Научное мышление

Несмотря на то, что понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей, способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный.

Эмпирический способ мышления, считающийся обыденным, повседневным, предполагает то, что человек воспринимает мир субъективно, просто постоянно с ним взаимодействуя. Научный же способ отличается. Чем, что это и какое мышление считать научным – разберем в этой статье.

Чтобы узнать больше о способах мышления и научиться применять более 20 техник, чтобы быстро принимать эффективные решения, записывайтесь на онлайн-программу «Когнитивистика».

Суть научного мышления и его место в нашей жизни

Формирование научного мышления в качестве основного способа познания окружающей действительности началось относительно недавно, однако его основы и базовые закономерности начали закладывать еще древнегреческие мыслители. И невзирая на то, что сейчас понятие «научное мышление» больше знакомо ученым, исследователям и научным работникам, оно тесно связано с эмпирическим мышлением человека, и определенные его элементы каждый из нас знает и применяет в жизни.

Но все же для установления разницы между обычным и научным мышлением нам стоит обозначить два центральных понятия:

  • Мышление – это познавательная и исследовательская активность человека, стремящегося к объективному отражению в своем сознании сути объектов, предметов и явлений реальности вокруг себя.
  • Наука – это деятельность, состоящая в сборе, разработке и систематизации данных о мире, ставящая перед собой цель объяснить события и явления окружающего мира на основе научных законов.

Отсюда можно сделать вывод: если при эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, то при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.

Но по мере развития науки человек пришел к заключению, что различия между двумя рассматриваемыми способами мышлений вовсе не является настолько категоричными, как может показаться на первый взгляд. Они оба выстраиваются на едином механизме – абстрагировании.

Это означает, что человек, познавая мир, применяет свою способность «отключаться» от конкретных характеристик предметов и явлений, чтобы увидеть существенное. В качестве примера можно назвать сопоставление объектов и явлений, людей и предметов и их сортировку.

Чтобы проиллюстрировать это, достаточно вспомнить, как мы делим свое окружение на близких людей и тех, с кем не желаем общаться, разделяем коллег на подчиненных и начальников, определяем пищу как вкусную или невкусную и т.д. Все это требуется нам, чтобы мы могли лучше понимать, как действовать в тех или иных ситуациях, исходя из своих целей и задач.

Но, так или иначе, мы все равно можем выделить две категории людей:

  • Люди, ориентированные на стиль научного мышления. Как правило, они очень активны, психологически гибки, независимы, охотно принимают новое и готовы к переменам. Они предпочитают спорить и дискутировать, стремятся оценивать мир объективно.
  • Люди, ориентированные на стиль ненаучного мышления. Такие люди тяготеют ко всему интересному, загадочному и несущему практическую пользу. В жизни они руководствуются чувствами, оставляя суть вещей, доказательства и проверку результатов на втором плане.

Мы не беремся судить, какой стиль мышления лучше, ведь каждый может придерживаться своих взглядов на этот счет. Но все-таки можем указать на то, что научное мышление (даже если оно применяется лишь иногда) обладает рядом ощутимых плюсов. Во-первых, оно способствует получению основных знаний о множестве объектов и явлений окружающего мира, а значит, служит страховкой от невежества, глупости и безграмотности.

Во-вторых, такой способ мыслить прекрасно развивает не только точное и математическое, но и творческое и абстрактное мышление.

В-третьих, научное мышление формирует пытливый ум и мотивирует человека к решению огромного количества задач – учебных, профессиональных, деловых, личных. Кроме того, оно закладывает основы командной работы, а значит, и создает ценность взаимопонимания и взаимной поддержки. Впрочем, о значении науки в жизни человека и общества очень хорошо рассказывается в этом видеоролике.

Особенности научного мышления

Наука – это особая сфера жизнедеятельности человека, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания об окружающей действительности, она одновременно представляет собой и деятельность по получению новых знаний, и ее результат, т.е. совокупность тех знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

И, конечно же, мышление людей, тяготеющих к науке, отличается от мышления «обычных людей». Вот какие особенности научного мышления мы можем выделить:

  • Объективность. Если взять любой другой способ мышления и познания, то мы увидим симбиоз объективного и субъективного восприятия. При научном мышлении субъективное и объективное четко разграничиваются. Например, когда мы смотрим на картину художника, вы всегда увидим отпечаток его субъективного взгляда, а когда изучаем законы Ньютона, никакой информации о личности ученого не получаем.
  • Системность. Теоретические основы, на которых зиждется любой комплекс научных знаний, создает конкретную систему. Эта система может выстраиваться десятками и даже сотнями лет, и включает в себя как описания, так и объяснения явлений и фактов, определяющих впоследствии термины и понятия.
  • Обоснованность. Массив научных знаний включает в себя огромнейшее количество теорий, гипотез и предположений. Какие-то из них доказаны, а какие-то – нет. Но в любом случае каждая из них преследует цель быть обоснованно доказанной или опровергнутой в будущем.
  • Устремленность в будущее. Наука и научное мышление предполагают изучение явлений, предметов и объектов, не только актуальных на текущий временной период, но и тех, что будут важны в перспективе. Наука стремится к предвидению развития, видоизменения и трансформации того, что она изучает, в нечто, что будет полезно человечеству в будущем. Этим и обусловлена одна из фундаментальных задач науки – определение законов и закономерностей развития объектов и явлений. Научное мышление позволяет конструировать будущее из отдельных элементов настоящего.
  • Концептуальность. При научном способе мышления все законы, термины и теории закрепляются на конкретном языке – с помощью символов, формул и других знаков. При этом данный язык формируется на протяжении всего времени, пока существует наука, а также находится в состоянии постоянного развития, дополнения и усовершенствования.
  • Осознанность. Абсолютно все научные методы, которые применяют в своей работе ученые и исследователи, изучая явления, объекты и связи между ними, предельно точно осознаются людьми и находятся под их постоянным контролем.
  • Экспериментальный подход. Подобно эмпирическим методам познания, научное познание подразумевает проведение экспериментов, в частности в тех случаях, когда формируются какие-либо понятия и теории. Но только научный способ мышления способствует получению достаточного объема результатов, с помощью которых можно делать достоверные выводы.
  • Построение теорий. Используя экспериментальный способ получения сведений, ученые составляют из информации теории.

Кроме перечисленных особенностей научного мышления мы можем указать и еще несколько:

  • логическая непротиворечивость – научные знания и их элементы не должны противоречить друг другу;
  • подтверждаемость и воспроизводимость – все достоверные научные знания должны при необходимости снова подтверждаться опытным путем;
  • простота – максимально возможный круг явлений должен объясняться с помощью относительно небольшого количества оснований и без использования произвольных допущений;
  • преемственность – из множества новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтение следует отдавать той, что «менее агрессивна» относительно предшествующего знания;
  • наличие методологии – научное знание должно предполагать использование специальных методов и приемов, и они должны быть обоснованными;
  • точность и формализация – знания, полученные благодаря научному мышлению, должны быть предельно точны и фиксироваться в форме четких законов, принципов и понятий.

Если обобщить все вышесказанное, можно заключить, что научное мышление может выполнять познавательную, практически-деятельностную, культурную и культурно-мировоззренческую функции, а также функцию социальную, ведь оно способствует изучению жизни и деятельности людей и нередко определяет пути и способы практического применения имеющихся у нас знаний и навыков.

Здесь же будет уместно сказать и о том, что у любого научного знания (знания, полученного посредством научного мышления) есть два уровня – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень знания

Эмпирическое знание – это знание, достоверность которого удалось доказать; знание, основанное на неопровержимых фактах. Вещи, существующие отдельно, фактами назвать нельзя. К примеру, гроза, Пушкин или Енисей – это не факты. Фактами будут служить утверждения, которые фиксируют конкретное отношение или свойство: во время грозы идет дождь, роман «Евгений Онегин» написал А. С. Пушкин, Енисей впадает в Карское море и т.п.

Говоря о научном мышлении, мы можем сказать, что наука никогда не оперирует «чистыми» фактами. Все знания, полученные эмпирическим путем, требуют толкования, исходящего из конкретных предпосылок. В этом плане факты будут иметь смысл лишь в рамках определенных теорий. Эмпирический закон является законом, справедливость которого установлена исключительно из опытных данных, но не из теоретических соображений.

Теоретический уровень знания

Теоретические знания могут иметь одну из четырех базовых форм:

  • Теория. Она определяется либо как система центральных идей относительно какой-то области знания, либо как форма научного знания, благодаря которой можно получить целостное представление о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира.
  • Гипотеза. Ее можно трактовать либо как форму научного познания, либо как предположительное суждение о причинных связях явлений окружающего мира.
  • Проблема. В качестве нее всегда выступает противоречивая ситуация, в которой при объяснении каких-то явлений возникают противоречия. Проблема требует наличия для своего разрешения объективной теории.
  • Закон. Законом является устоявшееся, повторяющееся и значимое отношение между какими-либо явлениями окружающего мира. Законы могут быть общими (для больших групп явлений), универсальными и частными (для отдельных явлений).

Эти формы научного мышления призваны стимулировать научные изыскания и способствовать обоснованию получаемых при их помощи результатов. Также они наглядно показывают всю сложность характера представленного типа мысли.

По сути, к ним же можно отнести понятия, суждения, категории, принципы и т.д., но с формально-логической точки зрения они не требуют отдельного рассмотрения. А если изучать их с содержательной стороны, то они больше относятся к теории познания вообще, и на эту тему у нас есть отдельная статья «Теория познания».

Особенностями научного мышления и наличием двух основных уровней научного знания обусловлены, помимо прочего, еще и принципы и методы научного мышления. Рассмотрим их основные положения.

Принципы и методы научного мышления

Одним из основных принципов научного мышления является использование эксперимента. Это схоже с эмпирическим мышлением, но разница состоит в том, что при научном подходе результаты экспериментов распространяются на более широкий круг явлений, а у исследователя есть возможность делать более разнообразные выводы.

Делается это посредством построения теорий. Другими словами, одна из особенностей научного подхода заключается в том, что мы можем анализировать и обобщать данные, получаемые в результате экспериментов.

Другой принцип научного мышления гласит, что исследователь всегда должен стремиться к отстраненности и объективности. В то время как эмпирическое мышление всегда предполагает прямое участие человека в эксперименте и последующую его оценку происходящего, научное мышление позволяет наблюдать со стороны. Благодаря этому мы уже не рискуем случайно или намеренно исказить результаты эксперимента.

И, согласно еще одному важному принципу научного мышления, исследователь должен систематизировать данные для построения теорий. Еще на так давно (до XIX столетия) чаще всего использовался эмпирический подход, когда явления рассматривались в отдельности друг от друга, а взаимосвязи между ними почти не изучались. Но сейчас намного большее значение имеет теоретический синтез знаний и их систематизация.

Что же касается получения самих знаний, то научный способ мышления требует для этого применение специальных методов – способов достижения конкретной цели или решения конкретной задачи. Методы научного мышления (познания), как и уровни научного знания, делятся на эмпирические и теоретические, а также универсальные.

К эмпирическим методам можно отнести:

  • Наблюдение – целенаправленное и осмысленное восприятие происходящего, обусловленное поставленной задачей. Главным условием здесь выступает объективность, дающая возможность повторить наблюдение или использовать какой-то другой метод исследования, к примеру, эксперимент.
  • Эксперимент – целенаправленное участие исследователя в процессе изучения объекта или явления, предполагающее активное воздействие на него (объект или явление) с помощью каких-либо средств.
  • Измерение – комплекс действий, преследующих цель определить отношение измеряемой величины к другой величине. При этом последняя принята исследователем за единицу, хранящуюся в средстве измерения.
  • Классификация – распределение явлений и объектов по видам, разрядам, отделам или классам на основе их общих признаков.

Теоретические методы разделяются на следующие:

  • Формализация – метод, при котором научные знания выражаются через знаки искусственно созданного языка.
  • Математизация – метод, при котором в изучаемую область знания или сферу деятельности человека внедряются математические достижения и методы.

При этом важно помнить, что теоретические методы рассчитаны на работу с историческими, абстрактными и конкретными знаниями и понятиями:

  • историческим называется то, что сложилось с течением времени;
  • абстрактным называется неразвитое состояние объекта или явления, при котором еще нельзя наблюдать устоявшиеся его особенности и свойства;
  • конкретным называется состояние объекта или явления в его органической целостности, когда проявляется все многообразие его свойств, связей и сторон.

Универсальных методов существует чуть больше:

  • Анализ – реальное или мысленное расчленение явления или объекта на отдельные элементы.
  • Синтез – реальное или мысленное соединение отдельных элементов явления или объекта в единую систему.
  • Дедукция – выделение из общего частного, из общих положений – положений особенных.
  • Индукция – рассуждения, ведущие от частных положений и фактов к общим выводам.
  • Применение аналогий – логический метод, при котором по сходству объектов и явлений по одним признакам делаются выводы об их сходстве по другим признакам.
  • Абстрагирование – мысленное выделение существенных признаков и связей объекта и отвлечение их от других, являющихся несущественными.
  • Моделирование – изучение явлений и объектов через построение и исследование их моделей.
  • Идеализация – мысленное конструирование понятий о явлениях и объектах, не существующих в реальном мире, но имеющих в нем прообразы.

Таковы основные методы научного мышления. Естественно, мы опустили множество деталей и указали лишь основы, но мы и не претендуем на всесторонне рассмотрение этого вопроса. Наша задача – познакомить вас с базовыми идеями и понятиями, и думаем, что мы с ней справились. Поэтому остается лишь подвести итог.

Проблемы научного мышления

У научного знания есть много проблем, начиная с тех, что под наукой часто маскируются какие-то ненаучные вещи, заканчивая теми, что научный подход имеет свои фундаментальные ограничения и даже противоречия, о которых важно знать, чтобы не совершать ошибок и не дать никому ввести себя в заблуждение. В данном видео Евгений Буянов рассказывает про данные проблемы.

Краткое резюме

Развитие научного мышления повлияло на формирование научной картины мира – особого типа системы знаний из разных областей, объединенных единой общенаучной доктриной. В ней соединяются биологические, химические, физические и математические законы, дающие общее описание мира.

Кроме научной картины, у людей есть философские, художественные и религиозные воззрения на окружающую реальность. Но только научное восприятие можно назвать объективным, системным, синтезирующим и анализирующим. Кроме того, отражение научного восприятия можно найти и в религии, и в философии, и в продуктах художественной деятельности.

Научное познание и научное мышление самым серьезным образом повлияли на альтернативные способы мировосприятия. В современном мире можно наблюдать, что на основании достижений науки происходят изменения в церковных догматах, социальных нормах, искусстве и даже обыденной бытовой жизни людей.

Можно смело утверждать, что, что научное мышление – это метод восприятия реальности, улучшающий само качество познания, способствующий самосовершенствованию личности. В результате у человека возникает комплекс ощутимых преимуществ: он начинает осознавать и понимать наиболее актуальные индивидуальные задачи, ставить более реалистичные и достижимые цели, принимать правильные решения и эффективнее преодолевать трудности.

Научное мышление способствует улучшению жизни каждого отдельного человека и общества в целом, а также пониманию смысла жизни и своего предназначения.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1Когнитивистика

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,
  • познавательно-объяснительная,
  • прогностическая,
  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.

5. Модели развития научного знания:

  • постепенное развитие науки;
  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

7. Особенности:

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

8. Уровни, формы и методы научного познания

Уровни

Эмпирический

Теоретический

Формы

— научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

— эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

— вопрос

— проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

— гипотеза – научное предположение;

— теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

— концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы

(строгость и объективность)

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • классификация;
  • систематизация;
  • описание;
  • сравнение.
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Формализация
  • Математизация
  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  • анализ – разложение целого на части;
  • синтез – воссоединение целого из частей;
  • дедукция – выведение общего положения из фактов;
  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  • аналогия – сходство нетождественных объектов;
  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

11. Классификация социальных наук:

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия

Результат исследования

Социальное знание

Гуманитарное знание

Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений

Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

Особенности:

  • Понимание
  • Обращение к текстам
  • Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям

Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

Научные занятия со школьной скамьи не только возможны, но и необходимы. Именно под этим девизом проводит свою образовательную деятельность Фонд поддержки молодых учёных «Время науки».

Массовое школьное образование сегодня, к сожалению, не даёт целостной научной картины мира. Существуют отдельные авторские школы, которые стараются это делать, но школа в целом не то что не справляется, но даже не ставит себе такой задачи. Формирование научного мышления отдано магистратурам и аспирантурам, то есть тем, кто готовит будущих научных сотрудников. Но неужели научное мировоззрение необходимо только тем, кто в будущем выберет для себя научную работу или наукоёмкую инженерную деятельность?

Школа зачастую оставляет у детей впечатление, что физика и биология — это совершенно различные дисциплины, которые не пересекаются не только друг с другом, но и с реальной жизнью. Рисунки в учебниках — прямое следствие вовсе не врождённого вандализма, а тотального непонимания, зачем всё это нужно.

Может показаться, что здесь нет никакой проблемы. Сегодня наука в определённых слоях общества набрала огромную популярность. Издаётся хорошая популярная литература, появляется масса лекториев, онлайн-курсов, научных блогов, качественные научно-популярные мероприятия охватили студенчество и переходят на школьников, начинают появляться хорошие научные музеи. Дети под руководством сознательных родителей могут сколько угодно знакомиться с результатами современной науки.

Это может быть интересно:

Эволюция: мифоложество и мифоложцы. Часть первая

Но здесь и заложен риск. Сами по себе результаты современной науки могут казаться магическими, если ребёнок не знаком с методами, которыми они получены. Отношения между детьми и современными выставками научных достижений можно сравнить с карго-культами, существующими у аборигенов. Вот есть крутая техническая штуковина, но у ребёнка нет представления, как она получена, какие научные открытия и достижения привели к возможности её создать.

В итоге появляется значительный риск подмены научного метода научной мифологией, которая, по сути, мало чем отличается от любой другой мифологии, только использует другие культы.

Этим, кстати, можно объяснить и культ технологического оптимизма и жестокую борьбу между сторонниками науки и креационистами. Если из системы выкидывается социальное, такая неполная модель системы неспособна объяснить многообразие мира.

Наука — это прежде всего процесс

Несколько сотен лет назад человек, при определённом упорстве и трудолюбии, мог в течение своей жизни постигнуть всё имеющееся в мире знание и все его взаимосвязи. Сейчас целой жизни может не хватить даже на изучение одной области наук.

joyreactor.cc

Поэтому так важно не ограничиваться тем, чтобы знакомить ребенка с результатами отдельных наук, а открывать ему всю красоту научного метода.

Научный мир всё больше идет по пути мультидисциплинарности, когда одни и те же объекты исследуются разными науками. Самые перспективные исследования сегодня объединяют психологов и нейрофизиологов, биологов и экономистов.

Научный подход требует системного мышления, где важны не только объекты, но и взаимосвязи между ними. Человек с системным мышлением понимает, что если воздействовать на один элемент системы, то отклика можно ждать от другого. Если это не было учтено в модели системы, то отклик может оказаться самым неожиданным. Вспомним пример с уничтожением воробьев в Китае, который привёл к изменению всей экосистемы страны и массовому голоду.

xkcd.ru

Важнейшим принципом научного подхода является объективность и критичность восприятия информации. Чтобы обеспечить необходимый уровень объективности, научный метод за сотни лет выработал огромный инструментарий теоретических и экспериментальных исследований. Самое поразительное в том, что с возникновением философии науки научный метод стремится критически осмыслять сам себя и собственные результаты. Рискнём высказать спорную мысль о том, что это, возможно, самое главное, что дал научный метод человечеству.

В итоге у нас есть самый мощный инструмент осмысления реальности, в который заложен механизм, заставляющий постоянно сомневаться и не создавать авторитарные диктаторские структуры. Это ли не то, чего нам всем так не хватает как при проектировании социальных институтов, так и в обычной бытовой жизни?

После школы уже поздно

Есть ещё одна причина, по которой научное мировоззрение необходимо формировать со школьной скамьи. В период обучения в школе формируется принципиальное принятие или неприятие научного знания. Существуют исследования, подтверждающие, что причины неприятия научного знания, которое мы массово видим у взрослых, уходят корнями в детскую психологию.

Интуитивно дети склонны к креационистскому объяснению происхождения объектов окружающего мира (всё вокруг кем-то сделано с какой-то целью). Есть и термин для такого явления — «неупорядоченная телеология». Карта плоской земли Орландо Фергюсона, 1893 г.

Википедия

Если же школьники не знакомятся с научной картиной мира, а вместо этого получают подтверждение этих своих интуитивных воззрений из газет и с экранов телевизоров, то обрывочное и ненаучное представление о мире становится уже взрослой убеждённостью и вызывает полное неприятие научного знания. Мы все понимаем, к чему это ведет. Не только к тому, что растут продажи гомеопатии и аудитория экстрасенсов, но и к тому, что из-за страхов общества закрываются целые области перспективных научных исследований, такие как пресловутая генетическая модификация организмов. Поэтому чем раньше приобщить ребят в теории и на практике к научному методу освоения реальности, тем лучше.

7 фильмов о теории эволюции и её последствиях

Да, школьное образование по-прежнему страдает фрагментарностью знаний, школу сотрясают реформы, дети часто учатся «для ЕГЭ». Но всё это — вовсе не препятствие к научной работе со школьниками. Если ребёнок где-то и как-то получил прививку научного метода, он способен самостоятельно преодолевать эту разрозненность информации и снова собирать воедино разобранную на кирпичики картину мира. В результате ребята перестают воспринимать школьное образование как одну из ступенек в лестнице «школа => ЕГЭ => вуз => престижная работа => получение денег».

Для школьников, которые ведут научные исследования, знания становятся самостоятельной ценностью.

Таким образом, научная работа со школьниками может компенсировать многие недостатки школьного образования и дать ему новые смыслы. Это, конечно, не снимает ответственность со школы, но даёт дополнительное многообразие образовательному пространству.

Наука как верная помощница педагогики и психологии

В проектах Фонда «Время науки» мы создаем целостную систему, в которую интегрированы общее школьное образование, система дополнительного образования, академическая среда и система школьных научных конкурсов и выставок. Этот процесс требует долгого упорного труда, но вложения оправдывают себя. Помимо хороших научных результатов, которых добиваются наши ребята, мы видим множество воспитательных и ценностных плюсов такого подхода.

Научный подход полностью соответствует юношеской психологии

Ребёнку присущи любопытство и творческое мышление. Самые маленькие дети, познавая мир, выдвигают гипотезы и ставят эксперименты. Внутренний экспериментатор постоянно решает довольно сложные мультидисциплинарные задачи. Если оторвать голову кукле, то можно не только узнать, что у неё внутри, но и проверить на практике запас эмоциональной прочности младшей сестры и умение родителей решать конфликты между детьми. Эксперименты, которые дети ставят в подростковом возрасте, ещё богаче и сложнее. И зачастую разрушительнее.

При этом, если поставить перед подростком серьёзную, но достижимую научную задачу, и дополнить его врожденное любопытство научным инструментарием, он с головой уходит в решение, отодвинув на второй план личные проблемы и тяжёлое социальное экспериментирование. Получается, что позитивные вызовы, которые ставит перед ребенком научная задача, помогают в сложный период переходного возраста направить его энергию в созидательное русло и, возможно, уберечь от неприятностей.

Воркшоп компании Intel «Интернет вещей своими руками» на Балтийском научно-инженерном конкурсе

Наука учит детей трудиться над решением задачи

Научное исследование, в отличие от привычных олимпиад и конкурсов, — это долгосрочный проект. В области школьной науки ребёнок может заниматься одним проектом 2-3 года, каждый год сдавая промежуточные результаты. Поэтому работа над научным исследованием вырабатывает терпение и усидчивость, ответственность за результат, стремление найти решение задачи с открытым концом. Научная работа учит школьника самостоятельно организовывать себя, ориентируясь на даты научных конкурсов и конференций.

Наука учит работать в коллективе

Огромную роль в успехе школьного исследования играют энтузиасты-руководители. Чаще всего это педагоги дополнительного образования, которые либо сами являются действующими учеными и аспирантами, либо прошли этот этап и посвятили себя работе со школьниками. Реже проектами руководят школьные учителя, которые благодаря самообразованию понимают специфику научного исследования и ставят корректные научные задачи.

В подростковом возрасте важную роль играет личный пример и авторитет руководителя, который передаёт не только систему знаний, но и свое мировоззрение, определяет ценность интеллектуальной деятельности. Когда со школьником занимается учёный, профессионал в своей области, подросток испытывает доверие к передаваемой системе знаний, которое он перенесет на дисциплины, изучаемые в школе. Кроме того, научный и моральный авторитет руководителя, общие интересы и ценности сплачивают детей и не отпускают даже после окончания школы. Часто уже во взрослой жизни мы не знаем ничего об одноклассниках, но продолжаем общаться с ребятами, с которыми ходили в один кружок, работали над сложными проектами, прошли огонь и воду. Так началась история не одного стартапа.

Илья Александрович Чистяков ведёт урок.

В фонде «Время науки» такой коллектив образовался вокруг его создателя Ильи Александровича Чистякова. Все проекты Ильи Александровича ведутся учениками, которые уже давно закончили школу, нашли себя в науке и в бизнесе, но каждый год на волонтёрской основе организуют Балтийский научно-инженерный конкурс, ведут научные семинары со школьниками, преподают в ЛНМО, консультируют и помогают Фонду.

Университет детей: научные ответы на детские вопросы

Цель наших проектов — создать полноценную среду, которая позволяет заинтересовать, вовлечь и поддержать школьников средних и старших классов в создании научных проектов. Речь, конечно, не идет о том, что школьники смогут совершать взрослые научные открытия, но они могут приоткрыть для себя красоту научного мышления, увидеть, как работает научный метод, научиться заниматься наукой.

В следующих материалах мы подробнее расскажем про наши проекты, про организационные методы научной работы со школьниками, приоткроем вам лица школьной науки. А пока можете познакомиться с теми проектами, которые уже работают:

  • Балтийский научно-инженерный конкурс
  • Лаборатория непрерывного математического образования
  • Олимпиада «Математика НОН-СТОП»
  • Санкт-Петербургский Турнир Юных Математиков
  • Городской конкурс «Естественный отбор»
  • Летняя школа «Математический муравейник»

В конце же этой первой статьи вернёмся к тому, с чего мы начали. В современном мире объёмы информации возрастают с огромной скоростью. В таких условиях владение научным методом осмысления реальности, критическое мышление, направленное в том числе и на собственное сознание и на изучение своих когнитивных искажений, не просто возможно — оно необходимо для нормального функционирования здорового общества.

Комментарии (1)

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

Тема 6. Философия и наука: формы взаимодействия

1. Между наукой и философией существуют различия:

№ п/п

Наука

Философия

Изучает фрагмент действительности

Изучает бытие как целое

Обращена к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества

Исследует отношение человека к миру

Развивается кумулятивно (знания накапливаются). Считается, что объём научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.

Развивается циклично: на одни и те же вопросы разные поколения ищут свои ответы
Философия оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей.

Дает верифицируемое (проверяемое) и потенциально фальсифицированное (опровергаемое) знание. В развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции) которые приводят к изменению её структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

В своих основаниях (Бог, материя) философия не проводит их проверку.

Оперирует терминами (однозначные слова, которые могут быть обобщены).

Оперирует категориями, которые являются предельными понятиями. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других, более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. – примеры философских категорий.

Опирается на факты, основа которых опыт.

Оперирует интеллигибельными (умозримыми) сущностями, природа которых не опытна.

Универсализм знания. Познание носит объективно безличностный характер. Учёный не несёт ответственности за последствия своих открытий.

Философия носит личностный и национальный характер.

Представители отдельных наук не задаются вопросами, как возникла данная наука, как она возможна, в чём её специфика.

Вопрос «Что такое истина, парадигма, теория, метод?» представляет главный интерес для философского осмысления. Философия стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.

Развивается по большей части изолировано от других сфер культуры.

Открыта для взаимодействия со всеми сферами культуры

2. Несмотря на различие, взаимодействие науки и философии является необходимостью, поскольку философия способствует рефлексии (осмыслению) научной деятельности. Научное познание носит осознанный характер, но различие предметности и способа формирования рефлексии привело к выделению её типов:
— парадигмальная рефлексия — осмысление учёным образцов, нормативов его исследовательской работы и контроль за ее осуществлением в соответствии с установками действующей парадигмы ;
— мировоззренческая рефлексия — осмысление оснований научной деятельности с позиций представлений о наиболее общих первоосновах мира ;
— методологическая рефлексия — осмысление методов научной деятельности, прежде всего, связанное с необходимостью творческой разработки новых методов научных исследований;
— историко-научная рефлексия — анализ процессов исторического развития науки или ее фрагментов;
— научно-организационная рефлексия — это выработка принципов управления научными структурами, принципов их организации и оптимального функционирования и т. д. .
3. Методология науки – это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки ;. Методология определяет систему принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Методологическая деятельность учёного отличается от методической. Методика – это конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета, методика оценки, методика составления, разработки ;. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
Методологическая культура учёного характеризует уровень владения соответствующими исследовательскими процедурами, гибкость в их выборе и применении, подготовленность к профессиональному выполнению и сочетанию методов эмпирического и теоретического поиска, способность к усовершенствованию имеющихся и разработке новых способов исследования. Методологическая культура учёного влияет на успешность выполнения его основной деятельности – поиска нового знания.
Можно выделить следующие критерии методологической культуры учёного:
— принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования;
— ориентация в существующих в науке методологических подходах, концепциях и теориях;
— корректное использование научной терминологии;
— способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем;
— прогностичность мышления;
— способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять её проверку;
— умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами как объект, предмет исследования, цель, актуальность, новизна;
— умение представить результаты исследования.
Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что объединяло науку и философию в античную эпоху?
2. С чем связано господство спекулятивных методов исследования в средневековой Европе?
3. Каковы причины выделения научных знаний в Новое время?
4. Определите характер взаимодействия науки и неклассической философии.
5. Можно ли утверждать, что роль философии возрастает в периоды научных революций?
6. Почему философия является особой формой духовной культуры?
7. Назовите формы взаимодействия науки и философии.
.

В.Г. Соколов. Методологические положения к направлению деятельности
Объединенного Научного Центра проблем космического мышления
«Эмпирическая наука и метанаука»

1. В наши дни существуют два основных направления познания: первое – научное эмпирическое (часто именуемое просто «наука»), которое сложилось относительно не так давно, в XVII-XVIII веках, и которое основывается на эксперименте и на изучении преимущественно плотной материи трехмерного мира, при этом обособляясь от связей с более высокой космической реальностью; второе – метанаучное (сверхнаучное) направление, очень древнее, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека и обуславливающее формирование более широких по сравнению с экспериментальной наукой взглядов на материю. Метанаучный способ познания имеет связь с высшими космическими структурами, в отличие от эмпирической науки, которая в целом не принимала знания, полученные в сверхнаучном пространстве. Между тем, по своей природе эти два направления, вышедшие когда-то из одного источника – мифологического мышления, – взаимодополняют друг друга и не могут полноценно развиваться в отдельности; лишь в единстве, или синтезе, они наиболее полно могут представлять и будут в дальнейшем расширять само пространство Знания. Итак, речь идет об эмпирической и метанаучной сторонах такого целостного в своем потенциале явления, как наука. Какое бы из научных направлений мы не взяли, оно будет включать данные стороны. На них же будет постоянно выходить в своей разносторонней исследовательской работе и Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ).

2. Процесс синтеза научного эмпирического и метанаучного способов познания неотъемлем от нового космического мышления, которое развивается в пространстве Духовной революции, начавшейся в России в конце XIX – начале XX века и продолжающейся в наши дни. Выдающиеся ученые-космисты, философы, деятели искусства, которые приняли участие в процессе зарождения и развития космического мышления, раскрывали новые грани сложной природы человека, включенного в целостную космическую структуру, подводили к осознанию понятия двойственности, к пониманию того, что материя многолика и ее можно познавать, как эмпирическим, так и внеэмпирическим путем. В начале ХХ века, подвергая узкоматериалистическое миропонимание пересмотру, они дополняли традиционные подходы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, опиравшимся на интуицию, или метанаучным методом. Надо отметить, что при изучении проблем космического мышления дальнейшее исследование идей мыслителей-космистов, и особенно в аспекте основных направлений синтеза познания, должно занимать одно из видных мест.

3. В пространстве современной науки невозможно отмежевать исключительно эмпирическую составляющую от метанаучных идей, на что, например, в свое время указывал В.И. Вернадский. Более того, целый ряд научных открытий вообще теснейшим образом связан с информацией, полученной сверхнаучным путем. История науки знает немало подобных примеров, которые ныне нуждаются в новом, более глубоком и всестороннем изучении. Кроме того, немало новых научных открытий и теоретических разработок выходят за рамки прежних научных представлений и в ряде случаев подтверждают то, что накоплено в метанаучном пространстве (эффект Кирлиан и фиксация тонких структур человека; выход на иные, тонкие состояния материи во Вселенной, открытие и научное осмысление «темной энергии» и «темной материи» и т.д.).

4. Опыт синтеза эмпирической науки и метанауки наиболее всесторонне представлен в новой системе познания Живой Этики, принесенной миру выдающимся философом и ученым Еленой Ивановной Рерих в первой половине ХХ века. Эта философская система, содержащая основы новой теории познания, занимает ключевое место в процессе зарождения и развития самого космического мышления. Поэтому, изучение и введение в научный оборот положений Живой Этики выступает стержневой задачей любой области работы ОНЦ КМ. Можно отметить, что проблематика, например, такого направления его научной деятельности, как «Институт «Урусвати”», глубоко пронизана явлением взаимодействия эмпирической и метанаучной сторон науки в целом. В частности, в Гималайском институте научных исследований «Урусвати» Рерихами изначально была заложена и получила развитие методология новой системы познания, представленная синтезом эмпирической науки и метанауки, в результате чего древние духовные знания находили подтверждение с помощью эксперимента.

5. Методология Живой Этики и, в частности, такая важнейшая ее особенность, как принцип двойственности, позволяет глубинно осмыслить ту разноплановую, но единую в своей сущности космическую реальность, с которой тесно связаны два основных гносеологических направления. Будучи одним из великих космических законов, явление двойственности пронизывает все планы и процессы Мироздания, а также все его энергетические структуры, включая самого человека. Одним из основных выразителей принципа двойственности выступает двуединое явление «дух-материя», ведущее к более широкому осмыслению материи, различных ее состояний, а значит – и к пониманию двух сторон единой реальности: постигаемой эмпирическим и внеэмпирическим, интуитивным, сверхчувственным путем, или метанаучным способом. Эта реальность, две ее стороны, заключены и в самом человеке, что обуславливает неизбежность естественного проявления в нем двух способов познания.

6. Взгляд на материю в Живой Этике – более широкий в сравнении с традиционным научным подходом. В данной философской системе развита концепция теснейшей взаимосвязи духа, энергии и материи. По существу, всё в Мироздании есть материя, которая может иметь самые разные состояния, или уровни, и даже такое явление, как дух, Живая Этика рассматривает с той точки зрения, что он является высокоэнергетическим видом тонкой материи. Без подобного взгляда на материю метанауку как явление осмыслить невозможно. Всестороннее осмысление различных состояний материи, включая изучение и тонких структур самого человека, можно считать одним из приоритетных научных изысканий ОНЦ КМ.

Страницы 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *