Казачье воспитание

Р.И. Федин

Традиционная физическая и военно-прикладная подготовка казаков основана на исторически сложившихся представлениях о казаках, как защитниках Отечества и опоры Российской государственности, т.е. на необходимости казаку быть одновременно и воином, и земледельцем. Неразрывно передаваясь от отца к сыну, эта традиция воспитания казака включала в себя вековой опыт. В силу исторических событий в России традиционные знания на протяжении многих десятилетий подвергались насильственному уничтожению, многое было утрачено или забыто. Поэтому, в настоящее время, когда с особой актуальностью встал вопрос воспитания казачьей молодежи, мы столкнулись практически с полным отсутствием традиционных казачьих методов воспитания, в том числе физического и военно-патриотического. Встречаются лишь отдельные работы, посвященные методикам физического и военно-прикладного характера, реконструированные на основе традиционных представлений казаков (Александров С.Г., Карпухин А.П., Федин Р.И., Ерашов).

По мнению С.Г. Александрова (Александров С.Г. Систематизация народных игр Кубанского казачества для детей старшего школьного возраста. Краснодар, 2000. С. 36), сегодня «существует необходимость разработки и внедрения в процесс физического воспитания учащихся образовательных (казачьих) учреждений педагогических технологий, предусматривающих использование традиционных средств физической подготовки казаков, в том числе народных подвижных игр и состязаний».

Авторами этого методического пособия разработана и на протяжении четырех лет реализуется в учреждениях дополнительного образования детей г. Краснодара и края образовательная программа «Традиции войска Кубанского».

Предметом изучения данной программы являются системы и комплексы физической и военно-прикладной подготовки (верховая борьба, изготовление и работа традиционным оружием, несение военной службы); бытовые, нравственные нормы и уклад жизни; фольклор, песни, обряды и праздники кубанских казаков, и мн. другое, адаптированные к современным требованиям воспитания казачьей молодежи.

Цель программы формирование образовательного пространства, способствующего развитию личности – патриота малой Родины, на основе изучения исторически сложившихся форм и методов духовной (нравственно-психологической), физической и военно-прикладной подготовки казаков.

В содержание данной программы входят и традиционные средства физического воспитания Кубанских казаков.

Под традиционными средствами физического воспитания мы подразумеваем все то, что использовалось народом при подготовке подрастающего поколения к практической, в первую очередь трудовой, а также военно-прикладной деятельности, направленной на защиту Отечества.

Традиционные средства являются неотъемлемой частью традиционной физической культуры.

В традиционной физической культуре не ставятся задачи достигнуть рекордных результатов в состязательных частях, здесь на первом плане — освоение упражнений и овладение знаниями, которые сообщает преподаватель, и осваиваются эти знания, прежде всего, для практического применения.

Большое внимание уделяется формированию духовных ценностей ученика на базе родной для него веры, культуры.

Возраст для занятий традиционной физической культурой не имеет ограничений, что помогает быть активными в этом и родителям и детям. Данные обстоятельства сказываются на микроклимате в семье, позволяют ребенку видеть в отце или матери продолжателя традиций народа, усваивать эти традиции и впоследствии самому пропагандировать их.

Традиционная физическая культура является неизменной на протяжении веков. Ее развитие и сохранение обусловлено: генетическими особенностями, характерными для различных народов; природно-климатическими условиями в местах их проживания; доминирующим укладом в хозяйственной деятельности этноса; различиями в мировоззрении. Этими факторами обусловлен выбор средств физического воспитания.

На формирование средств физического воспитания казаков огромное влияние оказал основной род их деятельности – освоение и защита новых земель и сопутствующие им военные столкновения. В столкновениях и походах казаки вырабатывали и совершенствовали необходимые для выживания навыки и умения, перенимая и используя все лучшее у других народов. Характерным примером может служить заимствование у черкесов одежды, оружия и методов обращения с ними.

Используемое оружие, защитное и походное снаряжение, походные и бытовые условия, также не могли не сказаться на навыках и умениях казаков, придавая его движениям своеобразную динамику и особенности. Передаваясь и совершенствуясь из поколения в поколение, эти особенности закреплялись на генетическом уровне. Природные, свойственные казаку действия и движения, наиболее сильная сторона в системе его подготовки, на которые следует обратить внимание в процессе физического воспитания.

Средства физического воспитания казаков формировались с учетом возрастной ступенчатости, единства организма и окружающей среды.

Обучение начиналось с детства и продолжалось на протяжении всей жизни казака, развивая все его лучшие качества с учетом возрастных особенностей.

Кубанская земля и ее климат определяла характер трудовой деятельности и сопутствующие ей навыки; ритм и цикличность повседневной жизни, в соответствии с которой сформировался народный календарь; понимание здорового образа жизни и средства для его поддержания.

Все эти факторы оказали влияние на формирование средств физического воспитания казаков.

Цели традиционного физического воспитания казаков изначально соответствовали идеалу физического развития человека, разработанному современной теорией. Важнейшими показателями физически совершенного человека современности является:

• крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в т. ч. и неблагоприятным условиям жизни, труда и быта;
• высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
• пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
• всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
• владение рациональной техникой основных жизненно-важных движений, а так же способность быстро осваивать новые двигательные действия;
• физкультурная образованность, т. е. владение специальными знаниями и умениями, эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте.

Исторически сложились следующие формы, в рамках которых мы можем выделить те или иные традиционные средства физического воспитания казаков на Кубани:

Прикладная воинская подготовка: конная джигитовка, рубка, единоборства, владение различным оружием, флот и навыки на воде.

Валеология или знания о здоровом образе жизни: народная гигиена, медицина, оказание помощи.

Быт (повседневный труд): кнут и нагайка, бытовые инструменты, режим деятельности.

Досуг: танцы и игры.

Р.И.Федин
Краснодар 2011

1.2.3. Казачье воспитание

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крестного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т. п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И крестный отец и крестная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребенка – жить недалеко от крестника (крестницы).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Новорожденного ребенка особо не торопились распеленовывать. В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» – именно в такой последовательности ускорялся. Сие обосновывается тем, что именно так поступает и взрослый казак-воин в критической ситуации. Поэтому нет паники и ненужных движений (сначала оценил, а потом сделал). Некоторые называют такой стиль поведения степенным. Но как бы его ни называли он доказал свою состоятельность практически.

После крестин казачку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть что совершенствовать. Вокруг подрастающего казачка всегда были вещи, являющиеся непременными атрибутами жизни казачьего общества.

Вообще, так было принято почти повсеместно: сначала казаченка ставили в трудные (незнакомые ему) условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и потом его навыки прививали, корректировали и вырабатывать необходимые опытные практики. Это оправдывало себя и становилось традицией – нарабатывалась скорость мышления, адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку.

«Определений» было очень много. Были общепринятые, и были родовые (в каждом роду свои).

По прошествии года от роду, мальчика назначали к первому причастию. В этом возрасте его первые одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место (хутора или станицы). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом» – где как. Именно там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Конечно же, самые первые шаги в обучении и воспитании делались в семье, строились на родовых и товарищеских принципах существования.

Весь процесс развития казака строился по спирали. Как спираль, каждый виток в которой – замкнутый цикл, и занимал он строго определенный возрастной период. Следующий круг образования начинался с повторения пройденного, по сути, того же, но на новом качественном, более усложненном уровне. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. Прерогатива главной из перечисленных категорий менялась в зависимости от возраста казачка: к примеру, от 7…8 лет до 12 – основное – физическое развитие.

Внимание, важно!

В пересчете на возраст нынешних молодых людей следует учесть, что два века назад казак начинал боевые походы с 16 лет.

Примерно до 7…8 лет от роду казачек жил на женской половине куреня, тем не менее, такое воспитание никак нельзя назвать однобоким, или женственным; воспитание шло и от женской части семьи и от мужской.

Основным принципом (как и сейчас) служила наглядность и повтор примеров, подаваемых взрослыми.

Казачий быт обстоял примерно так. В курене на стене в ножнах висела отцовская (или дедовская) шашка (традиционно передаваемая по наследству). Нагайки вешали у двери.

Давались и дидактика: лампас – это символ казака, шашка это казачье оружие – символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ, кресты и медали – заслуженное и признаваемое в сообществе отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

Обязательным элементом служила сказкотерапия по различным темам, но обязательно с подъемом боевого духа, к примеру, о том, как казаки побеждают «ведьм и чудищ несусветных», и как с честью выходят из сложной ситуации. Песни о славе казачьей удали, смекалке и славе, об отличавшихся в походах, битвах. Поговорки из уст старших – обычное дело в распорядке дня. Эти элементы каждодневной жизни, безусловно, формировали причастность к своим.

Мужчины постоянно следили за формированием казачка: если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»

У донских казаков вообще заметна тяга к семейно-родовому, станичному укладу жизни (в сравнении с казаками Запорожской Сечи, где главным достоянием служила вольница).

Если кто-то вел себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

Примерно с 8 лет казачка переселяли в мужскую половину куреня, опять проводился обряд в урочище. С этого же времени казачок учился владеть нагайкой, о ней мы поговорим в главе 2.

С этого же времени казачка приглашали на «беседы».

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. С этого возраста казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу); так казачонок развивался дальше.

С 12 лет казачонка начинали водить на Круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. В этот период взросления его основная задача – смотреть и запоминать.

В 16 лет казачка ждало испытание – охота на хищника (волка, кабана, медведя). После успешной охоты получался «матерый казачина». Однако. В данном контексте важно понимать уточнение: «матерый» называли казака только в третьем поколении (если первое и второе поколения выжили в испытаниях и сражениях).

Чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Обоснование было нерушимым – родители завещали!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Щупленков О.В.

доцент кафедры истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт

Роль семьи в воспитании казака-патриота

Развитие исторической парадигмы обусловлено современными тенденциями осмысления прошлого России, национально-культурным вкладом русского народа в общую систему российских ценностей. Заметную роль в изучении российской общности занимают вопросы взаимодействия казачества и власти, казачества и народов, населяющих приграничные территории. В этой связи особенно интересным является поиск духовных корней казачьей идентичности, глубинных основ самосознания, исторической памяти и культурной преемственности.

На наш взгляд, данная проблематика должна опираться на осмысление роли семейного воспитания в формировании личности казака, его будущем жизненном самоопределении.

Казаковедение, как самостоятельное научное направление изучения истории казачества, одним из своих концептуальных положений считает выяснение роли семьи в формировании защитника Отечества. Современная концепция патриотического воспитания молодого поколения в российском обществе нуждается в поиске духовного ядра, дающего возможность осуществить эффективную работу по воспитанию истинных патриотов своей страны, поэтому обращение к системе патриотического воспитания в казачьей семье является вполне обоснованным и закономерным.

Воспитание будущих казаков основано на сохранении глубоких традиционных преемственных связей между поко-лениями1. Выполнение важной функции казаками защиты национальных границ возлагает на старшее поколение особую миссию по передаче необходимых духовных и военных

знаний, умений подрастающему поколению. Духовная связь поколений особенно ярко проявляется в трудные для страны периоды истории. Опыт старшего поколения, его умения и навыки по организации эффективной защиты рубежей страны, становятся востребованы и актуальны в деле казачьего воспитания и образования2.

Казаки, как защитники российской государственности, неизменно становились на защиту своей родины, не считаясь порой со своими внутренними социальными предубеждениями. Современная молодежная политика России нуждается в качественной подготовке будущих защитников Отечества, и обращение к опыту казачьей педагогики будет крайне своевременным и актуальным.

Традиционная казачья педагогика, охватывающая все сферы жизни общества, позволит максимально в быстрые сроки адаптировать подрастающее поколение к изменяющимся условиям жизни, создать физический и духовный задел воспитания гармонично развитой личности3.

Семейное воспитание будущего казака основывается на сохранении традиционных форм религиозного воспитания, приучения с малых лет к труду. Старшее поколение не только приобщает молодое поколение к хозяйственной жизни, но и считает обязательным обучение чтению и письму. Хотя образованность в казачьей среде не воспринимается как необходимость, но все же, научение грамотности всегда входило в основные обязанности казачьей общины. Основной обязанностью семьи являлось подготовка молодого человека к «Государевой службе», поэтому физические упражнения, конная выездка, работа с оружием занимали значительное время в ходе обучения4.

Казачье воспитание и образование на протяжении многих столетий концентрировалось на основной задаче служивого сословия — несение воинской службы. Подготовка мобилизационных ресурсов казачества заключалась в оснащении казака умениями и навыками ведения войны, работы с ору-

2 Щупленков О. В. Казачество как стабилизирующий фактор на юге России // Альманах Казачество. 2014. № 7.

4 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.

жием. Казак выполнял свой долг на протяжении всего периода службы, что требовало от него максимальных усилий по сохранению постоянной воинской готовности. Особенно актуальными становились готовность боевой подготовки казака в «периоды лихолетья», то и дело сотрясавшие российскую империю на протяжении нескольких столетий5. В такие периоды истории на защиту Отечества выступал стар и млад. Каждый казак всю свою сознательную жизнь считал за честь выступить в военный поход, чтобы продемонстрировать свою преданность отчизне, собственные воинские возможности.

Подход к обучению и воспитанию будущего казака в семье считался важным этапом социализации подростка, поэтому воспитанием мальчика занимался отец. Именно он прививал ребенку навыки воинского искусства, воспитывал чувство братской солидарности и ответственности перед односельчанами. Отношения между отцом и сыном отличались строгостью нравов, использованием системы принуждений, запретов и ограничений.

Строгость и справедливость воспитательных действий со стороны отца воспринимались детьми с пониманием, поэтому в казачьей семье редко можно было услышать жалобы детей на жестокость обращения со стороны родителей. Наряду с наказанием родители широко использовали методы поощрения, что создавало благоприятные условия для создания отношений привязанности и взаимной ответственности всех членов семьи6.

Старшее поколение семьи своим примером показывало детям как правильно себя вести в той или иной ситуации, не читая при этом нудных нотаций. Обучение и воспитание в казачьей семье происходило по правилу: «Делай как я!», что становилось лейтмотивом всего педагогического процесса. Наказание являлось методом ритуального действия, при котором провинившийся большей частью должен был сам осознать пагубность содеянного. Телесные наказания использовались казаками в воспитательных целях крайне редко, и носили как правило в большей степени предупрежда-

5 Рябова Е. Л., Щупленков О. В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М., «Этносоциум», 2011.

6 Основы Казачьей культуры : учебное пособие / Рябова Е. Л., Щуплен-ков О. В. М., «Этносоциум», 2015.

ющий характер. «Коли не слухает, то и посечь можно, спина дело наживное» 7.

Живя в казачьем сообществе, члены семьи постоянно находились в зоне внимания окружающих, что создавало атмосферу взаимного притяжения. Подчас вопросы воспитания выносились на всенародное обсуждение. Станичные органы власти — собрания и суды, брали на себя ответственность за воспитание своих односельчан. Существовала довольно разветвлённая система административных санкций против ослушников. Денежные штрафы, аресты до семи суток, письменные заверения в благочестии по отношению к своим родителям, общественные порки сопровождали общественный надзор за процессом воспитания будущего казака8.

На ранних этапах развития казачьей социальной общности, семья не воспринималась казаками как средство педагогического воздействия на подрастающее поколение. В Запорожской Сечи, Вольном Дону воспитанием будущего казака занималась сама община, культивируя в собственной среде необходимые элементы воспитательного цикла9.

Со временем, отношение к семье в казачьем сообществе коренным образом меняется. Патриархальные основы воспитания приходят на смену общинным, становятся более акцентированными на создание приоритета отца, его роли в формировании будущего защитника Отечества. Власть отца приобретает в семье некий сакральный смысл, поэтому подчас можно было услышать: «Отец в дому как Авраам в раю первый, а отец в дому первый и есть»10.

Наряду с отцом значительное воздействие на процесс воспитания детей оказывала мать. Роль женщины в формировании казачьей семьи достаточно значительна. Экономическая составляющая казачьей семьи основным грузом лежит на плечах женщины. Социальная составляющая казачьей об-

7 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.

8 Там же. С. 5

9 Дзюбан В. В. Традиции и обычаи казаков — многовековой нравственный стержень // Вопросы культурологии. №4, 2013; Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. №3, 2013.

10 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щины основана на активной роли всех ее членов в участии в управлении. Поэтому не удивительно, что казачки на протяжении последних двух столетий принимали активное участие в общественной жизни сообщества, становясь важным социальным инструментом эффективного регулирования процесса образования и воспитания11.

В период несения казаком воинской службы, на плечи казачки ложились все хозяйственные и бытовые нужды, воспитание и образование подрастающего поколения12. Кроме этого, казачки наряду с мужчинами участвовали в военных походах, возглавляли казачьи отряды. Как пример можно привести жизнь калмыцкой княгини А. Тайшиной. Оставшись после смерти мужа вдовой, она с 2400 подданными обратилась к императрице Анне Иоанновне в 1739 году с просьбой выделить ей для оседлого поселения небольшой участок земли, на что получила разрешение основать город Ставрополь (Тольятти). Княгине были даны полномочия войскового атамана и положено жалованье в размере 500 рублей. Старшины Ставропольского Казачьего Войска также получали жалованье на уровне офицеров Войска Донского. Основной задачей вновь созданного казачьего воинского объединения была защита Самарско-Уфимской линии13. В настоящее время эффективно управляет казачьей общиной во Владимирской области Ю. П. Ткаченко14.

Казачья педагогика включает в себя не только семейное воспитание, но и значительную роль атаманства15. Данная форма военно-административного управления позволяет эффективно осуществлять педагогический процесс опираясь на широкие демократические принципы. В то же время нельзя и преувеличивать роль общественного контроля над

12 Там же.

13 Кузьмин А. Г. Татищев. М., 1981.

15 Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. №3. 2013; Шишов А. В. Казачьи атаманы. М., 2008.

А т> ■игл nun v //Кпъп-иргтйл»

Семья кубанца. Фото неизвестного автора, 1891 г.

семейным воспитанием.

В каждом отдельно взятом казачьем войсковом образовании имеется собственная оценка эффективности образования и воспитания. С позиции регионоведческого анализа, казачьи педагогические методики имеют совершенно разные подходы и формы достижения результата, поэтому важным на современном этапе становится сохранение самобытности казачьей педагогики, ее достижений в целях воспитания истинных патриотов страны. Унификация казачьей педагогики уничтожит уникальный пласт народного творчества, исторического наследия прошлого16. В каждой отдельной взятой казачьей области существует свой неповторимый подход к

16 Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции. Армавир, 2012.

Семья уральского казака. Фото неизвестного автора, 1867 г.

Там же.

системе образования и воспитания. В частности, на Верхнем Дону сохраняются патриархальные порядки гораздо более тщательнее, чем на Нижнем17.

В современных казачьих семьях все чаще наблюдаются случаи нарушения традиций семейного воспитания. Родители игнорируют право взрослого сына на самостоятельное ведение хозяйства, заведение семьи, переезд на другое место жительства. Участились случаи вмешательства родителей в воспитание внуков, не учитывая мнения родителей. Подобные случаи свидетельствуют о разрушении прежних семейных устоев, создании прецедентов нежелательных тенденций развития казачьей культуры.

Необходимо внимательно и бережно относиться к культурно-образовательному наследию казачества. Казак находился на передовой позиции русской цивилизации, поэтому органично впитал в себя природные и социальные

17 Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885.

особенности русского народа: любопытство, коллективизм,упорство, настойчивость, ответственность за ближнего, сострадание, терпимость и храбрость.

Из казачьей среды вышло немало видных деятелей культуры, политики, науки, производства: В.Д. Сухо-руков, А.Ф. Щербина,

A.Ф. Лосев, А.Н. Краснов, Д-И. Иловайский, Д.П. Косоротов, П.С. Фролов, М.Б. Греков, B.C. Рубашкин,

B.И. Суриков, A.A. Хан- жонков, Г.Я. Седов и

Казачье семейство многие другие. Уровень

Цимлянской станицы. й

образования и воспи-Там же. г

тания в казачьей семье

позволял молодым людям получать необходимый жизненный опыт, позволивший им достичь определенных успехов в жизни. Казачья педагогика, используя как традиционные формы обучения и воспитания, так и современные тенденции, смогла обеспечить формирование глубоких мировоззренческих убеждений у многих выходцев из казачьей среды.

Семейное казачье воспитание и образование за многие столетия своего существования сформировало стройную систему институтов социализации, отличающейся практической направленностью. Уникальность казачьей семьи заключается в особой роли консолидирующей функции значительного количества людей, выполняющих важную миссию в несении воинской службы. Институт казачьей семьи постоянно изменяется, приобретает новые черты, соответствующие современному духу времени, отвечает социально-политическим требованиям российского государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казачье семейство Цимлянской станицы. Там же.

Семы Гребенских катков станицы Червлёная. 1879г.

Семья Гребенских казаков станицы Червлёная. 1879 г.

Семейное воспитание в казачьих семьях готовит будущих защитников Отечества, готовых в любую минуту встать на ее защиту. Социальный характер казачьей педагогики подтверждает демократические основы российской государственности, подчеркивает важность незыблемых казачьих заветов и символов.

Казачья семейная педагогика предполагает соблюдение ряда важных принципов патриотического воспитания. Одним из главных является формирование внутренней убежденности казака в незыблемости исторических традиций славного казачьего рода, гордости за героическое прошлое своей страны. Неотъемлемой основой казачьего воспитания служит передача подрастающему поколению основных норм и правил поведения казака. Соблюдение высокой внутренней культуры и духовности, основанной на почитании старших, уважения к жене и внимания к детям. Непрестанная работа над своим физическим и военным совершенством, готовностью выполнить требования воинской службы.

Список литературы:

2. Гомзякова Н. Н., Коровин В. М. Кубанские казаки — лихие джигиты и пластуны // Военно-исторический журнал. 2007. № 2. С. 63-66.

4. Дзюбан В. В. Традиции и обычаи казаков — многовековой нравственный стержень // Вопросы культурологии. 2013. № 4. С. 57-61.

5. Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: материалы Восьмой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. Н. Н. Великой, С. Н. Лукаша. Армавир, 2012. 216 с.

6. Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 130-132.

7. Коваленко В. В. Атаманство как социально-административный институт казачьего общества (на примере Запорожского, Донского и Кубанского казачества) // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 130-132

8. Кузьмин А. Г. Татищев (Жизнь замечательных людей). М.: Молодая гвардия, 1981. 351 с.

10. Основы Казачьей культуры : учебное пособие / Рябова Е. Л., Щупленков О. В. М.: «Этносоциум», 2015. 192 с.

12. Рябова Е. Л., Щупленков О. В. Казачество юга России: история и современность : учебное пособие. М.: «Этносоциум», 2011. 256 с.

13. Харузин М. Н. Сведения о казацких общинах на Дону: материалы для обычного права, собранные М. Н. Харузиным. М., 1885. Т. 1. 429 с.

15. Шишов А. В. Казачьи атаманы. М.: Вече, 2008. 416 с.

17. Щупленков О. В. Казачество как стабилизирующий фактор на юге России // Альманах Казачество. 2014. № 7. С. 41-60.

20. Суздалева Т.Р. Миграционная политика: практика XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 9 — 15.

21. Суздалева Т.Р. Был ли СССР империей: национальный аспект // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 7 (61). С. 61 — 67.

22. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gomzyakova N.N., Korovin V.M. Kuban Cossacks — scouts and dashing horsemen // Military History magazine. 2007. № 2. p. 63-66.

8. Kuzmin A.G. Tatishchev (Lots of great people). M.: Young Guard, 1981. 351 p.

10. Fundamentals of Cossack culture: a tutorial / Ryabova E.L., Schuplenkov O.V. M.: «Etnosotsium», 2015. 192 p.

12. Ryabova EL., Schuplenkov O.V. Cossacks of Southern Russia: History and Modernity: a tutorial. M .: «Etnosotsium», 2011. 256 p.

15. SHishov A.V. Cossack chieftains. M.: Veche, 2008. 416 p.

17. Schuplenkov O.V. Cossacks as a stabilizing factor in the south of Russia // Almanac Cossacks. 2014. № 7. p. 41-60.

20. Suzdaleva T.R. Migration policy: the practice of the XXI century // Etnosotsium and international culture. 2015. № 1 (79). P. 9 — 15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *