Психика и организм

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

1. Психика и организм – две взаимозависимые субстанции. Они не могут функционировать самостоятельно. С одной стороны, каждая из них определяет особенности другой, с другой стороны они не являются независимыми от внешних сил, поэтому сами подвержены влияниям.

Существование человеческого организма возможно только при выполнении довольно строгих условий: температурного режима, кислотно-щелочного баланса, светового режима (при прочих равных условиях при длительной темноте у человека возникают депрессивные угнетенные состояния, повышается раздражимость и т.п.), давления, кислородного режима и т.д.

Психика и организм неотделимы от природной среды. Это подтверждается постоянным влиянием внешних ритмов, которые отражаются на скорости течения обмена веществ, психических реакциях, восприятии, ощущениях.

В сохранении равновесия между динамикой внутренней и внешней среды организма человека (гомеостаз) участвуют регуляторные системы:

иммунная;

эндокринная;

нервная;

психическая.

Каждая из них реагирует на изменения внешней среды (Физическая нагрузка на организм, изменения температуры окружающей среды приводят к активизации всех систем) и внутренней (стресс).

Кроме того, нормальное функционирование психики обусловлено особенностями человеческого организма: полом, возрастом, строением тела. Исследования о зависимости психики от биологически факторов называется биогенетикой.

Среди работ биогенетического направления выделяют работу Эрнста Кречмера (1888-1964) «Строение тела и характер» (1921). В результате наблюдений за пациентами немецкий психолог установил, что в зависимости от типа телосложения можно диагностировать психические заболевания и черты характера.

Кречмер выделил три типа конституции человека: астеники, атлеты и пикники, которые встречаются в чистом виде и в различных комбинациях.

Астенический тип – худые люди с узким скелетом, тонкими и длинными костями, бледной кожей и плоской грудной клеткой. Слабо развитая мускулатура, внутренние органы и практически отсутствует жировая прослойка. Астеники подвержены шизофрении.

Пикнический тип – средний рост, широкие поперечные параметры тела, большая жировая прослойка, массивный живот, мягкие черты лица и слабо развитый опорно-двигательный аппарат. Пикники страдают маниакально-депрессивными психозами.

Атлетический тип – упругая кожа, развитые скелет и мускулатура, уверенная осанка. Атлеты не проявляют особых склонностей к психическим заболеваниям.

Закономерности темперамента от конституции на здоровых людях исследовал американский психолог Уильям Шелдон (1927). Он выделил три абсолютно непохожих соматотипа, которые связал с особенностями характера.

Эндоморфный тип – круглая голова, крупные внутренние органы, сферическая форма тела, мягкие ткани, отложения жира, тонкие руки и ноги, неразвитые мышцы. Этому типу соответствует висцеротонический темперамент (лат. viscera – внутренности), что означает функционирование органов пищеварения.

Мезоморфный тип – широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, мощная голова, минимальное количество подкожного жира. Этому типу соответствует соматотонический темперамент (греч. soma – тело).

Эктоморфный тип – худой человек с вытянутым лицом, у него тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура, развитая нервная система. Этому типу соответствует

церебротонический темперамент (лат. cerebrum – мозг).

Существует и обратная зависимость. Человек является не только биологическим, но и социальным существом, окончательное формирование которого происходит в обществе, что было отмечено еще в античности. Авиценна указывал на зависимость развития психики от возраста и окружения человека, а также на то, что заболевания тела сопровождают длительные негативные психические реакции (эксперимент с баранами и волком). (Развитие этих идей в психоэкологии).

2. Нервная система – центр деятельности организма, который осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей и вырабатывает адекватную реакцию.

Нервная система человека и позвоночных животных имеет похожее строение. Главным координирующим центром нервной системы является головной мозг. Не существует зависимости между массой головного мозга и уровнем психического развития. Скорее всего, уровень развития психики зависит от сложности устройства данной системы.

Нервная система состоит из четырех отделов, которые выделяются по следующим признакам:

1. Топографический признак:

ЦНС включает головной и спинной мозг. Спинной мозг, защищенный позвоночным столбом, проводит импульсы между головным мозгом и периферическим отделом.

ПНС подразделяется на соматическую и вегетативную системы и обеспечивает связь с остальными органами тела.

2. Функциональный признак:

Соматическая НС осуществляет контроль за произвольными движениями мышц тела.

Вегетативная (автономная) НС контролирует непроизвольные функции организма при помощи двух отделов: симпатической нервной системы (активизатор систем организма) и парасимпатической (релаксант – расслабляет эти системы). Преобладающая активность одной из систем позволяет предположить поведение человека в напряженной ситуации. Активность парасимпатической системы приводит к увеличенным выбросам ацетилхолина, который в сложной ситуации предохраняет организм от перегрузки путем его расслабления. Происходит расширение сосудов кожи, уменьшение глубины дыхания, сердечных сокращений, внешне человек краснее, потеет, теряется. Преобладающее действие симпатической нервной системы выражается во внешней бледности и выдержке: адреналин, поступая в кровь, мобилизует силы организма, при этом учащается дыхание, что позволяет насытить организм кислородом и тем самым подготовиться к активности.

Нервная система образована нейронами (нейроцитами), все они взаимосвязаны между собой. (30 млрд нейронов).

Нейрон – клетка, которая состоит из тела, дендритов и аксона.

Нейроны бывают следующих видов:

рецепторные (чувствительные или афферентные). Они воспринимают раздражение из внутренней или внешней среды;

моторные (эфферентные). Они посылают сигнал на органы;

ассоциативные (интернейроны). Они являются промежуточным звеном между другими нейронами.

Основу деятельности нервной системы составляет рефлекс. Схема рефлекторного акта представляет цепь:

Рецепторы (принимающие сигнал) – Центральное звено (НС) – Эфферентное звено (передающий сигнал органу) – Эффектор (орган, осуществляющий обратную связь).

Рефлекторная активность НС протекает на трех уровнях: относительный покой, возбуждение, торможение.

Состояние относительного функционального покоя выражается в отсутствии проявлений активности, кроме тех физиологических процессов, которые обеспечивают жизнедеятельность и готовность к реагированию.

Возбуждение характеризуется наличием раздражителя и, вследствие этого, повышенной активностью. В процессе возбуждения в НС образуются связи. Факторы, активизирующие НС, по своему происхождению могут быть внешними, внутренними, химическими, механическими, температурными и др.

Торможение – это процесс, обратный возбуждению. Он предохраняет психику от перенапряжения и характеризуется угасанием связей в НС. Чрезмерное перевозбуждение может вызвать защиту особого рода – запредельное торможение.

Очаги возбуждения и торможения, возникая в коре головного мозга, находятся в определенной динамике, которая подчиняется законам иррадиации (распространение охвата зоны мозга возбуждением или торможением), индукции (процесс в одном участке коры головного мозга вызывает обратную реакцию на соседних участках), концентрации (возникновение доминанты, по А.А. Ухтомскому, связано с временным подчинением главному очагу других нервных центров и достижением максимальной возбудимости за счет суммирования энергии).

Протекание процессов возбуждения и торможения зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, точнее, от индивидуальных свойств нервной системы. Впервые свойства НС были описаны И.П. Павловым как сила, подвижность, уравновешенность.

Сила НС характеризует работоспособность, выносливость, сопротивляемость раздражителям нервных клеток. Слабость НС дает такое преимущество, как чувствительность.

Подвижность проявляется в скорости реакции, сменяемости процессов.

Уравновешенность показывает соотношение силы возбуждения и торможения.

Соотношение различных свойств НС дает основание для типологии высшей нервной деятельности. Количественные сочетания характеристик приводят к большому числу различных типов и, соответственно, типологий.

3. Мозг и психика.

ЦНС состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.

Головной мозг – это главный регулятор физиологических функций организма и место локализации сознания. Функция головного мозга – управлять информацией, поступившей от периферических отделов. Головной мозг структурно состоит из переднего, среднего и заднего мозга.

Затылочная часть мозга: центры управления дыханием, работой сердца, желудка, кишечного тракта, слюноотделение, мышцы лица.

Средний мозг: контроль за органами зрения, слуха.

Передний мозг: два полушария и кора больших полушарий; подкорка и белое вещество, которые реализуют высшие психические функции (мышление и сознание).

Кора головного мозга – это серое вещество, состоящее из семи слоев нервных клеток. В коре выделяются

лобные доли (речевой центр, основные психические функции – воля, мотивы, системы смыслов);

височные (центры слуха, вкуса, понимания речи, обоняния);

теменные поля – центры чувствительности (боль, тепло, холод, тактильные ощущения).

Затылочные поля – анализ зрительной информации.

Повреждение какой-либо зоны приводит к блокаде сенсорных сигналов от соответствующих органов чувств.

Передний мозг представляет собой два похожих полушария. Исследования показали достаточность каждого полушария для первичной ориентации во внешнем мире. Для эффективной работы мозга необходима деятельность обоих полушарий, поскольку каждое имеет свою специализацию:

левое полушарие отвечает за письмо, счет, чтение;

правое полушарие помогает в ориентации в пространстве, эмоциях и образах.

Спецификация функций параллельных отделов наз. асимметрией.

Активное задействование одного из полушарий влияет на развитие психических особенностей правшей и левшей.

Развитое правое полушарие определяет психотип человека – правополушарный. И.П. Павлов назвал этот тип художественным типом ВНД. Правополушарники склонны к занятиям в области искусства. Восприятие мира такими людьми эмоционально и целостно. Они склонны к сомнениям, этическим переживаниям. Познание мира интуитивно. Трудное подчинение дисциплине, правилам, нормам поведения.

Левополушарники – это мыслительный тип людей. Они логичны, способны разрабатывать научные теории, достигают успехов в конструировании, управлении, юриспруденции, политике. Мышление – абстрактно-логическое; склонны к выполнению предписаний.

Т. Ярквилекто, исследовавший межполушарную асимметрию, установил, что у неграмотных людей, занятых рутинной работой, не развивается межполушарная асимметрия. Более чем у половины новорожденных не выявляется предрасположенность к лево- или правополушарному развитию. У большинства людей смешанный тип ВНД: в зависимости от ситуации любое полушарие может проявить себя как ведущее.

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Хронологический порядок

Текущее время

Чтение карт, схем

Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание конкретных событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, чувствительность к смыслу

Восприятие эмоционального состояния

Оптимизм

Пессимизм

Детальное восприятие

Целостное восприятие

4. Основные функции психики.

Психика – это форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Ключевым в определении является понятие отражения, которое присуще всей живой материи и заключается в способности реагировать на внешние воздействия. Психика человека представляет собой качественно иной уровень отражения, в отличие от биологических форм, ее возникновение – это ответ на усложняющиеся условия реагирования.

Функции психики:

1. Основная функция психики – поиск и выбор способов действий, адекватных складывающимся условиям, результатом которых является удовлетворение собственных потребностей (в развитии, выживании).

С одной стороны, особенностью психики является ее субъективный характер (психические явления), опосредованность прошлым опытом, индивидуальностью: «один мир все видят по-разному».

С другой стороны, психика имеет объективный характер, т.к. она отражает адекватную реальность.

Кроме того, психика обладает предвосхищающим характером. Она способна предвидеть, предусмотреть последствия не только собственных результатов деятельности, но и тех процессов, которые имеют по отношению к ней объективный характер (временно-пространственное опережение).

2. Следующая функция – регуляция поведения и деятельности. Эта функция реализует возможность преобразовывать мир в процессе целенаправленной деятельности. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована И.М. Сеченовым, который отмечал, что ощущение и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми происходит регулирование движений.

Возможность осуществления психикой функций происходит благодаря психическим процессам:

Когнитивные процессы – ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, — обеспечивают отражение и преобразование информации.

Процессы мотивации регулируют деятельность человека, побуждая и направляя ее. Процессы мотивации запускаются при актуализации потребности (пища, сон, признание и т.п.); затем происходит поиск предмета (актуализация мотива), а на основе мотива происходит целеполагание и принятие решений.

Эмоциональные процессы позволяют человеку давать субъективную оценку окружающему миру, себе и результатам деятельности.

Целостность психической жизни дает единство психических процессов, состояний и свойств, которые объединяются в индивиде, образуя понятие «личность».

Психические состояния демонстрируют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Функциональные состояния характеризуются как оптимальные – неоптимальные; острые – хронические; комфортные – дискомфортные (психологический стресс, утомление, монотония, экстремальные состояния)

Психические свойства – наиболее устойчивые психические явления, которые определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром. Темперамент, характер, способности – основные группы психических свойств. Психические свойства меняются в течение жизни под воздействием опыта, биологических факторов, среды.

5. Развитие психики в филогенезе.

Филогенез – это процесс возникновения и развития психики а также форм сознания в ходе эволюции.

«Процесс развития психики от простейших до сознания человека».

С позиции деятельностного подхода психика возникает как условие для решения новых задач. Исходя из этого, получается, что психика возникла до появления в ходе эволюции нервной системы и мозга, и, следовательно, человека.

Тип реагирования (раздражимость или чувствительность) является показателем наличия психики.

Раздражимость – это способность организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия. Раздражимость характерна для всей живой материи, поскольку нацелена на обеспечение биотических потребностей и протекает в виде тропизмов (приспособление растений к засушливому климату: наличие небольшого количества пор на листьях для большего удержания влаги).

Чувствительность – это способность организма на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Живой организм, воспринимая не одну, а несколько характеристик внешнего мира, способен более тонко реагировать и эффективно функционировать в окружающей среде. Субъективной чертой психики А.Н. Леонтьев выделяет ощущение, а С.Л. Рубинштейн – эмоцию.

В развитии психики по мере ее усложнения выделяют следующие этапы:

элементарная сенсорная психика;

перцептивная стадия;

интеллект.

Элементарная сенсорная психика характеризуется реакцией животного на отдельные абиотические свойства объектов (свет для инфузорий, в естественных условиях безразличных к нему, подкрепленный к течение определенного времени более теплой водой (биотическое свойство), в дальнейшем без теплового сопровождения будет привлекать к себе инфузорий). Способность в обучении такой реакции минимальна и в основном выражается в привыкании.

К.Э. Фабри подразделяет данный уровень на низший и высший подуровни. Усложнение поведения и поисковой активности обусловливает переход на высший подуровень, который характеризуется наличием дифференциальной нервной системы (сетчатая, кольцевая, радиальная). Типичные представители – насекомые, рыбы. Для них каждый О обладает одним свойством, наличие второго сбивает выработанную ориентацию и заставляет переучиваться на второе свойство (при этом первое вытесняется). Исследования на рыбах показали, что рыбы, найдя опытным путем, отверстие в стеклянной перегородке аквариума, приучались есть корм в другой части аквариума, преодолевая преграду через это отверстие. Если убрать перегородку или сделать метку над отверстием, то рыбки или продолжат, не взирая на отсутствие препятствия, совершать путь через мнимое отверстие, или растеряются: «метка – пища» — это новая связь, которая противоречит предыдущей «отверстие – пища».

Перцептивной — называется психика, способная реагировать не на отдельные свойства объектов, а на целостные предметы. Данная стадия отличается развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. Большинство позвоночных животных обладает именно перцептивной психикой. Инстинктивные действия, проявляющиеся у животных, демонстрируют наличие генетической памяти. Инстинкты могут быть как врожденными, так и приобретенными вследствие научения (собака кидается за палкой, которую бросили).

Интеллектуальная стадия развития психики наблюдается у высокоорганизованных животных (человекообразные обезьяны, дельфины): активное использование «орудий»; явления инсайта (мгновенное решение задачи); закрепление удачного варианта решения после первого раза; перенос способа решения на схожие задачи; способность использовать при решении одной задачи две усвоенные операции. Тем не менее интеллектуальное поведение животных действует в пределах наглядной ситуации.

Животное ограничено в передаче усвоенной информации – новым поколениям оно может передавать только то, что закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Человечеством же выработан достаточный репертуар способов передачи знаний. Память животного ограничена, человек может хранить информацию при помощи знаковой записи. Животное не склонно к творчеству, духовному самовыражению, к эстетическим потребностям. Разделение труда тоже свойственно только человеку.

6. Психика, поведение, деятельность.

Свойством живой материи и условием существования живых существ является активность. Разнообразие видов активности зависит от уровня развития живого существа.

Активность человека включает несколько уровней:

1) рефлекторный (чихание);

2) инстинктивный (мать кормит ребенка в первую очередь);

3) целенаправленная активность (деятельность).

Петровский и Ярошевский выделяют внутреннюю и внешнюю организацию активности.

Внутренняя организация активности включает:

1) мотивационную основу (потребности и мотивы). В мотивах идеально представлен субъект. Мотивы – это достояние самого субъекта, они могут быть представлены уникальными переживаниями.

2) целевую (процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение определенных целей: промежуточных и конечных). Результат, предвосхищенной цели, должен существовать объективно. Цели всегда сознаваемы.

3) инструментальную (включает инструменты реализации деятельности, в том числе органы человеческого тела; компьютер, ручку, топор, нож и пр.).

Для построения деятельности человек должен уметь мысленно выстраивать цели от конечных до первоочередных. Реализация деятельности предполагает обратный ход – от первоочередных, через промежуточные, к конечным.

Внешняя составляющая деятельности представляет собой внешне наблюдаемое поведение человека: использование инструментов, применение знаний, умений, навыков.

В структуре деятельности выделяют результат деятельности как соответствующий или не соответствующий изначальной цели.

К основным видам деятельности относится общение, игра, учение, труд.

В основе деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) заложен принцип единства сознания и деятельности. Деятельность не может осуществляться вне контроля сознания, сознание же формируется и развивается в процессе деятельности и познается лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность.

Деятельность представляет собой целостный смысловой акт. Расшифровать поведение как деятельность значит выделить в поведении то, что соответствует интересам действующего лица.

Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности – целостный мотивированный акт поведения. Деятельность, совершаемая человеком становится объектом переживания других людей, получает оценку (этическую, эстетическую и пр.).

Деятельность может быть подразделена на действия и операции.

Действие – целевой акт поведения, происходящий в поле значений S. Результат действия – это познание или преобразование жизненной ситуации (предметно-преобразовательные или предметно-познавательные акты). О действия является вещь как носитель значений.

Любое действие можно разложить на операции (есть и у бихевиористов).

Операция – это способ осуществления действия. Одно действие может быть достигнуто разными операциями в зависимости от условий.

«Психическое тело и вертикальное Я человека». Интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 3

В ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (Москва) с 2015 года осуществляется научно-социальный проект «Российская психологическая наука: люди и идеи». В рамках этого проекта самые авторитетные, самые «ключевые» персоны отечественной психологической науки рассказывают о себе и своём научном пути в текстовых и видеоинтервью. Знание о важнейших для психологии фнудаментальных поисках и размышлениях о науке поступает, таким образом, к читателю/слушателю в наиболее аутентичном виде – из первых рук, без посредников и интерпретаторов.

Вниманию читателей «Психологической газеты» авторы проекта предлагают интервью «Психология, творчество, человек» с доктором психологических наук, членом Союза художников Российской Федерации, главным научным сотрудником Психологического института Александром Александровичем Мелик-Пашаевым. Психологическая наука, творчество, феномен человека – вот темы этого разговора. А. А. Мелик-Пашаев рассказывает о своей концепции эстетического отношения человека к миру, о своём понимании одаренности, о феномене ключевых переживаний, о идее психического тела и вертикального Я человека, об артпрофилактике, гуманизме и задачах психологии как науки.

Читать предыдущие части интервью с А.А. Мелик-Пашаевым: часть 1 «Эстетическое отношение человека к миру как основа художественной одаренности», часть 2 «Одаренность – норма. Отсутствие ее – это как раз ненормальность».

Психическое тело и вертикальное Я человека

– В 2013 году в журнале «Культурно-историческая психология» выходит Ваша статья «Психика и «психическое тело» человека», в которой Вы обосновываете понимание индивидуальной психики как «психического тела» человека. Могли бы Вы рассказать об этом?

– Психическое тело – это такая психологическая авантюра, это громада такая, что если бы мне было, скажем, лет хотя бы 40, то, может быть, я бы как-то попытался это расширить. Когда я с этим соприкоснулся, то увидел, что здесь и к медицине надо обращаться, и к богословию, и ко многому другому, через что надо провести идею психического тела. Так что это неподъемно и необъятно. Я могу только зафиксировать основные координаты, и если кому-то понравится – он пойдет дальше.

– Александр Александрович, чтобы сразу прояснить один момент: Вы различаете психику и психическое тело?

– Я как раз хотел бы не различать этого. Попробую сказать как можно проще. То, что мы называем психикой, находится в непонятном соотношении с человеческим Я, с личностью (не буду сейчас различать их). Есть ощущения, восприятие, мышление, эмоциональная сфера, мотивация и т.д. А где человеческое Я? Оно из всего этого в совокупности каким-то образом получается? Или же это явления принципиально разного порядка? Я как раз и дерзнул сказать, что психика – это и есть психическое тело человека как Я, как личности.

Как я живу в своем физическом теле с его анатомией и физиологией, так же я живу и в своем психическом теле с присущими ему психологическими процессами. Моё тело, руки, ноги, организм – все это в данное время неотделимо от моего Я, но не тождественно ему. Так же и мое психическое тело.

Каждый может провести на себе не такой уж сложный и не особенно мистический эксперимент: представить себя вне своего физического тела. Я могу представить: вот мое тело, а вот Я – нечто другое, в другом пространстве. Собственно, когда мы мыслим о будущем, о прошлом, что-то воображаем, сами того не замечая, мы же отделяем себя от пребывания физического тела в трехмерном пространстве – вот за этим столом, за которым мы сидим в данный момент. И другого человека с его телом не отождествляем. А с психикой сложнее. Понять, что мои мысли, восприятие, все мои психические функции, что все это тоже не есть Я; представить себя как чистое Я вне всего этого – гораздо труднее, это уже какая-то духовная практика, которая, видимо, дается с большим трудом.

У меня эти размышления о психическом теле начались не с психического, а как раз с физического тела. Мы с мамой моей долго жили вдвоём. Она была такой Шахерезадой, рассказчицей замечательной, но, когда старость стала брать своё, она почти перестала разговаривать. Она все понимала, но говорила какие-то отдельные фразы, голос потускнел у нее, а был очень звонкий. Мы с ней предпоследнее ее лето жили на даче. Переехали, устали, поужинали, легли спать. Все последние месяцы до этого она — я сказал уже – почти не разговаривала или обходилась короткими необходимыми фразами, бытовыми. Вдруг среди ночи я слышу из ее комнаты звонкий молодой голос, развёрнутые фразы, которыми она что-то рассказывает кому-то о театральной жизни Москвы: что стоит посмотреть, что не стоит, почему именно… В первый момент я испугался, подумал, что какая-то помощь нужна. А потом решил не вмешиваться. Минуты две-три она ворковала с кем-то, потом заснула, а наутро опять тусклая речь по минимуму. На следующую ночь я уже был наготове. Опять она рассказывает, и уже о том, чего вообще-то и знать не должна. Театральная жизнь — это всё-таки её прошлое, а тут она начала говорить о состоянии образования в России, что-то толковое. Был и третий раз…

Для меня с отчетливостью стало ясно то, о чем я, в общем-то, и так думал. Обветшание тела мы принимаем за исчезновение души и ума человека. А на самом деле всё продолжает существовать: мысль, человеческое Я, его энергия. Но пришедшие в негодность физические «проводники» не дают возможности человеческому Я проявлять себя в жизни, так, как оно проявляло себя, когда «проводники» были послушны ему. А в те моменты, когда по каким-то причинам ветхость проводников не играет решающей роли, оказывается, всё есть: человек есть, душа есть, ум есть. Просто он какой-то пеленой от нас скрыт.

Можно очень примитивный пример привести. Скажем, если испортить провод телефонный (или, чтобы быть современным, айфон какой-нибудь), то мы не слышим голоса или слышим невнятную речь, но это не значит, что человек умер, это значит, что провода испортились и обветшали.

Вот тогда я и осознал, что человеческое тело и человеческое Я – это разные вещи. То есть теоретически я это и раньше знал, но тут было иного рода знание! Хотя они в течение жизни органически соединены, но в какой-то момент расходятся, потом и разъединяются. Тогда я стал думать, что собственно то же самое, вероятно, и с психикой происходит, потому что есть примеры того, как у человека, казавшегося совершенно лишившимся разума, в какие-то моменты просветляется сознание: он говорит здравые вещи. Это связано и с физическим телом, конечно. В психиатрии это известно. А потом опять накатывает сумасшествие. Видимо, какие-то повреждения психического тела происходят, которые не дают пробиться более высокой инстанции, потому что Я выше, чем психика. Даже не выше, это не точно. Я бы сказал, что есть горизонтальные слои, в которых пребывает физическое тело, психическое тело – они изоморфны; наверное, между ними есть какие-то промежуточные, связующие слои (Виктор Иванович Слободчиков где-то говорит про «оплотнение психического»). Их нельзя разделить так, как, например, шубу снял, потом пиджак. Сквозь эти горизонтальные слои проходит вертикальное измерение, измерение человеческого Я, от божественных высот до земного сознания.

– Александр Александрович, могли Вы подробнее рассказать про вертикальное Я человека? Что это такое?

– Не мне об этом говорить… но попробую. Не подробно, конечно. Я это так понимаю. Есть мое повседневное Я со всей его ограниченностью, но и с его индивидуальностью. И есть искра Творца, которая представляет эту индивидуальность во всей ее изначальной полноте – то, что называют высшим, истинным, творческим, свободным Я. Вертикальное измерение, которое часто символом лестницы передается – это как бы пространство моего приближения или удаления от самого себя. То есть и от Творца. Страшно подумать, что скажут ученые, если дочитают интервью до этого места… В прочем, мне поздно бояться чего-либо.

– Это тождественно душе?

– Ох, очень сложный вопрос. Вот я и говорю, если об этом писать, то и к богословию надо обращаться. Скорее это тождественно тому, что называют духом. Но лучше нам за это не браться. Когда начинается разговор о соотношении духа, души и тела… Вроде бы оно понятно, с одной стороны. Но с другой… У великих людей прошлого понятия дух и душа не всегда так чётко различаются.

Есть представление о том, что душа – это всё-таки что-то личное, связанное с временной жизнью, с эмоциональностью. А дух – это вечное в человеке, но их не всегда удается развести, они иногда как синонимы могут использоваться. Это один из тех вопросов, на которые можно годы потратить, и все же остаться перед тайной.

Мне очень понравилась мысль Н.О. Лосского. Он говорит, что не совсем правильно говорить: «дух», «душа», «тело». Более правильно говорить: «дух», «дух в душе», «дух вместе с душой в теле». Вот тут вертикаль прочерчивается.

Интервью подготовила и провела Н.Г. Кондратюк
Обработка и редакция текста: Г.В. Шукова, Н.Г. Кондратюк

Опубликовано 5 августа 2020

Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется виде сложной совокупности явлений так называемого субъективного внутреннего мира человека и определяет основные свойства его личности. Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии (психического отражения) действительности и реакции на неё человека. Обычно в качестве психических феноменов рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции и переживания, сновидения и трансовые состояния, желания, мотивации и намерения, внимание, воля, интуиция, вдохновение и другие. Все они отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины психического отражения действительности. Общепринятая в науке (см. Наука) рационалистическая традиция осмысления психики указывает на следующие основные признаки, присущие всем психическим феноменам: явления собственной психической реальности даны каждому человеку с непосредственной очевидностью; такой прямой доступ возможен только к собственным психическим состояниям, в то время как об аналогичных состояниях других людей можно судить лишь косвенно; осознание процессов, свойств и состояний собственной психики присуще каждому человеку; все психические феномены не имеют пространственной протяжённости и локализации (независимо от того, какие свойства присущи их материальному субстрату); большинство психических феноменов характеризуется интенциональностью, содержательной направленностью (на что-либо, к чему-либо).

Традиционно под психической реальностью принято понимать область всех видов чувственности человека, то есть всю его эмоционально-чувственную сферу, которая противопоставляется, с одной стороны, физиологии высшей нервной деятельности человеческого организма, понимаемой как биологическая сущность, с другой — понятию человеческой души, понимаемой как метафизическая сущность, хотя иногда и отождествляется с ними. Наряду с этим, психическая реальность отграничивается от феномена мышления (см. Мышление), как особого процесса функционирования сознания, определяющего познавательно-рациональную деятельность человека (см. Деятельность), что указывает на принципиальное отличие мыслительного познания (на основе опосредованного отражения реальности) от чувственного познания (на основе непосредственного отражения реальности), составляя тем самым оппозицию «чувственность — интеллект». Таким образом подразумевается, что психически обусловленное взаимодействие человека с внешней средой реализуется посредством качественно отличных от физиологических и мыслительных, но неотделимых от них психических процессов, свойств, состояний. При указанном понимании чувственность трактуется достаточно широко, включая всё многообразие состояний внутреннего мира человека, обусловленных чувственным восприятием, то есть способностью человека к ощущению. В этом смысле ощущение рассматривается как своего рода начальная форма психики и понимается как процесс психического отражения отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающий при непосредственном воздействии внутренних или внешних стимулов и раздражителей на органы чувств, управляемые нервной системой человека. Нижней границей здесь выступает телесность во всех её проявлениях. Верхней границей психики выступает мышление, или интеллект, содержанием которого является знание. Его рациональность представлена идеальной формой бытия — она нематериальна, не имеет индивидуальных особенностей, способна иметь общие значения. Для чувственного содержания психики характерен неидеальный способ бытия и принадлежность внутреннему миру конкретной личности с множеством индивидуальных особенностей. В целом, однако, все указанные границы психики и связанные с ними оппозиции достаточно условны.

Психика в течение длительного времени обозначалась термином «душа» и была одним из основных предметов философствования, присутствуя в его структуре с момента возникновения философии как таковой (см. Философия). Проблематика психики, осмысливаясь в различных идейных контекстах, часто оказывалась в центре философских дискуссий между различными школами, подходами и направлениями, поскольку, наряду с общим противопоставлением «душевное — телесное», затрагивала фундаментальные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. Сложность, относительная автономность и независимость психических процессов и феноменов от физиологического состояния человека, их своеобразие и данность человеку в форме непосредственных, не отчуждённых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью человека к самонаблюдению и самоанализу, их субъективно-личностная ценность, а также иррациональность некоторых психических явлений (таких как спиритизм, телепатия, ясновидение, телекинез, психокинез, предзнание и других), обусловили появление множества идей и концепций, рассматривающих психику с метафизической и религиозно-идеалистической точек зрения и отождествляющих её с понятием души как особой вневременной и внематериальной субстанцией, активным жизненным началом в человеке, существующим и после смерти. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на понимание психики с позиций естествознания и исходя из достижений в изучении её материального субстрата (органов чувств и головного мозга). Сведения о психических феноменах накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской).

Психологические знания о человеческой душе и о человеческом поведении первоначально фиксировались в мифологии в форме образов, а в философии — в форме размышлений. У истоков рационального осмысления психики стояли ранние античные философы, которые уделяли в своём творчестве значительное внимание проблемам природы человека, его души и разума. В целом, они трактовали душу как некую нематериальную субстанцию, придающую материальному телу жизненное начало. Представители Милетской школы натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и другие) развивали теории гилозоизма, согласно которым вся материя является одушевлённой. Впоследствии эти теории получили развитие в концепции панпсихизма, которая в новой философии ведёт своё начало от Г. В. Лейбница и утверждает всеобщую одушевлённость природы. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга: душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. Наряду с этим, на развитие знаний о психике оказывали влияние достижения в исследованиях функций организма человека (как его телесного субстрата) и в понимании процессов его жизнедеятельности. Так, медицинские наблюдения и анатомические исследования привели к признанию головного мозга органом психической деятельности (Алкмеон Кротонский), к зарождению учения о темпераментах как различных пропорциях в сочетании четырёх физических элементов, определяющих индивидуальные особенности личности (Гиппократ и его школа), а также о пневме как носителе психических актов (Гален). В учении Аристотеля утверждалось преимущественно материалистическое понимание души как сущности, организующей жизненное начало всего живого. С точки зрения Аристотеля душа и тело неразрывно взаимосвязаны. В трактате «О душе» Аристотель изложил первую систему психологических понятий. В первой книге трактата Аристотель рассматривает принцип движения, указывая на него как на основной признак отличия одушевлённого от неодушевлённого. Во второй книге Аристотель, рассматривая природу души, затрагивает метафизические вопросы и предлагает определения сущности, материи, формы и энтелехии. Так, сущность мыслится здесь родом сущего, которая может отождествляться с материей, формой или их единством. Отсюда он даёт определение души как формы и энтелехии тела. У души есть три способности: к росту, к ощущению и к размышлению. Исходя из наличия этих способностей различаются души растений, животных и людей. В третьей книге Аристотель предлагает классификацию ощущений, утверждая наличие пяти чувств: осязание, обоняние, слух, вкус и зрение. Далее он противопоставляет ощущению мышление, которое состоит в воображении и суждении. В эллинистический период позиции материалистического подхода были укреплены успехами анатомии и медицины: Герофил и Эрасистрат открыли нервы, отличив их от мышц и сухожилий, различили чувствительные и двигательные нервы, изучали зависимость чувствительности организма и его двигательных реакций от головного мозга. У Галена складывается детально разработанная схема строения и функций нервной системы, господствовавшая почти полтора тысячелетия. От гилозоизма осмысление психики постепенно переходит к строгому разделению неодушевлённого и живого, а собственно психическое отделяется от общебиологического. Следующей ступенью стала дифференциация внутри самого психического, зарождение понятия о человеческом сознании. Однако не все свойства психики и сознания укладывалось в натуралистическую схему, поэтому возникли новые попытки утвердить их имматериальность (Плотин, Августин). Так, в учении Августина о душе Бог и человеческая душа заявлены как вечные ценности, как две основные субстанции мира, определяющие его бытие.

В Средние века развитие знаний о психике резко замедлилось и сконцентрировалось в основном на вопросах веры и разума. В этот период выделяется научно-философская деятельность Ибн Сины, который в рамках своих исследований разработал учение о темпераменте и характере человека. Согласно этому учению, природа человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик), причём эти натуры не являются стабильными психическими образованиями, а изменяются под воздействием множества внутренних и внешних факторов.

Новое время открывает принципиально новый подход к пониманию психики, на которую распространяется принцип детерминизма (раскрытия обусловленности психических проявлений действием производящих их факторов), первоначально в его механистическом выражении. Р. Декарт открывает рефлекторную природу поведения, а понятие о душе преобразует в нетеологическое понятие о сознании как непосредственном знании субъекта о собственных психических актах. В эту же эпоху складывается ряд наиболее важных психологических учений: об ассоциации (Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк), о страстях (Р. Декарт) и аффектах (Б. Спиноза), об апперцепции и бессознательном (Г. В. Лейбниц), о происхождении знания из индивидуального чувств, опыта (Дж. Локк). Под влиянием механики И. Ньютона Д. Гартли создаёт учение об ассоциации как основном механизме душевной деятельности — теоретическую систему, получившую название «ассоцианизм» и объединившую ассоциативный принцип с рефлекторным. Это учение определяло облик большинства психологических концепций в XVIII–XIX веках, как материалистических, так и идеалистических.

Дальнейшее развитие проблематика психики получила как самостоятельная область исследований в рамках науки психологии, которая объединила в себе естественнонаучный (в большей степени) и гуманитарный (в меньшей степени) подходы. Впервые термин «психология» был введён Р. Гоклениусом в 1590 году для обозначения «науки о душе». Начиная с XVI века, благодаря росту научного знания и широко развернувшейся экспериментальной работе, психология, будучи до того разделом философского знания, начала развиваться самостоятельно, однако окончательное её формирование произошло во второй половине XIX века. В этот период оформились представления о предмете и методе психологии, её функциях, целях и задачах, разработаны основы понятийного аппарата, выявлены основные проблемные поля, созданы оригинальные психологические теории и осуществлены первые собственно психологические эксперименты. На рубеже XIX–XX веков активное развитие психологии стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь развитием эволюционной биологии, психофизики, физиологии органов чувств и высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями к психологическим знаниям со стороны медицины, педагогики и ряда производственных отраслей. В XX веке психология получила дальнейшее развитие и разделилась на ряд относительно самостоятельных направлений исследований, однако до настоящего времени в ней не произошло сколько-нибудь полного размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. Во многом это обусловлено специфической формой данности психических явлений, которая послужила причиной обособления психологии как научной дисциплины вне общей системы наук, опирающихся на объективные методы. Поэтому в психологической науке возникло множество разнообразных школ и парадигм, по-разному трактующих основной предмет своих исследований, а само понятие психики до сих пор не получило корректного определения и продолжает дискутироваться. При этом ни одно из действующих направлений психологии не позволяет говорить о появлении в обозримом будущем действительно полной и объясняющей теории психики. С другой стороны, в рамках психологической науки проблематика психики полностью утратила свою целостность, поэтому современная психология практически не имеет отношения ни к этимологии слова «психика», ни к первоначальному значению слова «психология» как науки о человеческой душе. Начиная с XIX века психологи начали активно «разделять» душу на отдельные элементы, выделяя в ней не столько душевные силы, сколько отдельные психические функции, процессы, состояния, акты в целях их объективного изучения. В итоге слово «психика» в исследовательских программах психологии превратилось в собирательное название определённого набора психических функций и обусловленных ими феноменов. Отдельные попытки целостного рассмотрения психики как внутреннего мира человека, предпринимаемые в рамках психологии, относительно редки и в целом малоуспешны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *