Рюкзак откуда произошло слово

Портфель, тетрадь, пенал, циркуль… Откуда взялись в русском языке и что означают эти и другие «школьные» слова?
Существительное портфéль появилось в России в начале ХIХ века и произносилось тогда как портфéйль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего «носить листы бумаги».
Школьная сумка с плечевыми ремнями и твёрдым корпусом, которую носят за спиной, — ранец, а если у неё мягкий корпус — рюкзак. Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки (ранец — Ranzen) и походного вещевого мешка (рюкзак — Rucksack).
У многих названий школьных принадлежностей древние славянские корни. К примеру, слова учебник, точилка, краски, счёты связаны с глаголами учить, точить, красить, считать. К общеславянскому восходят также слово ручка — рука и родственные слова дневник и день, ведь записывать домашние задания в дневниках ученикам приходится ежедневно.
Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — бумаги.
Греческая основа и у существительных резинка и ластик, по-разному именующих один и тот же предмет. Первое образовано от греческого retine — так греки называли древесную смолу. Из греческого слово перешло в латынь в изменённом виде — resina и уже из латыни — к нам. А в словах ластик и эластичный (по-гречески elastikos) — общий корень со значением «упругий, гибкий».
Существительное áтлас — собрание географических карт — тоже связано с Древней Грецией. Оно восходит к имени мифологического героя Áтласа, или Атлáнта (Atlas, Atlantos), которого Зевс наказал за участие в борьбе титанов против богов. Атлас осуждён был держать на своих плечах небесный свод.
Слово математика пришло к нам из древнегреческого языка, где мантейнен означает «учиться», «приобретать знания». Само значение слова подтверждает неправоту тех, кто говорит: «Нам не нужна математика, мы ведь не собираемся стать математиками». Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир окружающих нас чисел и фигур, она учит мыслить яснее и последовательнее, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю – одним словом: учит нас учиться приобретать знания.
Многими словами мы обязаны латыни. Первоначальный смысл слова циркуль (circulus) — «круг, окружность» — объясняет назначение инструмента для вычерчивания окружности. Линейка образована от существительного linea — линия, которое возникло тоже в латинском языке. И калькулятор — от латинского calculation — калькуляция, то есть «счёт, подсчёт». А карта (charta) — «лист бумаги».
Альбом по латыни означает «белый». Нынешние альбомы не всегда белые, хотя и называются по-старому. Альбомы бывают не только для рисования, но и для марок, фотографий, почтовых открыток, гербариев, стихов.
Существительное пенал вошло в широкое употребление в ХIХ веке. Латинское по происхождению, оно пришло к нам из немецкого языка. Слово penna — пенна в переводе с латыни означало «перо». Пеналом (pennal) называли футляр для перьев (прежде писали не ручками, а перьями; сначала использовали перья гусей, лебедей, кур, а затем появились стальные перья).
Со второй половины ХVIII столетия в русский язык вошло немецкое слово рappe — папка, причём сначала оно писалось паппа. В языке-источнике слово имело разные смыслы: «каша», «клей», «картон». Из папки-картона делали разные коробки и футляры. Потом название материала перенесли на изделие из него: папкой стали именовать плотную обложку для хранения и ношения бумаг, рисунков, тетрадей.
Слово карандаш, известное у нас с ХVIII века, тюркского происхождения. Карадаш (qara taş) буквально означает «чёрный камень», то есть графит (буква н в середине характерна для слов, заимствованных из тюркских языков, например каланча, саранча). Из этого природного минерала чёрного или тёмно-серого цвета делают стержни для рисования и черчения, которые вставляют в тонкую деревянную оправу, имеющую форму палочки. Человека, занимавшегося изготовлением карандашей, когда-то величали карандашным мастером или карандашником.
Теперь заглянем в ученический класс: ряды парт, школьная доска, в шкафу глобус. Слова глобус и класс употребляются в русском языке с Петровского времени. Корни их латинские: глобус (globus) — «шар», а класс (classis) означает «собранные вместе», «разряд», «сословие». Вот почему классом называется не только школьная комната для занятий, но и большая группа людей (общественные классы), а также учащиеся одного и того же года обучения (начальные классы, старшие классы).
Происхождение существительного парта не совсем ясно. Есть предположение, что оно связано с латинским словом — parties — партис, то есть «часть», «доля». Обычно за партой сидят два ученика, и у каждого из них — «своя» часть. А первоисточник существительного доска — греческое слово diskos — дискос, которое греки употребляли в значении «метательный диск, круг».
Древние славянские слова урок и речь, оказывается, родственные, у них общий корень. Ведь урок буквально означает — «сказанное». Примечательно, что в русском языке существительное урок имело разные значения. Сначала урок — это договорённость, уговор, условие, затем уроком стали называть налог, платёж, штраф, а также поучение, наставление, назидание, позже — работу, заданную на определённый срок, и, наконец, учебное время.
Какой же урок без педагога?! Существительное педагог пришло из греческого языка, в котором paidagogos значило «ведущий ребёнка». В Древней Греции педагогами называли рабов, водивших детей в школу и следивших за их учёбой. Рабы-педагоги были очень строгими: за любое непослушание они имели право наказывать детей плетью.
Слово каникулы произошло от латинского словосочетания dies caniculares — «собачьи дни». А слово каникула (Canicula) в переводе с латыни означает «собачка». Так римляне называли Сириус — самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Дело в том, что, когда в летнее время в Древнем Риме Солнце находилось в этом созвездии, стояли очень жаркие дни. Считалось, что именно Сириус насылает жар на Землю. В такую знойную пору ученики во всех римских городах отдыхали. В русском языке слово каникулы появилось в ХVIII веке. Но в широкое употребление вошло только во второй половине ХIХ столетия. А прежде свободное от занятий время именовалось французским словом вакансы (vacance, в другом варианте — вакации или вакансия). Сейчас вакансией называют свободное служебное место, незанятую должность.
Слово «школа» получило широкое распространение довольно поздно – в XVI–XVII вв., хотя известно было и раньше, но до этого времени его заменяли синонимом – словом «училище». «Школа» произошла от греческого слова «схоле» — досуг, отдых. Отдых подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их назвали школой. То есть это место, где можно получить образование.
Россия – одна из немногих цивилизованных стран, где ещё пользуются подсказками на уроках, шпаргалками на контрольных и прочее. Шпаргалка означает — «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли измаранный, негодный клочок бумаги.
В современном русском языке слово чернила имеет значение «красящая жидкость для писания», причём жидкость эта, как известно, бывает не только черного, но и синего, зелёного, красного, фиолетового цвета. Значит, связь с корнем – черн – только историческая, оставшаяся с тех времён, когда чернила делались из сажи и были чёрными.
Доктор филологических наук Н. Черникова
Источник: журнал «Наука и жизнь»(№ 8, 2011)
ЛИСТ
Слово лист интересное. Может показаться, что слово это не русское: и венгерский композитор существовал Лист, и сейчас живет в Америке прогрессивный композитор Лист, и во французском языке существует это слово liste (лист) в значении «ведомость», «список», «перечень».
Между тем лист — общеславянское слово. Образовано оно с помощью суффикса -тъ от исчезнувшего leiskns (лейскос). Сравните латышское laiska — «лист». Лист в значении «бумага», «лист в книге» встречается уже в XI веке. Его можно найти, например, в «Остромировом евангелии» — известном памятнике древнерусской письменности.
Что же касается французского слова liste (и звучащих так же итальянского, испанского и др.), то оно заимствовано из древневерхненемецкого lista, где значило «край», «кромка», «полоса», «рейка». В современном немецком языке leiste — это брусок, рейка, валик, поясок. Из немецкого leiste получилось польское listwa (валик, планка, кромка). Украинское лыства, белорусское лиштва (оба в значении «карниз») появились под влиянием польского слова listwa.
Древесный лист или лист бумаги — по-французски feuille (фей), страница — page (паж).
От паж получился метранпаж, то есть тот, кто верстает страницы в типографии.
По-латыни folium (фолиум) обозначает «лист», и бумажный и древесный.
От фолиум в русском языке существует фолиант — большого формата книга, в половину печатного листа.
Существует громадное количество употреблений слова лист: капустный лист, лавровый, смородинный, банный лист («пристал, как банный лист!»), авторский, издательский, печатный, учетный лист, исполнительный, наградной, складный, опросный лист (теперь говорят «анкетный лист» или просто «анкета»), листовка, листик, железный и фанерный листы, похвальный лист, открытый лист, или подорожная, лиственница (дерево), листопад, листва, листок (так до революции называли газеты) и др.
Слово «страница» образовалось позднее, и получилось оно от слова «сторона». Стороны листа стали страницами!

Едва ли не каждый школьник и студент в течение учебного года пользуется рюкзаком. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как он появился? Разбираемся вместе с порталом «История.РФ».

Древняя история

Очевидно, что рюкзак и его разновидности возникли из-за необходимости переносить большой объем предметов, не помещающийся в руках и зубах (и чтобы освободить руки), разом на дальние расстояния. Один из древнейших рюкзаков, представлявший собой мешок на деревянном каркасе (внешней раме), был найден в Альпийских горах вместе с останками нашего далекого предка, жившего около 5000 лет назад. Кстати, подобные рюкзаки были в ходу в Норвегии в XVIII–XIX веках, а среди охотников коренных племен забайкальской Сибири – эвенков, тунгусов – подобные прототипы рюкзаков (поняги) распространены до сих пор. Делается такой рюкзак также из палок и досок, U-образная рама может обтягиваться листом березы, чтобы получалась более удобная спинка. Поклажа или мешок привязывается к опорной дуге бечевкой и надевается на спину с помощью лямок. Далее вспомним известные берестяные короба, котомки, заплечные мешки, плетёнки, узелки, кошёлки и другие приспособления, очень близкие по функциям. Дизайн и модели постоянно развивались, совершенствовались, приспосабливались под разные нужды у разных народов и в разные времена.

Для нужд военных и походных

Прямыми предшественниками современного рюкзака можно считать армейский ранец, распространенный в армиях европейских стран в XVIII–XIX веках, и вещмешок. Однако есть различия между этими заплечными сумками. Армейский ранец снабжается прямыми лямками и дополнительных элементов на себе не имеет. Вещмешок, в свою очередь, может иметь дополнительные элементы помимо самого мешка, а его лямки крепятся к горловине.

В России до 1874 года армейские ранцы делались из кожи, затем для их изготовления стала использоваться непромокаемая парусина. Спустя восемь лет их заменили на вещевые и сухарные мешки из все той же парусины, а еще спустя семь лет произошло разделение этих предметов армейского гардероба по родам войск. Размеры ранцевого запаса продовольствия строго регламентировались, причем как в случае с неприкосновенным, так и расходным запасом. Ранцевый запас должен был обеспечивать бойца всем необходимым, особенно в дни, когда шли бои и не было возможности подвести обоз к войскам. Относительно армейских вещмешков: в России они почти без изменений просуществовали с дореволюционного времени и до 1950-х годов, когда на вещмешке появился внешний карман для быстрого доступа к мелким предметам и боковые брезентовые лямки для крепления шинельной скатки. В 2015 году армейский вещмешок в России, в связи с введением новой армейской формы, был заменен сумкой с плечевым ремнем.

Что касается рюкзаков, то пользовались ими на протяжении долгого времени туристы и альпинисты. В 1908 году норвежец Оле Берган, увлекавшийся охотой и туризмом, дополнил конструкцию рюкзака специальной жесткой рамой, которая избавляла от того дискомфорта, что испытывал человек во время переноски экипировки и дичи во время охоты. В СССР в 1930-х годах походниками использовались бесформенные рюкзаки-«колобки». На смену им в середине XX века пришел разработанный советским альпинистом Виталием Абалаковым «абалаковский» рюкзак, долгое время остававшийся стандартным элементом спортивного снаряжения.

Кстати, увидеть элементы обмундирования защитников нашего Отечества разных времен вы можете в Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества. Приглашаем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *