Неосознаваемые психические процессы

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека — неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь «верхушка айсберга». Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

— неосознаваемые механизмы сознательных действий,

— неосознаваемые побудители сознательных действий,

— надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:

— неосознаваемые автоматизмы,

— неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы

Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о «механической работе», «о работе, при которой голова остаётся свободной». Это состояние «свободной головы» и означает отсутствие сознательного контроля.

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

— бессознательное.

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

— непроизвольные движения,

— тоническое напряжение,

— мимику,

— пантомимику,

— большой класс вегетативных проявлений.

В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

— пульс,

— частота дыхания,

— артериальное давление,

— электрическая активность мозга,

— микродвижения глаз,

— зрачковая реакция.

Существуют аппараты, называемые «детекторами лжи». Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Надсознательные процессы

С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.

Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но «душа его не на месте», он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

Под понятием «психические процессы» понимают явления психики, которые по своей структуре являются однородными, кратковременными. Как и любой процесс психические процессы имеют начало, течение и завершение.

Осознаваемые психические процессы

Определение 1

Осознаваемые психические процессы — это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

  • познавательные процессы
  • эмоциональные процессы
  • волевые процессы

К познавательным относят:

  • ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)
  • представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта)
  • восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)
  • память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний)
  • воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)
  • мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)
  • внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)
  • речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)
  • рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.)

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Осознаваемые и несознательные психические процессы 450 руб.
  • Реферат Осознаваемые и несознательные психические процессы 270 руб.
  • Контрольная работа Осознаваемые и несознательные психические процессы 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

  • эмоции (имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристика: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях)
  • чувства (отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам)
  • аффекты (эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом)
  • стресс (реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим.

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

  • борьба мотивов (этот процесс связан с процессом выбора и решительностью)
  • принятия решения (включает в себя математические, статистические аспекты, изучение закономерности человеческого выбора)
  • целеполагание (осмысление человеком своей деятельности с точи зрения последующего результата)

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Замечание 1

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий
  • неосознаваемые побудители сознательных действий
  • «надсознательные» процессы

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

  • неосознаваемые автоматизмы
  • явления неосознаваемой установки
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

  • первичные автоматизмы
  • автоматизированные действия или навыки

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Замечание 2

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие. Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

  • моторная установка
  • умственная установка
  • перцептивная установка

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на 3 большие класса:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

a. Неосознаваемые автоматизмом.

Под этим обычно подразумевают действия или акты, которые совершаются сами собой без участия сознания. Иногда говорят о чисто механической работе при которой голова остается свободной, что и обозначает отсутствие сознательного контроля за действиями. Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение: некоторые из них никогда не осознавались, другие прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые составили группу первичных автоматизмов (так называемые автоматические действия), в которую входят либо врожденные акты, или те, которые формировались очень рано в течение 1 года жизни ребенка (схватывание предметов, ходьба и т.д.). Вторые составили группу вторичных автоматизмов ( так называемые автоматизированные действия или навыки).

b. Явления неосознавательной установки.

Установка – это готовность организма или субъекта к совершенствованию определенных действий или к реагированию в определенном направлении. Если навык относится к периоду совершенствования действия, то установка к периоду, который ему предшествует.

c. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий

В данный подкласс входят непроизвольные движения, тоническое напряжение мышц, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, которые просто сопровождают такие действия.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

Связан с именем Зигмунда Фрейда. Согласно его теории бессознательного в психике человека выделяют 3 сферы:

• Сознание

• Предсознание

Типичными обитателями предсознательной сферы являются скрытые или латентные знания.

• Бессознательное

Основными формами проявления бессознательного являются:

o Сновидения

o Ошибочные действия

? Описки

? Оговорки

? Забывание имен, вещей

? Другое

o Невротические симптомы

3. Надсознательные процессы.

Это процессы, образованные на основе интрегрального продукта, большой сознательной работы, которые затем вторгаются в нашу сознательную жизнь и как правило радикально меняют ее в течении.

К классу надсознательных процессов можно отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя, кризисы чувств и т.д.

З.Фрейд сравнил сознание человека с айсбергом, который на 9/10 погружен в море бессознательного.

По психологии сознания было нанесено два сокрушительных удара: со стороны бихевиоризма и со стороны изучения неосознаваемых психических процессов.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

3) «надсознательные” процессы.

К неосознаваемым механизмам относятся три подкласса:

1.1. Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются без участи сознания.

Анализ автоматизмов обнаруживает их двоякое происхождение: некоторые никогда не осознавались (первичные автоматизмы или автоматические действия), другие прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы или автоматизированные действия — навыки).

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

К первичным автоматизмам относятся или врожденные акты, или те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и др.

Группа навыков особенно широка и интересна. Благодаря навыку:

  • действие начинает осуществляться быстро и точно;
  • происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия.

Поле сознания неоднородно: фокус, периферия, граница, за которой начинается область неосознаваемого, и эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. Самые высокие этажи системы — наиболее поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; самые низкие и самые отработанные выходят за границу сознания.

Отношение различных компонентов действия к сознанию нестабильно: в поле сознания оказывается представлен то один, то другой «слой” иерархической системы актов, составляющих данное действие:

  • выученные компоненты действия уходят из фокуса сознания на его периферию, и оттуда — в область неосознаваемого;
  • какие-то компоненты навыка возвращаются в сознание при возникновении трудностей, утомлении, эмоциональном напряжении. Это возвращение в сознание может быть результатом сознательного намерения.

Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознания обычно расстраивают действие.

1.2. Неосознаваемая установка — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.

Преднастройка позы руки ребенком под форму предмета, который он хочет взять — моторная установка. Если в темной комнате ждете чего-то страшного и действительно начинаете это видеть («у страха глаза велики”) — перцептивная установка. Возможно существование умственной установки.

Установка, т.е. готовность к определенному действию, дает возможность осуществлять его более эффективно.

Опыты Д.Н.Узнадзе (1886-1950): контрастные иллюзии установки, ассимилятивные иллюзии установки.

Действительно ли в данном случае установка неосознаваема? Можно предположить, что в подготовительных пробах испытуемые вполне осознавали, что будут однотипные предъявления и начинали сознательно ждать такой же пробы в следующий раз.

Чтобы опровергнуть это предположение — контрольный эксперимент с гипнозом. Установочные пробы проводили в состоянии гипноза, перед пробуждением испытуемому внушали, что он ничего не будет помнить. После пробуждения — одна контрольная проба — установка образовалась и проявилась типичным для нее образом.

Узнадзе приходит к выводу, что явления неосознаваемой установки — «досознательная форма психики”, ранняя ступень развития любого сознательного процесса.

Эти явления и рассмотренные выше автоматизмы обнаруживают многоуровневую природу психических процессов.

1.3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — они не реализуют действие, как автоматизмы и не подготавливают его как установка. А именно сопровождают: непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также вегетативные реакции, сопровождающие действия и состояния человека.

Эти процессы:

включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные средства коммуникации;

могут быть использованы как объективные показатели различных психологических состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и т.д. Легче всего человеку удается контролировать внешние действия (голова, движения), труднее — мышечную тонику (позу, мимику, интонацию), труднее всего — вегетативные компоненты действий: слезы, дрожь, изменение зрачка.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Неосознаваемые механизмы сознательных действий

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Неосознаваемые механизмы сознательных действий

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Неосознаваемые механизмы сознательных действий

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *