Древнееврейский пророк 4

Пророк 5 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: пророк 5 букв

5 букв
Аарон (осиянный) — брат и ближайший сподвижник пророка Моисея, основоположника иудаизма
Авдий — древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков
Аггей — Библейский пророк
Аллах Уже в первых сурах Корана (96 и 74) имеется призыв признать Мухамеда пророком Аллаха
Бурак До Мухаммеда он служил и другим пророкам
Ветвь Она являлась атрибутом ветхозаветного пророка Исайи
Ворон В ворона обращался пророк Илия, когда по приказу Бога приносил Христу пищу в пустыне
Гроза Атрибут Ильи-пророка, мечущего молнии в чертей
Закат (очищение) — налог, предписанный Кораном мусульманам в пользу единоверцев (бедных, пленников у неверных, рабов, должников, путешественников, пророка Мухаммеда и его семьи, а также воинов).
Иоиль — Библейский пророк
Исайя (8 век до нашей эры, Иерусалим), первый из так называемых «больших пророков» Ветхого завета
Ислам Основные догматы — поклонение единому всемогущему Богу — Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха
Иснад (арабское إسناد — опора) — цепочка рассказчиков передающих хадис от пророка Мухаммеда
Книга С книгой в руках традиционно изображались пророки, сивиллы, евангелисты, отцы Церкви
Коран Первоначально была собранием устных текстов, в рукописном виде появилась уже после смерти Пророка
Крест Крест является также атрибутом святых: расцветший крест — Антония Падуанского, с потиром — Бонавентуры, с лилией — Екатерины Сиенской, с дароносицей — Клары, со свитком — пророка Иеремии, с пальмовой ветвью — Маргариты Антиохийской и тому подобное
Михей — Библейский пророк
Нафан — Библейский пророк, живший во времена царей Давида и Соломона, один из авторов Книги Царств
Огонь Трое спутников пророка Даниила — Седах, Мисах и Авденаго — были брошены в огонь из-за того, что отказались поклоняться золотому истукану Навуходоносора, но остались невредимыми, продемонстрировав тем самым силу Бога
Песах На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха
Сухуф (арабское الصحف — свитки) — свитки, в котором были откровения Аллаха отдельным пророкам
Фанор — В трагедии Вольтера «Фанатизм, или Пророк Магомет» (1742) преданный сподвижник шейха Зопира, решительно выступавший против сдачи города Магомету
Фидес В опере Джакомо Мейербера «Пророк» (1849) мать Иоанна Лейденского, отрекшаяся от сына, но в финале решившая погибнуть вместе с ним
Хадис (арабское), предание о поступках и изречениях пророка Мухаммеда
Число В литературе приводятся изречения пророка о том, что числа позволяют человеку открыть мир духовный, способствуют его оформлению в настоящего мусульманина и дают возможность перенять весь комплекс знаний и опыта предшествующих поколений
Шериф 2) Почетный титул мусульманина, претендующего на происхождение от пророка Мухаммеда
Похожие запросы: пророк • 4 буквы • 7 букв • 9 букв • 11 букв • 6 букв • 8 букв • 16 букв • 10 букв • 12 букв • 3 буквы
Смотрите также: • Нерест 11 букв • Турист • Месячник • Оптический прибор 9 букв • Волшебный 8 букв • Острог 4 буквы • Конхобар • Ноготки 7 букв • Реплика 5 букв • Таинство 4 буквы • Кау_____ 8 букв

Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

Древнееврейский пророк

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: древнееврейский пророк

4 буквы
Амос — древнееврейский пророк 8 века до нашей эры, обличавший чиновников, ростовщиков, судей
Наум В Библии Наум древнееврейский пророк, предсказавший гибель Ниневии
5 букв
Авдий — древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков
Исайя Исайя — Древнееврейский пророк
7 букв
Аввакум Аввакум — Библейский пророк; Древнееврейский пророк; Один из библейских пророков
Захария — Древнееврейский пророк, священник
Иеремия — древнееврейский пророк 7 — начала 6 веков до нашей эры
9 букв
Иезекииль — древнееврейский пророк
Похожие запросы: древнееврейский пророк • 5 букв • 7 букв • 9 букв • 4 буквы
Смотрите также: • Восточная компенсация за невесту 5 букв • Морское животное семейства дельфинов 7 букв • Копытное домашнее животное 4 буквы • Говорун в Думе 6 букв • Древнегреческий сосуд для вина 7 букв • Хвостатые 14 букв • Пролёт 3 буквы • Лесостепной • Рогаль 7 букв • На какой реке стоит город Златоуст? 2 буквы • оскнха 6 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2013 СИВАН 5773 – 6(254)

Страница из книги пророка Йехезкеля. Из кодекса «Последние пророки». 916 год. Российская национальная библиотека

ИЗРАИЛЬСКО-ИУДЕЙСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА

Из предисловия к книге «Еврейская Библия. Поздние пророки»

Игорь Тантлевский

В издательстве «Книжники/Текст» в серии «Библиотека еврейских текстов. Первоисточники» выходит книга «Еврейская Библия. Поздние пророки» в переводе И. Тантлевского с его же обширным предисловием и комментариями. В этом номере мы публикуем первую часть предисловия, в которой речь пойдет об основных темах пророчества и миссии пророков.

Книги пророков

Деление раздела Невии́м (Пророки) — второй части Танаха (Еврейской Библии) — на книги Ранних пророков (евр. «невиим ришони́м»; букв. «первые пророки») и книги Поздних пророков (евр. «невиим ахарони́м»; букв. «последние пророки») засвидетельствовано с VIII века. Книги Ранних пророков: Йео-шуа — Млахим 2 (в русском синодальном переводе: Иисус На-вин — 4 Царств) — это по преимуществу сочинения исторические. В них излагаются события от начала завоевания израильтянами Ханаана (предположительно во второй половине XIII — начале XII века до н. э.) до разрушения вавилонянами Иерусалимского Храма (586 год до н. э.) и начала вавилонского пленения иудеев. Свое окончательное оформление книги Йеошуа — Млахим 2 получили, вероятно, в середине VI века до н. э., в последние десятилетия вавилонского плена. Обозначение «Ранние пророки» призвано подчеркнуть, что данные библейские произведения содержат материалы об израильских пророках старшего поколения: Йеошуа бин Нуне (Иисусе Навине), Дворе (Деборе), Шмуэле (Самуиле), Натане, Элияу (Илии), Элише (Елисее) и др. Авторы этих книг знали циклы преданий о пророках, прежде всего круг сказаний о пророках Шмуэле, Элияу и Элише, а также использовали записки очевидцев, в том числе записи речений пророков.

В отличие от книг Ранних пророков, рассказывающих о жизни и деятельности пророков старшего поколения, книги Поздних пророков рисуют очень ограниченную историческую картину; повествовательные пассажи (рассказы о призвании пророка, упоминание о ситуации, в которой произносится пророчество, указания и фрагменты исторического и биографического содержания и др.) имеют вспомогательное значение для передачи собственно пророчеств. Книги Поздних пророков по преимуществу содержат речи, призывы, инвективы, стихотворные произведения, песни и т. п., в которых израильские и иудейские пророки VIII–V веков до н. э. (а в ряде случаев и последующие анонимные «транслирующие пророки», пророки-траденты) передавали Б-жественные послания еврейскому народу, обычно в форме прямой речи. Поэтому пророков младшего поколения часто называют письменными пророками. Каждая из первых трех книг Поздних пророков — Йешая́у (Исайя), Ирмея́у (Иеремия) и Йехезке́ль (Иезекииль) — примерно равна по объему комплексу Двенадцати пророков. Поэтому этих трех пророков иногда называют большими пророками. Им придается также особая значимость в традиции (аналогия: патриархи Израиля — Авраам, Ицхак, Яаков). Корпус Двенадцати пророков (Оше́а , Йоэ́ль , Амо́с, Овадья́ , Йона́ , Миха́ , Наху́м , Хаваку́к , Цфанья́ , Хага́й , Зхарья́ , Малахи́ ), также называемых малыми пророками, рассматривается в еврейской традиции как одна книга. Наследие пророков младшего поколения формировалось в книги усилиями их учеников и последователей, пророков-традентов, реализовывавших динамизм и актуализацию Откровения, компиляторов и редакторов в течение веков. Библейский раздел Пророков был в целом сформирован ко II веку до н. э.. Канонизация консонантного текста всей Еврейской Библии произошла около 100 года н. э. или несколько позднее.

Библейские обозначения пророков

Чаще всего для наименования пророка в Танахе используется термин נביא (нави́), означающий «тот, кто призывает (возвещает, проповедует)» или в пассивном смысле — «тот, кто призван» (последняя интерпретация более вероятна). По сути, истинный библейский пророк — это человек, призванный Г-сподом проповедовать Его слово. Термин женского рода נביאה (невиа́), «пророчица», употреблен в Библии по отношению к сестре Моше Мирьям (Шмот, 15:20) и судье Дворе (Шофтим, 4:4), наделенным даром песнопения, а также к трем женщинам, по-видимому связанным с храмовым культом: Хульде (Млах. 2, 22:14 = Дивр. 2, 34:22), жене пророка Йешаяу (Йеш., 8:3) и Ноадье (Нехем., 6:14; представлена как лжепророчица). Во множественном числе данный термин может обозначать: позитивно оцениваемые сообщества пророков («сынов пророков»), группировавшихся, например, вокруг Шмуэля, Элияу и Элиши; храмовых (культовых) и придворных (официальных) пророков; а также лжепророков и языческих пророков. Древним обозначением лица, обладающего даром выявления воли Б-жьей и чудесными способностями (прежде всего исцеления), было «человек Б-жий» (например, Шмуэль, Элиша); вероятно, так обозначались руководители пророческих сообществ. Архаичным словом для обозначения пророка было ראה (роэ́) — «провидец»:

В Библии встречается и синонимичный термин — חזה (хозэ́), «прозорливец». Оба эти наименования подразумевают, в частности, что пророк воспринимает исходящие от Г-спода слова в видениях, образах:

На страже моей стоять буду,

на башне сторожевой обосновавшись;

вглядываться стану, чтобы увидеть,

что скажет Он мне… (Хав., 2:1).

Миссия пророка и некоторые основные темы пророчеств

По-видимому, за исключением Йоэля, Нахума и Хавакука, принадлежавших к традиции храмовых (культовых) пророков, остальные письменные пророки действовали независимо и были оппозиционно настроены к властям и клиру. Г-сподь предостерегает Йешаяу, приближенного ко двору, «дабы он не следовал путем народа этого» (Йеш., 8:11). Пророки происходили из разных социальных кругов: Ирмеяу и Йехезкель, например, были выходцами из священнических семей, Йешаяу принадлежал к привилегированным кругам иерусалимского общества, Амос — скотовод, Миха — вероятно, крестьянин. Выступления пророков не определяются, как правило, ни календарными праздниками, ни какими-либо иными установлениями, а носят спонтанный, ситуативный характер. Источник их пророчеств — нисхождение Б-жественного Откровения, слов, видений от Г-спода. Их выступления часто коррелируют с политическими кризисами и природными катаклизмами. Пророчества иногда сопровождаются ролевыми играми, пантомимой, а также различными экспрессивными символическими актами:

…Г-сподь говорил через Йешаяу, сына Амоца. Он сказал ему: «Сними дерюгу, что на бедрах у тебя, и обувь свою сбрось с ног твоих». Так он и сделал — ходил нагим и босым.

И сказал Г-сподь: «То, что раб Мой Йешаяу ходит нагим и босым три года, — это знак и предвестие о Египте и о Куше. Так царь Ассирии погонит пленников из Египта и изгнанников из Куша — юношей и старцев — нагими и босыми и с обнаженными ягодицами — на позор Египту» (Йеш., 20:2-4).

«А ты, сын человеческий, возьми себе кирпич, положи его пред собой и начертай на нем город — Иерусалим. И устрой вокруг него осаду — возведи против него осадную стену, насыпь вал, напротив расположи стан и расставь кругом тараны. И возьми себе железный противень, и поставь его железной стеной меж собою и городом, и устреми на него взор свой: он будет в осаде, а ты осаждай его. Таково знамение дому Израиля.

И ляг на левый бок свой, и на него сложи вину дома Израиля: сколько дней пролежишь на нем, столько будешь нести на себе вину их. И по годам беззаконий их назначу Я тебе число дней: триста девяносто дней будешь ты нести вину дома Израиля. А когда исполнишь это, ляжешь снова, уже на правый бок, и будешь ты нести вину дома Йеуды сорок дней: день за год Я назначаю тебе, день за год.

И на осаду Иерусалима устреми взор свой и обнаженную руку свою, и пророчествуй против него. Вот, Я возложил на тебя узы: не повернешься ты с боку на бок, пока не окончишь дней осады своей» (Йехез., 4:1-8).

Микрографический портрет пророка Ирмеяу. Бухарест. Конец XIX века. Библиотека Еврейской теологической семинарии США, Нью-Йорк

Истинный пророк избран Г-сподом для выполнения порученной ему миссии, он — вестник, наделенный особым даром непосредственно воспринимать слово Б-жье, и обязан донести его до общества — от царя до бедняка, провозгласить миру. Б-жественное избрание, низошедшая благодать придают пророку особый надсоциальный и экстерриториальный статус:

И было ко мне слово Г-сподне такое:

«Еще не образовал Я тебя во чреве,

(а уже) знал тебя;

еще не вышел ты из утробы,

а Я освятил тебя:

пророком для народов Я поставил тебя».

Я же ответил: «О Г-споди, Б-же! Я не речист,

ведь я (еще) отрок».

Но Г-сподь сказал мне:

«Не говори: «Я — отрок!”

Куда Я ни отправлю тебя, пойдешь,

что повелю тебе — скажешь.

Никого не бойся;

ибо Я с тобою, чтобы спасать тебя», —

слово Г-спода.

И простер Г-сподь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Г-сподь: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я сегодня поставил тебя над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и крушить, строить и насаждать» (Ирм., 1:4-10).

Дух Г-спода Б-га на мне,

ибо помазал меня Г-сподь,

чтобы благовествовать смиренным,

послал меня врачевать сокрушенных сердцем,

возвестить пленным свободу

и узникам — полное освобождение,

возвестить год благоволения Г-спода

и день возмездия Б-га нашего,

утешить всех скорбящих… (Йеш., 61:1-2).

Для передачи слов Б-га в книгах Поздних пророков часто используется т. н. «формула вести» из языка дипломатии и корреспонденции Древнего Ближнего Востока, где официальные послания начинались словами: «Так сказал/говорит имярек». Это указывает на то, что пророк рассматривает себя и почитается аудиторией — как современной ему, так и последующими поколениями — в качестве вестника Самого Г-спода.

* * *

Миссия пророка гораздо шире, чем простое предсказание будущего, — израильско-иудейские пророчества затрагивают весь основной спектр духовной и материальной жизнедеятельности человека: вопросы жизни и смерти, теологии и культа, этические нормы, проблемы внутренней и мировой политики, социальные и экономические антагонизмы, правовые коллизии, семейные взаимоотношения и многое другое. Взор пророка обращен не только в будущее, близкое и далекое — вплоть до конца времен и становления нового мира (ср., например, Ирм., 4:23 и Йеш., 65:17, 66:22), но и в прошлое (часто — на эпоху египетского плена израильтян и Исхода) — вплоть до сотворения мира (см., например, Ирм., 10:12 = 51:15). Пророк говорит и о потусторонних мирах — о небожителях (см., например, Йеш., гл. 6, Йехез., гл. 1 и сл.) и обитателях подземного Шеоля (см., например, Йеш., гл. 14; Йехез., гл. 31–32).

Центральной богословской идеей книг Поздних пророков выступает представление о единственности Г-спода — истинного Б-га, Б-га Живого (в отличие от рукотворных идолов, которые суть ничто, «мертвы»). Пророки выступают против широко распространенных у соседних народов и популярных в Израиле и Иудее в допленный период культа духов предков и некромантии, гаданий различного свойства, магических и мистических действ как осуждаемых Законом и не соответствующих теологии Г-спода. У письменных пророков развивается креационистская концепция и идея о трансцендентности Б-га по отношению к мирозданию — сотворенной Им Вселенной (Ирм., 10:16 = 51:19):

«Небо — престол Мой,

а земля — подножие Мое.

Какой же дом можете
построить вы Мне

и где место, (пригодное) для
отдохновения Моего?

Все это рука Моя сотворила –

так возникло все это», —

слово Г-спода (Йеш., 66:1-2).

Он сотворил землю силою Своею,

утвердил (обитаемый) мир мудростью

Своею

и разумом Своим распростер небеса

(Ирм., 10:12 = 51:15).

Г-сподь — это Б-г ол́ама (אלהי עולם ,אל עולם; Берешит, 21:33, Йеш., 40:28), Царь олама (מלך עולם; Ирм., 10:10), который мыслится как устремленный в будущее поток времени, несущий в себе все сущее; олам — это «мир как история» или «мировое время» по преимуществу. В пророческой литературе отчетливо выявлено представление о линеарном (необратимом), историческом времени. Г-сподь трансцендентен оламу, Он вне сотворенного Им времени, над историей. С другой стороны, Б-г открывается в оламе, движущемся к установленной Им Цели; в нем реализуется Замысел Б-га. Время переживается как эсхатологический процесс. Будучи сотворено Б-гом, оно имеет начало, равно как и будет иметь конец — «Конец дней», «День Г-сподень». Это — День Суда и Воздаяния (вплоть до полного уничтожения), знаменующий собой переход от истории (или, может быть, точнее, «предыстории») человечества к метаистории под «новыми небесами» на «новой земле» (Йеш., 65:17, 66:22) — эпохе с отличными от исторических характеристиками духовной и материальной жизни, порядка вещей (ср., например: Йеш., 11:6-10, 25:8, 65:13-25; Йехез., 47:1-12; Ош., 6:2, 13:14; Зх., 14:6-9). Если у допленных пророков в их эсхатологических видениях больший акцент делается на аспекте воздаяния грешникам в конечные дни, то с эпохи вавилонского плена у пророков все сильнее звучит сотерологический мотив.

Пророк Йехезкель. Гравюра Гюстава Доре из серии «Библейские сюжеты». 1864–1866 годы

Оживут мертвецы Твои,

восстанут мертвые тела (народа) моего!

Пробудитесь и радуйтесь,
покоящиеся во прахе,

ибо роса Твоя — роса светоносная,

и земля (воз)родит рефаимов (т. е. почивших. — И. Т.) (Йеш., 26:19; ср.: Йехез., 37:1-14).

В книгах пророков, начиная с самых ранних письменных пророков, Амоса и Ошеа, религиозные представления израильтян и иудеев приобретают отчетливые черты этической религии. При этом этический дуализм не выходит за рамки строгого монотеизма:

Создаю свет и творю тьму,

созидаю благополучие и творю зло;

Я, Г-сподь, совершаю все это (Йеш., 45:7).

Добрые поступки, милосердие, справедливость провозглашаются важнейшей частью религиозной жизни, своего рода формами Б-гослужения.

Возненавидьте зло, и возлюбите добро,

и восстановите у ворот правосудие…

Если и вознесете Мне всесожжения

и (принесете) хлебные дары свои —

Я не пожелаю (их),

и не взгляну Я на мирную жертву

из откормленного скота вашего.

Удали от Меня гул песнопений своих,

игры нэвелей твоих слушать не буду.

Пусть, как вода, течет правосудие,

справедливость — как поток неиссякаемый! (Ам., 5:15, 22-24).

…Милости желаю Я,

а не жертвоприношений,

и ве́дения Б-га (больше),

нежели всесожжений (Ош., 6:6).

Цион будет искуплен правосудием,

а покаявшиеся его — справедливостью (Йеш., 1:27).

В проповедях пророков доминируют идеи социальной справедливости и соблюдения законности, содержится резкая критика власть имущих и богатых, ущемляющих права и угнетающих слабых и обездоленных:

Выслушайте это вы, попирающие
неимущих

и губящие бедняков страны!

(Вы) говорите:

«Когда же пройдет Новомесячье,

и сможем мы продавать зерно,

и Суббота, чтобы открыть нам житницы!

Меру убавим,

цену прибавим,

станем обвешивать!

Будем покупать бедных за деньги,

а неимущих — за пару обуви;

будем (даже) обсевки хлебные продавать» (Ам., 8:4-6).

Горе прибавляющим дом к дому;

поле к полю присоединяют,

так, что не осталось места!

Лишь вам одним дано жить на земле?!

Горе (тем), кто издает законы преступные

и предписания, (приносящие) страдания, пишет,

чтобы извратить суд (над) нищими

и отнять право (у) бедных в народе Моем,

чтобы вдовам быть добычею их

и ограбить сирот! (Йеш., 5:8, 10:1-2).

Горе помышляющим о беззаконии

и затевающим зло на ложах своих!

С рассветом вершат они его,

когда есть сила в руке их.

Возжелают поля — и отберут (их);

дома — и захватят (их);

ограбят мужа с домом его,

человека — с наследием его! (Мих., 2:1-2).

Разрабатывается представление об индивидуальной ответственности человека за его поступки и о спасительной силе раскаяния:

И было ко мне слово Г-сподне такое: «Что это у вас за пословица такая на земле Израиля:

«Отцы ели незрелый виноград,

а у детей притупились зубы”?

Жив Я! — слово Г-спода Б-га. — Не будет у вас больше этой пословицы в Израиле. Ведь всякая жизнь принадлежит Мне: как жизнь отца, так и жизнь сына; кто согрешил, тому и умереть. А если человек праведен, поступает по закону и справедливости — на горах (жертв) не ест, на идолов дома Израиля не оглядывается; жены ближнего не оскверняет, а к своей жене в пору нечистоты (ее) не приближается; никого не притесняет, должнику возвращает залог его, не разбойничает, голодного кормит, голого одевает, не отдает денег в рост и лихвы не взымает; от беззакония воздерживается, тяжбы разбирает по справедливости, законам Моим следует и установления Мои соблюдает, поступая по справедливости, — праведник он и жив будет», — слово Г-спода Б-га (Йехез., 18:1-9; ср.: Ирм., 31: 29-30).

Если же нечестивый отвратится от всех грехов своих, которые творил, и будет соблюдать все предписания Мои, поступать по закону и справедливости, то он жить будет и не умрет. Все его былые преступления не припомнятся ему: за нынешние праведные дела он жить будет. Неужто Я хочу смерти нечестивого, — слово Господа Бога, — а не того, чтобы отвратился он от путей своих и остался жив? (Йехез., 18:21-23).

Избранность Израиля Б-гом налагает на него особую моральную ответственность:

Только вас признал Я

изо всех родов земных,

потому и взыщу с вас

за все беззакония ваши (Ам., 3:2).

Доктрина избранного народа достигает апогея в своей эволюции в пророчествах, помещенных в Йеш., гл. 40–55 (конец эпохи вавилонского плена), утверждающих, что исторические события и судьбы всех народов суть не что иное, как этапы реализации Б-жественной Цели, а Цель эта заключается в конечном объединении всего человечества в единый народ, почитающий Г-спода как своего единственного Б-га. Израиль, «раб Г-спода», — это орудие Б-га для осуществления данного великого Откровения; он выступит в качестве посланника Б-га, будет свидетельствовать о Его Реальности и даст Закон всем другим народам земли. Народ Израиля явит пример исполнения Б-жественных установлений, обучит им остальных людей и, таким образом, будет способствовать спасению всего рода человеческого. Характерное для пророческой литературы беспрецедентное единство универсалистского мировоззрения и национального самосознания, вероятно, наиболее отчетливо проступает именно в книге Йешаяу. В эпоху, когда Ассирия ведет жесточайшие завоевательные войны, пророк предвидит грядущий всеобщий мир и царство Закона:

И будет в конечные дни:

утвердится Гора Дома Г-сподня

во главе гор

и возвысится над холмами.

И потекут к ней все народы,

и пойдут многие племена, и скажут:

«Давайте взойдем на Гору Г-сподню,

в Дом Б-га Яакова —

научит Он нас путям Своим,

и мы пойдем по стезям Его».

Ибо из Циона выйдет Закон

и слово Г-спода — из Иерусалима.

И рассудит Он племена,

и обличит многие народы;

и перекуют они мечи свои на мотыги

и копья свои — на (садовые) ножи;

не поднимет народ на народ меча,

и не будут более учиться воевать (2:2-4).

Говоря об отличии израильско-иудейских пророчеств, зафиксированных в книгах Поздних пророков, от пророчеств древнеближневосточных, следует, прежде всего, указать на то, что в последних отсутствует острая социальная критика, не затрагиваются социально-политические антагонизмы, не обсуждаются этические проблемы. Языческих пророков не интересует судьба всего своего народа, но она постоянно волнует библейских пророков; более того, выполняя возложенную на них Г-сподом миссию, они несут индивидуальную ответственность за судьбы Израиля. Древневосточному мировоззрению чужд принцип, выдвигаемый пророками Библии, согласно которому социальная справедливость и соблюдение законности являются залогом благополучия государства, а их нарушение, гнет и произвол неминуемо ведут к его гибели. Пророки Древнего Ближнего Востока ничего не говорят об эсхатологическом Дне Суда — тема, характерная для израильских и иудейских пророчеств. Творчество пророков Древнего Ближнего Востока не стало основой традиции, сколько-нибудь сопоставимой с наследием библейских пророков.

Продолжение следует

  • Пророк — это человек, говорящий от лица Б-га с людьми.
  • Он может быть женщиной или мужчиной, евреем или язычником.
  • В Танахе содержится упоминание о 48 пророках, 7 пророчицах и 1 язычнике.
  • Даниэль не был пророком, потому что он не говорил с народом.

Кто такой пророк?

Многие сегодня думают, что пророк — это человек, который предсказывает будущее. И так как дар пророчества включает в себя пророческое видение будущего, пророк — это не простой человек, обладающий такими способностями.

Пророк — это человек, говорящий от лица Б-га; человек, избранный Б-гом, для того чтобы обращаться к народу и передавать от Него весть или учение. Пророки были образцом для подражания в святости, просвещённости и близости к Б-гу. Они устанавливали духовные и моральные критерии для всего общества.

Еврейское слово «пророк» – נביא («нави» Нун-Бет-Йуд-Алеф) — происходит от термина «нив сфатаим», означающего «плод уст», который подчёркивает роль пророка как оратора.

Талмуд учит нас, что было сотни тысяч пророков — в два раза больше, чем число покинувших Египет — 600 тысяч человек. Но большинство пророков передавали весть, которая предназначалась исключительно для ныне живущего (текущего) поколения и не упоминалась в Священных Писаниях. Писание называет только 55 пророков Израиля.

Пророк — не обязательно мужчина. Танах раскрывает образы семи пророчиц, о которых пойдет речь в дальнейшем. Талмуд сообщает, что пророческая способность Сарры превосходила видение Авраама.

Пророк не обязательно должен быть евреем. В Талмуде сказано, что среди язычников также были пророки (в первую очередь Билам, описанный в Бемидбар 22), хотя он не являлся столь возвышенным, как остальные пророки Израиля (как показывает история Билама). А некоторые из пророков, как, например, Йона, отправлялись Создателем в другие страны для возвещения язычникам слова Б-жьего.

Согласно некоторым точкам зрения, пророчество — это вовсе не дар, который повсеместно раздаётся людям. Скорее, это кульминация духовного и этического развития человека. Когда человек достигает высокого уровня духовного и этического развития, Шхина (Б-жественное присутствие) осеняет этого человека и покоится на нём или на ней.

Аналогично, дар пророчества оставляет человека, если он теряет своё духовное и этическое совершенство.

Величайшим из пророков был Моше рабейну. Говорят, что Моше видел всё, что видели остальные пророки и даже больше, чем они. Моше видел всю Тору, включая Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания), которые будут написаны через сотни лет. Все последующие пророчества были выражением того, что Моше уже видел. Таким образом, мы учим, что ничто из Невиим и Ктувим не может противоречить Писаниям Моше, потому что Моше предвидел их смысл заранее.

В Талмуде говорится, что писания пророков понадобятся в Грядущем мире, так как в эти дни люди станут умственно, духовно и этически совершенными и будут обладать даром пророчества.

Список пророков в Еврейских Писаниях

Ниже вы познакомитесь с именами пророков, о которых рассказывает Талмуд, и встречаемых в комментариях Раши к тем страницам Писания, где в Танахе появляется пророк.

Почему Даниэль — не пророк?

Меня часто спрашивают, почему книга Даниэля в Танахе включена в Ктувим (Писания), а не в Невиим (Пророки)? Разве Даниэль не был пророком? Разве его видения о будущем не были истинными?

Согласно иудаизму, Даниэль не является одним из 55 пророков. Его писания включают в себя видения будущего, которые непременно исполнятся. Однако его миссия не заключалась в том, чтобы быть пророком. Его видения будущего никогда не объявлялись народу; они были записаны для будущих поколений. Таким образом, их классифицируют в Танахе как Ктувим (Писания), а не Невиим (Пророки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *