Содержание
Книги и учебники онлайн
Литература 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. В. Я. Коровина.
Из литературы XIX века (продолжение)
М. Е. Салтыков-Щедрин
- Биография М. Е. Салтыкова-Щедрина
- История одного города (Отрывок)
Н. С. Лесков
- Биография Н. С. Лескова
- Старый гений
- Н. С. Лесков и его герои, его отношение к России
Л. Н. Толстой
- Биография Л. Н. Толстого
- После бала
Поэзия родной природы
А. П. Чехов
- Биография А. П. Чехова
- О любви
- О любви
- А. П. Чехов и его понимание историзма
Из литературы XX века
И. А. Бунин
- Биография И. А. Бунина
- Кавказ
- Историзм И. А. Бунина
А. И. Куприн
- Биография А. И. Куприна
- Куст сирени
А. А. Блок
- Биография А. А. Блока
- Мир на Куликовом поле
- На поле Куликовом
- Россия
С. А. Есенин
- Биография С. А. Есенина
- Пугачев (Отрывки)
И. С. Шмелев
- Биография И. С. Шмелева
- Как я стал писателем (С сокращениями )
- Московский говор
М. А. Осоргин
- Биография М. А. Осоргина
- Пенсне
Писатели улыбаются
- Журнал «Сатирикон»
- Древняя история
- Средние века
- Новая история
- Эпоха изобретений, открытий и завоеваний
Тэффи
- Биография Тэффи
- Жизнь и воротник
М. М. Зощенко
- Биография М. М. Зощенко
- История болезни
А. Т. Твардовокий
- Биография А. Т. Твардовокого
- Василии Теркин (Главы из поэмы)
- Поразмышляем над прочитанным…
A. П. Платонов
- Биография A. П. Платонова
- Возвращение (В сокращении)
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
- Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
- М. Исаковский. Катюша
- Враги сожгли родную хату
- Б. Окуджава. Песенка о пехоте
- «Здесь птицы не поют…»
- Л. Ошанин. Дороги
- А. Фатьянов. Соловьи
- Фронтовая судьба «Катюши»
B. П. Астафьев
- Биография B. П. Астафьева
- Фотография, на которой меня нет
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
- И. Анненский. Снег
- Д. Мережковский. Родное
- Не надо звуков
- Н. Заболоцкий. Вечер на Оке
- Уступи мне, скворец, уголок
- Н. Рубцов. По вечерам
- Встреча
- Привет, Россия
«Мне трудно без России»
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
- Биография У. Шекспира
- Ромео и Джульетта (Сцены ). Перевод Б. Пастернака
- Сонеты
Ж.-Б. Мольер
- Биография Ж.-Б. Мольера
- Мещанин во дворянстве (В сокращении). Перевод Н. Любимова
Дж. Свифт
- Биография Дж. Свифта
- Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, я потом капитана нескольких кораблей (Главы из романа). Перевод А. Франковского
- Свифт и его роман «Путешествия гулливера»
В. Скотт
- Биография В. Скотта
- Айвенго (Главы из романа). Перевод Е. Бекетовой
- Старые нравы
Справочный раздел
Теоретические материалы
- Историзм литературы
- Композиция
- Роман
- Рассказ
- Повесть
- Комедия
- Трагедия
- Песня
- Романс
- Элегия
Словарь имен известных писателей, литературоведов, художников, которые упоминаются на страницах, учебника
Литературные места России
- А. Т. Твардовский. Город Смоленск
Роль стихов и песен во время Великой Отечественной войны
Тема этого урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (рис. 1).
Рис. 1. Великая Отечественная война
У каждого человека возникает в душе такое ощущение, некая вибрация, которой он хочет поделиться с другими. Поэтому люди пишут стихи и читают их другим, сочиняют и поют песни. Стихи и песни очень важны, потому что именно благодаря им можно найти близких себе по духу людей.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. подарила миру очень много стихов и песен. Видимо, потому что людям у костра, на привале (рис. 2), а иногда и в походе очень нужна была песня, которая поддерживала бы их и помогала им. Очень нужны были стихи, которые передавали их чувства и эмоции в течение этих долгих четырёх лет.
Рис. 2. На привале
«Враги сожгли родную хату». М.В. Исаковский
Один из известных поэтов-песенников Михаил Исаковский (рис. 3) в 1945 году написал песню «Враги сожгли родную хату». Прочитайте её слова.
Рис. 3. М. В. Исаковский
Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат – и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя – мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол,–
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Вздохнул солдат, ремень поправил.
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой:
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.
Он пил, – солдат, слуга народа, –
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»
Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
Эта песня написана в 1945 году, в год победы. А начинает её автор словами:
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Он решает порассуждать именно о печали.
Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…
– говорит солдат, обращаясь к своей жене, которую он уже не застал. И он решает выпить за упокой души родных и близких, которых он не сумел застать на Родине. Удивительное дело, что библейские символы вдруг появляются в песнях советской страны.
Главный герой песни – солдат. Не генерал и не маршал, а именно простой человек, который вынес на своих плечах все тяготы войны.
«Песенка о пехоте». Б.Ш. Окуджава
О таких же простых солдатах пишет ещё один человек, который станет не просто поэтом-песенником времён Великой Отечественной войны, но ещё и одним из родоначальников авторской песни – бард Булат Шалвович Окуджава (рис. 4).
Рис. 4. Б.Ш. Окуджава
Песенка о пехоте
Простите пехоте (рис. 5),
что так неразумна бывает она:
куда ж мы уходим,
когда над Землею бушует весна.
И шагом неверным
по лестничке шаткой
спасения нет.
Лишь белые вербы,
как белые сестры глядят тебе вслед.
Не верьте погоде,
когда затяжные дожди она льет.
Не верьте пехоте,
когда она бравые песни поет.
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни со смертью
еще не окончены счеты свои.
Нас время учило:
живи по-походному, дверь отворя.
Товарищ мужчина,
а все же заманчива доля твоя:
весь век ты в походе,
и только одно отрывает от сна:
куда ж мы уходим,
когда за спиною бушует весна?
Рис. 5. Советская пехота
В этой песне мы видим уже немножко другую ситуацию.
Простите пехоте,
что так неразумна бывает она:
куда ж мы уходим,
когда над Землею бушует весна.
В этой песне мы видим, что автор как бы извиняется за простого солдата, который уходит с этой земли, исполнив свой долг. Как и в песне Исаковского, у Окуджавы солдат – слуга народа. В этой же песне Окуджава говорит:
Не верьте, не верьте,
когда по садам закричат соловьи:
у жизни со смертью
еще не окончены счеты свои.
«Соловьи». А.И. Фатьянов
Такие же соловьи, о которых пишет Окуджава, станут героями ещё одной песни – песни на слова Алексея Ивановича Фатьянова (рис. 6) «Соловьи».
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Рис. 6. А.И. Фатьянов
В песне Фатьянова мы видим и весну, и привал, на котором не может заснуть солдат, вспоминая родимый дом. Удивительными становятся эти мирные звуки среди звуков войны. Почему-то вдруг соловьи будят солдата, почему-то вдруг солдат этими мирными звуками согревается, вспоминает родной дом и чувствует, что окружающие его люди так же близки ему по духу и точно так же думают о тех, кого оставили они в далёком тылу.
Фатьянов начинает свою песню словами:
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна.
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
А Булат Окуджава в другой своей песне говорит:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы плечо к плечу
Врастаем в землю тут.
Окуджава употребляет странный глагол «врастаем». Что он имел в виду: врастаем, как деревья, или врастаем, потому что не имеем права сдвинуться назад, не имеем права пропустить врага к тем самым тылам, к тому самому родному дому, который защищал простой солдат на фронте?
«Катюша». М.В. Исаковский
Любопытно, что о том самом тыле, о том самом родном доме вновь, как будто с Окуджавой в диалоге состоя, снова говорит нам Михаил Исаковский в своей песне «Катюша».
«Катюша» – это знаменитая песня, которая для Запада впоследствии станет одним из символов России (рис. 7).
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Рис. 7. «Катюша»
Казалось бы, в этой песне особо и не видно примет войны. Катюша на высоком крутом берегу вспоминает друга, вспоминает письма, которые так ждёт от него. И вот именно это ожидание, наверно, особенно согревало солдата, когда он на привале так ждал весточки от своей любимой или, получив эту долгожданную весточку, с радостью читал письмо.
Песня «Катюша» существует многие годы и остаётся любимой и важной для многих поколений русских людей. Но интереснее всего то, что именно эта песня дала название одному из орудий Великой Отечественной войны.
Катюша – неофициальное название бесствольных систем реактивной артиллерии (рис. 8).
Рис. 8. Система реактивной артиллерии «Катюша»
Песня «Катюша» рассказывает нам о противоположных звуках – звуках мира.
«Дороги». Л.И. Ошанин
На фронте были не только привалы, не только песни, не только бои, но и дороги. Долгие дороги, по которым шли солдаты, во время пути по которым солдаты размышляли о доме и о том, когда же, наконец, закончится война.
Осенью 1945 года Лев Иванович Ошанин (рис. 9) напишет песню, которая также станет одним из символов Великой Отечественной войны – песню «Дороги».
Рис. 9. Л.И. Ошанин
Эх, дороги…
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.
Вьётся пыль под сапогами –
степями,
полями,
А кругом бушует пламя
Да пули свистят.
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Выстрел грянет,
Ворон кружит,
Твой дружок в бурьяне
Неживой лежит.
А дорога дальше мчится,
пылится,
клубится,
А кругом земля дымится –
Чужая земля!
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Край сосновый,
Солнце встает.
У крыльца родного
Мать сыночка ждет.
И бескрайними путями –
степями,
полями —
Все глядят вослед за нами
Родные глаза.
Рис. 10. Солдаты в дороге
Значение стихов и песен о Великой Отечественной войне в наше время
Стихи и песни о Великой Отечественной войне стали очень важны, они до сих пор поются, до сих пор играются. В день Победы (9 мая) (рис. 11) всегда слышны эти песни и с экранов телевизоров, и на улицах.
Рис. 11. Победа Советской Армии
Та самая вибрация, о которой шла речь в начале урока, отозвалась не только в душах фронтовиков, но и в душах их потомков, что сделало близкими поколения. Стихи и песни о Великой Отечественной войне стали своеобразным символом времени, той самой нитью, которая связала поколения и дала возможность понимать друг друга отцам и детям, внукам и дедам (рис. 12).
Рис. 12. ВОВ 1941–1945 года
М.В. Исаковский
Михаил Васильевич Исаковский – русский поэт, родившийся в 1900 году в Смоленской губернии. Он стал известен благодаря своим песням, посвящённым русской деревне и Великой Отечественной войне. Кроме песен «Катюша» и «Враги сожгли родную хату», Исаковский известен такими замечательными песнями, как «Огонёк», «Прощанье», «Снова замерло всё до рассвета».
Б.Ш. Окуджава
Булат Шалвович Окуджава – известный русский поэт. Он родился 9 мая 1929 года в Москве, в семье грузинских коммунистов, приехавших из Тифлиса для обучения в коммунистической академии. Он родился на Арбате и воспел эту улицу (рис. 13).
Рис. 13. Памятник Булату Окуджаве на Арбате
Именно Окуджава стал одним из родоначальников авторской песни. Авторской её называли потому, что, вопреки коммунистической пропаганде, в 1950–60 гг. людям хотелось глотка свежего воздуха, не идеологических штампов, а песен и стихов о простых житейских ценностях. Благодаря Окуджаве появилось огромное количество фестивалей авторской песни. Символами таких фестивалей, своеобразными гимнами, стали именно песни Окуджавы.
Прочтите строки из стихотворения «Молитва»:
Пока Земля еще вертится
Пока еще ярок свет
Господи, дай же ты каждому
Чего у него нет
Мудрому дай голову
Трусливому дай коня
Дай счастливому денег…
И не забудь про меня.
Это стихотворение стало одним из символов того, о чём говорил он впоследствии в своих стихах: о любви, о дружбе, о верности, о благородстве и чести, об искренности и нежности, которая необходима каждому человеку.
«Катюша»
С песней «Катюша» связано несколько интересных фактов, подчёркивающих её популярность.
Часть музыки из этой песни включена в марш Primavera дивизии Вермахта.
Песня «Катюша» стала своеобразным гимном российских болельщиков на футбольных матчах.
В современных аниме, как ни странно, тоже используется песня «Катюша». В 2012 году было снято аниме «Девочки и танк», где прозвучал фрагмент этой песни (рис. 14).
Рис. 14. Аниме «Девочки и танк»
Песня «Катюша» звучит в начале и конце песни Эдди Хантингтона (рис. 15) U.S.S.R., что говорит о том, что эта песня стала символом Советского Союза.
Рис. 15. Эдди Хантингтон
В одной из композиций итальянской группы металлистов Sky Lake также звучит песня «Катюша».
Вопросы к конспектам
1. Какой значение имели песни и стихи о Великой Отечественной войне для солдат-фронтовиков? 2. Выучить наизусть стихотворение Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату». 3. Какое значение имеют песни о Великой Отечественной войне в наше время?
А. С. Пушкин
К Чаадаеву (1818)
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Это стихотворение – одно из самых известных политических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в жанре дружеского послания. В ХIХ веке это был распространённый литературный жанр, к которому Пушкин обращался нередко. Дружеское послание подразумевает предельную искренность, но это вовсе не означает, что стихотворение создано только для названного лица – оно обращено к широкому кругу читателей.
Известно, что Пушкин не планировал публиковать послание «К Чаадаеву». Однако стихотворение, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стало передаваться из рук в руки и вскоре сделалось широко известным, хотя опубликовано оно было лишь в 1829 году. Благодаря ему за автором закрепилась слава вольнодумца, а стихотворение до сих пор называют литературным гимном декабристов.
Стихотворение адресовано одному из замечательнейших людей своего времени и близкому другу Пушкина – Петру Яковлевичу Чаадаеву. В 16 лет Чаадаев вступил в гвардейский Семёновский полк, с которым прошёл путь от Бородина до Парижа. В 1818 году, когда было написано стихотворение, он служил в лейб-гвардии гусарском полку, позже стал известным философом и публицистом. Он был для Пушкина образцом приверженности освободительным идеям (в 1821 году Чаадаев стал членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия»).
В первых строчках послания «К Чаадаеву» содержится намёк на беззаботную юность двух молодых людей. Мирные наслаждения и забавы, надежды на счастье, мечты о литературной славе связывали друзей:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
Эпитет тихая (слава) свидетельствует о том, что друзья мечтали о тихом, мирном счастье. Говоря о том, что «юные забавы» исчезли, Пушкин приводит ёмкое и яркое сравнение: «как сон, как утренний туман». И в самом деле, ни от сна, ни от утреннего тумана не остаётся ничего.
В этих строках сквозит явное разочарование правлением Александра I. Известно, что первые шаги молодого императора вселили в подданных надежду, что его царствование будет либеральным (Александр I даже обсуждал с ближайшими друзьями планы превращения России в конституционную монархию), однако надежда эта не оправдалась. В условиях политического гнёта и бесправия «тихая слава» была просто невозможна.
Дальше поэт говорит: «Мы ждём… минуты вольности святой». Эпитет святая свидетельствует о высоком понимании «вольности». Сравнение: «Как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья», – подчёркивает страстное желание поэта дождаться «вольности святой» и даже уверенность в осуществлении этого (верное свиданье).
В стихотворении противопоставляются два образа: «власть роковая» и «отчизна»:
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Большую силу приобретает эпитет роковая (власть) – жестокая, бесчеловечная. А родину поэт называет отчизной, выбирая из ряда синонимов самое интимное и душевное значение.
Важно отметить, что поэт говорит не только о своих чувствах – он выражает мысли и желания многих своих единомышленников: «Но в нас горит ещё желанье»; «Мы ждём с томленьем упованья».
Что же означает «звезда пленительного счастья», которая должна взойти? В политической лексике той эпохи слово «звезда» часто символизировало революцию, а восход звезды – победу в освободительной борьбе. Недаром декабристы Кондратий Рылеев и Александр Бестужев назвали свой альманах «Полярная звезда». Разумеется, Пушкин не случайно выбрал это слово в послании, обращённом к своим друзьям.
Обращаясь к читателю с пламенным призывом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы», – поэт выражает уверенность в том, что «Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовластья / / Напишут наши имена!». Слова «обломки самовластья» означают грядущее падение самодержавия. Поэт призывает к самоотверженному служению родине, к борьбе за свободу. Для него понятия «патриотизм» и «свобода» неотделимы друг от друга. Но Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки царь не согласится. Именно поэтому в последних строчках стихотворения содержится открытый призыв к борьбе с самодержавием. Так открыто и смело подобная идея была высказана впервые.
Послание «К Чаадаеву» участники общества «Союз благоденствия» восприняли как призыв к действию. Впоследствии, когда восстание декабристов потерпело поражение, многие представители знатных дворянских фамилий были сосланы в Сибирь. Пушкин понимал, что и он мог бы разделить их участь, ведь именно его стихотворение, его страстный призыв вдохновляли будущих декабристов. Вот почему в истории имя Пушкина неразрывно связано с декабристами.
Послание «К Чаадаеву» включает в себя целый ряд слов, характерных для политической лексики пушкинской эпохи: «отчизна», «свобода», «честь», «власть», «самовластье». Поэт употребляет слова высокого литературного ряда: «внемлем», «упованье», «вспрянет», и это соответствует высокому пафосу, которым проникнуто всё произведение.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
«Погасло дне́вное светило…» (1820)
Погасло дне́вное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Элегия «Погасло дне́вное светило…» написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность», стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства – обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость. Лишь благодаря хлопотам друзей поэта – Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других – удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.
Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море.
Элегия «Погасло дне́вное светило…» была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.
В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде – молодым людям того времени нравилось быть «охлаждёнными» и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).
Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно и искренне разбирать свои мысли и поступки.
Стихотворение «Погасло дне́вное светило…» называют элегией. Элегия – поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком лёгкой грусти.
Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:
Погасло дне́вное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Основной мотив первой части – ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье.
Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус», «дневное» вместо «дневное», «океан» вместо «Чёрное море». Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, – эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части – она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.
Вторая часть – полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает…
Он вспоминает «прежних лет безумную любовь», «желаний и надежд томительный обман».
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья…
И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.
Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время – любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:
Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
В первой части говорится о настоящем, во второй – о прошлом, в третьей – снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Приём повтора придаёт стихотворению стройность.
Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» – это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.
Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов – прямым обращением к воображаемому собеседнику. Сначала лирический герой обращается к морю (это повторяется трижды), затем к «минутным друзьям» и на всём протяжении стихотворения – к самому себе и к своим воспоминаниям.
Чтобы создать атмосферу приподнятости и торжественности, показать, что речь идёт о важном и значительном, автор вводит в текст архаизмы: (очи; воспоминаньем упоенный; брега; сердце хладное; отечески края; златая весна; потерянная младость). При этом язык элегии прост, точен и приближен к обычной разговорной речи.
Автор использует выразительные эпитеты, которые раскрывают нам понятия с новой, неожиданной стороны (томительный обман; грозная прихоть обманчивых морей; туманная родина; нежные музы; легкокрылая радость), а также сложный эпитет (искатель новых впечатлений).
Метафоры в этом стихотворении понятные и простые, но вместе с тем свежие, впервые найденные поэтом (мечта летает; младость отцвела).
Стихотворение написано неравностопным ямбом. Такой размер даёт возможность передать стремительное движение мысли автора.
Узник (1822)
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Стихотворение написано в период южной ссылки Пушкина. Поэт жил в Кишинёве под присмотром наместника Бессарабии генерала И. Н. Инзова. Там он был назначен на должность коллежского секретаря в местной канцелярии. Это назначение свободолюбивый поэт воспринял как оскорбление, а свою жизнь в Кишинёве – как заточение. Сказывалось и отсутствие друзей. Окна нижнего этажа дома, где жил Пушкин, закрывались чугунными решётками. Из окон ему виден был прикованный цепью за лапу орёл. Комната казалась поэту тюрьмой. Под влиянием всех этих впечатлений и настроений родилось стихотворение «Узник». Оно невелико по объёму – в нём всего двенадцать строк. По форме оно напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало песней. Стихотворение делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но в них постепенно возрастают и усиливаются чувства.
Главные герои стихотворения – узник и орёл. Оба они узники: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой – «под окном», там, где не может находиться вольная птица. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем». Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» – «клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином и не имеет для него ценности.
Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие. Орёл лишён небесного простора и свободного полёта. Силы, энергия молодого узника не могут проявиться, истощаются в бездействии.
Поэт нарисовал нашему воображению яркие картины: душная и сырая темница, а за её пределами – свет, воля, свободный ветер, морские просторы, горные вершины. Он использует художественные приёмы, характерные для романтизма: небольшой объём стихотворения, романтические образы героев и природы. Поэт выбирает яркие эпитеты (темница сырая; орёл молодой; вольная птица). Он сравнивает себя с молодым орлом. Это сравнение усиливает противоречие между его физическим заключением и рвущейся улететь душой. Здесь же автор создаёт красивую метафору: чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, проводит параллель с орлом, вскормлённым в неволе.
Силу своего стремления к свободе поэт показывает приёмом повтора: три строчки начинает одним и тем же словом – туда. По природе своей и человек, и птица должны быть свободны, потому что это естественное состояние каждого живого существа.
Идея стихотворения – призыв к свободе, несмотря на то, что в нём ни разу не встречается само слово свобода. Но ощущение свободы есть. Оно передано художественными средствами, например олицетворением: «…гуляем лишь ветер… да я!..».
В стихотворении орёл зовёт узника «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подал прошение о переводе его на службу в Одессу. Этот шаг был вызван стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор властям, нарушив их прямой приказ. Перевод в Одессу не изменил судьбу поэта – он по-прежнему жил в ссылке, но позволил ему доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью.
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием.
Зимний вечер (1825)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Стихотворение написано в Михайловском, в ссылке. Опальный поэт находился в это время вдали от друзей, разделявших его мысли и чувства. О каждом своём шаге он был обязан сообщать губернскому начальству. Дни поэта были заняты работой и чтением. Особенно трудно давалась долгая и суровая зима. В занесённом снегом Михайловском была лишь одна родная душа – няня Арина Родионовна. В один из таких зимних вечеров Пушкин и написал стихотворение, обращённое к ней.
Начинается оно с очень яркого и образного описания снежной бури, которая словно бы отрезает поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствовал себя под домашним арестом. Легко представить себе картину, изображённую в стихотворении: поздний зимний вечер, на дворе воет метель, а в комнате потрескивает затопленная няней печка.
Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам).
Первая часть целиком посвящена вьюге (или, как называет её автор, буре). Сколько разных оттенков использует для её описания поэт! Он не довольствуется обычными словами: «выла вьюга», – он нашёл яркие зрительные и слуховые образы. Вот какие у него зрительные впечатления: небо покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри. Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя (наверное, волка), то плач ребёнка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося путника. Вся первая часть наполнена разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». В этой части поэт использует звукоподражание: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, крутя, зверь). Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о – это тоже прекрасно передаёт завывание вьюги.
Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне, к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна?» – лирический герой, наверное, мог бы обратить и к себе.
Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего – мира бушующей стихии и мира «ветхой лачужки». Образ «ветхой лачужки» или «хижины» был традиционен для русской поэзии XVIII – начала XIX века. В творчестве Пушкина образ дома необыкновенно значителен. Дом для поэта – это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод. Внешний мир тёмен и холоден, в нём много дисгармонии: буря плачет и завывает, как зверь, наверное, пытаясь проникнуть в дом. Может быть, буря – не только явление природы? Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном – образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали. И хотя дом – всего лишь «ветхая лачужка», но есть средство выстоять и не пасть духом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
В четвёртой части стихотворения домашний уют, душевное тепло оказываются сильнее разбушевавшейся вьюги, сильнее недоброй судьбы.
Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Он употребляет эмоциональные эпитеты (добрая подружка; бедная юность), образные сравнения и метафоры-олицетворения (как зверь, она завоет; заплачет, как дитя…).
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, восьмистишиями, рифма – перекрёстная.
Список произведений
для обязательного заучивания наизусть
учащимися 5 класса.
1. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
2. Крылов И. А. Волк и Ягнёнок. Квартет. Волк на псарне. (одна басня на выбор учащегося)
3. Лермонтов М. Ю. Отрывок из стихотворения «Бородино»
4. Кольцов А. В. Стихотворение «Косарь» (отрывок)
5. И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» (отрывок)
6. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…», «Весенние воды» (одно на выбор учащегося)
Список произведений
для обязательного заучивания наизусть
учащимися 6 класса.
1. Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге (отрывок).
2. Пушкин А. С. «Няне», «Зимняя дорога», «Бесы», «Зимнее утро» (два стихотворения по выбору учащегося)
3. Лермонтов М. Ю. Парус.
4. Лермонтов М. Ю. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…», «Казачья колыбельная песня» (одно стихотворение по выбору учащегося)
5. Гоголь. Н. В. Майская ночь, или Утопленница (отрывок)
6. Пришвин М. М. Кладовая солнца (отрывок)
8. Рубцов Н. М. «Далёкое», «Тихая моя родина» (одно стихотворение по выбору учащегося)
Список произведений
для обязательного заучивания наизусть
учащимися 7 класса.
1. Лермонтов М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок)
2. Гоголь Н. В. Тарас Бульба (речь о товариществе).
3. Пушкин А. С. Полтава (отрывок).
4. Никитин И. С. Русь (отрывок).
5. Некрасов Н. А. Железная дорога (отрывок).
6. Тургенев И. С. Русский язык.
7. Тютчев Ф. И. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…» (одно по выбору учащегося)
8. Фет А. А. «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя гроза», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
10. Мольер Ж. Б. Мещанин во дворянстве. (отрывок для инсценирования наизусть)
Список произведений
для обязательного заучивания наизусть
учащимися 8 класса.
1. Пушкин А. С. Капитанская дочка (отрывок)
2. Лермонтов М. Ю. Сосед.
3. Лермонтов М. Ю. «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!…» (одно на выбор)
4. Лермонтов М. Ю. Мцыри (отрывок)
5. Гоголь Н. В. Ревизор (инсценирование эпизода)
6. Бунин И. А. Слово.
7. Горький Максим. Песня о Соколе (отрывок)
8. Твардовский А. Т. Василий Тёркин (отрывок)
9. Пастернак Б. Л. Снег идёт.
10. Заболоцкий Н. А. «Я воспитан природой суровой…», «Журавли» (на выбор)
11. Шекспир У. Ромео и Джульетта. (отрывок)
Список произведений
для обязательного заучивания наизусть
учащимися 9 класса.
1. Слово о полку Игореве («Плач Ярославны»)
2. Грибоедов А. С. Горе от ума (монолог Чацкого или монолог Фамусова)
3. Пушкин А. С. «Во глубине сибирских руд…»
4. Пушкин А. С. «Я помню чудное мгновенье…» или «Я вас любил…»
5. Пушкин А. С. «Пророк» или «Я памятник себе воздвиг…»
6. Пушкин А. С. Евгений Онегин (отрывок)
7. Лермонтов М. Ю. Пророк.
8. Лермонтов М. Ю. Родина.
9. Блок А. А. Россия.
10. Есенин С.А. «Отговорила роща золотая…» или «Край любимый! Сердцу снятся…»
11. Маяковский В. В. Отрывок из стихотворения «Необычайное приключение…»
Список произведений
для обязательного заучивания наизусть
учащимися 11 класса.
1. Стихотворение поэта-символиста (на выбор)
2. Стихотворение Н. С. Гумилёва (на выбор)
3. Блок А. А. Незнакомка. Россия. (на выбор)
4. Блок А. А. Поэма «Двенадцать» (отрывок)
5. Маяковский В. В. Стихотворение на выбор.
6. Есенин С. А. Стихотворение на выбор.
7. Цветаева М. И. Стихотворение на выбор.
8. Ахматова А. А. Стихотворение на выбор.
9. Ахматова А. А. Реквием (отрывок).
10. Стихотворение о Великой Отечественной войне (на выбор).
11. Пастернак Б. Л. Стихотворение на выбор.
12. Твардовский А. Т. Стихотворение на выбор.