Хинаяна и махаяна

В буддизме выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их Три Яны, Три Колесницы.

Хинаяна ( «яна» — колесница, «хина» — малый ) — Малая Колесница

Махаяна ( «маха» — великий ) — Большая Колесница

Ваджраяна ( «ваджра» — алмаз ) — Алмазная Колесница

Все они ведут к одной цели. Деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Каждое направление имеет своих последователей. Разные люди — разные методы.

Суть знания, переданного Буддой выходит за пределы человеческого измерения. Для ясного понимания этого знания принята некая форма, такая как Три Колесницы, каждая из которых содержит свои особые наставления, методы, постижения этого знания.

Хинаяна

Традиция Хинаяны опирается на то, что можно назвать первыми учениями Будды, начиная с его знаменитой проповеди о Четырех Благородных Истинах: страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания.

Основу учения образует Трипи́така, Палийский Канон — свод священных текстов, составленный вскоре после так называемого «ухода Будды в Нирвану».

Последователи Хинаяны считают эти писания самым древним источником Учения Будды, и следовательно самым авторитетным. Отсюда еще одно название Малой Колесницы: Тхеравада то есть «Учение старейших».

Махаяна

Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии. Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.

Основа Махаяны и Хинаяны — Сутры.

Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения. Предполагается, что Сутры были переданы Буддой. Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей — метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна

Ваджраяна — последняя Колесница, называемая «тантрический буддизм». Это название связано с тем, что основа практик здесь — Тантры — знания, переданные предполагаемым воплощением Будды, учителем Падмасамбхавой. Конечная цель Ваджраяны та же, что у и Махаяны — обретение состояния Будды для блага всех существ. Отличие в Методах обнаружения этого изначального состояния.

Цели трёх колесниц Хинаяна: Нирвана Махаяна и Ваджраяна: Благо всех существ

Хинаяна воспринимает Путь Будды Шакьямуни как руководство к действию: отречься от всего «мирского», отсечь привязанности и «загрязнения», чтобы стать просветлённым существом подобно Будде и покинуть этот мир, уйдя в бесконечное блаженство Нирваны — состояния за пределами цикла рождения и смерти — сансарического бытия.

Важно отметить: последователи Хинаяны верят, что Будда — конкретное историческое лицо, Учитель, обретя Просветление действительно ушел в Нирвану. То есть перестал существовать в нашей реальности. Это воззрение — ключевое отличие восприятия явлений в Хинаяне и Махаяне.

Кем был Будда? Хинаяна: Будда — человек, достигший Просветления Махаяна: Будда — метафизическая Реальность

Сутры Махаяны указывают на то, что Нирвана — это уловка на пути, а Будда, Татхагата — нечто, гораздо большее, чем явленное миру тело Будды Шакьямуни. Будда — это аспект реальности, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего. И потому Будда, воспринимаемый таким образом, не может «покинуть» Сансару. Он пребывает в ней внутри каждого из нас.

Такая концепция получила название Теория Татхагата Гарбхи. «Зародыша» Будды как изначальной природы внутри всех живых существ.

Об этом можно прочесть в Татхагатагарбхе сутре:

А также, сыновья хорошей семьи, (он) понимает, что внутри живых существ, утопающих в осквернениях, сидит множество Татхагат со скрещенными ногами и неподвижных, одаренных, как и я, знанием и видением. И понимает, что нутро тех (существ), оскверненное нечистотой, -истинная природа Татхагаты (татхагатадхармата), недвижимая и неколебимая любыми состояниями бытия, и затем говорит: «Все эти Татхагаты подобны мне!»

Татхагатагарбха сутра

Идеальная личность Хинаяна: Архат Махаяна: Бодхисаттва Архат

Идеалом Хинаяны является Архат — святой монах, собственными усилиями достигший Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

В Сутрах Махаяны хинаянских святых — Архатов называют Шраваками, «слушающими голос», подразумевая, что это ученики Будды, не постигшие всех глубин учения и привязавшиеся к идее Нирваны как Индивидуального освобождения, стремление к которому в принципе заблуждение.

Во-первых, нет разницы между Сансарой и Нирваной — это две иллюзии одного Ума.

Нет разницы вообще Между Нирваной и Сансарой. Что является пределом нирваны, Есть также и предел сансары. Между этими двумя мы не можем найти Даже слабейшей тени различия.

Нагарджуна.

Ум – корень, как круговорота перерождения, так и просветления. Из-за разнообразия накопленной кармы, каждый из многообразных видов существ имеет свое особое иллюзорное видение.

Намкай Норбу Ринпоче «Кристалл и путь света»

Этот ум творит и сансару и нирвану Вне него не существует ни то ни другое.

Падмасамбхава

Во-вторых, даже если Ум принимает правила игры этих иллюзий, стремление к «личному» Освобождению — не самый благородный путь. Ведь в шести мирах сансарического удела человек оставляет всех тех, кто будет продолжать пребывать в неведении и испытывать повторяющиеся страдания.

Боддхисатва

Потому задача практика — принести максимальное благо живым существам в течении своей жизни. Которая, как известно конечна, а рождение человеческое – бесценно, ибо дает возможность для практики.

Отказавшись от цепляния за собственное «Я», практик Махаяны переводит свой взор от себя к другим людям и существам.

Идеал Махаяны — Бодхисаттва — тот, кто породил в себе намерение стать Буддой дабы иметь возможность принести благо миру.

Намерение такого рода называется Бодхичитта ( «бодхи» — пробужденный», «читта» — сознание ). Зарождение такого намерения, обусловленного чувством великого Сострадания ко всему живому, является началом духовного развития на пути Великой Колесницы, Махаяны.

Вообще, в Махаяне есть такое воззрение, что определяющим природу нашего действия — является не само действие, а намерение, мотивация. И потому то, что по форме выглядит странно или даже жестоко, имея так называемую благую цель под собой — является благом.

Пути трех колесниц Хинаяна и Махаяна: Путь Отречения Ваджраяна: Путь преобразования (Тантры)

Хинаяну и Махаяну называют Путь Отречения. То есть отказ от негативных, не благих действий, дабы очистив Ум, обнаружить свое изначально просветленное состояние — достичь Просветления.

Ваджраяна, и тантра в целом, это Путь Тантры, Преобразования. Где те омрачения, привязанности и страсти, что в Сутре следует отсечь, используются как часть практики.

Ученый, религиовед Евгений Торчинов пишет:

Ваджраяна утверждает, что главное преимущество такого метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трёх неизмеримых (асанкхея) мировых циклов — кальп. Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчёркивали, что этот путь является и самым опасным.

Ваджраяна взаимодействует с темными пучинами бессознательного — того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться практиком, «атакуя» его сознание «изнутри».

Сейчас под словом «тантра» на западе продвигаются мероприятия, имеющие очень отдаленное отношение к духовности. Такое явление связано с поверхностным пониманием, западным сознанием союза мужского и женского, который выделяется в тантре. Мужское и женское начало в Ваджраяне — это союз двух аспектов Пробуждения: мудрости и метода.

На изображениях тантрических божеств, изображается пара, священный союз, называемый «Яб-Юм».

Метод, «Упая» — это мужское начало, божество в мужском теле.

Мудрость, «Праджня» — женское начало, изображается как супруга божества.

В буддизме есть устойчивое триединство: Тело, Речь и Ум

  • Практика на уровне Тела: выполнение простираний
  • Практика на уровне Речи: это начитывание Мантр
  • Практика на уровне Ума: визуализации

Основные практики Ваджраяны:

  1. практика мантр;
  2. визуализация божеств;
  3. созерцание мандал.

Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что её часто даже называют Мантраяной — Колесницей Мантр. Произнесение мантр подразумевает понимание внутреннего смысла мантры и её воздействия. Часто в практике нужно визуализировать написанные тексты мантр, причём задаётся определённый цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Практика тантрических мантр предполагает получение специального Посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

В Ваджраяне большую роль играет наставник, учитель, Гуру. Под руководством такого гуру для каждого ученика подбирается своя практика, в зависимости от характера. Качество, черта характера, имеющая негативное свойство называется аффект (клеша): гнев, страсть, невежество, гордыня или зависть.

Практикующие Ваджраяну утверждают, что такого рода аффекты должны не уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться в пробужденное сознание. Как это возможно?

Основой претворения страстей и влечений в мудрость Будды является природа Будды, которая есть природа психики и всех ее состояний и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте.

Потому, Ваджраяну можно назвать выходом за пределы понятий «чистого» и «нечистого».

Прежде чем изучать практику тантрического буддизма, Ваджраяну, следует изучить фундамент на который она опирается, а именно предыдущие две Колесницы.

Когда начинающий практик ищет «передачу», Посвящение на сложные, «высшие» тантры Ваджраяны, не накопив опыт в более доступных практиках — в нем говорит Духовное Эго. Считается, что если человеку обьяснили какой то метод, например Мантру — то есть образно говоря «передали» её, вложив в некотором смысле свою энергию в эту передачу — то есть энергию Учителя, эту практику «реализовавшего» — важно действительно Практиковать.

Когда приезжают буддийские Ламы с лекциями, учениями и всевозможными передачами практик — надо быть честным перед собой — намерен ли ты действительно применять в жизнь те знания, что получишь на таком мероприятии. Если человек получает «передачу» и не практикует — он создает «препятствие». Поэтому лучше быть более пустой и легкой чашей применяющей переданные уже методы, чем переполненным духовными знаниями сосудом без практики. Это и называется Духовным накопительством. Везде нужна мера — Серединный Путь.

Мы можем прожить жизнь по-разному. Через пять лет, то, что важно сейчас потеряет значение. Vanitas Vanitatum Суета сует. Сансара.

Есть вещи вне времени. Они останутся в нас навсегда. Человек чувствует это вечное и ищет к нему дорогу.

Оттого — разные религии, книги и путешествия, разговоры — вдруг найдется?

Но изначальная природа человека, его суть — никогда не придет извне — это знание внутри. И Учение Будды — древнейший способ подобрать ключ к этой двери. Вернуться к истоку.

Сколько бы ни было дорог, какую бы мы ни выбрали Колесницу, главное — идти вперед.

Терпения и радости нам на этом пути!

Ом.

Термины хинаяна и махаяна

Термины хинаяна (Малая колесница, или Умеренная колесница) и махаяна (Великая колесница, или Обширная колесница) появились в «Сутрах о праджняпарамите» («Сутры о далеко ведущем распознающем осознавании», «Сутры совершенства мудрости»). Эти два понятия довольно уничижительны, поскольку они возвышают махаяну и принижают хинаяну. Однако альтернативные термины также не лишены недостатков, поэтому я буду пользоваться здесь именно этой, более традиционной терминологией.

Из восемнадцати школ хинаяны для наших целей наибольший интерес представляют сарвастивада и тхеравада. Единственной существующей в настоящее время школой является тхеравада, она распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. Благодаря тому что тибетцы стали путешествовать в Северную Индию, где в то время процветала сарвастивада, буддизм проник на территорию Тибета.

Главными ответвлениями сарвастивады были вайбхашика и саутрантика. В основе разделения лежали философские различия этих школ. Философские системы хинаяны, изучавшиеся в индийских монастырях-университетах, таких как Наланда, а позднее и в тибетских махаянских университетах, заимствованы у этих двух школ. Линия тибетских монашеских обетов идёт от другой ветви сарвастивады – школы муласарвастивады.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Обычно Хинаяна и Махаяна называются Малой и Великой Колесницей.

Хинаяну называют также Тхеравадой, что означает «школа более древних членов религиозного ордена», и она соответствует южной ветви Буддизма. Махаяну называют также Бодхисаттваяной, и она соответствует северной ветви Буддизма.

Есть пять аспектов, отличающих Махаяну от Хинаяны:

1. Постигаются оба аспекта отсутствия сути — отсутствие сути личности и отсутствие сути явлений.

2. Мы развиваем Просветлённый Настрой (Бодхичитту) и, основываясь на нём, упражняемся в шести или десяти освобождающих действиях

3. Мы отбрасываем оба типа омрачений — омрачения мешающих эмоций и омрачения, связанные с неправильными взглядами, вместе с тенденциями к таким омрачениям.

4. Мы достигаем Нирваны Вне Пребывания -вне двух ограничивающих состоянии Самсары и Нирваны.

5. Согласно поучениям восьмого Кармапы, Микьё Дордже, существует семь видов величия, характеризующих прохождение по этому пути. В этом причина того, что Великая Колесница называется великой по сравнению с Малой Колесницей.

* Величие нацеленности (по-тибетски Мигпа Ченпо) — на обретение блага всеми живыми существами, особенно при помощи великого многообразия поучений, направленных на благо существ.

* Величие мотивации (по-тибетски Друбпа Ченно) — совершенство в освобождающих действиях достигается как для собственного блага, так и для блага других существ.

* Постигается великая изначальная мудрость (по-тибетски Йеше Ченпо), что означает постижение обоих аспектов отсутствия сути (личности и явлений) посредством изучения, размышления и медитации.

* Великое усердие (по-тибетски Цёндру Ченпо) — мы практикуем в течение трёх великих мировых эпох (на санскрите — Кальп), никогда не падая духом и будучи способны выносить чрезвычайные трудности ради обретения Состояния Будд.

* Великая Колесница располагает великими искусными средствами или методами (по-тибетски Тхаб Ченпо), — то есть, если наша практика окрашена Бодхичиттой, намерением приносить пользу другим, то возможно даже допускать семь недобродетельных поступков тела и речи: благодаря настрою Бодхичитты они становятся позитивными действиями.

* Абсолютное совершенство (по-тибетски Друбпа Ченпо) — полное Просветление, которое характеризуют десять способностей Совершенного Знания, четыре вида бесстрашия, 18 Выдающихся Достоинств и так далее.

* Из этого происходит великая Будда-активность (по-тибетски Тхринле Ченпо), которая спонтанно и беспрерывно способствует обретению блага всеми существами.

Почему Будда учил Малой и Великой Колеснице?
Если мы думаем, что способны сразу практиковать Махаяну, это может породить гордость. Эта гордость будет препятствовать действительному пониманию страданий живых, существ. Только понимая страдания Самсары, можно развить глубокое сочувствие ко всем живым существам.

Многие люди хотят сначала практиковать Хинаяну и впоследствии перейти к Махаяне. В результате возрастающего понимания закона причины и следствия, или кармы, у нас улучшаются привычки, и таким образом мы перестаём причинять вред другим. В уме появляется больше уверенности, и он становится спокойнее. Посредством практики медитации развивается осознавание пространственной природы ума, увеличивается дистанция по отношению к мешающим факторам, что делает нас способными самостоятельно определять способ нашего восприятия.

На основе контроля над мешающими эмоциями развиваются дополнительные силы, используя которые, можно приносить пользу другим, и тогда возможен переход на уровень Махаяны. Необходимость последовательного прохождения этих двух путей признаётся также великими индийскими мастерами Нагарджуной и Асангой. В каждой медитации сначала идёт принятие Прибежища, которое соответствует Хинаяне. Затем пробуждается Просветлённый Настрой, что относится к Махаяне. Основная практика в тибетском Буддизме всегда согласуется с Ваджраяной, Алмазным Путём. Наконец, посвящение собранной заслуги в конце опять помещает практику в контекст Махаяны.

Если говорится о двух Янах, то это — Сутраяна и Тантраяна, «Колесница Причины» и «Колесница Обретения Плода».

Если говорится о трёх Янах, тогда это — Шравакаяна (буквально «Колесница Слушающих»), Пратьекабуддаяна (буквально «Колесница Постигающих В Одиночку») и Бодхисаттваяна (буквально «Колесница Героев Просветлённого Ума»).

Девять Колесниц — это Шраваки, Пратьекабудды, Бодхисаттвы, Крийя-Тантра, Чарья-Тантра или Упа-Тантра, Йога-Тантра, а также Ануттарайога-Тантра с Отцовской, Материнской и Недвойственной Тантрой. Этим девяти Колесницам учат, главным образом, в традиции Ньингма тибетского Буддизма. В этой традиции три высших класса Тантры называются Махайога-Тантра, Ануйога-Тантра и Атийога-Тантра.

Созвучные материалы:

  • Махаяна
  • Ваджраяна
  • Эзотеризм и экзотеризм
  • Дзогчен и Дзэн
  • Краткий анализ школ тибетского буддизма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *