Православие возникновение

История православного христианства в России

Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава — константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства — а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.

История возникновения христианства на Руси всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.

Так в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки…
Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе.

Кстати, православные вообще не признают главенства Папы. Тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.

Еще одно отличие в Символе Веры. Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Православная церковь в России

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

17 июля 1054 года переговоры между представителями Восточной и Западной церкви в Константинополе были прерваны. Так начался раскол христианской церкви на две ветви — католическую (западную) и православную (восточную).

Христианство стало государственной религией в Римской империи на самом ее закате, в IV веке, при принявшем крещение императоре Константине. Однако затем на некоторое время, при Юлиане II, империя снова стала языческой. Но уже с конца столетия христианство стало безраздельно господствовать на руинах империи. Христианская паства была разделена на пять патриархатов — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Константинопольский и Римский. Именно два последних стали ведущими и самыми значительными с первых веков христианства.

Но церковь не была единой уже в свои ранние века .

Сначала священник Арий проповедовал, что Христос не был одновременно и человеком, и Богом (как предписывает считать догмат о Троице), а был только человеком. Арианство было названо ересью на Первом вселенском соборе в Никее; однако арианские приходы продолжали существовать, хотя в дальнейшем и стали ортодоксально-христианскими.

Реклама

В VII веке после Халкидонского собора от основной ветви откололись армянская, коптская (распространенная на севере Африки, преимущественно в Египте), эфиопская и сиро-яковитская церкви (ее антиохийский патриарх имеет резиденцию в Дамаске, но большая часть ее верующих живут в Индии) — которые не признали учение о двух естествах Христа, настаивая на том, что у него была только одна — Божественная — природа.

Несмотря на единство церкви от Киевской Руси до севера Испании в начале XI века, между двумя христианскими мирами зрел конфликт.

Западная церковь, опиравшаяся на папский престол в Риме, основывалась на латинском языке; византийский мир использовал греческий. Местные проповедники на востоке — Кирилл и Мефодий — создали новые азбуки для пропаганды христианства среди славян и перевода Библии на местные языки.

Но были и совсем мирские причины для противостояния: Византийская империя видела себя преемницей Римской, однако ее мощь из-за арабского наступления в середине VII века снизилась. Варварские королевства Запада все больше христианизировались, и их правители все чаще обращались к папе как к судье и легитиматору их власти.

Короли и византийские императоры все чаще вступали в конфликты в Средиземноморье, поэтому спор о понимании христианства стал неизбежен.

Главным поводом для конфликта между Римом и Константинополем стал спор о филиокве: в западной церкви в «Символе веры» («Верую… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго…») было добавлено слово filioque («и сына» с латинского), что означало снисхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, что вызвало дополнительные богословские дискуссии. Эта практика в IX веке еще считалось допустимой, но в XI веке христиане западного обряда полностью приняли филиокве. В 1054 году в Константинополь прибыли легаты папы Льва IX, которые после безуспешных переговоров отлучили восточную церковь и патриарха.

Появилась и ответная анафема Синода Константинопольского патриархата, после которой из текста литургии на востоке исчезло упоминание папы .

Так начался раскол церквей, продолжающийся по сей день.

В 1204 году противостояние церквей приобрело еще более жесткий характер: в 1204 году крестоносцы в ходе Четвертого Крестового похода взяли Константинополь и подвергли его разорению. Конечно, в большей степени в этом была заинтересована Венеция, уничтожавшая, таким образом, конкурента на путях средиземноморской торговли с Востоком, но уже тогда отношение к православию у крестоносцев мало чем отличалось от отношения к «ереси»: храмы были осквернены, иконы разбиты.

В середине XIII века тем не менее были предпринята попытка объединения церквей в рамках Лионской унии.

Однако политика здесь победила богословие: византийцы заключали ее в период ослабления своего государства, а затем уния перестала признаваться.

В результате образовавшиеся православная и католическая церковь пошли каждая своим путем. Обе деноминации пережили раскол, в зоне постоянного соприкосновения католичества и православия — на Западной Украине и в Западной Белоруссии — возникло униатское течение. Его последователи в 1589 году подписали Брестскую унию, признав верховную власть Римского папы, но сохранив греческую обрядность. В нем были крещены многие крестьяне, потомки которых стали затем убежденными униатами.

Униатство (или греко-католичество) после присоединения этих земель к России преследовалось.

В 1946 году Брестская уния официально была упразднена, а греко-католические церкви на Украине и в Белоруссии были запрещены.

Возрождение их состоялось только после 1990 года.

В ХХ веке много раз говорилось о необходимости объединения церквей. Возник даже термин «сестры-церкви», возникло мощное экуменическое движение. Однако до реального сближения католическому и православному престолам все еще далеко.

Зарождение православия

Православие – одно из направлений христианства, окончательно обособившееся и организационно оформленное в XI в. в результате разделения церквей на католическую и православную. Этому содействовали глубокие социально-экономические и политические противоречия между западно-европейскими и византийскими феодалами, борьба за верховенство в церкви и за церковные доходы между римскими папами и константинопольскими патриархами.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную (конец IV в.) привело к образованию двух религиозных центров: в Риме и Константинополе. Между ними в VII в. выявились различия в догматике, обрядах, организации. Особенно обострились противоречия между ними во второй половине IX в. из-за стремления римского папы и константинопольского патриарха к господству над церковью Болгарии, принявшей христианство.

Начиная с конца III в. восточная часть Римской империи развивалась отдельно от западной и поэтому не принимала непосредственного участия в драматических событиях времен папства, испанской инквизиции, протестантской реформации и римско- католической контрреформации. Восточноевропейские православные церкви считают именно себя носителями первоначальной миссии первых апостолов. Главная резиденция восточной – православной – церкви в Константинополе была создана апостолом Андреем.

Православная церковь Кипра гордится тем, что ее основали святые Варнава и Павел в середине I в. Считается, что апостол Марк основал православную церковь в египетском городе Александрии. Греческая православная церковь связывает свои корни с пребыванием святого Павла в Афинах. Таким образом, на Востоке сложилась стойкая традиция, которая свято хранила устои. Здесь не было стольких нововведений, как в западных версиях христианства.

В западной части Римской империи религиозная власть становилась все более централизованной во главе с римским папой и другими высокопоставленными иерархами. После многочисленных вторжений варваров и войн священники нередко оставались единственными образованными членами общества. Византийский Восток был демократичнее, различий между священниками и мирянами было меньше. Его высший иерарх, патриарх Константинопольский, был в значительной степени номинальной фигурой, символом христианского единства, и на Востоке не признавали универсального авторитета римского папы.

К началу Средних веков накопились также разногласия в вопросах богословия. В своей версии символа веры западные христиане исповедовали нисхождение Духа Святого как от Отца, так и от Сына («филиокве»), Филиокве – это сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к утвержденному Первым и Вторым вселенскими соборами (325 и 384) символу веры. Согласно этому добавлению Святой Дух исходит от Бога Отца и Бога Сына. Греко-византийская (православная) церковь не приняла добавление, что явилось формальным предлогом к разделению в 1054 г. христианской церкви на западную и восточную ветви.

Разногласия привели к тому, что папа Лев IX и патриах Керуларий предали друг друга анафеме. Последним звеном в этой цепи разногласий для Восточной церкви стало движение крестоносцев. Период между 950 и 1350 гг. был временем «святых крестовых походов», которые ставили своей целью отвоевать святую землю Палестины у мусульман, защитить Византийскую империю от турок-мусульман и вообще уничтожить врагов христианства. Это было страшное, кровавое время.

Одной из многочисленных жертв оказались и без того непрочные отношения между Восточной и Западной церквами. Когда крестоносцы вошли в Константинополь в 1204 г., они попытались вмешаться в дела местной политики. Получив отпор, крестоносцы пришли в ярость и разрушили город, уничтожили алтарь и иконы в церкви Святой Софии, высоко почитаемой церкви Святой Мудрости (впоследствии мусульмане преобразовали ее в мечеть). Ужаснувшись такому кощунству, православная церковь прервала свои отношения с Римом и начала самостоятельное существование, заявив о том, что она есть истинная наследница апостольской Церкви. Несмотря на периодические попытки примирения, Восточная и Западная церкви пока еще не пришли к полному согласию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *