и только спустя четырнадцать лет возвращен в Иерусалим, именно в день празднования Воздвижения.

Позднее, во времена крестовых походов, рыцари-католики похитили из храма Честной Крест. Но Господь не допустил попрания святыни и скрыл его в глубинах Средиземного моря. Однако много частиц Животворящего Креста разнесено паломниками по всему свету.

В старину в наших летописях день этот, празднуемый 14/ 27 сентября, именовался «ставровым днем» (греч.: stauros — крест).

Киевская летопись под 1154 замечает: «разболеся Изяслав Мстиславич на ставров день». Некнижный люд, желая применить к празднику Воздвижения некоторые обстоятельства своего быта, называет его по-своему — Вдвижением или Сдвижением. Эти названия очень своеобразно толкуются нашими простолюдинами, они говорят: «Пришло сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», или «хлеб с поля сдвинулся» — и этим обыкновенно намекают на приближение зимы, уборку хлеба с полей и т.д. В некоторых местах праздник Воздвижения назывался «честным» (подразумевается, конечно, «крестом»). На празднике Воздвижения, по народному замечанию, гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые, теплые страны, что бывает также с разными птицами, особенно ласточками. Блаженная страна эта у наших предков, вплоть до XIX в., называлась обыкновенно ирьем или вырьем. О ней упоминает Владимир Мономах в своем «Поучении», говоря, что «птицы небесные из ирья идут». Приурочение этого поверья к празднику Воздвижения объясняется наступлением в это время холодов, которые гонят из наших стран птиц в более теплые страны, а гадов заставляют скрываться в глубь земли.

И.П. Калинский

Оцените определение:

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ
Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Страница Митрополита | История | Храмы | Монастыри | Святые | Газета «Сретение» | Архив
Беседы о Православии | Календарь | Новости | Объявления | E-mail

Символ победы и торжества.
Воздвижение Животворящего Креста

Святой Крест, благоговейно чествующий св. Церковью, особенно много говорит нашему сердцу – мы в нем видим не только напоминание о давно прошедшем, но и указание для личной жизни каждого из нас. Кто не желает погрязнуть в мутной тине низких страстей, кого разум влечет на иной, высший путь жизни, кто не может относиться к делу искупления и освящения человечества как холодный посторонний зритель, лишь «покивающий головою своею» перед голгофской картиной, кто хочет идти во след Христу, тот «да отвержется себе и возьмет крест свой и последует Ему».

27 сентября св. Церковь празднует Воздвижение честного животворящего Креста Господня. Этот очень древний праздник и обычай, по-особому отмечать субботу и воскресенье перед Воздвижением, связаны с двумя большими событиями в истории христианской Церкви.

Во времена гонений на Церковь римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадая за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117—138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306—337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение— Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу.

Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенений ее Святым Крестом, сразу исцелилась (* Никифор Каллист, кн. VIII, гл. 29). Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.

В VII веке, в 614 году, с Византией, христианским государством, в обладании которого находился Иерусалим, воевал персидский царь Хозрой – язычник, огнепоклонник и враг христиан. Царь завоевал Ближний Восток, Сирию, Палестину, Египет, Малую Азию и Иерусалим. Он пленил христианское население Иерусалима и выселил его во главе с патриархом в глубину Персии. Отвез он в Персию и пречистое древо животворящего Креста Господня. Для христиан это было большое горе.

В 628 году византийский император Ираклий после многочисленных походов и многих лет борьбы победил персидского царя и разгромил персидскую державу. Он освободил из плена христиан, патриарха Иерусалимского и честное древо креста Господня. Радостно, торжественно и в то же время смиренно взял император крест Господень на свои плечи и понес его в Иерусалим, где 14 сентября водрузил его на прежнее свое место.

После этого события, с VII века до настоящего времени Православная Церковь празднует Воздвижение именно в этот день – 27 сентября по новому стилю. А так как освящение храма во имя Воскресения Господня при Константине в 336 году и собор, который установил праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, были совершены в субботу, накануне воскресенья, то было решено отмечать перед этим праздничным днем особый праздник — субботу и неделю перед Воздвижением.

* * *

В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшее страдание ради нашего спасения. Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству.
Явление Креста — это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому. Крест — твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.
Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову. Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители — женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его”. Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.
Однако сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: “Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе;и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою”( Матф.24, 30)”. Это будет как бы “второе” воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.
Праздник Воздвижения — престольный праздник Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, почти десятилетие бывшего кафедральным, то есть главным храмом Карелии.

См. также:

При использовании данного материала просьба давать ссылку на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, http://eparhia.karelia.ru

Значение слова Воздвижение Креста Господня по словарю Брокгауза и Ефрона:

Воздвижение креста Господня — церковный праздник,ежегодно совершаемый 14 сентября. Мать императора Константина Великого, св. Елена, посетила Святую землю, с целью найтиместопогребенияХриста и самыйкрест, на котором он был распят. Это была задачавесьма трудная. За два столетияперед тем императорАдриан приказал совершеннозавалить пещеру гроба Господня,чтобысделать неузнаваемым самое место Его распятия и погребения, и на нем воздвигнуты были даже храмы в честь Юпитера и Венеры. Несмотря на это, произведенные Еленой раскопки увенчались успехом: пещера гроба Господня была найдена и неподалеку от нее открыты были три креста и даже доска с надписью, которая, по свидетельству евангелистов, находилась на кресте Иисуса Христа. По некоторым признакам можно было догадываться,который из трех крестов есть именно крест Иисуса Христа. окончательным в том удостоверением послужило исцелениебольнойпосредствомприложения креста. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Часть этого «животворящего» креста Елена послала своему сыну Константину, а остальная, главная часть его, обделанная в серебро, положена была в главной иерусалимской церкви. Над пещерой Гроба Господня впоследствии построена была церковь, освященная 14 сентября 335 года. Чтобы дать возможность многочисленным христианам, отовсюду собравшимся на торжество,увидеть великую святыню, епископМакарий поднимал, или «воздвигал», крест над головами молящихся, и от этого собственно поднятия, или «воздвижения», и получил свое название самый праздник. По другому преданию, происхождение праздника относится к более позднему времени. В 614 или 616 году на Иерусалим сделано было нападение персидским царем Хозроем II, который завоевал город и вместе с другими сокровищами увез с собою св. крест. Но вскоре греческий император Гераклий одержал над персами победу, и они приняли предложенные им мирные условия (628 г.), между которыми значилось возвращение креста Господня. В 631 году Гераклий возвратил св. крест в Иерусалим и в торжественнойпроцессии на собственных плечах принес его на Голгофу, где он и «воздвигнут» был опять в церкви св. Гроба. Вероятнее более древнее происхождение праздника, так как о нем упоминается в актах патриарха Евтихия († 582). В VII веке празднование в честь креста проникло и на Запад, где оно официально принято было Папой Гонорием I под названием Gestum exaltationis s. crucis. В православной церкви во время всенощного бдения на 1 4 сентября св. крест торжественно выносится из алтаря и воздвигается перед народом на все 4 стороны.

Так как с крестом неразрывно связывается идея страданий Христа, то в воспоминание о них церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост. А. Л.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *