Собор или церковь?

По религиозным канонам, православный храм, являет собой Дом Божий.
В нем, невидимый для всех присутствует Господь в окружении ангелов и святых.
В Ветхом Завете людям даны четкие указания от Бога, чему должно быть подобно место для богослужений. Православные храмы, построенные по Новому Завету, соответствуют требованиям Ветхого Завета.
По канонам Ветхого Завета, архитектура храма разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В православном храме, построенном по Новому Завету, все пространство соответственно тоже делится на три зоны: алтарь, среднюю часть (корабль) и притвор. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителю, ведь по Учению Царствие Небесное после грехопадения было закрыто перед людьми. По законам Ветхого завета, на эту территорию один раз в год допускался священник с жертвенной очистительной кровью. Первосвященник считается прообразом Иисуса Христа на земле, и это действие давало людям понять, что наступит час, когда Христос, прошедший боль и неимоверные страдания на Кресте, откроет Царствие Небесное для человека.
Разорванная надвое завеса, скрывающая святая святых знаменует, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, открыл врата Царствия Небесного для всех, кто принял и верит в Бога.

Средняя часть православного храма, или корабль соответствует ветхозаветному понятию святилище. Существует одна лишь разница. Если по законам Ветхого Завета, на эту территория мог входить только священник, в православном храме в этом месте могут стоять все добропорядочные христиане. Это связано с тем, что теперь, Царство Божие ни для кого не закрыто. Не разрешается посещать корабль людям , совершившим тяжкий грех или вероотступничество.
Помещению двора в ветхозаветном храме соответствует место, именуемое как притвор или трапезная, в православном храме. В отличие от Алтаря, притвор располагается в пристроенном с западной стороны храма помещении. Это место было разрешено посещать оглашенным людям, которые готовились принять обряд крещения. Сюда же отсылались грешники для исправления. В современном мире, в этом отношении притвор потерял прежнее значение.
Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил. Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце. Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.
Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Архитектура церкви

Алтарь — (латинское altaria — высокий жертвенник).

Священное место в храме вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы. Расположен в восточной части православной церкви, отделен от остального помещения алтарной преградой, иконостасом. Имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.
Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь.
Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.
Барабан — верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол.
Барокко — стиль архитектурных сооружений, популярный на рубеже XVII-XVIII веков. Отличался сложными формами, живописностью и декоративной пышностью.
Бочка — одна из форм покрытия в виде двух округлых скатов, которые вершиной сводятся под конек крыши.
Восьмерик — сооружение, имеющее форму правильного восьмиугольника.
Глава — купол, увенчивающий здание храма.
Закомара — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви.
Иконостас — преграда, выполненная из расположенных в несколько ярусов икон, которая отделяет алтарь от основной части храма.
Интерьер — внутреннее пространство здания.
Карниз — выступ на стене, расположенный горизонтально основанию здания и предназначенный для поддержания крыши.

Кокошник — элемент декоративного украшения крыши, напоминающий традиционный женский головной убор.
Колонна — элемент архитектуры, выполненный в виде круглого столба. Характерно для строений, выполненных в стиле классицизма.
Композиция — объединение частей здания в единое логическое целое.
Конек — стык, на границе скатов кровли.
Контрфорс — вертикальный выступ в несущей стене, предназначенный для придания большей устойчивости строению.
Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.
Лемех — название разновидности черепицы, выполненной из дерева. Находила применение для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Лопатка — вертикальный уступ, плоской формы, расположенный в стене здания.
Луковица — церковная глава, формой напоминающая головку лука.
Наличник — элемент декорации, применявшийся для обрамление оконного проема.
Неф (корабль) — внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.
Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.
Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.
Поребрик — элемент декоративного оформления здания в виде поставленных на ребро под углом к поверхности фасада здания кирпичей, напоминающий форму пилы.
Портал — вход в здание с элементами архитектурного наполнения.
Портик — галерея, выполненная с применением колонн или столбов. Обычно предваряет вход в здание.
Престол — элемент церковного алтаря, выполненный в виде высокого стола.
Придел — пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам.
Притвор — часть помещения с функциями прихожей перед порталом церкви.
Реконструкция — работы связанные с ремонтом, перестройкой или восстановлением здания.
Реставрация — работы, направленные на восстановление первоначального вида здания или предмета.
Ротонда — постройка круглой формы с крышей в виде купола.
Рустовка — один из элементов декоративной обработки поверхности стены. Специальный способ нанесения штукатурки, для имитации кладки из крупного камня
Свод — архитектурная конструкция перекрытия здания в форме выпуклой криволинейной поверхности.
Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.
Фасад — термин, употребляемый в архитектуре, для обозначения одной из сторон здания.
Четверик — здание в виде прямоугольника с четырьмя углами.
Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.
Ширинка — элемент декоративного оформления, выполненный в виде прямоугольной впадины в стене.
Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.
Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.

В чём разница: церковь, храм? Отличие собора от храма.

Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд, собрание. Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея. Значительные размеры собора позволяет собраться в одном месте большому количеству прихожан и духовенства. Хотя собор по площади может не значительно отличаться от обычного приходского храма, но должен быть рассчитан на то, что главным образом праздничные богослужения будут совершаться духовенством из штата храма. В идеале должно быть 12 священников помимо настоятеля- образ Христа и 12-ти Апостолов.

Соборы имеют свою градацию: монастырский, кафедральный. Церковь, где находится кафедра правящего епископа или архиерея, называется кафедральным собором. В кафедральных соборах бывает многочисленное духовенство, в главных храмах епархии, где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где стоит епископ, проводящий службы.

Слово Храм происходит от старорусских слов: «хоромы», «храмина». Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии- бескровного жертвоприношения. В каждой конкретной религии Храм имеет особое наименование: в христианстве именуется храм собором, костелом, кирхой; в исламе — мечетью; в иудаизме — синагогой. Здание Храма как место общения людей с богом в любой религии полисемантично- выражает пространственное выражение. В христианстве и буддизме — это пространственная уменьшенная модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

В приходских храмах, в городских – в обязательном порядке, имеется выносная кафедра- обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом, что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры, и священников там 2-3 в лучшем случае.

В главным образом в мужском монастыре, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и прочие, как правило всегда есть соборный храм. Экклесия- распространённое название народного собрания в Древней Греции. Этот термин, часто встречаем в греческом Ветхом Завете для обозначения собрания избранного народа перед Богом. Особенно когда речь идет о собрании у горы Синай, где Израиль получил скрижали закона и был установлен Богом как Его святой народ.

Называя себя «Экклесиа», первая община веровавших во Христа признает себя наследницей этого собрания. В ней Бог «созывает» свой народ со всех концов света. Термин «Кириаке», от которого произошли «Kirche», «Church» и русское слово Церковь.

Слово «церковь» происходит от греческого слова и в переводе означает дом Господа, божий дом. Церкви имеют как минимум алтарную часть, ориентированную на восток и примыкающее помещение для молящихся- трапеза. Встречаются церкви с комплексом взаимосвязанных пространств: Капелла и Придел, Крипта и Трапезная. Лютеранские церкви именуются кирками или кирхами, польские католические церкви — костёлами.

По другой версии статус церкви определяется приделом- куполом с крестом. Храм имеет три или пять, семь или 11, 12, а то и 13 куполов, соответственно приделов. В церкви обычно один священник и он может служить только одну литургию. Даже второй священник в том же приделе не может служить следующую литургию в один день. В церквях, где имеется несколько приделов, можно служить такое количество литургий в день, сколько приделов, но разными священниками. Кроме того собором можно назвать церковь, в которой есть святыни. Это по некоторым суждениям считается главным отличием храма от церкви и собора.

В Православии часовня- это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или подчинённое какой либо городской или сельской церкви и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена какому-либо святому; христианскому празднику; памятному событию, важному для сердца верующего человека. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться, но относительно не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не служится Литургия.

Подытожим.
Главное отличие собора от церкви и храма- особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Статус Собора не подлежит пересмотру. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (сбором) духовенства, штат состоит из нескольких священников.
Основная разница между храмом и церковью наличие в храме жертвенника или алтаря. В христианстве на алтаре совершалось бескровное жертвоприношение- евхаристия. Значение архитектуры храмов шире религиозных идей и обрядовых функций. Декоративное убранство и архитектура храма раскрывает представление о мироздании, являются местом торжественных церемоний и общественных собраний. Здания храмов обычно расположены в знаковых и узловых точках города- придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) — о возвращении религиозного имущества

— Отец Тихон, если в итоге закон будет принят, вы сочтете этот момент историческим?

— Звучит сильно, но в большой степени это действительно так. Принятие закона будет означать, что сделан еще один шаг к восстановлению справедливости. «Имущество религиозного назначения» было отобрано у Церкви в 1918 году декретом Совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства. За этим последовал еще один декрет — об изъятии церковных ценностей. В своем письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года (во время того самого, устроенного большевиками голода) Ленин пишет: «Именно теперь, и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) произвести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Изъятие ценностей… должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь. Чем больше представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…». Знаменитое письмо…

— Давайте проясним, что подразумевается под словами «имущество религиозного назначения». Это только храмы? Или также иконы, предметы церковной утвари?

— Говоря юридическим языком, только недвижимость. Иконы, находящиеся в музеях, по законопроекту Церкви не передаются. Так же как архивные и библиотечные документы. Но повторять эти очевидные, русским языком прописанные позиции закона — бесполезно. Сознательно нагнетается истерика, будто бы Церковь задалась целью разорить музеи.

Ситуация такова, что за последние двадцать лет тысячи храмов, монастырей, оставшихся после советского периода в руинах, были восстановлены Церковью. Причем за редким, хотя и очень досадным исключением — сделано это на весьма высоком уровне. Тем не менее, восстановленные храмы и монастыри до сих пор не принадлежат Церкви. Они переданы в бессрочное безвозмездное пользование. Но и федерального закона о передаче в пользование тоже не существует. По большому счету передача основана только на решениях и доброй воле местных властей.

— Мы с вами беседуем в Сретенском монастыре. Он не принадлежит Русской Православной Церкви?

— Нет. Храм, восстановленный Русской Православной Церковью, помещения, которые достались нам в руинах и тоже восстановлены Русской Православной Церковью, юридически не принадлежат Русской Православной Церкви.

— Когда монастырь восстанавливался, сюда вкладывались государственные деньги?

— За счет государства отреставрирована значительная часть фресок в нашем соборе, поскольку храм — памятник федерального значения. Государство оказало помощь с ремонтом галереи, нам помогли уложить несколько десятков квадратных метров асфальта на территории монастыря. За все это мы искренне благодарны. Все остальные огромные ремонтные и строительные работы мы вели и ведем сами.

— Коммунальные расходы тоже из монастырских средств?

— Разумеется.

— Откуда берете деньги?

— У нас одно из крупнейших церковных издательств. 80% необходимых средств мы зарабатываем сами, остальные двадцать — пожертвования прихожан.

— Вы сказали, что большая часть российских храмов на данный момент отреставрирована. Оставшиеся — кем и как они используются? Раньше в храме могло быть, например, картофелехранилище. А теперь что?

— Бывает, ресторан, клуб, склад. В лучшем случае — музей.

— В сегодняшней России храм могут занять под ресторан?

— Да. Поэтому мы и считаем, что все российские храмы должны быть возвращены Русской Православной Церкви.

— Вряд ли Церковь реально боится, что придет какая-то новая власть, которая скажет: «Наши предшественники вам дали попользоваться, а мы теперь обратно заберем». С другой стороны, Церковь не столь наивна, чтобы считать право собственника необратимым. Отбирали и собственность, все бывало в истории…

— О, да. Забирали — и не раз. И в восемнадцатом веке, и в двадцатом.

— Тогда какая разница — собственность или пользование? Почему юридическая формулировка для вас так принципиальна?

— Здесь особый вопрос. Для нас это не просто памятники архитектуры, а храмы Божии. Дело в ответственности. Точно так же, как человек, если возникли вдруг трагические обстоятельства и его мать оказалась в доме престарелых, — он при первой возможности должен забрать ее домой и сам за ней ухаживать. Пусть Церкви будет тяжело, но она сегодня способна принять заботу о своих храмах. Человеку, который забирает мать из дома престарелых, порой говорят: «Зачем тебе эта головная боль? Нормально, ничего, доживет свой век и там». Церковь не может так мыслить и поступать. Меня поражает, что наши оппоненты этого не понимают. То, что Церковь готова принять на себя такую ношу, — с моей точки зрения, особое, знаковое событие для современной России.

— Корысть в действиях Церкви усмотреть трудно. Храм не сдашь в аренду, не продашь, чтобы приобрести недвижимость на Канарах…

— Немногие себе представляют, что это значит — содержать памятник архитектуры на достойном уровне. А когда в Москву, во Владимир, в Ярославль приезжают гости — свои или иностранные, — им показывают не новостройки, не коттеджные поселки, а храмы и монастыри.

— Кто ваши основные оппоненты?

— Музейные работники. Их позиция нам, в общем, ясна. Они несколько десятилетий заботились об отобранных большевиками у церкви храмах и монастырях, как о памятниках культуры. Многие жизнь свою на это положили. И вдруг они становятся как бы в положение приемных родителей. Конечно, они боятся за свое дело: «Где теперь будет музей?». Но все же в первую очередь им тревожно: вдруг мы будем обращаться с этим достоянием хуже, чем они сами. На священников музейные работники нередко смотрят весьма критично и предвзято. Но Церковь в лице и Святейшего Патриарха совершенно определенно заявляет: мы не мыслим себе сохранение церковных сокровищ без русских музеев.

— О переносе икон из музеев в храмы речи в законопроекте нет. Однако что такое икона в музее? Это Дориан Грей. Не портрет Дориана Грея, а сам Дориан Грей, который не стареет, но абсолютно бездуховен. Икона сохранилась, однако молитвы, которые могли быть перед ней вознесены, и та помощь, которую она могла принести, утрачены безвозвратно…

— Мы прекрасно знаем, как верующие люди, приходя в музеи, в галереи, потихоньку молятся перед иконами… Да, иконы служат культуре, но все же в первую очередь они должны нести свое церковное послушание, для которого и были созданы. Отнимать у них это послушание — кощунство, другого слова не подберу. Поэтому было бы правильно, если бы мы задумались о совместных — продуманных и взвешенных — решениях Церкви, государства, Министерства культуры и музейного сообщества. Решениях о том, чтобы драгоценные сокровища нашей духовной истории — в первую очередь иконы — заняли место в храмах, которые были бы одновременно и особыми государственными музейными хранилищами. Тогда мы не отнимем от великой русской иконы ни ее эстетического, ни церковного служения.

Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что далеко не каждый храм способен хранить древнюю икону.

Требуются и особые условия, и обеспечение безопасности, и специалисты. Были случаи, когда при восстановлении храма повредили фрески или еще что-то произошло. В каждом таком инциденте надо разбираться отдельно. Не секрет, что существует проблема и пропажи икон. Недавно Министерство культуры обнародовало статистику: 250 тысяч единиц хранения, учтенных в музеях России, находятся неизвестно где. Они есть по описи, но в музее их нет. Бывают прискорбные случаи, когда и из храмов продают иконы. Священники, которые на это дерзают, — слава Богу, таких единицы, — наказываются строжайшим образом, лишаются права совершать богослужения.

— Мне кажется, для нашей страны духовность гораздо важнее культуры. Мы кое-как пробалансировали на сугубо секулярном понятии «культурных ценностей» советскую эпоху, и то не до конца. Более того, культура — как набор цивилизационных норм — зачастую противоречит духовности. Тем более обидно, что образ, написанный для молитвы, вдруг объявляется артефактом — и более ничем. Если бы существовало в нашем обществе хоть минимальное религиозное чувство, люди бы понимали, что отдать икону в храм — великая радость.

— Не могу не согласиться.

— В свою очередь, Церковь должна быть благодарна музеям за то, что они столько лет сохраняли ее достояние, и причинять им обиды не имеет права.

— Сейчас при Патриаршем совете по культуре создана комиссия по взаимодействию Церкви и музейного сообщества. Нам надо вместе заниматься этой большой и очень важной работой.

— Все чаще приходится слышать, что в храмах, где находятся старинные иконы и фрески, свечи жечь нельзя. Приводят в пример электрические свечи в католических храмах. Что вы об этом думаете?

— Все вопросы решаемы. Греки, например, чтобы образа и фрески не коптились, над каждым подсвечником сделали особый навес с вытяжкой, куда уходит весь дым. В кремлевских храмах во время богослужений возжигается строго определенное количество свечей из чистого воска, чтобы не повредить фрески. А электрические лампочки вместо свечей — это, на мой взгляд, ужасно.

Елена Ямпольская
Известия.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *