Трансцендентальная медитация техника

Трансцендентальная медитация

(Transcendental meditation ).

Практика восточной медитации, распространенная на Западе индийским йогом Махариши Махеш Йоги. Махариши (это имя в пер. с санскрита означает «великий мудрец») родился в Индии в 1918г. Прежде чем стать учителем древней индийской мудрости на Западе, он проходил обучение у Свами Брахмананды, крого называли также «гуруДэв». В 1959 г. Махариши стал активно распространять свое учение и прибыл в США. Вскоре трансцендентальная медитация стала самым популярным массовым движением среди различных восточных духовных практик, крые к тому времени уже укоренились в странах Зап. Европы и Америки.

Упрощенный и вестернизированный набор йогических техник, приспособленных для массового усвоения, Махариши представил западному потребителю в качестве нерелигиозного делания, к-рое помогает максимально использовать потенциальные возможности, заложенные в человеческой психике, а также достигать глубокого покоя и расслабления. Трансцендентальная медитация притязала на то, что благодаря использованию определенной техники (для занятий медитацией требовалось всего лишь по 20 минут утром и вечером) она принесет людям абсолютное счастье, блаженство и «спокойную бодрость», свободную от всякого напряжения.

Однако притязания на то, что трансцендентальная медитация имеет нерелигиозный характер и связана лишь с «научным» применением определенных методов самоконтроля, были подвергнуты сомнению рядом христианских и светских исследователей. Махариши и тщательно обученные им инструкторы утверждали, что преимущества, крые дает применение техник трансцендентальной медитации, никак не затрагивают религиозность занимающегося ими лица. Критики же доказывали, что это движение по сути своей не что иное, как замаскированная индуистская религиозная практика.

От всех неофитов требуется, чтобы они участвовали в церемонии посвящения. Инструкторы трансцендентальной медитации утверждают, что эта церемония носит исключительно мирской характер. Однако религиозная природа этого обряда, крый на санскрите называется пуджа, вполне очевидна. Участники приносят с собой цветы, фрукты, чистый белый платок и кланяются изображению покойного учителя Махариши, гуру Дэву. Пуджа включает в себя славословие, пение гимнов и декламацию священных текстов на санскрите, однако их смысл посвящаемому не известен. Т.о., с христианской точки зрения пуджа это поклонение ложным богам. В соответствии с принципами трансцендентальной медитации цель пуджи в том, чтобы вызвать у новопосвящаемого и у инструктора измененное состояние сознания, и тогда их ум откроется влиянию » великих учителей «.

Во время пуджи посвящаемому сообщают «тайную» мантру, края представляет собой несколько санскритских слов или слогов, якобы обладающих особым качеством энергетической вибрацией. Посвященному объясняют, что он должен регулярно и многократно произносить свою личную мантру. Хотя инструкторы трансцендентальной медитации считают мантры всего лишь «бессмысленным набором звуков «, исследования показывают, что все они укоренены в индуистских религиозных обрядах и представляют собой закодированные имена различных божеств. Поэтому повторение мантры фактически означает поклонение тому или иному божеству.

Произнесение мантры это один из стандартных приемов, с помощью крых в сознании практикующего вызывается мистическое переживание единства с божеством. Ежедневные занятия трансцендентальной медитацией (утром и вечером) якобы способствуют тому, что человек входит в измененное, или «трансцендентальное», состояние и в конце концов достигает «просветления «. Цель трансцендентальной медитации очистить сознание от всех сознательно направленных мыслей и сделать ум пустым. Трансцендентальная медитация, как и все прочие восточные мистические техники, отвергает разум, подчеркивая чувства и ощущения практикующего.

Трансцендентальная медитация, в сущности, представляет собой одну из форм пантеизма, поэтому в ней нет места учению о вечном личностном Боге, Творце вселенной. Влияние монистической традиции на трансцендентальную медитацию сказывается в том, что она предполагает веру в сущностное единство всего сущего и, следовательно, в возможность единения человека со сферой божественного. Однако практика трансцендентальной медитации приводит к идолопоклонству и самообожествлению, ибо практикующий отождествляет свое ограниченное «я» с высшим «Я» творения. Под видом научно обоснованной техники медитации неофиту навязываются определенные состояния, в результате крых он теряет связь с реальностью и способность к подлинной самоидентификации.

>Слово трансцендентность

Слово трансцендентность английскими буквами(транслитом) — transtsendentnost

Слово трансцендентность состоит из 17 букв: а д е е н н н н о р с с т т т ц ь

Значения слова трансцендентность.

Что такое трансцендентность?

Трансцендентность Бога

Трансцендентность Бога (лат. transcendens – выходящий за пределы) – богословское понятие, отражающее запредельность Бога тварному миру, подчеркивающее Его существование по ту сторону созданного Им бытия и всех видов человеческого опыта…

Православная энциклопедия «Азбука веры»

ИММАНЕНТНОСТЬ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ

ИММАНЕНТНОСТЬ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ — (лат. transcendens – выходящий за пределы) ЧЕЛОВЕКА – религиозная, богословская и философская проблема, один из аспектов понимания человека в его отношении к Абсолюту, Богу и окружающему миру…

Учебный словарь-минимум по религиоведению

Русский язык

Трансценде́нтность, -и.

Орфографический словарь. — 2004

ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ МЕРА

ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ МЕРА — функция, характеризующая отклонение заданного трансцендентного числа от множества алгебраич. чисел ограниченной степени и ограниченной высоты при изменении границ для этих параметров.

Математическая энциклопедия. — 1977-1985

Трансцендентный

Трансценде́нтность (трансценденция, прил. трансценде́нтный) (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.

ru.wikipedia.org

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникший в схоластической философии основополагающий термин философии и теологии; истоки его уходят в антич. философию. 1.чистого разума к сущему” {Хайдеггер M Кант и проблема метафизики Μ, 1997, с 9), а проблему, образующую трансцендентность, называет трансцендентальной Существо трансценденции делает…

Философская энциклопедия

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — потусторонний. Трансцендентная реальность — реальность, недоступная нашей способности к познанию; трансцендентный гений значительно превосходит среднего человека.Когда мы говорим о трансцендентности Бога, мы имеем в виду Бога-творца, отличающегося от Его творения; противоположно имманентности Бога, т…

Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

Трансцендентальная медитация — самая мощная и всеобъемлющая из аюрведических методик, так как она работает непосредственно на уровне сознания (анандамайя-коша), тончайшем из уровней системы «тело-ум». В чем ее ценность и как проводить самостоятельно?

Как влияет на нас трансцендентальная медитация

Трансценденция — это выход за границы мысли, дробящей на части целостность Бытия, и погружение в свободу нашей собственной безграничной природы. «Защиту» же следует понимать в том смысле, что правильный выбор и правильное использование мантры врачует и уравновешивает тело и ум.

Переживая опыт целостности на уровне сознания, мы спонтанно восстанавливаем равновесие и во всех более плотных слоях — на уровнях эго, ума, дыхания и чувств.

Регулярная медитация приносит пользу и уму, и телу: уму — поскольку тот укоренён в сознании, а физическому телу — посредством психонейроиммунологических связей.

Мы уже описывали чистое сознание как нечто вездесущее, безграничное, безмолвное и неизменное. Даже не обладая опытом непосредственного контакта с чистым сознанием, мы можем вывести другие его свойства из самой природы наших мыслей, ибо оно является их источником.

Всякая мысль, вне зависимости от своего содержания, обладает энергией, творческой силой и разумом. Мысль — это форма энергии, так как она подвижна (ни одна наша мысль не занимает ум бесконечно, мысли сменяют друг друга чередой), а всякое движение подразумевает энергию.

Творческая сила присуща мыслям по причине их изменчивости. Несмотря на то что одни и те же мысли могут посещать нас повторно, всё же в большинстве своём мысли, приходящие к нам в течение каждого нового дня, новы.

И, наконец, мысль разумна, поскольку перемены, которые она претерпевает, обладают определённой направленностью. Иными словами, мысль изменяется не случайным образом, а развивается упорядоченно и целенаправленно.

К примеру, мы говорим себе: «Я хочу пойти в кино. Какой бы фильм мне посмотреть? Загляну-ка я в газету». Если бы мысль от природы не обладала способностью к направленному развитию, т.е. не обладала разумом, то мы бы думали примерно так: «Я хочу пойти в кино.

Съесть банан, что ли? Луна сегодня полная». Разумеется, временами нас посещают такие «иррациональные» и бессвязные цепочки мыслей.

Но в рамках более общей картины эволюции человека мыслящий мозг — ум, способный к различению и познанию и ориентированный на разрешение задач, — представляет собой адаптивный признак.

Мышление — это эволюционное приспособление, ориентированное на выживание, жизнь и развитие, а следовательно, ему присуща разумность.

Что такое чистое сознание

Будучи источником мысли, чистое сознание также является источником качеств, присущих мысли. Следовательно, оно и само обладает энергией, творческой силой и разумом.

А поскольку запас идей у каждого человека неисчерпаем, можно сделать вывод, что поле сознания — это безграничный источник вышеуказанных качеств. На уровне сознания потенциал ума бесконечен.

Воспринять эту неограниченную сущность ума — значит погрузиться в состояние предельной полноты. Это и есть, как мы говорили, опыт чистого блаженства.

Если мы посредством медитации регулярно и систематически позволяем уму соприкасаться с его полным потенциалом, то со временем у нас развивается способность оставаться в этом состоянии блаженства постоянно.

В этом состоянии, которое в аюрведе называется космическим сознанием, в нашем распоряжении постоянно остаются все ресурсы безграничного чистого сознания — то есть бесконечная энергия, беспредельная творческая сила и неограниченный разум.

Когда мы действуем на этом «квантовом» уровне сознания, допустить ошибку невозможно, поскольку все действия совершаются спонтанно в согласии с природными законами.

Всякое действие, совершённое в гармонии с нашей внутренней природой и с нашим окружением, неизбежно приносит успех, а это, в свою очередь, наполняет нашу жизнь радостью. Это и есть конечная цель аюрведы — достижение абсолютной красоты.

В чем ценность трансцендентальной медитации

Опыт трансцендентального сознания не только дарит нам блаженство на субъективном уровне — он ещё и оказывает глубокое воздействие на тело. В аюрведе это поняли изначально, а сейчас современная психосоматическая медицина подтверждает это.

Как уже говорилось, все изменения ментального состояния вызывают соответствующие перемены в физическом состоянии, и наоборот. Трансценденция — это ментальный процесс, в ходе которого активность размышляющего ума постепенно сокращается.

По мере того как ум, погружённый в медитацию, переходит на всё более спокойные уровни, сами мысли становятся всё более тонкими и менее отчётливыми и, в конце концов, окончательно угасают.

И тогда мы прикасаемся к безмолвию чистого сознания. Снижение ментальной активности естественно сопровождается снижением общей биохимической активности — иными словами, тело отдыхает.

Учёные, исследующие эффекты медитации (впервые эксперименты с участием практиков трансцендентальной медитации были проведены в 1968 году под руководством Роберта Кейта Уоллиса в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и в Гарвардском университете), устойчиво подтверждают, что опыт трансценденции влечёт за собой улучшение психофизиологических функций.

Более того, данные, полученные в первых экспериментах, оказались беспрецедентными с точки зрения имевшихся сведений о психофизиологии человека.

По словам основателя Института психосоматической медицины при «Клинике Диаконис» в Новой Англии с филиалом при Гарвардской медицинской школе, эти данные в буквальном смысле положили начало всему направлению современных исследований в области психосоматической медицины.

В частности, были зафиксированы изменения в электрической активности мозга, свидетельствующие о глубокой релаксации, а также резкое падение уровня потребления кислорода, частоты дыхания и содержания молочной кислоты в крови.

Высокий уровень молочной кислоты связан с беспокойством и тревогой, а низкий — с состоянием покоя и умиротворения. Такого низкого уровня молочной кислоты, как у участников эксперимента, прежде не было зафиксировано ни у одного человека.

Четвёртое состояние сознания

В совокупности все эти результаты говорили о том, что трансцендентальная медитация порождает такое глубокое состояние покоя и релаксации, какого прежде не удавалось достичь ни при каких условиях, за исключением сна и искусственной гибернации.

Когда же дальнейшие исследования показали, что медитация отличается от двух последних состояний, Уоллис признал, что западная наука зарегистрировала уникальную, принципиально иную и чрезвычайно значимую форму психосоматической деятельности.

Уникальность её связана с тем фактом, что при медитации состояние глубокой релаксации сопровождается бодрствованием и ясностью ума. Уоллис называл это состояние «четвёртым состоянием сознания» (первые три — бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений).

Это — превосходное описание опыта трансцендентального сознания, который несколько тысяч лет назад описала в иных словах аюрведа.

Практическое значение этого опыта заключается в том, что теперь в распоряжении западной медицины находится проверенный, естественный, простой, дешёвый и не требующий ни фармацевтического, ни хирургического вмешательства метод, позволяющий всего за несколько минут снизить стресс и напряжённость до небывало низкого уровня.

Опыт трансценденции

Опыт трансценденции не ограничивается сферой интеллектуальной деятельности и не требует специального образования. Этот опыт можно пережить в любой момент, занимаясь любым делом.

К примеру, спортсмены описывают его как «поток», прекращающий усилия, и чувство идеальной гармонии ума и тела.

Роджер Баннистер, первый легкоатлет, побивший четырёхминутный рекорд в беге на одну милю, так рассказывал о чувствах, которые испытал в последние мгновения перед победой:

«Казалось, сама земля движется вместе со мной… Моё тело вошло в новый ритм. Я больше не осознавал своих движений. Я стал единым целым с природой… Мне открылся новый источник силы и красоты, о существовании которого я прежде и не подозревал».

Впрочем, если мы не владеем специальным методом трансценденции, нам остаётся лишь надеяться на случайную встречу с этим безграничным блаженством — на то, что нам удастся «проскользнуть в щёлочку» между границами наших мыслей, какуда-лось это Торо и Баннистеру. А техника трансценденции не только позволяет регулярно переживать опыт блаженства, но и развивает способность к постоянному «блаженству сознания». Далее мы объясним практическую ценность этого опыта и предложим вам две техники трансцендентальной медитации.

Как проводить трансцендентальную медитацию с помощью звука

Безмолвие — это основа звука. По существу, звук — это всего лишь безмолвие чистого сознания, переставшее быть безмолвным. Это первое проявление Бытия, а следовательно, и лучшее средство для возвращения к Бытию.

В своём тончайшем аспекте звук — это первичная вибрация, из которой развернулось всё творение. Все формы изначально существовали в виде звука, или вибрации, и каждый звук на каком-то уровне порождает форму.

Иными словами, всё сущее есть не что иное, как первозданный звук, или колебательная энергия, проявляющаяся во всё более плотных формах. Различные «октавы» вибраций порождают различные типы чувственного восприятия.

Семь нот музыкальной гаммы и семь цветов радуги, к примеру, представляют собой две различные октавы вибраций: первая нота — «до» — имеет ту же частоту, что и первый цвет — красный, только принадлежит к более тонкой октаве проявленного Бытия.

Органы чувств — это, в сущности, «инструменты», настроенные на различные уровни вибраций. К тончайшему уровню вибраций относится мысль, которая также является одной из форм звука.

Как первичная вибрация, породившая все прочие формы, звук способен воздействовать на все прочие слои творения.

Следовательно, он представляет собой самую тонкую и самую мощную из всех целительных энергий.

В Индии знают, что даже огромную кобру можно усыпить сладостными звуками флейты. С целебной силой звука хорошо знаком каждый, кому доводилось после долгого трудового дня расслабиться под музыку.

На пути от «порождённого» звука к «непорождённому» в процессе медитации мы должны миновать четыре уровня: звук, который мы произносим вслух; звук, который мы воспринимаем органами слуха; звук, который мы воспринимаем в уме; и, наконец, «коренной» звук(пара), выразимый только на уровне праны — жизненной силы.

Как уже говорилось, мантра — это особый звук, переводящий наше индивидуальное сознание внутрь, от уровня речи ко всё более и более тонким слоям ментального восприятия.

Когда ум выходит за пределы тончайшего из звуков и попадает на уровень пары — беззвучного звука, — мы входим в самадхи, состояние блаженства. И тогда кожа обретает сияние — свет внутреннего покоя.

В описанных техниках трансцендентальной медитации используются мантры — особые звуки. Как уже говорилось, слух — это самое тонкое и мощное из всех физических чувств, а звук в форме мысли — самый прямой путь, по которому мысль может вернуться к своим истокам, пребывающим в безмолвном чистом сознании.

Другие техники медитации (например, те, в которых задействуются специальные зрительные образы — мандолы) используют для трансценденции не слух, а какие-либо иные физические чувства, что, как правило, не даёт таких быстрых результатов.

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ)

Во время практики Трансцендентальной Медитации ум автоматически и без усилий переходит на все более глубокие и спокойные уровни сознания и достигает «чистого трансцендентного сознания». Обычное активное состояние ума можно сравнить с волнами на поверхности океана, а чистое трансцендентное сознание — это дно океана. На поверхности ум активен, изменчив, беспокоен. Этот ум подобен волне, гонимой ветром, который делает с ней все, что хочет. Дно океана, напротив, всегда абсолютно спокойно.

Когда во время практики ТМ ум достигает более спокойных уровней сознания, он передает свое состояние телу, которое также испытывает покой, который в 2-3 раза глубже, чем во время обычного сна. Но человек не спит. Это бодрствование в покое приводит к расширению осознанности ума, который охватывает в этом случае не только поверхность, но и весь диапазон от поверхности до самого дна «океана сознания».

Рост умственного потенциала ведет к росту творчества, продуктивности в работе, способности концентрироваться, решать любые проблемы, не совершая ошибок и т.д. Это повышает также академическую успеваемость у школьников и студентов, делает ум любого человека более ясным, энергичным и спокойным одновременно.

Практика ТМ дает быстрый положительный эффект в отношении здоровья не только ума, но и тела, потому что ум и тело тесно связаны. Когда во время практики ТМ ум успокаивается, достигая более глубоких уровней сознания, тело автоматически получает глубокий отдых, который не доступен в обычных условиях. Глубокий отдых и покой дает возможность физиологии освобождаться от глубоко укоренившихся стрессов, которые накапливаются в течение всей жизни. Доказано, что стрессы служат причиной 80-90% всех заболеваний, поэтому те, кто регулярно занимаются Трансцендентальной Медитацией, имеют хорошие результаты в улучшении своего здоровья.

Вместе со стрессами уходит нервозность, неудовлетворенность собой и окружением, нормализуется сон. Происходит спонтанный отказ от вредных привычек: курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Освобождение организма от стрессов приводит также к замедлению процесса старения, естественному омоложению всего организма.

Благодаря практике ТМ люди становятся более здоровыми, спокойными и потому более счастливыми. А когда человек счастлив сам, он способен сделать счастливыми и тех, кто его окружает.

Поэтому большинство медитирующих отмечают улучшение межличностных взаимоотношений на работе и в семье и тот факт, что они становятся более привлекательными для окружающих.

Благодаря практике ТМ растет самооценка и способность реализовывать положительные качества своей личности — самореализация.

Техника ТМ очень проста и доступна любому человеку. Весь процесс медитации естественен и не требует никаких усилий, напряжения или концентрации. Высокая эффективность, простота, естественность – это то, что отличает Трансцендентальную Медитацию Махариши от многих других техник медитации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *