Успенский собор Питер

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом – Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.
Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.
События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.
Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.
В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

Богородицкая церковь, Успенская церковь – таковы обиходные названия церкви Успения Пресвятой Богородицы при подворье Оптиной Пустыни.

Церковь имеет ставропигиальный статус, который присваивается тем церквям, которые являются независимыми от местной епархиальной власти и находится в подчинении патриарха или синода.

Церковь находится на Васильевском острове, на набережной Лейтенанта Шмидта. Яркое здание с сияющими куполами хорошо видно с Благовещенского моста, который соединяет набережную с центром Петербурга.

История церкви уходит в 1721 год, когда на Васильевском острове началось строительства архиерейских подворий. На углу набережной и 15-й линии находился дом семьи Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать Петра I Наталья Кирилловна.

Это здание было приобретено для подворья Троице-Сергиева монастыря. На месте нынешнего храма появилось еще несколько строений и небольшая домовая церковь Рождества Христова.

Вскоре подворье монастыря было перенесено в другое место и здание на Васильевском острове выставили на продажу.

Покупателей долгое время не находилось. В 1766 году указом Екатерины II здание передали для устройства подворья Псковского архиерейского дома.

Нельзя сказать, что это способствовало развитию нового подворья, которое по-прежнему не имело значительных доходов и использовалось в основном как место проживания архиереев, приезжающих в Петербург по церковным делам.

Выход был найден в результате его продажи Киево-Печерской лавре в 1875 году. Новым владельцам подворье досталось в запущенном состоянии: из-за бедности жилые и служебные помещения подворья сдавались внаем мирянам, которые не слишком заботились о его сохранности и соблюдении санитарных норм.

Условия совсем не отвечали потребностям и статусу Киево-Печерской лавры, архиереи которой подогу жили в Петербурге. Домовый Рождественский храм не мог вместить всех молящихся.

Восстановление подворья началось с косметического ремонта и строительства одноэтажного флигеля, так называемого «запасныго дома».

Даже проведенный в 1883-1885 годах капитальный ремонт не смог решить существующих проблем, поэтому в 1894 году состоялся конкурс архитектурных проектов для возведения нового подворья.

Для строительства был выбран проект, представленный В.А. Косяковым, который был известен как автор Морского собора в Кронштадте.

Новое Киево-Печерское подворье с храмом Успения Пресвятой Богородицы, сохранившимся до наших дней, стремились построить как можно быстрее, работы шли в течение всего светового дня.

С момента закладки первого камня в 1895 году до подъема крестов на купола прошло всего два года.

В 1897 году митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий освятил главный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Боковой предел освящен во имя Киево-Печерских преподобных.

Золочение куполов, внутренняя отделка, роспись и другие работы были закончены в 1903 году. Здание теперь могло одновременно вместить около 2000 человек.

Прежнее здание на набережной была снесено, вместо него построили двухэтажный дом с покоями митрополита и настоятеля.

Подворье строили со всеми возможными удобствами. Митрополит мог из своего помещения пройти прямо в храм.

Для служителей подворья во дворе построили двухэтажный флигель. Кладовые и конюшня находились отдельно. Для защиты от наводнений на дверях и окнах подвала оборудовали специальные полуавтоматические ставни.

На «запасный дом» надстроили третий этаж, и он сдавался внаем. Митрополит, монашеская братия и посетители имели отдельные входы в подворье.

Церковь выдержана в псевдорусском стиле. Для облицовки здания использованы два вида камня: серый гранит – для нижней части и песчаник – для верхней.

Облицовочный кирпич был заказан на заводе М.В. Нестерова в Риге. Наружные стены выложены мозаикой мастерской Ф. Фролова.

Здание имеет пять куполов, которые впервые в российской практике были покрыты цельными листами алюминия. На звонницах установлены шесть колоколов.

Храмовое пространство образуется системой перекрещивающихся арок, что позволило обойтись без опорных колонн. Это создает большое открытое пространство.

Роспись осуществляли московские мастера, которыми руководил академик Ф.А. Соколов. Иконы для храма написали насельницы московского Новодевичьего монастыря.

В храме установили медные печи, изготовленные на заводе Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья». Система отопления была такой продуманной, что даже в самых дальних углах и у входа молящиеся не мерзли. Здание церкви отличалось отличной акустикой.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы сразу стала привлекать к себе молящихся, которых особенно много собиралось в праздничные дни и во время службы митрополита Иоанникия, который с большой любовью относился к храму.

После революции службы в церкви продолжались до 1935 года. После ее закрытия в здании устроили склад ленинградского военного порта. В середине 1950-х годов в здании церкви началось оборудование первого в Советском Союзе искусственного катка, который начал работать в 1961 году.

Каток активно использовался для тренировок спортсменов высшей категории, среди них были даже олимпийские чемпионы Л.Белоусова и О. Протопопов.

После открытия в Ленинграде большого ледового дворца «Юбилейный» на катке в бывшей церкви тренировались только детские группы фигуристов.

Экстремальные условия эксплуатации такого сложного технического сооружения вели к быстрому ухудшению состояния здания, которое поражалось грибком и разрушалось.

Недостаток финансирования пытались решить за счет открытия бани, а затем даже устроили оранжерею для разведения цветов на продажу.

Возрождение церкви началось после ее передачи ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптиной пустыни. В 1991 году там, где был хореографический зал, установили временный иконостас и провели первые службы.

Изучение состояния здания, очистка от мусора и составление проекта его восстановления заняло несколько лет.

Реставрационно-ремонтные работы шли поэтапно. В 1993 состоялось богослужение в южном приделе. Центральный алтарь восстановили через пять лет, в 2003 году появился обновленный иконостас.

Завершение реставрации и освящение церкви великим чином, совершенное патриархом Кириллом, стало возможным только в середине 2013 года.

Работа по восстановлению церкви потребовала огромных усилий. Только над росписью стен и куполов под руководством А. Любимова, Ю. В. Смолянского и Е. П. Большакова работала целая группа живописцев, количество которых доходило до 80 человек.

Интерьер церкви содержит изображения «Христоса Пантократора» с херувимами и серафимами, большие библейские композиции и образы четырех Евангелистов.

Центральный алтарь раскрывает тему Успения Пресвятой Богородицы, в других приделах представлены архангелы, русские святые и святые Киево-Печерского патерика.

Сегодня при подворье Оптиной пустыни действуют православная гимназия, воскресная школа и золотошвейная мастерская.

Большую работу проводит антисектантский реабилитационный центр «Диалог».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *