Содержание
Часто задаваемые вопросы
Что такое «лицензия роялти-фри»? Лицензии роялти-фри позволяют вам осуществить единовременную оплату за постоянное использование защищенных авторскими правами изображений и видеоклипов в личных и коммерческих проектах без необходимости дополнительных платежей за каждое их использование. Это обоюдовыгодный вариант, и именно поэтому все материалы iStock (включая все изображения и видеоматериалы Маяк) доступны только по лицензиям роялти-фри. Какие виды файлов роялти-фри доступны на iStock? Лицензия роялти-фри — оптимальный вариант для тех, кто намерен использовать стоковые изображения в коммерческих целях, поэтому все файлы на iStock (фотографии, иллюстрации и видеоклипы) предлагаются только на условиях роялти-фри. Как можно использовать изображения и видеоклипы роялти-фри? Вы можете изменять вид, размер и параметры любых материалов iStock (включая все изображения и видеоматериалы Маяк) в соответствии с потребностями своих проектов — от рекламы в социальных сетях до рекламных щитов, от презентаций PowerPoint до художественных фильмов. За исключением фотографий «только для редакционного использования» (которые можно использовать только в редакционных проектах и нельзя изменять), ваши возможности безграничны.
Узнайте подробнее об изображениях роялти-фри
Маяки всегда строились исключительно в практических целях. Они либо указывали судам направление, либо предупреждали об опасностях — об отмелях, мысах, скалах или иных препятствиях.
Сегодня, когда навигационные приборы позволяют определять местонахождение судна с точностью до метров, необходимость многих маяков не всегда оправдана, и они перестают служить по прямому назначению. И тем не менее, их, как правило, не разрушают, отдавая дань истории или просто потому, что они красивы. Любят их и моряки — ведь проблесковый свет маяков говорит о близости желанной земли.
Африка
Звание самого красивого маяка оспаривают многие прибрежные сооружения. А вот споров о том, какой маяк самый знаменитый, не возникает. Разумеется, это построенный в III веке до н.э. Александрийский маяк — одно из семи чудес света, увы, не сохранившееся до наших дней. Даже по современным меркам его высота впечатляет — 135-140 метров. Сегодня на месте Александрийского маяка на острове Фарос, расположенном неподалеку от Александрии, находится крепость, построенная арабами в XV веке.
«По мотивам» Александрийского маяка был построен маяк на мысе Игольном, самой южной оконечности Африки. Это один из старейших маяков в ЮАР. Строительство этого сооружения было закончено в декабре 1848 года, впервые он зажегся в марте 1849 года.Расположенный на обрывистом берегу, окруженный цветущими алоэ, это маяк действительно красив. Сам же мыс Игольный четко не выражен: он представляет собой волнистый песчаный пляж с выходами на поверхность валунами коренной породы. Здесь в соответствии с географическим делением встречаются два океана: Индийский и Атлантический.
На втором знаменитом мысе южной Африки — мысе Доброй Надежды, маяка и вовсе нет, но зато на соседнем, более высоком и более впечатляющем мысе Кейп-Пойнт маяк существует. Правда, он работал недолго: частая низкая облачность закрывала маяк, свет был плохо виден со стороны моря. Сегодня маяк на Кейп-Пойнте используют как смотровую площадку. Отсюда, если повезет, можно увидеть подходящих к мысу китов. А акваторию между мысом Игольный и мысами Кейп-Пойнт — Доброй Надежды называют кладбищем кораблей, наряду с районом, мыса Горн. Здесь зарождаются волны разрушительной силы, а на морском дне покоятся многочисленные корабли. Именно отсюда пошла легенда о «Летучем голландце».
Известен маяк в Свакопмунде — намибийском курортном городке, сохранившем многие черты колониального немецкого периода в истории этой страны. Маяк в Свакопмунде был построен в 1902 году и имел высоту всего 11 метров. Однако этого оказалось недостаточно, и в 1910 году он был надстроен еще на 10 метров.
Южная Америка
На противоположной стороне Атлантического океана также немало красивых маяков. Например, в уругвайском курортном городе Пунта-дель-Есте, на входе в эстуарий реки Ла-Плата. Маяк недействующий — в нем располагается администрация, следящая за движением судов по эстуарию Ла-Платы.
В другом месте на побережье Ла-Платы в старинном уругвайском городе Колония-де-Сакраменто маяк также является одной из колоритных достопримечательностей. По его ужасно узкой и неудобной лестнице можно подняться на смотровую площадку. Здесь воды Ла-Платы насыщены илом и коричневого цвета взвесью, а на берегу растут непривычные для европейца деревья с удивительными красными цветами.
Но, пожалуй, самый впечатляющий маяк в Южной Америке, по крайней мере, из тех, что доводилось видеть автору этих строк, расположен на небольшом островке в проливе Бигл, разделяющим острова Огненная Земля и Наварино. И дело даже не в самом маяке, а в фантастической природе, которая его окружает. На соседних с маяком скалах нежатся морские львы и отдыхают многочисленные морские птицы.
Северная Америка
В Северной Америке в число самых известных входят маяк на полуострове Кейп-Код (США, штат Массачусетс), а также маяк в канадской деревушке Пеггис-Ко, расположенной в Новой Шотландии. Их часто изображают на открытках, календарях, в туристических проспектах.
Пеггис-Ко — место удивительное, облюбованное художниками, фотографами. Особый колорит ему придают валуны коренной породы. В штормовую погоду ветер несет мельчайшие капли морской воды, которые оседают на камнях. Погода меняется, солнце нагревает камни, вода испаряется, а на валунах остается налет белесой морской соли. В маяке расположена почта, где на приобретенный конверт или открытку можно поставить почтовый штамп с изображением маяка.
Европа
В Старом свете знаменитых и красивых маяков еще больше. Их трудно пересчитать. Неподалеку от города Ньюкастл в Англии, на крошечном скалистом острове Бэйт находится маяк Сент-Мэри, построенный в 1898 году. Сегодня он не работает и превращен в туристическую достопримечательность с приятной кафешкой на террасе. Но подойти к маяку можно только в отлив — во время прилива до маяка можно добраться разве что вплавь или вброд.
Очень красивый маяк расположен на самой западной оконечности Европы — мысе Рока (Португалия), о котором португальский воин и поэт Камоэнс писал: «Это место, где земля кончается и начинается море». Мыс-скала, на котором построен маяк, возвышается над уровнем моря на 140 метров. Свет маяка виден за многие мили. А рядом с ним можно увидеть необычные для Европы растения-суккуленты. Оказывается, их привезли из южной Африки.
В соседней Испании также немало эффектных маяков, например, неподалеку от города Виго или у входа в порт города Авилес, на высокой скале, о которую в штормовую погоду разбиваются волны Бискайского залива.
Страной маяков называют Германию. Их здесь более 200. Один из них, в портовом городе Бремерхафен, — самый старый из действующих маяков на побережье Северного моря. Его эксплуатация началась в 1856 году. Интересно, что, помимо своих прямых функций, маяк используется горожанами для проведения церемоний бракосочетания.
Другой маяк, построенный в 1897 году на побережье Балтийского моря, является достопримечательностью, одним из символов и доминантой немецкого курортного городка Варнемюнде. Его высота составляет 37 метров. За небольшую плату можно подняться на его смотровую площадку.
В юго-западной части Балтийского моря, на побережье датского острова Альс, неподалеку от городка Сондерборг находится весьма необычный маяк, построенный прямо у самой кромки моря. Смотрители маяка поднимаются на его вершину не по винтовой лестнице, а по мостику, переброшенному на маяк с обрывистого берега.
Существуют и плавучие маяки, но их становится все меньше и меньше. Для этих целей обычно используются суда с небольшим водоизмещением. Один из таких маяков сохранился и используется в автономном режиме в проливе Ла-Манш.
Красивые маяки есть и в России. В самом западном городе страны — Балтийске, военно-морской базе Балтийского флота, находится действующий маяк высотой 33 метра, построенный в 1813 году. Рядом с маяком в честь 300-летия российского флота установлен памятник Петру I, неоднократно посещавшему Пиллау (прежнее название Балтийска).
Появление первых маяков в России связано с царствованием Петра I — «отца» отечественного морского флота. Сегодня на территории нашей страны насчитывается около сотни действующих и заброшенных маяков. Мы нашли семь самых красивых из них. Поехали!
Осиновецкий маяк, Ленинградская область
Каменный 70-метровый великан возвышается над юго-западным берегом Ладожского озера. В списке самых высоких маяков мира он занимает девятую строчку. С апреля по ноябрь Осиновецкий маяк отмечает для морских судов западную границу входа в бухту Петрокрепость. Из неё своё течение начинает река Нева.
Строительство Осиновецкого маяка длилось пять лет — с 1905 по 1910 годы. Красные, зелёные и белые вспышки маяка видны за 40 километров. Это все три цвета, которые используются в маячном деле. Остальные для навигационных целей непригодны. Например, синий быстро рассеивается каплями атмосферной влаги, подавая нечёткие сигналы на слишком короткие расстояния, что чревато морскими авариями.
Осиновецкий маяк занимает особое место в истории Санкт-Петербурга. В дни блокады Ленинграда здесь построили порт, который в сентябре 1941-го принял первый караван с зерном. Через год через него проходили уже несколько сотен тонн груза для осажденного города — от продовольствия до оружия и бытовой техники.
Более 20 лет преданным смотрителем Осиновецкого маяка был самый старый маячник России — Сергей Шулятьев, ежедневно зажигавший лампы башни. Он проработал на маяке до 74 лет. В 2010 году его сменил бывший дальнобойщик Олег Карепанов.
Попасть внутрь маяка не получится. Он принадлежит Министерству обороны России и находится под постоянной охраной.
Совместите поездку к маяку с визитом в музей «Дорога жизни». Он расположен на берегу Ладоги — рядом с мысом Осиновец. Музей рассказывает о легендарной трассе, которая спасла жизнь многим ленинградцам. Здесь выставлены суда и самолёты, предметы быта, фотографии и документы того времени.
Завершите поездку к маяку походом в кафе при базе отдыха «Мир маяков» с видом на Ладожское озеро и Осиновецкий маяк. Обязательно попробуйте копчёную рыбу. Здесь же при желании можно переночевать — в хостеле, гостиничном номере или коттедже. Ночь в хостеле обойдётся в 700 рублей. Стоимость аренды стандартного двухместного номера — две тысячи рублей в сутки.
Как добраться: на электричке с Ладожского вокзала до станции «Ладожское озеро» (время в пути — чуть более часа). Оттуда нужно будет пройтись пешком примерно полтора километра — маяк будет виден издалека. Удобнее всего посетить маяк с петербургской компанией «Нам Светло», которая специализируется на поездках к маякам Ленобласти с гидом.
Маяк Эгершельд, Владивосток
Маяк Эгершельд (второе название — Токаревский) — один из старейших на Дальнем Востоке. Находится он на насыпной узкой косе-дамбе Токаревская кошка, в южной части Владивостока. Маяк был построен в 1876 году. С тех пор его башня служит главным ориентиром для судоводителей при входе в порт приморской столицы.
Назван маяк в честь мореплавателя и легендарного исследователя залива Петра Великого — капитана второго ранга Густава Эгершельда. В 1860-м корвет «Гридень» под командованием Эгершельда прибыл во Владивосток и провёл в бухте Золотой Рог почти год. Экипаж корабля и лично Эгершельд внесли неоценимый вклад в развитие Владивостока. Так, они провели первую в истории опись бухты Золотой Рог. Результатом исследований стало создание первой рукописной карты бухты и пролива Босфор Восточный.
Внутрь маяка попасть нельзя. Летом поездку к маяку Эгершельд можно совместить с походом на пляж, который расположен рядом. Отсюда открывается живописная панорама Владивостока, острова Русский и одноимённого вантового моста через пролив Босфор Восточный. А зимой на Токаревской кошке можно встретить ларгов — пятнистых тюленей. Не поддавайтесь искушению их погладить: приближаться к ним ближе, чем на 15 метров, не рекомендуется. С февраля по март у тюленей рождается потомство, поэтому ларги могут быть настроены воинственно, приняв вас как угрозу их детёнышам.
Как добраться: экскурсионную программу с поездкой к маяку предлагают ряд компаний во Владивостоке. Самостоятельно доехать из Владивостока можно на автобусах № 57, 59, 60, 62, 81 или маршрутном такси № 63 (до остановки «Маяк»). Оттуда — пешком полтора километра.
Тарханкутский маяк, Крым
Тарханкутский маяк на одноименном мысе находится в самой западной части Крыма. Мыс Тарханкут тогда называли «мысом бурь». Необходимость возведения навигационной башни была продиктована переменчивостью погоды, частыми штормами и скальным рельефом береговой линии, что делало эту местность опасной для морских передвижений.
Маяк был построен в 1816 году из белого инкерманского известняка. Его высота — 38 метров. Чуть позже был возведён его близнец — Херсонесский маяк. В то время свет Тарханкутского маяка исходил от масляной лампы, которая состояла из 15 фитилей и 15 рефлекторов. А горючим служило сурепное масло, добываемое из семян сурепицы, растения семейства крестоцветных.
Позже внутри навигационной башни была установлена лампа с мощными линзами. В 1970-м Тарханкутский маяк укрепили и отремонтировали. Сегодня он включает в себя световой и радиомаяк, звукосигнальные средства, а также станцию радионавигационной системы среднего радиуса действия. Дальность светового сигнала маяка — более 30 километров. Звукового — почти два километра.
Из нижней комнаты на вершину башни ведет чугунная лестница из 142 ступеней. Маяк по сей день действующий. Попасть внутрь нельзя. Тем не менее, вокруг маяка и вдоль скалистого побережья проложены маршруты, идеальные для пеших прогулок.
Как добраться: из посёлка Оленевка чуть больше трёх километров — на такси или велосипеде до посёлка Маяк.
Стороженский маяк, Ленинградская область
Красно-белый маяк в деревне Сторожно на юго-востоке Ладожского озера — второй по высоте в России и седьмой в мире. Этот 71-метровый гигант по сей день служит путеводной звездой кораблям, помогая преодолеть сложный Стороженский риф.
Маяк был построен в 1906 году. Сначала сооружение было деревянным, а позже его заменили на каменную постройку. На вершину ведут 399 ступеней. С маяка открывается вид на Стороженский мыс, отделяющий Свирскую губу от Волховской, деревню Сторожно и Ладожское озеро.
На вершине башни установлены линзы Френеля, которые позволяют маяку посылать белый свет на 35 километров в ясную погоду. И красный свет — на 28 километров.
Смотритель маяка, как правило, не отказывает в визите на смотровую башню. Его дом из красного кирпича расположен рядом; на двери соответствующая вывеска — «Стороженский маяк». Но, главное, помните: фотографировать внутренние помещения маяка нельзя.
Как добраться: на автомобиле — до деревни Сторожно (из Санкт-Петербурга — 210 километров). Маяк будет видно издалека. Часть пути проходит по лесной грунтовой дороге. Добраться можно и на общественном транспорте; но это сложно и долго. С Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге на электричке в направлении «Ладожское озеро» — до станции Паша (время в пути три с половиной часа). Далее автобусом до деревни Загубье, а после — на такси или велосипеде 18 километров до Сторожно.
Маяк Гамова, Приморский край
Самый южный маяк России. Расположен в посёлке Гамова на одноимённом мысе в юго-западной части Приморского края. Высокая береговая линия мыса крутая и крайне обрывистая — это одно из самых притягательных и завораживающих мест Приморского края.
Маяк был построен на рубеже XIX — ХХ веков. Высота сооружения — 50 метров. Его главная достопримечательность — старинный колокол, который оповещал морские суда о густом тумане и других капризах погоды.
Мыс назван в честь юного гардемарина Дмитрия Гамова. Он был членом экипажа фрегата российского военного флота «Паллада» и исследователем Приморской области. Он был первым на борту, кто увидел живописный мыс на восточном побережье залива Петра Великого.
Сегодня световой сигнал маяка распространяется на 56 километров.
Смотрители маяка Гамова охотно пускают посетителей внутрь. Нужно лишь постучать и попросить подняться наверх — не откажут.
Как добраться: с автовокзала Владивостока на автобусе до посёлка Андреевка. Время в пути — пять часов. Далее на такси или пароме до деревни Витязь. А после — на катере или пешком до мыса Гамова. Из Андреевки к мысу также отправляются катеры и паромы. Есть возможность арендовать квадроциклы и багги.
Заброшенный маяк Анива, остров Сахалин
Один из самых труднодоступных маяков на территории России, расположенный близ острова Сахалин. Маяк был построен на небольшой возвышенности Сивучья у скалистого мыса Анива в 1939 году. Морякам этот район знаком изобилием течений, частыми туманами и так называемыми подводными каменистыми банками — мелью в океане, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин.
Маяк представляет собой бетонную 31-метровую башню с боковой пристройкой. Башня имеет девять этажей. Автор проекта — инженер Синобу Миура, выпускник технического колледжа префектуры Канагава в Японии.
На цокольном этаже располагалась дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад. На втором этаже была расположена радиорубка, аппаратная и вахтенная. Жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек, располагались с третьего по пятый этажи башни. Каждые три часа смотрители маяка заводили маятник, имеющий гирю весом в 260 килограммов, — так приводилась в движение оптическая система. Световой сигнал маяка Анива распространялся на более чем 30 километров.
С 1990-го года маяк Анива находится заброшен. До 2010 года сооружение еще работало в автономном режиме, но сегодня полностью выведено из строя и постепенно разрушается под действием воды и сильного ветра.
Как добраться: местность крайне труднодоступная. Добираться удобнее всего на катере из посёлка Новиково или Лесного (около полутора часов).
Еникальский маяк, Крым
Действующий Еникальский маяк расположен в самой восточной точке Крыма — на мысе Фонарь. Маяк был возведен в 1820 году для безопасного прохода судов из Азовского моря в Чёрное через Керченский пролив.
Навигационная башня названа в честь располагавшейся поблизости крепости Ени-Кале. Согласно письменным воспоминаниям, датируемым 350 годом до нашей эры, уже тогда на утёсе использовали факельный огонь в качестве ориентира для мореходов.
В период Второй мировой войны тогдашний смотритель Михаил Егоров эвакуировал аппаратуру на таманский берег. Позже маяк был полностью разрушен немецкими снарядами. В 1943-ом башня возобновила работу благодаря временному фонарю, установленному на развалинах. После освобождения Керчи в 1944-ом, спасенную аппаратуру привезли обратно. Сначала на месте маяка возвели временное деревянное сооружение с фонарной конструкцией, а позже построили новое каменное здание с современной оптической системой для морской навигации.
Сегодня попасть внутрь маяка нельзя.
Как добраться: из Керчи на маршрутном такси № 18 до остановки «Маяк».