Семилетний цикл жизни человека

Цикл 1. От 0 до 7 лет

Сильная связь с матерью (внутренняя Луна).

Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

Если в первый 7-летний цикл материнской заботы получено было мало — подсознательные страхи, ощущение холодности мира. Подсознательные установки: жизнь — это борьба, выживает сильнейший, все — враги. Человек не ищет процветания. Выбирает учёбу и работу «чтобы заработать на жизнь», а не «чтобы душа радовалась».

Проблемы первого семилетнего цикла прорабатываются через подсознание. Результат — вокруг вдруг начинают «появляться» возможности, которых раньше не замечали, люди начинают помогать, мир становится дружественным. Хочется жить и процветать.

Цикл 2. От 7 до 14 лет

Сильная связь с отцом (Внутреннее Солнце).

Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

Цикл характеризуется зажиганием «внутреннего Солнца». Отец даёт любовь к своему делу, к жизни, умение достигать, добиваться того, что любишь. Если у него с этим проблемы, то передаёт ребёнку ощущение «отсутствия жизненных целей». Солнце не зажигается, человек не знает, что хочет, не видит целей в жизни.

Проблема в том, что люди с потухшим Солнцем как раз не умеют тщательно делать что-либо для своего процветания. Только работать для выживания. Упражнения для разжигания внутреннего Солнца я дал в бесплатном семинаре «Как строится и меняется Судьба».

Цикл 3. От 14 до 21 года

Бунт против общества.

Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», — громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.

В этом цикле начинает формироваться защитный кокон личности. Человек чувствует себя хозяином своей жизни. В случае неудачи — остаётся зависимым от родителей. Здесь рождаются взрослые дяди, всю жизнь живущие с мамой, связанные «энергетической пуповиной». Рождённые физически, но не родившиеся эмоционально.

Сильно влияет на профессиональную реализацию.

Цикл 4. От 21 до 28 лет

Вступление в общество.

Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение. Поиски более интересной работы, чем у родителей. Поиски более интересного места жизни, чем у родителей. Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.

В конце этого 7-летнего цикла у людей, имеющих проблемы с 1,2 и 3 циклами появляется кризис. Проблемы с самоопределением, дела не идут, всё из рук валится.

Если проработать первые 3 цикла: Луну (Мать), Солнце (Отца, искру творчества), самостоятельность (Центрирование, взятие ответственности на себя, самодисциплина), то новый цикл даёт скачкообразный рост в работе и отношениях. Как проработать.

КОНЕЦ ПЕРВОГО БОЛЬШОГО ЦИКЛА 4×7 ЛЕТ

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.

7-летние циклы в жизни человека отслеживаются через Астрологию и движение планеты Сатурн. Полный оборот Сатурна приходится на 28-29 лет (влияние Сатурна начинается гораздо раньше непосредственно его возврата).

Каждый 7-летний цикл в моей жизни был отмечен очень сильно кризисами, поскольку проблемы были по всем 3-м первым семилетним циклам.

28-35 лет. 5-й Семилетний цикл.

Создание очага.

После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона.

Но если четыре первых 7-летних цикла не были пройдены успешно, очаг рушится. Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке. Либо невеста станет проекцией конфликтов с матерью. Все претензии и обиды на мать перенесутся на неё.

Если с отцом тоже (проблемы из второго семилетнего цикла), он начнет вмешиваться в дела молодой пары. Так же, как и с матерью, либо физически, либо в виде подсознательных проекций. Проблемы отца проявляются в молодом человеке.

Если бунт против общества третьего семилетнего цикла не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет — тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый кокон должен быть отброшен и…

35-42 года. 6-й Семилетний цикл.

Все начинается с нуля.

После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости.

В этот 7-летний цикл, в случае проработки, у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин — любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

Отношения с обществом также должны быть пересмотрены. Отныне работу выбирают не с точки зрения ее безопасности, а по тому, насколько она интересна, или по тому свободному времени, которое она оставляет.

После разрушения первого кокона человек всегда испытывает желание как можно быстрее создать второй. Новый брак, новая работа, новые отношения. Если избавление от паразитирующих элементов прошло благополучно, человек должен быть способен восстановить не похожий, а улучшенный кокон.

Если он не понял прошлых ошибок, он восстановит точно такую же оболочку и придет к точно таким же поражениям. Это то, что называется «бегать по кругу». С этих пор все циклы станут лишь повторением одних и тех же ошибок.

42-49 лет. 7-й семилетний цикл в жизни человека.

Завоевание общества.

Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.

В этот 7-летний цикл, если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности. По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом.

  • Почему я здесь,
  • Зачем я живу,
  • Что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

49-56 лет. 8-й семилетний цикл в жизни человека.

Духовная революция.

В этом 7-летнем цикле, если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция.

Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь.

В этот семилетний цикл проверка на духовную зрелость такова: насколько человек воодушевлён теми духовными идеями или учениями, которые исповедует. Если он всего лишь исполняет ритуалы в группе единомышленников, то это скорее общение, чем духовное познание себя.

КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА СЕМИЛЕТНИХ ЦИКЛОВ 4×7 ЛЕТ.

N.B. 1: Далее развитие продолжается по спирали. Каждые семь лет человек поднимается на один виток и вновь проходит через те же вопросы: отношения с матерью (природой, миром) и отцом (искрой Творца, духом, волей), отношение к бунту против общества и к семье.

N.B. 2: Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу.

В предыдущих статьях уже поднимался вопрос, что является задачей жизни человека, в чем ее смысл, как выбрать жизненный путь, к каким целям стремиться. Сейчас давайте подробнее рассмотрим, что входит в цели и задачи человека на каждом этапе его жизни. Что нужно человеку для счастья в тот или другой жизненный период?

Возрастные стадии развития человека как личности, и что можно считать критерием их успешности, результативности:

1. Младенчество (первый год жизни) — Доверие к миру.

Младенец в этот период должен сформировать базовое доверие к миру, только в этом случае взрослый человек будет чувствовать естественную уверенность, и воспринимать мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство доверия лишь частично сознается в период младенчества.

Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от отношения к нему матери. Недоверие формируется, если ребенок не был желанным, или мать находилась в послеродовой депрессии, испытывала и проявляла тревогу, беспокойство или у нее были сложные отношения с отцом ребенка и младенец не получал должного внимания, заботы, чувства любви. Считается, что дети ничего не понимают в этом возрасте – большинство людей и впрямь не могут припомнить первые годы своей жизни, но эта информация закрепляется на уровне эмоций, мировоззрения, смутного чувства беспокойства или, наоборот, внутренней гармонии. Человек доверяет другим людям так же, как он доверял когда-то своей матери, потому что она является первым «образцом, представителем” мира людей, и эти впечатления остаются в бессознательной памяти. Многие люди живут с чувством тревоги всю жизнь, не понимая ее источника, винят себя, других, но чаще всего бывают далеки от истины. Но есть хороший момент – чувству безопасности, доверию к миру можно научиться и позднее, правда это будет уже сложнее, чем в первый год жизни.

2. Раннее детство. (2 — 3 год жизни) — Самостоятельность, самоконтроль.

Успешное прохождение этого этапа жизни зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим контролировать свои поступки. Именно в этом возрасте ребенок впервые делает упор на «Я сам”, и стремится к достижению определенной самостоятельности. В случае если родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. Дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии самостоятельности стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих.

3. Дошкольный возраст (4 — 6 лет) — Активность без страха ошибки.

Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Дети энергично обучаются и начинают строить планы: «Я – тот, кем я буду”.

Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы, в будущем становятся активными, предприимчивыми. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка.

Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

4. Школьный возраст. (7-12 лет) — Полноценность.

Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или в своем месте среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную ценность. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно жить в существующем мире. Трудолюбие (компетентность) как непременный критерий успешности этого этапа включает в себя чувство уверенности в том, что в поисках важных личных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество.

5. Юность. (13-19 лет) — Цельность, понимание себя.

В этот период молодой человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Задача, с которой встречаются молодые люди, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, ученики, спортсмены, музыканты и т.д.) и объединить, включить эти многочисленные образы себя в целостную картину себя, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Юным личностям также нужна уверенность в том, что выбранная ими раньше внутренняя цельность будет принята другими людьми, значимыми для них. Молодые люди стремятся достичь большей уверенности в том, что внутренние и внешние образы этой цельности согласуются между собой. Их представление о себе подтверждается через общение с другими.

В социальном и эмоциональном отношении созревание личности включает в себе новые способы оценки мира и своего отношения к нему. Молодые люди могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного небольшого опыта.

Кризис цельности чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от присущего этому возрасту конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в противоположную сторону той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность, т.е. способность молодого человека быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей.

6. Ранняя зрелость. (20-30 лет) — Любовь и верность.

В целом это начало взрослой жизни, период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком. До этого времени большинство отношений с противоположным полом были мотивированы поиском цельности, подлинности Я. Для того, чтобы находиться в истинно близких отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у личности было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Напротив, подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой понять себя, используя для этой цели другого человека. Главная опасность на этапе жизни заключается в излишней озабоченности собой или в избегании близких отношений. Неспособность устанавливать отношения, основанные на чувстве доверия, ведет к чувству одиночества. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с близостью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с коллегами. Положительным критерием прохождения этого этапа является любовь, как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или потери части свободы. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Средняя зрелость (30 — 70 лет) — Забота о других.

Основной задачей этого этапа жизни является забота о будущем благополучии человечества. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. Она представляет собой расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес. Являясь важным условием зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Она подразумевает заботу более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Забота присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство подрастающим поколением. Сюда также входят новые технические изделия, творческие идеи и произведения искусства.

Те взрослые люди, основным предметом заботы которых являются личные потребности и удобства, они не заботятся ни о ком и ни о чем, лишь потворствуют своим желаниям, чувствуют «кризис старшего возраста». Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Зрелость — Целостность, мудрость.

Для фазы зрелости характерно осмысление и оценка всех стадий развития Я. Чувство целостности, сохранности своего Я проистекает из способности человека оглядеть всю свою жизнь и сказать себе: «Я доволен».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде неосуществленных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие цельности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться».

Каждый этап жизни человека имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают личность на поражение в следующий период жизни. В жизни человека неизбежны изменения: люди решают все новые и новые задачи, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в своей жизни, приобретают новые качества Я. Развитие человека, самосовершенствование, стремление к своему «лучшему Я» происходит (может /должно происходить) на протяжении всего жизненного пути.

(по материалам книги «Идентичность и жизненный цикл”, Э.Эриксон)

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 4.93 (15 Votes) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Тест на саморазвитие. Диагностика реализации потребностей в саморазвитии.
  • Что значит быть по-настоящему взрослым. Мотиваторы.
  • Что доступно каждому: правильное мышление и жизнь как произведение искусства.
  • Кризис среднего возраста в жизни будущих знаменитостей.
  • Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер. Методика для диагностики осмысленности жизни.
  • Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.
  • Назад: Права и обязанности счастливого человека.

Современная наука, будь то психология, история или какая-либо иная, входящая в комплекс гуманитарных наук, до сих пор носит в основном собирательный характер. Накапливаются факты, наблюдения, археологические данные, исследуются те или иные литературные источники, даты жизни выдающихся личностей и их деятельность. Весь этот огромный пласт материалов никак не обобщается и не анализируется, поэтому тайна человеческого существования на Земле по-прежнему остаётся нераскрытой. Попробуем выдвинуть некоторые гипотезы, которые могут оказаться плодотворными в решении этой загадки, волнующей каждого мыслящего человека, а также сопоставить их с известными законами гармонии.

* * *

Первая из этих гипотез основывается на известном базовом принципе герметизма: «Как вверху, так и внизу». Всё в мире подчиняется циклическим законам: от вращения небесных сфер, Солнечной системы и нашей планеты Земля до жизни каждого живого существа, растения, животного или человека. Циклы эти сложны и многообразны, но мы рассмотрим лишь один из них, который касается жизни человека на Земле. Каковы же его закономерности?
Соотношение мировых периодов, принятое в древней индийской философии, подчиняется соотношению 4:3:2:1. Это так называемые Крита (Сатья)-юга – «золотой век», Трета-юга – «серебряный век», Двапара-юга – «бронзовый век» и Кали-юга – «железный век». Они повторяются на нисходящей и восходящей ветви Большого цикла (см. ). Попробуем показать, что подобная закономерность может иметь место и в жизни каждого отдельного человека.
Движение Земли вокруг Солнца порождает смену времён года, которых принято насчитывать четыре: зима, весна, лето и осень. Человек – это крошечная реплика Космоса, космический атом или, как говорили Посвящённые прежних времён, это «микрокосм макрокосма». Человеческую жизнь также принято подразделять на четыре основных периода: детство, молодость, зрелость и старость.
Примем в качестве базового периода полного обращения круга жизни человека 84 года, то есть примерный цикл обращения планеты Уран вокруг Солнца. Разместим его на зодиакальном круге, разделённом на 12 частей по 7 лет (см. рис. 1), и посмотрим, как распределяются периоды жизни человека. Будем считать, что направление жизненного пути человека совпадает с направлением движения по знакам зодиака. Переходные периоды между периодами жизни, или сандхья, примем равными одной десятой доле от продолжительности соответствующего периода. Периоды, соответствующие каждому этапу человеческой жизни, показаны в таблице 1.

Рис. 1. Жизненный цикл человека
Примечание: пунктиром показаны переходные периоды – сандхья

Таблица 1. Периоды человеческой жизни

Из таблицы мы видим, что переходные периоды между циклами, как правило, сопровождаются теми или иными внутренними кризисами и переустройством человеческой жизни, что было бы полезно учитывать специалистам в области психологии личности. Эти кризисы сопровождают закономерные этапы развития, имеющие глубокий метафизический смысл. Душа, входящая в воплощение, с одной стороны, стремится как можно полнее овладеть материей и научиться управлять ею. Это соотносится с периодом активного роста в природе и принесения плодов Земли в первую половину жизни. С другой стороны, она стремится вернуться к изначальному источнику своего существования («Отцу на Небесах»), обогащённой своим опытом в материи и максимально развив аспект ума, или личностного сознания, во вторую половину жизни. Так обращается «колесо сансары». Для большинства людей это бессознательный процесс проживания своей жизни, регулируемый на гормональном уровне. Однако для мыслящих людей он становится сознательным, и они учатся им управлять согласно своему предназначению, или дхарме.

Нисходящая ветвь человеческого цикла (возраст от рождения до 42 лет)

Из приведённого рисунка мы видим, что вначале, когда человек рождается, и примерно до 17 лет он живёт в своей Крита (или Сатья)- юге. Дух формирует тело и сознание ребёнка. Он чист душой. Он воспринимает огромный объём информации о мире, в котором воплотился, растёт, учится говорить, обучается знаниям, накопленным человечеством, и общается со своим окружением. Он ещё ответственно не сознаёт, что такое ложь и неправда, и поступает честно и искренне, насколько только способен. Он испытывает восторг жизни и, как правило, бессознательно страдает от утраты того высокого духовного состояния, из которого он низошёл. В детстве или в подростковом возрасте он начинает вопрошать себя, окружающих, учителей и, наконец, Всевышнего, о том, откуда он пришёл и куда уйдёт после своей смерти. Взрослые, утратившие духовные знания, не могут ему ответить. Тогда он ищет ответ в искусстве: музыке, живописи, поэзии, литературе. Иногда ему удаётся прикоснуться к истине на краткий миг, а затем это прозрение исчезает, оставляя след утраченного рая… И всё же эти вспышки оставляют след в душе взрослеющего человека на всю его последующую жизнь. Впереди уже не будет для него такого времени, когда он был так счастлив и беззаботен, как в своём детстве.
В природе этот период соответствует зиме и началу весны. Земля проходит точку зимнего солнцестояния. День имеет наименьшую продолжительность, природа спит, деревья стоят обнажёнными. Рождество Христово неспроста приурочено к этому времени года. Дух нисходит в природу и в человека тогда, когда тело спит или безмолвствует. В первый переходный период – до 1,7 года ребёнок ещё не осознаёт себя и растёт, подчиняясь только физическим законам. Затем постепенно он приходит в сознание и пробуждается к новой деятельности.
Спускаясь вниз по колесу цикла, дух постепенно утрачивает силу, тогда как природа или божественная Шакти – сила действовать и творить – постепенно вступает в действие. Этому времени в человеке соответствует начало юности, когда физическое и эмоциональное развитие и созревание личности в основном завершается. Молодой человек оканчивает школу и избирает свой дальнейший жизненный путь. Он вступает во взрослую жизнь, но его ментальная оснащённость ещё нуждается в дальнейшем развитии. Для него наступает Трета-юга. Во второй переходный период (Сандхья) с 15 до 18 лет (относящийся к концу Сатья- и началу Трета-юги) молодой человек проходит кризис взросления, который подчас сопровождается сложными внутренними переживаниями и полной сменой своего окружения.
Трета-юга (возраст от 16,8 до 29,4 года) – это весна человеческой жизни, период ментального созревания человека и получения им высшего образования, а также нормальное завершение формирования личности. Это возраст создания собственной семьи и начала профессиональной деятельности на избранном поприще. Большинство людей в этот период живут и трудятся по совести, однако некоторые поддаются соблазнам и сбиваются с предназначенной им дороги. Дхарма начинает уменьшаться и составляет три четверти. Молодой человек ещё способен воспринимать духовные энергии, притекающие к нему, и испытывать радость жизни, любить, но в западном мире, как правило, в этот период материализм как жизненная философия начинает преобладать в мировоззрении молодого человека, если ранее он не воспринял духовных истин.
В конце этого периода жизни и начале следующего (Сандхья этих периодов длится с 28 до 30 лет) молодой человек также проходит серьёзное испытание на реализацию своей личной и профессиональной карьеры. Он подводит первые итоги своей жизни и оценивает её успешность. Он становится родителем и принимает на себя ответственность за новую жизнь. Человек может остаться на пути истины и выполнить взятые на себя в этот период обязательства, реализовать свои способности и стать профессионалом в какой-либо сфере человеческой деятельности. Однако в этот период многие не справляются с вызовами жизни и начинают жить не по правде и искать лёгких путей зарабатывания средств к существованию.
Двапара-юга (возраст от 29,4 до 37,8 года) – это период реализации потенциала личности на избранном пути, время профессионального роста и обеспечения семейного благополучия. Она соответствует символически концу весны – началу лета. Духовные вопросы всё ещё остро волнуют человека в его начале, но затем для него наступает период домохозяина, который постепенно всё более погружается в материальные проблемы своего существования. К началу личностной Двапара-юги дхарма в целом уменьшается наполовину. Духовные энергии ощущаются слабее, и радость восприятия жизни постепенно притупляется. К концу этого периода дух всё глубже входит в материю, и человек перестаёт осознавать своё духовное предназначение. Если это творческий человек, то он часто впадает в депрессию и не испытывает уже прежнего накала творческого вдохновения. В этот период ушли из жизни по тем или иным причинам многие гении человеческой культуры и искусства, не пережив кризиса погружения в материальность. По всей вероятности, их душа не пожелала терять достигнутых духовных высот и предпочла покинуть этот мир на взлёте своего творческого гения. Вот лишь некоторые примеры: А.С. Пушкин (1799–1836); В.А. Моцарт (1756–1791); Ф. Шуберт (1797–1828), Ф. Мендельсон (1809–1847), Дж. Байрон (1788–1824), В. Ван-Гог (1853–1890). Этот список можно продолжать.
Переходный период от Двапара-юги человека к его Кали-юге начинается в возрасте около 37 лет и открывает собой самый тёмный в духовном смысле период жизни. К 42 годам человек, как правило, полностью погружён в материальные заботы. Он зарабатывает деньги, содержит семью, продвигается по служебной лестнице, но всё более испытывает неудовлетворённость своей судьбой, хотя и не осознаёт причины этого. Физически он ещё здоров, хотя и не так молод, как привык ощущать себя прежде. Но внутренние силы его на исходе. Он не получает духовной подпитки и перестаёт ощущать беспричинную радость жизни, как это бывало в детстве и в юности. Поэтому некоторые люди в этот период начинают выпивать или ищут новых приключений. Они хотят власти и денег и вязнут всё больше. Рушатся собственные семьи, дети взрослеют и уходят из семьи. Всё нужно начинать сначала, а силы уже не те…
Кали-юга для человека на нисходящей дуге его цикла начинается примерно с 38 лет и заканчивается в 42 года. Из времён года она соответствует середине лета. На этом этапе человек достигает своей зрелости в личностном и профессиональном аспекте и трудится на благо общества, в котором начинает играть всё более значительную роль. Либо становится управленцем и карьеристом, использующим труд других людей в своих сугубо материальных и корыстных целях. Он хорошо обеспечен материально и чувствует себя достаточно стабильно, но духовный аспект жизни для него перестаёт играть сколь-нибудь существенную роль. Дхарма человека в этот период его жизни, в целом, сохраняется лишь на четверть.
Некоторые выдающиеся творческие люди закончили свою жизнь именно в этот период, например Ф. Шопен (1810–1849), И. Левитан (1860–1900).

Восходящая ветвь человеческого цикла (возраст от 42 до 84 лет)

Начальный период восходящей дуги человеческого цикла приходится на наименее духовный период его жизни. Это восходящая Кали-юга, которая длится с 42 до 46 лет. Основные черты её уже описаны вкратце выше, но следует отметить, что к концу этого периода намечается некоторый позитивный перелом в мировоззрении человека. Часто он освобождается от семейных забот, так как дети уже выросли, а работа стала профессиональной и привычной, не требующей таких затрат сил и времени на обучение и совершенствование в своей профессии. У человека появляется свободное время, и он начинает посвящать его культурным или духовным интересам. Он начинает задумываться о том, что жизнь его, как и каждого человека на Земле, не бесконечна, но имеет какой-то скрытый от него смысл. Как только он обращается к его поиску, он вновь начинает получать духовную подпитку, которая просветляет его ум и возвращает утраченную радость жизни. Если этого не происходит, то жизнь человека не получает дальнейшего развития и дальше его ожидает лишь постепенная деградация.
Двапара-юга начинается для человека с 46 лет и заканчивается в 55 лет. Символически она соответствует в природе концу лета – началу осени. Если человек обращается к духовным проблемам и начинает их для себя решать, он получает большую подпитку, чем это было раньше. Он теперь является интегрированной личностью, имеющей жизненный опыт и ментальную оснащённость, максимально возможную на его уровне развития. Он хорошо оснащён для дальнейшего продвижения на духовном пути. В этом возрасте человек меньше подвержен депрессивным состояниям, чем в молодости. Он уверен в себе и готов прокладывать путь, опираясь только на свои собственные силы. Для творческой личности наступает новый ренессанс. Человек по-новому видит и чувствует хорошо известные произведения, которые он исполняет, или темы, на которые он творит. Он достоин получить признание, и жизнь его освещается служением людям. К этому периоду можно отнести строки из книги «Свет на Пути» : «Из недр тишины, которая и есть мир, зазвучит голос. И голос этот возвестит: да совершится правда, ты пожал, теперь ты должен сеять. И, зная, что голос этот – само Безмолвие, ты будешь повиноваться.» Человек может начать преподавание или возглавить, к примеру, научное подразделение. Часто это происходит в следующий период его жизни, если предыдущий прошёл успешно.
Трета-юга человека на восходящей дуге продолжается с 55 до 67 лет. Соответствует середине осени в годовом цикле природы. Это период кульминации творческого потенциала зрелого человека, а также время его выхода на пенсию. Если человек продолжает свою любимую работу, то его деятельность достигает полной зрелости и часто воспринимается людьми как вершина его творчества. Он может также перейти на преподавательскую деятельность, если достиг значительных результатов в какой-либо области, и передавать свой опыт молодёжи. Если человек выходит на пенсию, то получает больше свободного времени на собственное духовное творчество и развитие, на реализацию своих мечтаний и давних интересов, на которые прежде не хватало времени.
Наконец, период новой Сатья-юги на восходящей дуге цикла человеческой жизни должен быть посвящён духовному деланию и подготовке к «великому переходу». Она соответствует поздней осени и началу зимы. Человек передаёт опыт ученикам, детям, внукам и подводит итоги своего земного труда. Тело его постепенно ослабляется, а дух возрастает. Он снова получает духовную подпитку, но уже готов сознательно ею распорядиться. Мы часто наблюдаем, что старые люди вновь получают способность радоваться красоте природы, Солнцу, маленьким детям или животным. Они начинают успешно писать стихи или картины, о чём ранее даже не мечтали. Высокопродвинутые люди на духовном пути в этом возрасте почитаются как мудрецы, старейшины и Учителя человечества.
В индуистской традиции с древних времён жизнь человека подразделяется на четыре стадии: брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (лесной житель, удалившийся от мира) и саньясин (странствующий отшельник). Эти четыре стадии полностью соотносятся с вышеприведённой философией и предполагают знание циклов человеческой жизни как частей единого духовного пути. Обучение даёт молодому человеку, вступающему в жизнь, правильную ориентацию и понимание кармы (закона причинности) и дхармы (своего предназначения). Она охватывает периоды Крита- и Трета-юг на нисходящей ветви цикла человеческой жизни. Стадия домохозяина – самая главная и самая длительная. Она должна быть пройдена с целью приобретения опыта овладения материальным миром и продления рода, реализации дхармы и служения в каком-либо направлении человеческой деятельности, а также получения опыта любви к своим ближним и правильных человеческих отношений. Она охватывает периоды Двапара-юги и Кали-юги на нисходящей и восходящей дуге цикла. Стадия ванапрастхи предполагает уход от мира и поселение отдельно от взрослых детей, начало интенсивной медитативной практики, направленной на процесс возвращения к духовным истокам. Она соответствует Трета-юге на восходящей дуге человеческого цикла. И, наконец, последний период предполагает жизнь странствующего аскета, ставшего духовным Учителем и преодолевшего оковы материальности. Он соответствует Сатья-юге на восходящей дуге цикла.
Итак, мы видим, что жизнь человека, как и всё в природе и Космосе, подчинена циклическому закону. Она не хаотична, но имеет ярко выраженную направленность. Человек должен пройти и пережить полный опыт в материи, любить, страдать, развить все свои способности и вернуться в духовный план обогащённым и более духовно зрелым, чем был до начала своего воплощения. То, что каждый из нас возьмёт с собой в новую жизнь, зависит от того, как он здесь потрудился и что сумел уяснить. Будем смотреть на жизнь с упованием и делать лучшее, на что способны. Мы должны осознать свои прошлые и нынешние ошибки и выполнить своё предназначение. Эта задача достойна человека как искры Божьей на Земле.

* * *

Вторая гипотеза, рассматриваемая в настоящем исследовании, состоит в том, что жизнь человека в целом соотносится и подчиняется законам гармонии, подобным тем, что были открыты исследователями древности при создании произведений искусства и архитектуры. Прежде всего это принцип «золотого сечения», названный так гениальным Леонардо да Винчи (1452–1519) и широко используемый архитекторами и художниками с древнейших времён. Суть его заключается в том, что если провести линию и разделить её на два отрезка, то отношение меньшего отрезка к большему равно отношению большего отрезка ко всей линии и составляет примерно 1,618. Это означает, что длины отрезков составляют примерно 62 и 38% от общей длины прямой.
Пропорции пирамиды Хеопса, храма фараона Сети I в Абидосе, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями «золотого сечения» при их создании. По принципу «золотого сечения» построен древнегреческий храм Парфенон, что свидетельствует о передаче знаний от жрецов Древнего Египта учёным Древней Греции примерно в VII–VI веках до н. э., в период, когда с помощью древнегреческих воинов Египет примерно на полтора столетия вновь обрёл независимость и единство.
Рассмотрим этот принцип на примере создания музыкальных произведений, как процесса, развёрнутого во времени. Каждое музыкальное произведение, написанное в любом жанре и стиле, построено по законам гармонии. Наиболее чётко это построение выражено в классической сонатной форме, которую рассмотрим в качестве примера. Сонатная форма сложилась в конце XVIII – начале XIX века и достигла своей завершённости в произведениях венских классиков (Гайдна, Моцарта и Бетховена). Она широко используется в камерном, инструментальном и симфоническом творчестве композиторов последующих эпох, в том числе и современных. Сонатная форма включает в себя четыре части: экспозицию, в которой изложены основные темы сочинения (главная и побочная); разработку, в которой развиваются темы экспозиции с нарастающим внутренним напряжением; репризу, то есть повторение начального изложения, буквальное или видоизменённое; и, наконец, коду, или финал произведения. Они качественно подобны четверичному подразделению, приведённому выше. Кульминация музыкального произведения, так же как и отдельной его части, как правило, достигается по принципу «золотого сечения», то есть в период времени, составляющий примерно две трети (или 62%) от их общей продолжительности.
При анализе произведений живописи принято считать, что центр художественной композиции располагается в мысленной точке, расположенной несколько выше и правее от центра полотна. Зритель ожидает увидеть в этой области важные элементы композиции, удерживающие его внимание. Эта точка также может интерпретироваться как кульминация картины, которая находится на расстоянии примерно 2/3 (или 62%) по линии, проведённой вдоль диагонали холста слева направо и снизу вверх. Аналогия очевидна. Можно найти подобную же закономерность местонахождения кульминации в поэтическом творчестве известных мастеров, в драматургии, в художественной прозе.
Если проанализировать путь достижений человеческой жизни, то кульминация его также приходится примерно на 2/3 (или 62%) от продолжительности рассмотренного выше базового цикла в 84 года, что соответствует возрасту в 52–56 лет. Действительно, этот период можно рассматривать как возраст ментальной зрелости человека и его максимальных творческих достижений. На рис. 1 этот период соответствует восходящей дуге человеческого цикла и переходному периоду от Двапара-юги к Трета-юге. Конечно же, бывают гениальные достижения и в более раннем возрасте, которые кажутся исключениями из этого правила, но они указывают всего лишь на прерванный по тем или иным причинам путь выдающейся личности, который мог бы продолжиться к новым высотам.
Проведённое исследование подтверждает мысль о циклических закономерных процессах, управляющих жизнью природы, человеческого существа, которые также находят своё отражение в художественном творчестве, призванном передать духовные законы в интуитивном изложении, для восприятия человеческой душой, которые помогают ей прокладывать путь во мраке материальности, напоминая об изначальном источнике её существования и цели жизненного пути.
Можно представить, что те же закономерности присущи и существованию различных общественных институтов, стран и государств, а также целых этносов, базовые циклы существования которых различны и требуют дополнительного исследования/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *