Демоны в человеке

Согласно Библии ещё до сотворения Адама и Евы ангел Люцифер пожелал стать равным Богу. За это он был низвергнут на Землю и обречён на гибель. Вместе с ним пала треть ангелов, которых отныне стали называть бесами. Вот они-то людям и досаждают. Но как бесы выбирают своих жертв? Что их привлекает?

Специалисты утверждают: бесы способны проникать в человеческий разум, подавлять волю, давать команды – вплоть до приказа убить себя или других. Так случилось и со знаменитой ведьмой Илоной Новосёловой. Илона уверяла, что общается с потусторонним миром, слышит голоса мёртвых и пользуется их советами. Но за этот дар ей пришлось заплатить страшную цену: по уверениям друзей и близких, именно голоса из преисподней заставили экстрасенса выброситься из окна в июне 2017 года.

В бесов верят не только простые люди, но и учёные. Так, в 2005 году профессор религиоведения из Калифорнии Стаффорд Бетти опубликовал статью, в которой доказал возможность одержимости демонами. Он утверждал, что во всех мировых культурах существуют доказательства того, что демоны действительно могут овладевать людьми. А избавиться от них можно, проведя обряд экзорцизма (изгнания). Кстати, экзорцизм – не миф и не выдумка кинорежиссёров. Его практикуют священнослужители всех известных религий мира. В православных храмах для этого обряда устанавливают специальный день, когда проводят чин отчитки. Существует уникальный мусульманский обряд освобождения от демонов, которых в Коране называют джиннами. В африканской магии вуду для изгнания бесов экзорцист использует свечи и чёрного петуха…

Но экзорцизм может быть и опасным. Так, в 70-е годы весь мир поразила трагедия Аннелизы Михель из ФРГ. Аннелиза страдала от голосов в голове и утверждала, что видит демонов из потустороннего мира. Медики помочь девушке не смогли, её состояние ухудшалось. Михель перестала есть, сама себе наносила страшные раны. Отчаявшиеся родители обратились к священнику-экзорцисту. Но было поздно – истощённый организм девушки не выдержал обряда. Аннелиза успела рассказать священнику, что в ней сидят демоны: Люцифер, Иуда Искариот, Нерон, Каин, душа франкийского монаха Флейшмана, отрекшегося от Бога, Гитлер. Говорят, на аудиозаписи, которую можно найти на просторах интернета, звучит голос одного из демонов…

Эзотерики утверждают: Гитлер тоже был одержим демонами. Близкие фюрера вспоминают, что, будучи молодым художником, он посетил музей, где увидел так называемое копьё судьбы, которым по легенде проткнули Иисуса Христа. И с тех пор что-то в нём изменилось. К чему всё это привело, мы и так знаем.

Некоторые специалисты уверены, что даже пророчица Ванга была вовсе не посланницей небес, а слугой самого дьявола. Она мучилась от голосов, которые звучали в её голове и заставляли произносить свои страшные пророчества. И официальная церковь, кстати, до сих пор не признаёт дара Ванги.

Какая сила заставляет пускаться во все тяжкие известную телеведущую Дану Борисову? Почему приказам голосов из потустороннего мира не смогла сопротивляться жена актёра Александра Пороховщикова, и какую роль в этом сыграл фамильный дом актёра? Что психиатры и учёные говорят об одержимости? Реальные истории, комментарии экзорциста из Махачкалы Абу Джафара, священников Максима Каскуна и Всеволода Чаплина, физика Алексея Ипатова и других – в документальном фильме «Изгнание дьявола».

Сотни человек в мире утверждают, что встречаются с абсолютным злом каждый день. Многие доверяют им свои страхи, опасения и даже здоровье близких: согласно исследованиям, в последние годы все больше скептиков обращаются к людям, называющим себя экзорцистами, скупают их книги и пополняют армии последователей. Самым известным и влиятельным гонителем бесов за последние полвека стал отец Габриэле Аморт — главный экзорцист Ватикана, который, по его словам, за 30 лет провел десятки тысяч эффективных обрядов. Многие считали его мистификатором и чудаком, даже католики испытывали неловкость за его деятельность. Однако позднее истории об ужасах, переживаемых одержимыми, стали популярными, и те, кто считали религиозные обряды обыкновенным шарлатанством, признали Аморта масштабной религиозной личностью. Каким образом итальянские традиции помогли молодому юристу стать суперзвездой, как вели себя исцеленные им, за что официальное лицо экзорцизма ненавидел Гитлера и Сталина и чем ему не угодил Гарри Поттер — в материале «Ленты.ру».

Мода на гонителей

Аморт родился 1 мая 1925 года в семье юристов. Во время войны он, будучи подростком, участвовал в итальянском движении сопротивления — спустя годы в знак признания заслуг уроженца Модены римские власти наградили его почетной медалью. В 1940-е Аморт решил пойти по стопам отца и деда: изучал право, затем работал с молодым политиком Джулио Андреотти (позднее этот христианский демократ занимал различные высокие должности в правительстве, трижды был премьер-министром). Однако молодой человек решил связать свою жизнь с католической церковью: вступил в религиозное общество Святого Павла и в начале 1950-х принял рукоположение.

Спустя 30 лет Аморт по просьбе епископа стал экзорцистом, а в 1986-м кардинал Уго Полетти назначил его главным заклинателем Римской епархии — сделав его таким образом официальным экзорцистом католической церкви. В это время в мире начался новый «мистический» бум, когда сотни тысяч людей в разных странах обратились к религии и ее возможностям работы с душой и телом человека. При Аморте экзорцизм кардинально изменился: основав Международную ассоциацию экзорцистов, он повысил и закрепил статус «гонителей бесов» и разрушителей проклятий. Спустя два десятка лет ее авторитет признали и на высшем религиозном уровне.

Также в начале 1999 года Ватикан выпустил официальный документ, регулирующий деятельность священников-экзорцистов, и рекомендовал увеличить число таких специалистов по всему миру. В последние годы их количество возросло до нескольких сотен. Первый пересмотр этих вопросов произошел еще во время Второго Ватиканского собора в 1960-е, а до этого экзорцисты руководствовались книгой, выпущенной в начале XVII века. Окончательная редакция De Exorcismis et Supplicationibus Quibusdam датируется 2004 годом. Предполагается, что экзорцисты в первую очередь должны опираться на доказательную медицину: важно исключить психические и физические заболевания страждущего и лишь после этого проводить ритуалы.

Некоторые католики и даже священники высокого ранга игнорируют экзорцизм и упоминания о нем в Евангелии, однако многие христиане, исповедующие различные верования, настаивают на том, что изгнание злых духов упоминается в Новом Завете около двух десятков раз. Аморт был уверен, что экзорцизм необходим людям: «Происходят вещи, которые разум не может объяснить, но которые Библия, с другой стороны, разъясняет», — говорил он. Известно, что оба последних Папы Римских проводили подобные обряды: Бенедикт XVI был рьяным сторонником таких практик.

Некоторые видели в Аморте почти святого, особенно его почитали в родной Италии: по статистике, около полумиллиона человек в этой стране ежегодно обращаются к экзорцистам. Но многие не верили ему, считая священника сумасбродом и выскочкой, популистом, желающим власти и дешевого авторитета. Особенное возмущение вызывали его громкие необоснованные заявления.

Однако большинство, несмотря ни на что, уважали отца Габриэле за глубокую преданность своему делу и истовую религиозность, которым он не изменял на протяжении всей жизни. Они признавали, что он помогал психически больным и неуравновешенным людям, направлял их и утешал их семьи.

Тяжелые будни

По словам отца Габриэле Аморта, всего он провел от 70 до 160 тысяч экзорцизмов — ритуалов по изгнанию духов или снятию проклятия. Часто одному человеку требовалось несколько визитов экзорциста. Но считать эту цифру в полной мере реальной нельзя: сам священник утверждал, что встретил за всю жизнь около сотни случаев «подлинного» «овладения душой», а прочие пациенты были ментально нездоровыми людьми, которым на деле требовалась помощь врачей. Он помогал им, консультируясь с психиатрами. «В большинстве случаев настоящего дьявольского присутствия нет, и моя работа заключается в том, чтобы предлагать тем, кто приходит ко мне, жить жизнью веры и молитвы. Этого достаточно, чтобы успокоить страхи тех, кто боится зла», — говорил он.

Методы священника были нетривиальны. Свои будни он описал в книге «Экзорцист рассказывает свою историю», опубликованной в 1994 году. Один сеанс длился в среднем около 30 минут, за одно утро священник проводил до пяти встреч. Он считал, что экзорцизм можно проводить и по телефону или через звонок по Skype. Аморт всегда помещал на стену кабинета портрет папы Иоанна Павла II (поскольку, по его словам, «демоны становятся очень раздражительными перед ним»), а с собой носил два деревянных распятия, кропило для разбрызгивания святой воды и флакон с освященным маслом.

Чтобы понять, одержима ли очередная жертва, Аморт смотрел человеку в глаза. «Держа два пальца на глазах пациента, мы поднимаем веки, — пояснял он. — Почти всегда в случае присутствия зла глаза совершенно белые. Даже удерживая веки руками, мы едва можем различить, направлены ли зрачки вверх или вниз».

По его словам, хуже всего приходилось жертвам африканских знахарей или бразильских магических ритуалов, находившимся под воздействием языческих заклинаний или чар

Наиболее уязвимой категорией священник называл женщин: по статистике середины 1990-х, когда Аморт работал активнее всего, из примерно 40 экзорцизмов, проводимых в Риме каждую неделю, около 80 процентов его посетителей были женщинами среднего возраста из среднего класса. Также среди его пациентов нередко бывали дети. Аморт пояснял, что женщины «более уязвимы, потому что именно они в основном посещают ясновидящих, медиумов, спиритические сеансы, принадлежат к сектам». По его словам, темные силы еще со времен Адама и Евы пытаются захватить женщин. К счастью, убеждал он, большинство «магов» — обыкновенные шарлатаны, которые могут нанести урон только кошельку, но не душе.

Аморт рассказывал, что нередко во время его сеансов одержимые левитируют и выплевывают осколки стекла и куски железа. Он даже собирал коллекцию таких артефактов — фигурки, ключи, цепочки, гвозди и многое другое. Их он охотно демонстрировал как доказательство своей эффективной работы. Однажды, рассказывал он, женщина даже изрыгнула кусок транзисторного приемника. Маленькие дети вырывались и пытались бежать, обретая нечеловеческую силу. Доказательств этого он не приводил.

Однако, вопреки громким заявлениям отца Габриэле, наиболее сложными «пациентами» становились молодые люди — об этом говорили очевидцы и его коллеги. Священник Марчелло Станционе рассказывал историю, похожую на гротескный фильм ужасов: им с Амортом удалось изгнать из чрева юного итальянца Люцифера, говорившего по-английски. Жертва визжала, левитировала и извивалась от боли, а вокруг нее распространялся могильный холод. Когда бес признал поражение, он объявил точный день и час, когда он намерен покинуть это тело. Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств, отец Станционе по сей день настаивает, что все было именно так.

В 2020 году он опубликован книгу «Дьявол боится меня: жизнь и работа самого знаменитого экзорциста в мире», в которой приводятся фантастические подробности из практики Аморта. Однако скептики уверены, что для Станционе это лишь новая возможность прославиться, привлекая имя известного экзорциста.

Сам Аморт нередко рассказывал похожие истории, однако его житейские ситуации были более реалистичными. К тому же слушателей подкупали его доброта и спокойствие: он с сочувствием относился к пациентам, поясняя, что они не плохие люди, а страдающие, которым необходима помощь.

Суровые взгляды

Католические епископы имеют право совершать обряд изгнания бесов. Традиционно эту работу делегировали специально избранному для этого священнику, но в последнее время все меньше католических епархий назначают официального экзорциста. Аморт подвергал такое поведение резкой критике: «Я верю, что епископы, которые не назначают экзорцистов, совершают смертный грех», — заключал он.

Любимым фильмом отца Габриэле Аморта была американская лента 1973 года «Экзорцист» (или «Изгоняющий дьявола»). Номинированный на десять премий «Оскар» фильм ужасов, по его мнению, был, несмотря на спецэффекты, во многом корректным и реалистичным. В интервью он подчеркивал, что фильм демонстрирует широким массам суть его работы — «люди обязаны понимать, что мы делаем».

В отличие от многих коллег, Аморт считал своим долгом выступать публично, подробно рассказывать о ритуалах и даже комментировать происходящие в мире актуальные и исторические события. Особенно жесткой критике он подвергал Иосифа Сталина и Адольфа Гитлера, считая, что они были одержимы дьяволом. «Вы можете судить по их поведению и действиям, по ужасам, которые они совершили, и злодеяниям, совершенным по их приказу. Вот почему мы должны защищать общество от демонов», — заключал он.

Экзорцист уверял, что злые силы могут овладеть не только одним человеком, но и группой, и даже населением целого государства, — так, по его мнению, произошло с нацистами. Примечательно, что, согласно недавно рассекреченным документам Ватикана, папа Пий XII предпринял попытку «изгнания» Гитлера на расстоянии, однако она не имела никакого эффекта

Также неприязнь у Аморта вызывала сага о Гарри Поттере — по его словам, такие книги подталкивают детей к оккультизму и поощряют веру в черную магию. «В «Гарри Поттере” дьявол действует хитро и тайно, под маской необычайных сил, магических заклинаний и проклятий», — заключал он. По его словам, детям следует читать сказки, где магия — это инструмент, а не основа сюжета. Недоволен священник был и творчеством некоторых артистов, к примеру, Мэрилина Мэнсона. «Я ничего не имею против рока, это очень уважаемая музыка. Я против сатанинского рока», — негодовал он.

Досталось от Аморта и любителям йоги. Он сравнивал эту древнюю практику с чтением книг о мальчике-волшебнике: «Оба занятия кажутся безобидными, но имеют дело с магией, и это ведет к злу», — отрезал он. Его не устраивал тот факт, что йога зародилась в Индии, так как, по его словам, «восточные религии основаны на ложной вере в реинкарнацию». Из-за таких резких выражений — и по поводу культурных явлений, и о женщинах, якобы виновных в распространении духов, многие верующие стыдились Аморта. Однако с течением времени выяснилось, что его заслуга перед человечеством состояла в первую очередь в помощи и успокоении тех, кто просил у него совета и содействия. Многие больные люди с его помощью вышли из кризисных состояний — о его деятельности положительно отзывались нейрохирурги и психиатры. А католическая церковь обрела в его лице того, в ком остро нуждалась — ярого сторонника экзорцизма, проповедуемого папами, и чиновника, который искренне и исправно выполнял свои обязанности, выступая против скептицизма новой эпохи. Когда в 2016 году Аморт скончался, его смерть стала для итальянцев почти национальной трагедией.

За несколько месяцев до смерти священника кинорежиссер Уильям Фридкин, создавший любимую ленту Аморта «Изгоняющий дьявола», снял о нем документальный фильм. По словам Фридкина, ранее он никогда в реальности не видел обряд экзорцизма, однако священник разрешил ему присутствовать на одном из последних сеансов. Съемка была названа «Дьявол и отец Аморт», и кадры на пленке действительно пугающие: молодая женщина, окруженная сочувствующими, бьется в конвульсиях, крича нечеловеческим голосом.

Критики назвали фильм антинаучным бредом, «безвкусной шарадой» и дешевой постановкой, а героиню Кристину, участвовавшую в ритуале, окрестили обыкновенной неврастеничкой. «Наблюдая за экзорцизмом в «Дьяволе и отце Аморте”, мы видим, что итальянцы в ДНК своего сознания все еще носят семена средневековой культуры. Дьявол и экзорцизм являются частью психики этой страстно католической страны», — заключил ведущий кинокритик Variety Оуэн Глейберман.

Может возникнуть вопрос, могут ли демоны по наущению ведьм взять человека полностью в обладание? Могут ли они исполнить то же сами, без указанного наущения? При разборе этого надо рассматривать троякое. Во-первых, следует поговорить о различных видах обладания. Во-вторых, рассказать о том, что демоны с божьего попущения могут по наущению ведьм пользоваться всеми видами обладания. В-третьих, привести относящиеся сюда факты и события. При рассмотрении первого пункта мы не будем касаться той общей формы дьявольского обладания, которая сопутствует всякому смертному греху, совершаемому человеком, и о которой говорит святой Фома при разборе вопроса, обитает ли черт в человеке, совершившем смертный грех? Затруднение заключается здесь в том, что если Дух Святой всегда пребывает в находящихся в благодати, согласно I поел. к Коринфянам, 3: «Вы храм божий и дух господень обитает в вас», и благодати противопоставляется вина, то здесь должно было бы произойти обратное.

Святой Фома объясняет в указанном месте, что понятие «обретаться в человеке» имеет двоякое значение, а именно: относительно души и относительно тела. В душе человека дьявол обитать не может, так как это возможно тольку богу. К тому же дьявол не является причиной вины, подобно тому как Дух Святой является причиной поступков. Поэтому сравнение не является доказательным.

Относительно тела мы можем сказать, что черт может обитать в нем двояко, сообразно с тем, живет ли человек в грехе или в благодати. Что касается первого, то следует заметить, что человек вследствие всякого смертного греха попадает в рабство к черту и находится в его власти так же, как корабль, несущийся по волнам без кормчего. Черт может также войти и обитать полностью в человеке, как это мы видим на примере бесноватых. Одержимость эта касается более наказания, чем вины, как это мы увидим впоследствии. Телесные наказания не всегда являются следствием вины. Наказания насылаются то на виновного, то на невинного. И демоны могут обитать по неисповедимому промыслу бога как в людях, которые находятся в божьей благодати, так и в таких, которые стоят вне ее. Этот вид обладания не относится к разбираемому нами предмету. Но он приводится нами для того, чтобы показать возможность для демона обитать полностью в человеке, с божьего попущения и по наущению ведьм.

Мы можем поэтому сказать, что демоны сами по себе, т. е. без посредства ведьм, так и с их помощью могут пятью способами причинять людям ранения и обладать ими. Когда это происходит с помощью ведьмы, то это более оскорбляет Всевышнего. К тому же ему дается большая власть, когда он действует через ведьму на людей. Вот пять способов, нанесения ранений человеку демоном и обладания человеком: 1) ранения тел, 2) ранения тел и внутренних сил, 3) искушения внешние и внутренние, 4) лишение рассудка на некоторое время, 5) превращения людей в подобие неразумных животных. Прибавим здесь вскользь, что временами демоны причиняют людям беспокойства и через внешние мирские блага.

Прежде чем мы будем говорить подробнее об этих пяти видах, мы рассмотрим пять оснований попущения богом одержимости, а именно: 1) большая личная заслуга, 2) чужой легкий проступок, 3) личный простительный проступок, 4) чужой тяжкий грех, 5) личный большой проступок. Эти же основания служат причинами одержимости с помощью ведьм. Не будет бесполезным привести примеры из Писания и из происшествий прошедшего времени — ведь новое находит свою опору в старом. Относительно первого вида говорится в «Диалогах» Севера, знаменитейшего ученика святого Мартина. Там мы читаем об одном священнике набожнейшего образа жизни, который обладал даром изгнания бесов в такой степени, что они спасались бегством не только от его слова, но и от его писем и телодвижений. В миру он обладал большой известностью и стал искушаем тщеславием. Хотя он и оказывал этому пороку мужественное сопротивление, однако, он все же просил бога для достижения большего смирения вселить в него на 5 месяцев беса, что и случилось. Его надо было тотчас же связать и пользоваться всеми теми средствами, которые употреблялись против одержимых. По истечении пяти месяцев он освободился как от демона, так и от тщеславия.

Ни в коем случае нельзя себе представить, чтобы по указанному основанию кто-либо через околдование ведьмой стал бы одержим нечистым духом. Нигде мы не читали, чтобы подобное когда-либо происходило. Однако пути Господа неисповедимы.

Что касается второго вида одержимости из-за чужих мелких проступков, то у Григория Великого имеется пример из жизни святого аввы Елевферия, простого скромного человека. Однажды он остановился переночевать вблизи женского монастыря. В его келью поместили без его ведома маленького мальчика, которого каждую ночь беспокоил бес. После ночи, проведенной в келий святого, демон покинул мальчика. Когда указанный авва узнал об этом, то поместил мальчика в свой монастырь. Некоторое время спустя авва сказал своей братии, неумеренно радуясь освобождению мальчика от злого духа: «Черт только подшутил над сестрами того монастыря, около которого жил мальчик. Он вряд ли был одержимым». Когда авва отправился на богослужение, то он заметил, что указанный мальчик не пришел. Мальчика снова стал мучить бес. Лишь слезами и молитвою аввы и братии удалось в тот же день вновь изгнать нечистого из ребенка.

Если невинный становится одержимым вследствие легкого чужого проступка, то нет ничего удивительного в том, что и из-за собственного простительного или из-за чужого тяжкого греха люди становятся одержимыми бесами по наущению ведьм.

Относительно одержимости, возникшей из-за своей собственной вины, нам сообщает Кассиан («Собеседование аввы Серена»,1) следующее: «Авва Моисей, единственный и несравнимый ни с кем муж, был наказан за свою резкую речь, произнесенную им в пустыне в споре против аввы Макария. В него вселился свирепый бес, под влиянием которого одержимый клал себе в рот человеческие испражнения. Надо думать, что это наказание бог потому наложил на авву Моисея, чтобы в нем не осталось и следа греха одного мгновения. Это явствует из его чудесного исцеления. Непрестанной молитвой в смирении, которую творил Макарий, он скоро был освобожден от беса». Подобное сообщается также Григорием Великим в его первом «Диалоге», где он говорит об одной монахине, поевшей салату, предварительно не перекрестившись, и ставшей поэтому одержимой, но излеченной святым отцом Эквицием.

Относительно четвертого вида одержимости, а именно насланной за чужой тяжкий грех, святой Григорий Великий повествует там же следующее: однажды святой епископ Фортунат изгнал беса из больного. Изгнанный бес этот начал затем ходить по улицам города в образе паломника и кричать: «О, святой муж, о, епископ Фортунат! Смотрите, меня, паломника, он выгнал из странноприимного дома, и я не знаю куда голову преклонить». Один человек, сидевший за столом с женой и сыном, пригласил паломника разделить с ним трапезу. Когда он спросил о причине изгнания и услышал всякую ложь, взводимую на епископа, он радовался оклеветанию святого человека. Тогда черт вселился в сына этого злого отца, бросил его на горящие угли и изгнал его душу. Лишь тогда понял бедный отец, кого он пригласил к себе за стол.

Что касается пятого вида одержимости, то мы черпаем данные из Священного Писания и из житий святых. Так Саул, оказавший богу неповиновение, стал одержимым (1 кн. Царств, 15).

Обо всем этом мы говорили для того, чтобы никому не представлялось невозможным, что некоторые могут через ведьм и по их наущению становиться одержимыми. Мы приведем один пример. Во времена папы Пия II, перед поступлением на должность инквизитора, с одним из инквизиторов, пишущих эту книгу, произошел следующий случай: некий чех из города Дахова привез своего сына, священника, одержимого злым духом, в Рим для излечения. Один из пишущих эту книгу встретился с ними обоими за трапезой в гостинице. Во время трапезы, разговаривая с соседями, отец часто вздыхал и выражал свое желание, чтобы бог помог ему добиться успеха в излечении сына. Полный сострадания к отцу, я начал допытываться о причине поездки и его печали. На это отец отвечал, говоря через голову своего сына, сидевшего между мною и им: «Ах, мой сын одержим. Я привез его сюда для излечения, невзирая на все затруднения и издержки». Я спросил тогда, где же этот сын, отец указал мне на моего соседа по столу. Я внимательно посмотрел на него. Он чинно и скромно вкушал пищу и быстро отвечал на все вопросы. Я начал сомневаться и выразил мнение, что он совсем не одержим, но страдает последствиями какой-либо болезни. Тогда сын сам рассказал о своей болезни и о том, как и когда он стал одержимым: «Некая женщина, некая ведьма,- начал он,- навела на меня эту порчу. Когда я как-то стал ее бранить за ее возражения по поводу церковных распорядков и обошелся с ней слишком резко, так как она была очень упряма, она мне ответила, что я через несколько дней увижу, что со мною станет. Бес, вселившийся в меня, говорит, что ведьма положила какой-то околдованный предмет под неким деревом, и что пока этот предмет не будет удален, я не смогу оправиться. Но бес не хочет указать этого дерева». Я не отнесся бы с доверием к его словам, если бы у меня не было опыта. Я его спросил, при каких обстоятельствах наступает одержимость. Он ответил: «Я лишаюсь способности здраво мыслить лишь тогда, когда я начинаю думать о божественных вещах или посещаю святые места. Бес, вселившийся в меня, сказал мне, что он никоим образом не допустит меня проповедовать народу, так как мои проповеди бесу очень не нравятся». Его отец утверждал, что он был хорошим проповедником. Будучи инквизитором, я решил сопровождать его, в течение пятнадцати дней и больше, по всем святым местам, чтобы узнать болезнь подробнее. Когда мы посетили церковь святой девственницы Пракседии, где находится часть мраморной колонны, к которой был привязан Спаситель во время бичевания, и то место, на котором был распят апостол Петр, то, при произнесении там церковных заклинаний, бес испускал ужасные крики и уверял, что он выйдет, но упорно продолжал оставаться. Одержимый оставался образованным, скромным священником, когда его не подвергали экзорцизмам. Одержимость в нем можно было наблюдать и тогда, когда он проходил мимо церкви и преклонял колени для приветствия славнейшей девы. В этот миг дьявол высовывал свой язык изо рта одержимого и на вопрос, поставленный больному, не может ли он от этого воздержаться, он отвечал: «Я никак не могу противиться этому. Бес владеет всеми моими членами и органами — горлом, языком и грудью чтобы говорить и кричать, когда ему захочется. Я слышу слова, которые он через меня говорит. Но я не могу ему сопротивляться. И чем благоговейнее прислушиваюсь я к проповеди, тем упрямее мучит он меня и при этом высовывает язык».

В церкви святого Петра имеется одна колонна, доставленная туда из храма Соломона. Чудодейственная сила этой колонны давала неоднократно исцеления от одержимости, так как Христос при проповеди в храме Соломона опирался на нее. Я хотел испытать, не удастся ли помочь больному там, но и это не помогло. Неисповедимые пути Господни указали другой путь исцеления. Несмотря на то, что одержимый пробыл весь день и всю ночь привязанным к указанной колонне, злой дух ни за что не хотел его покинуть. На следующий день, после прочтения разных экзорцизмов в присутствии столпившегося народа, нечистый был спрошен, на какую часть колонны облокотился Христос. В ответ на это он ухватился зубами за нее и, завывая, воскликнул: «Здесь стоял он! Здесь стоял он!» Но выходить из больного он упорно отказывался. На вопрос, почему он отказывается, им был дан ответ: «Из-за Ломбардов». Спрошенный о причине этого заявления, он ответил по-итальянски: «Все делают так и так», причем он назвал отвратительнейший порок распутства. После этого священник спросил меня: «Отче, что обозначают те итальянские слова, которые бес только что произнес моим ртом?» Когда я ему дал объяснение, он сказал: «Слова я слышал, но не мог их понять». Как потом оказалось, этот вид одержимости мог быть излечен только постом и молитвою, согласно словам Спасителя в Евангелии: «Этот вид бесов не чем иным не изгонится, кроме как постом и молитвою». Один епископ святой жизни, который был изгнан турками из своей епархии, избавил его, божьей милостью, от недуга и отпустил его радостным на родину, после того как провел с ним всю четыредесятницу на воде и на хлебе, в посте и молитве.

Хотя без чуда ни одно исцеление не совершается, однако, мы можем все же ответить на вопрос о том, какими видами одержимости бес вредит человеку. Таких видов пять. Одни испытывают страдания, причиняемые их собственному телу, Другие страдают и телом и духом, иные — только духом, некоторые временно лишаются рассудка, а бывают и такие, которые превращаются как бы в неразумные твари. Случается также, что бес вредит человеку, причиняя урон его имуществу.

Вышеуказанный священник был одержим так, как это указано в четвертом виде. Ведь он не пострадал телесно, как это было с Иовом. Священное Писание ведь сообщает, что бог вначале дал власть бесу и сказал: «Все, что у него имеется, находится в твоей руке; но только против него самого не простирай руки своей». Другими словами, бес мог вредить, нанося урон владениям Иова. Потом он дал бесу власть и над телом, сказав: «Он в твоей власти, но не трогай души его». Это значит, что бог запретил бесу лишить Иова жизни. До известной степени будет правильным сказать, что указанный священник был одержим так, как это указано в третьем виде одержимости. Ведь он страдал от беса и телесно, и духовно. Он мог сказать, как и Иов (гл. VII): «Когда я говорю: «Утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое», «ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня». По словам Николая Лирского и святого Фомы, эти сны навеваются бесом. Он устрашает человека снами; когда он спит, и пугает его видениями, когда человек бодрствует. Ночью бес страшит человека искаженными образами того, что человек видел в бодрствующем состоянии. С Иовом это случилось из-за слабости тела. Поэтому Иов и видел только в смерти выход из своего тяжкого положения. Никто и не сомневается в том, что все вышесказанное доступно совершить бесу в сообществе с ведьмой. В нижеследующем мы приведем примеры этому; укажем на градобитие и на нанесение ран скоту и людям.

Но без участия ведьм происходит временами и вредительство, причиняемое телу и духу человека, но не сопровождаемое помешательством. Ведь они могут, как это и было в свое время указано, возбуждать в мужчинах такую исступленную любовь, что они, несмотря ни на какую погоду и на дальность расстояния, ночью отправляются к своим возлюбленным. Можно привести поучительный случай, происшедший в Марбурге с неким одержимым священником. Когда бес, при экзорцизмах был спрошен, сколько времени прошло с тех пор, как он вселился в священника, тот ответил: «Уже семь лет». Экзорцист возразил: «Ты его беспокоишь около трех месяцев. Где же ты был остальное время?» На это бес: «В его теле скрывался я». «В какой части тела»,- допытывался экзорцист. «Главным образом в голове»,- утверждал нечистый. Когда же беса спросили, в какой части тела он пребывал, когда священник совершал богослужение и принимал святое причастие, то бес объяснил: «Я скрывался под его языком». Экзорцист: «Презренный! Что это за дерзость не обращаться в бегство в присутствии своего Создателя?» На это бес: «Разве я, ни к чему не годный, не могу спрятаться под мост, когда по нему проходит святой муж, не останавливаясь на нем?» По милости бога священник был освобожден от своего недуга. Сказал бес правду или ложь? Мы не знаем этого. Ведь бес такой же лжец, как и его отец.

Четвертый вид одержимости, а именно — лишение рассудка на некоторое время, приложим также к случаю одержимости вышеупомянутого священника, которого экзорцировали в Риме. Не подлежит сомнению, что бес может пролезть в тело человека. В душу же он пролезть не может. Проникнуть в душу может только бог. Пролезая в тело, бесы не затрагивают его сущности. Ведь тело имеет двоякие границы: границы количественные и границы по сущности. Когда добрый или злой ангел действует в пределах человеческого тела, то он действует в пределах количественных границ тела и оказывает влияние на количественные силы. Так добрые ангелы производят у добрых людей разные приятные видения. Никогда не говорится, что ангелы проникают в сущность тела. Ведь они не могут проникнуть туда, как часть тела или как сила его. Сущность же тела создана богом. Поэтому он один охраняет деятельность сущности тела, как он того захочет. Духи же проникают в тело промеж границ количественного тела и сущности тела. Что касается души, то они воздействуют на нее извне: они рисуют рассудку облики и образы без отношения к образам, возникающим нормальным путем извне. Этим пользуются злые духи, чтобы производить искушения человеку и возбуждать в нем скверные наклонности и помыслы. Добрые же духи просвещают душу человека и помогают ему воспринять те истины, которые они хотят ему открыть. Но это не значит, что добрые ангелы могут проникать в душу. Это так же невозможно, как вышестоящему ангелу проникнуть в нижестоящего.

Таким образом дьявол вселился в вышеуказанного священника в Риме трояко: во-первых, он проник в его тело, в пределы телесного количества. Он вселился в его голову и жил там. Во-вторых, он затемнял его разум и беспокоил его всячески, хотя священник, по милости неба, и не испытывал беспрерывного беспокойства от козней нечистого. В-третьих, он лишал священника пользования его органами и членами, даром речи и образования слов, хотя священник и мог воспринимать то, что делал с его членами дьявол. Этот вид одержимости весьма отличается от других видов тем, что здесь одержимость не беспрерывна. Вообще же подобное явление при одержимости не замечается. Это явствует из Евангелия. Ведь отец лунатика сказал Иисусу: «Господи, сжалься над сыном моим; он лунатик и тяжко страдает» (Миф. XVII). То же мы наблюдаем в случае излечения Христом женщины, которую сатана связал 18 лет до того. Она ходила согбенной и вообще не могла стоять прямо (Лк. XIII). Эти беспокойства демоны могут, ясное дело, причинять также по наущению ведьм, если на то есть божье попущение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *