Послание другу

«История сэра Чарльза Грандисона» Сэмюэла Ричардсона, «Юлия или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо, «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гете, «Опасные связи» Шодерло де Лакло — все наиболее знаменитые романы восемнадцатого века написаны в эпистолярной форме. Послания, составлявшие причудливый чувствительный сюжет, были любовными и дружескими, ироничными и страстными. Читатели, а в особенности читательницы обожали романы в письмах, — подтверждения тому в литературных пристрастиях матери и дочери Лариных. Да и Наталья Павловна, отвесившая подобающую пощечину графу Нулину, до встречи с ним читала четвертый том

Сентиментального романа:

«Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей».

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный, длинный,

Нравоучительный и чинный,

Без романтических затей.

В веке девятнадцатом роман в письмах пошел на убыль. Пушкинский замысел эпистолярного романа о судебном процессе над Марией Шонинг и Анной Гарлин остался неосуществленным, сохранилось только начало переписки героинь. Однако эпистолярные фрагменты входят в контекст романов Бальзака, Стендаля, Мюссе, Диккенса. Как правило, в письмах речь идет о поворотных событиях в сюжете, вспомним письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне, письма Германа к Лизе в «Пиковой даме», переписку Алексея с Акулиной в «Барышне-Крестьянке».

В давние времена письмо — важное событие в духовной жизни того, кто его писал и кто его получит. Письмо в идеале обладало искренностью исповеди, и вместе с тем посланию свойственна остраненность, ибо общение между автором и адресатом не совпадает по времени и в пространстве.

Впрочем, в истории русской литературы есть диковинное явление — «Переписка из двух углов». В предисловии от издательства «Алконост» сказано: «Письма эти, числом двенадцать, писаны летом 1920 года, когда оба друга жили вдвоем в одной комнате в здравнице для работников науки и литературы в Москве» .

Совместная эпистолярная книга поэта и пушкиниста очень красноречиво говорит о жанровой природе послания: оно в равной мере важно пишущему и читающему, а достаточно часто оно существеннее для автора, так как письмо не только коммуникативная акция, но, прежде всего, акт самопознания.

В те исторические периоды, когда процветал эпистолярный роман, его стихотворным аналогом в лирике было поэтическое послание конкретному лицу или некоему условному адресату. Известны послания Никола Буало и Вольтера во Франции, А. Поупа и Д. Мильтона в Англии, И.К. Готшеда, К.М. Виланда и И.В. Гете в Германии. В русской поэзии первые послания принадлежат М.В. Ломоносову, Г.Р. Державину и А.П. Сумарокову.

Послание могло быть любовным, дружеским и сатирическим, но жанровая специфика послания — в подразумеваемой диалогической форме с реальным или воображаемым собеседником («Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина, «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского, «Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым» Багрицкого).

Перечисленные примеры заставляют обратиться к генезису поэтического послания. Источника жанра два: христианский и языческий — античный. В Новый завет вошло 21 письмо, из которых наиболее авторитетны послания апостола Павла. Авторы других писем — неизвестные или предполагаемые авторы. От посланий апостола Павла к римлянам и коринфянам возникла традиция поиска истины и справедливости, благочестия и любви к ближнему в эпистолах.

С другой стороны, Квинт Гораций Флакк ознаменовал завершение своего творческого пути созданием в гекзаметрах двух книг «Посланий» (в 20 и между 19 и 14 гг. до н. э.). Первая книга включает двадцать посланий философского и сатирического звучания. Вторая книга состоит из трех посланий «К Августу», «К Флору» и «К Писонам». В послании «К Августу», выражавшему желание получить письмецо от самого прославленного поэта, который, как он понимал, обессмертит его имя, речь идет об архаической и современной поэзии. Во втором послании к юному поэту Флору Гораций размышляет о быстротечности времени и роли поэта в сохранении памяти о прошлом. Но особенно значимо послание к знатным братьям Писонам. Оно вошло в историю литературы под названием «Искусство поэзии» («Ars poetica»). В нем сформулировал Гораций цели и принципы лирической поэзии, оно послужило образцом для многих последующих эстетических манифестов. Один из наиболее часто обсуждаемых вопросов в дружеских посланиях — о цели и назначении искусства. В послании «К Писонам» Гораций рассмотрел всю историю античной поэзии от Гомера до современности.

Уже из посланий Горация ясно, что, несмотря на указания, кому они адресованы, в сущности эти письма без адреса, так как они обращены к любому заинтересованному читателю и могут стать ему известны. В посланиях Горация, а вслед за ним и других поэтов обсуждаются не частные вопросы, а общечеловеческие проблемы. Жанр послания в лирике по-своему уникален, потому что в нем зримо представлено индивидуальное и всеобщее. Неслучайно в лирике распространены стихотворения под названием «Читателю» или «Поэту», а иногда во множественном числе. Автор лирического послания в этих стихах обращается ко всем сразу, иногда предваряя тем самым последующий текст.

Поздний римский поэт Авсоний (IV в.) написал цикл стихотворений «Домашние стихи» — о своих предках и внуках. Однако интимность тематики кажущаяся. Большинство стихотворений написаны в жанре посланий. Открывается цикл пространным обращением «К читателю», в котором Авсоний говорит о своей генеалогии. А в итоге подчеркнуто:

Вот я, Авсоний, каков; не будь же высокомерен,

Добрый читатель, приняв эти писанья за труд.

(Перевод М. Гаспарова)

Послания к внукам, последовавшие далее, много говорят нам об укладе жизни в Риме накануне его падения.

Несмотря на кажущуюся конкретность дат, сопровождающих послания, они, как правило, обращены не только современникам, но и обязательно грядущим поколениям. Первый европейский гуманист Франческо Петрарка создал «Письма к потомкам», будучи уверенным в том, что его личность будет любопытна тем, кто будет жить после него. Но подобным образом рассуждал он и в стихах, сходно мыслит и любой автор посланий, полагая, что стихотворное послание вызовет всеобщий интерес у современников, а вероятнее всего, и у потомков.

Вот, казалось бы, пример сугубо частного послания, даже не предназначенного первоначально для печати. Б.Л. Пастернак 22 февраля 1957 года пишет актрисе Анастасии Платоновне Зуевой:

Прошу простить. Я сожалею.

Я не смогу. Я не приду.

Но мысленно — на юбилее,

В оставленном седьмом ряду.

Стою и радуюсь, и плачу,

И подходящих слов ищу,

Кричу любые на удачу,

И без конца рукоплещу.

Могла ли великолепная мхатовская актриса получить более щедрый подарок? Пастернак нашел более точные слова восхищения, дабы оценить ее несравненный дар характерной старухи. Но смысл послания перерос конкретный повод. Поэт оставил портрет актрисы, который сохранился на десятилетия, вместе с тем, он передал суть актерского таланта применительно к любому большому мастеру:

Для Вас в мечтах писал Островский

И Вас предвосхищал в ролях,

Для Вас воздвиг свой мир московский

Доносчиц, приживалок, свах.

Движеньем кисти и предплечья,

Ужимкой, речью нараспев

Воскрешено Замоскворечье

Святых и грешниц, старых дев.

Вы — подлинность, Вы — обаянье,

Вы вдохновение само.

Об этом всем на расстояньи

Пусть скажет Вам мое письмо.

Расстоянье с годами увеличивается, а объяснение в любви таланту остается.

Послание никогда не требовало строго зафиксированной поэтической формы, ведь оно могло быть сонетом и стансами, одой и эпиграммой. Формальный жанровый признак заключается лишь в том, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо. От первоначального стихотворного размера — гекзаметра — авторы посланий вскоре отказались.

Послание дружеское создается с целью обретения единомышленника и союзника. Вот почему столь велико значение дружеского послания в литературном процессе — послания объединяют поэтов в содружества, направления и школы. Дружеское послание адресуется близкому человеку (Пушкин — Пущину, Фет — Тютчеву, Цветаева — Блоку). Но послание может быть обращено сразу многим близким людям. Пушкин пишет в 1827 году в лицейскую годовщину:

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Дружеское послание часто связано, как это, с памятной датой. Обращенное ко всем бывшим лицеистам, оно, тем не менее, выделяет некоторых в подтексте. В краю чужом — были дипломаты А.М. Горчаков и С.Г. Ломоносов, в пустынном море — моряк Ф.Ф. Матюшкин, а последняя строка — в честь ссыльного декабриста И.И. Пущина.

Послание вовсе не всегда выражает симпатии. А.С. Пушкин ведет нелицеприятный спор в «Послании к цензору», называя его «угрюмым сторожем муз», «глупцом и трусом». А.А. Фет в послании «Псевдопоэту» честит бездарного стихотворца по чем зря:

Влача по прихоти народа

В грязи низкопоклонный стих

Ты слова гордого свобода

Ни разу сердцем не постиг.

М.И. Цветаева не страшится сказать бывшему возлюбленному обидные слова:

Ты, меня любивший фальшью

Истины — и правдой лжи,

Ты, меня любивший — дальше

Некуда! — За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. — Десницы взмах! —

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах.

Приведенный пример из стихов Цветаевой заставляет сделать одно уточнение. Трудно порой провести грань между посланием и посвящением. В том и в другом случае наличествует обращение, ведется диалог или спор, но в посвящении эпистолярные признаки ослаблены.

Особый стиль присущ посланиям официальным. Перед поэтом возникает задача сделать так, чтобы казенные похвалы звучали будто из души. Для этого в правителе и вельможе важно было показать человека, личность с ее тревогами и заботами. Более всего был пригоден для этого жанр оды, но нередко использовались и послания В.А. Жуковским, Г.Р. Державиным, Н.М. Карамзиным. Послание выигрышнее оды, потому что признание авторитета более интимно, камерно, человечно.

Из русских поэтов прошлого века особенно часто обращался к жанру послания В.А. Жуковский. Среди его адресатов друзья-поэты и лица власть предержащие. По случаю рождения 17 апреля 1818 г. великого князя, будущего императора Александра II поэт обращается к его матери — супруге великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) с посланием. Характерно, что Жуковский остановился вопреки традиции на послании, а не на оде, как это было принято. Показательно и другое: обращение к матери позволило Жуковскому сделать акцент на этом событии как на семейном, а не государственном. Начиная свое послание «Государыне великой княгине Александре Федоровне на рождение в. кн. Александра Николаевича», поэт передает подобающее случаю охватившее его волнение, затем произносит хвалу материнству в чисто религиозном плане. В традиции IV эклоги Вергилия, которая трактовалась как предсказание о рождении Христа, Жуковский возглашает:

Гряди в наш мир, младенец, гость желанный!

Завершается послание назиданием в просветительском духе:

Да славного участник славный будет!

Да на чреде высокой не забудет

Святейшего из званий: человек.

Жить для веков в величии народном,

Для блага всех — свое позабывать,

Лишь в голосе отечества свободном

С смирением дела свои читать.

Вот правила царей великих внуку.

С тобой ему начать сию науку.

Стоит вспомнить, что жанр лирического послания приобрел особое значение в годы Великой Отечественной войны. Стихотворения К. Симонова, А. Суркова, С. Гудзенко и других поэтов-фронтовиков убедительно доказывают неразрывную связь этого жанра с жизненными обстоятельствами. Письмо с фронта, письмо на фронт — важнейшее событие в жизни военного поколения, которое закономерно воплотилось в поэзии.

Жанр лирического послания связан с определенным этикетом и обычаями. Постепенно он оскудел в связи с общей утратой эпистолярной культуры. Однако, чтобы показать, что он не исчез вовсе, процитируем стихотворение Готфрида Бенна «Март. Письмо в Меран»:

Не слишком рано, не сейчас,

попозже,

Чтоб я приехал, чтоб успел, приник

Смятеньем сердца и восторгом кожи, —

Цветенье отложите хоть на миг.

Миндаль, тюльпаны, розы — погодите,

Не раскрывайте ваших лепестков!

Еще не время, солнце не в зените,

Не надо, подождите, пощадите, —

Я сам еще к цветенью не готов.

Ах, этот путь — цвести еще не надо,

Издалека — еще не увидать

Той дали, где спокойная отрада

Почти перерастает в благодать.

(Перевод В. Топорова)

Пример из лирики крупнейшего лирического поэта двадцатого века Г. Бенна выявляет новые свойства послания, — оно становится более условным, ассоциативным, иносказательным.

Жанр послания несколько неожиданно возродился в постмодернизме. Поэты, тяготеющие к постмодернизму, свободно обращаются со стилями и жанрами предшественников, цитируют и перефразируют их строки, включая их в контекст собственного произведения, где они легко узнаваемы, но их смысловая и эстетическая значимость поставлена под сомнение. Известно и пристрастие постмодернистов к опыту самых отдаленных предшественников, обращение к жанрам полузабытым. Старинный жанр, возрожденный в современности, воспринимается читателем как своего рода цитата. В этой связи у многих поэтов можно обнаружить обращение к жанру послания, хотя самый облик его меняется, становится скорее стилизованным под старинные образцы, чем спонтанным.

Инициатором выступил И.А. Бродский, «Письма римскому другу» (1972) стали настоящей сенсацией. Непривычным для жанра послания было демонстративное ретро, хотя вымышленные адресаты прошлого не раз встречались в стихотворных посланиях И.В. Гете, А.С. Пушкина и других классиков.

Склонность поэтов и их читателей тех лет ко всякого рода аллюзиям могла быть удовлетворена — проекция из прошлого в настоящее была очевидна. Речь в стихотворении шла об изгнанниках, преследуемых режимом, и его верных высокопоставленных прислужниках. Но поэт рассчитывал не на поверхностное восприятие, а глубинное: в «Письмах римскому другу» речь шла о кардинальных вопросах человеческого существования вне времени и пространства. Главная мысль «Писем»:

Если выпало в Империи родиться,

лучше жить в глухой провинции у моря.

«Письма римскому другу» — о блаженстве абсолютного одиночества, когда оно адекватно самой природе.

Бродский вернул в обиход историческое послание. Написанное тогда же послание «Одиссей Телемаху» несет в себе трагедию времени, суть которой в том, что давным-давно прошедшее теряет героический смысл, утрачивает очертания реальности, индивидуальное существование, как волна, поглощается морем всечеловеческого бытия.

Есть у Бродского еще одно — более раннее — послание, название которого почти тавтология — «Послание к стихам», которые в парадоксальной форме выражают своеобычность жанра послания: на первом месте самоанализ пишущего, в известной мере игнорирующего восприятие адресата.

Иначе подошли к возрождению посланий поэты концептуалисты, в 70-80-ые годы забросавшие друг друга письмами.

Одной из установок поэтов Т. Кибирова, Л. Рубинштейна, Д. Пригова, Д. Быкова, разных, но вышедших из полуподполья на авансцену в начале девяностых годов, была установка на документальность, конкретность, достоверность. Отсюда изобилие точных и искаженных цитат и подлинность имен. В поэзию вошла некая коллективность, соединившая соборность с производственным собранием, а в промежутках между встречами, естественно, общались посредством посланий. Их немало — безадресных или, напротив, максимально точно адресованных, где вместо индекса фигурировал эпиграф. Напомним фрагмент из наиболее цитируемого послания «Л.С. Рубинштейну» Тимура Кибирова:

Все проходит. Все конечно.

Дым зловещий. Волчий ров.

Как Черненко, быстротечно

и нелепо, как Хрущев,

как Ильич бесплодно, Лева,

И как Крупская, страшно!

Распадаются основы.

Расползается говно.

Достоинства и изъяны подобных посланий в их жгучей злободневности. Они были актуальны, как передовица в «Правде», над которой они неустанно глумились. Выйдя в официоз, авторы недавних саркастических эпистол несколько растерялись: проблематика ушла в прошлое. Остается ждать, когда рекрутируется новое поколение критиканов, которые будут пародировать бывших пародистов.

Какие перспективы у жанра послания? Думается, самые оптимистические. Распространение словесности через интернет вызовет к жизни новые послания с космическим адресом. Вселенная ждет! Если же прогнозировать серьезно, то раз есть новые средства связи, то будут и послания. Есть гипотеза, что жанр, начинавшийся на бересте и папирусе, наверняка воспользуется факсом.

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

И. Г. Анушкевич

З. А. Пожидаева

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ:

лирический жанр дружеского послания

Каким образом на литературном занятии создать условия, способствующие творческому самовыражению учащихся и развитию креативного мышления?

Аннотация. В статье рассматриваются приемы работы с лирическим жанром дружеского послания, способствующие более глубокому пониманию художественного произведения, лучшему пониманию эпохи XIX века.

Ключевые слова: «лицейский дух», жанр дружеского послания, мини-исследование, поэтика жанра, культ дружбы, афоризм, каллиграфия, акростих, пафосная доминанта, тональность, символ.

«Ужели их забуду, друзей души моей…»

Задача, поставленная перед педагогами в рамках традиционного в школе выездного семинара, -подготовить занятие для 56 человек десятиклассников — была непростая. Это должен быть не обычный урок, а двухчасовое мероприятие, опирающееся на учебные, воспитательные цели, способствующее творческому самовыражению учащихся и развитию креативного мышления учеников. Кроме того, подготовка к семинару проходила под девизом: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», так как в эти октябрьские дни праздновалось 200-летие Царскосельского Императорского Лицея.

Почти 60 старшеклассников — это три класса: с углубленным изучением английского языка, химико-биологического профиля и гуманитарного. Таких разных детей можно увлечь нестандартной постановкой задач, заинтересовать доступными каждому мини-исследованиями. Какой литературный материал мог бы отражать тематику выездного семинара? Конечно же, это дружеские послания лицеистам, написанные в разные годы А. С. Пушкиным. Именно в них выражен «лицейский дух» «святого братства», который заражает дружеским участием и верностью юношеским идеалам. Эти стихотворения позволяют сделать исторические открытия, углубить представления учащихся об эпохе начала XIX века. Обращение к лирике великого русского поэта помогло наполнить занятие эмоциями, вспомнить на примере дружеских посланий каноны других лирических жанров: стихотворного письма, эпиграммы, элегии.

Создание коммуникативной модели, наполнение диалогических ситуаций спецификой конкретных ситуаций и креативными мотивировками — в этом был смысл преподавания на занятии. Участие в коммуникации — с командой единомышленников, с преподава-

телями, с виртуальными друзьями и читателями — все это способствовало творческому отношению к слову. И учащиеся с большим интересом после разбора пушкинских дружеских посланий создавали свои экспромты — стихи в альбом. Название сборника «Рука в руке» было не случайным: с самого начала была продумана тематическая нить, связывающая все части занятия, -это рука (ладошка) как символ единомыслия, открытости, братства, солидарности. На каждом столе — вырезанные веселые оранжевые «ладошки», на которых были напечатаны списки групп, а в конце занятия десятиклассники на обратной стороне этих листочков написали свои впечатления от заданий, от общения. Вот они: «Отличный урок! Мы вынесли для себя много нового, сплотили наш коллектив, нам было очень интересно и увлекательно. Спасибо!!!», «… мы поговорили об очень важных вещах и поняли, как дорожим друг другом!», «Это занятие помогло нам выразить себя в литературной сфере, выразить свои эмоции», «Спасибо за потрясающее занятие, которое оставило след в душе, нам было очень приятно принимать участие в нем. Мы Вас любим!»

На других «ладошках» ученики записывали афоризмы про дружбу, а присутствующие на занятии учителя на этих же веселых страничках каждому ученику написали послание-комплимент. Это было сюрпризом для детей!

Сама обстановка мероприятия была необычна: свечи на столах, перья и чернила. Учащимся предлагалось создавать свои творческие работы, используя шрифты XIX века. Музыкальное сопровождение учебного материала было позитивным и разнообразным: от классической музыки до мелодий, известных и любимых подростками. Презентация, сопровождающая рассказ учителя, помогла ощутить историческую атмосферу XIX века, позволила доступно и четко сформулировать задания для учащихся.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Два часа пролетели незаметно, и вот последний аккорд: ученики, учителя, классные руководители, взявшись за руки, образовали круг (оберег от зла, ненависти) и вспомнили задушевные строки А. С. Пушкина:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Конспект занятия

Цель занятия:

• создать атмосферу творчества, соучастия, содружества;

• выпустить сборник творческих работ учащихся.

Задачи:

• формирование творческих коллективов, предоставление возможности каждому ученику самовыразиться, почувствовать дух коллективизма, дружеского участия, «заразить» «лицейским духом» «святого братства», «духом песен»;

• провести мини-исследование: определить каноны лирического жанра дружеского послания на основе стихотворений А. С. Пушкина, посвященных друзьям-лицеистам;

• обратившись к знакомым текстам с точки зрения жанра дружеского послания, в известном открыть новое и подвести учащихся к внимательному, «профессиональному» чтению;

• через изучение поэтики дружеского послания подойти к более глубокому пониманию художественного произведения, к лучшему пониманию эпохи начала XIX века (дружеское послание и культ дружбы в дворянской жизни при Александре I);

• подготовить учащихся к творческой работе — написанию стихотворения в жанре дружеского послания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оформление зала:

6 столов на 56 человек, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, на столах — подсвечники, чернила, перья, папки с материалами.

Ход занятия, рассчитанного на 2 часа:

1. Эмоциональный старт «В начале жизни школу помню я…»

2. Чтение дружеских посланий А. С. Пушкина. Беседа о дружбе.

3. Мини-исследование «Бог помочь вам, друзья мои!»

4. Практикум. Выбор дружеских посланий.

5. Творческая работа «В альбом другу»

6. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Итоги занятия.

1. Звучит песня о школьной дружбе.

Здравствуйте, дорогие десятиклассники! Мы рады

приветствовать вас на нашем занятии «Ужели их забуду, друзей души моей.». О чем будет наша беседа? О поэзии, о Лицее, о нас с вами, о дружбе, о школе.

Все мы родом из детства, все мы родом из школы. Школа. Будет ли она вам так же дорога, как сегодня, спустя годы? А вот А. С. Пушкин в одном из своих стихотворений писал: «В начале жизни школу помню я.» Все ли, вспоминая о прекрасной поре своей жизни — детстве, связывают ее со школой? Наверное, нет. А Пушкин так сказать мог.

Как вы думаете, почему?

Главное в школьной жизни, что вспоминается через годы, — это, конечно же, дружеские связи. Отношения людей друг другу — это всегда было важно в разных коллективах в любые эпохи. Не случайно, одна из главных и самых важных заповедей Господа — «Возлюби ближнего, как самого себя». Однако добрые отношения между людьми с глубокой древности вызывали сомнение. Древние римляне создали поговорку «Человек человеку волк». А в начале двадцатого столетия писатель Алексей Ремизов, ужаснувшись равнодушию, с каким относятся друг другу люди, написал: «Человек человеку — бревно».

Но поэзия всегда старалась говорить о лучшем в человеке. Пушкин видел свою заслугу поэта в том, что «чувства добрые лирой пробуждал». Среди высоких и прекрасных чувств, воспеваемых поэтом, есть одно, едва ли не главное — чувство дружбы.

2. Чтение дружеских лицейских посланий А. С. Пушкина к лицеистам: «Товарищам», «Разлука» (прощание с Кюхлей — Вильгельмом Кюхельбекке-ром), «В альбом Пущину», «Дельвигу»

Беседа по вопросам:

— Что вы узнали о товарищах Пушкина по Лииею из этих стихотворений?

— Что можно сказать о самом поэте, читая эти послания?

— Как меняется интонация стихотворения в зависимости от адресата?

Отношения Пушкина к друзьям, запечатленные в его стихах, остаются и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений. В его посланиях приоткрывается для нас душа поэта со всей ее страстностью, юношеской пылкостью, трогательной доверчивостью и широтой. И мы понимаем, что среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен Пушкин, есть один, особый, — талант дружбы.

— Что, по-вашему, может быть символом дружбы?

Символ дружбы — рука. Подать руку, пожать руку,

стиснуть ладонь означает согласие, единомыслие, открытость, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие изображалось на римских

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

монетах. У славян изображения руки охраняло от демонов. Подать кому-нибудь руку — это означает помощь в несчастье, в нужде, в беде. Две руки, протянутые одна к другой из облаков, — символ супружеской верности, нарушить которую ничто не должно. Поэтому изображение ладошек — на ваших столах.

У Пушкина есть строки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем друг другу руки…

На ладошках, которые вы найдете в папке, запишите афоризм, дающий определение дружбы. Подпишите работу.

(Афоризм — краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение: «Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага». Аристотель) — собрать работы.

Стихотворение поэта XYIII века Ю. Нелединского-Мелецкого:

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствии всегда бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

Вы видите, что первые буквы стихов образуют слово «Дружба». Такое стихотворение называется акростихом. (с греч. «краестишие»)

Иногда в таких стихотворениях зашифровывалось имя адресата:

Успех сопутствовал не часто,

Мне редко улыбалось счастье На сложных жизненных дорогах,

И в праздники и в дни недуга Ценю тебя всегда, как друга,

Единственного из немногих.

(Н. Глазков)

Часто акростихом были написаны стихотворения в жанре дружеского послания.

Так что же такое — дружеское послание? Проведем исследование, определим особенности этого лирического жанра.

3. Исследование «Бог помочь вам, друзья мои!» (Каноны лирического жанра дружеского послания)

Работать будем по группам. Откройте папки и прочитайте внимательно задание. Время на исследование — 15 минут.

Задание: перечитайте дружеские послания

А. С. Пушкина и ответьте на вопросы, заполните опорную схему на листке. •

• С какой целью поэт обращается к жанру дружеского послания? Что он в них отображает? Ответы зафиксируйте в разделе ЗЖ — задача жанра. Например, цель оды — воспевание государственно значимых объектов, лиц; цель басни — нази-

дание, поучение; а какова цель дружеского послания?

• Как вы думаете, на какие группы по темам можно распределить дружеские послания? Ответы зафиксируйте в разделе КЖ — картина жизни (темы стихотворений — о чем произведение?) Например, тематический комплекс оды — темы государственные, религиозные, общественно значимые; элегии — темы, связанные с личными переживаниями: любовь, смерть, быстротечность жизни, природа,воспоминание.

• Можно ли отметить строгое построение стихотворений в жанре дружеского послания? Какова их композиция? Ответы зафиксируйте в разделе КОМПОЗИЦИЯ.

• Какова тональность, эмоциональная настроенность, пафосная доминанта дружеских посланий? Какие музыкальные инструменты смогли бы передать ваши ощущения? Какие краски хочется взять в руки для создания картины после прочтения стихотворения? Ответы зафиксируйте в разделе ТОНАЛЬНОСТЬ. Например, эмоциональная настроенность оды — восторг (труба, яркие краски), элегии — печаль (флейта, акварельные тона).

• Что можно сказать о языковом оформлении стихотворений? Какие предложения преобладают? Как называются эти фигуры речи? Какая лексика используется? Высокая или низкая, книжная или просторечная? Например, «воспеть», «вольность», «восторг», «О!» и т. п. — одическая лексика. Используются ли морфологические средства, например, уменьшительно-ласкательные суффиксы?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Какие тропы вы отметили (эпитеты, метафоры, олицетворения)? Ответы зафиксируйте в разделе ЯЗЫК. (В. Маяковский в стихотворении «Дешевая распродажа» задорно и отчаянно предлагал продать свою будущую известность на «одно только слово, ласковое, человечье…»)

Схему заполнили?

Выберите рисунок, который мог бы быть символом жанра дружеского послания, поместите его в центр таблицы.

Обсуждение схем.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Формулировка определения жанра дружеского послания. Дружеское послание — стихотворное произведение, написанное в форме обращения к какому-либо лицу (лицам) — один из самых распространенных в первой трети XIX века жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания со времен Горация. Главный признак любого стихотворного послания — наличие адресата, то есть человека, к которому обращается поэт. Важность этого признака обусловлена тем, что содержание и стиль послания напрямую зависят от общественного положения и характера того лица, кому адресовано стихотворение.

В лицейских посланиях Пушкина ощутима античная стихия (Феб — второе имя Аполлона, Вакх — бог виноделия, музы — покровительницы искусств), слышны вакхические мотивы, появляются эпикурейские мотивы, связанные со стремлением к веселью, радости, наслаждению жизнью.

Дружеское послание — свободный, неканонический жанр.

Этот жанр в 1810-е — 1820-е гг. можно считать своеобразной «лабораторией стиха» для многих поэтов, прежде всего для Пушкина. Он был одним из основных жанров романтической лирики. Но особенно важную роль сыграли дружеские послания в становлении реалистической лирики, свободной от жанровых канонов и стилевых ограничений.

4. Тренировочные задания.

Из двух текстов выбрать стихотворение в жанре дружеского послания. Прочитать его выразительно. Аргументировать свой выбор.

— «Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Зимний вечер»

— Отрывок из стихотворения «19 октября», «Зимнее утро»

— «Бог помочь вам, друзья мои…», «К морю»

— «В Сибирь», «Поэту»

— «К Чаадаеву», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

— «К другу-стихотворцу», «К***»

— Стихотворение «19 октября 1827»

Бог помощь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви.

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

А. С. Пушкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Что вам говорит название этого стихотворения?

— У лицеистов по-разному сложились судьбы. Это отразилось и в стихотворении. Сравните 2 строфы и скажите, в чем их основное различие.

— Ритмический рисунок, виды рифм, рифмовок, строк?

— Повтор строчки в двух катренах, опоясывающая рифмовка мужских и женских рифм — все это напоминает о кольцевой композиции произведения, о круге.

Круг, кольцо — оберег, символ жизни, верности.

В честь окончания Лицея в июне 1817 года директор Егор Энгельгардт надевает каждому лицеисту первого, пушкинского, выпуска чугунное кольцо на палец — символ крепкой дружбы. И они теперь «чугунники»: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».

Разлука с товарищеской семьей была тяжела, хотя ею должна была начаться желанная эпоха жизни, с заманчивой, незнакомой далью. Пушкин пишет стихи на расставание. У многих лицеистов были альбомы, куда записывались пожелания друзей.

Мода на альбомы пришла в Россию в XYIII веке из Франции и очень скоро получила широкое распространение. Были альбомы светских дам, куда поэты вписывали свои стихи и экспромты — строфы, сочиненные на лету, без предварительного обдумывания.

Сложился даже такой жанр — стихи в альбом.

Из «Евгения Онегина»:

Конечно, вы не раз видали Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали С конца, с начала и кругом.

***

Кто любит более тебя Пусть пишет далее меня.

***

Из современных альбомов:

Пишите, милые подруги,

Пишите, милые друзья,

Пишите все, что вы хотите, -Все будет мило для меня.

***

Прошу альбом не пачкать,

Листы не вырывать,

Имя и фамилию Полностью писать.

***

Пусть пошлет тебе аллах Парня в джинсовых штанах!

***

Из цветов люблю я розу,

А из птичек — соловья,

А из девочек — не знаю,

А из мальчиков — тебя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Ваши родные и близкие, друзья, одноклассники, учителя — люди, с которыми привычно и радостно жить. Сколько счастья дарят нам родные и близкие люди!

Давайте им мы посвятим альбом, найдем ласковые, нежные задушевные слова — напишем пожелания своим друзьям.

Оформим лист в альбом. Пожелания могут быть написано прозой или в стихотворной форме.

И погрузимся в прошлые века, зажжем свечи, возьмем в руки перья и в тишине предадимся творчеству.

5. Творческая работа. (20 мин.)

Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

6. Учителя приготовили вам сюрприз — на своих «ладошках» прочтете их послания.

От встреч, улыбок, размышлений В душе пусть вашей навсегда Запечатлится тень волнений,

Душа поймет гармонию стиха.

Наши «ладошки» мы бы хотели получить обратно не пустыми.

Напишите на них о своих впечатлениях от занятия, от нашего общения.

Фото ладошки с надписями

Звучит песня о школе.

Возьмемся за руки, друзья, образуем круг — оберег от зла и ненависти и вспомним задушевные строки поэта:

Стихотворение Б. Ахмадуллиной:

Всего-то, чтоб была свеча, свеча простая, восковая,

И старомодность вековая Так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.

И Пушкин ласково глядит.

И ночь прошла, и гаснут свечи, И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит. Ученики зачитывают работы. Фото девочка свеча ладошка

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское село!

Приложение 1

Стихотворные экспромты «В альбом другу»

Спасибо, друзья, что мне помогали,

В любой ситуации находили слова,

В горе-печали меня не бросали.

Нас не разлучит плохая молва!

Бармашова Валерия

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Спасибо вам, мои друзья!

Спасибо за любовь, за верность!

Вы помогали мне всегда При трудностях неимоверных.

Пискунова Екатерина

Улыбки ваши мне помогают жить.

Клянусь, я дружбой буду дорожить!

И это, верно, подарок судьбы,

Что в дни печали со мною — вы!

Левина Анастасия С любовью другу я письмо пишу.

Желаю в день ненастный наслажденья, Поверь, я очень-очень дорожу Сладостью приятного общенья.

Клопкова Евгения

На руинах небесных созвездий,

На глашатых старушки-судьбы,

В завещанье космической бездны Нарисовано слово: «Дружи!»

Лазарева Анастасия

Вдруг ты уйдешь — не будет света.

Весь мир покроет пустота…

Представь: зовешь — и нет ответа,

Нет, и не будет никогда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, друг, у нас есть в жизни вечность,

Она одна для нас с тобой,

Где звезд холодных бесконечность Мою судьбу сплела с твоей судьбой!

Азарнова Наталия

Желаю другу счастья, во все лицо — улыбку,

Желаю вскоре встретить вторую половинку!

Хочу, чтоб были счастливы, интеллигенты и дружны! Счастья, радости, верной и крепкой любви!

Тарасов Андрей

Литература

1. Воспитание автора и читателя // Лицейское и гимназическое образование. Серия «Педагогические советы». 2007. — №1.

2. Мастер-класс «Основы литературного творчества» // Лицейское и гимназическое образование. Серия «Педагогические советы. — 2008. — №1.

3. Кошелев В.А. Последняя «лицейская годовщина» Пушкина // Литература в школе. — 2010. — №6.

4. Коленчикова Н.В. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» -Литература в школе, №1. — 2007.

5. Воскобойников В.П. Когда Пушкин был маленьким. Уроки литературы. Приложение к журналу //Литература в школе. — 2011. — №6.

Р.И. Султанов

J Ч

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ

истории как средство развития творческих способностей обучающихся

Как создать на уроке учебную деятельность развивающего типа, отвечающую требованиям ФГОС СПО?

Аннотация. В работе представлен опыт преподавателя колледжа по использованию на уроках продуктивных задач по истории России, способствующих развитию творческого мышления обучающихся.

Ключевые слова: продуктивные задачи, развитие исторического мышления, активизация учебной деятельности, дифференцированное обучение, учебная деятельность развивающего типа.

Как показывают международные исследования, российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт .

Все эти недостатки отражаются и на качестве преподавания истории в школе и колледже. Обучение истории пока не на той высоте, которая отвечала бы современным требованиям. Несмотря на то, что в

настоящее время усилилось внимание к изучению истории нашего общества, качество знаний, которые получают обучающиеся, оставляет желать лучшего. Причины этого явления различны. Одной из важнейших причин низкого качества знаний у современной молодежи, по-нашему, является недостаточная работа по развитию творческой деятельности обучающихся на занятиях по истории и обществознанию. Без творческого применения знаний и способов деятельности нет их полного и качественного усвоения (что сегодня особо актуально), следовательно, и достижения необходимого уровня развития мышления .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *