0 тест

Психологические тесты при устройстве на работу чаще всего измеряют показатели внимательности, памяти, скорости реакции сотрудника, а также его темперамент. Наиболее распространенные варианты психологических тестов с ответами и пояснениями представлены ниже.

Цветовой психологический тест Люшера на эмоциональное состояние

Для проведения понадобится 8 листов цветной бумаги.

Задание: перед вами 8 различных цветов. Расположите их последовательно, начиная с наиболее приятного для вас и заканчивая наименее приятным. Выполняйте задание интуитивно, ориентируясь на первую реакцию.

Результаты: Основное назначение этого психологического теста – определить эмоциональное состояние человека, его психологические потребности:

  1. Красный цвет – символ решительности, деловой активности, лидерства.
  2. Желтый характеризует человека как целеустремленного, дисциплинированного.
  3. Зеленый – в эмоциональном мире личности преобладают мотивы самоутверждения.
  4. Синий – человек постоянных взглядов, предпочитает синицу в руке.
  5. Серый – отсутствие выраженной активности, флегматизм, стремление к спокойствию.
  6. Фиолетовый – мечтательность, наивность, склонность уйти от реальности в мир грез.
  7. Коричневый – выраженная потребность в защите.
  8. Черный – уныние, депрессивное состояние, бездеятельность.

Примеры тестов на внимательность

На многих должностях требуется предельная концентрация внимания, т.е. способность длительное время сосредотачиваться на одном объекте, решении 1 задачи, выполнении 1 действия и т.п. Существует большое количество тестов на внимательность, и один из наиболее простых – тест с обнаружением цифры «5».

Задание: Найдите максимальное количество цифр «5» на картинке.

Ответ: Здесь только одна цифра «5» в первом (левом) квадрате. В норме испытуемый должен увидеть ее за секунду.

Более показателен будет психологический тест используемый при приёме на работу с таблицами Шульте.

Задание: Последовательно выпишите красные и черные цифры. Причем черные должны возрастать, а красные – убывать. Пример: 1 черная клетка, 24 красная клетка, затем 2 черная клетка, 23 красная и т.д.

Ответ: В норме испытуемый должен справиться с заданием за 2 минуты. При соревновании нескольких человек можно определить уровень каждого из них, ранжировав результаты по времени исполнения и процентному количеству ошибок.

Еще одна проверка – на обнаружение опечаток в словах, которые на первый взгляд кажутся «нормальными»:

Тест: Прочитайте все представленные слова.

Результат: Испытуемый должен за полминуты обнаружить неточности и сам устранить их. В норме человек сразу отреагирует на ошибку и скажет, например: «У вас здесь опечатка».

Тест на память

В разных видах деятельности важны разные виды памяти. Преимущественно люди запоминают объекты, события и обстоятельства с помощью зрительных образов. Для проверки зрительной памяти при устройстве на работу используйте такой тест.

Задание: В течение 20 секунд испытуемому показывают таблицу с картинками. После этого он должен описать каждый предмет, вписывая слова в такую же таблицу (соответственно оригиналу).

Результат: В норме человек должен указать не менее 6 правильных названий и расположить их в соответствующих клетках.

Если понадобится проверить и аудиальную память, используйте такое задание.

Задание: Ведущий читает с промежутком в 5 секунд слова из первого столбца. Испытуемый должен записать максимальное их количество спустя 10-15 секунд (порядок не важен). Аналогично – для второго столбца. Третий и четвертый столбец можно попросить запомнить визуально, т.е. испытуемый посмотрит на слова в течение 10 секунд, а затем запишет все, что запомнил.

Результат: В норме человек должен воспроизвести не менее 70% слов, приведенных в таблице. Важно отразить именно точные формулировки – например, не «кольцо», а «обруч», поскольку некорректная передача информации, ее переосмысление могут негативно отразиться на качестве работы.

Психологический тест на конфликтность

Эту проверку желательно пройти всем кандидатам устраивающимся на работу, поскольку так или иначе им придется работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами, клиентами и другими людьми.

Тестовое задание: Быстро, без раздумья ответьте на 30 вопросов, выбирая в каждом случае только 1 вариант – А или Б. Все вопросы начинаются так: «Обычно я стараюсь…»

номер вариант А вариант Б
1 самим разобраться в спорной ситуации даже не обсуждать те темы, где возникают противоречия
2 найти «третье» решение найти общее решение, в котором обязательно будут учтены мои интересы и цели другого человека
3 отстаиваю собственные интересы до конца жертвую своими интересами – лишь бы не дошло до конфликта
4 найти консенсус не оскорбить, не обидеть другого человека
5 уладить спор, но одновременно найти понимание у оппонента сделать все возможное, чтобы не возникла ненужная ссора
6 застраховать себя от любы неприятностей добиться нужной цели
7 отложить тяжелый разговор, чтобы не поссориться побеседовать и, возможно, отступить для сохранения мира
8 настойчиво защитить свою позицию узнать, насколько мои интересы затрагивают интересы оппонента
9 не переживать по поводу спора постараться продавить свою позицию
10 отстоять свои интересы найти консенсус
11 точно определить причины спорных моментов посочувствовать оппоненту, понять его, чтобы сохранить нормальные отношения
12 не озвучивать свою позицию, которая потенциально может привести к конфликту признаю правоту другого, но только в том случае, если и он частично признал мое мнение
13 предложить некое «среднее» мнение настоять на том, чтобы получить свое
14 интересуюсь мнением оппонента о моей позиции продемонстрировать убедительные аргументы в пользу своего мнения
15 успокоить оппонента предпринять все меры, чтобы не случился конфликт
16 никогда не задевать чувства оппонента убедить оппонента в том, что моя позиция лучше его
17 получить желаемое, если искренне хочу этого предпринять все меры, чтобы избежать скандала
18 с удовольствием уступлю позицию, если оппонент почувствует себя от этого удовлетворенным дам оппоненту выразить свою точку зрения и приму ее, если и он разделит мои убеждения
19 определить суть противоречий надолго отложить спорный разговор – возможно, все разойдется
20 как можно раньше решить все споры найти оптимальное решение, пусть даже для этого понадобится много времени
21 быть очень внимательным к человеку, с которым веду важные переговоры обсуждать разногласие как можно искреннее
22 найти усредненное решение – «ни тебе, ни мне» отстаиваю только свои убеждения
23 думать и о своих желаниях, и о желаниях окружающих иногда могу довериться окружающим, чтобы они решили спор по своему усмотрению
24 иду навстречу человеку, если его мнение является слишком важным для меня призвать оппонента к компромиссу
25 всеми силами убедить окружающих в том, что прав я искренне проявить внимание к возражениям оппонента
26 высказать общее мнение, не затрагивающее позиций других реально удовлетворить интересы каждой стороны
27 всегда делаю все возможное, чтобы не спорить оставляю за человеком право оставаться при своем мнении
28 проявить настойчивость, чтобы решить свою проблему уладить ситуацию, найти поддержку у оппонента, который поможет мне решить проблему
29 выразить «среднюю» точку зрения не переживать по поводу произошедшего конфликта
30 никак не задеть чувства оппонента занять наиболее оптимальную позицию, чтобы каждая сторона спора смогла получить желаемое

Ответ: Все результаты сравниваются с ключами. В таблице перечислены 5 типов мотиваций, к которым стремится «средний» человек. Чем больше совпало ответов с представленными, тем больше балл, и тем сильнее проявлена конкретная мотивация – например, приспособление. Если явно не выражена ни одна мотивация, есть высокая вероятность того, что человек отвечал неискренне.

Психологический тест на эмоциональное состояние

Это оценка внутреннего состояния человека на данном жизненном этапе, а также его отношения в целом к внешнему миру – коллегам, близким, друзьям.

Задание: Нарисуйте на листе формата А4 любого человека или животное. Сделайте это быстро, за 3-4 минуты, без раздумья.

Ответы: Оцениваются все элементы рисунка по такому плану:

элемент характеристика трактовка
толщина линий большая испытывает напряжение
отрывистая не уверен в себе или слишком аккуратен
местоположение всего рисунка по центру самооценка адекватная
в верхней половине самооценка завышенная, есть мотив самоутверждения
в нижней половине самооценка занижена, неуверенность в себе
голова смотрит вправо решительность
смотрит влево стремление к миру фантазий
взгляд прямо на зрителя эгоцентричность
рот приоткрыт, нарисован язык излишняя активность в разговоре
рот открыт, но нет языка и губ недоверие
голова большая рациональность действий
уши большие контактность, открытость
четко видны зубы агрессивность
ноги узкие перепады настроения
широкие рациональный подход
хвост идет вверх уверенность в себе
хвост идет вниз неуверенность в себе
другие элементы иглы, когти, рога агрессивность
банты и другие декоративные элементы самовлюбленность, стремление приукрасить
пышные волосы, грива эмоциональность
крылья решительность
много темных, заштрихованных областей внутренний страх

Гороскопы, психологические тесты и квизы «Какой ты персонаж «Игры престолов»?» не переставая мелькают в лентах социальных сетей и на страницах журналов. Ими не брезгуют The Guardian (у них под это дело целый раздел), The Time и BBC. Самым популярным материалом 2013 года на сайте лучшей газеты мира The New York Times был тест по английской лексике, определяющий географическую принадлежность человека. Он предполагал гражданство США, потому что по итогам направлял в штаты, от Алабамы до Мэриленда, но его прошли, кажется, даже те, кто в США не был ни разу и никогда не сможет себе этого позволить. Вывод напрашивается один: нам всем бесконечно интересны только мы сами независимо от того, в какой штат Америки это может гипотетически занести.

«Психологические тесты популярны, потому что каждый человек стремится к самопознанию и одновременно хочет приложить к этому минимум усилий. Это же так здорово: прошел тест и как бы познал свой внутренний мир. С другой стороны, все, что человеку непонятно, его тревожит. Навешивание ярлыков в духе сангвиник-холерик, интроверт-экстраверт многих успокаивает и обеспечивает почву под ногами», — говорит психотерапевт Ольга Милорадова. Популярность психологических тестов и оценок личности не означает их автоматическую пригодность или непригодность для использования. К примеру, воспетый режиссерами и деятелями поп-культуры тест Роршаха в реальности применяют немногие в силу неоднозначности и сложности трактовки, а вот идентификатор типов Майерс-Бриггс проходят до 70% выпускников средних школ США для того, чтобы определиться с будущей профессией. «Для медицинских психологов тесты, несомненно, работают и являются основным инструментом обследования. Но решить какой-то глобальный вопрос одним тестом вряд ли получится, потому что каждый из них направлен на какую-то специфическую функцию (мышление, память) или на характеристики личности, — уточняет Ольга. — Профессиональные психологи чаще всего используют тесты Равена, «пиктограмму», заучивание 10 слов, интерпретацию пословиц и метафор, классификацию предметов, исключение понятий, MMPI (крайне популярный личностный опросник, очень длинный, есть укороченные версии), цветовой тест Люшера, таблицу Шульте, ну и плюс-минус всякие прочие в зависимости от знаний и пристрастий психолога».

Как про меня писали

Как оценить качество того или иного теста? Для большинства пользователей это вполне очевидно — если получившийся результат соответствует реальности, значит, в опроснике как минимум что-то есть. Но способны ли мы объективно охарактеризовать самих себя? В 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел эксперимент — выдав студентам психологический тест, по результатам которого он якобы собирался провести анализ их личностей, он попросил их как можно подробнее заполнить его. Затем, под видом результатов, он раздал всем один и тот же текст, взятый из гороскопа, и попросил оценить достоверность характеристики.

Средняя оценка, данная студентами, составляла 4,26 балла из 5. Впоследствии эксперимент повторялся сотни раз, и средний результат на сегодня составляет 4,2 балла. Эффект, обнаруженный в ходе эксперимента, получил название эффекта Форера (а позже еще и эффекта Барнума — в честь американского шоумена, известного талантом к психологическим манипуляциям). И люди, знакомые с этим когнитивным искажением, оценивают результаты психологических тестов и их правдоподобность чуть более критично.

Докопаться до сути

Тем не менее тесты, которым доверяют специалисты в области психиатрии и психотерапии, существуют. Правда, на их составление требуется довольно много ресурсов и усилий.

При разработке теста команда исследователей в первую очередь определяет его целевую группу — лексика и уровень сложности должны ей соответствовать. Одна из главных трудностей — максимально полно раскрыть каждую характеристику индивида с помощью минимального количества вопросов. Слово «минимального» не нужно понимать буквально — редкий серьезный тест насчитывает меньше сотни пунктов. Как правило, помимо вопросов «по сути» в опросник добавляется так называемая «шкала лжи» — вопросы, помогающие определить, был ли отвечавший честен и внимателен. К ним относятся повторы одного вопроса с некоторой частотой, переформулирование одного вопроса, вопросы-ловушки и многое другое. Получить честные ответы также помогает искаженное описание теста — рассчитывая, что его проверяют на что-то одно, о другом анкетируемый может писать честнее.

После формулировки вопросов к тесту составляются инструкции и задаются временные рамки. Наконец, тест проходит проверку на надежность (два варианта ответов от одного человека должны быть в идеале идентичными) и валидность, то, насколько тест отражает настоящее положение вещей, — это можно проверить, к примеру, сравнивая результаты составляемого теста и другого, уже зарекомендовавшего себя.

В результате всей этой подготовительной работы на выходе получается инструмент, с помощью которого можно оценивать те или иные особенности клиентов или пациентов. Неудивительно, что по-настоящему «серьезных» психологических тестов не так много. Расскажем про некоторые из них.

Согласно теории немецкого психиатра Гюнтера Аммона, из взаимодействия различных черт личности между собой и со средой и вырастает внутренняя идентичность человека. Основополагающие черты, составляющие фундамент этой конструкции, не осознаются, но лежат в основе всего, что мы говорим, делаем и чувствуем. Они, помимо всего прочего, могут быть конструктивными, деструктивными и дефицитарными. Конструктивная агрессия, к примеру — осадить хама, кричащего в метро. А деструктивная — накричать на пятерых подчиненных после такого случая, никак не осадив самого хама. Индивид с дефицитарной агрессией же не сделает ни первого, ни второго — лишь уйдет в собственные мысли о жестокости мира вокруг. Определить конструктивность, деструктивность и дефицитарность можно, по мнению Аммона, для шести основных черт личности — к ним относятся агрессия, тревога/страх, внешнее отграничение «я» (то есть способность задавать свои границы в коммуникации), внутреннее отграничение «я» (то есть понимание своего внутреннего мира), нарциссизм и сексуальность. Для каждой из них в тесте Аммона есть своя шкала. Смысл психиатрии по Аммону — восполнение дефицитов и устранение перекосов в ядре личности. А для этого, предсказуемо, то и другое надо найти. Вот для этого-то и используется этот тест.

Структурный тест Аммона содержит 220 вопросов — и те, кто считает, что это много, ничего не слышали про MMPI. 567 его вопросов оценивают личность отвечающего по 10 шкалам. Из него можно узнать, к примеру, о склонности к социопатии, депрессии, ипохондрии, соответствии роли мужчины или женщины и многом другом. Помимо десяти основных шкал есть также четыре оценочных, по трем из которых можно определить степень тщательности заполнения теста, правдивость ответов и уровень затруднений при ответах, а четвертая помогает сгладить искажения в результатах.

MMPI на сегодня можно смело назвать самым проработанным, изученным и популярным методом тестирования — созданный в 1930-х годах учеными Университета Миннесоты, он многократно дорабатывался и корректировался. Что, с одной стороны, позволяет узнать о тестируемом (например, о себе) много ценной информации, а с другой — вынуждает любого желающего прочесть всерьез огромные инструкции и разъяснения результатов.

В 1930-х годах XX века два американских психолога пришли к выводу, что любая значимая индивидуальная черта рано или поздно обретет имя в языке. Это заключение получило название «лексической гипотезы». На этом команда из двух психологов не остановилась — они выписали из двух самых уважаемых английских словарей 4500 (то есть все, которые нашли) прилагательных, описывающих личность. Их современник, Рэймонд Кеттелл, оценив список, решил, что все прилагательные можно структурировать, отнеся к той или иной более общей характеристике личности. И по итогам экспериментов разбил их все на 12 факторов. После чего дописал еще четыре, которые, по его мнению, тоже должны были появиться. Несмотря на несколько сомнительную методологию, именно это выделение 16 факторов личности легло в основу теста, который на сегодня считается одним из наиболее заслуживающих доверие и часто используется в управлении персоналом, маркетинге, исследованиях и других областях.

Работают ли «тесты в картинках»?

Помимо психологических тестов, предусматривающих заполнение анкет, есть и другие — в которых отвечающему вообще не нужно думать о себе и своих качествах: бессознательное и проективное мышление должны все сделать за них. Самые известные из них — тесты Люшера и Роршаха.

Швейцарский психотерапевт Макс Люшер верил, что цветовое восприятие людей объективно, — то есть каждый из цветов для всех значит одно и то же (фиолетовый, скажем — нереалистичность и очарованность, а желтый — эксцентричность, проактивность и вдохновение). Но предпочтение того или иного цвета субъективно — каждый человек считает тот или иной оттенок приятным или неприятным, исходя из своего внутреннего состояния. Следовательно, показывая ему цветные карточки и глядя на его отношение к цветам, можно определить черты его личности и общее состояние.

С 1948 года, когда тест появился, в его адрес высказывались и критика, и восхищение. Сегодня в профессиональной среде к нему скорее относятся настороженно. Отчасти потому, что гипотеза об объективном цветовом восприятии до сих пор не имеет серьезного научного основания (хотя Люшеру и удалось подтвердить ее эмпирически с помощью количественных исследований, до сих пор никто не может гарантировать, что желтый цвет ассоциируется с вдохновением у 100% населения Земли). А отчасти потому, что результаты теста почти не совпадают с классическими тестами, к примеру, MMPI.

Тест Роршаха

Смысл, концепцию и цели теста Роршаха чуть более чем полностью передает анекдот «Доктор, а откуда у вас такие картинки?». Тест Роршаха — проективная методика, в рамках которой испытуемому предлагается описать, на что, по его мнению, похожи чернильные пятна, предлагаемые психотерапевтом, на основе чего последний описывает те или иные черты его личности. Небольшой курьез заключается в том, что существует больше одной версии интерпретации результатов теста. В рамках одной из школ результаты интерпретируют с позиций классического психоанализа (то есть рассуждая об инстинктивных влечениях клиента и их выражении), в рамках другой — с позиций психологии «я», и здесь психологи рассуждают о стиле мышления и регуляции эмоциональной жизни клиента. Словом, даже при наличии подробных инструкций по прохождению с формулами по расчету отдельных критериев в этих пятнах все же можно увидеть что-то свое.

Начнем с наиболее популярных вопросов, в которых тестируемому нужно выбрать из имеющихся вариантов один правильный:

Подберите антоним к слову умный

  • глупый
  • мудрый
  • безумный
  • ум

(Верный ответ выделен полужирным шрифтом.)

Чтобы добавить в тест вопрос с выбором ответа, нажмите кнопку (первая на панели инструментов, в левом верхнем углу окна) или клавишу F2.

Назначение кнопок любой панели инструментов и соответствующие им горячие клавиши можно увидеть, задержав над ними мышку.

Введите текст вопроса (без вариантов ответов) в области редактирования, появившейся в правой части окна:

Теперь добавим варианты ответов. Обратите внимание на небольшую панель инструментов прямо над областью редактирования (под названиями вкладок Разработка и Просмотр). В ней собраны действия, применимые к вопросу того типа, что редактируется в данный момент. В нашем случае это вопрос с выбором ответа, и в панели представлены кнопки для работы с вариантами ответов. Первая из них — (горячая клавиша F5) — позволяет добавить вариант ответа в вопрос. Нажмите ее и введите текст первого варианта в появившемся поле:

В вопросах и вариантах ответов можно использовать рисунки, вставляемые с помощью кнопки , расположенной на панели инструментов под полем редактирования.

Отметьте вариант как верный, поставив галочку слева от него. В режиме редактирования верные варианты для наглядности выделяются желтым цветом фона:

Далее подобным же образом добавьте остальные три варианта — и вопрос готов:

При желании можно сразу же увидеть вопрос «глазами тестируемого», т. е. так, как он будет выглядеть на компьютере учащегося во время прохождения теста. Для этого достаточно перейти на вкладку Просмотр:

Отметим, что тестируемый видит варианты ответов не в том порядке, в котором мы их вводили. Программа автоматически их перемешивает, по-разному для разных тестируемых, чтобы уменьшить вероятность списывания.

Из-за того что варианты ответов перемешиваются, вводить их при создании вопроса можно в любой последовательности. Часто бывает удобно первым ввести правильный ответ.

Режим просмотра позволяет не только увидеть, как будет выглядеть вопрос, но и пронаблюдать за оцениванием ответов на него. Стоит выбрать какой-нибудь вариант ответа, щелкнув по нему мышкой, как результат оценивания сразу появится в нижней части окна:

Схема оценивания вопросов с выбором одного верного ответа предельно проста: результат может быть либо 100% (отмечен верный ответ), либо 0% (отмечен ошибочный).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *