Создание личности

Благодаря голливудским блокбастерам, мы знаем, что у людей с расстроенной психикой бывает множество заболеваний, например, они могут воображать себя кем-то другим и вести себя соответственно. Классический пример такого фильма, это «Бойцовский клуб» от Финчера, фильм снят крупными стежками, в книге Паланика, эта история рассказана полнее и лучше. Для тех, кто не знаком с фильмом или книгой, рекомендую наверстать упущенное, но здесь изложу краткий синопсис.
Главный герой устал от обыденности и однажды он встречает человека, который показывает ему выход из привычной жизни, это бойцовский клуб или бои с другими яппи, которые также утомлены окружающей действительностью. Бои дают вкус к жизни, открывают новые возможности, дают новый мир. В конце фильма герой осознает, что все это время он был двумя людьми одновременно, он узнает это по косвенным признакам и на этом картина и заканчивается. А наше повествование с этого и начинается.
К сожалению, массовая культура обожает штампы, и история психологических двойников построена на них. В сознании обычного человека иметь психологического двойника означает быть ущербным, а также иметь серьезную патологию – одним словом болеть. Шарики, зашедшие за ролики, это не лучший диагноз для любого человека, поэтому мы избегаем даже мысли о том, что такое возможно с нами. И гоним от себя все, что считаем патологией. К счастью, психологические двойники отнюдь не только негатив, это часть нашего сознания, которая сегодня изучена с точки зрения только патологии. И, наверное, этим объясняется то, как мы относимся к подобному явлению и почему зачастую не ставим его себе на службу.
Люди придумывали дополнительные личности или личины, для своего сознания испокон века. Как правило, они проецировали новую личность вовне, для того, чтобы добиться результатов во внешнем мире. В рамках моего рассказа нас не интересует эта часть истории, все мы пытаемся быть лучше в глазах окружающих и добиваемся этого разными способами. Это часть жизни любого человека, к счастью, я не знаю никаких исключений (позерство и отрицание этого факта видел, но полного отсутствия игры в личины никогда – вопрос в том, насколько сильно личина отличается от человека).
Если проекция своей личины вовне считается в обществе допустимой и особо не обсуждается, то совсем другое дело, когда человек начинает проецировать ее на свое сознание. Это уже трактуется как признак психического расстройства. Но так ли это? Можно ли создать свое второе я или альтер-эго, не повредив своему сознанию и какие выгоды мы можем из этого извлечь?
Ответ следует искать в детских играх, через которые проходит любой человек. В возрасте от 3 до 5 лет у детей впервые появляются воображаемые друзья, они также примеряют на себя различные роли (супергерой, принцесса, космонавт, пожарник и так далее). Если к ролям своих детей родители относятся спокойно, то попытку разговаривать с воображаемыми друзьями, они воспринимают часто как отклонение от нормы. Детские психологи съели не одну собаку на объяснении того, почему это нормально и почему для развития ребенка этот этап важен. К слову сказать, это отличная иллюстрация того, что считается нормой в нашем обществе, а что нет. Для детей мы допускаем возможность играть воображением в кого-то другого, для себя почти всегда отрицаем такую возможность. И зря.
Не претендую на истину в последней инстанции, но как мне кажется именно массовая культура и старик Фрейд поработали над тем, чтобы заключить наше сознание в ошибочную концепцию «здорового» восприятия сознания в рамках одной личности с жестко заданными характеристиками и признаками. В начале 20 века Фрейд в своей работе «Жуткое» рассматривает эффект двойников, толкование исключительное негативное – по Фрейду это патология. Примерно тех же воззрений придерживаются ученики основателя психоанализа, они задают вполне уверенное направление развития этой науки. Виноват ли в этом Фрейд и стоит ли нам винить его в этом? Не думаю, так как он вырос в среде, где уже были вполне сформированные представления о психологических двойниках. Одним из ярчайших романов является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона, эта работа появилась еще в 1886 году. В посмертном письме, главный герой, положительный доктор Джекил, признается в том, что обнаружил, что в сознании существует как положительное, так и отрицательное начало. Человек это синтез двух начал, а он смог их разделить. И поэтому все преступления сделанные мистером Хайдом, это преступления темной стороны личности доктора Джекила. На мой взгляд, эта история самое яркое отражение тех концепций, что бытовали в период романтизма и были подхвачены современной массовой культурой.
Копнем чуть глубже – 17-18 век, эпоха романтизма. Для психологических двойников в немецких произведениях вводят термин доппельгангер (в переводе это банальный двойник — Doppelganger). Очевидно, что этот двойник человека возникает как антипод уже существующему образу ангела-хранителя и несет отрицательную направленность, у него демоническая природа. Кто-то говорит о том, что доппелььгангер имеет физическую сущность, кто-то указывает на то, что это аспект сознания человека. Мы можем идти еще дальше во времени, окунуться в кельтские сказания, где также повествуется о двойниках. Но в рамках моего рассказа, мне было важно показать, что явление психологических двойников известно давно, а также то, что в массовой культуре сложилось крайне отрицательное отношение к нему.
Психологический двойник на практике – все за и против
Встреча с доппельгангером несет смерть, которую можно трактовать как первоначальное разрушение личности и последующую смерть тела. Думаю, что история доктора Джекила ровно о том же. Тот набор моральных ценностей, что есть у вас, может не совпадать с вашим двойником. Переходя от одного состояния к другому, вы сохраняете память о сделанном, как результат, возникает психологическая проблема – надлом. Но зачастую подобные истории связаны с органическими поражениями головного мозга, болезнями и тому подобными вещами. Для здорового человека создание временных психологических двойников, это отличный способ добиться изменения тех ограничений, что есть в его сознании, психологических установках, даже в физических возможностях тела. Звучит как некое шаманство, которое отлично работает на практике. Главное не заиграться в эту игру и контролировать процесс. Ниже я приведу простейшие примеры того, как можно использовать психологических двойников, хотя я предпочитаю термин психологические личины.
Пример рутинной работы
В жизни множество вещей, которые нам не нравится делать. Они нам не интересны, вызывают скуку и так далее. Как правило, это рутинные вещи. Заставить себя их делать очень тяжело. Психологическая личина позволяет добиться выполнения такой работы, без негативных эмоций и работы из под палки. Например, этот способ рекомендует Юрген Вольф в книге «Школа литературного мастерства», он представляет, что является супергероем «Чистильщиком». Когда ему нужно разобрать рабочий стол, он входит в этот образ – его герой не тратит время на что-то иное, кроме разборки бумаг. Представив этот образ, Юрген Вольф начинает разбирать свой стол и в итоге тратит меньше времени на это действие, но главное, оно его не раздражает.
На мой вкус, этот пример из реальной жизни работает, но выглядит несколько смешно и искусственно. Кто из нас мыслит так картинно и шаблонно? Немногие. Тем более, что мышление Вольфа, это мышление сценариста пишущего для Голливуда, нам оно в качестве прообраза совсем не подходит. Так как же быть? Конструирование психологической личины
Лучшего материала для конструкции вашей личины, чем вы сами, не найти. Вы знаете все свои сильные и слабые стороны, а также представляете, что именно вы не любите делать. Подавляющее большинство методик связанных с психологией или историй успеха, изменений сознания, говорят о том, как добиться постоянного изменения сознания. На мой взгляд, это излишне для большинства жизненных ситуаций, так как нам нужна временная конструкция, которую можно использовать по мере необходимости. Создание временной конструкции не требует таких постоянных усилий, поддержания себя в определенном тонусе и не ломает ваши психологические установки. Это очень важно, это мягкое и главное временное изменение, которое полностью подконтрольно вам.
Например, работая со статистическими данными, мне всегда было грустно. Огромный объем цифр, большое число листов, любить такую работу может только своеобразный человек, которым я не являюсь. К сожалению, эта работа требует не только внимательности и усидчивости, но и попыток найти закономерности. Как проявить творческое начало при необходимости долго сидеть и смотреть в однообразные колонки цифр? Выход в конструировании психологической личины. Мое альтер-эго для такого случая это я, с рядом изменений. В частности, я сконструировал свое сознание так, что получаю удовольствие от того, чтобы находить схожесть или закономерности, а также необычности в рядах цифр. Все, что выбивается из общего плана, дает всплеск эмоций, радость от того, что я нашел нечто новое. За основу при конструировании я брал свои впечатления от эмоций, которые у меня вызывает неожиданный выигрыш в казино (сильные впечатления, которые отлично встраиваются в любую личину), а также чувство завершенности по окончании сборки большого паззла. Две основных эмоции, которые важны, так как у меня они ассоциируются с удовольствием, а сборка паззла дает опыт того, что в итоге я получу моральное удовлетворение, но для этого надо проявить усидчивость.
Кто-то делает нечто подобное, но прибегает к другим трюкам – часто это называют настроиться на работу. Очень важно понять, что единожды создав такую психологическую личину, которая опирается на ваш личный опыт, вы сможете доставать ее из шкафа в любой нужный момент. То есть вы будете проявлять те черты характера, которые у вас уже есть, только тогда, когда вам нужно. Вне зависимости от того, как вы себя ощущаете в данный момент, вы просто переключаетесь на ту работу, что вам нужна и делаете ее качественно.
Из маленьких трюков – сделав работу, надо не забыть «выключить» свою личину, и вернуться в нормальное состояние. Кому-то это нужно, кому-то как мне нет. Просто рекомендация на всякий пожарный случай.
Возможно, что к этому моменту у вас уже возникло неприятие «шарлатанства», которое я проповедую. Не стоит тогда даже пробовать применить это на практике, все равно не получится. Да и не нужно это вам. Если вы считаете, что что-то подобное возможно, а вы готовы попробовать, то создайте психологическую личину очень простой конфигурации и посмотрите, как она работает для вас. Для каждого человека это индивидуально. Не пытайтесь создать сложную конструкцию, выберите одну-две эмоции и отталкивайтесь от них, создайте альтер-эго, которое поможет вам в решении рутинных задач. Потренируйтесь неделю, другую. Уверен, что вы увидите, что это работает.
Если эта методика приглянется большому числу людей, то в следующем материале я могу рассказать подробнее, что можно делать еще с конструктами и какие полезные трюки в этой области есть. Надеюсь, что вам было интересно прочитать этот текст, и он заставил вас подумать о психологии людей, перебрать в памяти свой жизненный опыт.

Руководитель проекта М. Султанова

Арт-директор Л. Беншуша

Корректоры И. Панкова, И. Астапкина

Компьютерная верстка М. Поташкин

© Олег Туманов, 2017

© Оформление. ООО «Интеллектуальная Литература», 2017

Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Предисловие Леонида Богуславского

Книга Олега Туманова о тебе, уважаемый читатель. И о каждом из нас. Она помогает понять, как мы развиваемся, сознательно или бессознательно формируем себя и свою судьбу. Она поможет начать управлять изменениями в нашей жизни. Для многих людей будет откровением, что их личность во многом – плод влияния других людей. Лишь совсем незначительная часть из того, что они называют собой, своим «Я», действительно относится к их осознанному выбору.

Мы часто слышали о том, что надо познать себя. Олег утверждает, что познать себя невозможно. И хоть это может кого-то обескуражить, но критический анализ всего, что мы думаем о себе, открывает почти безграничные варианты и возможности для выбора себя, причем выбора, который можно делать неоднократно. Любой человек может изменить свой жизненный путь, построить или перестроить свою личность, если задумается над вопросом: какова его миссия в жизни? Каково его предназначение? Ответов множество. Но важно договориться с собой, понять, какова твоя индивидуальная миссия. Затем можно строить стратегию, цели для выполнения миссии. А вот достижение целей требует воли. Важно ставить амбициозные, труднодостижимые цели, о которых можно мечтать. Но не фантазировать. Жизнь, обстоятельства часто все равно занизят планку цели, поэтому изначально надо поднять ее повыше. Можно стать только тем человеком, которым стремишься стать. Обычные люди могут сделать выдающиеся вещи и прийти к невероятным достижениям. Человек, который рискнул бросить вызов самому себе, достигнет большего, чем ожидал. Цели достигаются, и жизнь наполняется смыслом только через веру в себя и волю. Успех – это не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, мужество менять и меняться. Но главное – это любовь к тому, чем вы заняты. Важно начать делать, двигаться вперед.

Мы сами можем изменить наше развитие и наше окружение. Часто кажется, что жизнь такая, как сложилась, и трудно что-то изменить. На самом деле – это лишь наши ментальные установки относительно себя и своих обстоятельств. Не просто отказаться от своих установок, от привычной ежедневной рутины. Когда возникает новая возможность, которая может изменить нашу жизнь, не просто рискнуть и отказаться от привычного и воспользоваться этой возможностью. Бывает страшно. Но именно этот отказ от привычного ведет к подлинной свободе. У каждого человека на протяжении жизни возникают новые уникальные возможности. У кого-то чаще, у других реже, но они есть у каждого. Люди подразделяются на тех, кто просто не замечает, что представилась новая возможность, на тех, кто распознаёт возможность, но не готов изменить рутину своей жизни и рискнуть, и на тех, кто готов рискнуть, воспользоваться возможностью изменить свою жизнь. А ты, читатель, из какой категории? Но если ты идешь к своей цели, надо быть «личностью на 100 %». Это значит проявлять сильную волю и делать все возможное, 100 %, чтобы прийти к цели. Это может не получиться, в том числе по независящим от нас причинам. Но важно честно сказать себе: я отработал на 100 %, сделал все возможное.

В книге описываются основы и методы контроля над собственной судьбой и над формированием собственного мира. Это включает полную ответственность за все, что с нами происходит, готовность к потерям, отказ от пассивных ожиданий от других людей и жизни в целом. Автор вводит понятие «нулевой координаты» как некой отправной точки, которую мы всегда можем для себя установить, чтобы начать свое новое развитие, пойти по дороге к своей новой мечте.

Автор говорит о неизбежности потерь и принятия их как закона жизни в условиях неопределенности. Готовы ли вы потерять все для того, чтобы жить самой полной жизнью? Лично мне удалось сформулировать для себя принципы, которые изменили меня и помогли стать успешным.

1. Никогда не вини других людей за то плохое, что с тобой случается. Это всегда твоя собственная ошибка. Даже если друг тебя предал, в этом виноват ты сам. Не понял, что он за человек.

2. Будь уверен в себе: даже все потеряв, сможешь начать сначала и подняться с колен.

3. Всегда проявляй волю и, двигаясь к цели, отрабатывай на 100 %.

Рассуждая о формировании собственного мира и пути, автор поднимает много практических и мировоззренческих вопросов, включая формирование жизненного инструментария и отношения с другими людьми. Когда человек сможет освободиться от установок от других людей, он с удивлением откроет и то, что его отношения с его окружением также очень сильно поменяются.

Это небольшая книга. Над многими фразами автора можно долго размышлять и интерпретировать для своей жизни. Притом что автор делится множеством навыков и советов, книга выглядит не как нравоучение, а скорее как приглашение к размышлению.

Книга предполагает, что у человека есть жизненный опыт, что он готов на эксперименты с собственным сознанием и будет с готовностью пересматривать свой взгляд на жизнь и на самого себя. Эта книга – для мыслящего человека, для того, кто не хочет следовать чужим решениям и при этом имеет смелость взять всю ответственность за все, что происходит с ним в жизни, только на самого себя.

Мы не можем стать теми, кем хотим быть, оставаясь теми, кто мы есть. Именно достижение жизненных целей привносит в жизнь смысл. Надо прекратить говорить о своих мечтах и начать действовать. Это изменит вашу жизнь. Надо следовать за мечтой!

Леонид Богуславский, ученый, предприниматель, инвестор, триатлет

Однажды раввин шел в синагогу, и на полпути его остановил солдат. Он направил на него свое ружье и строго спросил: «Кто ты? Ты куда идешь?»

Раввин спросил его в ответ: «Сколько они тебе платят за твою работу?»

«Одну монету в день», – ответил солдат.

И раввин сказал: «Я буду платить тебе в два раза больше, если каждый день на этом самом месте ты будешь задавать мне эти два вопроса».

Старинная еврейская притча

Глава 1О выборе и счастье

Выбор

Думали ли вы, как часто делаете выбор? Несколько раз в день? Десятки раз?..

Вам кофе или чай? Черный или зеленый? С мятой или без? У нас есть цейлонский, сенча… Вам какой? С лимоном? А сахар добавить?..

Каждый день… тысячи вариантов выбора. Даже когда мы сидим и ничего не делаем, просто молчим, это тоже наш выбор – ничего не делать и молчать. Большой и маленький. Мы иногда не знаем, насколько большим может стать наш маленький выбор сходить на какую-то ничем не примечательную вечеринку. Или просто обернуться на оклик на улице и… вдруг увидеть свою судьбу.

В большинстве случаев мы не придаем значения выбору. Мы делаем его автоматически, мы же себя хорошо знаем: что нам нравится, кто нам нравится, какой вариант нас больше устроит… Это же просто.

Или наоборот. Стояли ли вы когда-нибудь перед выбором, который было очень сложно сделать? Настолько сложно, что шли вразнос оттого, что вы этот выбор не могли сделать? Было ли у вас когда-либо ощущение машиниста поезда, на полной скорости летящего к стрелке, которую он должен переключить, обязательно переключить, но в каком-то ступоре он понимает, что переключать уже поздно, и вот поезд поехал не направо, не налево, а вообще непонятно куда, где даже рельс нет…

Чувствовали ли вы когда-нибудь, что, по общепринятым меркам, все у вас в жизни хорошо, но жизнь как будто проходит мимо, словно где-то совсем рядом идет настоящая жизнь, более полная, более яркая, наполненная подлинным смыслом? Или, может быть, вас посещают мысли о безысходности вашего положения, как будто вы загнаны в угол, из которого нет выхода? Ваш босс или ваш супруг делают жизнь невыносимой, но у вас нет выбора. Вы окружены непорядочными, ненадежными людьми, которые вас постоянно подводят. Эта окружающая людская безответственность, глупость, эгоизм невероятно раздражают. И вообще постоянная неопределенность жизни, которая меняет и разрушает то, что вы создаете с таким трудом, и в конечном итоге делает жизнь какой-то бессмысленной. И вам себя жаль.

Мы запутались в фундаментальных вопросах о нас самих. В школе учат множеству естественных наук, мы знаем физику и химию, понимаем, как соединяются атомы, умеем вычислять интегралы и логарифмы, и при этом люди выходят в жизнь, не понимая фундаментальных вещей о себе, о жизни в обществе, не понимая самих себя. Люди не знают, как жить счастливо, не всегда даже осознают свое право на это.

Большое количество книг и теорий призывают познать себя. Я постараюсь обосновать, почему познать себя невозможно. Мы непознаваемы, как непознаваема истина в конечной инстанции. Познать себя – это значит познать Бога. Мы не можем познать себя, но зато мы можем выбрать себя, и мы можем выбрать, какой дорогой и куда мы хотим идти по жизни. Это нам под силу. И выбрав, мы сможем идти по жизни с этим выбором. Со своим выбором.

Первое правило Конституции жизни: право на счастье

Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту.
Я написал «Счастливым».
Мне сказали: «Ты не понимаешь задание!»
Я ответил: «Вы не понимаете жизнь!»
Джон Леннон

Зачем я живу и в чем смысл жизни – одни из самых простых и одновременно сложных вопросов. Простых – потому, что у каждого есть возможность самому ответить на этот вопрос, поскольку это его жизнь. Я могу дать любой ответ и буду прав – только мне решать за себя, в чем смысл моей жизни. А сложных потому, что с раннего детства нам предлагаются самые разные варианты ответа на них, и в этих вариантах мы начинаем теряться.

Удивительно, но факт – в этих вариантах ответа очень часто присутствует слово «Должен». Каждый гражданин Должен быть патриотом своей страны. Каждый мужчина Должен посадить дерево, построить дом и родить сына. А если я хочу разводить рыбу, а не деревья высаживать, и если я хочу дочь, то я вроде как уже не мужчина? Или вот еще есть такая шутка: когда женщина употребляет сочетание слов «настоящий мужчина», за ним всегда следует слово «Должен»… В этом есть только доля шутки, а в основном это, конечно, правда – в голове женщины настоящий мужчина действительно всегда чего-то там должен…

В этих вариантах ответа, особенно предлагаемых нам со стороны, часто теряется один, казалось бы, самый очевидный: человек рождается и живет, чтобы быть счастливым. Может быть, это немного банально, но попробуйте спросить 100 человек на улице, зачем они живут, и я убежден, что совсем немногие дадут вам этот простой ответ. Многие просто скажут, что они не знают, а кто-то пустится в пространные рассуждения о том, что он должен. Не случайно я вывел в эпиграф эту простую и поучительную историю Джона Леннона.

Если бы была Конституция жизни, то я бы поставил тезис о праве каждого человека на счастье как конституционное право № 1, как неотъемлемое право каждого человека, даруемое ему с рождения. Каждый, кто заявляет, что стремление к счастью не является основным естественным правом человека, – или явный манипулятор, преследующий свои цели и желающий использовать другого человека, или глубоко заблуждающийся человек, который сам сильно подвержен влиянию ошибочных установок.

Но даже если большинство не всегда прямо скажет о счастье как смысле жизни, конечно, счастье будет желаемым состоянием для каждого. Никто не хочет быть несчастным. Если спросить людей, что такое счастье, то вы также получите массу разных ответов, самым популярным из которых, наверное, будет: «Ну, в общем, чтоб у меня все было». Вспоминается продолжение этой фразы из анекдота про золотую рыбку, когда у нее рыбак попросил, чтоб у него все было, она ответила: «Мужик, не вопрос – у тебя все было!»

А если серьезно, возникает вопрос: если все так или иначе хотят быть счастливыми, то почему на свете так много несчастных людей, почему так много угрюмых лиц на улице, почему так много раздражения и агрессии в отношениях?! Может быть, наш мир такой бедный, что всем в нем не хватает счастья? Или же кто-то может подумать, что счастья на свете много, но оно неравномерно распределено – одним людям все дано для счастья, а другим его просто не хватило.

Основная проблема не в отсутствии возможности чувствовать себя счастливыми, а в неглубоком понимании, что же такое счастье. Не понимая, как оно выглядит, люди не могут распознать его, даже когда случайно встречают, а еще чаще идут другой дорогой, где счастье не водится.

Так что же такое состояние счастья? Даже просто понимание этого вопроса избавило бы многих из нас от большинства суетливых действий и ошибок, которые мы делаем по жизни.

Буддисты определяют состояние счастья как нирвану – полный отказ от всех человеческих желаний, что означает по логике буддизма их полное удовлетворение. Некоторые приводят сравнение достижения состояния нирваны с угасанием свечи и погружением во мрак, что в буддийской философии вовсе не имеет негативного оттенка. Угасание свечи символизирует устранение последнего желания как проявления раздражающей неудовлетворенности и воплощение слияния с вечным покоем. Желания же ассоциируются с чем-то, что мешает нам обрести состояние удовлетворенности. Буддисты верят в то, что, достигнув состояния нирваны, человек завершает все свои дела на земле, прерывая чреду перерождений. Человеку нет необходимости перерождаться вновь и вновь, чтобы удовлетворять свои желания, проходя через муки и страдания земной жизни.

Многие буддисты достигают состояния нирваны, постоянно занимаясь медитацией и живя монашеской жизнью. Такая жизнь действительно способствует удовлетворению желаний посредством их последовательного притупления, подавления и в конечном счете устранения. Возможно, монашество – и путь для кого-то, но лично мне не кажется, что это путь современного человека. С моей точки зрения, путь монашества, вечной медитации для достижения состояния нирваны лишает человека развития, возможности совершенствования, прекращает процесс познания этого мира, что, по моему мнению, является частью глубокого смысла, заложенного в нашу жизнь. То есть уход в монашество противоречит предназначению человека.

Как-то не верится, что мы были созданы для того, чтобы умертвить свою природу. Я убежден, что задача человека не «обойти» человеческую суть, не умертвить ее, а научиться понимать ее и построить жизнь в наибольшей гармонии с природной организацией человека и этого мира. Природа не создала нас монахами, умерщвляющими свою плоть и свои желания. Напротив, природа подарила нам этот богатый мир, дала органы чувств, сознание и создала мужчину и женщину для продолжения рода, а не для его прекращения. Мы созданы для продолжения процесса познания Вселенной.

Современный уровень развития общества провоцирует возникновение новых потребностей и желаний. И то, что люди хотят большего, не является порочным. Более того, такое стремление является двигателем развития человеческой цивилизации. Медитирующие монахи не развивают человечество, а достигают состояния успокоенного сознания для самих себя, не оставляя ничего в наследство человечеству. Люди, которые создают для себя новые потребности и пытаются найти способы их удовлетворения, двигают вперед развитие человечества. Если бы не наши потребности, фантазии и дерзкие желания, у нас не было бы ни самолетов, ни телефонов, ни телевизоров…

Возвращаясь к состоянию счастья, я полагаю, что надо искать другой способ погружения себя в это состояния, помимо бесконечной медитации с целью отказа от желаний для достижения состояния нирваны. Но прежде надо определить состояние счастья. Кажется, что это простой вопрос – многие из нас скажут, что чувствовали себя счастливыми в жизни. Вспомните, когда вы чувствовали себя особенно счастливыми? Что приходит на ум? Может, ваша свадьба? Или рождение ребенка? Может, это была победа на крупном соревновании? Или когда вы заработали первые большие деньги, какими бы большими они для вас ни были?

Чаще всего, говоря о счастье, люди определяют так это состояние:

• счастье как радость и веселье;

• счастье как достижение;

• счастье как обладание.

Хотя, на мой взгляд, эти состояния очень часто сопутствуют состоянию счастья, но не они являются все-таки его определением.

Если бы счастье всегда было сопряжено только с достижением состояния радости и веселья, то, по идее, достаточно было бы просто наполнить свою жизнь развлекательными мероприятиями, юмористическими концертами, карнавалами, дискотеками и т. п. Радость и веселье также могут надоесть, как ни странно это звучит. Даже сладкоежка чаще предпочитает несладкую еду… Счастье не означает бесконечного карнавала и веселья. Только безумцы могут выбрать для себя такую жизнь, даже если для этого есть материальные возможности. Если бы состояние веселья было тождественно состоянию счастья, то, наверное, наркоманы были бы самыми счастливыми людьми. Тем не менее большинство людей, которые именно так устраивают свою жизнь, быстрее всего скажут вам, что они, как никто, чувствуют ее пустоту и бесполезность.

Более осмысленным, казалось бы, является счастье от достижения. Вы стоите на пьедестале, и вам рукоплещет зал, вы – победитель, вы так долго к этому шли и наконец оно свершилось… Ловили ли вы себя на мысли, что достижение чего-то значительного напоминает состояние опьянения? Вот наступает это волнительное и действительно очень счастливое чувство наполненности и удовлетворения, которого давно не было. Через какое-то время, рано или поздно, дурман такого счастья как будто развеивается, момент стояния на пьедестале все больше отходит в прошлое – день за днем, месяц за месяцем… И вот вновь состояние беспокойства и неудовлетворенности, какое-то чувство пустоты начинает подступать. Выходит, надо как-то жить до следующего очередного рубежа, до следующего достижения, до следующей дозы опьянения. Такое счастье напоминает прием какого-то допинга, который должен поддержать временно состояние этого опьянения от достижения.

Еще больше людей связывают ощущение счастья с обладанием. Вы получаете что-то, о чем давно мечтали: красивую новую машину, роскошную квартиру, может быть, даже женщину или мужчину вашей мечты. Но если именно обладание являлось вашей целью, то по прошествии какого-то времени по мере привыкания к тому, что вы имеете, вновь подступает странное ощущение, как будто жизнь проходит где-то рядом… Это безотчетное чувство беспокойства… Вот есть у тебя и то и это, а жизнь течет рядом… Вот, кажется, у моих знакомых – счастливая жизнь, потому что у них есть еще что-то, чего нет у меня. И вообще, они как-то зажигают по жизни, а у меня вроде бы все хорошо, но не так ярко, не так полно…

Такое впечатление, что нашему счастью не хватает опоры, точки отсчета, некой большой картинки, куда оно вписывается. Мы часто гонимся за внешними атрибутами счастья, принятыми в обществе, но, достигнув их, не можем признать их необходимыми и достаточными частями нашей счастливой жизни. Дело не в том, что эти достижения, атрибуты или предметы наших желаний не отражают картину счастливой жизни. Дело в том, что вам необходима система координат, куда эти элементы вписываются, и ответ, почему именно они должны составлять элементы конкретно вашей счастливой жизни.

Более того, является ли непременно какая-то наша победа, достижение или факт обладания непременным условием счастья? Может ли человек поддерживать состояние счастья каждый день вне зависимости от своего обладания или мегадостижений? Можете ли вы чувствовать себя счастливыми без причины, просто потому что вы живете, потому что мир, который вокруг вас, безгранично богат, и вы являетесь частью этого мира, и у вас есть бесконечные возможности для ощущения радости от этой жизни?

Еще древние философы говорили, что счастье еще больше зависит от внутреннего настроя, чем от внешних обстоятельств и достижений. Вот только, как правило, в своих коротких мудрых изречениях они не объясняли, как найти это счастье внутри себя. И для того чтобы разобраться с самим собой, я предлагаю начать с отрицания самих себя. Для того чтобы что-то нарисовать на листе, надо сделать его белым.

18 жовтня 2017

Украинка Марина несколько лет счастливо прожила в Париже, а затем вернулась в родную Одессу. И, чтобы начать все заново, придумала себе новую личность – Марину Попову. Завела с нуля соцсети, отказалась от смартфона и перестала вести популярный видеоблог. Для Platfor.ma она написала о том, как это – строить новую жизнь в старом и родном городе.

– Ну и как тебе в этой дыре после Парижа? – спрашивали меня каждый раз, когда я приезжала на каникулы в Одессу.

Полгода назад я все же вернулась из четырехлетней эмиграции. Первые недели я продолжала вести ту же жизнь, что и в Париже: преподавала французский по Skype и снимала видео на мой YouTube канал.

Вот только каждый знакомый хотел, чтоб я объяснила ему, почему вернулась. А все, на что меня хватало – попросить обеспечить мне максимальный покой и ни о чем не спрашивать. В итоге я больше не смогла выдерживать давление образа эмигрантки, которая приехала навсегда или нет в Одессу.

И тогда я создала новую себя – Марину Попову.

Я перестала преподавать французский и прекратила выставлять видео на YouTube, а затем и спрятала ноутбук со смартфоном. Для Марины Поповой я создала новые Facebook, почту, Instagram и взяла новый лептоп. Так я и она начали свою новую жизнь.

Конструирование заново

– Чем ты занимаешься?
– Я эм… врач… Нейрохирург.
– Да ладно?
– Ок, нет, но что ты пристал с такими скучными вопросами? – примерно так происходило общение с новыми знакомыми первое время после приезда. Тогда у меня ещё не была прописана история о том, кто я и что я.

Затем я начала ходить на языковые обмены – просто чтобы знакомиться с людьми. Они знали только то, что Марина учится в аспирантуре на кафедре хозяйственного права (что было правдой в 2013-м году) и откуда-то знает испанский и французский языки.

Отказавшись от смартфона, я лишилась возможности слушать музыку. Если честно, поначалу непривычная тишина в ушах провоцировала мысли и беспокойство. Но потом во время прогулок я научилась рассматривать здания или просто самой напевать что-то.

Я живу в центре родного города, так что ни Google Maps, ни Uber мне особенно не нужны.

Сначала я переживала, что если я не смогу молниеносно отвечать в мессенджере, то новые знакомые будут менее охотно звать меня куда-то. На самом деле, это не так, и, как ни странно, люди все еще планируют досуг хотя бы за полдня. Хоть у меня и нет смартфона, я все равно каждый день провожу в сети по несколько часов. Просто я это делаю утром и вечером. В этом есть особое удовольствие – каждый раз, заходя в Facebook, я вижу все накопленные за день сообщения. Самолюбие тешится.

Я уже полгода без смартфона и мне обидно, что симпатичный парень на улице смотрит в телефон, в то время как мог бы улыбнуться мне в ответ. А до знакомого, который идет по другой стороне дороги, невозможно докричаться из-за его наушников.

В то же время, теперь я знаю, что в моей сумке ничего не дребезжит от оповещений. Не знаю, как это работает, но ощущение, что с минуты на минуту мне кто-то может написать, всегда держало в напряжении. Уведомления смартфона забирают на себя все внимание, вернуть которое потом не так уж легко.

С другой стороны, новостная лента Марины Поповой в Facebook и Instagram нравилась и нравится мне значительно больше моей прошлой ленты, наполненной слишком большим количеством неинтересной (как стало понятно только сейчас) информации.

На YouTube я занималась обзорами новой выставки в Лувре или процедурой поступления в Сорбонну. Теперь хочу научиться делать мультфильмы. Мои персонажи будут говорить о том, чего не могу сказать я сама.

Новая жизнь

Марина Попова приходит в бар, бросает сумку и весь вечер болтает со знакомыми, переходя от одного столика к другому. Мне больше не страшно, что из сумки что-то украдут: смартфона нет, а кредитку я не беру – если вдруг что, то восстанавливать французскую карту потом будет непросто, так что лучше понять, сколько денег в день будет нужно, и взять с запасом.

Сначала было неловко доставать из сумки «раскладушку» 2010-го года (да и сейчас тоже, честно говоря). Но в целом она вполне заменила мне смартфон. Были разве что сложности при знакомстве: если нет смартфона, как добавить новых знакомых в Facebook? Но я научилась фразе: «Добавьте меня сами, если удобно». Что интересно, никто особо не удивлялся довольно странной странице профиля без фото и только с несколькими десятками друзей.

Я перестала фотографироваться – и это тоже дает мне какое-то ощущение легкости. Никто достаточно или недостаточно не лайкает мои изображения.

До июля даже Марина Попова ничего не постила в Facebook. Потом стала, но я больше не смотрю на количество лайков или репостов. Моя страница перестала быть моей визиткой ютубера или преподавателя языка.

Назад

Летом я познакомилась с людьми, обсуждавшими планы только в Вайбере, которого в моей «раскладушке», конечно, не было. Я тянула полтора месяца, созванивалась с ними, мне даже отправляли СМС с временем и местом встречи, но все время было неловко из-за того, что ради меня кто-то делает дополнительные движения.

В итоге я откопала свой смартфон. Правда, буквально через неделю стало понятно, что друзья из Вайбера в конце концов собираются лишь в определенные дни и в определенных местах.

Да и музыка не пригодилась. Очень быстро я заметила, что на ходу хочу эмоционально отдыхать, и расстояние от моего дома до центра лучше пройти без саундтрека.

И все же теперь я иногда пользуюсь смартфоном. Я снимаю новое видео на YouTube, проверяю Viber и прячу телефон как можно дальше. Иду по улицам, слушая шелест листьев и крики чаек. Мне больше не нужна гора информации в ленте старого Facebook и Instagram от людей, которые, как понятно только сейчас, мне не очень интересны.

Я все еще мало знаю о происходящем в мире, потому что не читаю новости и вся моя жизнь сконцентрирована на отстранении от информации. Мне не нужно знать, чем живут сотни моих друзей в Facebook и Instagram. Правда, я все еще не могу без ностальгии смотреть на свои старые ролики, но уже поборола рефлекс «помыла голову – сними об этом видео». И я очень рада этой тишине.

История вопроса

Диссоциативное расстройство идентичности — состояние, в котором у пациента помимо основной личности есть еще как минимум одна (а часто и больше) субличность, периодически «перехватывающая управление» телом и действующая в соответствии с собственными представлениями о жизни. Эти представления могут сильно отличаться от привычек и философии настоящего хозяина тела.

Несмотря на то что часть специалистов считает эту болезнь ятрогенной — то есть спровоцированной неосторожными словами врачей или просмотром «научного» телешоу, — есть ряд свидетельств, указывающих на обратное. Одно из самых внушительных — история заболевания. Случаи диссоциативного расстройства фиксировались и тогда, когда ни психотерапевтов, ни телешоу не было и в помине. Впрочем, не существовало и самой психиатрии.

Один из первых описанных случаев диссоциативного расстройства личности произошел в конце XVIII века в немецком городе Штутгарте. Во Франции только-только произошла революция, и аристократы, спасая свои жизни, бежали из родной страны в соседние государства, в том числе и в Германию. Молодая жительница Штутгарта слишком близко приняла к сердцу их несчастья. У нее внезапно появилась вторая личность — француженка. Та не только прекрасно говорила на «родном языке», но и заметно хуже справлялась с немецким, у нее появлялся ощутимый акцент. Появившаяся француженка была аристократических кровей, и ее манеры и привычки полностью соответствовали статусу. Примечательно, что немецкая девушка не помнила, что делала «француженка», а та знать ничего не знала о законной хозяйке тела.

Юная немка не была единственным человеком с таким заболеванием в своем веке, но, тем не менее, ее болезнь оказалась чрезвычайной редкостью — всего до середины XX века задокументировано 76 случаев диссоциативного расстройства идентичности. Интересно, что в последние десятилетия их описано куда больше — на сегодня в мире живет более 40 тысяч человек с этим диагнозом. Впрочем, это не означает начала «эпидемии» — психиатрия, со всем ее арсеналом медикаментов, появилась только в середине прошлого века, и, соответственно, контроль за заболеваемостью подобными расстройствами начался ненамного раньше.

Разделение функций

На сегодняшний день про множественное расстройство личности написано довольно много книг и статей — как популярных, так и академических. Самое интересное в нем — пожалуй, момент появления заболевания в детстве. Никто не рождается «готовой», цельной личностью. Взрослея, ребенок испытывает множество эмоций и переживаний, слабо связанных между собой. Со временем они интегрируются воедино, формируя одну общую идентичность. Однако развитие ребенка не всегда идет гладко. В случаях, когда дети в раннем возрасте (около 2-х лет) оказываются разлучены с матерью, когда они переживают насилие или какой-либо травмирующий опыт, детские переживания могут остаться сегрегированными и привести к образованию двух и более личностей. Практически все пациенты с множественным расстройством личности (точнее, 97–98%) упоминают о тяжелом детстве с травматическими переживаниями.

Диссоциативное расстройство личности часто начинается в детском возрасте, однако может появиться и позднее. С годами у пациентов, как правило, растет количество «арендаторов». Так как личности, как правило, выполняют определенные функции, помогают справляться с теми или иными жизненными ситуациями, с появлением новых задач и проблем, появляются и новые жильцы, способные с ними справиться. У каждой из субличностей есть свое мировоззрение, свои привычки, жестикуляция и мимика, даже возраст и интеллект. В определенные моменты, по доброй воле «хозяина» или вопреки ей, контроль над телом получает какая-то из личностей, и все, сделанное ею в за время пользования, как правило, не контролируется и не запоминается самим пациентом.

Ключевым вопросом в жизни пациентов с диссоциативным расстройством личности являются отношения, сложившиеся в «коллективе». Субличности могут знать или не знать о существовании друг друга, проявлять себя агрессивно или тихо бродить по музеям в свое время, договариваться с владельцем тела о графике аренды или регулярно устраивать захваты власти. От этих факторов зависит и стратегия лечения — в его основе лежит психотерапия, и, хотя конечная ее цель — прийти к интеграции личностей в одну, важной задачей в процессе является «нейтрализация» опасных жильцов, и организация гармоничных отношений между всеми субличностями.

Более одной личности в одном теле, к сожалению — не единственный симптом диссоциативного расстройства идентичности. Зачастую ему сопутствуют депрессия, тревожные расстройства, фобии, расстройства сна и питания, даже галлюцинации. Диссоциативное расстройство иногда путают с шизофренией, но эти заболевания можно различить — при шизофрении, как правило, симптомы воспринимаются как вражеские акции инопланетян, КГБ или членов масонской ложи, чего нет при диссоциативном расстройстве. Кроме того, расщепление идентичностей при шизофрении — простое разделение психических функций вследствие общего распада личности, а вот при DID (Dissociative identity disorder — другое название множественного расстройства личности) все куда сложнее. Функции не просто разделяются, но и становятся полноценными личностями: каждая из них имеет свой стиль в одежде, болеет за свою футбольную команду и имеет свои представления о том, как стоит проводить время.

Отклонение или норма?

Лечение пациентов с диагнозом множественного расстройства личности, как правило, проходит долго, непросто и с большими эмоциональными затратами. Впрочем, не все согласны с тем, что его вообще надо лечить. Американский психолог Джеймс Хиллман, основатель школы архетипической психологии, убежден, что позиция, согласно которой синдром множественной личности считается расстройством, не более чем стереотип, с которым можно и нужно бороться, выступая за право людей с этим диагнозом считаться не менее нормальными, чем прочие. Цель терапии, по мнению Хиллмана — всего лишь создание гармоничных отношений всех субличностей. Его позицию поддерживают и многие пациенты. Идеологом подобного движения стала Трудди Чейз, отказавшаяся интегрировать субличности в единое целое и вместо этого наладившая с ними взаимовыгодное сотрудничество. О своем опыте она написала в книге «Когда кролик воет». На сегодня Трудди — далеко не единственная, кто отказывается от интеграции. Неудивительно: убить своими руками хороших знакомых и полезных помощников, пусть и символически, все-таки нелегко.

Книги по теме

Флора Шрайбер

«Сивилла»

Серьезная и очень обстоятельная книга, написанная врачом о собственной пациентке, старающейся уживаться с шестнадцатью своими субличностями.

Дэниел Киз

«Множественные умы Билли Миллигана»

Невероятная биография самого известного преступника с диагнозом множественного расстройства личности. В теле Билли Миллигана уживались 24 личности, включая югославского коммуниста, поэтессу-лесбиянку и трехлетнюю девочку. Кстати, у книги есть продолжение — «Войны Миллигана».

Трудди Чейз

«Когда кролик воет»

Самое интересное в этой очень позитивной биографической книге — то, что она была написана Трудди Чейз в соавторстве с субличностями, и, читая ее, можно видеть изнутри командную работу всех «альтеров» Трудди.

Роберт Окснэм

«Расщепленный разум»

Окснэм, президент «Азиатского общества» и известный общественный деятель, рассказывает в своей книге о том, как старался замаскировать свою болезнь алкоголизмом, боролся с провалами в памяти и работал в реабилитационном центре над интеграцией своих 11 субличностей.



Нет, и не может быть личности, не имеющей каких-либо представлений о мире и месте человека в нем. Представления эти могут быть примитивными, малообоснованными, ненаучными, научными, но они есть у каждого человека. Эти представления существуют в виде определенной системы взглядов и убеждений, сложившейся в результате индивидуального опыта. В соответствии со своей системой взглядов и убеждений человек ищет ответ на любой вопрос, поставленный жизнью. Нравственность человека, его экологическая культура, эстетические идеалы и т. п. есть не что иное, как проявление личного отношения человека к окружающей действительности, т. е. его мировоззрения. В конечном счете, мировоззрение обусловливает линию поведения людей и составляет основу решения всех остальных задач воспитания. Именно поэтому формирование личности — это, прежде всего формирование ее мировоззрения.

Мировоззрение относится к числу важнейших характеристик личности, направляющих жизнь и деятельность человека через систему целей и ценностей. Начиная с первого класса, активно развиваются мировосприятие и миропонимание детей, их познавательные интересы. Школьники учатся наблюдать за явлениями природы, событиями общественной жизни. В этот период накапливаются знания, развивается мышление, формируется эмоциональный и моральный опыт учеников. Поэтому необходимо использовать основные элементы деятельности школьников на уроке, направленные на положительное отношение и принятие поставленной учителем задачи, активное восприятие и осмысление научных фактов, выяснение спорных вопросов, положений, новой информации, которые способствуют выработке уверенности в истинности получаемых знаний, закрепление и выявление связей и зависимостей между новыми и усвоенными идеями для систематизации, построение всех видов деятельности школьника.

В формировании элементов мировоззрения у младших школьников наблюдаются два встречных процесса. С одной стороны, на основе сложившегося уровня воспитанности формируется отношение к миру. С другой стороны, усвоение мировоззренческих знаний постепенно не только углубляет это отношение, но и расширяет круг явлений, вызывающих такое отношение, делает его осознанным.

Мировоззрение— это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности. Каждая учебная дисциплина в школе, давая учащимся, определенный круг знаний, способствует воспитанию мировоззрения. Оно складывается из элементов всех форм общественного сознания: философских, научных, политических, этических, эстетических и др. В мировоззрении обобщен опыт духовного и практического освоения мира. Ядром любого мировоззрения выступают философские взгляды, опирающиеся на обобщение знаний о природе, обществе и объясняющие закономерности природы.

Мировоззрение — система философских, научных, социальных, политических, этических, эстетических и других взглядов и убеждений, отражающих в сознании человека общую картину мира и определяющих направленность его деятельности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения как основные компоненты мировоззрения — это принятые человеком достоверные и эмоционально переживаемые представления о мире. Усвоение мировоззренческих аспектов сознания обеспечивается отбором содержания учебного материала, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой сфере деятельности, а также межпредметными связями. Взгляды и убеждения, как утверждают педагоги и методисты, формируются в коммуникативной, трудовой, общественной, художественной, технической, учебно-познавательной, исследовательской и других видах деятельности.

Формирование мировоззрения — сложный процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека (особенно интенсивно в школьные годы, в период систематического овладения основами наук и опытом общественной жизни). При этом становление мировоззрения определяется, в первую очередь, содержанием учебных дисциплин в школе.

В формировании мировоззрения предметы эстетического цикла занимают центральное место. Во-первых, искусство, развивая эмоционально-чувственную сферу ребенка, облагораживает, очеловечивает его знания, формирует эстетическое отношение к жизни. Во-вторых, целостное постижение произведения искусства через развернутый художественный образ, задействует все стороны психики ребенка: интеллектуальную (анализ), эмоциональную (проживание), деятельность (творческую). В-третьих, искусство, как и наука, может создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, но делает это в единстве мысли и чувства, раскрывая возможности для получения универсальных знаний. К сожалению, истинное значение эстетического воспитания осознается до сих пор недостаточно.

В современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Возрастает роль способности человека к синтезу и обобщению. Важным становиться развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность человека гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у человека, прежде всего, за счет предметов эстетического цикла.

Реальная картина педагогического процесса в школе характеризуется преобладанием рационально-логических способов познания, в которых доминирующим является анализ, членение, классификация, опора на понятийное мышление. Художественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опирающиеся преимущественно на синтез, представлены в школе недостаточно. Постоянная апелляция к разуму и недогрузка эмоционально-образной сферы человека притупляет остроту чувственного восприятия и формирует природный ум ребенка. Именно искусство учит ребенка главному — умению сопереживать, сочувствовать, сострадать, смотреть на мир глазами другого человека — художника, композитора, писателя, поэта. Искусство учить и знать, и переживать. Знание, пропущенное через чувство, более многомерное, целостное.

Задача формирования мировоззренияучащихся средствами изобразительного искусства требует раскрытия критериев, показателей, которые определяют собой качественный уровень формирования мировоззрения на определённых этапах обучения и воспитания школьников. Одним из основных критериев является сознательное усвоение конкретной системы знаний, умений и навыков по курсу изобразительного искусства (в каждом классе и в конце обучения изобразительному искусству в школе) и творческое использование этих знаний, умений и навыков в практической деятельности (в процессе рисования и в процессе анализа произведений изобразительного искусства на уроке, в музее, на выставке и т. д.). Успешное выполнение рисунка, широкое привлечение на различных уроках (истории, литературы, географии и др.) знаний и умений по предмету изобразительного искусства, глубокий, содержательный анализ произведений, свободное оперирование знаниями в области изобразительного искусства в самых различных ситуациях — все это может служить определенной характеристикой указанного критерия уровня формирования мировоззрения, диалектико-материалистического подхода к действительности.

В выдающихся произведениях художников как в фокусе собраны типичные явления жизни. Эти произведения заставляют по-новому смотреть на мир, подмечать его красоту. Умения и навыки в области восприятия и оценки художественных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются — начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано учителем о картине из жизни нашей страны, тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечатается в его сознании.

В беседах об изобразительном искусстве учащиеся получают начальные знания по истории русского и зарубежного искусства. Рассматривая произведения изобразительного искусства, школьники получают понятие о его мировом значении, национальном многообразии, богатстве творческих индивидуальностей их авторов, жизнеутверждающей силе. Причем школьников необходимо учить, не только раскрывать повествовательную сторону художественного произведения, но и анализировать его эстетическое содержание. Умея определить эстетические достоинства, изобразительно-выразительные средства произведения, ученик сможет объективно оценить его художественное значение.

Изображение в художественном произведении людей с их делами и переживаниями всегда выражает определенное отношение к ним автора. Отсюда понятно, что произведения изобразительного искусства не только раскрывают человеку определенные чувства с неизвестной ему доселе глубиной, но и формируют его отношение к объектам и явлениям действительности, помогают выработать их моральную оценку. При этом следует указать на возможность активного проявления эстетического отношения у зрителя, воспринимающего произведения художника, поскольку эстетические чувства тесно связаны с нравственными оценками и убеждениями. То обстоятельство, что в эстетическое отношение включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека эстетическое наслаждение, но и побудить к определенным действиям и поступкам.

Важным элементом формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Понятие «гуманизм» отражает в концентрированном виде все оттенки ценностного отношения к человеку. Его основное ядро составляет признание человека как личности и утверждение блага человека в качестве критерия оценки деятельности всех социальных институтов, социоприродных и общественных отношений. Важнейшей стороной гуманизма является обращение к сущностным природным основам человека, к его внутреннему миру, духовному содержанию в целях достижения внутренней гармонии между социально детерминированными структурами личности и структурами, выражающими глубинную сущность каждого человека как личности. В то же время содержание традиционного понятия о гуманизме в настоящее время расширяется включением природной составляющей. Поэтому слово «гуманизм» используется не только в отношении «человек — человек», но и в отношении «человек — природа».

Осознание своего внутреннего мира, а вместе с этим и осознание непреходящей ценности человека как единства его социальной и биологической природы — важная сторона развития гуманистических взглядов у подрастающего поколения. Это имеет непосредственное отношение к духовности и культуре личности. С точки зрения материализма, духовное — особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей.

Понятие духовности в настоящее время, как и гуманизм, рассматривается в тесной связи с природно-социальными отношениями.

Благодаря духовности человек может воспринимать и осознавать себя частью окружающей его природы и всего реального мира Это позволяет осмыслить весь прошлый опыт становления человечества, а также взаимосвязи человека и природы, осознать их будущее взаимодействие и развитие. Формирование таких взглядов связано с раскрытием учебного содержания предмета «Изобразительное искусство».

Опираясь на факты и реальность явлений живой природы, используя примеры ее движения и развития, раскрывая причинно следственные связи в природе, следует постепенно формировать у учеников научно-материалистическое мировоззрение.

Воспитание мировоззрения, самостоятельного мышления, культуры труда, эстетическое и нравственное воспитание связаны между собой и обусловлены содержанием учебного материла по изобразительному искусству.

Мировоззрение всегда формируется в деятельности. Учебный предмет поставляет ученику информацию (содержание), а философские взгляды формируются в процессе самостоятельной деятельности учащихся по усвоению и применению мировоззренческих идей. Учитель должен организовывать эту деятельность так, чтобы она способствовала проявлению и корректировке имеющихся убеждений.

Процесс формирования мировоззрения — это, прежде всего процесс формирования мышления. Осознанность восприятия, понимание изучаемого — первое важное условие формирования научных взглядов. Учащиеся должны научиться обобщать, систематизировать, экстраполировать, видеть проблему и намечать пути ее решения, устанавливать межпредметные связи. Последние играют особенно значимую роль в формировании мировоззрения. Главная задача установления межпредметных связей заключается, пожалуй, именно в этом. Они способствуют развитию широты взглядов, формированию сначала художественной, а затем и естественнонаучной картины мира, возникновению потребности объяснять явления с материалистических позиций. На этой базе появляется уверенность в безграничных воспитательных возможностях искусства и в том, что это зависит от успехов в его постижении.

Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям.

Сейчас при формировании мировоззренческих убеждений, установок учащихся разумно соблюдать уважение и терпимость к их взглядам, необходимые для самоопределения личности при свободном выборе решений и проявлении ответственности за свои поступки.

Учителю изобразительного искусства важно руководствоваться основными положениями материалистического миропонимания при подборе и изложении материала художественного содержания, используя научное объяснение фактов, закономерностей, идей и приучая учащихся правильно осмысливать их. Такой подход обеспечивает формирование у учащихся убеждений в том, что явления происходящие в окружающей действительности объективны и протекают независимо от сознания человека.

Мировоззрение — это система взглядов и убеждений человека, которая определяет его поступки по отношению к окружающей его природной и социальной среде.

В каждом учебном предмете заложен большой потенциал формирования научного мировоззрения.

Важнейшими структурными элементами научного мировоззрения являются знания, взгляды и убеждения личности.

Основы научных знаний — фундамент мировоззрения. Процесс формирования мировоззрения, несомненно, начинается с усвоения основ научных знаний. Знания являются фундаментом, на котором базируется мировоззрение. Для того чтобы выражать свое отношение к чему-либо, быть в чем-то убежденным, надо это, прежде всего, знать.

Наиболее существенным недостатком в знаниях учащихся в настоящее время является не то, что их мало, а то, что они не организованы в четкую структуру и не систематизированы. Учащиеся подчас не понимают, что — главное, что — второстепенное; где основной тезис в тексте учебника и что является его основанием, а что его следствием; что относится к области фактов, а что — к их теоретическому объяснению; что является определением понятия, а что — законом. Они часто учат все подряд, в результате чего приобретают набор сведений, не приведенный в систему, не «разложенный по полочкам», не имеющий четко осознанной структуры. Учащиеся должны приобретать не совокупность, а систему знаний.

Однако наличие системы знаний не обеспечивает автоматически наличие убеждений. Нужны специальные педагогические усилия по переводу знаний в убеждения.

Определяющим условием формирования научного мировоззрения является перевод знаний во взгляды, а взглядов — в убеждения.

Чтобы знания превратились в личный взгляд, их надо каждому не только продумать, но и глубоко прочувствовать. Формирование взглядов обычно начинается с эмоциональной оценки фактов. Чаще всего она возникает в результате яркого образного показа событий, вызывающих сопереживание («оценка сердцем»). Сказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают, перестраивают эмоциональный мир учащихся, развивают воображение, личностное отношение к действительности. Вот почему формирование познавательных интересов в процессе обучения изобразительному искусству имеет прямую связь с формированием мировоззрения школьников. Ни о каком формировании мировоззрения не может быть и речи, если ученик остается равнодушным к тому, что говорит учитель на уроке, если ему скучно.

Рецепты тут дать трудно. С определенностью можно сказать лишь то, что в пробуждении эмоций огромную роль играет манера, стиль и тон учителя. У всех учителей они разные, и их нельзя нивелировать. Что должно быть у каждого — так это неравнодушие к излагаемым проблемам, а вот форма его проявления может быть разной. Неравнодушие учителя, широкое использование исторического материала, лучших образцов учебной и популярной литературы будут создавать у учащихся определенное отношение к миру и его познанию.

Взгляды являются первой ступенью формирования мировоззрения. Они представляют собой оценочное суждение личности и оказывают определенное влияние на поведение человека. Но не всегда правильные взгляды подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Взгляды — это только потенциальная готовность к действиям.

Следующей ступенью формирования мировоззрения являются убеждения, которые выступают в роли побудительных стимулов к деятельности и более тесно связаны с поведением.

Убежденность — это уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. Убежденность формируется на основе синтеза научных знаний и жизненного опыта самих учащихся и проявляются в оценках, отношениях, поступках, поведении. Убеждения являются ядром и организующим началом мировоззрения. Мировоззрение, основанное на убеждениях, обусловливает активную жизненную позицию человека.

Сложность перевода знаний в убеждения состоит в том, что убеждения, хотя они и формируются на базе знаний, не идентичны им и не являются высшим уровнем усвоения научных понятий, закономерностей природы, явлений искусства. Можно все знать и не быть убежденным.

Переход научных знаний в убеждения можно представить в виде следующей схемы последовательных этапов: научные знания — личностное отношение к ним -потребность в отстаивании, использовании их — умение использовать, отстаивать, доказывать, опровергать, оценивать и т. д. Об убежденности можно говорить только тогда, когда знание человека прошло все этапы.

Можно вычленить несколько условий, которые способствуют переводу знаний в убеждения. Обязательным условием этой работы является развитие у учащихся диалектического мышления. Для этого нужно вырабатывать ряд специальных интеллектуальных умений: умение рассматривать изучаемое явление с разных точек зрения; умение рассматривать изучаемое явление во взаимосвязи с другими; умение рассматривать изучаемый объект в условиях влияния различных факторов, воздействующих на него; умение рассматривать явления и события в развитии, видеть перспективу изменений; умение рассматривать изучаемое событие в конкретных условиях места и времени.

Кроме диалектического мышления, переводу знаний в убеждения способствует:

– последовательное выделение главного (генерализация знаний),

– правильное толкование фактов,

– доказательность, логическая убедительность и непротиворечивость теоретических выводов и обобщений;

– использование всего фонда опыта и наблюдений;

– раскрытие способов получения знаний в науке, соблюдение принципа историзма,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– пробуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу,

– связь обучения с жизнью;

– личность учителя.

Убеждениями становятся главным образом те мировоззренческие идеи, которые личность может применить в жизни. Нужно упражнять учащихся в применении этих идей в обсуждениях, упражнениях, дискуссиях, трудовой деятельности, изобразительном творчестве. Применение мировоззренческих идей в жизненном опыте самих учащихся — это еще одно важное условие формирования мировоззрения.

Нельзя на одном уроке сформировать мировоззрение, однако на каждом уроке нужно создавать тенденцию к его формированию. Процесс формирования мировоззрения длится на протяжении всей жизни. Поскольку этот процесс связан с постоянными и непрерывными изменениями в общем развитии учащихся, то и система представлений, понятий и идей об окружающем мире на разных этапах школьного обучения будет не одинакова.

Средствами проверки степени сформированности научного мировоззрения учащихся являются обобщающие уроки, где ставятся специальные вопросы, диспуты, сочинения на свободные темы, индивидуальные беседы, поступки учащихся в школе и за ее пределами.

Показателями проявления убежденности учащихся являются:

– неоднократная идентичная оценка учеником тех или иных фактов и положений;

– постоянство высказываемых мнений;

– уверенность и категоричность суждений;

– самостоятельное оценочное отношение к явлению;

– эмоциональность отстаивания своего мнения;

– соответствие высказываемых суждений и поступков.

Сложность процесса формирования научного мировоззрения заключается в том, что он протекает под воздействием многих факторов, в числе которых влияние социальной и домашней среды, обучения и воспитания в школе, средств массовой информации и др. Трудности связаны с тем, что эти факторы действуют на каждого по-разному, и в отдельных случаях — противоречиво.

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важнейшей функцией школы. Воспитание — это процесс формирования у учащихся моральных представлений и понятий, черт характера, стремлений и чувств, поведения, т. е. процесс формирования их личности.

Формирование личности подрастающего человека требует систематического и целеустремленного воздействия.

Как соотносятся между собой воспитание и обучение? Это — процессы неразрывно связанные. Общепринятым поэтому считается понятие «учебно-воспитательная работа». Основным в теории обучения является принцип воспитывающего обучения.

Однако обучение и воспитание имеют и свои специфические задачи, так как первое направлено на формирование знаний умений и навыков, а второе — на организацию жизненного опыта учащихся и выработку привычек поведения.

Объективно связь обучения и воспитания выражается в том, что всякое обучение неизбежно воспитывает учащихся в определенном направлении, независимо от того, хочет или не хочет этого учитель. Процесс обучения невозможен без воспитания. Плохое обучение также воспитывает, но в отрицательном направлении, так как учитель являет собой пример нерадивого отношения к своим обязанностям.

Воспитание у учащихся положительных качеств неразрывно связано с поведением и чертами характера учителя. Для того чтобы служить примером для своих учеников, учитель должен в первую очередь предъявлять самые высокие требования к себе самому. Эти требования состоят в образцовом выполнении своих обязанностей, хорошей подготовке всех уроков, в отличном выполнении педагогических рисунков на классной доске, в выполнении всех данных обещаний, в спокойном, ровном и благожелательном отношении к своим ученикам, в умении радоваться их успехам, поддерживать и помогать при затруднениях, в культуре речи и др.

Независимо от того, какой предмет учитель преподает, он обязан решать на каждом уроке те или иные задачи воспитания. Нельзя сегодня обучать, а завтра воспитывать. Творчески работающий учитель должен уметь осуществлять воспитательное воздействие на уроке в единстве с его содержанием и организацией. При этом важно не то, сколько воспитательных задач решалось учителем на уроке, а насколько эффективно они были решены.

Главным воспитывающим фактором урока остаётся личность учителя. Учитель, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, широкой эрудицией, постоянно следящий за развитием науки, культуры, искусства, политики и экономики, способен решать комплекс воспитательных задач на каждом уроке. Проследить, как выполняются воспитательные задачи, на одном уроке не всегда удается. По одному уроку вообще нельзя сделать объективных выводов. Материал для выводов о степени воспитательного воздействия может дать анализ 5–6 уроков у данного учителя в одном и том же классе.

Мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда. Каждый поворот жизни заставляет, побуждает снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прежние решения. В юности это делается наиболее категорично. Все изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

  1. Формирование научного мировоззрения — это процесс самостоятельного прохождения каждым школьником всех этапов от овладения знаниями до выработки убеждений. Формирование мировоззренческих взглядов и убеждений носит глубоко личностный характер. Простое заимствование мировоззрения в «готовом виде» у учителя, других людей невозможно.
  2. Формирование мировоззрения происходит одновременно и в единстве с усвоением учебного материала. Вся учебно-воспитательная работа в процессе обучения изобразительному искусству направлена на формирование научного мировоззрения, поэтому на уроках обычно отсутствует специально поставленная деятельность по формированию мировоззрения.
  3. Формирование мировоззрения будет тем успешнее, чем чаще происходит актуализация мировоззренческих знаний и убеждений.
  4. Работа по формированию мировоззрения школьников направляется и контролируется учителем не только путем сообщения знаний мировоззренческого характера, но и организацией деятельности учащихся.
  5. Задача формирования мировоззрения решается через последовательное осуществление нравственного, экологического, эстетического, трудового и других видов воспитания. Следовательно, научное мировоззрение составляет основу решения всех задач воспитания.

Литература:

  1. Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
  2. Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
  3. Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.
  4. Веретенникова Л. К. Подготовка студентов к развитию творческого потенциала школьников. Монография. М.: «Альфа», 2008. — 276 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *