Буддизм сутры

Рукописи Сутры Лотоса из коллекции
Института восточных рукописей РАН
(SI P/5 и др.) – факсимиле

Сутра Лотоса считается одной из самых важных и основных сутр, или священных писаний буддизма. Она очень значима в буддизме Махаяны, который распространился по всей Восточной Азии.

Ее главное послание состоит в том, что состояние будды – состояние абсолютного счастья, свободы от страха и от всех иллюзий – внутренне присуще самой жизни. Развитие этого внутреннего состояния позволяет каждому человеку преодолеть свои проблемы и жить наполненной и активной жизнью, в полной мере взаимодействуя с другими людьми и обществом. Вместо того чтобы акцентировать непостоянство мира и, как следствие, необходимость устранения земных желаний и пристрастий, Сутра Лотоса провозглашает высшую реальность природы будды как неотъемлемую от жизни в целом. Поэтому данное учение безоговорочно подтверждает истинную реальность повседневной жизни, что, естественно, стимулирует активное взаимодействие с другими людьми и со всем человеческим сообществом.

Учение Сутры Лотоса является также уникальным среди других учений Шакьямуни в том смысле, что в нем достижение просветления становится возможностью, доступной для всех людей без различия по признаку пола, расы, социального положения или образования. В этом отношении оно рассматривается как наиболее полное выражение сострадательного замысла Шакьямуни, направленного на открытие пути к просветлению для всех без исключения.

Всего было сделано шесть переводов Сутры Лотоса (санскр. Саддхарма-пундарика-сутра, кит. Мяофа ляньхуа цзин, яп. Мьохо-ренге-кьо) на китайский язык. Из них перевод V века Кумарадживы (344-413), озаглавленный «Сутра Лотоса Сокровенного Закона», считается особо выдающимся. Он лег в основу учений, которые распространены в Китае и Японии.

Китайский буддийский наставник Тяньтай-даши (Чжи-и) (538-597) разделил Сутру Лотоса Сокровенного Закона на две части: первые 14 глав, которые он назвал «предварительным учением» (учение, проповеданное воплощенным буддой), и оставшиеся 14 глав, которые он назвал «основным учением» (учение, проповеданное изначальным буддой). Предварительное учение представляет собой запись проповеди исторического Будды Шакьямуни, который впервые достиг просветления в его земной жизни в Индии. В «основном учении» он отбрасывает свою временную роль исторического лица, Шакьямуни, и раскрывает свою истинную, вечно просветленную сущность.

Самой главной доктриной «основного учения», по словам Тяньтая-даши, является доктрина об открытии этой изначально и вечно просветленной природы в недрах жизни исторического Будды Шакьямуни.

Почти 2000 лет спустя после смерти Шакьямуни Ничирен, японский священник ХIII века, преобразовал глубокую теорию Сутры Лотоса в практику, которая может позволить каждому человеку обнаружить свою природу будды, или высшее состояние жизни внутри себя, в условиях повседневной реальности.

Заключительные слова Шестнадцатой главы Сутры Лотоса, повторяемые ежедневно членами SGI, в лаконичной форме выражают сострадательное устремление Будды:

неотступно думаю о том,

Как мне живые существа вестù,

Чтобы, вступив на Высочайший Путь,

смогли немедля

Тело Будды обрести!

Издания «Сутры Лотоса»,
опубликованные SGI на разных языках мира

*****

«Дополнительная информация»

В 2013 году были изданы санскритские рукописи Сутры Лотоса из коллекции Института восточных рукописей Российской Академии наук (SI P/5, и др.) совместными усилиями этого Института, Сока Гаккай и Института восточной философии в рамках их многолетнего научного сотрудничества.

В предисловии к данному изданию мировой авторитет в области исследований Сутры Лотоса, профессор М.И. Воробьева-Десятовская отмечает роль Ничирена и Сока Гаккай в распространении в современном мире учения, заложенного в этом тексте.

Что такое буддийские сутры?

Сутра в переводе с санскрита означает «нить». Подобно тому, как жемчужины нанизаны на нить, так и знания в сутрах нанизаны на «нить» повествования. Сутры зародились в Индии, там они коротко и ёмко выражали суть учения в удобной для устной передачи форме.

В отличие от них сутры буддизма имеют повествовательный характер и содержат в себе скрытый смысл, уловки, позволяющие каждому живому существу объяснить истину на понятном ему языке. Поучительные истории о простых людях, о великих царях, мудрых учителях, о существах всех миров скрывают в себе бескрайнюю мудрость и Учение Будды.

Сутра в буддизме является одним из двенадцати классов священных текстов: сутры, гейа, вьякарана, гатха, удана, нидана, авадана, итивриттака, джатака, вайпулья, юдбхутадхарма и упадеша.

Буддийские сутры были созданы для того, чтобы искоренять все сомнения относительно Трёх Драгоценностей и Абсолютной Истины и вести живых существ по пути избавления от страданий.

Происхождение буддийских сутр

Впервые сутры были записаны на первом буддийском соборе в составе Трипитаки – трёх корзин: Сутра-питака, Виная и Абхидхарма. Это название закрепилось вследствие того, что записи были начертаны на пальмовых листьях и складывались в большие корзины. При жизни Будды Шакьямуни не было необходимости систематизировать Учение или предписания, поскольку всегда можно было обратиться к «первоисточнику». Однако после ухода Будды в паринирвану, его учения стали трактовать по-разному, а правила поведения в монашеской общине упразднять по своему усмотрению. Поэтому, для сохранения Дхармы и Винаи – свода предписаний для монахов, был созван совет мудрейших учителей, достигших архатства – полного освобождения от омрачений, достигших просветления.

На этом собрании все, когда-либо услышанные учения Победоносного, его разговоры с учениками изложил Ананда – один из главных учеников Будды. Ананда был личным помощником Будды и почти всегда находился рядом с ним, к тому же он обладал феноменальной памятью, позволившей ему досконально изложить учение. Поэтому все сутры начинаются со слов: «Так я слышал».

Часть буддийских сутр была сокрыта для того, чтобы в нужное время тертоны – открыватели кладов – смогли их обнаружить и записать в доступном для людей виде. Так праджня-парамита была найдена во дворце царя нагов (чудесные змеи) великим философом Нагарджуной.

Основные буддийские сутры

Сутр насчитывается огромное число, поскольку Учение не было единым для всех, а давалось в зависимости от качеств ума каждого живого существа.

Наиболее известны такие буддийские сутры, как Ланкаватара сутра, Сандхинирмочана сутра, Махапаринирвана сутра, Вималакирти нирдеша сутра и другие, многие из которых изложены в данном разделе.

Однако квинтэссенция Учения Будды содержится в одной сутре – Саддхармапундарика-сутре, или Сутре о Цветка Лотоса Чудесной Дхармы. Это учение было произнесено Победоносным над горой Гридхракутой (гора Священного орла). В этой сутре указан путь к просветлению, доступный для всех живых существ, «хранилище самых глубоких тайн».

Для чего изучать сутры?

Ещё во времена первого древнейшего университета Наланды поступавшие на обучение первым делом заучивали наизусть учения и лишь потом постигали их глубинную суть. Очень часто «тело» сутры находится между строк и почерпнуть мудрость, скрытую в простых словах, можно лишь посредством своего жизненного опыта.

Тяга к учению и духовному саморазвитию переходит из жизни в жизнь, и, обращаясь к великим древним учениям, можно почувствовать отклик, словно вы уже их изучали. Так, многие тулку (сознательно перерождающиеся реализованные души) Тибета ещё в юном возрасте заучивали тексты сутр с поразительной лёгкостью, словно вспоминая их из прошлых воплощений.

То, чем вы заполняете свой внутренний мир, будет оказывать на вас непосредственное влияние. Возможность соприкоснуться с Учением Будды – просветлённого существа, достигшего освобождения – поможет посеять необходимые «семена» на будущее для духовного самосовершенствования и позволит следовать Дхарме.

Перечитывая сутры, каждый раз вы сможете находить в них новые, необходимые в данный период, знания и мудрость, ранее не замеченные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *