Жрецы Египта

Какую же роль играли жрецы в общественной жизни египтян? Это самые настоящие хранители священных традиций. И именно они играли в то время основную роль в формировании и процветании государства, духовном развитии нации, а также сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы играли очень большую роль в жизни Древнего Египта

В Древнем Египте на определенную группу жрецов были возложены определенные обязанности, включающие не только охранение священных тайн, но и светское администрирование.

Жреческий сан получить было не так-то и легко, для этого необходимо было долго и серьезно учиться. Причем обучение могло начаться с 4-хлетнего возраста и закончиться лишь к 20-ти годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур, что значит «высокий, возвышенный». Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер, что значит «служители храма».

Имущество храма находилось под контролем жреца Мера. Учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами и подготовка всего необходимого для храмовой службы — все это ложилось на его плечи.

Жрец, совершающий религиозный обряд, облачен в леопардовую шкуру. Он несет сосуд, наполненный священной водой из святого храмового озера. Во время ритуалов этой водой окроплялись столы для подношений, чтобы гарантировать чистоту приносимых богам даров. Для очищения воздуха в храме также возжигали курения.

Жрецы Кхер Хеб были храмовыми писцами и хранителями священных книг. Они несли ответственность за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки.

Египтяне почитали Кхер Хеб как хранителей слов силы и их правильного произношения.

Согласно Геродоту, египтяне очень чтили чистоту, причем для них большое значение имела не только чистота души, но и тела. Вероятно, поэтому все служители храма должны были мыться четыре раза в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.

За очищение храма ответственность нес жрец Уаб, что значит «чистоплотный». Любопытно то, что Уаб в период своей работы в храме не мог жениться. Чистота помещений, одежды и своевременная подача в храм воды, а также окропление входящих в храм водой — вот такими были его ежедневные обязанности.

Священником и проповедником был Хем Нетер, что означает «слуга Бога» или «пророк Бога». Проведение храмовых служб и чтение проповедей полностью ложилось на его плечи.

Песнопение сопровождало любую храмовую молитву. Называлось оно Каи. А молитва называлась Кекх, в то время как размышления о духовном — Уаа.

Жрецы очень ценили работу мирских граждан. Так, Хем Анкхиу решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы гражданам. Храмовые службы своим присутствием разбавляли Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров». Охраняли храмы Сау, читая при этом священные тексты.

Знамения и сновидения были очень значимы для египетского общества. А жрец Маа был толкователем оных. Вероятно, поэтому он носил шкуру леопарда, на которой черные пятна служили символами звезд. Наряду с этим были развиты и астрономия с астрологией. Жрецы Мер Уннут были астрономами-наблюдателями. А толковали движения небесных сил жрецы Амии Уннут. Все это необходимо было, прежде всего, для того, чтобы определить наиболее благоприятное время для посева и сбора урожая.

Жрец в маске Анубиса бальзамирует тело. По преданию, этот бог с головой шакала готовил к погребению тело бога Осириса. Он и его жрецы были тесно связаны с мумиями и практикой бальзамирования.

Жрецы Ур Хеку играли особую роль в Древнем Египте, ведь именно они были хранителями Божественной Силы, которую могли передать предметам. А изгнание колдовских сил из домов, местности и восстановление душевных сил человека брал на себя жрец Уаб Сехмет.

Даже лечение египтян не обходилось без жреца. Так, Сену — жрец-врач, прежде чем начать лечение больного, должен был прочитать молитву. Так как от воли Бога зависит исцеление больного, как считали древние египтяне, то выздоровевший обязательно должен был воздать хвалу Богу и принести в храм подношения.

Поделиться ссылкой

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.

Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.

О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:

— служение богам было их основным занятием, «профессией». Чтобы стать жрецом, молодой человек должен был долго учиться. Эта учеба начиналась в раннем детстве и заканчивалась не раньше 20-ти лет;

— жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;

— за свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;

— жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.

Чем занимались жрецы Древнего Египта?

Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, охрана храма, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению и т.д.

Все египетские жрецы имели свою «специализацию». Жрец, отвечающий за богослужение, пел молитвы и проповедовал верующим. Жрец, ответственный за священные папирусы, переписывал их и следил за состоянием библиотеки. Были жрецы, наводившие чистоту в храме, жрецы-архитекторы (строители пирамид) и другие жреческие квалификации.

В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.

Египтяне верили, что в жрецах живет «Божественная сила», и что она может оказывать воздействие на людей, их дела, здоровье, потомство. В системе древнеегипетского мировоззрения большое место уделялось связи мертвых и живых. А проводниками из одного мира в другой становились жрецы. Именно жрецы занимались мумифицированием покойных и их погребением. Правильная подготовка обеспечивала достойное продолжение жизни после смерти, поэтому этим могли заниматься только просвещенные.

Жрецы – администраторы, ученые, врачи

Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.

Жрецы были хорошо образованы и наблюдательны. Это позволяло им постигать природу, делать выводы, изобретать. Мумификация тел способствовала тому, что жрецы изучали строение человеческого организма, хорошо знали анатомию. Они же лечили людей, пользуясь знаниями о теле человека, болезнях, свойствах веществ. Это не мешало им использовать в лечении свои «мистические способности», призывать на помощь богов, изгонять злобных духов.

В поздние периоды развития Древнего Египта жрецы стали заниматься астрологией. Наблюдая за небесными телами, они приписывали им сверхъестественные свойства. Но попутно получали астрономические знания, сохраняли их в своих текстах и передавали последующим поколениям. Таким образом, собиралась ценнейшая информация, используя которую, жрецы могли рассчитать время разлива Нила и распланировать сельскохозяйственные работы.

Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.

Молодой Сети I в образе жреца Маа

речество Древнего Египта. Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Существуют разные мнения по поводу роли жрецов в жизни Древнего Египта. Так, одни считают, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. По версии других — жрецы — хранители священных традиций — сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Жречество Египта играло важную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма — религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса — эпохи Рамсеса II, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур — «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа — «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе — Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер — «служители храма».

Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб — они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб — что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Жрец Имхотеп, строитель пирамиды Джосера

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер — «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного «Мекх Нетер».

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх — «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа — «советоваться с сердцем».

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты — таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа — «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа — Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В Древнем Египте была популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но «астрология» того времени была не «прорицательская», а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н. э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут — ‘распорядители часов’. А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут — ‘толкователи часов’. Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. При составлении прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Нес-Амун, дочь Рамсеса Великого, в образе жрицы

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы — Ур-т Хекау) — «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам — «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась — Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, — и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену — жрец-врач — не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление — это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н. э.

Ученые считают, что большая часть фараонов была под гнетом жрецов и их культов. Божественная сила должна была кем-то управлятся. И жрецы, как умелые кукловоды, управляя мнением народа и фараона, плели свои интриги. Примером этого ситуация с фараоном Эйе.

Пьер Пиоб – по его уверениям – воспроизводил чудеса древнеегипетских жрецов.

«Зал театра, где производились опыты, был декорирован под египетский храм. Учёный и его лаборанты облачились в одежды жрецов. Пиоб рассказал, что слово «химия» произошло от египетского слова «хеми», что означает «чёрная земля», — так называли Египет. Там жрецы производили реакции с окисями и солями железа, меди, свинца, получали золотоподобные сплавы и поддельные имитации серебра и драгоценных камней. Название «хлористый аммоний» (нашатырь) дано по имени оазиса Амона, где он впервые был обнаружен. Слова «фармакопея», «натр», «стрибиум» (сурьма), «мумия» — египетского происхождения. Так, «мум» — название смолы, которой заполняли места внутренностей, вынутых из трупа. После лекции Пиоб показал «чудеса» жрецов, о которых так много написано в книгах шарлатанов. Они утверждали, что будто бы в день новолуния жители Нильской дельты приносили в жертву богу Амону девушек. Их разрезали заживо, но жертвы не издавали при этом ни малейшего звука. Пиоб произвёл такой опыт с овцой и добился того же эффекта. На глазах у всех овцу заживо разрезали на куски, но она не подала при этом никаких признаков страдания.

В чём же дело? Оказывается, перед началом операции овце дали сахар, пропитанный ядом кураре (изоциановой кислотой), который вызывает паралич нервов. Зная свойства этого яда, жрецы с успехом могли устраивать «безболезненные» убийства. Жертва, обреченная на смерть во славу бога Амона, без крика и стона с блаженной улыбкой принимала смерть.

Около Асуана в Египте имеются залежи извести и множество сернистых ключей. Соединение извести и серы даёт так называемый многосернистый кальций. Если им пропитать какой-либо предмет и выставить его на солнце, этот предмет воспримет солнечные лучи и потом в темноте в течение нескольких часов будет светиться. На таких явлениях люминесценции — свечения — были основаны многие чудеса жрецов. Этим объясняется, что в дни праздничных богослужений на светящейся стене храма появлялась огромная тень бога. Пиоб показал и это чудо. На стене начали мелькать разноцветные огоньки. Вдруг на уровне пола вспыхнул синий огонь. Густой белый дым заволок театральный зал, потом воцарилась тьма, но скоро стена стала излучать зеленоватый мерцающий свет и на ней отчётливо выделялась черная человеческая тень. Это и была «великая тень» бога.

Происхождение этого «чуда» объясняется просто. Стена была покрыта смесью сернистой сурьмы, азотнокислых солей и особым составом, изготовленным Пиобом. Под действием этого состава сернистая сурьма вспыхивала красноватым цветом, азотнокислый барий давал зелёные вспышки. Синеватый огонь и дым возникали оттого, что около стены предварительно был рассыпан самовоспламеняющийся порошок. Зажигался бенгальский огонь, и при его свете стена, покрытая смесью, начинала светиться. Участок, не покрытый смесью, оставался тёмным — это и была тень бога.

Другим «чудом» был «хоровод духов». Этот фокус основан на знании свойства бактерий, которыми кишела всегда сыроватая долина Нила. В пространстве, лишенном воздуха, эти бактерии невидимы, но как только попадают в среду, насыщенную кислородом, они начинают светиться. Загримированные египтянки-танцовщицы плавно кружились в хороводе. Туники их были покрыты раствором, насыщенным светящимися бактериями, и одежда их загадочно мерцала. Но когда в танце они подходили к определённому месту эстрады, свечение одежды прекращалось и танцовщиц поглощала тьма, они исчезали без следа. В том месте, где танцовщицы становились невидимыми, из особого сосуда, помещенного под эстрадой, выделялся углекислый газ, который и убивал бактерии.

Пиоб рассказал и о других чудесах, происходивших в древнеегипетских храмах. Там изображения богов кивали головами, поднимали руки и открывали глаза. Перед молящимися пели искусственные птицы и шипели медные змеи. Это достигалось механизмами, которые заставляли изображения священных птиц и змей, стоящие в алтарях, двигаться, свистеть и шипеть. Перед входами в храмы иногда стояли автоматы, из которых на руки опускающих монету лилась священная вода. Такие автоматы, относящиеся к началу III века до нашей эры, были найдены на острове Фери. В храмах сооружались алтари с автоматами, снабжавшими верующих опьяняющими напитками. Греческий механик Герон Александрийский, живший во II веке нашей эры, знал хитроумное устройство алтарей. Он рассказал об этом в своих записках.

Перед началом жертвоприношения жрецы собирались вокруг алтаря и разводили огонь, после чего вскоре из пустого кувшина на алтаре начинало литься вино. Пьедестал алтаря представлял собой очаг, в котором находилась пустая чаша, а под ней скрывался сосуд с вином. Из сосуда вела тонкая трубка, заканчивающаяся в кувшине. Кувшин был пуст, как и чаща. Когда воздух в алтаре нагревался и расширялся, он вытеснял вино, которое по трубке поднималось вверх. Чем сильнее был огонь, тем более сильная струя вина лилась из кувшина. Герон вспоминает, что сам изготовил для жрецов аппараты, с помощью которых статуи богов проливали слезы. В числе других Героном был записан и следующий фокус: во время богослужения храмовые двери открывались сами в тот момент, когда в алтаре разгорался огонь. Жрецы объясняли это вмешательством богов. Но причина была совсем иная. Под алтарем находилась воздушная камера, от которой через пол по направлению к сферическому сосуду, содержащему воду, шла труба. Когда нагретый жертвенным огнём воздух расширялся внутри камеры и начинал с силой давить на поверхность воды в сферическом сосуде, вода переливалась из сосуда в ведро, подвешенное к системе блоков; наполнившееся ведро и открывало двери.

Жрецы умели пользоваться проекцией изображений. Наиболее известным было чудесное видение в храмах Александрии. Оно сначала появлялось в виде небольшого светлого пятна на стене близ алтаря. Затем постепенно это пятно увеличивалось, делалось более ярким и вскоре преображалось в лик божества. Это видение искусно воспроизводилось посредством ярко освещённого живописного или скульптурного изображения, поставленного перед вогнутым зеркалом. Спрятанное близ алтаря изображение проецировалось на стену храма как бы волшебным фонарём.

Ещё более потрясало зрителей видение, при котором изображение богов проецировалось на облаке дыма. Колеблющаяся пелена дыма была тем подвижным экраном, который создавал иллюзию живого трепета лица и фигур, Люди принимали эти видения за настоящих духов, вызванных заклинаниями жрецов. Для подобных проекций употреблялись не только живописные изображения и зеркала, но и живые лица. В качестве богов выступали соответствующим образом одетые люди».

Шахнович М.И., Тайны Прометея, Л., «Детская литература», 1988 г., с. 102-104.

Рацион питания жрецов Древнего Египта, составлявших высший слой общества, был крайне нездоровым и напоминал еду из современных «Макдональдсов». Подобная диета вызывала у жрецов сердечно-сосудистые заболевания.

К такому выводу пришли британские ученые из Манчестерского университета на основании анализа мумий жрецов и надписей из древнеегипетских храмов. В них перечислялись продукты, которые обычно приносились в жертву богам, а потом съедались служителями культа и членами их семей, сообщает ИТАР-ТАСС.

Ученые исследовали 22 мумии, которые, судя по надписям на саркофагах, принадлежали жрецам. У 16 из них ученым удалось найти следы кровеносных сосудов и исследовать их. У девяти мумий сосуды оказались забиты отложениями кальция, что является признаком атеросклероза, возникающего вследствие нарушения жирового обмена. Это говорит о том, что покойные ели пищу с высоким содержанием насыщенных жиров.

Как поясняет профессор Дэвид Саид, согласно древнеегипетским обрядам, статуям богов трижды в день приносились дары в виде продуктов питания. После окончания церемоний жрецы уносили продукты домой, где съедали их за семейным столом.

Судя по надписям, богам приносилась в жертву высококалорийная пища, которая особенно ценилась. В «рационе» египетских богов и их служителей было много жирного мяса, в частности гусятины, хлеб, испеченный с добавлением животного жира, яиц, масла, а также сладости, приготовленные в масле и с добавлением жиров. Кроме того, богам обильно жертвовались алкогольные напитки, так что выпивали египетские жрецы явно больше безопасной нормы, рекомендуемой современной наукой. Кроме того, пища была соленой, так как соль использовалась для консервации продуктов.

Учитывая нездоровую диету, ученые считают неудивительным, что представители древнеегипетской элиты, несмотря на свое богатство, жили недолго — 40-50 лет. При этом бедные крестьяне в Древнем Египте, по современным представлениям, питались здоровее — их рацион был в основном вегетарианским, на основе злаков, овощей, фруктов и зелени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *