Правление царя ашоки

АШОКА

Автор — Моханачанд Киранаги

Колесо, которое украшает флаг свободной Индии, хранит память о царе Ашоке. Повелитель огромной империи, после великой победы на поле битвы, излечился от насилия и дал клятву никогда не воевать снова. Он был идеальным правителем. Он стремился нести другим странам свет, который он обрел в своей жизни. Он посвятил себя победам справедливости.

«Все люди мои дети. Все чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей.»

Это слова императора, который жил две тысячи триста лет назад.

В истории часто случается, что даже простые вожди становились высокомерными и использовали свою власть в своих интересах, порой пренебрегая справедливостью. Но император, который сказал эти слова, — управлял большей частью Индии. Он имел власть над жизнью и смертью более чем миллиона его подданных.

Разве не удивительно, что свободная Индия вспоминает его с восторгом?

Этого императора звали Ашокой (себя он называл Дэванамприя Пиядаси). Колесо на вершине столба, который он установил в Сарнатхе — теперь украшает национальный флаг свободной Индии.

Кто такой «Дэванамприя Пиядаси»?

Наскальные надписи царя Дэванамприя Пиядаси находили на всей территории Индии в течение столетия. Но все никак не могли идентифицировать этого «Дэванамприя Пиядаси», он все еще оставался загадкой.

Однажды в 1915 году около деревни Маски в Райчуре в районе Карнатака, на горе обнаружили наскальную надпись. В этой надписи упоминалось имя Ашока наряду с именем Дэванамприя Пиядаси. Только теперь с уверенностью можно было сказать, что Дэванамприя Пиядаси был не кем иным, как царем Ашокой.

Император династии Маурьев, чье имя сияло подобно яркой звезде в истории мира, и кого почитают и любят уже более чем две тысячи лет.

Императоры династии Маурьев

Ашока был внуком Чандрагупты — основателя династии Маурьев. Чандрагупта был первый правитель империи Маурьев. Он управлял империей двадцать четыре года, и затем, стремясь обрести умственный покой, как это было принято в те времена, передал власть своему сыну — Биндусару. Биндусара был отцом Ашоки.

Субхадранги была матерью Ашоки. Она была дочерью бедного человека по имени Чампаканагар.

В детстве Ашока был очень живым и резвым ребенком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце – это охота, вскоре он стал искусным охотником. Сам Чандрагупта любил охотиться, и с тех пор императорская охота была целым пышным праздником и велась всегда с большим размахом.

Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

В Таксиле

Уджайн был столицей Аванти. Это был красивый город и центром науки, богатства и искусства. Как только прибыв в город, Ашока уже за несколько дней показал себя как превосходного управленца. Известно, что в этом городе он женился на Шакья Кумари — красивой дочери богатого торговца Видишанагара. Она родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра.

Способности, храбрость и мудрость Ашоки были скоро проверены. Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошел к городу и осадил его. Но неожиданно все закончилось благополучно. Граждане Таксилы даже не думали противостоять Ашоке. Они устроили ему великий прием.

Они сказали: «Мы не ненавидим ни Биндусару, ни царский род. Плохие чиновники являются причиной того, что мы восстали. Мы неправильно понимаем царские указы, так как они не правильно их истолковывают и используют их для своей пользы. Мы — не мятежники. Пожалуйста, простите нас».

Ашока понял реальную ситуацию и наказал тех, кто был причиной восстания. Он оставался там в течение нескольких дней и давал людям советы, изъясняясь простыми и ясными словами. Когда мир был полностью восстановлен в городе, Ашока вернулся в свою область.

Проходили дни и годы. Биндусара стал старым. Его тело стало слабым. Его здоровье угасало. Среди всех его советников был один советник по имени Радхагупта, который был очень известным и уважаемым. Он созвал на совет всех советников, и они начали думать о будущем империи.

Старшим сыном Биндусары был Сусема. Согласно традиции он должен был воссесть на трон. Но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. Кроме того, он начал вести себя дерзко.

На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царем, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придет в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Ашока становится царем

Император Биндусара имел имя «Амитрагатха» (Уничтожающий Недругов). Он завоевал земли, которые находились между восточным и западным побережьем на юге Индии, и так расширил свою империю. Он управлял этой империей в течение двадцати пяти лет и умер в 272 до н.э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца.

Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по разному. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь; он, вероятно, прибыл из Таксилы с большой армией. Он был готов сражаться если необходимо. Но он был убит, при попытке захватить город.

Как говорят легенды — Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях

Пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н.э. был благоприятным днем для коронации Ашоки. Паталипутра была красиво украшена.

Благоприятное время, установленное для коронации, настало. Звучала прекрасная музыка. Молодой и сияющий Ашока вошел в зал, окруженный своими телохранителями. Наследник трона Магадхи поклонился трону и поднялся на него. Брахманы пели священные стихи, наследник был украшен соответствующими символами царского звания, и корона была возложена на его голову. Граждане Паталипутры радовались, так как империей стал править способный правитель.

Ашока был очень образованный государственный деятель. Он управлял Магадхой мудро и умело. Совет советников и чиновников государства был предан императору, умен, все приказания отдавались к месту и вовремя. Поэтому в империи царили мир и спокойствие.

Покой заставляет забывать человека о течении времени.

Восемь лет прошло без каких либо происшествий.

Калинга

Ашока стал правителем обширной империи. Но Калинга — маленькое государство (теперь Орисса), оставался независимым, за пределами влияния Ашоки.

Калинга имела богатую и плодородную землю между Годавари и Манханди. Люди Калинга были патриотами и любили свободу. Они были готовы бороться и умереть в защиту своей родины.

Калингская война меняет взгляды Ашоки

Во времена дедушки Ашоки, армия Калинги имела только 60,000 пехоты, 1,000 конницы и 700 слонов. Во времена господства Биндусары и в начале господства Ашоки Калинга, вероятно значительно улучшила свои вооруженные силы.

Могущественная армия Магадхи подошла к Калинге. Ашока непосредственно был во главе своей огромной армии.

Армия Калинга сопротивлялась армии Магадхи проявляя чудеса храбрости. Они не боялись смерти. Но их доблесть и жертвы были напрасны. Их становилось все меньше и меньше, пока их окончательно не уничтожили.

Ашока одержал трудную и великую победу.

«Я сделал это!»

Действительно, Ашока был победителем, и Калинга стала его.

Какова была цена этой победы?

Одна из надписей Ашоки описывает это: «Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито на месте и гораздо более того умерло».

Ашока, стоя во главе своей армии, видел поле битвы собственными глазами. Сколько хватало взгляда — все полностью было покрыто трупами слонов и лошадей, и останками воинов убитых в сражении. Кровь текла целым потоком. Воины катались по земле от невыносимой боли. Плакали осиротевшие дети. И грифы прилетели, чтобы полакомится мертвечиной.

Не одно или два, но сотни ужасных видений стояли перед глазами Ашоки. Его сердце почувствовало скорбь и позор.

Он чувствовал печаль победы, которую он обрел за счет такого большого страдания. «Что я сделал? — Это ужасно! Я, будучи главой обширной империи, я стремился захватить маленькое царство и обрек на смерть тысячи солдат; я стал причиной того, что овдовели тысячи женщин и осиротели тысячи детей». С этим раскаянием в мыслях он не смог оставаться там дольше. Он привел свою армию назад в Паталипутру с тяжелым сердцем.

Неповторимый в истории

Ашока стал правителем Калинги, как того и желал. Но победа принесла ему не радость, а печаль. Ужасное зрелище кровавой резни омрачило радость победы. Ашока не мог найти после этого и минуты покоя, он не мог спать, есть, все время его сопровождали видения страданий, агонии и смерти, увиденные на поле битвы.

Ашока понял, что огонь войны не только жжет и уничтожает на поле битвы, но и распространяется дальше и уничтожает много невинных жизней.

Страдание, вызванное войной не заканчивается на поле битвы, оно продолжает отравлять умы и жизни оставшихся в живых, в течение долгого времени. В это время Ашока был на высоте своей власти, он был главой обширной империи, он не имел никакого равным в богатстве или по численности армии. И все же калингская война, которая была его первой войной, также, стала его последней войной! Мощь оружия склонилась перед властью Дхармы (справедливости).

Ашока поклялся, что он никогда снова не возьмет оружие, и что он никогда снова не совершит такого преступления. И оказалось, что это было клятвой железного человека.

В истории мира, было много царей, которые поклялись не воевать больше, после того, как они были побеждены. Но у скольких царей проснулась жалость в час победы и опустилась рука с поднятым оружием?

Наверное, был только один такой царь на протяжении всей истории мира – царь Ашока.

Благородная Победа

«Победа Дхармы приносит любовь и признательность. Любимый Богами верит, что, даже маленькая победа любви приносит большую награду в другом мире».

Так Ашока сказал в одной из своих надписей.

Учение Будды принесло покой Ашоке, которого часто посещали воспоминания об агонии, которую он видел на поле битвы в Калинге.

Послание Будды об отказе от насилия, доброта и любовь к людям преобразили несчастного Ашоку. Ученик Будды Упагупта объяснил ему Дхарму Будды. С того дня сердце Ашоки стало домом сострадания, любви к жизни и ненасилия. Он даже перестал охотиться на животных. Он запретил убивать животных для царской кухни. Понимая, что не достаточно, чтобы один человек жил справедливой жизнью, он провозгласил, что все его подданные также должны жить справедливой жизнью.

«Из всех побед, победа Дхармы наивысшая. Можно завоевать часть земли. Но добротой, любовью и жалостью можно завоевать сердца людей. Из острого меча бьет фонтан крови, а из Дхармы бьет фонтан любви. Победа при помощи оружия приносит мимолетную радость, а победа Дхармы приносит вечную радость»

— Ашока понял эту истину. Поэтому он дал своим подданным такой урок:

«Слушайтесь отца и мать, слушайте учителей, будьте добры ко всем живым существам, говорите правду. Эти достоинства Дхармы должны быть соблюдаемы.

Так Вы (махаматры) будете наставлять их в указах Любимого Богами, и также Вы будете гарантировать, что поводыри слонов, служащие, гадалки и брахманы буду наставлять своих учеников согласно древней традиции, что они должны почитать своих учителей …. справедливых учителей. В семьях родственники должны относится к друг другом с уважением.

Это — древняя традиция, способствующая долгой жизни, и таким образом это должно выполняться».

«…Многообразно это продвижение, однако в основе его – контроль над речью, чтобы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. В любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой».

Ашока не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой цели.

Первая вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – это совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные цели.

Широкое распространение Дхармы

Ашока не только посещал святые места. Он полагал, что послание Дхармы не должно быть неподвижным подобно застоявшейся воде. Он хотел, чтобы она распространялась повсюду в Индии и за ее пределами. Он хотел, чтобы все люди в мире купались в ее чистом потоке и очищали себя. Поэтому он взял на себя большое бремя, которое вряд ли кто другой мог вынести. Он повелел, чтобы слова Дхармы, наносились на скалы и колонны по всей стране и за ее пределами. Эти надписи внедряли Дхарму в социальную этику и мораль жителей страны. Ашока прямо объявил, что его желание состоит в том, что бы его послание достигло людей всех стран и дало возможность им следовать и распространять Дхарму для блага всего мира. Такие надписи можно найти и сегодня, и в Индии и за ее пределами. В Индии они были обнаружены в Мадхья Прадеш, Гуджарат, Уттар Прадеш, Махараштра, Орисса, Андхра Прадеш и в районе Сиддапура Читрадурга, а также в Коппала и Маски в Райчуре района Карнатака. Вне Индии они были найдены в районе Пешвар в Пакистане, а также около Кандагара в Афганистане и на границе Непала.

Семена Дхармы

Из истории мы знаем многих царей, которые делали надписи о своих войнах, благотворительной деятельности, пожертвований и расширении своих государств. Но только Ашока делал надписи, вырезая их на скалах и столбах, которые ведут людей от неведения к истине, от смерти к бессмертию, от темноты к свету. Сегодня они подобны свету мудрости. Слова Дхармы подобны семенам добродетели, засеянные в сердца людей. Они являются шагами, ведущими к спасению.

Чтобы способствовать большему пониманию Дхармы, Ашока сделал смелый шаг, который мог сделать только мудрый человек, с большим знанием дела. Он стремился показать, что все религии говорят об одном и том же пути к добродетели. В одной из своих надписей Ашока говорит:

«Многообразно это продвижение, однако в основе его – контроль над речью, чтобы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. В любом случае это легко.

Но в любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой.

Ведь всякий, кто, почитая свою веру или хуля другую из-за приверженности к своей вере, думая: «Представлю ее в лучшем свете!», — на самом деле еще более вредит своей вере».

Он назначил чиновников, называемых Дхарма-махаматрами, чтобы распространить эти идеи среди людей. Эти чиновники встречались с людьми различных религий и жили среди них. Они помогали преодолевать ошибочные идеи относительно других религий и говорили о том, что есть хорошее у других. Часто бывало, что собранные деньги для религиозных целей тратятся не по назначению, так как эгоистичные люди присваивают их себе. Обязанностью Дхарма-Махаматров, было наблюдать, чтобы деньги, предназначенные для религиозных целей, были потрачены должным образом. Они также совершали поездки по империи и посещали суды. Они пересматривали дела и, обнаружив ошибки, изменяли наказание. Подобные чиновники, кажется, никогда больше не назначались когда-либо еще в истории мира. Помимо них, другие чиновники также совершали поездки по империи каждые пять лет согласно распоряжению императора, и распространяли Дхарму среди людей.

Третий Собор

После семнадцати лет правления Ашоки, обострились различия среди буддийских монахов, и произошел раскол. Было много ленивых и плохих монахов, дававших плохой пример и приводивших людей к злу. Эти злонамеренные шраманы несли проклятие Учению Будды. Из-за этого Учение Будды теряло свою силу. Ашока чувствовал это и был несчастен. Чтобы сохранить Учение Будды от полного исчезновения и увеличить влияние Дхармы на людей, Ашока выгнал многих ленивых монахов из монастырей и лишил их сана. Он пригласил достойных и серьезный монахов в Ашокарама, близь Паталипутры для собора. Моггалипутра Тишья был главой на соборе монахов, которые пришли со всей страны. Ашока сидел с Великими Учителями и спрашивал каждого монаха-бхикшу: «Чему учил Будда?» Он беседовал с ними о многих вещах. И только после долгих обсуждений стало ясно и недвусмысленно то, чему учил Будда. Учение Будды получило новый импульс от этого собора.

Ашока не похож на других царей, которые посылали свои армии, что бы победить соседние страны. Он говорил, что победа Дхармы — наивысшая победа, и послал буддийских монахов нести свет, который он получил от Учения Будды, в другие страны. Проповедники Учения Будды были в Сирии, Египте, Македонии, Бирме и Кашмире. На остров Цейлон (Шриланка) он послал своих собственных детей Махендру и Сангхамитру. В результате всех этих деяний было то, что Учение Будды распространилось во все страны Восточной Азии.

Столб в Сарнатхе

На двадцатом году своего правления, Ашока предпринял второе паломничество со своей дочерью и пятым патриархом Упагуптой. Это мы знаем из его надписей. В течение этого паломничества он посетил руины Вайшали и мест, где Будда имел обыкновение пребывать. От Вайшали Ашока направился на восток и прибыл в Рамаграма. Он посетил ступу в Рамаграма, построенной царем, который собрал и сохранил шариру Будды после его смерти. Позже он также посетил Лумбини, Капилавасту, Шравасти, Гайю и другие святые места. Везде, где он путешествовал, он поставил столбы и ступы в памяти о своем паломничестве. Они напоминают нам даже сегодня о посещении Ашокой этих святых мест.

Есть один такой столб в Сарнатхе. На вершине каменного столба приблизительно на высоте пятнадцать метров там красиво вырезаны фигуры четырех стоящих львов. Сегодня фигуры львов являются официальной эмблемой правительства свободной Индии, и Чакра Ашоки украшает национальный флаг Индии. Таким образом, правительство Индии воздало дань памяти идеальному царю — Ашоке. Но, к сожалению, столб в Сарнатхе был сломан и разрушен. Так что мы можем видеть только фрагменты столба. Из восьмидесяти четырех тысяч ступ, как говорят, построенных царем Ашокой, ступа в Санчи является самой известной и изящной. Сегодня эта семнадцатиметровая ступа стоит на высокой опоре и образует полукруг. Помимо этих ступ и столбов, Ашока в больших количествах строил храмы, монастыри и целые пещерные комплексы. Это остается не только знаком приверженности царя Ашоки к Учению Будды, но и являются также образцом возвышенной архитектуры тех дней.

Друг людей

Было много императоров в истории Индии, но немногие управляли такой обширной империи как Ашока. Его империя простиралась на большей части сегодняшней Индии и Афганистана, а также туда входил Белуджистан за пределами Северо-западной области Индии, и Непалом на Севере, а также Бенгалия, Бихар, Андрха Прадеш и большая часть Карнатака. Надписи, обнаруженные в этих землях доказывают это.

Хотя Паталипутра была столицей обширной империи, для надлежащего управления страной, Ашока разделил свою империю на четыре области – Малава, Пенджаб, Дакшинапатха и Калинга. Уджайини был столицей Пенджаба, Таксила — Малавы, Суварнагири — Дакшинапатхи и Косала — Калинги. Он назначил своих представителей в каждой области. Представители выбирались согласно их способностям, а не по праву высокого рождения или дружеских связей. Они обладали значительной свободой в управлении этих областей.

Императору помогал совет советников в столице. Если император хотел делать изменения, он обычно консультировался с советом советников. После того, как совет исследовал вопрос и предлагал решение, тут же оно осуществлялось. Обычно император принимал решение совета советников.

Чанакья (Каутилья), Глава правительства Чандрагупты Маурья, описал ежедневную жизнь царей того времени следующим образом:

«Царь встает в 3 часа утра. И до пол-четвертого исследует различные вопросы, касающиеся империи, и выносит решения. После этого он получает благословения учителей и брахманов. Потом он встречается со своими лекарями и поварами. Далее он идет в зал суда и рассматривает дела от 6 часов утра до 7 часов. После этого рассматривает доходы и расходы предыдущего дня. С 7.30 он встречается с людьми, которые прибыли на аудиенцию по срочным и неотложным вопросам, и решает их согласно пользе государства. В 9 часов он делает перерыв и купается в бассейне. После омовения, в 10.30 утра, император встречается с чиновниками и инструктирует их по многим вопросам, добиваясь согласованности в действиях. Весь полдень он присутствует на собрании советников и обсуждает глобальные вопросы государства. Затем отдыхает и с 13.30 до 15.00 решает вопросы связанные с армией. После этого он получает сообщения от посыльных и шпионов, которые прибыли с различных частей его империи и других царств».

Ашока продолжил идеал и традицию своего дедушки Чандрагупты, действуя по букве и духу, как описывал мудрец Чанакья. Кроме того, Ашока полагал, что процветание его подданных является его собственным процветанием; так что он назначил чиновников, которые должны были сообщать ему о благосостоянии и нуждах людей. Они должны были сообщать ему об этом в любое время, независимо от того, где он был и чем занимался. Его собственные высказывания лучшие примеры этому: «Теперь мною установлено так. В любое время – принимаю ли я пищу, нахожусь ли я в гареме или в своих покоях, или в отхожем месте, или в паланкине, или в садах, — всюду пративедаки пусть оповещают меня о людских делах! И повсюду я буду заниматься людскими делами. И то, что я повелеваю моими устами – идет ли речь о том, что следует принести в дар, или огласить, или же о чем-нибудь неотложном, что поручено махаматрам, — если это вызовет спор или найдет понимание в паришаде, обо всем этом следует немедленно оповещать меня, где бы я не был, и в любое время. Таково мое повеление». Этих слов достаточно, чтобы показать заботу Ашоки о благосостоянии народа.

Покорение Калинги

Ашока победил Калингу в войне, не так ли? Он сразу же назначил чиновников управлять областью. Как чиновники, которые являются представителями победившей стороны, обычно ведут себя с людьми побежденного народа? Они теряют чувство правосудия и справедливости, ведут себя надменно. Они притесняют побежденных людей. Ашока не хотел, чтобы это случилось. Он желал, чтобы люди Калинги жили в мире и согласии. Это было его приказом чиновникам, которые были посланы в Калингу: «Вы должны проявить внимание к этому вопросу. В общем люди законопослушны, но есть те, кто содержатся в тюрьме, с ними жестоко обращаются и даже их убивают без причины, и как следствие многие люди страдают. Следовательно, вы должны иметь цель действовать беспристрастно. Такие вещи, как зависть, ненависть, жестокость, злоба, безразличие, лень или усталость, – все они приводят к несчастью. Следовательно, вашей целью должно быть: «Пусть эти вещи не коснутся меня». И корень этого в отсутствии ненависти, а также в терпении. Те, кто сталкиваются с органами правосудия не будут поощряться; тот же, кто не будет – будет поощряться, и продвигаться вверх. Те из вас кто понимает это, должны говорить своим сотрудникам: «Вижу, что вы совершаете свой долг должным образом. Таковы и таковы указания Любимого Богами». Великий плод обретется от совершения вашего долга, если вы ошибетесь в этом, то результатом будет то, что вы не сможете ни обрести небо, ни доставить удовольствие царю. Неисполнение долга с вашей стороны не будет радовать меня. Но если вы будете все делать правильно, то обретете небеса и выполните свой долг передо мной». Ашока относился к подданными как к своим детям, вот как он сказал в одном из своих указов: «Я чувствую уверенность, подобно матери, которая доверяет своего ребенка опытной няньке и думает: «Эта нянька будет хорошо следить за ребенком», так же и раджуки назначаются мной для благосостояния и счастья людей в стране».

Разносторонняя деятельность

Ашока упорно трудился особенно для распространения образования на своей земле. Наланда – самый известный университет того времени, был центром образования в Магадхе – он был основан царем Ашокой. Студенты этого университета очень уважались.

Все деньги, из государственной казны расходовались на благосостояние людей. Он развивал сельское хозяйство, торговлю и различные ремесла. Строились каналы для ирригации и шлюзы для торговых кораблей, так в то время в основном торговля шла по водным путям.

Ашока прокладывал добротные дороги по всей стране, для того, чтобы помочь росту торговли и развитию различных ремесел. Для блага путешественников он сажал деревья с обеих сторон дороги. Вырывались колодцы, строились навесы, и дома отдыха.

Была бесплатная медицинская помощь – и для людей, и для животных. Ашока – первый в мире, кто построил больницы для лечения животных. Он брал лекарственные растения и разнообразные плодоносные деревья из определенных мест и сажал там, где их не было. В одной из надписей он выразил желание, чтобы даже обитатели леса в его империи жили счастливо.

Как сандаловое дерево изнашивает себя, чтобы дать прохладную и ароматную пасту людям; как сахарный тростник дает свой приятный сок людям, и становиться тоненькой высохшей кожурой; как свеча сгорает полностью, но дает свет другим, так и вся жизнь царя Ашоки была посвящена благу других.

Он упорно трудился без отдыха и учил людей жить справедливо, по Дхарме, честно и нравственно. Страна была в мире и согласии. Были социальные собрания, в которых собирались люди из всех каст и сословий, свободно общались и не чувствовали разницы между собой.

Старость Ашоки

Ашока, который был, воплощением сострадания, доброты и любви, к сожалению, много страдал в старости. Так как его сыновья – Махендра, Кунала и Тивала, занимались распространением Учения Будды, его внуки Дашарата и Сампрати начали ссориться за право наследства трона. Даже с женами были проблемы. Была одна среди них Тишьяракшите. Она была злой женщиной. Ашока был монахом среди царей, который оставил все великолепие и удовольствия и жил очень простой жизнью. Это не устраивало Тишьяракшите, которая любила комфортную и непринужденную жизнь. Все это делало Ашоку печальным. К этому времени он стал старым. Не много известно относительно его последних десяти лет жизни и об обстоятельствах его смерти. Некоторые источники говорят: «император чувствовал отвращение к жизни и поэтому он совершил паломничество как буддийский монах со своим наставником, чтобы успокоить свой ум. В конце он пришел в Таксилу и остался там. Ашока, Любимый Богами и людьми, оставил землю в возрасте семьдесят два года».

Однако ясно, что Ашока был несчастен в старости.

Самая яркая Звезда в истории мира

В течение тридцати семи лет Ашока управлял огромной империей как способный император, умелый законодатель, герой, который не знал никаких поражений, монах среди царей, благородный проповедник Дхармы и как друг своих поданных. В истории человечества он единственный, кто назвал себя «Дэванамприя» и «Пиядаси» во многих своих надписях. «Дэванамприя» значит Любимый Богами, а Пиядаси значит Радость Видящих. Эти имена соответствуют характеру Ашоки. Боги не могут, не любить человека таких достоинств. Не было никого, кто бы мог контролировать его, никого, кто бы смог бы наказать его, если он делал что-то неправильно. Но он стал своим собственным учителем и желал только одного – быть настоящим учеником Будды. Он посвятил свою жизнь счастью и благосостоянию своих людей; неудивительно, что его подданные радовались, когда видели его.

Некоторые историки говорят, что Ашока следовал Учению Будды настолько преданно, что стал монахом. Хотя Ашока был императором, он, вероятно, часто посещал монастыри-вихары. Останавливаясь в монастырях-вихарах, он строго соблюдал обеты и предписания как настоящий монах. В течение своего пребывания там он тщательно изучал Учение Будды.

Ашока покинул мир две тысячи лет назад, но его империя справедливости, Дхармы, отказа от насилия, сострадания и доброты к подданным осталась идеалом для мира и в эти дни. Эта империя бессмертна. Поэтому Г.Д. Уэллс, английский историк, сказал: «В истории человечества были тысячи царей и императоров, которые называли себя «Мое Величество», «Мое Высочество» и «Мое Августейшество» и так далее. Они недолго сияли и быстро исчезли. Но имя Ашоки сияет даже сегодня и его сияние подобно яркой звезде», и эта похвала полностью заслужена.

  • Добавлена: 319 серия из 442 (русская озвучка)
  • Год: 2016
  • Страна: Индия
  • Раздел: Индийские сериалы, Сериалы 2016 года
  • Режиссер: Прасад Гаванди
  • В ролях: Манодж Джоши, Архан Бел, Анкита Шарма, Руми Хан, Сумит Каул, Сачин Верма, Йогеш Махаджан, Туниша Шарма, Аханкара.
  • Длительность: 20 мин.

История первого императора Индии Ашока начинается со второго столетия, когда истинный владыка начал завоевывать территории, начиная от Афганистана и заканчивая Бенгалией. Уважаемый своим народом царь был жесток и не щадил врагов, но однажды в его душе все перевернулось, когда ему пришлось увидеть поля усеянные погибшими воинами. Государь решил изменить свою тактику правления и перестал сеять войны, полностью укоренившись в буддизм. Он стал проповедником, которому удалось распространить свою веру по всему миру. Благодаря Ашока буддизм превратился в мировую религию, но на пути к новым начинаниям ему пришлось пройти множество душевных испытаний.
В юности наследник был вынужден сражаться за собственный трон с родственниками, жаждущими власти. Когда в руки принца попал зловещий меч, о котором ходили страшные легенды о проклятии и спрятанной внутри темной силы, он проигнорировал небылицы. Однако после путешествия под видом обычного бедняка он познал много интересных вещей и встретил любовь всей жизни принцессу Каурваки, но впоследствии борьбы за престол девушку посчитали погибшей, в чем убедили царя. После трагедии Ашок женился и взошел на трон, и совершенно изменился под действием проклятого оружия, ведь раньше он был спокойным и справедливым человеком, а после стал кровожадным правителем. Но все меняется в жизни владыки с появлением живой Каурваки. Понравилось Не понравилось

Намасте, друзья! На этой неделе, в воскресенье, в 12:00, вновь прой…дёт очное ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ Кундалини йоги. Те, кто ещё не успел попробовать свои силы в этой глубокой практике, а также те, кто уже попробовал и даже распробовал — милости просим. Занятие пройдёт без обязательной оплаты, но с регистрацией. Для регистрации необходимо отправить нам сообщение в Директ, получив подтверждение. Количество мест ограничено. Также, перед регистрацией, мы настоятельно рекомендуем Вам вначале прослушать вводный онлайн-семинар, а потом самостоятельно попробовать дома занятие ознакомительное (в записи). Так Вы придете на мероприятие подготовленными и проведете время с максимальной пользой для себя (на отрытом занятии теоретических лекций не проводится – исключительно практика). Ознакомительные материалы по ссылке ниже. Расписание на неделю: -Среда, 7.10, в 19:00 — Хатха-йога (нижняя часть тела) очно -Пятница, 9.10 в 19:00 — Инь-йога (верхняя часть тела) очно -Воскресенье, 11.10 в 12:00 — Кундалини онлайн* очно — открытое занятие *комплекс Кундалини йоги: -Пранаяма «Нади Шодхана» -Крийя «Обновление лёгких и кровообращения» -Медитация для спокойного сердца До встречи на коврике, Ом 展开

Империя

Империя Маурьев

मौर्यसाम्राज्यम् (санскрит)
मौर्यसाम्राज्य (хинди)




Столица

Паталипутра (100.000 жителей).

Язык(и)

индоарийские языки магадхи, пракрит, санскрит

Религия

индуизм, буддизм, джайнизм, адживика

Денежная единица

индийские монеты

Площадь

5 000 000 км²

Население

40 млн ч. (250г до н.э.) ~25% населения Земли

Форма правления

абсолютная монархия по данным Артхашастра

Император

• 320—298 до н. э.

Чандрагупта Маурья

• 298—272 до н. э.

Биндусара

• 268—232 до н. э.

Ашока

• 232—224 до н. э.

Дашаратха

• 224—215 до н. э.

Сампрати

• 215—202 до н. э.

Салишука

• 202—195 до н. э.

Деваварман

• 195—187 до н. э.

Сатадханван

• 187—185 до н. э.

Брихадратха

Преемственность

Афганистан → Бангладеш → Бутан → Индия → Иран → Киргизия → Китай →

Мальдивы →

История Индии

Древняя Индия

Доисторическая Индия
Индская цивилизация
Ведийская цивилизация

Религия, Варны, Махаджанапады

Империя Маурьев

Экономика, Распространение буддизма,
Чанакья, Сатавахана

Золотой век

Ариабхата, Рамаяна, Махабхарата

Средневековая Индия

Гурджара-Пратихара
Пала
Раштракуты

Искусство, Философия, Литература

Ислам в Индии

Делийский султанат, Виджаянагарская империя, Музыка, Нанак

Империя Великих Моголов

Архитектура,
Государство маратхов

Современная Индия

Правила компании

Заминдар, Уоррен Гастингс, 1857

Британская Индия

Реформы, Бенгальское Возрождение,
Национально-освободительное движение,
Махатма Ганди, Субхас Чандра Бос

Портал «Индия»

Империя Мау́рьев — государство в древней Индии (317—180 годы до н. э.) со столицей в Паталипутре.

Государство Маурьев получило историческую значимость вскоре после походов Александра Македонского как результат борьбы Чандрагупты с царями империи Нанда. Чандрагупта, известный греческим авторам как Сандракот, пытался привлечь Александра Македонского на свою сторону, но без успеха, и впоследствии расширял своё государство без помощи греков.

Созданная им империя Маурьев находилась в постоянном контакте с Селевкидами и Греко-бактрийским царством.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета при императоре Ашоке, который подчинил огромную территорию с населением в 40 млн человек и распространил буддизм.

Империя пала примерно через 50 лет после смерти Ашоки в результате заговора Шунга, когда была установлена новая династия.

Литература

Ссылки

  • Буддизм и держава Маурьев
Государства Древней Индии (средний исторический период)
Период: Север Юг Пятиречье

VI век до н. э.
V век до н. э.
IV век до н. э.
III век до н. э.
II век до н. э.
I век до н. э.
I век
II век
III век
IV век
V век
VI век
VII век
VIII век
IX век
X век
XI век

  • Магадха
  • Нанда

  • Маурьи
  • Сатавахана
  • Шунга
  • Кунинда

  • Гупты

  • Пратихара
  • Пала

  • Соланки
  • Пандья

  • Калинга
  • Чера

  • Чола

  • Паллава

  • Чалукья
  • Раштракуты

(Империя Ахеменидов)
(Македонская империя)

  • Индо-греческое царство

  • Индо-скифское царство

  • Кушанская империя
  • Западные Кшатрапы

(Первое исламское завоевание)

  • Исламское завоевание Индии

Империя Маурьев на Викискладе

Правление Ашоки

Подробности Опубликовано: 29.08.2013 16:57

Начало деятельности Ашоки. Преемником Биндусары был его сын Ашока. Он взошел на престол около 273 года до н. э., но его коронация произошла спустя четыре года, то есть в 269 году до н. э. Для объяснения этой задержки было создано предание, основанное на цейлонских хрониках и утверждающее, что Ашока вел борьбу со своим отцом и убил его. Мы не можем доверять легендам, если нет достоверных данных, подтверждающих их. Никаких определенных сведений о первых четырех годах правления Ашоки у нас нет. Эти годы являются «одной из темных линий в спектре индийской истории».

Завоевание Калинги. Ашока, или Деванампия Пиядаси, как он именует себя в указах, следовал имперской политике распространения своей власти внутри Индии. Эту политику он воспринял от своих предшественников. Калинга, составлявшая часть империи Нанда, после падения династии Нанда установила, вероятно, свою независимость и, если можно верить свидетельству греческих источников, являлась во времена Чандрагупты независимым государством. Ашока завоевал ее спустя 8 лет после своей коронации. Правитель Калинги имел огромную армию, и Ашоке было весьма трудно победить его. В своем указе XIII, высеченном на скале, он говорит: «150 тысяч человек были пленены, 100 тысяч были убиты и во много раз большее число людей погибло». Эта завоеванная территория была преобразована в новую провинцию с центром в Тосали (округ Пури). Присоединением Калинги закончилась эра военных завоеваний, начатая во времена Бимбисары.

Размеры империи Ашоки. Размеры империи Маурья во времена Ашоки могут быть почти точно установлены. На] северо-западе они простиралась вплоть до границ империи Антиоха II Сирийского и включала современные Афганистан, Белуджистан, Синд, а также территории соседних племен. Ионы, Камбоджи и гандхары из северо-западного пограничного района были зависимыми племенами. Тот факт, что в империю Ашоки входил Кашмир, доказывается свидетельством Сюань Цзана, а также произведением Калханы «Раджатарангини». Доказательством того, что в империю входили непальские тераи, служит надпись на столпе Ашоки в Румминдее. В наскальном указе XIII Ашока перечисляет свои пограничные районы в определенном порядке и в этой связи упоминает о набхапамти из Набхака, которые населяли район тераи. На востоке владения Ашоки простирались, повидимому, до Брамапутры. Сюань Цзан видел ступы1 Ашоки возле Тамралипти (южная Бенгалия) и Пундравардханы (северная Бенгалия), но в его время не существовало памятников Ашоки в Камарупе (Ассам). На юге граница империи Маурья проходила по реке Пеннар, и в указе XIII Ашока упоминает в качестве пограничных с ним государств тамильские державы Дальнего Юга (Чера , Чола, Пандья и Паллава). На юге было несколько племен, плативших дань, например племена андхра, бходжа, пулинда и раштрика. На западе империя Ашоки простиралась до Аравийского моря, а Яванараджа Тушаспха, вассал Ашоки, правил Сураштрой.

1 Сооружения буддийского культа — своего рода часовни или памятники.

Ашока как буддист. Война с Калингой должна рассматриваться как одно из крупнейших событий всемирной истории. Ужасы и кровь, пролитая во время этой кампании, произвели глубокое впечатление на Ашоку. Он говорит в одном из своих указов: «Итак, Его Священное Величество почувствовал угрызения совести в связи с покорением Калинги, потому что завоевание страны, которая была прежде независимой, предполагает гибель, страдания людей и увод их в плен. Это вызывало у Его Священного Величества печаль и сожаление… Если бы даже сотой или тысячной доле того числа людей, которое было истреблено, погибло или попало в плен в Калинге, пришлось подвергнуться той же участи, то это теперь вызвало бы великое сожаление Его Священного Величества». Ашока стал исповедовать буддизм, но сохранил полное уважение к людям других сект. Он называл самого себя Деванампия (возлюбленный богов). Ашока столь же терпимо относился и к брахманам. Он преподнес также дорогие подарки монахам-адживикам. В одном из его указов говорится: «Правитель уважает людей всех сект».

Ашока придавал большое значение ревностному выполнению дхармы, или закона благочестия. Он следующим образом описывает дхарму: «Нужно слушаться отца и мать; нужно одинаково уважать все живые существа; нужно говорить правду – вот добродетели закона долга». В другом месте он говорит: «Достоинством является послушание отцу и матери; достоинством является щедрость к друзьям, знакомым, родственникам, брахманам и аскетам; достоинством являются малые расходы и малые накопления». Таким образом, вместо того чтобы подчеркивать значение догм и теологических тонкостей, Ашока настаивает на соблюдении ряда простых добродетелей. Поэтому некоторые считают, что мораль, которую он утверждал, была общей для всех индийских религий. Рис Девидс указывает, что дхарма ни в коем случае не является религией и означает в этой связи лишь указание на то, как человек добродетельный должен вести себя и как разумный человек себя ведет. Дхарма не имеет никакого отношения к вопросам религии и теологии. Дхарма, естественно, подразделялась на три части: 1) что правильно для мирян; 2) что правильно для странника; 3) что правильно для тех, кто вступил на путь артхи . Дхарма, которую проповедовал Ашока, соответствовала первой из этих трех частей; это была обычная, принятая в Индии для мирян дхарма, но в той форме и с такими изменениями, которые придали ей буддисты. Поэтому дхарма, проповедуемая в указах Ашоки, не может быть правильно понята вне связи с буддизмом.

Миссионерская деятельность Ашоки. Ашока принимал различные меры для распространения установлений дхармы в своей империи и за ее пределами. По его приказу эти установления высекались на несокрушимых скалах и каменных колоннах. Места для этой цели были тщательно подобраны, а сами надписи составлялись на местных диалектах. Они отличались особым стилем и отражали глубокие личные переживания. Ашока назначил также новую группу должностных лиц, называемых дхарма-махаматра, и включил в число их обязанностей «дела, касающиеся Закона, установление Закона и раздачу милостыни». Сам правитель империи также предпринимал путешествия с благочестивыми целями в те места, где прежде он искал наслаждений и где раньше охотился. Эти поездки правителя, очевидно, способствовали распространению дхармы.

После покорения Калинги Ашока отказался от традиционной политики дигвиджаи и принял в качестве своего идеала дхармавыджаю . В указе IV он говорит, что «вместо поклонения барабанам войны наступило поклонение дхарме». В соответствии с этим новым идеалом он не делал никаких попыток присоединить к своей империи пограничные государства как в Индии, так и вне ее пределов. Вместо того чтобы посылать солдат, он посылал миссионеров.

Поскольку Ашока придавал такое большое значение своей политике дхармавиджаи, мы должны отметить результаты его миссионерской деятельности. «В его понимании дхарманиджаи ударение падает на дхарму , а виджая становится лишь метафорой и перестает быть реальностью». В наскальном указе XIII он заявляет, что благодаря дхарме он добился побед не только по всей своей империи, но также и в соседних государствах – в Сирии Антиоха Теоса, в Египте Птолемея Филадельфа, в Киренаике Магаса, в Эпире (Коринфе) Александра. К этому прибавлено также: «Даже там, куда не проникают посланцы Его Священного Величества, даже там люди, услышав об указе Его Священного Величества, основанном на Законе благочестия, и о его указаниях о том, как соблюдать этот Закон, следуют и будут следовать этому Закону». Нет никакого сомнения в том, что буддизм достиг известного успеха в Западной Азии, хотя мы не располагаем никакими доказательствами того, что он получил какое-либо распространение среди греков.

Цейлонские хроники «Махавамса» и «Дипавамса», написанные несколько веков спустя после царствования Ашоки, упоминают миссионеров, посланных им на Цейлон и в Суварпабхуми (нижнюю Бирму). Миссия, направленная на Цейлон под руководством сына Ашоки, Махендры, имела полнейший успех, и в течение длительного царствования Тиссы буддизм одержал полную победу на Цейлоне.

Отношения Ашоки с буддийской церковью. Ашока проповедовал согласие между различными сектами. Однако дела буддийской церкви, естественно, вызывали у него особый интерес. В одном из своих указов он говорит о расколе буддийской церкви как о смертном грехе. Ашока принял меры для поддержания единства церкви и для предотвращения раскола. Согласно преданию, на семнадцатом году своего царствования он созвал буддийский совет в Паталипутре, имея в виду подавить ересь и установить подлинно буддийские доктрины. Говорят, что он вступил в сангха . И Цзин, китайский путешественник, видел изображение Ашоки в одеянии буддийского монаха. Отношения Ашоки с сангха были дружественными и сердечными. Он заслужил прозвище «сородича по вере». Но предание преувеличивает его расходы на религиозные сооружения. «По преданию, он трижды дарил и снова выкупал Джамбудвипу . В это трудно поверить, поскольку он был правителем империи, хорошо сознававшим ответственность своего особого положения».

Влияние буддизма на внешнюю политику и внутреннее управление Ашоки. Мы уже упоминали о том, как принятие Ашокой буддизма привело к коренному изменению его внешней политики. Вместо попыток присоединить пограничные государства на Дальнем Юге – Чола, Пандья,Сатьяпутра и Кералапутра – он поддерживал с ними дружественные отношения. Ашока продолжал также старую политику дружбы со своим сирийским соседом.

Что касается его внутренней политики, то здесь также заметны изменения. Он предал проклятью обычай принесения в жертву живых существ, насилие над живыми существами, оскорбительные самаджа (массовые попойки) и недостойное поведение. Ашока придерживался принципа ахимсы и майтри . On стремился улучшить духовные и материальные условия жизни своего народа путем административных реформ и простыми назиданиями о следовании дхарме. Ашока надеялся положить конец дурному правлению отдаленными провинциями.

Административные новшества, введенные им, предусматривали объезды страны раз в три года или раз в пять лет высокими должностными лицами, такими, как юта, раджука, прадешика и махаматра. Тогда как другим должностным лицам предписывалось во время этих поездок читать проповеди, махаматры должны были пресекать неправильное отправление правосудия и злоупотребление властью в отдаленных провинциях. Новая группа чиновников, называемых дхарма-махаматра, распространяла дхарму; одновременно она занималась и такими важными административными вопросами, как, например, пересмотр приговоров, смягчение наказания и т. д.

Ашока стремился обеспечить благосостояние людей и охрану животных. Он издал ряд правил, которые ограничивали убой и увечье животных. Указ V, начертанный на колонне, содержит свод правил, направленных против убоя животных. Эти правила согласуются с ограничениями, приводимыми в «Артхашастре». Ашока, вероятно, придал силу этим ограничениям. При нем строили больницы для людей и лечебницы для животных, сооружали колодцы, высаживали деревья баньян и манговые рощи. В соответствии с новой политикой правительства большое значение придавалось раздаче милостыни, и получала поддержку любая благотворительная деятельность. «Важное значение энергичных действий правителя не было новостью… Не новой была также идея ответственности правителя за нравственность своего народа, но Ашока придал этим принципам новую силу и направление, призвав всех участвовать в его энергичной деятельности и сосредоточив все внимание на моральном усовершенствовании как средстве достижения счастья в настоящей и будущей жизни».

Оценка деятельности Ашоки. Период правления Ашоки считается «одной из самых ярких интерлюдий в тревожной истории человечества». Со своей победоносной армией и эффективным аппаратом управления этот в высшей степени способный правитель легко мог завершить покорение Дальнего Юга и вступить на путь дальнейших завоеваний вне Индии. Александр повернул вспять от Гифазиса, потому что он вынужден был сделать это, и он гневался на судьбу за то, что она подарила своему избраннику лишь ограниченный успех. Цезарь повернул вспять на Темзе, Рейне, на Дунае и на Евфрате, потому что ему нужно было упрочить границы. Ашока легко мог осуществить идею объединенной Джамбудвипы или лелеять планы установления безграничного мирового господства, но там, где другие думали и побеждали, он сначала побеждал, а потом смотрел, что означала его победа. Снисходительность и терпимость этого сильного человека – единственный в своем роде пример в истории.

Этот воин и государственный деятель способствовал также превращению местной секты в одну из величайших религий мира. Но он не был ни догматичен, ни нетерпим; он смотрел на все вопросы с широкой, общечеловеческой точки зрения. Некоторые считают, «что миссии, разосланные Ашокой, оказали сильное благотворное влияние, не меньшее, чем любое другое благоприятное событие в мировой истории. Его благодеяния были источником вдохновения даже во времена Говиндачандры из династии Гахадавала».

Этот великий проповедник ненасилия, горячие слова которого о несчастьях и разрушениях, приносимых агрессивными войнами, до сих пор звучат в наших ушах, к сожалению, не мог помешать миру следовать своим путем. Как говорят иногда, его пацифизм, вместо того чтобы изменить ход мировой истории, ослабил империю Маурья. Мы не знаем, что произошло с большой и могущественной армией, созданной Чандрагуптой. Смолкли звуки военного барабана. Была запрещена охота. Даже дикие племена слышали только мягкую проповедь дхармы. Ашока умер в 232 году до н. э. или около этого времени. В течение четверти столетия упадок могущества Маурьев стал очевидным. Быстро шел процесс распада империи, ускоренный греческими вторжениями.

Но следует помнить, что Ашока не был мечтателем, неспособным к практической деятельности. Несмотря на свой идеализм, он умел смотреть в глаза действительности. «Он убеждает своих последователей, чтобы они шли путем дхармавиджаи, призывает людей изучать дхарм у и жить согласно ее установлениям, но он не был уверен в том, что они примут его совет и будут вести именно такой образ жизни; поэтому он добавляет, что если, несмотря на его увещевания, военные завоевания будут все же привлекать их, то они должны быть мягкими и милостивыми при осуществлении своих планов и никогда не терять из виду целей подлинного завоевания. Ашока не уклонялся также от решения практического вопроса о применении силы и того, в каких пределах это необходимо для обеспечения уважения к закону и порядка, без чего невозможна жизнь общества». Он был практическим государственным деятелем, и утверждения о том, что в падении империи Маурья повинен его пацифизм, – не более чем правдоподобная догадка.

Надписи Ашоки. Рассматривая надписи Ашоки в хронологическом порядке, их можно подразделить на восемь групп. Они встречаются почти по всей Индии. Это дает нам возможность правильно определить размеры владений Ашоки. Язык надписей – диалект, близкий литературному санскриту и пали. Обычно употреблялись письмена брахми, но в двух вариантах «Четырнадцати указов», высеченных на скале, использован алфавит кхароштхи.

  1. Два Малых наскальных указа. Первый из них имеет значение для истории самого Ашоки, второй – содержит основные положения дхаомы. Они относятся, вероятно, к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в Сахасраме (округ Шахабад, Бихар), Рупнатхе (округ Джаббалпур, Мадхья Прадеш), Байрате (княжество Джайпур, Раджпутана), Сиддапуре, Джатипга-Рамешваре и Брахмагири (округ Читалдруг, Майсур), Маски (округ Райчур, Хайдерабад), Еррагуди (округ Карнул, штат Мадрас) и Копбал (в Хайдерабаде). Указ, находящийся в Маски, – единственный, в котором упоминается собственное имя правителя (Ашока), другие надписи дают нам только его прозвище (Пиядаси).
  2. Указ Бхабру. В нем приводятся важные отрывки из буддийских священных текстов, и таким образом подтверждается, что Ашока действительно принял буддизм. Указ относится примерно к тому же времени, что и два Малых наскальных указа.
  3. Четырнадцать указов, начертанных на скале. В них излагаются принципы правления Ашоки и его этической системы. Они относятся примерно к 257 году до н. э. Эти указы были найдены в следующих местах: Шахбазгархе (округ Пешавар, Северо-Западная Пограничная провинция), Маншере (округ Хазара, Северо-Западная Пограничная провинция), Калси (округ Дера-Дун, Уттар Прадеш), Гирнаре (возле Джунагадха в Катьяваре), Сопаре (округ Тхана, штат Бомбей), Дхаули (округ Пури, Орисса), Джаугаде (возле Ганджами, Орисса) и Еррагуди (округ Карнул, штат Мадрас).
  4. Указы в связи с войной в Калинге. В них изложены новые принципы управления, установленные после войны с Калингой. В них говорится также об отношении к пограничным племенам. В тех четырнадцати указах, начертанных на скале, которые были найдены в Дхаули и Джаугаде, эти два указа заменяют указы XII и XIII.
  5. Пещерные надписи в Барабарских холмах (округ Гайя, Бихар). Надписи в трех пещерах посвящены монахам-адживикам, которые были предшественниками джайнов-дигамбаров. Эти надписи должны быть отнесены к периоду между 257 и 250 годами до н. э.
  6. Надписи на колоннах в непальских те рай, начертанные на столпах, один из которых находится в Румминдее, месте рождения Будды, а другой –в Нигливе. Они были воздвигнуты в 249 году до н. э. В них Ашока также заявляет о своей верности Буддам прежних времен.
  7. Семь указов, начертанных на колоннах (относятся к периоду между 243 и 242 годами до н. э.). Они являются дополнениями к наскальным указам, подкрепляют и повторяют их наставления. Столпы с наиболее значительными надписями Ашоки найдены теперь в Дели, Аллахабаде, Лаурия-Арарадже, Лаурия-Нандангархе и Рампурве (все в округе Чампаран, Бихар).
  8. Четыре Малых указа на колоннах (относятся к периоду между 242 и 232 годами до н. э.). Эти указы найдены в Аллахабаде, Санчи (княжество Бхопал) и Сарнатхе (около Бенареса).

Преемники Ашоки. Нам известны имена нескольких сыновей Ашоки: Кунала, Джалаука, Тивара. Мы знаем также имена трех его старших внуков: Дашаратха, Сампрати, Вигаташока. Очень трудно согласовать различные версии относительно того, кто и когда занимал трон империи Маурья после смерти Ашоки. Несомненно, что последним императором Маурья являлся Брихадрат-ха, который был убит своим военачальником Пушьямитрой, основателем династии Сунга, приблизительно в 187 году до н. з.

Причины падения империи Маурья. Империя Маурья постепенно пришла в упадок. Взгляды, согласно которым этот упадок был вызван воинственной брахманской реакцией на религиозную политику Ашоки, не выдерживают критики. В деятельности Ашоки не было ничего, что могло бы вызвать такую оппозицию. Нет никаких доказательств того, что все брахманы вообще выступали против Ашоки или кого-либо из его преемников. Государственный переворот Сунги был всего лишь династическим переворотом. Его легко объяснить тем, что в качестве главнокомандующего Сунга имел в своем распоряжении армию империи Маурья.

Если верить греческим источникам, Субхагасена воцарился как независимый правитель в долине реки Кабул задолго до падения Брихадратхи. Имеются также сведения, что Видарбха (Берар) тоже стал независимым. Когда великий Антиох Сирийский вторгся в Северо-Западную Индию в 206 году до н. э., процесс распада могущественной империи Маурья зашел уже далеко. Слабым преемникам Ашоки, как и преемникам Аурангзеба, была не под силу задача, стоявшая перед ними. В пограничных провинциях появились центробежные тенденции, а мощное государственное здание Чандрагупты и Ашоки было на краю гибели, когда Пушьямитра осуществил династический переворот. Он захватил только часть этой обширной империи.

Некоторые историки склонны приписывать падение империи Маурья влиянию учения ахимсы , принятому Ашокой в качестве государственной политики. Избегая войн и предписывая своим сыновьям и внукам следовать его политике, он, мол, подавил тот воинственный дух, благодаря которому возвысилась Магадха, и подорвал мощь той армии, которая была опорой империи. При умозрительных рассуждениях это, может, и справедливо, но практически все происходило иначе, тут действовали другие разрушительные силы: обширные размеры империи, стремление к самоуправлению на местах, трудности сообщения и связи и дурное управление далекими провинциями.

Так исчезла первая великая индийская империя, благодаря которой Индия в течение века сохраняла единство, защищаясь от могущественных врагов-чужеземцев, создала единую и действенную административную систему, пользовалась единым официальным языком (пракритом) для официальных целей и выработала нормы поведения, общие для религий всей Индии. Мир, установленный на обширной территории, открыл более широкие возможности для культурного развития. Это политическое и административное единства было утрачено с падением империи Маурья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *