Даждьбог у славян

Даждьбог (или, как еще славят уважительно – Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович) — понимается славянским народом как солнечный Бог Света Отражённого. Отражается в Мiре Яви Белый Свет от его златых доспехов!

Даждьбог — великий Бог славян! История через «Повесть временных лет» донесла до наших дней, что кумир Даждьбога вкупе с кумирами Батюшки Перуна, Хорса – Бога-Солнце, Стрибога – Бога Ветра, а также Матушки Макошь – все вместе стояли на холме, когда еще правил Русью князь Владимир. Их огромные чуры были сделаны из крепких пород деревьев и могли стоять столетиями под открытым небом. В перечислении славянских божеств того времени Бога Даждьбога упоминают третьим после Перуна и Хорса. Мы вправе считать Даждьбога одним из главных Богов славян.

Бог Даждьбог в пантеоне славянских Богов

Отец Дажбога в мифологии славян – Перун Сварожич, сын Сварога. Отсюда и славят светлого Бога Даждьбога Тархом Перуновичем. Матушкой его стала русалка Рось – дочь Аси и Дона. В мифологии славян Бог Даждьбог родился не один у Перуна и Роси, еще сестра есть у него – Тара, которая почитается у славян Богиней Путеводной Звезды. Таковы божественные дети Перуна и Роси – Тарх и Тара!

Видят славяне Даждьбога древним Благим славянским Богом. Считали, что Он дал начало всем родам славянским. Всегда Его воспринимали Богом Дневного Света, подателем животворной силы, а также Защитником и Спасителем! Его живительное тепло и свет помогают приходить в мир богатому урожаю, Земле Матери быть плодородной, а людям в домах и семьях получать достаток и прибыток во всем.

Узнайте больше
о Боге Даждьбоге:

В книгах славянских сказок легенда о том, как родились два сына Бога Даждьбога — Коляда и Авсень, и что из этого вышло.

Народ ведал о том, что в имени Даждьбога слышится древнейшее «гаст» или «Гош», что значит сейчас – «гость». А самого Бога в стародавнюю пору понимали как: «Гость, дарящий Свет Солнца» или «Посланник богов, что принёс людям в дар силу Солнца, его свет и тепло». Кроме этого, в имени Даждьбога слышится «дающий Бог». Поэтому славяне и поныне к нему обращаются как к Щедрому Богу.

Является славянам Бог Даждьбог в белом сиянии с золотой короной-Солнцем на голове.

Он даровал Миру и славянам Коны Мироздания, что действуют и поныне в независимости от того, верит кто-то в них, или нет. Вот, самый основной Кон Любви, например – коли не будет любви, то все дела развалятся, ничего не заладится, не построится, все разрушится. Или Кон Крайностей: «Крайности всегда смыкаются». Это означает, что коли ты впадаешь в крайности, будь готов превратиться в нечто противоположное тому, чем ты являешься. В жизни это обычно выглядит так – самый праведный человек, непременно оступится, как бы печально это ни звучало.

Силы Даждьбога помогают славянам жить по Кону, направлять свои стези к Правде, равновесию, смене одного периода жизни другим. Потому и все летние праздники у славян начинаются именно днем, посвященным Даждьбогу.

Посмотрите здесь «Родословную славянских Богов».

Легенды и мифы о славянском Боге Даждьбоге

Предания нам говорят о том, что первой супругой Тарха Перуновича стала Майя-Златогорка. Однажды Даждьбог – Бог славян увидел Майю-Златогорку – великаншу, сестру Могучего Святогора, спящей. Полюбилась она ему сразу своей невинной красою, решил жениться он на этой девице. Ясный лик и красота молодого Бога тоже пленили сердце Майи.

После свадьбы засобирались молодые к горе Латырь, что тогда великою считалась. По пути увидела Златогорка стоящий в поле гроб, но не поняла, что тот заколдован. Забралась она в смертную кровать, улеглась, а выбраться назад не может. Как ни пытался свою молодую жену Бог Даждьбог вызволить – никак не выходило. Так Златогорка в Навь и ушла.

После этого Морена привлекла своей хладною красою Даждьбога, вышла замуж за него. Сына ему, Богумира, родила, а после отреклась от своего мужа. Сбежала Морена от Даждьбога, пустился ее догонять супруг да наткнулся на противление Чернобога – Правителя Нави. Превратил Чернобог его в камень. Но отец, Перун Сварожич, освободил своего сына.

А Чернобог тем временем на Морене женился. Сколько ни требовал назад свою супругу Даждьбог, да только ничего не получалось, даже хуже вышло. Чернобог еще пуще прежнего рассердился, да и приковал Тарха Перуновича к Латырь-камню. И в этот раз спасение Бог Светоносный обрел через Богиню Ясноокую – Живу. Стала она ему третьей женой, самой любимой.

Скоро ли сказка сказывается или дело делается, а назначил Род Вседержитель еще с начала Времён, чтобы два особенных брата-близнеца, сыновья Даждьбога на свет народились. Да только по Судьбе надобно было, чтобы они пришли в Мир от первой жены – Майи-Златогорки. Как же быть, когда Бог Отраженного Света уже женат на Живе?

Задумали тогда Боги-Творцы, Род и Макошь, сдвинуть события и время. Вий, мудрейший Бог древней магии, также помог – подарил Богу Даждьбогу особое кольцо. Непростое кольцо силы тёмного заклятья разрушало, которое на Златогорку пало да в Навь увело. Только предупредил Вий, что коли потеряет Даждьбог кольцо, то душа Майи навечно в мир Навный уйдет, да там навсегда и останется.

Освободил супруг свою первую жену. Родила она ему двух сильных сыновей, Богов Коляду и Авсеня. Но снова обрушились козни навьих сил на их семью – случайно обронил Даждьбог кольцо. Ушла Златогорка в Навь навсегда! Горестно было Даждьбогу, да так, что душа его заболела.

Сыновья и внуки Даждьбога

Только благодаря Богине Живе, что напоила его живою водой, возродился вновь к жизни Бог Дажбог, да стал сильнее пуще прежнего. От Богини Живы в Мир пришли – Кисек и Арий.

От первого сына родословную ведут такие народности – западные немцы и гессенцы. У Ария появились три сына: Кий, Хорив, Щек. Именно от них троих, по поверьям славян, происходят такие народности: чехи, сербы, киевские поляне. Еще Арий имел потомков – Леха и Крака, от которых произошли затем некоторые польские и мазовецкие племена.

У старшего сына Коляды в Мир пришел Радогост – внук Даждьбога. Это многим известный отец таких народов Родимичей, как вятичи, ободриты, руяне, ратари.

У Богумира – сына Морены, родились дочери – Полева, Древа и Скрева. Это внучки Даждьбога, которые положили начало народностям: кривичи, древляне. А также народились правнуки – Рус, Скиф, Кимра, Хазар, Словен, Сева. Именно от этих последних уже пошли народности русов, словенов, хазаров, скифов, северян, а также киммерийцев.

Вот посему и поныне всех славян кличут потомками Бога Дажьбога, Тарха Перуновича! Считаем мы Бога Дажьбога одним из главных Богов славян.

А что еще было в жизни Светоносного Бога, какие блага Миру принес Даждьбог – Бог славян, то уже непременно прочесть надобно в особых книгах, что есть у Северной Сказки.

Оберег – символ Бога Даждьбога

Любят славяне символ Тарха Перуновича, Бога Даждьбога! Имя свастичному знаку дали – «Прямой крест». Потому и повышенная сила исходит от него, несет в мир равновесие Тьмы и Света.

Носить оберег Даждьбога – это не только большая честь, но еще и мощная защита. Молодежь просветление обретает на житейском пути, да разума набирается. Люди старшего возраста находят в обереге равновесие, которое так необходимо при нарушении жизни.

Такой знак притягивает к себе спокойную мудрость, очищает мысли. Также оберегает от злых намерений чужих людей и неуверенности, которая может образоваться внутри человека.

Подробнее об обереге Прямой крест смотрите здесь.

Какие бывают обереги,
дающие защиту Даждьбога?

Узнать

Проявление Бога Даждьбога для славян

Древние славяне считали, что Боги проявляются в Мире Яви как природные события. Поэтому яркий дневной свет объясняли отблеском доспехов Бога Даждьбога, что сделаны из чистейшего злата. Бога Отраженного Света всегда почитали как Того, кто ничего не требует, но всегда дает. Бог Даждьбог – дающий, а не требующий!

Атрибуты Бога Даждьбога

Стихия – огонь

Животное – белый волк, собаки и кони, коровы.

Птица – гусь, сокол, лебеди.

Геральдика, предметы – посох, щит, копьё, палица, иногда использует меч обоюдоострый.

Место возведения капищ – открытые солнцу холмы.

Материал изготовления чуров, кумиров – в основном, дерево.

Особенности установки идола – лицом на восток.

Бог Даждьбог в северной традиции гадания

Реза Бога Даждьбога – включена в северный оракул «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – «Прямой крест».

Номер резы – 26.

Гадание. Вопрошание Бога. Появление в раскладе Резы Дажьбога напоминает Спрашивающему о том, что за тучами всегда скрывается Солнце и скоро настанет ясный погожий День. Также это знак того, что худая ситуация скоро поменяется на лучшую.

Сейчас важнее всего исполнять просто свой долг, без резких движений и поворотов. Браться пока за воплощение новых идей не стоит, лучше отложить их до новых времен. Трудиться, и поступать по совести.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Даждьбог встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

Праздники, где чествуют Даждьбога

Наступление лета, 5-11 мая – это время для чествования Бога Даждьбога. В эти дни вспоминают славяне расставание Дажьбога и Морены. А в явном Мире это означает, что окончательно пришло время Живы, Богини раннего лета.

Бога Даждьбога просили о сохранности посевов и скотины — чтобы после пастбищ возвращалась домой целой и невредимой.

Временами случалось, Дажбога величали Спасом, который слывет до сих пор Защитником, Спасителем земель славянских! Вот почему часто в Яблочный Спас, 14 и 19 августа, чествуют Даждьбога по-особенному! В эту пору приносились Ему в благодарность свежий мёд и яблоки из сада.

Подробнее: статья «Народный календарь»,

раздел «Славянские праздники и обряды».

Статья: «День Даждьбога».

Путешествия Морские приключения Боевик Вестерн Научная фантастика Космическая фантастика Юмористическая фантастика Историческая фантастика Боевая фантастика Эпическая и героическая фантастика Утопия Антиутопия Киберпанк Постъядерный мир Попаданцы Героическое фэнтези Эпическое фэнтези Историческое фэнтези Городское фэнтези Ироническое фэнтези Исторический детектив Иронический детектив Любовный детектив Фантастический детектив Детективный боевик Политический детектив Полицейский детектив Шпионский детектив Военный детектив Мистика Триллер Катастрофы Любовный роман Философский роман Исторический роман Авантюрный роман Сага Отечественная классическая проза Классическая проза СССР Зарубежная классическая проза Авантюрная историческая проза Военно-историческая проза Альтернативная история Современная отечественная проза Современная зарубежная проза Самиздат Контркультура Античная литература Древнерусская литература Древнеевропейская литература Древневосточная литература Юмористическая проза Юмористическая поэзия Сатира Афоризмы Анекдоты Отечественная поэзия Современная отечественная поэзия Зарубежная поэзия Поэма Песенная лирика Басни Драма Комедия Трагедия Современный фольклор Народные песни Повесть Сборник Рассказ Новелла Очерк Эссе Детская проза Приключенческая проза для детей и подростков Детский детектив Детская фантастика Детское фэнтези Духовная литература для детей Детская поэзия Для самых маленьких Русские народные сказки Сказки народов мира Современные сказки Партитуры Вокал Сценарии Киносценарии Рукоделие Биология Ботаника Зоология Астрономия Геология География Природа Животные Экология Общество Государство Право Политика Этнография Социология Политология Экономическая социология Обществоведение Педагогика Античная философия Отечественная философия Западная философия Восточная философия Политическая философия История философии Этика Эстетика Религиозная философия Метафизика Эзотерика Теория литературы Языкознание Русский язык Физика Химия Математика Информатика Христианство Буддизм Иудаизм Ислам Индуизм Религиозная публицистика Духовные движения История религий Священные тексты Религиоведение Язычество Астрология, хиромантия, гадания Организационная структура армии Военная документалистика Разведка Спецподразделения Военная аналитика Военная подготовка Военная техника Военная история Древняя Русь Российская империя СССР Современная Россия Дописьменная история Античная история Средневековая история История Нового Времени Новейшая история Металлургия Электроника Ценные бумаги Инвестиции Финансовый учёт Налогообложение Карьера История экономики Личные финансы Биржа Экономическая теория Бухгалтерский учет Банковское дело Макроэкономика Недвижимость Делопроизводство Рынок труда Ветеринария Базы данных Интернет и сети Программное обеспечение Программирование Справочники Словари Карты Энциклопедии Руководства Атласы Путеводители Самоучители Военные мемуары Политики Авантюристы Ученые Спортсмены Публицистика: этика и воспитание Политическая публицистика Социальная публицистика Художественная публицистика Образовательная публицистика Историческая публицистика Научно-техническая публицистика Экономическая публицистика Юридическая публицистика Военная публицистика Учебная литература по искусству Учебная литература по социально-экономическим дисциплинам Учебники для ВУЗов Учебники и для среднего и специального образования Школьные учебники Латинский (Lingua Latina) Английский язык Славянские языки Итальянский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Восточные языки Коллекционирование Рыбалка Охота Туризм Альтернативная медицина Психология восприятия и памяти Психология личности Психология управления Психология развития Психология семьи Социальная психология Клиническая психология Популярная литература по психологии Теория и история психологии

История персонажа

Славянский бог, чей внешний вид олицетворяет собой солнечный свет и плодородие, не может считаться грозным воином. Жители Древней Руси верили, что Даждьбог – настоящий покровитель и защитник. Поэтому большинство мифов, посвященных лучезарному богу, рассказывает о доброте и великодушии мужчины, а не о военных подвигах.

История происхождения

Бог солнца, весьма похожий на древнегреческого Аполлона, известен под целым рядом имен – Даждьбог, Сварожич, Дабь, Радегаст, Радигош. Первые упоминания божества относятся к самым ранним источникам письменности. К примеру, в «Повести временных лет» говорится о деревянном памятнике Даждьбогу, который славяне расположили рядом с монументами Хорса, Ярилы и Стрибога.

Заметки о Даждьбоге, сохранившиеся в Ипатьевской летописи, позволяют сделать вывод, что история происхождения божества связана со скифским народом. В письменных свидетельствах упоминаются жертвенники в форме концентрических кругов. Таким же образом землепашцы в Скифии прославляли собственного бога-солнца.

Ярило и Хорс

«Слово о полку Игореве» также не обошлось без упоминания славянского божества, правда, только в косвенном значении. Автор литературного шедевра Древней Руси обозначает русичей как внуков прославленного бога, что соответствует остальной мифологии, посвященной Сварожичу.

Древние славяне делили культ божества на два периода. Даждьбог летний символизировал уход зимы, расцвет и цветение. Даждьбог зимний олицетворял мягкий солнечный свет и покровительствовал свадебным торжествам. Каждый период правления бога имел собственный символ и амулет, который русичи вышивали на одежде или вырезали на дереве.

Даждьбог в мифологии

Великий бог солнца – сын грозного Сварога. Однажды бог-кузнец решил посмотреть, как живут люди на Земле, но из-за постоянной темноты ничего не разглядел. Тогда Сварог достал из-за пазухи Даждьбога, осветившего мир и людей.

Сварог

Уже собственным появлением мужчина помог древним славянам. Лучи, исходящие от Даждьбога, подарили человечеству надежду и урожай. С этого дня каждое утро бог солнца запрягал колесницу и проезжал по небу, останавливаясь только на ночь, чтобы передохнуть. А благодарные славяне стали прославлять Даждьбога и гордо носили звание «даждьбожьи внуки».

Но солнечный свет исходит не от самого мужчины, а от божественного щита, с которым Даждьбог колесит по небу в красивой колеснице. Экипаж тянут на себе львы и вепри (в других источниках кони с огненной гривой), поэтому иногда славянский бог изображается с головой свирепого животного.

Впрочем, больше жители Руси верили в то, что Даждьбог – светловолосый и голубоглазый мужчина средних лет. Обаятельный и благожелательный бог не расстается с уже упомянутым щитом, дарящим солнечный свет и отражающим любую магию. В качестве оружия божество использует копье, метанием которого владеет в совершенстве.

Даждьбог

Неудивительно, что у столь красивого и сильного мужчины было много женщин. Первой женой Даждьбога стала Златогорка. Бог увидел спящую красавицу и пленился девушкой. Разбудив Златогорку, Дажлдьбог добился ответного чувства и женился на возлюбленной. Но семейную жизнь омрачило чрезмерное любопытство девушки.

Однажды на горе Латырь Златогорка обнаружила гроб, в который прилегла поспать и не смогла выбраться из заточения. Чтобы освободить жену, Даждьбог раздобыл специальное кольцо. Жена была спасена, но случайная потеря магического артефакта разрушила брак – Златогорка ушла в Навий мир. От первой жены у бога осталось два сына – Коляда и Овсень.

Внешность Даждьбога

Каково было счастье мужчины, когда Даждьбог выяснил, что душа возлюбленной перешла в богиню Мару! Впрочем, счастье с новой женой продлилось недолго. Женщина влюбилась в Кощея и сбежала с любовником. Разгневанный неверностью, Даждьбог дважды сразился с Кощеем и оба раза проиграл.

Второе сражение закончилось для бога плачевно – мужчину приковали к горе Латырь. Спасла Даждьбога богиня Жива. Девушка стала третьей и любимейшей женой божества. Жива родила Даждьбогу Кисека и Ария, от которых и произошел весь людской род.

Интересные факты

  • Значение имени славянского бога – дающий благосостояние. Имя божества, вероятно, произошло от фразы «даждь боже» (т.е. дай бог). Поэтому, несмотря на похожее звучание, Даждьбог – вовсе не бог дождя.
  • Оберег бога представляет собой диск, олицетворяющий солнце. Не менее могущественным считается символ Даждьбога – солярный квадрат, внешне похожий на свастику.
  • Существует руна, название которой созвучно имени солнечного бога. В гаданиях руна символизирует изобилие и благосостояние.
  • Древние славяне верили, что заговор Даждьбогу поможет изгнать из жизни зло и исполнит любое желание.

Даждьбог (Дажьбог) – солярный бог древних славян, покровитель летнего солнца и плодородия. Во многих письменных источниках христианизированной Руси сохранились упоминания о Даждьбоге, как о прародителе всего славянского рода («Ипатьевская летопись», «Слово о Полку Игореве»). Более древние источники говорят о том, что Даждьбог являлся отцом Ария, бога, давшего начала белой расе славян.

Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили, ища причину в происках Дасуней.

Даждьбог является богом второго поколения (по другой классификации – первого). Вместе с Семарглом и Стрыем он участвовал в Изначальной Войне, которая закончилась переделом мироздания. Даждьбог, чьим излюбленным оружием считалось копье (изредка – лук) был одним из величайших воинов Ирия и ни одна война не обходилась без его участия. Наши предки изображали Даждьбога в багряно-золотистых доспехах с копьем и щитом в руках. Это был могучий небесный богатырь, с которым, кстати говоря, даже могучий Перун не смог бы справиться при всем желании. Хотя в символическом аспекте это вполне закономерно, ведь Перун – это аллегория народного единства в борьбе с врагом, это символ ратной доблести, храбрости и победы. А Даждьбог – это солнце, светило, дающее великий свет Ра (так наши предки именовали фотоны), основу бытия (живущей стороны) мироздания. Потому волне очевидно, что Даждьбог является существом неизмеримо более высокого порядка.

Этимология имени Даждьбог сложна настолько, что среди языковедов до сих пор нет единого мнения на этот счет. Немецкий языковед и лексикограф Макс Фасмер полагает, что речь идет о древнерусском словосочетании «дажь» и «боgъ», что в переводе означает «дающий благосостояние». В контексте общей специфики функций этого бога подобная трактовка выглядит вполне логичной. Русско-финский филолог Вильо Мансикка идет в своих размышлениях дальше и, по его мнению, Даждьбог – это сращение слов deus и dator, что в совокупности означает примерное следующее: «высшее существо, одаряющее людей земными благами». Безусловно, есть и менее витиеватые версии. Например, польский славист Лешек Мошинский считает, что Даждьбог происходит от восклицания «Дай, бог!», славянского приветствия, ошибочно принятого европейскими миссионерами за имя бога. Не смотря на очевидную несостоятельность данной теории, она также имеет место быть.

Так или иначе, но Даждьбог являлся одним из ключевых богов славянского пантеона. Кумир Даждьбога стоял во многих триглавах древнерусских городов, и наши предки неустанно славили его как верховное воплощение солнца и собственного первопредка.

У Даждьбога есть своя руна, носящая его имя. Сакральный аспект руны Даждьбог – благополучие во всех его проявлениях, от материальных благ до радости искренней любви. Кроме того, эта руна означает благословение светлых богов и удачное завершение любого начинания.

Но наиболее распространенным символом Даждьбога является солярный квадрат, чем-то напоминающий Сварогов квадрат и звезду Лады . Время Дажьбога – лето. Его камень – рубин. Его призвание – защищать миры богов и людей от сил Тьмы.

Купить обереги можно тут:

Смотрите так же:

  • Жива — покровительница женского рода
  • Лада — славянская богиня счастья
  • Бог защитник Сварог

Сварог и Лада, олицетворяющая всеобщее эротическое начало, имели двух сыновей – Даждьбога и Перуна. Правда, в «Песнях птицы Гамаюн» Даждьбог считается сыном Перуна. Однако Ипатьевская летопись прямо утверждает, что после Сварога «царствовал» его сын Даждьбог, при этом называя его основную, «светоносную», функцию: «Солнце цесарь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог… от него же начаша человецы дань давати цесарем».

Имя Дажьбога (Дажбогъ, Дажьбогъ, Даждьбогъ) зафиксировано в «Житии блаженного Володимера», в «Слове о полку Игореве», в некоторых песнях, где функционально он также связан с теплом и светом.

По мнению Н.М. Гальковского, христианская «идиома» «дай Бог» – возможный сколок с древнего имени Даждьбога, учитывая, что в древнерусском языке «дажь», «даждь» означает «дай». А.Н. Афанасьев предложил прочтение «даждь» от санскритского dah – «гореть».

Это один из самых почитаемых небесных богов у древних славян. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называет всех русских «даждь-божьими внуками». В буквальном смысле – это наш предок, пращур, стоящий у истока славянского племени. Даждьбог – светоносный бог, податель света и тепла. Но это, скорее, функциональное, нежели космическое воплощение солнца, хотя некоторые авторы напрямую соотносят его с Хорсом, функционально связанным с Солнцем, предлагая вариант «Хорс Дажьбог», зафиксированный в одном из памятников древнерусской литературы. Очевидно, вначале он почитался как бог солнечного света и тепла, затем его функции в качестве солярного божества расширяются, обретая значение подателя всех благ и благополучия, связанного с солнцем и солнечным светом. Известный поэт XVIII века М. Херасков в поэме «Владимир» назвал его «Даждьбог плодовитый».

Славяне представляли Даждьбога разъезжающим по небу в солнечной колеснице, запряженной белоснежными лебедями. Возможно, отсюда и сакральный культ лебедя, выступающего у славян в качестве священной птицы. Небесный путь светоносному богу открывает Утренняя Заря, а сестра ее, Вечерняя Заря, встречает Даждьбога в конце дня. Даждьбог почитался у большинства славянских племен. Ему охотно устраивали праздники, разжигали костры и водили праздничные хороводы с песнопениями.

Вторым сыном Сварога и Лады был Перун – самый известный и почитаемый из славянских богов. Об этом свидетельствует тот факт, что именно Перун возглавлял мифологический пантеон киевского князя Владимира, куда входили Стрибог, Даждьбог, Хорс, Макошь и Семаргл. Причем почитание Перуна было распространено далеко за пределами Руси и можно определенно утверждать, что он являлся божеством едва ли не всех славян. Об этом говорит и Прокопий, называвший в качестве главного бога славян Перуна («они считают, что один только бог, творец молнии, является владыкой над всеми»). Перун имеет самую обширную источниковедческую базу. Его имя и функции дефиницированы в источниках начиная с 907 г. (клятва Олега), 945, 971 гг. (договоры Игоря и Святослава), 980, 988 гг. (воздвижение и низвержение кн. Владимиром языческого пантеона богов); в Софийской и Густынской летописях, в апокрифе «Хождение богородицы по мукам», в «Слове некоего Христолюбца», в «Слове св. Григория Богослова», в «Слове Иоанна Златоуста, в тексте «Памяти и похвалы Владимиру».

Перун был сыном Сварога, стоящего у истоков космогонической мифологии, и поэтому принадлежал к древним божествам. Однако его выдвижение в качестве главы пантеона, по утверждению Б.А. Рыбакова, происходит в эпоху Киевской Руси и напрямую связано с процессом укрепления государственности и власти князей. Перун был чрезвычайно влиятельным и могущественным существом. Его именем клялись и скрепляли важные государственные договоры. Летописец так скажет о заключении договора с греками: «Сами целовали крест, а Олега с мужами его водили к клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом скота». Нарушение клятвы каралось проклятием «бога, в которого веруем, – в Перуна и в Волоса, бога скота».

Этимология слова «Перун» трактуется неоднозначно. Для одних (М. Фасмер) Перун соотносится со значением «гром», «разящий»; другие (В.В. Иванов) видят его истоки в хеттском perunas – «скала». Есть попытки связать Перуна с «первым», иллюстрируя тем самым его иерархическое место в пантеоне богов.

В качестве верховного божества Перун имел множественные функции, являющиеся амбивалентными. Он одновременно наделялся и созидательной и разрушительной силой. В роли бога – пантократора, покровителя он являлся подателем живительной влаги, достатка и благополучия. Весной он появлялся со своими молниями, поил землю дождями и обогревал ярким солнцем. Его плодотворной силой пробуждалась природа и возрождался мир. Перун покровительствовал также урожаям и всему земледелию в целом. Кроме того, он обеспечивает военные победы, покровительствует человеку в бою. Но он же может покарать человека, «закрыть» тучи и вызвать неурожай, обрушить стихийные бедствия. Грозный нрав Перуна особенно проявляется в борьбе с темными силами и демонами, где он использует свое грозное оружие – молнии, которые куют ему подземные кузнецы (ср. в античной мифологии молнии Зевсу изготавливают циклопы, обитающие в Тартаре). Раскаты грома, сопровождающие сверкание молний, – это битва Перуна с демонами туч, кара своих недругов.

Мифологические источники утверждают («Песни птицы Гамаюн»), что после рождения Перуна его отец Сварог раздул кузнечные мехи и стал закалять тело сына. Раскалив добела, он обковал его молотом и остудил в воде. Характерно, что в архаической эпике Северного Кавказа о нартах юных героев также закаляют в кузнечном горне. Мотив закаливания огнем встречается и в якутских олонхо. В античной мифологии по одной версии Ахиллес после рождения проходит через огненную купель.

Из древнерусских летописей, «Слов» и «Поучений» сложился облик этого божества. Густынская летопись и описания очевидцев киевского идола изображают истукан Перуна как монументальное сооружение, туловище которого было изготовлено из дерева, голова вылита из серебра, уши и усы изваяны из золота, ноги же выкованы из железа. В руках он держал каменное подобие стрелы. По некоторым сведениям, оружием Перуна был и топор. Отсюда его сакральное значение как магического оберега, предохраняющего от грома и молнии.

Белорусы же представляли Перуна высоким , с черными волосами и длинной золотой бородой. Восседая на огненной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит неправедных. К помощи Перуна призывали, когда готовились к военному походу или защищались от неприятеля. Тогда ему приносили обильные жертвы, приводя на заклание быков. Святилище Перуна и его идол находились либо в дубовой роще, либо на возвышенности, где росли дубы, почитавшиеся священным деревом этого божества. По свидетельству Густынской летописи, огонь в капище Перуна поддерживался только дубовыми поленьями: «Ему же (Перуну) как богу жертвы приносили и огонь неугасающий из дубового древия непрестанно палили».

Как свидетельствуют археологические раскопки, в восьми дугообразных ячейках, окружающих идол Перуна, горел костер из дубовых поленьев. Крепость ствола, могучая крона дуба, его жизненная сила, величие, долговечность полнее всего ассоциировались с образом Мирового Древа – архетипа, характерного для многих мифологий мира. Своими корнями и ветвями он олицетворял структуру мироздания с его пространственными координатами «неба» и «земли», «верха» и «низа», что в наибольшей степени соответствовало статусу Перуна как верховного божества. Средневековая топонимика сохранила название урочища «Перунов дуб» в Галицкой земле, а также ряд возвышенностей и холмов, носящих его имя.

После принятия христианства на Руси произошло замещение Перуна пророком Ильей (Илья-громовержец), который разъезжает по небу в огненной колеснице. А в некоторых северных областях еще в XIX веке к Ильину дню специально выкармливали быка, которого и закалывали в день праздника (реликты жертвоприношения). Высказывается гипотеза (Б. Успенский), что языческая ипостась Перуна воплотилась также и в Святом Георгии Победоносце – победителе дракона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *