Янтра

Этот раздел ведет замечательный человек и мой друг — Джина. Бесконечная ей благодарность за предоставленные тексты и собственноручно нарисованные янтры!

Общее описание янтр

Янтры — символические изображения энергетических структур различных божеств, как они видятся мудрецам. Это значит что в каждой янтре присутствует определённое божество или энергия. Во время медитаций янтра наполняется энергией. Она не сравнится ни с какой иконой по всему могуществу. Иконографичекое изображение всегда имеет индивидуальные черты, а янтра является универсальной, так как состоит из архитепических частей, свойственных всем явлениям. Из этого следует, что янтра является архитипической единицей, связанной с генетическим кодированием. В янтрах заключены божественные откровения, что позволяет созерцающему смещаться от конкретной реальности к абстрактной истине.

Слог ян или ям переводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации. Тра от слова трана — освобождение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра — символ. Символ — это творческое выражение непостижимого Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию. сознания.

Симметричные геометрические элементы являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности.

Клетки сетчатки, снабжающие сигналами зрительную часть коры головного мозга имеют круговую симметрию, поэтому они очень хорошо реагируют на круглые пятна и точки, поскольку поле их восприятия круглое. Таким образом янтры соответствуют внутренней структуре сетчатки.

Созерцание янтр всегда нужно сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное(правое) и вербальное(левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Янтры — универсальные схемы, а мантры космическое звучание.

Важным фактором является расстояние янтры от глаз медитирующего. Оно непосредственно связано с областью восприятия клеток сетчатки, так как расстояние от центра взгляда изменяет реакцию этих клеток. Оптимальное расстояние для пристального сосредоточения совпадает с удобным расстоянием между глазами и книгой при чтении.

Способ созерцания — немигающий взгляд вовне.

Созерцание янтры без мантры (повторения божественного звука) невозможно. Для работы с ней необходимо призывание праны — жизненной силы или энергии. Вхождение с состояние энергетической активности у каждого индивидуальное, в соответствие с его знаниями и возможностями.

Ганеша — янтра

Ганеша — это бог всего имеющего форму, то есть всего сотворенного.

Точка(бинду) является источником, откуда возникает все сущее и куда оно исчезает. Это символ вечного сознания. Проявляясь оно порождает мир имен и форм. превращает эти явления в единый поток и становится его объединяющей силой. Одновременно точка олицетворяет сперму, или мужскую энергию. То есть это мужская статичная энергия. В этой янтре точка имеет золотой цвет и является самим Ганешой. Медитация на этой точке является главной целью работы с янтрой.

Круг — это расширение точки. Точка — самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы. Такое расширение — это распространение в пространстве, увеличивающее область влияния точки. Кроме этого круг запирает в себе точку как индивидуальную единицу, отделяя логическое сознание от космического.

Треугольник — простейшая фигура и имеет наименьшее число линий , необходимое для создания фигуры. В процессе развития первым получившим форму был огонь, треугольник символизирует огненный элемент. Горизонтальная линия (основание треугольника) — это бездеятельность и устойчивость. Вертикальные отрезки — движение. Это динамичная и приковывающая взгляд фигура. Треугольник обращенный вершиной вверх привлекает внимание к высшему и уводит мысли от этого мира. Тоже олицетворяет мужскую энергию, мужской сок, эликсир бессмертия. Кроме этого равносторонний треугольник — это равновесие.

Звезда Давида в центре — статичное равновесие. Обращенный вершиной вверх треугольник — элемент огня или мужская энергия. Второй треугольник — элемент воды, женская энергия. Это равновесие двух энергий.

Круг, в который вписаны лепестки лотоса, олицетворяет собой Космос. Лепестки лотоса означают проявленную реальность. Это весь феноменальный мир, который имеет 8 аспектов: акаша, воздух, огонь, вода, земля, разум, высшее понимание и высшее сознание. То есть 8 основных миров.

Внешний квадрат символизирует самое практичное использование пространства.Он не преследует некую определенную цель, а служит исключительно для сужения поля зрения. Квадрат — устойчивость, твердость. Горизонтальные линии — устойчивость и бездеятельность, вертикальные движение. Поскольку квадрат сочетание двух таких пар, он имеет устойчивый прозаический характер. Это нейтральный хранитель фона, так так не оказывает на зрение такого воздействия как треугольник. Поэтому треугольники на фоне квадрата проявляются динамически. Квадрат — элемент земли. Т-образные выступы означают 4 стороны света, это створки дверей, которые создают движение внутри квадрата. Квадрат с дверями в янтре называется бухтур и здесь имеет ярко-зеленый цвет, который является цветом равновесия. Созерцание этого цвета порождает дополняющие его цвет — красный. Красный цвет — цвет жизни, воодушевления.

Примечания к Ганеша — янтре:

Мы заметили интересную особенность янтр. Если обратить цвета то получается весьма занятное изображение. Вы можете видеть, что янтра преобразилась в фиолетово — голубовато — салатовые цвета. Это не случайно. Фиолетовые и синие цвета — это цвета высших чакр, высших энергий. Получается, что когда вы настраиваетесь на янтру, то в вашем сознании откладываются противоположные цвета — цвета высшего. Не стоит медитировать на данное изображение, так как, сами понимаете, эффект будет абсолютно противоположным.

Заметьте, что приравняв друг к другу цвета, то есть приблизив их к общей гамме, янтра проявляет свою пространственную структуру. Можно четко определить какая деталь ближе, а какая дальше.

Дурга — янтра

Дурга — это женская энергия, она является коренной причиной мира имен и форм. Она уничтожает все виды зла — бедность, страдание, голод, дурные привычки, болезни и грехи. Она является самой Божественной Матерью. Дурга представляет собой обощенный символ всех божественных сил. Эта сила проявляется в форме чтобы установить равновесие, покой и благополучие. Существование мира имен и форм невозможно без борьбы противоположностей — светлых и темных сил. Темные силы могущественны и разрушительны, тогда как светлые силы созидательны и действенны, но замедленны. В начале перевес обычно на стороне темных сил, потому что они объединяются вместе, а Божественные силы оказываются рассеянными. Однако когда темные силы вызывают разрушение равновесия, все божественные силы объединяются, превращаясь в единую Божественную силу , ее имя Шакти или Дурга, она и восстанавливает утраченное равновесие.

Дурга символизирует недвойственное существование наполненного энергией сознания, или обладающей сознанием энергии.

Цвет внешнего квадрата (бухтура) соотвествует солнечному всету. Медитация на этом цвете порождает дополняющий синий цвет, который приносит покой и передает медитирующему магнитную энергию.

Лотос с восемью лепестками олицетворяет восмерицу всего сущего, примерно тоже самое что и в Ганеша-янтре.

Три кольца символизируют три составляющих времени — прошлое, настоящее и будущее.

Девятиконечная звезда в центре означает девять энергий. Три треугольника обращены вершинами вверх означают три изначальные силы созидающую, сохраняющую и разрушающую. Они пребывают в такой гармонии, что совмещаются друг с другом , это значит что созидание, сохранение и разрушение также соединяются во времени. Четвертый треугольник , обращенный вершиной вниз олицетворяет воплощение света, объединенной божественной силы. А наложение всех четырех треугольников порождает еще один треугольник в центре. Он обращен вершиной вверх и обозначает саму Божественную Мать, а каждая сторона этого треугольника принадлежит одной их трех главных божественных сил.

Центральная точка — бинду — сама Дурга — Божественная Мать.

Примечания к Дурга — янтре:

Инверсия дурга — янтры дает аналогичную картину, что и у Ганеша — янтры. В данном случае янтра сохраняет свою тональную целостность. Она мягче по цветовому восприятию и это неспроста — ведь Дурга — янтра это женская энергия. Как и в предыдущем случае, преобладание синих цветов — это символ Божественного. Я могу предположить, что отсутствие наивысшего фиолетового цвета говорит о, своего рода, подчиненности женщины мужчине.

Кали — янтра

Кали — первая из десяти Махавидий, десяти видов энергий из которых состоит весь мир. Десять Махавидий — это тайна всех тайн.

Кали является энергией Боджественной матери Шакти в ее разрушительном аспекте. Шакти как известно женская энергия, а Шива мужская. Шива — статичная, Шакти динамичная. то есть Шакти проявление Шивы в динамике.

Слово «кала» в переводе с санскрита имеет два значения — время и смерть. В феноменальном мире все ограничено временем. В определенный срок энергия любого существа покидает его и наступает смерть. То есть смерть представляет собой завершение срока существования жизненной силы.

Материя не возникает и не гибнет, она изменяет свою форму. По этой причине смерть — это изменение или превращение. Кали является богиней таких изменений, которые совершенно необходимы для обновления энергии и духовного развития.

Привязанность к материальной форме вызывает страх перед смертью. Это основополагающий страх, корни которого кроются в стволе головного мозга. Такой страх является главным препятствием на пути к духовному развитию. Кали освобождает от страха смерти — основополагающей тревоги первой чакры. Она жестока по отношению к невежественным людям, цепляющимся за свои физические тела, но по отношению к богам она проявляется как Божественная мать.

Человек, который идет по духовному пути к совершенству должен преодолеть тиски страха перед смертью. Тем кто преодолел главный страх открываются двери к познанию и постижению вечности.

Физическое тело зависит от праны(энергии), которя проникает в него через левую и правую ноздри. Их активность стимулирует деятельность каналов Ида и Пингала. Эти два энергетических канала начинаются в Муладхара-чакре (корневой) и заканчиваются в левой и правой ноздрях соотвественно. Энергия человека представляет собой его дыхание, одновременно с этим это та же энергия, которая пронизывает весь космос в формах времени, движения и частот. Ида и Пингала — потоки лунной и солнечной энергии, удерживают человека в рамках времени. Но главный канал Сушамна пребывает вне времени. Он начинается в той же Муладхаре , проходя по позвоночному столбу заканчивается в коре головного мозга — обители сознания. Когда энергию направляют по Сушумне, потоки лунной и солнечной энергии становятся неподвижными, а Кундалини пробуждается.

Кундалини поднимается по тончайшему каналу внутри Сушумны и пронзает шесть чакр, одновременно растворяя пять основных элементов в их источнике. Эти основные элементы представляют собой материальные составляющие физического тела. Любая привязанность при подъеме Кундалини вызывает пугающее ощущение. Когда привязанности устранены, Кали (Кундалини, Изначальная сила) будет удовлетворена, а человек выходит за рамки феноменального мира к царству блаженства в обитель вечности (за пределы ограниченного временем сознания). В этом мире нет страха смерти.

Таким образом Кали — это махавидья, которая избавляет от неведения, которое заставляет человека бояться смерти. Кали является первой махавидьей. Ее другое имя Адья — перерожденная, этим именем иногда называет Кундалини-шакти. Следовательно, Кали и есть Кундалини.

Внешний квадрат выглядит как всегда, ворота обращены к четырем сторонам света. Две линии вокруг бухтура и голубой цвет самого бухтура образуют три слоя — три состояния материи — твердое, жидкое и газообразное.

Между бухтуром и круговым узором расположен треугольник, заметный только частично. Из-за круга видны только два угла и основание. Этот треугольник — космическая мать, которая содержит в себе весь феноменальный мир. Сам феноменальный мир представлен в янтре в виде лотоса с восемью лепестками. Этот частично видимый треугольник символизирует беспредельность Божественной матери. Только малая ее часть проявляется как Кали.

Лотос с восемью лепестками означает восьмерицу проявленного: акашу, воздух, огонь, воду, землю, разум, высшее понимание и самоосознание.

Три золотых круга внутри лотоса — три аспекта времени — прошлое, настоящее и будущее. Круги концентричны и имеют общий центр — источник трех аспектов времени.

Три вложенных треугольника олицетворяют три качества энергии шакти — Саттву, Раджас и Тамас. Раджас и Тамас активность и пассивность соотвественно. Активность и пассивность два основных качества феноменального мира. Саттва — это божественное равновесие. Так что три главных энергетических канала человека — это Ида (Тамас, луна), Пингала (Раджас, солнце) и Сушумна (Саттва, равновесие, Кундалини). Мы созданы по образу и подобию бога. Этот пример еще раз нам это подтвеждает. Три качества мироздания (треугольники) соединяются с тремя кольцами времени.

В центре находится бинду, точка для медитации, сама Божественная мать Кали, источник времени и качеств нашего мира.

Примечания к Кали — янтре:

Здесь, я думаю, комментарии не нужны. Преобладание красного цвета говорит о воинственности и агрессивности. И это не случайно, ведь Кали это разрушительная энергия Божественной Матери.

Сочетание синего, красного и зеленого говорит о динамичности, протесте. Кали — воистину изменяющая сила.

Тара-янтра

Слово Тара происходит от санскритского тр, что означает переносить. Тара является одной из шакти, то есть одой из видов энергий, которая переносит человека от относительного бытия к высшему.

Тара — это энергия, которая в человеческом теле присутствует во второй крестцовой Свадхиштхана чакре, которая является обителью воды.

Тару называют богиней переносящей через океан сансары (относительного существования и избавляющей от страха перед бушующими водами. Медитация на Тара-янтре помогает открыть вторую чакру, что избавляет от всех проблем связанных с водой. В санскрите вода является синонимом слова жизнь. Вода действительно жизнь, мы состоим на 80 процентов из воды, вода лучший растворитель, вода связующее начало всех элементов. Вода связана со вкусовыми ощущениями, а местом сосредоточения на вкусе является язык. Поэтому Тара является богиней речи. Она являет собой изначальное звучание, из которого возник феноменальный мир.

Тара как махавидья представляет собой воплощение эмоций и средств выражения, то есть речи.

В Тантре считается что сиддхи (сверхспособности) Тары можно достичь без медитаций, повторения мантр, поклонения, без постоянной практики, без очищения элементов. Сиддхи могут проявиться благодаря одному памятованию о ней. Это делает практику доступной каждому.

Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр.

Ее бухтур (внешний квадрат) имеет цвет зеленых листьев. Зеленый цвет — цвет уравновешенности который необходим для преодоления океана относительного существования. Медитация на зеленом цвете порождает дополняющий красный цвет — цвет воодушевления, свободного движения и восстания против правил и установлений.

Лепестки лотоса окрашены в бледно розовый цвет, цвет стыдливости. Медитация на этом цвете делает человека искренним. Символизм восьми лепестков лотоса описан в разделе Кали-янтра.

Обращенный вверх вершиной треугольник окрашен пунцовым цветом — цветом ярости. Тара является богиней избавляющей от страха перед бурями и наводнениями. Ее связь с речью показана наложением пунцового треугольника на фиолетовый цвет акаши — элемента пятой чакры, которая считается обителью знания. Вторая и пятая чакры связаны между собой энергетическим каналом, который называется Сарасвати-нади, один из важнейших каналов. Он завершается на языке.

Медитация на пунцовом треугольнике на фоне которого размешен золотой бинду (точка) порождает зеленый цвет. Таким образом медитация на зеленом бухтуре порождает пунцовый цвет, а медитация на пунцовом треугольнике порождает зеленый цвет. Такое равновесие и есть ключ к пониманию тайны Тара-янтры.

Зеленый цвет нейтрален — ни холодный ни горячий, потому как это сочетание теплого желтого и холодного синего цветов. Ярко-красный цвет является цветом насилия, но зеленый успокаивает его. Вначале проводится медитация на зеленом внешнем квадрате, что порождает жизненную активность, а последующая медитация на пунцовом треугольнике создает зеленый цвет и устанавливает равновесие.

В завершении медитация на золотом бинду — самой шакти Таре.

Примечания к Тара — янтре:

Здесь можно увидеть обращенные цвета этой янтры. Розовый (слабенький красный), как уже было сказано — цвет воодушевления, свободного движения и восстания против правил и установлений. Обратите внимание, что основная концентрация получается на зеленых каркасных листьях цветка. О значении зеленого было написано выше.

Фиолетовая янтра — Уникальная разработка изображения на концентрацию.

История возникновения янтр и мандал уходит в глубь веков и окутана тайной. Первое документальное упоминание о Шри Янтре, например, можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.). С мандалами такая же история.

В настоящее время янтры и мандалы широко используются в качестве энергетически активных сакральных структур и изображений в ведической и тантрической традициях, они очень популярны в буддизме, а также во всех направлениях индуизма и джайнизма.

Янтра — это мистическая или астрономическая диаграмма, используемая как амулет. Янтра — термин, который получен из корня yantr (санскр. यन्त्र्), в переводе — «ограничить, обуздать». Слог ЯН означает «поддерживать», а слога ТРА — «освобождать». Таким образом, янтра — это инструмент, который заключает в себе определенный божественный аспект и транслирует его в пространство. Сам божественный аспект изображается в центре янтры в виде составного геометрического символа, вокруг которого размещаются мантры и лепестки лотоса (их количество различно и всегда символично). Снаружи янтры всегда находится бхупур — большой квадрат с четырьмя вратами, обращенными по сторонам света. Бхупур считается обителью янтры, он олицетворяет грубое материальное явление, в котором энергия Шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения.

Существуют янтры, посвященные «мужским» и «женским» божественным аспектам, а также их соединению. Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой традиции. Их огромное количество предполагает множество уровней классификации. Ведические янтры — самые древние. Тантрические — самые многочисленные и разнообразные. Однако они, как правило, содержат те же религиозные идеи. Многие янтры исходят из джайнских источников и воплощают идеи джайнизма.

Слово «мандала (санскр. मण्डल) означает «круг», «колесо», «совокупность», «собрание». Мандала, в отличие от янтры, содержащей какой-либо один божественный аспект, представляет собой динамический ансамбль из множества равностных элементов, образующих единое целое, прибывающее в гармонии, рождающее новое качество и игру во взаимодействие. Как множество инструментов, соединённых в оркестр.

Элементы мандалы — геометрические фигуры, узоры, символы и мантры, изображения растений, животных, птиц и людей — повторяются по кругу строго по часовой стрелке в несколько рядов, образуя сложную систему. Каждая мандала, нарисованная не просто как узор, а выстроенная по всем правилам энергетической работы и с чётко поставленной целью и смыслом, становится энергетическим инструментом для очищения, наполнения, исцеления и коррекции.

Исходя из этого определения мандал и янтр можно сделать вывод, что буддийские мандалы по своей сути ближе к янтре, т.к. чаще всего они отображают какой-либо один божественный аспект или принцип (или соединение мужского — потенциального, и женского — проявленного), а также в них присутствует бхупур. Однако в целом они всё же имеют форму круга и традиционные повторяющиеся по кругу лепестки и другие элементы, изображающие мир и космос. Тибетские мандалы отличаются более сложными комбинациями образов и чаще всего оказываются энергетически более сильными.

Янтры и мандалы, как сакральную систему, используют различным образом. Некоторые, «архитектурные», используются как схемы для проектирования храмов, другие применяются в астрологии. В первую очередь, однако, янтры и мандалы используются в медитациях и духовных ритуалах, но также они используются как амулеты талисманы. Вдобавок, некоторые виды абстрактных символических рисунков, похожих на янтры и мандалы, выполняются женщинами на полах и стенах домов рисовой пастой или толченой краской во время праздников и других религиозных церемоний. Эти знаки, которые известны как Алипаны и Ранголи, можно найти повсюду в Индии.

Формы используемые в янтрах:

Лотос (падма) — символ чистоты и изобилия, каждый лепесток содержит особый смысл. В лепестках лотоса часто изображают специальные символы или слова мантры, соответствующие данной янтре, ведь сочетание изображения и звуков способно создавать гораздо более сильный эффект — энергетическое усиление того аспекта вселенской энергии, который представлен в янтре. Лотос в янтре символизирует свободу от материалистичной деятельности, погружающей нас в круговорот повторяющихся рождений и смертей, именуемых самсарой, а также выражает абсолютное могущество Бога.
Треугольник (трикона): Треугольник смотрящий вниз символизирует Шакти, женскую энергию Творения и элемент воды. Он олицетворяет Йони, женский половой орган, символ высшего источника вселенной. Треугольник направленный вверх представляет собой Пурушу, мужское начало, духовное стремление и подношение своей сущности одному из тонких элементов – огню. Шестиконечная звезда, состоящая из двух треугольников символизирует единение Пуруши и Пракрити, благодаря которому рождается вселенная.

У каждой янтры есть своя мантра, звуковая вибрация которой на тонком плане имеет ту же форму, что очерчивает янтра. Этими основными энергиями пронизано все мироздание. Вся природа вокруг нас состоит из этих энергий, в том числе человек. И если в жизни человека недостает определенной энергии, то ее можно привлечь с помощью янтр.

Шри янтра, или Трипура-Сундари янтра – царица всех янтр, заключающая в себе всю полноту творения. Она повторяет формы, заложенные в основе вселенной, а также отражает структуру человеческого существа включая чакры, акупунктурные точки и энергетические каналы. Лотос с 18-ю лепестками означает исполнение желаний, с8-ю лепестками – избавление от трудностей. Круг с синими лепестками лотоса связан со свадхистаной чакрой, чакрой репродуктивной системы и элементом воды. Круг с красными лепестками – с манипурой, чакрой солнечного сплетения и элементом огня. Вся янтра развивается из точки называемой «бинду”, которая находится в середине янтры и является семенем мира, заключающим в себе абсолютное знание и вечное блаженство. Треугольники создают ощущение расширения, подобно тому, как вселенная вырастает из Брахмана – безграничного и безличного духа. Т-образные выступы по сторонам квадрата защиты (бхупуры) символизируют освобождение души от оков материи и выходы в трансцендентное пространство.

Прежде чем использовать янтру, её необходимо активировать:

После активации янтру носят либо с собой (при себе, на себе), либо располагают дома или в кабинете, в определённом месте. Не требуют активации янтры, используемые для созерцания. Если же есть желание что либо получить или, наоборот, от чего-то избавиться, в этом случае в янтру надо «вдохнуть жизнь» (зарядить). Для этого существуют специальные техники.
Без этого её потенциал так и останется не проявленным. Это как мобильный телефон, который имеет полный набор свойств и качеств, необходимых для совершения звонка, но так как его батарея не заряжена, он представляет собой лишь объект, нацеленный на результат, но не имеющий энергии для его свершения. Так и янтра. Правильно подобранная и подобающим образом заряженная, она становится мощным интструментом, непробиваемым щитом или сильным магнитом, в зависимости от назначения, и способна помочь нам перейти на более качественный уровень жизни.

Шри Чакра, или Шри Янтра, – это широко известный тантрический символ, отражающий мистическое устройство Вселенной. Центральная часть Янтры состоит из 43 сгруппированных вокруг точки бинду треугольников, образованных пересечением 9 треугольников, представляющих Шакти (пять треугольников, обращенных вершинными углами вниз) и Шиву (четыре треугольника, обращенных вершинными углами вверх). Сорок три треугольника окружены 8-лепестковым лотосом, заключенным в 16-лепестковый лотос. Далее идет внешний квадрат – бхупур.

Бинду символизирует собой метафизический союз Шивы и Шакти, изначальное единство, из которого манифестируется Бытие. «Развертывание» Шри Чакры происходит по часовой стрелке и начинается с левой стороны центрального треугольника – камакалы. Более подробно этот процесс можно описать так: бинду разделяется на три бинду и панчадаши-мантру; из них образуется камакала (бинду становятся вершинами треугольника, а три куты мантры – сторонами, начиная с левой). Пятнадцать слогов мантры плюс центральная бинду составляют 16 калА и являют собой сущность Великой Богини Шри Чакры – Лалиты Трипурасундари. Центральный треугольник является также источником трех видов Матрики – пашьянти, мадхьяма, вайкхари, через которые Богиня распространяет себя во все остальные авараны Шри Чакры.

Девять аваран Шри Чакры

Буквально «аварана» означает «завеса», «покров» или «ограждение». Авараны включают в себя шесть внутренних секций, образованных 43 треугольниками, оба круга лепестков и бхупур.

Первая аварана

Трилокьямохана-чакра (trilokyamohana-cakra) или бхупур (bhūpur) представляет собой квадрат с четырьмя вратами, состоящий из трех «стен» – белой, красной и желтой. В этой аваране почитаются 28 шакти. Управляющее божество этой авараны – Трипурачакрешвари (Tripurācakreśvarī); Мудрашакти – Сарвасамкшобхини (Sarvasaṁkṣobhiṇi); Йогини – Пракатайогини (Prakaṭayoginī).

«Трилокьямохана» буквально означает «привлекающая три мира». По одной из трактовок, речь идет о бхур-локе (физическом мире), бхувар-локе (тонком мире) и свар-локе (небесном мире); а также о трех состояниях сознания – бодрствовании, сне и глубоком сне. Трилокьямохана-чакра связана со стражами сторон света и десятью мистическими способностями – сиддхи (анима, лагхима, махима, ишитва, вашитва, пракамья, бхукти, иччха, прапти и сарвакама).

В первой «стене» (линии) находятся 10 Шакти, олицетворяющих собой сиддхи: Анимасиддхи, Лагхимасиддхи, Махимасиддхи, Ишитвасиддхи, Вашитвасиддхи, Пракамьясиддхи, Бхуктисиддхи, Иччхасиддхи, Праптисиддхи, Сарвакамасиддхи.

Вторую «стену» охраняют Ашта-матрики: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави (охраняют 4 входа Шри Чакры); Варахи, Айндри, Чамунда и Махалакшми (охраняют 4 угла Шри Чакры).

В третьей «стене» пребывают 10 Мудра-шакти (с помощью 10 особых мудр садхака почитает Богиню в каждой аваране): Сарвасамкшобхини, Сарвавидравини, Сарвакаршини, Сарвавашанкари, Сарвонмадини, Сарвамаханкуша, Сарвакхечари, Сарвабиджа, Сарвайони, Сарватрикханда.

Между первой и второй авараной находятся три круга – тривритта (trivṛtta). В соответствии с «Камакалавиласа-тантрой», три круга символизируют три формы света, исходящих от трёх бинду, находящихся в центре Шри Чакры. Также есть мнение, что тривритта соотносятся с тремя целями человеческой жизни – дхармой, артхой и камой, четвертая же цель, мокша, реализуется, когда адепт достигает центра Шри Чакры.

Вторая аварана

Вторая аварана представляет собой 16-лепестковый лотос, она известна как сарваша-парипурака чакра (sarvāśa-paripūraka chakra). Управляющее божество этой авараны – Трипурешичакрешвари (Tripureśīcakreśvarī); Мудрашакти – Сарвавидхравини (Sarvavidhrāviṇī); Йогини – Гуптайогини(Guptayoginī).

В 16-лепестковом лотосе пребывают 16 Акаршини Деви: Камакаршини Нитьякаладеви, Буддхьякаршини Нитьякаладеви, Ахамкаракаршини Нитьякаладеви, Шабдакаршини Нитьякаладеви, Спаршакаршини Нитьякаладеви, Рупакаршини Нитьякаладеви, Расакаршини Нитьякаладеви, Гандхакаршини Нитьякаладеви, Читтакаршини Нитьякаладеви, Дхарьякаршини Нитьякаладеви, Смритьякаршини Нитьякаладеви, Намакаршини Нитьякаладеви, Биджакаршини Нитьякаладеви, Атмакаршини Нитьякаладеви, Шариракаршини Нитьякаладеви.

В «Камакалавиласа-тантре» о второй аваране говорится:

«пять элементов (бхута) , десять чувств и ум – шестнадцать остальных проявлений Богини. Они обитают в шестнадцати лепестках внешнего лотоса как Камакаршини и остальные».

16 лепестков также соотносятся с 16 лунными кала и содержат 16 гласных санскрита, от अ до अः.

» лотос всегда следует созерцать как несущий на своих лепестках гласные «.

(«Камакалавиласа-тантра»)

Третья аварана

Третья аварана, сарвасамкшобхана-чакра (sarva-saṁkṣobhaṇa chakra), представляет собой 8-лепестковый лотос, символизирующий восемь Ананга Деви: Ананга Кусума, Ананга Мекхала, Ананга Мадана, Ананга Маданатура, Ананга Рекха, Ананга Вегини, Ананга Ангуша и Ананга Малини.

Управляющее божество этой авараны – Трипурасундари Чакрешвари (Tripurasundarī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвакаршини (Sarvākarṣiṇī); Йогини – Гуптатарайогини (Guptatarayoginī).

Эти восемь Ананга Деви связаны с психическими процессами, касающимися любви, а также управляют некоторыми тонкими психофизическими процессами в сознании человека. По одной из версий эти восемь Деви представляют пракрити, махат, эго, пять танматр, пять махабхут, десять органов действия и восприятия, антахкаран, пурушу. Другая версия говорит о том, что они есть выражение, понимание, движение, уничтожение, похоть, неприятие, внимание и непривязанность. Также на 8 лепестках лотоса расположены 8 групп согласных от क до ह.

Четвертая аварана

Четвёртая аварана, сарва-саубхагья-даяка-чакра (sarva-saubhāgya-dāyaka chakra), представляет собой внешний «круг» центральной фигуры, состоящий из 14 треугольников. Эта аварана связана с материальным и духовным благополучием.

Управляющее божество данной авараны – Трипуравасини Чакрешвари (Tripuravāsinī cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвашанкари (Sarvavaśaṅkarī); Йогини – Сампрадаяйогини (Saṁpradāyayoginī).

В четвертой аваране почитаются 14 шакти: Сарвасамкшобхини, Сарвавидравини, Сарвакаршини, Сарвахладини, Сарвасаммохини, Сарвастхамбини, Сарваджримбхини, Сарвавашанкари, Сарваранджани, Сарвонмадини, Сарвартхасадхика, Сарвасампаттипурани, Сарвамантрамайи, Сарвадвандвакшайанкари.

В соответствии с «Бхавана-упанишадой», эти 14 шакти соотносятся с 14 важнейшими тонкими каналами (нади) в теле человека: аламбушей, куху, вишводарой, вараной, хастиджихвой, яшовати, паясвини, гандхари, пушей, шамкхини, сарасвати, идой, пингалой и сушумной. Также на треугольниках расположены 14 гласных начиная с अ и заканчивая औ.

Пятая аварана

Пятая аварана, известная как сарвартха-садхака-чакра (sarvārtha-sādhaka chakra), состоит из 10 треугольников.

Управляющее божество этой авараны – Трипурашри Чакрешвари (Tripurāśrī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвонмадини (Sarvonmādinī); Йогини – Кулотирнайогини (Kulotīrṇayoginī).

В пятой аваране почитаются 10 шакти: Сарвасиддхипрада Деви, Сарвасампатпрада Деви, Сарваприянкари Деви, Сарвамангалакарини Деви, Сарвакамапрада Деви, Сарвадукхавимочини Деви, Сарвамритьюпрашамани Деви, Сарвавигхнаниварини Деви, Сарвангасундари Деви, Сарвасоубхагьядайини Деви.

Они соответствуют 10 пранам: пране, апане, вьяне, удане, самане, наге, курме, крикаре, девадатте, дхананджае.

На треугольниках расположены 10 согласных – 5 согласных क-варги и 5 согласных च-варги.

Шестая аварана

Шестая аварана – сарва-ракшакара-чакра (sarva-rakṣākara chakra). Она состоит из 10 треугольников, символизирующих Ракша Деви – энергии, направленные на защиту тела и сознания: Сарваджня Деви, Сарвашакти Деви, Сарваишварьяпрада Деви, Сарваджнянамайи Деви, Сарвавьядхивинашини Деви, Сарвадхарасварупа Деви, Сарвапапахара Деви, Сарванандамайи Деви, Сарваракшасварупини Деви, Сарвепситапхалапрада Деви.

Управляющее божество этой авараны: Трипурамалини Чакрешвари (Tripuramālinī Cakreśvarī); Мудрашакти – Сарвамаханкуша (Sarvamahāṅkuśā); Йогини – Нигарбхайогини (Nigarbhayoginī).

На 10 треугольниках расположены десять согласных ट- и त-варги.

Седьмая аварана

Седьмая аварана, Сарварогахара-чакра (sarva-roga-hara chakra), состоит из 8 треугольников, в каждом из которых пребывает Вагдеви: Вашини Вагдеви, Камешвари Вагдеви, Модини Вагдеви, Вимала Вагдеви, Аруна Вагдеви, Джайни Вагдеви, Сарвешвари Вагдеви, Каулини Вагдеви. Восемь Вагдеви (Вак Деви) являются богинями речи, и считаются составителями Лалиты Сахасранамы, а также управляют алфавитом и присутствуют во всем, что с ним связано.

Седьмая аварана затрагивает 5 органов действия (кармендрии), 5 органов восприятия (джянендрии), антахкарану (манас, буддхи, читту и ахамкару), 5 пран, 5 элементов, желание, невежество и карму.

Управляющее божество этой авараны – Трипура Сиддхамба (Tripurā Siddhāṁbā); Мудрашакти – Сарвакешари (Sarvakeśarī), Йогини — Рахасьяйогини (Rahasyayoginī).

Восьмая аварана

Восьмая аварана, сарвасиддхипрада (sarva siddhi pradhā), представляет собой треугольник, направленный вниз. Этот треугольник воплощает Вишва Йони, источник всего феноменального Бытия. В этой аваране происходит полная духовная трансформация адепта.

Управляющее божество этой авараны – Трипурамба Чакрешвари (Tripurāṁbācakreśvarī); Мудрашакти – Сарвабиджа (Sarvabīja); Йогини – Атирахасьяйогини (Atirahasyayoginī).

В восьмой аваране пребывают три шакти:

  1. Маха Камешвари (нижняя точка треугольника) представляет собой божественную энергию, пронизывающую Вселенную и дживатман, воплощает иччха-шакти, является отражением Пара-бинду; соотносится с камагирипитхой.

  2. Маха Ваджрешвари (правая точка треугольника) олицетворяет проявленность, воплощает джняна-шакти, является отражением Апара-бинду; соотносится с пурнагирипитхой;

  3. Маха Багамалини (левая точка треугольника) воплощает крия-шакти, является отражением Парапара-бинду; соотносится с джаландхарапитхой.

Девятая аварана

Девятая аварана, сарванандамайячакра (sarvānanda-maya cakra), – это бинду, центр, в котором потенциально содержится вся Шри Чакра и из которого происходит ее манифестация. Бинду-таттва включает в себя три бинду: Пара (белое бинду, Шива), Апара (красное бинду, Шакти) и Парапара (смешанное бинду).

В «Камакалавиласа-тантре» сказано:

«Она – плотное средоточие Шивы и Шакти и содержит в себе цикл всей Вселенной. Две точки-семени – белая и красная – в сокровенном взаимном блаженстве – Шива и Шакти, теперь то сокрывающиеся вместе, то открывающиеся вовне в проявления «.

Именно из бинду исходит 5 божественных действий, таких как творение (sṛṣṭi), поддержание (sthiti), разрушение (saṁhāra), сокрытие Вселенной (tirodhāna), раскрытие Вселенной (anugraha). Эти божественные действия Трипурасундари совершает из Шри Нагары. Шри Нагара – местопребывание Трипурасундари. Это пространство окружено 25 стенами, символизирующими 25 таттв. Трипурасундари – владычица этого места.

Девятая аварана соотносится с единством Шивы и Шакти, опыт, связанный с ней, ведет садхаку к Освобождению. Управляющее божество этой авараны – Шри Махатрипурасундари (Śrī Mahātripurasundarī); Мудрашакти – Сарвайони (Sarvayoni); Йогини – Парапарати-расахья-йогини (Parāparāti-rahasya-yoginī).

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *