Психологические тесты в картинках

В зависимости от настроения и нервно-психического состояния у каждого человека возникают различные ассоциации при просмотре одного и того же рисунка. Психологи расскажут много интересного о человеке в зависимости от того, что он первым видит на изображениях с иллюзиями.

Ознакомьтесь с 5 пунктами, как пройти психологический тест по многоплановым картинкам и узнайте, о чем говорит ваш выбор.

Как выполнить тест онлайн

Для выполнения задания придерживайтесь следующих правил:

  • Быстро посмотрите на изображение.
  • Не разглядывайте его.
  • Зафиксируйте внимание на первой мысли, которая вам пришла в голову.
  • Выберите один из 2 вариантов ответов.
  • Узнайте, о чем говорит ваш результат.

Если вам все понятно, приступайте к выполнению тестов. Можно пройти как 1, так и все 10, предложенных ниже.

10 Лучших психологических тестов по картинка

Узнайте что говорят психологи о вашем выборе в психологических тестах.

Картинка 1

1. Город. Если именно высотки бросились в глаза в первую очередь, значит вы общительный и целеустремленный человек. Такие личности чаще всего добиваются успеха в начатом деле и являются победителями по жизни. С другой стороны, этот выбор указывает на скрытые тревоги. Узнайте, что вы в себе подавляете с помощью этого онлайн теста.

2. Лес видят романтики и мечтатели. Такие личности сосредоточены на своем внутреннем мире и часто находятся под воздействием фантазий. Вы до сих пор в глубине души верите в чудеса и знаете что рано или поздно с вами тоже произойдет невероятное приключение.

Картинка 2

1.Водопад видят уставшие или морально истощенные люди. Вам уже давно пора взять паузу и как следует отдохнуть. Скорее всего, вы много работаете и уже порядком устали. Такой стиль жизни приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию, наличие которого можно определить с помощью психологического теста.

2. Девушки бросаются в глаза внимательным и сконцентрированным. Такая личность обладает отменной памятью и творческим складом ума. У вас отлично развито воображение и художественный вкус.

Картинка 3

1.Водопад. Такой ответ указывает на технический склад ума. Наверняка вы обладаете хорошей памятью и внимательностью. Если это не так, то срочно займитесь их тренировкой. У вас отличный потенциал, который можно быстро развить.

2. Девушка с длинными волосами. Ее видят люди с гуманитарным складом ума. Скорее всего, вам отлично даются гуманитарные науки, а работа связанна с творчеством. Такие личности ранимы, впечатлительны и чрезмерно подвержены стрессу. Узнайте, к чему он приводит и как от него избавиться.

Картинка 4

1.Ворон. Такой ответ дают люди, пребывающие в плохом настроении. Подумайте, что вас угнетает и как исправить ситуацию. Высока вероятность, что вы сильно устали и нуждаетесь в длительном отдыхе. Требуется перезагрузка и смена обстановки. Это поможет пересмотреть жизненные цели и восстановить энергию для дальнейшей деятельности.

2.Голова. Такой результат характеризует личность, как стрессо устойчивую и психически уравновешенную. Вы находитесь в устойчивом нервно психическом состоянии, не склонны к истерикам и неконтролируемому поведению. Без веской на то причины вас чрезвычайно сложно вывести из себя или заставить нервничать.

Картинка 5

1.Череп. Такой результат указывает на наличие мрачных, депрессивных мыслей. Вас что-то сильно беспокоит или вы смотрите на мир с недоверием. Ожидание беды действительно может привлечь ее в вашу жизнь. Не позволяйте грустным мыслям завладеть вниманием. Человеку, увидевшему на этом изображении череп, желательно пройти тест на склонность к суициду.

2.Дети. Такой ответ дают оптимисты и мечтатели по жизни. Если вы видите детей с шариками, значит с уверенностью смотрите в завтрашний день и ждете от жизни больше хорошего, чем плохого.

Этот результат получают общительные и легкие личности, не сконцентрированные на своих проблемах.

Картинка 6

1.Закат видят оптимисты и романтики. Вы обладаете тонким художественным вкусом и замечаете даже малейшие мелочи. Внимательность, любознательность, позитив – это ваши главные качества, которые определил тест.

2.Яйцо чаще замечают уверенные в себе и целеустремленные личности. Таких людей часто называют прагматиками или реалистами. Они обладают хорошей памятью, высокой концентрацией внимания и аналитическим складом ума.

Картинка 7

1.Череп. Такой ответ теста свидетельствует о наличие грустных мыслей, а возможно даже и депрессии. Узнайте, есть ли у вас на нее подозрение с помощью психологического онлайн теста. Высока вероятность того, что в данный момент вы чем-то расстроены или пребываете в затруднительном положении. Помните, что после черной полосы всегда наступает «белый» период. А большинство проблем может вовсе пропасть, если вы начнете к ним иначе относиться.

2.Девушка. Ее видят впечатлительные и глубокие личности. Такие люди достаточно ранимы в глубине души, хоть могут и сами этого не признавать. Вас легко обидеть неосторожным словом или замечанием.

Картинка 8

1.Фламинго. Этот ответ в тесте указывает на романтичность и мечтательность. Такие личности обладают творческим потенциалом, который при правильном подходе перерастает в настоящий талант.

2.Женщина обращает на себя внимание внимательных и сконцентрированных людей. Это выбор целеустремленных, уверенных в себе, оптимистично настроенных.

Картинка 9

1.Бабочка указывает, что вы в душе все еще юный мечтатель, который верит в чудеса. У вас богатое воображение и хороший вкус.

2.Скрипка говорит о рассудительности и надежности. Такие люди являются хорошими сотрудниками на рабочем месте и отличными партнерами в личных отношениях.

Картинка 10

1.Мужчина. Этот результат в тесте свидетельствует о сильном характере, настойчивости и уверенности. Такой человек не привык сомневаться в себе и своих поступках, все анализирует и принимает только взвешенные и рациональные решения.

2.Женщина. Этот результат указывает на мягкость характера, креативность, нестандартность мыслей. Такие люди могут похвастаться хорошим абстрактным мышлением, богатой фантазией и тонким восприятием искусства.

Проведение рисуночных тестов

Как уже указывалось, существует много разнообразных рекомендаций по проведению рисуночных тестов. Подчас они противоречат друг другу. Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каждом из предлагаемых вариантов. Например, при использовании цветных карандашей в тесте «Рисунок человека», рекомендуемом некоторыми авторами, повышается возможность оценить отношение субъекта к изображаемому персонажу, но понижается надежность оценки психомоторного тонуса и некоторых других психологических особенностей.

В книге предложены наиболее часто используемые рисуночные тесты. В отдельных случаях даны также и менее распространенные варианты тестов. Предполагается, что процедура тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе интерперетация результатов может быть иной. Это относится не только к инструкции, даваемой обследуемому, но и к используемым материалам, например, многие особенности рисунков, выполненных ручкой, следует интерпретировать иначе, чем особенности рисунков, сделанных карандашом.

Интерпретации на основе предлагаемых критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые. Их изучение может быть очень полезным и информативным, но оно проводится другими методами, на основе других критериев1.

Даже при соблюдении стандартной процедуры тестирования результаты могут оказаться сильно искажены, если между обследуемым и проверяющим существуют тесные личные отношения. Это проявляется, например, при попытке проверить собственного ребенка.

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Для теста «Рисунок человека» лист располагают перед обследуемым вертикально, для остальных тестов — горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.

Все тесты, кроме теста «Красивый рисунок», выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазырается, оставляя на рисунке грязные пятна.

Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако наш опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого.

Тест «Красивый рисунок» выполняют цветными карандашами. Для него требуется набор, содержащий все основные цвета спектра и черный. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен двумя-тремя оттенками. Наиболее удобен набор из восемнадцати цветных карандашей. Кроме того, обследуемому дают и простой карандаш (такой же, как для остальных тестов). Использование фломастеров вместо карандашей снижает информативность теста, так как в рисунке, сделанном фломастером, не отражается сила нажима при рисовании.

Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных.

Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные.

В протоколе отмечают:

• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

• последовательность, в которой делались разные части изображения;

• вопросы и высказывания обследуемого;

• краткое содержание последующей беседы.

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Этот тест — один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», — следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», — то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т. п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован — какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т. п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик2. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти — шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т. п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?

• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов — не обязательный, а ориентировочный.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.

Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное — самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несчастное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завершении рисунка выясняют, почему нарисованное животное — самое счастливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).

РИСУНОК СЕМЬИ

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка1.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою — это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), — то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня».

В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».

По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т. п. Беседу проводят в свободной форме.

ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.

Проведение тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят».

В сравнении с тестом «Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки.

Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты. Как показывает опыт, функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ

При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлетнего возраста.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.

Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей семье.

Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы, нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание «член семьи».

Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи».

Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.

Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте «Семья животных» — идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть). Встречается и обратное соотношение: чтобы произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте «Рисунок семьи» идеализированную картину, а в тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений. Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.

КРАСИВЫЙ РИСУНОК

Тест направлен на выявление эмоциональных особенностей человека. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в значительно большей мере, чем черно-белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние. Тест доступен для детей с трехлетнего возраста.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок — какой захотите». Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования обследуемым разных цветов.

Этот тест позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемого более определенно, чем по свободному рисунку, в котором встречается воспроизведение прежних отрицательных переживаний, не отражающих данную ситуацию. Если же негативные переживания проявляются в «красивом» рисунке, где они противоречат инструкции, то можно полагать, что они актуальны для обследуемого в настоящий момент.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

2 сентября 2009, 15:41

О скрытых болезнях расскажут чернильные пятна.

Мы живем в веке развития различных эзотерических практик. Все стремятся как можно лучше познать себя и найти свое место в жизни, достичь внутренней гармонии. Но мы забываем о том, что не всегда то, что модно, подходит нам. «Вчера я был в восторге от йоги, в прошлом месяце я пробовал цигун и вроде бы достиг результатов, а сегодня меня «вдруг» уволили с работы, которая, к слову, не приносила мне никакого удовольствия. Теперь пришло время искать другую. Только какую?» И в таком хаотичном поиске находятся многие из нас. Но чтобы достичь хороших результатов и прежде, чем принимать важные решения в жизни, нужно выяснить, а кто же я на самом деле, к чему стремится мое «внутреннее Я».

Для такой психологической диагностики существуют специальные тесты, один и которых – пятна Роршаха. В руках опытного специалиста он может стать спасательным кругом для утопающего (читай – для заблудившегося в поисках себя). О том, что представляет собой тест, мы поговорили с Леонидом Бурлачуком, завкафедрой психодиагностики и клинической психологии Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко, доктором психологических наук, профессором, который одним из первых применил тест Роршаха в СССР.

НЕМНОГО ИСТОРИИ. Этот своеобразный тест придумал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Он родился в семье художника и сам обладал таким талантом, даже носил соответствующую кличку – «Клякса». Еще в школе он заметил, что все люди, которым демонстрируют свои кляксы, смотрят на одно и то же, но оценивают и воспринимают увиденное по-разному. Основная мысль, на которой построится придуманный Роршахом тест, проста: чтобы мы ни оценивали, даже кляксы, мы во всем так или иначе раскрываем себя, свой характер, свою психику, желания.

Доктор Герман Роршах

КАК ПРОХОДИТ ТЕСТ. В арсенале психолога, который работает с тестом Роршаха, есть десять чернильных клякс – цветных и черных. Они стандартны. Вы должны внимательно рассмотреть каждое такое пятно и ответить на вопрос, что вы в нем видите. Это напоминает детскую забаву с облаками. Помните, как вы легко в них угадывали разных животных и мифические образы. В это время психодиагност скрупулезно записывает ваши ответы и отмечает вашу реакцию (тревожность, напряженность, иронию и т.д.) на картинки. Одному человеку потребуется 10 минут на все кляксы, другому – несколько часов. Ограничений во времени никаких нет, но это тоже важный показатель для специалиста. Не нужно переживать, что ваш ответ будет неправильным – в этом тесте правильных ответов нет. Они всегда объективны. Специалисту важно, рассматриваете ли вы картинку в целом или видите мелкие детали, цвет, форму, движение, человеческие фигурки или животных. Собрав все ваши ответы и отметив, сколько затрачено времени, психолог анализирует весь полученный материал (существует несколько систем, которые позволяют интерпретировать результат) и составляет заключение о том, что собой представляет ваша личность.

НА ЧЕМ ОСНОВАН РЕЗУЛЬТАТ. Чего правды таить – в быту мы чаще всего носим маску: например, внимательно слушаем собеседника, улыбаемся ему – даже если человек неприятен, а тема дискуссии неинтересна. Мы редко сбрасываем эту маску и обнаруживаем свои истинные чувства. И лучше всего раскрывается личность в ситуации, когда нас не ограничивают никакими условными рамками (например, правилами приличия). Поэтому для расшифровки нашего внутреннего мира лучше всего подходит что-то совершенно незнакомое и необычное, чем, по сути, и являются кляксы. Наша реакция на эти абстракции всегда оказывается непроизвольной и очень показательной для психолога, которой вовремя может заподозрить неладное (например, скрытую агрессию или начало болезни). Это для специалиста своеобразный код, который рассказывает психологу о человеке, который сидит перед ним. Особенно хорошо кляксы воспринимаются детьми, с которыми работать сложно из-за их стеснительности и замкнутости: в чернильных пятнах нет ничего угрожающего, что заставило бы ребенка закрыться в себе.

СО ЗДОРОВЫМ ДУХОМ – ЗДОРОВОЕ ТЕЛО. Тест Роршаха не только раскрывает наше настоящее «я» и помогает найти себе правильное место в жизни, это еще и отличный «помощник» в лечении болезней. Дело в том, что все недомогания начинаются «с головы». Мы годами копим в себе различные обиды, переживания, гнев, стресс, ревность, и все это «вылезает» через определенное время разными болезнями тела. Поэтому любую из них надо рассматривать и с психологической точки зрения, а кроме врача, стоит посетить и медицинского клинического психолога. Ведь врач видит только место, где болит и прописывает стандартные схемы лечения. А причины одной и той же болезни у всех разные и переносит болезнь каждый по-разному. Например, банальный насморк у бодрого и веселого человека может исчезнуть бесследно за вечер, тогда как унылый человек лечит его неделями. Вот именно поэтому, прежде чем лечить какое-то заболевание, важно выяснить психо-эмоциональное состояние больного и какие ситуации сейчас для него жизненно важные. И эта значимая информация о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, может быть извлечена из содержания ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами. А обнаружив и убрав психологическую составляющую болезни, можно легко вылечить и тело.

О ЧЕМ «ГОВОРЯТ» КЛЯКСЫ. Многие ответы типичны для всех (например, на некоторых картинках четко просматриваются бабочка и летучая мышь) и специалист, который провел много исследований на основании этого теста, замечает эту типичность (это означает, что человек себя чувствует достаточно гармонично). Но иногда встречаются люди, которые дают ответы, ни один из которых совершенно не похож на те, которые дали уже тысячи других обследованных людей.

1. ВИДИТЕ ЛИ ВЫ ЛЮДЕЙ?

Некоторые тестируемые совершенно не видят фигурок людей. Для психолога это повод предположить, что у таких клиентов не складываются отношения с другими людьми и что человек одинок. А те, чьи ассоциации тесно связаны с людьми, обычно комфортно чувствуют себя в любом обществе и легко вливаются в коллектив.

2. ДВИГАЮТСЯ ЛИ ФИГУРКИ?

Часто люди видят в кляксах различные фигурки в движении (девочки танцуют, краб ползет) — это свидетельствует о том, что эта личность стремится к росту и развитию. А те, в чьих ассоциациях движение отсутствует, стоят перед проблемой выбора или вообще не готовы двигаться вперед.

3. СОБЛЮДАЕТСЯ ЛИ СИММЕТРИЯ?

Люди, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно адекватно воспринимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю.

4. ОДУШЕВЛЕНЫ ЛИ ПРЕДМЕТЫ?

Те, кто видит разные конструкции, сооружения, части тела и т. д., то есть предметы, абсолютно лишенные эмоций и «души», — это, как правило, те, кто под маской интеллигента скрывает свои истинные чувства и глубоко подавляет эмоции. Такому человеку психолог может порекомендовать различные психологические практики, которые позволяют дать волю эмоциям.

5. ЗАВИСИТ ЛИ ОТ ВРЕМЕНИ?

Человек может решить, что восприятие им картинок зависит от настроения в данное время: мол, если я сегодня уныл, то и буду видеть только мрачные картинки, а если весел — везде порхающих бабочек. Такой человек боится сказать себе правду, ведь наша психика дает только объективные ответы, независимо от времени.

6. ГЕНИЙ ИЛИ БОЛЬНОЙ?

Если ваши ответы совершенно не похожи на те, которые дали психологу уже тысячи других обследованных людей, это дает ему повод предположить, что перед ним либо очень оригинальный мыслитель с исключительными творческими способностями, либо человек, страдающий психическим расстройством.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Королик Ольга, психолог, гештальт-терапевт, руководитель психологического центра личностного и профессионального развития ALTERA

«Тест Роршаха – отличное подспорье для абитуриентов, безработных и людей, которые себя некомфортно чувствуют на рабочем месте, и всех, кто стоит перед проблемой сложного выбора: он позволяет выяснить, какой род деятельности человеку подходит лучше всего. Но иногда одних клякс бывает мало (когда человек боится признаться в своих ассоциациях, комплексует, пытается выдумывать) или его проблемы слишком глубоки (неврологические болезни, начинающиеся расстройства психики). Тогда специалист может рекомендовать прохождение других тестов и методик, которые смогут помочь лучше раскрыть человека. Кроме этого, чтобы получить достоверную информацию о личности испытуемого, не стоит доверять компьютерной интерпретации теста (а такие сейчас уже имеются и многие сайты умудряются брать за это деньги), а стоит проходить тестирование со специалистом – психологом один на один. Потому что помимо «живой» интерпретации, есть возможность получить обратную связь от психолога: услышать рассказ о том, что происходит сейчас с вами и получить советы, что же с этим делать. Психолог, который проводит тест, должен быть специалистом в психодиагностике и пользоватьcя оригинальными кляксами, а не их пиратскими копиями (на оригинале стоит знак охраны авторского права – знак копирайта ©)».

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News Реклама

В России «психотерапевтом» обычно называют психиатра — специалиста с высшим медицинским образованием, дополнительно освоившего методы немедикаментозного лечения. Деятельность обычного врача-психиатра ограничена заболеваниями центральной нервной системы и психики, то есть он диагностирует, например, такие недуги, как шизофрения или раздвоение личности и назначает лекарства.

Но в нашей стране существует и другая традиция, согласно которой психотерапевтом может быть психолог, обученный психотерапии и консультированию. Такой специалист не ставит диагнозы и не выписывает лекарства — он может только посоветовать посетить психиатра, а уже последний при необходимости назначит препараты.

Что касается специалиста-психолога (человек, окончивший психологический или психолого-педагогический вуз), который не обучен психотерапии, то формально он тоже может проводить консультации (закон «О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью» еще не вступил в силу). Хотя в профессиональном сообществе заниматься консультированием принято только после дополнительного обучения и накопленных часов личной практики.

Когда идти к психотерапевту

Первое, что важно понять: работа с психотерапевтом не записывает вас в «ненормальные». Просто настало время разобраться с проблемой, которую сложно решить в одиночку, уделить ей время. Условно все случаи можно разделить на срочные и несрочные. К срочным относятся, например, панические атаки, потеря близкого человека, тревожные состояния, токсичные отношения (то есть все то, что плохо прямо сейчас), а также различные тяжелые состояния вроде депрессии, расстройства пищевого поведения, фобий, зависимостей, суицидальных мыслей. Несрочными являются ситуации, в которых ничего особенного не происходит, но вам приходится что-то постоянно терпеть: например, нелюбимую работу или негатив в отношениях с близкими.

Если же появились такие симптомы, как нервные тики, мышечные зажимы на фоне частого стресса или слишком резко стало меняться настроение, с визитом к психотерапевту лучше не откладывать. Игнорирование проблемы ведет к еще большей тревожности, что со временем может перерасти в психологическое расстройство. А если, например, не лечить депрессию, несложно попасть в психиатрическую лечебницу. Согласно прогнозу Всероссийской организации здравоохранения, в 2020 году депрессия станет второй по популярности причиной нетрудоспособности населения после ишемической болезни сердца.

В 2020 году депрессия станет второй по популярности причиной нетрудоспособности населения после ишемической болезни сердца

Когда пора к психиатру

При угрозе жизни клиента или окружающих его людей (мысли свести счеты с жизнью, галлюцинации, бред, агрессия, глубокая депрессия), когда без приема лекарств уже не обойтись, психотерапевт может посоветовать клиенту обратиться к психиатру. Правда, это будет именно рекомендация, которой человек может и не воспользоваться. Поэтому в данном случае специалисту важно донести до клиента необходимость визита к врачу. После того как психиатр назначит препараты, психотерапевтическая поддержка не отменяется — она дополняет основное лечение.

Как должен проходить прием и когда стоит насторожиться

Нейропсихолог Михаил Иванов рассказывает, что должно насторожить при встрече с психотерапевтом. Вряд ли хороший специалист гарантирует решение проблемы за один сеанс, даст прямой совет, как решить вашу проблему, предложит «рецепты счастья» вроде «не носить все черное» или «чаще улыбаться себе в зеркало», оскорбит или обесценит ваши чувства, не сможет назвать метод, в котором работает, ссылаясь на «собственный подход».

На приеме у психотерапевта предстоит много беседовать, и такое общение — не дружеский разговор. Профессионал никогда не будет давать советов, оценивать ваши действия или действия других людей. Но это не значит, что он будет просто сидеть и слушать. Вы работаете вместе, и то, каким окажется результат, зависит от обоих.

В целом такое взаимодействие сводится к тому, чтобы осознать проблему, сделать ее предельно понятной и помочь человеку найти собственную позицию. Беседа с психотерапевтом может быть разной: специалист задает вопросы, предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом, «прокрутить» ее со всех сторон, а также выполнить задания — например, встать на место другого человека и проговорить проблему от его лица, чтобы лучше понять, что он чувствует.

Как не запутаться в психологических школах

От психологической школы (направления) зависит методология, которой следует специалист. При этом нельзя сказать, что какая-то школа заточена под строго определенные запросы: психотерапевты работают с большим набором проблем. В числе популярных школ — когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия, юнгианский анализ, психоанализ, человекоцентрированный подход, экзистенциальный анализ.

Какую бы школу вы ни выбрали, вам должны гарантировать конфиденциальность и безопасность. Это обсуждается устно (но тогда остается надеяться на порядочность человека) или закрепляется договором (если специалист оформлен, например, как индивидуальный предприниматель). Однако в некоторых ситуациях конфиденциальность может быть нарушена, скажем, если клиент признался в совершенном преступлении или существует реальная угроза жизни кого-либо, в том числе угроза суицида. Если же психотерапевт повел себя некорректно (к примеру, сообщил кому-то личные сведения о клиенте без его ведома), такой случай будет разобран согласно действующему закону «О защите персональных данных».

Если вы хотите обратиться к специалисту впервые, то, по словам психотерапевта Алены Август, можно пойти по такому пути: в случае семейных проблем (вопросы отношений, рода) обратиться к семейному психотерапевту, при тревожных состояниях (панические атаки, различные беспокойства) — к когнитивно-поведенческому психотерапевту, а если есть психосоматические расстройства, внутренние блоки — записаться на прием к специалисту по телесно-ориентированной психотерапии. При этом абсолютно нормально спросить у профессионала, как именно он собирается с вами работать.

Хороший специалист вряд ли гарантирует решение проблемы за один сеанс, даст прямой совет и не сможет назвать метод, в котором работает, ссылаясь на «собственный подход»

Как не попасть к шарлатану

Стоимость консультации зависит от опыта специалиста: по Москве и Санкт-Петербургу она составляет в среднем от 2 до 5 тысяч рублей. Специалист всегда предлагает план работы на первой консультации. Если он долго думает, просит встретиться еще раз или вместе подумать, как быть, он не профессионал. Если вы слышите от психотерапевта что-то вроде «не переживайте, все так живут» или «в нашей стране у всех такие проблемы», стоит насторожиться. По словам психотерапевта Люцины Лукьяновой, ни сертификаты, ни лицензии, ни даже диплом не являются стопроцентной гарантией того, что перед вами профессионал. Рекомендации живых людей и большое число положительных отзывов в интернете нередко дают более достоверную картину о профессиональных навыках специалиста.

Однако, по мнению Михаила Иванова, совсем не обращать внимания на образование специалиста тоже неправильно. У психотерапевта должно быть законченное высшее медицинское или психологическое образование, а также определенное количество часов личной терапии (в каждом подходе определяется свой порог, после которого специалист получает допуск к консультированию). Важна также практика интервизий и супервизий: когда специалист докладывает случай старшему коллеге, а тот может направить его или, возможно, предупредить о допущенной ошибке. Хорошо, если психотерапевт регулярно посещает тренинги и курсы повышения квалификации (правда, проверить это непросто).

По словам психотерапевта Алены Август, бывает и так, что специалист просто не подходит эмоционально, и это нормально. Например, телесно-ориентированная терапия — плохой вариант для тех, кто не может терпеть, когда к ним кто-то прикасается. Уже на первой встрече важно понять, все ли вы рассказываете психотерапевту. Если вам некомфортно с этим человеком, ищите другого специалиста. Кроме того, сам психотерапевт может отказаться от работы с вами, например, если он не занимается вашей темой. При этом если он состоит в профессиональном сообществе, то, скорее всего, порекомендует кого-то из своих коллег.

Что нужно знать об образовании психотерапевта

По словам сооснователя сервиса для поиска психотерапевтов «Ясно» Данилы Антоновского, при выборе специалистов в его команду в первую очередь учитывается образование. При этом важно, в каком образовательном учреждении психотерапевт получил свою специальность. Достойных вузов, обучающих специальности, не так много: Высшая школа экономики, Московский государственный университет имени Ломоносова, Московский институт психоанализа, Московский институт гештальта и психодрамы, Московский государственный психолого-педагогический университет.

Однако такое обучение длится от двух до четырех лет, чего, по мнению Антоновского, недостаточно. Поэтому в «Ясно» также учитывают профессиональную активность человека после получения диплома (участие в семинарах, курсах повышения квалификации), его опыт консультирования (который должен быть не менее трех лет), практику интервизий и супервизий, а также возможность предоставить положительную рекомендацию от старшего коллеги (преподавателя вуза или члена профессиональной ассоциации). Важно и наличие опыта собственной терапии. Антоновский рассказывает, что встречал психотерапевтов, которые никогда не проходили терапию сами, что «недопустимо для профессионала».

Хороший специалист напомнит о следующей встрече?

Чаще всего о продолжении работы договариваются на первом приеме и заодно обсуждают необходимость напоминания о следующем визите. Если реальной необходимости нет, специалист не должен напоминать о встречах. Психотерапевт — не опекун. Он помогает разобраться в проблеме, делится знаниями и умениями. При этом каждый взрослый должен сам принимать решения, в том числе выбирать идти или нет на следующий прием. Обычно после первой консультации с психотерапевтом чувствуется облегчение — и может появиться желание остановиться, прекратить терапию. Однако Люцина Лукьянова отмечает, что, если на консультации специалисту удалось добиться от клиента заинтересованности в решении проблемы, и при этом клиенту было комфортно, он придет и во второй, и в третий раз без всяких напоминаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *