Как писать о здравии?

1. Записки на проскомидию (о здравии или упокоении) подаются до начала литургии – то есть либо накануне вечером, либо рано утром, пока служба еще не началась. Если вам важно, чтобы ваших близких помянули в какой-то определенный день, скажите об этом в церковной лавке.

2. Когда вы вписываете имена в записку, вложите в это частичку вашей души. Быстро набросать на бумаге список родных, который вы знаете уже наизусть – дело нехитрое. А вот когда вы каждое имя пишете с любовью, с искренним желанием блага этому человеку – то это уже в некотором роде молитва. Не пренебрегайте этим.

3. Пишите имена крупно, четко, желательно печатными буквами. Так вы избавите священника от необходимости разбирать «хитросплетенные» строчки, и у него останется время на искреннюю молитву о ваших близких.

4. Церковное поминовение совершается только о крещеных в православной вере. Нельзя подавать в храм записки о некрещеных или самоубийцах (если нет специального архиерейского благословения на их поминовение в Церкви). Существует домысел, будто за таких людей нельзя ставить свечи в храме и вообще молиться. Это именно домысел. Приходите, ставьте свечи, молитесь о них и в храме, и дома, подавайте в их память милостыню – всё это будет для них большим утешением и помощью.

5. Не забывайте вписывать в записку «О здравии» свое имя. Молиться о спасении других – подвиг любви, молиться о спасении собственной души – наша первейшая обязанность.

6. Имена в записках пишутся в родительном падеже (отвечают на вопрос «кого?») и даются в церковном написании (например Ксении, а не Оксаны).

7. Если вы хотите помянуть духовных лиц, то указывайте их сан (епископ, игумен, иерей, монах и т.д. ).

8. Дети до 7 лет – младенцы, с 7 до 14 лет – отроки.

9. В записках перед именем можно делать некоторые пометы, например: «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Но не стоит увлекаться. «Озлобленный», «сильно пьющий», «беспутный» или «бестолковый» — это эпитеты не для церковных записок.

10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленным». Допустимо написание перед именем «убиенный», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Церковная молитва – это огромная поддержка, помощь и утешение для любой души. И какое счастье, что мы можем дарить своим близким это истинное благо!

Re: Как правильно подавать записки о здравии, о упокоении

larisa » 28 окт 2011, 04:52

О церковных записках
Как правильно написать в храме записку?
– Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи».

Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например: «архиеп. Иеронима», «прот. Николая», «иерея Петра».
До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?
– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».
Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?
– К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося». Перед именами живых крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего», чтобы священнослужитель понимал, о ком он молится. Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.
За кого нельзя подавать записки?
– Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?
– Во время проскомидии – приготовительной части Литургии («проскомидия» – по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.
Что такое «заказная обедня»?
– Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении (поминовении во всеуслышание, которое обычно совершает диакон) и на молебне (или панихиде).
Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?
– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.
Что такое сорокоуст и как его заказать?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.
Что такое годовое, полугодовое поминовение?
– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).
Что такое вечное поминовение?
– Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Следует подавать записки о здравии плодоносящей (непраздной) матери – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.
Почему у церковных записок разная стоимость?
– Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же можно сказать и о стоимости свечей.

Поминовение на Божественной Литургии

Поминовение на Проскомидии (о здравии или о упокоении) — это то же самое, что и заказная записка. За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов.

О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются. Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл.

(младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная). Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный». Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым по желанию прихожанина. Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») г оворит о том, что Она наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву. Панихида служится перед кануном особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком. Во многих монастырях существует особая треба поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:
На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;
На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;
На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.…

Пожертвование на исполнение требы:

Вечное поминовение с частицей — 10000 руб

Поминовение (1 имени)на 1 год ежедневно (о здравии, о упокоении) — 3500 руб

Поминовение на (1 имени) 6 мес ежедневно (о здравии, о упокоении) — 1500 руб

Поминовение(1 имени) на 3 мес ежедневно (о здравии, о упокоении) — 1000 руб

Поминовение(1 имени) на 1 мес ежедневно (о здравии, о упокоении) — 500 руб

http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-32708/?stt=683
Немножко непонятно, что значит «хуже»? Они теряют в зарплате? Или у них повышается температура тела? Как это, «становится хуже»?
Дело в том, что в то время, когда разрабатывались церковные правила, никаких записок не существовало. Если бы к нам в храм сейчас пришёл, допустим, Иоанн Златоуст, он бы весьма удивился, что это люди делают в свечном ящике. В его время люди молились сами, только по особым важным случаям, таким как засуха или землетрясение, то молились всей церковью, а так каждый сам молился за кого считал нужным.
Сегодня я поздравлял с днём рождения одного человека, ему исполнилось девяносто лет. Он рассказал мне про свою собачку Тишу Проходящие мимо дома люди пытаются подкармливать животинку и не всегда дают то, что собаке полезно. И вот Тиша заболела, и мой знакомый за неё молился, и собака выздоровела, слава Богу, Он услышал молитву. Так вот этот знакомый записку не подавал, просто помолился.
Каждая молитва оценивается по результату, а не по тому, правильно или неправильно написана записка. Допустим, человек молится сам и хочет, чтобы священник прочитал записку с именами его близких людей на проскомидии, вынул за них частички.

Эти частички потом опускаются в Чашу, что символизирует омовение от грехов. Но вот, предположим, человеку не хватило денег и он подал записку на ектению. Как вы думаете, если та записка, которую подали на ектению, имеет результат (вот прямо сегодня вечером человек получает просимое), а записка, поданная на проскомидию, результата не имела, значит ли это, что молитва, произносимая за ектенией шибче молитвы за проскомидией? Нет, не значит; нет никакой разницы, хоть ектения и «стоит» дешевле. Значение имеют две вещи: первое – это готовность самого человека, за которого молятся, чтобы с ним произошло просимое; второе – участие в молитве сердцем того человека, который молится за ближнего. А разница в цене – это просто разной величины жертвы на храм, решающей роли в исполнении молитвы сумма пожертвования не играет.
Наша молитва за ближнего каким-то таинственным образом способствует ему обрести истинную веру, а вот «хуже» или «лучше» – я не знаю. Надо понимать, что больше всего на обретение веры влияет готовность того человека, за кого мы молится. На счёт запрета молиться за тех людей, которые редко ходят в храм – я такого мнения не придерживаюсь. Вот была такая женщина, по месту своего жительства названная Мария Египетская, так она в храме была всего несколько раз в своей жизни, около двух раз, а прославлена как величайшая святая. А есть люди, которые в храм ходят дважды в день, утром и вечером, но так ничего и не поняли, что представляет из себя христианство. Поэтому спасение человека зависит от того, что он понял, и что в его душе произошло, состоялось ли покаяние. Воцерковлённость может быть формальная: человек среду и пятницу постится, юбку носит ниже колен, в платке молится даже дома, то есть соблюдает внешние формальные вещи, и тем доволен, но в сердце его может быть недоброжелательность и осуждение, а на языке сплетня, и это и есть то, чем живёт человек. И мало того, такой человек ещё может думать, что ему нужно кого-то спасать. А спасаемый и не сплетничает, и никого не осуждает, и молится Богу в сердце своём, и пусть он редко ходит в храм, но, исполняя повеления Господни, он оказывается ближе к Богу; это ещё неизвестно, кто кого спасать должен.
…………………………………….
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *