Содержание
1) Духовный мир человека. Ценности
Многие из людей считают, что у них «богатый (красивый) внутренний мир», но, зачастую, при вопросе о том, что это значит – ответить затрудняются. Каждый человек отличается не только внешне, но и внутренними качествами, такими как:
— количеством и уровнем знаний и опыта, памяти;
— проявлением эмоций и чувств;
— набором способностей и талантов;
— ценностными ориентациями;
— представлениями и идеалами;
— особенностями мировоззрения.
Все перечисленное и составляет основу духовного мира человека, его структуру. В ряде словарей «духовный мир» определяется как место обитания божеств, ангелов и демонов. И это так, потому что все наши положительные и отрицательные качества и эмоции составляют также наш духовный мир.
Таким образом, духовный (внутренний) мир человека – это совокупность душевных переживаний, эмоций и чувств, знаний и опыта, ценностей и представлений, а также особенностей мировоззрения.
Ориентиром человека в мире являются его ценности. Ценности – это все, что значимо для человека, то, что наиболее важно для него. Различают материальные и духовные ценности. К материальным ценностям относятся предметы, вещи, деньги; к духовным – знания, здоровье, дружба, образование, духовный рост и др.
2) Мировоззрение, его структура и уровни
Центральным элементом духовного (внутреннего) мира человека является мировоззрение. Понятие «мировоззрение» состоит из двух слов «мир» и «зрение», исходя из этого составим определение: мировоззрение – это совокупность взглядов человека на окружающий мир, место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Основу мировоззрения человека составляют:
— уровень знаний и опыта;
— убеждения (чувство уверенности в своих взглядах и действиях);
— ценности;
— идеалы.
Так как человек в течение жизни изменяется, то и его внутренний мир, и мировоззрение также динамичны.
В философии и психологии выделяют уровни мировоззрения:
— мироощущение;
— мировосприятие;
— миропонимание.
В литературе чрезвычайно мало информации о них, поэтому раскроем эти понятия. Мироощущение основывается на чувствах индивида. На самом деле, независимо от деятельности человека и его самого, физическое тело ежесекундно получает огромное количество информации из внешнего мира, а именно: светло или темно, окружающие цвета, звуки и голоса, тактильные ощущения окружающих предметов, запахи, вкусы блюд, давление, тепло и холод. Все эти сведения позволяют организму выявить уровень комфортности места, в котором находится человек, уровень его безопасности. Мироощущение является основой нашего взаимодействия с миром.
Информация, поступающая из наших ощущений в мозг, соединяется в единую картину – это мировосприятие. Другими словами, мировосприятие человека – это ответная реакция нашего организма на окружающий мир и действительность. У человека возникают определенные эмоции и чувства, переживания, посредством которых физическое тело, на основе полученных от ощущений информации, помогает человеку воспринять и понять окружающий мир.
Третий уровень мировоззрения или третий этап его формирования – это миропонимание. Миропонимание – это процесс формирования системы взглядов человека, познания мира, действительности и самого себя. Миропонимание – это непосредственное отношение человека с миром, совокупность его мыслей и взглядов.
Таким образом, пройдя все три стадии человек формирует определенную картину мира, свое мировоззрение и свою самооценку.
3) Исторические виды и формы мировоззрения
У каждого человека свое миропонимание, свой особый уникальный жизненный опыт, свое мировоззрение. В тоже время если проанализировать различные исторические эпохи, то можно выделить некоторые схожие элементы во взглядах многих людей. На основе этого выделяют следующие виды мировоззрения:
— мифологическое;
— религиозное;
— обыденное (житейское);
— научное;
— философское.
Древний мир характеризуется наличием мифологического мировоззрения. Рассказывая мифы о богах, магии и фантастических существах, люди стремились объяснить происходящие события, природные явления и катаклизмы, а также прославить подвиги героев и путешественников. Отметим, что раньше мифы и описывали, и объясняли человеку окружающий мир, и определяли всю его жизнь, деятельность, нормы поведения и жизни.
В последствии мифологическое мировоззрение заменяется религиозным. Религиозное мировоззрение основывается на божественной картине мира, сверхъестественном, представлениях о существовании потустороннего мира. Бог как высший творец всего существующего представляет собой в представлениях людей как совершеннейшее существо, абсолютную силу и неиссякаемую творческую энергию. Религия становится не только объяснением происходящих вокруг человека событиях и явлениях, но и духовной опорой в сложные для него периоды жизни.
Тем не менее во все исторические периоды существования человечества основным видом мировоззрения людей остается обыденное (житейское) мировоззрение. Анализируя само понятие, можно увидеть близость слов «обыденный» и «обычный день», а также «житейский» и «жизнь». Ежедневно в процессе своей жизнедеятельности человек проживает различные ситуации, получает опыт, знания, умения и навыки, из которых и складывается его жизненная картина мира. В основе обыденного мировоззрения лежит здравый смысл, т.е. устоявшаяся точка зрения на какой-либо предмет или явление. Другими словами, здравый смысл – это совокупность очевидных мнений, спорить с которыми, по общему признанию, неразумно.
Конец XIX – XX вв. — начало активного развития науки, постепенный уход от религиозного мировоззрения, складывание научной картины мира – научного мировоззрения. Наука призвана исследовать окружающий мир и объяснить происходящие в мире процессы с помощью научных фактов и доказательности. Таким образом, особенностями научного мировоззрения являются:
— нацеленность на поиск истинных знаний;
— доказанность научных фактов;
— отсутствие противоречий, возможность проверки фактов;
— особый научный язык (наличие особых терминов и понятий);
— объективность (соответствие полученных знаний объекту познания);
— рациональность (опора на логику и мышление).
Наряду с научной картиной мира в настоящее время для населения развитых странах характерно философское мировоззрение. Философское мировоззрение обобщает духовный и практически опыт освоения мира. Философия стремиться «заглянуть вглубь» событий, процессов и явлений, определить их первопричину, смысл и взаимосвязь.
На сегодняшний день философы выделяют три основные формы мировоззрения:
— мифология;
— религия;
— философия.
Возможные темы плана (ЕГЭ. Задание 28): «Мировоззрение и его роль в жизни человека»
«Мировоззрение, его виды и формы»
1) Понятие «мировоззрения».
2) Структура мировоззрения:
— убеждения;
— знания и опыт;
— ценности и идеалы.
3) Уровни мировоззрения:
— мироощущение;
— мировосприятие;
— миропонимание.
4) Виды мировоззрения:
— мифологическое;
— религиозное;
— обыденное (житейское);
— научное;
— философское.
5) Формы мировоззрения:
— мифология;
— религия;
— философия.
6) Мировоззрение как основа духовного мира человека.
Наличие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Русский
В Викиданных есть лексема мировосприятие (L128409). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | мѝровосприя́тие | мѝровосприя́тия |
Р. | мѝровосприя́тия | мѝровосприя́тий |
Д. | мѝровосприя́тию | мѝровосприя́тиям |
В. | мѝровосприя́тие | мѝровосприя́тия |
Тв. | мѝровосприя́тием | мѝровосприя́тиями |
Пр. | мѝровосприя́тии | мѝровосприя́тиях |
мѝ-ро-вос-при-я́-ти·е
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -мир-; интерфикс: -о-; корень: -восприя-; суффикс: -тиj; окончание: -е .
Произношение
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- совокупность мыслей, чувств человека как реакция на окружающий мир ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- мироощущение, мировоззрение
Антонимы
- —
Гиперонимы
- система
Гипонимы
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»
Перевод
Список переводов
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Если попытаться обозначить грань, отделяющую живое от неживого, условно говоря, одушевленное от неодушевленного, то: первое — от вируса до человека можно охарактеризовать таким словом, термином, как — мироощущение. В довоенном «Толковом словаре русского языка»: «Мироощущение (книжное). Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. Пример: «Бодрое мироощущение». Если обратить внимание на дату выпуска этого тома словаря — 1938 год, то понятно, отчего составители словаря подобрали такой пример. И всё же — он никак не соотносится с сотнями тысяч репрессированных, их родных и близких; однако, справедливости ради, в эти годы миллионы советских граждан воодушевлялись тем, что «жить стала лучше, жить стала веселее», и надеялись, что в будущем станет ещё лучше и веселее. Впрочем, это отступление от темы всеохватывающей и несколько отвлеченной.
Понятие мироощущения приложимо, как я полагаю, лишь к живому, по-старому — одушевленному. Именно живое, подчиняясь, как и неживое, законам природы, сверх того реагирует, получая информацию извне на то, что определяет наше существование — мы, люди, посредст-вом органов чувств, а, может, и не только; но и бактерии или растения, по-своему, — поскольку от этого напрямую зависит выживание каждой особи, а, главное, в конечном счёте — продолжения рода, того вида, который породила эволюция по своим законам.
Такое мироощущение унаследовано и видом гомо, но дальнейшее интеллектуальное развитие и сопутствующее эмоциональное уже всё сильней корректировалось разбросом индивидуальностей — их характе-рами, темпераментами, творческими способностями, жизненной устрем-лённостью. И, поскольку люди были объединены в сплоченные племена или союзы родственных племен, становилось, проявлялось то, что можно условно обозначить термином или понятием — мировоззрение, во-обще — это целый комплекс, ставший обязательным для относительно благополучного существования, а, может, лучше сказать — выживания — любой этнической группы, совместно противостоящему всему препятствующему достижению той же цели — продолжение рода. И широкий обмен информацией разносторонней — благодаря овладению членораздельной речью, понятного своим языка, способствовал оптимизации совместных действий, сотворению кроме природной и, скажем так, рукотворной экологической ниши в формах земледелия, скотоводства, орудий труда и охоты, сооружения жилищ, очагов, производством одежды, утвари, различных элементов материальной культуры.
Но — и не материальной, — того, чего не могло быть в дочеловеческом, животном мире. Благодаря активным творческим личностям, вероятно каким-то образом улавливающим потенциальное восприятие соплеменников к инициируемому ими, новшествам, могущим пусть в грядущих поколениях выкристаллизовываться уже в традиционно востребованное, незыблемое, — формировались эти мировоззренческие — в широком плане этнические комплексы. Они отличаются общепринятой и устоявшейся общественной структурой, мифологией, верованиями — от зачатков религиозных представлений до сформированных основательно направлений мировых религий с сопутствующей обрядностью. Таковы предпосылки оптимального выживания объединенной таким образом этнической сообщности в своей — уже человеческой экологической нише — в широком смысле, включая и природные условия, и «вторую природу», созданную человеком, и взаимоотношения с соседними национальными образованиями.
О том, насколько так называемое мировоззрение смыкается с генетической основой индивида, можно судить хотя бы по тому, что оно в значительной мере сохраняется для тех групп, общин, представителей той или иной национальности, что волею судеб оказываются в диаспоре, в другой этнической среде. А мозаичность мировоззрений — в рамках соблюдения писаных и неписаных законов своего мировоззренческого круга — можно считать — современные цивилизованные варианты, позволяющие «человеку неустойчивому», как я в одном из опусов определил представителя гомо сапиенс — с нарастающей душевной неустойчивостью во всё интенсивней меняющемся мире.
Сегодня мировоззрение включает в себя идеологию в самых различных ипостасях. Это — если допустима подобная метафора — такая гравитационная составляющая бытия, как гравитация в научном, буквальном смысле, объединяются, по крайней мере, в макромире — и галактики, и планетарные системы, и всё, что составляет земную сушу, и воды рек и океанов: а информационная «гравитация», объединяет животные сообщества, и людские — от семьи до империи. Но и это — мне, и не только мне так кажется — ещё не высшая составляющая нашего существования, даже если приплюсовать к тому, что именуем ми-ровоззрением — литературу, искусство, науку, хотя здесь уже намечается переход к тому, что назовём миропониманием.
Тот же словарь краток: «Миропонимание (также «книжное»). Система понимания мира, окружающей жизни». В словаре Даля: «Миросозерцание, умственное созерцание міра-міров вселенной». Конечно, не только «окружающей жизни», но и не с акцентом на «умственное» у Даля, как бы отдельно от безрассудочно религиозного. А в этом ведь схлестнулись, говоря опять же метафорически, — Восток и Запад, то есть, полагая миропонимание как максимальное приближение к Истине — с заглавной буквы — наиболее полное и глубокое виденье сущности мироздания и роли в нём человека — Восток предпочитает — скажем, медитацию, йогу — не смею продолжать — слишком далёк от серьезного знакомства с такого рода путями приближения к Истине, хотя размышлял об этом, и, может быть, интуитивно нащупываю сущность такого миропонимания. А моему мышлению гораздо ближе неустанное стремление Запада дать всему на свете научное объяснение, и, надо отдать должное, в новое, особенно в новейшее время познание очень многого во Вселенной и в Человеке трудно переоценить.
И мысли о путях постижения Истины — с Востока и Запада — полтора десятка лет или больше — остались на страницах «Ранней ягоды», и отчасти и в дальнейшем намётки того, как можно объединить то, что человеку — неведомо почему и зачем — даётся «свыше» — как откровение в чистом виде, без логики и доказательств строгими выводами науки, хотя бы на уровне ниспровергаемых с порога гипотез. Может, в какой-то мере это мне удалось?..