Субличность

Кто-то называет это психическим расстройством, кто-то – проявлением внутреннего «я». Наша героиня Даша (имя изменено) уже три года борется со своей субличностью и постоянно проигрывает эту войну.

«ГОВОРЯТ, ЧТО ЭТО БЫВАЕТ У ВСЕХ. НО МЕНЯ БУКВАЛЬНО РАЗРЫВАЕТ ИЗНУТРИ»

– Меня всегда волновал вопрос, что со мной не так. Потому что всегда казалось, что во мне живут два совершенно разных человека. В какие-то моменты я начинаю вести себя не так, как обычно. Я просто не понимаю, что со мной происходит.

Становлюсь агрессивной, начинаю докапываться до людей, говорить им неприятные вещи, хоть на самом деле так не думаю, могу обидеть близких. Когда у меня плохое настроение, я очень сильно устала или случилось что-то нехорошее – у меня внутри что-то переключается. И с вами разговариваю уже не я, а кто-то другой. Потом проходит какое-то время и наступает понимание того, что это было ужасно. Как можно было нести такую чушь, как можно было так думать и рассуждать?!

Я понимаю, что это ненормально, мне приходится потом извиняться, но я не могу себя контролировать в такие моменты. Поэтому обычно говорю так: «Сорри, люди, я была немного не в себе».

Или с вкусовыми предпочтениями. Я могу сегодня съесть жареную курицу, а на следующий день думать о том, зачем я это сделала и как вообще я могла есть такую гадость. Или бывает, что вот сейчас я хочу съесть банан, уже иду к холодильнику, чтобы его взять, подхожу и понимаю: хочу мяса.

Иногда мне хочется каких-то приключений, экстрима, чтобы жизнь перевернулась вверх дном, чтобы было за себя стыдно, как в кино (смеется). А с другой стороны, мне хочется спокойствия, уюта, домашнего тепла, детей, домик за городом.

Говорят, что это нормально и такое бывает у всех, но не знаю. У меня это проявляется настолько сильно, что меня просто разрывает изнутри, вплоть до того что я начинаю рыдать, у меня начинается истерика. Я не понимаю, кто я такая, что я за человек.

«МОЯ СУБЛИЧНОСТЬ – ЭТО МИЛАЯ ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ ЗА СПИНОЙ ДЕРЖИТ ТОПОР»

Найти себя очень сложно. То я хочу быть писателем, который сидит дома и пишет романы. То я хочу быть актрисой, которую показывают по телевизору. Или выступать на сцене Большого театра, чтобы мной наслаждались, а я купалась в цветах и аплодисментах. Но вы же понимаете, что это описание двух совершенно разных людей, у которых должны быть разные характеры и темпераменты.

Я творческий человек, который очень часто находится в депрессии, и, возможно, это оказывает какое-то влияние на мою личность. Моя субличность – это милая девочка, которая за спиной держит топор, как на картинке в ВК. Иногда мне кажется, что я схожу с ума, потому что в тебе меняется абсолютно все и в одну секунду.

Ты можешь сидеть, радоваться жизни, наслаждаться прекрасным днем, все хорошо – и вдруг начинаешь думать, что все плохо, и доводишь себя до истерики. Просто в голову приходят мысли другого человека, не твои – и это проблема. Ты начинаешь задумываться о том, о чем нормальный человек не думает. Вгоняешь себя в западню и начинаешь существовать в совершенно другом мире.

Проявляется субличность в основном тогда, когда я неуравновешена. Это обычно состояние сильного стресса, обиды, когда с кем-то поссорилась и тебя может спровоцировать любое слово, а я очень вспыльчивый и несдержанный человек. И до такой степени, что мне потом безумно стыдно за свои слова. Головой я понимаю, что некоторые вещи нельзя говорить своим близким, ведь слова больно ранят. Парню я говорила, что он никчемный, слабый человек, который ничего не сможет добиться в жизни. Бабушке, которая меня вырастила, вообще однажды заявила, что она испортила мне жизнь.

Одно слово может послужить сильным раздражителем, и во мне что-то переключается. Я говорю себе: «Что ты делаешь, так нельзя, остановись». Но это не помогает. Мозг думает одно, а рот несет совершенно другое.

И мне потом очень сложно просить прощения, потому что я человек, который не любит это делать. Но приходится.

«НАДЕНЕШЬ БДСМ-ПОВОДОК»

Я много раз срывалась на своих близких, хамила им, причиняла боль, но есть один случай, за который мне стыдно до сих пор.

Однажды у нас собралась замечательная компания: я, мой молодой человек, мой брат, подруга и друг. Решили поиграть в покер. Но в тот вечер во мне проснулась моя субличность, я предложила играть на желания. И предложила брату: если он проиграет, наденет купальник своей бывшей жены, который она не успела забрать. А потом вдруг вспомнила, что видела у брата набор секс-игрушек, и сказала, что еще он наденет на себя БДСМ-поводок и пойдет в магазин.

В итоге выиграл мой молодой человек, и нам, проигравшим, пришлось примерять на себя игрушки. У меня был во рту кляп, друг снял рубашку и прицепил на соски прищепки, брат надел купальник и держал в руках поводок, который опоясывал шею моей подруги, а мой парень взял себе плетку. «Теперь я ваш сутенер», – сказал он, и мы отправились в магазин.

Кто-то смеялся, кто-то крутил пальцем у виска. Мы что-то купили, кассирша старалась на нас не смотреть. Осознание всего, что я натворила, пришло на следующий день, когда о случившемся узнала моя старшая сестра. Это был какой-то страшный бред!

«У МЕНЯ НАЧАЛИСЬ ЗВУКОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ»

Такие переключения раньше случались редко, а сейчас очень часто, вплоть до того что они могут быть каждый день. В основном это происходит под вечер или ночью. И так уже где-то три года. Поначалу было трудно заметить, но, когда окружающие люди начинали думать, что со мной что-то не так, стали говорить мне об этом, я призадумалась.

Сейчас все только ухудшается, и я это чувствую. Все время какая-то усталость, все в серых тонах, и не хочется ни с кем общаться. А в последнее время вдобавок к проблемам со здоровьем у меня стали трястись руки и тело, начались звуковые галлюцинации.

Это происходит в основном ночью. Я не могу долго уснуть и несколько раз уже слышала звуки, которых не было. То мне казалось, что играет музыка, то шум стиральной машинки, которая выключена. Бывает, что я просыпаюсь посреди ночи и понимаю, что мне хочется пойти погулять и сделать какую-нибудь фигню. Но ведь мне настоящей хочется стабильности, хочется контролировать свои мысли.

Если бы я могла поговорить со своей субличностью, то послала бы ее в психушку, попросив не мешать мне жить нормальной жизнью.

«СУБЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ СПРОВОЦИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ШИЗОФРЕНИИ»

Татьяна Гончарова
врач-психотерапевт, психолог, психиатр

– Если объяснять ненаучным языком, то субличность — это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри большой личности есть много маленьких живых существ, много маленьких личностей.

Субличности возникают в процессе созревания психики человека, на разных этапах его развития и служат для защиты его от уязвимости, для реализации его потребностей. Это его личностные особенности, желания, стремления и привычки.

Проявляются они опосредованно: например, в том случае, когда человек разговаривает сам с собой или ведет внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, это и есть проявление его субличностей. Качества, способности, навыки и фактические достижения человека, которые он демонстрирует в своей жизни, также являются проявлениями его субличностей.

Самые знакомые нам субличности – это те, которые связаны с социальными ролями (семейными или профессиональными), например с ролями дочери, матери, сына, отца, любимого, врача, рабочего, учителя и так далее. Если обратиться к теории Юнга, у каждого есть Персона – субличность, состоящая из стыдных и отвергаемых человеком качеств.

ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО

Опасность в том, что нередки случаи, когда люди начинают оправдывать свои поступки тем, что это действуют не они сами, а субличности в них. То есть человек не признает какие-то свои личностные качества, поступки, желания, вытесняя их и тем самым снимая с себя ответственность за происходящее в его жизни. Помимо того, что при таком отрицании части себя улучшения в жизни не будет, есть еще и опасность того, что это может спровоцировать развитие шизофрении за счет расщепления личности.

И, когда человек создает в себе все новые и новые субличности, пытается взаимодействовать через них, есть опасность того, что он сам запутается, утратит связь с реальностью, а это тоже путь в болезнь.

Обращаю внимание, что субличности не надо путать с редкой болезнью – диссоциативным расстройством личности, или расстройством множественной личности, которое развивается в результате тяжелой травмы и активизируется бессознательно, под действием внешних толчков: событий, людей. Об этом заболевании снято много фильмов. Здесь человек мгновенно перевоплощается в новую личность, не осознавая этого. При этом личности, как правило, не знают о наличии друг друга.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Называние своих привычек и личностных особенностей субличностями позволяет коротко и емко описывать одним словом богатый поведенческий набор человека. Это, в свою очередь, дает возможность работать с ними в психотерапии как с живыми существами: воевать с ними, разговаривать, договариваться. Таким образом, это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях и сделать свою личность более целостной.

Но обращаю внимание, что это происходит через психотерапию! Поэтому для решения «проблемы» нужно обязательно обратиться к специалисту. И субличность – это не болезненное состояние, это психотерапевтическая метафора.

Личности внутри нас. Откуда такое в одной личности.

Вы замечали как вы с собой разговариваете советуетесь, сомневаетесь, спорите, ругаете себя?

Это про вас?

Если нет, тогда я не знаю про кого.

Тогда наверное вы ещё не обращали на это внимание).

Так кто же там внутри нас, играет во всю эту игру с набором вариантов ответов, вопросов, споров?

Ну конечно это же мы сами, но есть одно но.

Во всём этом вполне нормальном и даже замечательном процессе принимают участие наши внутренние личности, у них есть разные полезные функции. Они всё равно что дом советов, Вы благодаря им не делаете глупости, останавливаете себя от непродуманных поступков и попадаете в «десяточку», когда захотите.

Это наилучший вариант.

Наихудший вариант, тоже сейчас напишу.

Вот он.

Это когда вы всего боитесь, когда нет смысла ни в чём, когда вы один и никто вам не поможет, вам грустно и тоскливо.

Это тоже всё Вы и … Ваши внутренние стороны или другими словами грани или личности.

Их можно назвать разными именами, лучше Вы это сделаете сами, чтобы понимать себя, моя задача сказать Вам об этом, а ваша пойти дальше.

Скажу ещё, что вы можете какую то личность усилить или ослабить, сделать приоритетной или наоборот понизить. Всё это внутри вас и благодаря вашему гармоничному «игранию» всеми красками личностей, вы сами становитесь яркой и харизматичной личностью.

Ну хорошо перечислю самые популярные личности, которые отыскал в себе и в своих друзьях

Критик (недовольствуется всем и вся и меняет как себя так и мир, плюс в том. что может уберечь от обмана и предательства, минус в том, что может не доверять другим и тем самым, избегать жизнь и реальность)

Жалобщик (вызывает жалость в других, ждёт чтобы ему сострадали и увидели как ему плохо и тяжело, оценили его труд)

Каратель (ждёт наказания из-за того что что-то сделал не так, порой каратель может быть настолько силён, что человек совершает самоубийство не простив себе своих ошибок)

Малыш (радуется жизни, чудит, балагурит, хочет чтобы его понимали и вместе с ним радовались жизни)

Спортсмен, Лидер,Смельчак (тот который с понедельника начинает делать зарядку, стремится быть первым, не отставатьПовести за собой)

Саботажник Слабак Ленивец (тот кто хочет всё похерить, свести на нет, от всего отказаться)

Учитель, Преподаватель, Мастер (всё знает, к нему не подходи, состояние сродни и гордыне, в мягкой форме учитель просто супер клас, в жёсткой это гордец и очень вредная личность, для других)

Если каждую свою личность опознать и определить, то есть выявить и вовремя «подкармливать»,то вполне можно чувствовать себя гармоничным человеком.

Как подкармливать? Ну думаю вы тут и без меня понимаете, то есть давать то, что требуется Вам и этой личности в вас), так сказать делать пожертвования)))чтобы задобрить её).

Смешно вроде бы, но правда.

Тройственный союз

Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.

В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.

Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.

Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.

Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.

В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.

В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».

Между Персоной и Тенью

Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.

Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.

Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.

Побег от самого себя: что такое диссоциативная фуга

В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.

Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.

Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.

Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.

Как договориться с внутренним критиком

Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.

Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.

Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.

Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.

Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.

Сегодня попробую обратить внимание читателей на еще один ракурс с которого драма личности, увязшей в доказательствах своего права на признание и уважение, отображается относительно наглядно.

Для друзей и близких наша персона может быть любимой, для начальника – мелкой, для обидевшегося партнера – дурной, для посторонних с соседней улицы – ничего незначащей. Является ли она какой-то «вообще» вне узких отношений? И что это (так называемое) «Вообще» за субстанция?

В прошлых статьях о самооценке я уже говорил, что наше нутро не может быть оценено в общем и целом. Нельзя сказать объективно, что человек – плохой, или хороший «вообще». Даже святых могут презирать, а тиранов и маньяков уважать в определенных кругах. А для реальности как таковой никто не является ни плохим, ни хорошим, ни сколько-нибудь значимым – это просто нечто происходящее – вариации звездной пыли. А все оценки субъективны и ситуативны.

Одна из главных причин неуверенности в себе как раз в том и заключается, что мы верим, будто нашу персону можно оценить не просто субъективно и по ситуации, а глобально, будто есть некая коренная основа личности, причисляемая к конкретному сорту – от низшего до высшего. При таком подходе как раз и делают обобщающие утверждения о себе и окружающих, дескать, «вот, этот человек – вообще, неудачник и ничтожество. А тот, вообще, – хороший и успешный.

Насколько легко и непринужденно мы в своем уме клепаем окончательные ярлыки на других, настолько же порывисто и переменчиво оцениваем и самих себя. Когда что-то получается, мерещится, будто «я» – возвышенно и прекрасно. Когда допускаются ошибки, или поведение выходит из рамок идеального, тогда собственное «я» может показаться грешным и второсортным.

Так происходит, когда личность представляет собой не цельную структуру, а набор сменных ролей – эдакий букет возможных отождествлений. Это – гурджиевские ложные личности, которых, отождествляясь, мы принимаем за себя. В психологии примерно то же самое подразумевают под термином «субличность».

Ложные тождества

Субличности могут друг другу в корне противоречить. Одно причисляет себя к умным и одухотворенным, другое – к дурным и падшим. Такая смена ролей происходит, например, когда меняется внешний рейтинг. Распространенно при отказе в любви себя чувствуют ненужными и дешевыми, а любви удостоившись, – ценными и заслуживающими удачной судьбы.

Когда на «экране» сознания происходит смена транслируемых субличностей, то в какой-то степени меняется все: повадки, жесты, выражение на лице, мысли и состояния – иногда до неузнаваемости. В считанные секунды можно стать потухшим, или напротив – цветущим и самоуверенным – и это не реальная уверенность в себе, а всего лишь на время повышенная самооценка, склонная снова и снова скатываться в яму мрачных отождествлений.

Пока в глубинах души сохраняется арсенал противоречащих друг другу субличностей, ожидающих своего часа на троне нашего «я», человек мается от постоянной неуверенности в себе – то ли он «тварь дрожащая, то ли право имеющий». Субличности подобны островкам, на которых временно закрепляется самооценка – и низкая, и высокая.

Таящиеся в бессознательном ложные личности с ярлыком низкого сорта ощущаешь в повседневности, как леденящие душу подозрения на свой собственный счет. Субличности с высоким рейтингом фонят из бессознательного желаниями и надеждами. Когда такие желания осуществляются и надежды оправдываются, тогда позитивное «я» на время становится актуальным тождеством, которое принимаешь за себя. А обратный откат сопровождает болезненная ломка.

Большая часть всех наших вращений в реальности происходит как раз в таком лавировании, где негативные унизительные тождества всеми силами избегаются, а позитивные возвышающие всеми правдами и неправдами притягиваются – иногда более-менее реалистично, иногда откровенно за уши. Крайние случаи – Христы, Наполеоны и др. «важные» люди из психиатрических учреждений.

Да-да, это все та же старая добрая тема о чувстве собственной важности.

Рационализация

Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать обиду и злость просто потому, что задевают застарелые раны.

Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

Уверенность в себе

По мере вскрытия ложных тождеств, нарастает понимание, что любая качественная оценка собственного «я» на уровне «хорошо»-«плохо» – один большой самообман. Оценить можно разве что внешнее поведение, присущее очередной субличности – и то субъективно.

Здесь, на progressman.ru я часто говорю о ценности самопознания. Когда знаешь, каков ты есть и на что в этой жизни со своими качествами можешь реально рассчитывать, тогда чужое мнение воспринимается без всяких штыков и праздничных эйфорий – всего лишь мнение – порой, откровенно пристрастное.

То есть реальная уверенность в себе – это не повышенная самооценка, а такое основательное и твердое знание себя, которое перестает зависеть от критики, похвалы, частных провалов и успехов.

И это не какой-то капризный индивидуализм, а трезвая смелость «судить» о себе самостоятельно. Уже ради этого целесообразно собственное сознание прояснять, чтобы опираться уверенно прежде всего на собственные реалистичные ощущения о происходящем.

Иначе получается диковинная ситуация. Для одного оценщика наше «я» – дрянная помеха, для второго – божественный дар. И тогда самооценка пускается в свободный полет, ее штормит и швыряет по крайностям – от кромешного ужаса до счастливого облегчения, словно в поисках окончательной правды о самом себе.

Поэтому, когда ситуация все-таки побуждает снова и снова в себе сомневаться и о чем-то переживать, – это явный признак избегаемого опасения на собственный счет. В таком ключе целесообразно перестать себя успокаивать и поглядеть своему страху открыто в глаза.

В конце концов «звездной пыли» переживать не о чем – она просто есть.

В следующей статье вероятно попробую описать одну несложную практику смирения со своими субличностями, которую на разных этапах предлагаю большинству клиентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *