Чань буддизм

Название. Чань представляет собой, сложившуюся в начале 6 в. самостоятельную школу китайского буддизма, интегрирующую учение махаяны с базовыми положениями китайской философии и сосредотачивающуюся на созерцательной и медиативной практике. На приоритет психопрактики в данной школе указывает само ее название, так как слово чань, представляющее первый иероглиф «чань-на» (санскр. «дхьяна», яп. дзэн.) означает созерцание, отстранённость, медитацию, «медитативной состояние» или «чань дин» — «сосредоточение» и «поглощенность».
Школа Чань имела несколько названий. Так, Чань был известен под именем «Фосинь цзун» (кит. фо синь цзун; санскр. буддха хридая) — «Школа сердца Будды». Учитывая тот факт, что школы китайского буддизма с 6.в. использовали раннеконфуцианское многосмысловое понятие синь, понимаемое как сердцевина, единство сердца и сознание, то еще одним названием Чань являлось «Школа сознания Будды». «Это название, — писал Л.Е. Ягунтов, — отражает другую особенность школы, а именно ее чрезвычайную психологизированность. Главное внимание школы было направлено на человеческую психику, которая, согласно адептам чань, скрывает в себе сознание Будды».
Кроме этого можно привести еще одно название школы Чань , которое было связано с особенностью и традицией передачи учения «от сердца к сердцу», а именно: «Школа передачи печати сознания Будды» (кит. чжуань фо синь инь цзун).
Данное название связано с проповедью Будды на Вершине Грифа, во время которой он взял в руку цветок и молча улыбнулся. Один только Махакашьяпа понял мысль послания Будды и улыбнулся в ответ. Так была передана «печать сознания Будды» (фо синь инь), на которой и основывается традиция Чань, несущая и продолжающая сокровенную суть истинного знания.
Ранняя версия Чань называлась «Школой Ланкаватары», что отражало доктринальный характер «Ланкаватара сутры» (4 в.), в которой впервые исходное единое сознание отождествлялось с природой Будды -татхагатагарбхой, подчеркивалась важность практики для достижения Пробуждения, а также акцентировалась важность самостоятельного переживания сокровенного смысла учения.
Основатели. По словам А. Маслова, первоначально чань-буддизм воспринимался именно как школа, изучающая «Ланкаватара-сутру», а ее основоположником считали Гунабхадру (394—468), который первым в 443 году перевел данный текст на китайский язык и еще в 5 веке популяризировал в Китае «учение о созерцании» и «очищении сердца»».
Традиционно ключевыми фигурами раннего чань буддизма являются Первый патриарх Бодхидхарма (440–528 /536), который в 520 году принес из Индии свое учение о «просветлении», а также Шестой патриарх Хуэйнэн (638—713), автор доктринального текста «Сутра помоста шестого патриарха».
Бодхидхарма основал в монастыре Шаолинь первую школу чань-буддизма, распространял свое учение непосредственно от сердца к сердцу, призывая обретать состояние будды посредством созерцания собственной подлинной природы. Он учил обретению состояния абсолютной свободы, мужественному избавлению от всего традиционного и навязанного, смелому проникновению в самые глубины учения и проникновению в истинную реальность, которая не находится ни в каком другом месте, кроме собственного ума и сердца. Кроме этого Бодхидхарма, призывал к отбрасыванию всех концепций и текстов и приближению учения к самой реальной жизни, к пониманию чань-буддизма как повседневных мыслей и действий, чайной церемонии, боевых искусств и живописи. Важнейшим вкладом Бодхидхармы в новое учение было также создание новых методов психопрактики и в особенности сидячей медитации цзо чань и созерцания стены би-гуань.
Он учил, что всё исходит из ума, что природа ума — это природа Будды, что природа Будды врождённа в каждом чувствующем существе, и основной метод осуществления этой природы — созерцание ума.
На протяжении двух последующих веков традиции чань поддерживали и развивали Четыре патриарха, начиная с ученика Бодхидхармы Хуэйкэ (487—593),отличающегося добротой и сердечностью и отстаивающего практику внезапного просветления, его преемника Сэнцаня (ум. в 606), известного своей работой «Слова доверия сердцу», в которой были синтезированы идеи даосизма и буддизма, Даосиня (580—651), призывающего углубленно медитировать, а также просто «работать, проживать, сидеть, отдыхать» и Хунчжэня (Гунина) (601—674), который создал многочисленную и сплоченную чаньскую общину «Врата Дхармы Восточной горы».
В свою очередь шестой патриарх Хуэйнэн (638—713), который был основателем Южной школы внезапного просветления (дунь у), по сути завершил эпоху формирования учения и одновременно выступил основоположником классического, чистого Чань буддизма, окончательно определившегося и вышедшего за рамки «школы «Ланкаватара-сутры».
Наставники и мастера. Период после кончины Хуэйнэна и серединой 9 века называют золотым веком китайского чань. Среди выдающихся представителей Чань данного времени, можно выделить:
Шэнь-хуэя (670-762), по некоторым свидетельствам Седьмой Патриарх, придающий особое внимание внутренним переживаниям и страстям, которые он пустотными и нереальными, также, как и личное «я»,
Юн-цзя (665—713), представителя школ Тяньтай и Чань, автора «Песни о Просветлении»,
Ма-цзу (707—786), находившегося у истоков формирования школы Линьцзи, автора формулы «где сознание, там и Будда», первым использовавшим такие методы как крик «кат», физические воздействия и парадоксы для достижения просветления,
У-сяна (кор. Кима) (ум. 762), одного из основоположников Сычуаньского чаня, автора учения «не-запоминания», «не-мыслия» и «не-забвения»,
Баотана У-чжу (720-766/794), автора радикальной концепции «отсутствия отсутствия мысли», делающей бесполезным совершение, ритуалов, молитв, чтения сутр и поклонений,
Байчжан Хуайхая (Бо-чана) (720-814), который заложил основы монашеской жизни и создал первую чань-буддийскую общину основанную на принципе: «День без работы – день без еды»,
Хуан-бо (ум. 850) учителя Линь-цзи и автора «Трактата об основах учения сознания»,
а также Цзун-ми (780–841), который одновременно являлся Пятым патриархом школы Хуаянь, что и позволило ему выдвинуть принцип «цзяо — чань и чжи», означавшим, что «доктрина (философия Хуаянь) и созерцание (чаньская психопрактика) суть одно».
К середине 9 века Северная школа прекратила свое существование, а Южная разделилась на пять направлений («домов» — цзя) классического Чань, два из которых:
дом Линьцзи, который в будущем послужил основой создания японской школы Риндзай, был создан монахом Линьцзи И-сюанем (811-866) и дом Цаодун, впоследствии японская школа Сото, названный посредством объединения начальной части имён её основателей: Дун-шаня (807—869) и Цао-шаня (840—901).
В 10-11 веках школы Линьцзи и Цаодун достигли своего расцвета.
В то же время Линьцзи разделилась на два направления:
— Школу Хуанлун «Жёлтого дракона», основателем которой был Хуан-лун (1002—1069) знаменитый своими коанами и парадоксальными изречениями, собранными в тексте «Три заставы».
— Школу Ян-ци, вершиной направления Линьцзи, которую основал Ян-ци (992—1049) и развивали его последователи У-цзу Фа-янь (1025—1104), которого называли 5 Патриарх, его ученик Юаньу Кэ-цинь (1063–1135), который завершил, начатый еще Линьцзи, сборник наставлений «Речения с Лазурного утеса» и Да-хуай Зун-гао (1089—1163), знаменитый количеством своих учеников и автор метода хуатоу, представляющего собой вопрос, обращаемый к самому себе или свернутый и лапидарный вариант метода гуньаней (яп. коана).
Школа Цаодун окончательно утвердилась благодаря наставнику Да-янь (943—1027), а его ученики Тоу-цзу (1032—1083), автор «Ста образцов воспевания древности», Фу-цзун (ум. 1118 году) и Тан-сиа (ум. в 1119 году), и Хун-чжи Чжэн-цзюэ (1091-1157), которые являлись представителями направления «мочжао» или «безмолвного озарения».

Самостоятельная, не имеющая аналогов в индийском буддизме школа Чань, является вершиной, подлинной квинтэссенцией и наиболее аутентичной формой всего китайского буддизма.
По сути, все вершины разошедшихся по странам различных направлений буддизма имеют сходные характеристики и общие черты, определяемые своеобразием завершающего этапа развития любой теоретической системы.
Так, объединяющими особенностями завершающего, трансформативного этапа традиции махасиддхов в Индии, чань –буддизма в Китае, Дзогчена в Тибете и дзэна в Японии являются:
• распахнутость в Универсум и одновременная трансценденция вовнутрь,
• предельное самоочищение и высвечивание изначального абсолюта,
• утверждение самодостаточности и абсолютной свободы,
• возрастание роли внутреннего мира
• склонность к парадоксальности и выходу за пределы привычных смыслов,
• упрощение и эстетизация теории, устранение ее перегруженности, избавление от множественности и разнообразия, что облегчает проявление чистой воли и живого действия,
• тотальная трансформация теории в метод и практику,
• радикальное погружение в живую повседневность,
• утончение субстрата и энергии до чистого света.

Постараемся дать в сжатом виде основные тезисы и понятия чань-буддизма.
Основные постулаты буддизма:
1. Неотрицание всего — все есть Будда, как бы трудно это ни было понять.
2. Умение медитировать, т.е. осознавать себя и природу, освобождаться от аффектов.
3. Доверяй своему сердцу-сознанию — в нем содержатся ответы на все вопросы.
4 основных принципа Чань:
1) не опирайся на письменные поучения
2) передавай традицию вне наставлений
3) прямо указывай на сердце-сознание
4) преодолевай неведение и становись Буддой

Четыре благородные истины (арья-сатья):

1. Существует страдание (дукха)
Понятие дукха не совсем точно соответствует его русскому переводу «страдание» и входит в так называемые трилакшана (три отличительных качества проявленного мира):
Дукха — изначальное свойство проявленного мира.
Анитья — непостоянство всех внешних и внутренних элементов потока сознания.
Анатман — отсутствие самосущего, независимого от мира «Я» (личности, нихсвабхава).
Буддийское понятие страдания duhkha можно разделить на три важных категории:
1. страдания телесного типа
2. страдания чувственного типа
3. страдания как таковые (не телесные и не чувственные)
Объясним подробнее, что это за 3 категории страданий:
Телесные страдания: болезни, смерть, старость, рождение;
Чувственные страдания: соединение с нелюбимым (нежелаемым) объектом, разъединение с любимым, воздействие внешних факторов (страдание от принуждающих внешних воздействий, несвобода);
Страдание как таковое: сюда относят тонкие виды страданий, таких как страдание от перемен (от непостоянства мира), и страдания от страданий (от осознания их присутствия).
В совокупности перечислено 9 видов страданий. Их условно можно назвать страданиями типа Инь — в том смысле, что человек взаимодействует с этими страданиями как воспринимающее (Инь) существо.
Существуют также 2 вида страданий по типу Ян:
1. Страдание неудовлетворения — от неудач своих планов и действий;
2. Страдание от недостаточности — от понимания невечности и неабсолютности своих достижений
В этих 2-х типах страданий человек проявляет себя как активная сторона (Ян) и страдает от провала своих действий.
2. У страданий есть причина (самудая)
10 кармообразующих факторов:
Деяния тела:
1) убийство;
2) воровство;
3) сексуальное насилие.
Деяния речи:
4) ложь;
5) клевета;
6) грубая речь;
7) пустословие.
Деяния ума:
8) неведенье (моха, авидья);
9) алчность (лобха);
10) неприятие (двеша).
4 условия, усугубляющих кармообразующие факторы:
1) намерение совершить деяние;
2) обдумывание способов совершить задуманное;
3) действие;
4) радость, удовлетворение от содеянного.
12 нидан (пратитья-самутпада) — звенья цепи взаимозависимого происхождения:
1) Неведение (авидья);
2) Кармические импульсы (самскара);
3) Индивидуальное сознание (виджняна);
4) Определенный ум (имя) и его выражение в определенной форме (нама-рупа)
5) 6 чувственных способностей и их функции (шадаятана);
6) соприкосновение сознаний чувств с объектами (спарша);
7) чувства (ведана);
8) желание (тришна);
9) привязанность к объектам (упадана);
10) желание существования (бхава);
11) рождение (джати);
12) старость, страдания, смерть (джара-марана).
3. Страдания можно прекратить (ниродха)
Забвение желаний, освобождение от них и связанных с ними омрачений сознания. Противоядие дурной карме: культивирование любви, дружелюбия, милосердия, сострадания и сочувствия к другим существам.
10 Благих деяний (противоположность 10 кармообразующим факторам).
4 условия, очищающие карму:
1) Раскаянье, желание исправить содеянное;
2) Анализ действия — применение мыслительных техник;
3) Обещание больше не делать того же;
4) Медитация.
5 методов борьбы с нездоровыми состояниями ума:
1) замена нездоровых мыслей иными, имеющими светлые корни
2) исследование возможных последствий нездоровых мыслей
3) умение забывать дурные мысли
4) успокоение нездоровых мыслей их постепенным утончением
5) решительное подавление нездоровых мыслей.
4. Существует Путь (марга), ведущий к освобождению от страдания.

Восьмеричный благородный путь

Включает три аспекта буддийской практики:
— нравственное поведение (шила);
— медитация (самадхи);
— мудрость (праджня).
1. Истинное понимание
Понимание четырех благородных истин.
2. Истинное намерение
Намерение стать Буддой, освободить все живые существа от страданий.
3. Истинная речь
Отсутствие лжи, клеветы, грубой речи, пустой болтовни.
4. Истинное действие
Не отнимать жизнь у живых существ, воздерживаться от присвоения чужой собственности, воздерживаться от всех форм сексуального насилия, воздерживаться от употребления опьяняющих веществ.
5. Истинный образ жизни
Образ жизни, не связанный с насилием, честный путь зарабатывания на жизнь.
6. Истинное усилие
Срединное усилие, не истязать себя, но и не потакать своим слабостям.
7. Истинное размышление
4 основы внимательности:
1) внимательность к телу;
2) внимательность к чувствам;
3) внимательность к состояниям ума;
4) внимательность к объектам ума (дхармам).
8. Истинное сосредоточение (медитация).
Включает понятие о восьми ступенях медитации — дхьянах. Четыре начальных таковы:
1 дхьяна
а) общее размышление,
б) концентрация — направленное размышление,
в) восторг,
г) радость,
д) одноточечность мышления (погружение в предмет медитации).
2 дхьяна — уходит усилие и концентрация.
3 дхьяна — уходит восторг.
4 дхьяна — уходит блаженство, остается лишь чистая внимательность.
2 характеристики медитации.
1) Шамадха (концентрация) — возможна лишь при малом количестве объектов.
2) Випассана (прозрение) — возможно лишь при отсутствии дискурсивного мышления.
а) прозрение в непостоянство
б) прозрение в отсутствие «я»
в) прозрение в причины страдания
5 условий медитации.
1) Вера
2) Мудрость
3) Усилие
4) Концентрация
5) Внимательность
7 факторов просветления.
1) Внимательность
2) Исследование дхарм
3) Спокойствие
4) Уравновешенность
5) Сосредоточенность
6) Восторг
7) Усилие.
5 препятствий медитации.
1) Чувственное желание;
2) Недоброжелательство;
3) Сонливость и вялость;
4) Возбуждение и беспокойство;
5) Скептические сомнения.

Три драгоценности.

1. Будда
а) Будда Шакьямуни — реально существовавший человек, разорвавший круг рождений и смертей и передавший свое учение последователям.
б) Путь, ведущий к окончательной Нирване.
в) В каждой вещи есть Будда, это сущность всего.
2. Дхарма
а) Учение Будды как тексты, заповеди, философская система.
б) Все есть Дхарма, все вещи в мире есть обучающие аспекты Дхармы, ведущие нас к пониманию себя и мира.
3. Сангха
а) Группа людей, практикующих учение Будды.
б) Все живые существа, как единое сообщество, помогающее в практике пути. Все живые существа просветляются вместе друг с другом.

6 парамит

1) Дана — парамита даяния.
а) даяние имуществом: одежда, еда, помощь бедным, выполнение дел за других;
б) даяние дхармой: наставление, ободрение людей, возможность давать дхарму Будды, объяснение сутр;
в) бесстрашие: ободрение, поддержка, помощь в трудностях, собственным примером смелости и веры.
г) дружелюбием: приветливым выражением лица, спокойной дружелюбной речью. Результат: очищает скупость, освобождает от жадности.
2) Шила — парамита обетов
Поддержание обетов, разрушает нарушения.
Результат: удерживает от разочарования,
— успокаивает сердце,
— открывает мудрость.
3) Кшанти — терпения.
Претерпевание всяческих трудностей.
4) Вирья — радостное усилие.
Быть энергичным, внимательным, прилагать усилия на пути:
а) сердечное по пути Будды;
б) физическое по спасению всех живых существ;
в) умственное по изучению дхармы.
Результат: преодолевает лень и усиливает внимательность.
5) Дхьяна — медитация, поддерживающее качество для прочих парамит.
6) Праджня — мудрость, высшая парамита.

Правила соблюдения гармонии в сангхе:

1) Разделять общее место пребывания.
2) Разделять повседневные заботы.
3) Вместе соблюдать заповеди (вместе практиковать).
4) Употреблять только те слова, которые ведут к гармонии и не употреблять слова, ведущие к расколу.
5) Делиться внутренним опытом.
6) Уважать точку зрения других, не заставлять других вставать на свою точку зрения.

8 результатов почитания трех драгоценностей.

1) Возможность стать учеником Будды.
2) База для практики (заповеди).
3) Облегчает кармические препятствия, создает добродетель.
4) Возможность аккумулировать благость и счастье.
5) Невпадение в злые интересы (основанные на трех ядах).
6) Не может быть сбит с пути (или окружен) плохими людьми.
7) Все благие начинания достигают успеха.
8) Конечный результат — Нирвана.

Классификация дхарм:

1) По группам соотнесения — скандхи
2) По источникам сознания — аятаны
3) По классам элементов — дхату
Причинно-обусловленные дхармы (санскрита) — скандхи, которые подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого происхождения.
5 скандх:
1. Рупа — форма, чувственное (содержание потока сознания, мысленное представление об оболочке).
8 видов форм:
— глаза (видимая форма)
— уха (слышимые формы)
— носа (запахи)
— языка (вкус)
— осязаемые (структура тела)
— ума (мысли)
— форма сознания форм (я смотрю, я слышу и т.д.)
— алая виджняна
2. Ведана — чувственные переживания, ощущения.
3 вида чувств:
— приятное
— неприятное
— нейтральное.
3. Санджня — восприятие — опознавание (представление) объектов пяти видов чувственного восприятия:
— существующее;
— несущесствующее;
— все двойственные категории (большое — малое и т.п.);
— абсолютное ничто.
4. Самскара — интеллект. Психические процессы (состояние ума), ментальные факторы.
6 групп ментальных факторов (51 ментальный фактор)
1) 5 вездесущих факторов:
намерение, контакт, чувство, распознавание, умственная деятельность.
2) 5 определяющих факторов:
устремление, оценка, внимательность, медитативное сосредоточение, высшее знание.
3) 11 позитивных факторов: — доверие, стыд, смущение, непривязанность, отсутствие ненависти, отсутствие неведения, радостное усилие, сговорчивость, совестливость, невозмутимость, сочувствие.
4) 5 главных омрачающих состояний:
-неведение, алчность, неприятие, гордость, сомнение.
5) 20 второстепенных омрачений:
воинственность, чувство обиды, озлобленность, склонность к нанесению вреда, ревность, притворство, обман, бесстыдство, отсутствие смущения, скрытность, скупость, надменность, лень,неверие, бессовестность, забывчивоть, отсутствие самонаблюдения ( несознательность), сонливость, волнение, рассеяность.
6) 5 переменных факторов:
сон, сожаление, приблизительное рассмотрение, точный анализ.
5. Виджняна — сознание, познание, осознавание восприятия чувствами и мышлением.
сознание зрения;
сознание слуха;
сознание обоняния;
сознание вкуса;
сознание осязания;
ментальное сознание.
Причинно-необусловленные дхармы (асанскрта) — не связаны с причинно-зависимым происхождением
1) Прекращение посредством знания (пратисанкха ниродха) — разобщение с дхармами подверженными притоку аффективности.
2) Прекращение не посредством знания (апратисанкха ниродха) — представляет собой абсолютное препятствие для появления еще не достигших дхарм.
3) Пространство психического опыта (акаша), в котором отсутствует материальное препятствие.
12 аятан — источников восприятия:
Индрии — 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум;
Вишайя — 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.
18 дхату — элементов:
6 органов чувств, 6 объектов чувств, 6 сознаний чувств (см. выше).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *