Стихи про виноград для детей


Детские веселые стихи про виноград для дошкольников 4-5 лет
И. Финк
Гроздьями гордится сад
Изогнулись ветки.
Как созреет виноград,
Приходите, детки!
Загадки про виноград
Раскраски с виноградом
Сошьем виноград из ткани

А. Чугунников
Я и жёлтый, я и белый,
Я и чёрный — если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я виноград.
Талеко
– То ли дождинки,
То ли слезинки
Горкой прозрачной
Желтеют в корзинке?
Кисточки сладкие –
солнышка клад!
– Знаем!
В корзинке лежит
виноград
Я люблю покушать фрукты,
Что за сладкие продукты.
Скушать вкусный виноград,
Даже взрослый будет рад!
Н. Матунова
Виноград, виноград,
В кучке шарики висят.
Любят кушать эти шарики
Все от взрослых и до маленьких.
А. Тесленко
Зреет , зреет виноград,
Солнечным лучам так рад.
Сахаром нальется,
Спелым обернется,
А. Тышлангова
Виноград висит кистями
Разговаривает с нами:
«Скоро стану очень спелым
И тебе найдётся дело –
Кисти сладкие срывать
И в корзинку собирать».!
О. Шалимова
Очень странный виноград
Мне рисует старший брат,
Виноградинка одна –
Ярко красная она,
Возле ножки — жёлтый бант,
А под шкуркой темный кант…
А другая в синий, синий
Цвет покрасилась, красиво!
Вот зеленая одна –
Недоспелая она,
Вот оранжевая здесь,
Вы скажите что за смесь,
На рисунке уместилась,
Что же это получилось?
Я просила виноград,
Получила целый сад!
Л. Манукало
Виноград, виноград!
Винограду каждый рад!
Сок и мякоть винограда –
Витаминная награда!
Наберу ведерко маме,
Папе с братом, деду, бабе.
Пару кисточек в компот,
Ну а эту прямо в рот!
Е. Осипова
Он бывает сине-черный.
Всем он вам весьма знакомый.
Иногда зеленый, красный,
Сорт любой на вкус прекрасный.
Любит солнышко он очень,
С ним, лучистым, станет сочен.
Он свисает с нежных веток,
Сочным видом дразнит деток.
Гроздь возьми к себе в ладошку,
Жуй вкусняшки понемножку.
Каждый будет очень рад
Слопать вкусный виноград.

Николай Добронравов рассказывал мне, что стихи, впоследствии ставшие песней «Виноградная лоза», были написаны им в самом конце 1986 года — когда стало известно о самоубийстве большого друга Пахмутовой и Добронравова, выдающегося советского виноградаря и селекционера Павла Голодриги. Ближе к лету 1987 года известный публицист, ведущий «Сельского часа» Юрий Черниченко напишет о Голодриге очерк «Мускат белый Красного Камня», который все вы можете прочитать в файловом архиве группы (см. сборник писательской публицистики «Личное мнение», книга 2). Судя по этому очерку, основной мотив самоубийства Голодриги — невозможность и дальше заниматься любимым делом, вызванная целым рядом причин, в том числе и повсеместным выкорчёвыванием виноградников в рамках антиалкогольной кампании.В скобках стоит заметить, что за период перестройки до августа 1991 года громких самоубийств почти не было. На память, кроме Голодриги, приходят только академик Валерий Легасов и рок-бард Александр Башлачёв. К этим именам можно добавить и имя Коли Яралова — юноши из Южной Осетии, делегата Всесоюзного сбора членов комсомольских штабов старшеклассников, чьё самоубийство после статьи «Как не закалилась сталь» в «Комсомольской правде» привлекло внимание общественности. Августовский путч 1991 года открыл шлюзы новой волне самоубийств: Борис Пуго, Сергей Ахромеев, Николай Кручина, Юлия Друнина…

«Виноградная лоза» написана в форме притчи. Её ритм, совпадающий с «Калевалой» или «Песнью о Гайавате», роднит эти стихи с эпосом древних народов. Впрочем, насколько я понимаю, так получилось случайно. По крайней мере Николай Добронравов утверждает, что именно такой ритм пришёл ему в голову сам собой, без всякой целенаправленной ассоциации.

В 1988 году, когда обострение межнациональных отношений в Закавказье стало фактом общественной жизни и пророчества «Виноградной лозы» начали сбываться, Александра Пахмутова сочинила музыку на эти стихи. Однако в то время песни, написанные советскими композиторами поколения Александры Николаевны, уже почти не звучали по радио и ТВ. Быстрое омоложение властной вертикали, происшедшее после прихода Горбачёва к власти и затронувшее в том числе и творческие союзы, не говоря уже о СМИ, привело к резкой переориентации общенационального культурного пространства в сторону молодёжи. Кстати, это стоит иметь в виду всем, кто мечтает о коренных изменениях в стране: неконтролируемая смена поколений на самом высшем уровне влечёт за собой резкое и крайне болезненное для зрелых и пожилых людей изменение всего культурного фона жизни, поэтому старшее поколение при первой же ошибке власти найдёт возможность отыграть подобную ситуацию назад — как это, собственно, и произошло 12 декабря 1993 года.

При этом, если для очень многих людей исчезновение из эфира любимых песен стало лишь некомфортностью окружающего мира, то для авторов этих песен прекращение в одночасье авторских отчислений и гонораров ребром поставило вопрос, на что жить дальше. Известно, что Евгений Птичкин, автор «Сладкой ягоды» и «Эха любви», в последние годы жизни, чтобы хоть как-то прожить, распродавал картины из своей коллекции. Он умер всего за несколько дней до сокрушённого возгласа Юрия Карякина в банкетном зале Кремлёвского дворца съездов: «Россия, ты одурела…» — ставшего точкой разворота страны на сто восемьдесят градусов.

Важно отметить и иное: на самом поверхностном уровне «Виноградная лоза» шла вразрез с антиалкогольной кампанией, которая как раз к концу 1988 года и была спущена на тормозах. Здесь уместно вспомнить, что в тот «антиалкогольный» период тексты очень многих песен исправлялись, в том числе и на местах, под «требования момента». Так, строчка «Выпью чарочку вина, всех прощу» из пахмутовской же песни «Слушай, тёща» (на стихи Николая Дружининского) публиковалась в нотных сборниках как «Чудной музыкой сполна угощу» — надеюсь, никто эту песню в таком варианте ни разу не пел. На пластинке Александра Розенбаума «Мои дворы» в песне «Извозчик» строчка «Если меня пьяного дождёшься» звучит как «Если ты меня, мой друг, дождёшься». У группы «Машина времени» строчка «Вагонные споры — последнее дело, когда больше нечего пить» трансформировалась в «…и каши из них не сварить». Владимир Ланцберг вспоминал и о бардовских песнях, которые как раз в тот период стали активно публиковаться: «и душу греть добром (вместо «вином») или огнём» у Визбора, «пусть грянет надо мной настроенный (вместо «подвыпивший») оркестр» у Владимира Васильева и, наконец, «где тучи трезвые на трезвый тополь тянет» в бессмертных и всем известных стихах о майдане Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц на музыку Сергея Никитина…

Но главная причина того, что «Виноградная лоза» почти год не звучала в эфире, на мой взгляд, состоит в другом. В основе перестройки лежал рационализм, так как её целью было преобразование жизни на рациональной основе. Свойственный людям искусства язык образов и метафор был чужд ей, и более того — у меня складывается впечатление, что «прорабы перестройки» по какой-то причине видели для себя в этом языке смертельную угрозу. Иначе не записали бы они выступление Юрия Бондарева на XIX партконференции в «антиперестроечные» — ведь по здравом размышлении ни слова против перестройки там не было. Не мог человек, не принимающий перестройку, сказать «Если апрель (напомню, один из её символов, отождествлявшийся с апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС) — месяц весны и ожидания — принёс осознание необходимости действия, то сейчас настала пора осмысления каждым исторической логики непреложных законов развития» и «На родине я испытываю нарастающую тоску по Родине обновлённой». Но о Бондареве мы, надеюсь, ещё поговорим ближе к 29 июня, то есть к 30-летию его выступления с трибуны конференции, а сейчас вернёмся к теме.

Как часто бывает в подобных случаях, нашлась молодёжь, которая выручила. В марте 1989 года песня «Виноградная лоза» в исполнении Павла Дементьева впервые вышла в телеэфир в программе «Взгляд», более того — редакция программы самостоятельно подготовила к этой песне видеоклип. К сожалению, я никогда его не видел и знаю о нём только со слов Пахмутовой и Добронравова. Но датировке можно верить: все члены Союза композиторов СССР были обязаны ежегодно представлять отчётность о написанных ими произведениях с указанием месяца первого исполнения по радио или телевидению. На основе этих материалов, сверенных с каталогами РГБ и Телерадиофонда, при моём участии в 2004 году был подготовлен полный список произведений Александры Николаевны. В каталоге Телерадиофонда, однако, конкретно этого выпуска «Взгляда» я не нашёл. Очень многие видеоматериалы бесследно пропали при реорганизациях начала девяностых. Впрочем, возможно, со временем что-то и всплывёт. Лично я впервые услышал эту песню в середине мая-1989 в радиоверсии программы «Песня года» по «Маяку» — где-то между «Провинциалкой» Вячеслава Малежика и «Вечером вдвоём» Кати Семёновой (кстати, записи этой радиопрограммы в каталоге Телерадиофонде я тоже не обнаружил). Через какое-то время песня была выпущена фирмой «Мелодия» на миньоне, а затем на последнем советском альбоме Пахмутовой и Добронравова «Шанс». В дальнейшем, после отъезда Павла Дементьева в Израиль, «Виноградную лозу» пел Иосиф Кобзон и — два десятилетия спустя — Тамара Гвердцители.

Можно ли считать эту песню «антиперестроечной»? И да, и нет. Всё зависит от того, как понимать перестройку. Если следовать в фарватере тех, чьи имена не сходили с газетных полос и телеэкранов того времени и кого быстро захватил азарт разрушения — то да, песня чётко предупреждала о том, к чему неизбежно и быстро приведёт этот деструктивный порыв, и противодействовала ему. Но ведь разрушение не заявлялось целью перестройки. Первоначально говорилось об обновлении, то есть о модернизации общества без демонтажа его основы, на основе уважения к труду тех, кто жил за десятилетия и века до нас. Возможна ли была такая перестройка? Судя по опыту Китая, да. И если понимать её именно так, то ничего «антиперестроечного» в этой песне нет, она лишь в иносказательной форме показывает границы, которые обществу переходить опасно.

Я спрашивал Николая Николаевича: как вообще было возможно за пять лет до спуска красного флага над Кремлём увидеть всю цепочку, которая в конечном итоге приведёт к распаду страны? Он ответил, что не знает. Творчество — процесс загадочный: никому не известно, что в нём от человека, а что — из какой-то иной, непонятной для людей реальности, которая предупреждает всех нас о возможных последствиях наших поступков.

Когда предупреждение — с большой задержкой — было передано по телевидению и радио, мы не поняли его.

И — вспоминая название альбома, на котором вышла «Виноградная лоза» — свой шанс мы тогда, увы, упустили. Зато сейчас есть над чем подумать. Источник

На этой странице сайт «Любимый Детский» собирает веселые, добрые и легкие в запоминании детские стихи про букву В русского алфавита, которые написали современные авторы. Надеемся, что и вашим детям короткие стихи о букве В из цикла Детская азбука в стихах понравятся.

Спасибо авторам!

( лучший способ помочь ребенку запомнить букву В — это в игровой форме выучить с ним короткий стишок про букву В)

Изучаем алфавит: БУКВА «В»

Вера Аношина

«Вэ» — почти что снегоВик,

Жить без голоВы приВык.

ТулоВищем с ним похож он…

БукВу угадать не сложно!

Буква В

Марина Блинникова

«В» Вошла В Волшебный лес

полный Всяческих чудес

Вот Весёлые подружки

В траВке спрятались Волнушки

Выпь Вышагивает Важно

Выдра плаВает отВажно.

Ветер Вереск обдуВает

сказки леса наВеВает.

Аппетитная азбука. Буква В

Вера Аношина

ВИНОГРАД купила мама,

скушал я всего три грамма…

Опустело быстро блюдо,

виноград был просто чудо!

Азбука растений в стихах. Буква В

Михаил Метелёв

Винограда спелого гроздья аппетитные

Свесились гирляндами, украшая сад,

Греются на солнышке, дождиком умытые,

А над садом поют птицы в синих небесах

Азбука животных в стихах. Буква В

Михаил Метелёв

Волк волчонка учит выть,

Чтобы страху наводить,

Но не хочет тот учиться,

Хочет только веселиться.

Говорит волчонок волку:

— От вытья – ни капли толку,

Твой урок я не пойму,

Страх не нужен никому.

Азбука Фрукты-овощи. Буква В

Елена Черникова

Варенье нам не будет лишним.

Сварено оно из Вишни.

Азбука в стихах. Буква В

Наталья Шевякова

Волк зимой по лесу бродит

Пищу он себе находит…

Не ходите в лес зимой,

Волк голодный,очень злой.

Роза Горенбургова

Всем ворона и верблюд

вишни вёдрами везут.

Волк из вишни в воскресенье

варит вкусное варенье!

Азбука для детей. Буква В

Владимир Ломовцев

Новых требует шагоВ,

К знаниям извечный зоВ,

И на Вэ не мало слоВ,

Буквы этой вид такоВ.

Валенки согреют ноги.

Волки Воют у дороги.

Вешалка полна Вещей.

Водит за нос чародей.

Воробей клюет зерно.

Ваня с Верою в кино.

Азбука для малышей. Буква В

Сказочник-Робинзон

На большом Велосипеде

Воробей к Верблюду едет.

У Верблюда угощенье –

Есть Вишнёвое Варенье.

С Ветки кушать Вася рад

Спелый Вкусный Виноград.

Раз-два-три-четыре-пять,

Букву «В» нам надо знать!

Весёлая азбука для детей. Буква В

Елена Трифонова

В ведёрочко цветное насыплем мы песок

И с помощью совочка построим городок.

Как жаль,что так непрочны строенья из песка!

Подует сильный ветер—не станет городка.

Детская Азбука. Буква В

Алекс Манфиш

БукВу В мы знаем тВёрдо

Все – и Взрослые, и детки:

Ведь с неё – Водица В Вёдрах

И Воробушки на Ветке.

ЦВЕТОЧНАЯ АЗБУКА. Буква В

Илья Родионов

В – Вьюнок

Вьюнок обвивает собою забор,

Веранду, беседки и внутренний двор.

До дома добрался хитрюга, и вот

Кажется, будто бы дача цветёт!

Евгений Мартишин

Ворона очень умная птица.

Что-нибудь схватит – а вдруг пригодится.

Под деревом в листьях находку запрячет

И быстро в сторонку, как заяц, поскачет.

Азбука огородника. Вишня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *