Человек в космосе

Он был первым, кто увидел, что Земля, в самом деле, круглая, голубая. И — очень красивая.

Полет Гагарина длился всего 108 минут. Но эти минуты перевернули весь мир, все представления о возможном невозможном. Далекий и неведомый космос заговорил! Заговорил по-русски. Планета рукоплескала Гагарину, советским ученым и конструкторам, триумфу великой страны. «Всем показана цель. Не придется ли теперь начать летоисчисление с того дня, когда человек одним прыжком поднялся выше пределов воображения?» — сказал тогда французский писатель Луи Арагон.

Всего за 108 минут жизнь Юрия Гагарина перестала ему принадлежать. Буквально каждая минута — от рождения и до самой смерти — стала частью легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос.

За девять месяцев до легендарного полета отборная шестерка летчиков встретилась с академиком Королевым. Он показал первый космический корабль. Все сгрудились у серебристо-белого шара диаметром около двух с половиной метров. Королев спросил: «Есть желающие познакомиться с кабиной?»

«Разрешите?» — сделал шаг вперед Юрий Гагарин. Снял ботинки и в носках поднялся по стремянке к люку… Сергей Павлович подтолкнул локтем своего заместителя: «Этот, пожалуй, и полетит первым».

Юрий Гагарин прекрасно понимал, что вернуться из полета к звездам можно на колеснице славы, но так же легко превратиться и в летающий саркофаг. Поэтому он оставил письмо жене Валентине: «В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться». Вот так просто. Это письмо Валентине Ивановне передали семь лет спустя. Уже после трагической гибели мужа в 1968 году.

На первой гагаринской фотографии после приземления — осунувшееся лицо, усталые глаза. 108 минут — не один миг.

Почему первый полет человека в космос состоялся именно 12 апреля? Во многом потому, что старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Соревнование между Советским Союзом и США было очень жестким. И Главный конструктор спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам…

«Спешить» — не значит быть первыми «любой ценой». Хотя риск, действительно, был огромный. Из семи полетов кораблей «Восток» до Гагарина лишь три были успешные. А на Землю вернулись — два. «Но по уровню наших знаний и наших возможностей для безопасности полета было сделано все. Больше просто придумать уже не могли, — говорит ведущий конструктор космических кораблей «Восток» Олег Ивановский. Последний, кто закрывал крышку люка за Гагариным.

Сейчас это трудно понять, но тогда все были озабочены одной проблемой: что будет? Вынесет ли человек невесомость? Не пострадает ли его психика? И ответов на большинство вопросов не знали даже ведущие специалисты.

Многие всерьез думали: психика первого космонавта может не справиться с одиночеством в безбрежной черноте космоса. Конструкторы решили подстраховаться — придумали секретный код. Цифра «25» была под строжайшим грифом. Впрочем, как выяснилось, перед стартом ее шепнули Юрию Гагарину практически все «посвященные». Почему? Да потому что верили ему, как себе.

Трудно сказать, узнаем ли мы когда-нибудь абсолютно все детали того полета. Оказывается, первый старт едва не сорвался из-за технической неполадки. Пока спецы разбирались, Юрий тихонько насвистывал: «Родина слышит, Родина знает…»

А из рассекреченного не так давно доклада первого космонавта на заседании Государственной комиссии стало известно: десять из 108 минут Юрий Гагарин находился на краю гибели. Спускаемый аппарат не отделялся от космического корабля.

Первому космонавту пришлось пережить и еще одно испытание — после полета его тяготила жесткая опека «сверху». Чтобы заночевать у родственников, он должен был брать разрешение у Каманина. Иногда все это чертовски надоедало, и он позволял себе озорные мальчишеские выходки. Его любили таким, каким он был, видели в нем «своего»…

Мало кто знает, что еще в 1964 году Юрий Гагарин одним из первых предложил восстановить разрушенный большевиками храм Христа Спасителя. И прозвучало это не где-нибудь — на заседании пленума ЦК. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Рассказывают, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.

Полет Гагарина в космос предопределил будущее не одного поколения землян. Перед людьми открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Дорога в новый мир. И теперь это — уже навсегда. Как сказал американский астронавт Нейл Армстронг, ступивший первым на Луну, земляне будут в космосе, входя через ту дверь, которую открыл Гагарин.

Как сказать, возможно без полёта Гагарина, не состоялся бы и американский блиц спурт к Луне.

Для россиян Юрий Гагарин — любимый герой отечественной истории XX века. По данным исследования ВЦИОМ, ему принадлежит 35 процентов голосов. Следом идут Владимир Высоцкий и маршал Жуков, Лев Толстой, Александр Солженицын, Иосиф Сталин, Владимир Ленин.

Это перевод статьи, написанной астрономами Дональдом Голдсмитом и Мартином Ризом для журнала Scientific American, в которой они размышляют о том, так ли необходимо присутствие человека в космосе. Вопрос довольно интересный, не правда ли?

Какое будущее ждёт людей в космосе? Прошлый год был годовщиной 50-летия первой высадки человека на Луну. И люди вновь заговорили о том, чтобы совершить нечто подобное: многие частные и правительственные проекты направлены на то, чтобы выйти за пределы низкой околоземной орбиты, которая ограничивает космические возможности человечества с 1972 года. В 2019 году Китай впервые в истории совершил посадку аппаратов на обратную сторону Луны. Пилотируемая программа Поднебесной направлена на то, чтобы уже в относительно скором будущем доставить тайконавтов на поверхность нашего спутника. О том же мечтает и Индия, чья прошлогодняя лунная миссия была лишь частично успешной. Россия, хоть и не имеет чётко очерченных планов по освоению Луны, всё ещё предоставляет всему миру ракеты и пусковые мощности, необходимые для доступа на Международную космическую станцию. Администрация Трампа предлагает создание лунной базы на Южном полюсе спутника с целью дальнейшей отправки человека на Марс. На будущие космические миссии к Луне и Марсу тратят свои состояния Илон Маск и Джефф Безос. В действительности, компании SpaceX уже удалось создать вполне процветающий ракетный бизнес, который NASA использует для доставки грузов на МКС.

Илон Маск представил космический корабль Dragon 2 в 2014 году

Какая польза от усилий по отправке людей в далёкий космос? Будучи детьми пятидесятых, мы были очарованы и вдохновлены тогдашним прогрессом в космической отрасли: первый спутник в 1957-м году, первый полёт человека в космос в 1961-м; первый выход в открытый космос в 1965-м. А в качестве кульминации – шесть экспедиций на поверхность Луны с 1969 по 1972 год. Помимо большого количества полученных научных данных, эти миссии пробудили в нас настоящий дух космических путешествий. В шестидесятые годы мы стали астрономами благодаря глубокой страсти к исследованию космоса. Но последние пять десятилетий помогли нам узнать очень много о том, как действительно стоит его исследовать.

Человеческие тела в космосе очень хрупки: им требуется постоянный запас кислорода, воды и еды, а также какое-никакое жилище. Они должны выдерживать длительное нахождение в условиях невесомости. Физические возможности человеческих тел остаются неизменными на протяжении поколений. А потеря одного из них может омрачить нашу радость от великого научного открытия. Всё это отличает человека от автоматизированного космического аппарата, самой важной частью которого является источник питания. Вывод этих аппаратов в космос намного дешевле, чем вывод в космос людей. И мы постоянно улучшаем их конструкции. Каждый год. А если они терпят неудачу, то мы теряем лишь научные результаты. И доллары.

Со времён первой высадки человека на Луну мы отправили в космос сотни зондов, которые исследовали множество тел Солнечной системы: от ближайшей к Солнцу планеты Меркурий до Аррокота – небольшого объекта, находящегося за пределами Плутона. Космические аппараты побывали на поверхности всех планет внутренней Солнечной системы, провели многие годы, исследуя Юпитер и Сатурн, посетили Уран и Нептун. Японский зонд Хаябуса-2 в скором времени доставит на Землю образцы грунта с астероида Рюгу – одного из старейших тел нашей системы. Благодаря большому количеству лунных миссий мы многое узнали об обратной стороне нашего спутника, обнаружили гравитационные аномалии, а также большое количество воды, находящееся в замёрзшем состоянии на полюсах Луны.

Ограничившись низкой околоземной орбитой, астронавты в основном проводили обширные эксперименты о потребностях и опасностях жизни в ограниченном пространстве. Самыми лучшими достижениями человека в космосе за последнее время были пять миссий по обслуживанию телескопа «Хаббл”, которые производились благодаря ныне несуществующему космическому кораблю Space Shuttle.

Подготовка к установке новой широкоугольной и планетарной камеры телескопа «Хаббл”. Это событие проходило в рамках первой миссии обслуживания телескопа – STS-61.

Астрономы, которые были безусловно рады подобным свершениям, глубоко осознавали ироничный факт: работа телескопа «Хаббл” очень сильно страдает от его близости к нашей планете, чьё отраженное излучение сильно затрудняет способность этого инструмента глубоко и ясно наблюдать Вселенную. Космический телескоп имени Джеймса Уэбба такой ошибки совершать не будет: его отправят за миллион километров от Земли, в точку Лагранжа L2, где он с лёгкостью сможет поддерживать относительно стабильную орбиту. Там его уже заждались друзья в лице космических обсерваторий «Планк”, «Гершель” и «Гайя”.

И каким образом будущие астронавты будут ремонтировать эти телескопы, если такая необходимость появится? Организация экспедиции по починке одного из этих инструментов как минимум сравнима по сложности с высадкой на Луну. Возможно, что она будет стоить больше, чем новая улучшенная космическая обсерватория. По совокупности, на ремонт телескопа «Хаббл” было потрачено больше денег, чем могло бы быть потрачено на его потенциальную замену. Но зато эти экспедиции подняли нам настроение. Потому что списание этой обсерватории со счетов повергло бы нас в уныние. Это напоминание о том, что общественное мнение, одобряющее первый поступок и презирающее второй, по понятным причинам играет решающую роль в определении того, что наше правительство решит делать.

Контраст между астронавтами и автоматическими космическими аппаратами будет становиться всё ярче, поскольку мы улучшаем наши возможности миниатюризации электроники, а также достигаем прогресса в сфере виртуального присутствия и искусственного интеллекта. Сегодня обученный геолог может работать на равных или лучше относительно робота-исследователя, но в будущем возможности последнего возрастут многократно. Эти роботизированные учёные будут использовать многочисленные инструменты для исследования горных пород и минералов, используя интеллектуальные ресурсы, недоступные ни одному человеку. Они будут бороздить лунную или марсианскую поверхность в течение десятилетий, постоянно изучая топографию, сейсмографическую активность и распределение геологических пластов как в больших объёмах данных, так и в деталях.

Такие роботы в конечном итоге смогут ремонтировать космические аппараты в точке Лагранжа L2, в то время как другие, им подобные, будут создавать сложную аппаратуру в космосе. Например – большой радиотелескоп в условиях радиомолчания обратной стороны Луны.

Фундаментальная проблема отправки людей в космос заключается не в том, насколько легко астронавты могут ремонтировать научные приборы в глубоком космосе, как быстро они смогут освоить Луну, построив там базу, или почему им следует отправиться на Марс и попытаться создать там пригодную для жизни среду обитания. В действительности самый важный вопрос звучит так:

Почему мы должны делать что-либо из этого?

Четырём основным мотивациям следует уделить особое внимание, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

Поднятие человеческого духа

Отправка людей в космос добавляет в нашу жизнь настоящий восторг. Преодоление многочисленных вызовов, которые нам бросают космические путешествия, вдохновляет и радует нас. Многие люди хорошо откликаются на героические свершения. Многие люди считают, что высадка на Марс может стать величайшим достижением нашего вида. Но для других людей и учёных такая мощная эмоциональная реакция не оправдывает стоимость и опасность подобных миссий.

Космические корабли SpaceX Starship и марсианское поселение в представлении художника

Следует отметить, что стремлением астронавтических экспедиций к другим телам Солнечной системы двигают и иные мотивы. К ним относятся: стремление превзойти конкурентов; вера в то, что космос способен предложить убежище от ослабленной Земли; и стремление эксплуатировать сырье нашей системы неподалёку. По нашему мнению, в каждом из этих случаев разумнее отправлять проверенных и постоянно совершенствующихся металлических исследователей. По крайней мере, до тех пор, пока не будут готовы места обитания для выбранной группы людей.

Национальная гордость

Аргумент времён холодной войны в духе «русские могут нас опередить, создав военную базу на поверхности Луны” на самом деле никогда не имел смысла, потому что любая нация, стремящаяся к использованию космоса в качестве площадки для ведения боевых действий, попыталась бы сделать это как можно ближе к Земле. А не на расстоянии в почти четыре сотни тысяч километров.

Остаётся лишь гордость, которую нация может испытывать, отправляя людей в другие миры. В качестве примера можно привести слова Дональда Трампа о будущем космических полётов, «когда американские астронавты украсят поверхность Марса восхитительными звёздами и полосами”. Добавляет немного гордости за свои владения в острые ощущения человеческих достижений.

Выживание человечества

Незадолго до своей смерти в 2018 году, Стивен Хокинг заявил:

Распространение в космосе может быть единственной вещью, которая спасёт нас от нас самих. Я убеждён, что люди должны покинуть Землю.

Джефф Безос не так давно говорил, что космические путешествия необходимы людям, поскольку «мы находимся в процессе уничтожения нашей планеты”. Его видение – огромные колонии в открытом космосе, которые позволят поддерживать жизнь миллионов людей.

Энтузиастам гигантских космических колоний и марсианских поселений эти места представляются не только прибежищем для людей, которые хотят развития лучшего общества, но и средой, в которой будет возможно изменить самих людей, будь то адаптация к низкой гравитации Марса, или попытка продления жизни и избавления от болезней в огромных колониях-миллионниках с искусственной гравитацией.

К таким космическим идеям обращаются те, кто считает будущее Земли крайне неопределённым или даже безнадёжным. Однако, немного поразмыслив над этим, можно прийти к двум выводам:

А: Представление о том, что мы сможем извлечь уроки из ошибок на Земле, а затем применить их в космосе – это просто журавль в небе
Б: Миллиарды людей, которым всё равно придётся остаться на Земле, заслуживают большего внимания

В общем: если мы не сможем решить проблемы человечества на нашей родной планете, то не сможем их решить и в космосе.

Сырьё

Хотя об этом и не ведутся дискуссии в широкой общественности, старое доброе желание получить прибыль от продажи сырья может стать отличным стимулом для покорения близлежащих космических тел. Одно из утверждений, оправдывающее возвращение человека на Луну, состоит в том, что в будущем, по мере освоения спутника, у нас появится возможность добывать гелий-3, чрезвычайно редкий на Земле изотоп гелия, который является отличным топливом для термоядерных реакторов, поскольку его ядра легко сливаются, выделяя большое количество энергии. Среднее содержание этого изотопа в лунном грунте в сто раз превышает таковое на Земле. Визионеры представляют общество будущего, экономика которого будет основана на гелии-3, добываемом на Луне и способном обеспечить энергией Землю на долгие столетия.

Снимок астероида (433) Эрос, сделанный аппаратом NEAR Shoemaker

Астероиды – ещё один путь к богатству. Хотя большинство астероидов имеют состав, схожий с Землёй, некоторые из них целиком состоят из металлов: железа, никеля и кобальта. Богатый металлами астероид размером с дом будет содержать 450 тысяч килограмм сырья, включая сорок с лишним килограмм редкоземельных металлов, вроде платины. Мы можем представить себе будущие космические миссии, использующие астероиды для строительства целых горнодобывающих колоний, которые будут получать большую часть своей прибыли от возвращения редких материалов на Землю.

Имеются ли какие-либо существующие международные соглашения по этим вопросам? В 1967 году несколько стран ратифицировали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В число более сотни стран, ратифицировавших этот договор, входят все те, кто может проводить исследования космоса в ближайшие десятилетия (за исключением, возможно, Ирана, который подписал договор, но не ратифицировал его).

Основные положения договора запрещают размещение оружия массового уничтожения на Луне, орбите или в любом другом месте космического пространства. Соглашение также гласит, что небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях и что они не подлежат национальному присвоению любыми средствами, а все стороны должны следовать международному праву в деятельности, связанной с исследованием и освоением космического пространства. Стоит отметить, что юристы по космическому праву, у которых впереди большое будущее, легко смогут оспаривать термин «национальное присвоение”, который вряд ли исключает действия частных компаний, не направленные на обогащение государства. Кроме того, нынешний геополитический климат предполагает, что условия договора могут регулировать действия любого государства или частной стороны не в полной мере.

Теперь давайте рассмотрим аргументы в пользу отправки людей в космос, но в обратном порядке от того, в котором мы их изложили.

Сырьё и преобразование поверхности космических тел

В 2015 году Конгресс США принял Акт о стимулировании конкурентоспособности частного аэрокосмического предпринимательства (SPACE Act). Этот закон отрицает любое утверждение власти над каким-либо космическим телом, но продвигает право граждан США (в том числе и корпораций) на участие в «добыче космических ресурсов в коммерческих целях без вредоносного вмешательства… при условии получения разрешения и постоянного контроля со стороны федерального правительства”. Чудесное слово «добыча», распространённое в кругах людей, связанных с горнодобывающей промышленностью, имеет тенденцию скрывать очевидные последствия такой деятельности.

Обладаем ли мы как люди, граждане США, частные лица или корпорации правом изменять или даже разрушать ландшафт других космических объектов с моральной точки зрения? Для некоторых ответ очевиден: конечно же обладаем. И ресурсы этих миров принадлежат тем, кто первым начал их эксплуатацию.

Против этого обычно выступают с моральным аргументом, который начинается с мысли о том, что людям не следует так уж легкомысленно заниматься подобной деятельностью. Потому что всё, что мы делаем, не подлежит исправлению. Для учёных самым серьёзным последствием добычи ресурсов в других мирах является потеря ценнейших знаний о происхождении Солнечной системы и эволюции этих миров. Мы неизбежно оставляем следы земных форм жизни везде, где совершаем посадку. NASA обеспокоено этой проблемой с первых исследований Луны. Агентство прилагает все усилия (которые никогда не дают 100-процентной гарантии успеха), чтобы избежать биологического загрязнения других миров. Однако развёртывание широкомасштабной добычи ресурсов не может без такого рода загрязнения обойтись. Несмотря на то, что Луна или астероиды представляют собой довольно враждебные для существования жизни тела, вероятно, следы биологической активности могут оставаться на них в течение долгого времени.

Для марсианских колоний (даже тех, что можно считать «безвредными” – небольших аванпостов для разведки обстановки) проблема становится ещё более серьёзной. Многие исследователи склоняются к тому, что в прошлом Марс мог поддерживать среду, в которой вполне могла развиться жизнь. Возможно она до сих пор существует там в подземных резервациях. Анализ ДНК (или сравнимого носителя генетической информации) марсианской жизни мог бы показать, возникла ли жизнь в Солнечной системе независимо двумя разными путями, или же она представляет собой одну и ту же форму, путешествующую с метеоритами и астероидами от планеты к планете. Если мы найдём на Марсе микроорганизмы, схожие с земными, мы не сможем отличать одни от других. Если только не поймём, были ли они занесены нами, или же сформировались миллионы лет назад.

Терраформированный Марс в представлении художника

Сторонники колонизации других миров часто говорят о прекрасном будущем Марса, прошедшего через процедуру инженерных решений под общим названием терраформирование, которая необходима для создания на планете землеподобных условий окружающей среды. Выпуская в атмосферу достаточно большое количество углекислого газа, который содержится в грунте и полярных шапках Марса, наряду с другими парниковыми газами, сторонники терраформирования надеются создать на Красной планете парниковый эффект, который, в свою очередь, повысит атмосферное давление и среднюю температуру на её поверхности до такой степени, что на Марсе возникнут условия для существования воды в жидком виде. Те же, кто выступает против таких мер, обычно аргументируют свою позицию тем, что люди не сделали ничего даже для того, чтобы терраформировать Землю.

Помимо огромных трудностей в создании устойчивых поселений на миллион человек (примерно таково количество людей, необходимых для обеспечения достаточного генетического разнообразия в долгосрочной перспективе), планетарные колонисты столкнутся с ещё одной проблемой – они будут иметь те же человеческие качества, что привели наш вид к проблемам на Земле.

Кроме того, планы по оставлению восьми миллиардов собратьев на умирающей планете могут привести к беспорядкам, которые практически гарантированно сорвут проект.

Не нужно быть космополитом, чтобы понять простую вещь: национальные противоречия в исследованиях близлежащих космических тел (а тем более в добыче ресурсов с этих тел) не могут обеспечить устойчивую основу для рационального освоения космоса. Экспортируя земную конкуренцию в космос, мы увеличиваем вероятность возникновения конфликтов в обоих местах.

Обсуждение смысла отправки людей в дальнекосмические путешествия неизбежно возвращает нас к тому сильнейшему толчку, который человечество получит, просто наблюдая за тем, как астронавты исследуют другие миры. Но несмотря на то, что наличие воодушевляющих эмоций гарантировано, сами по себе эти эмоции никаких проблем не решат. Остаётся лишь один ключевой вопрос. Что победит: небывалый духовный подъём или осознание людьми того, какие затраты необходимы для освоения других миров (в совокупности с проблемой их загрязнения и поощрением эксплуатации этих миров ради экономической выгоды).

Катастрофа шаттла «Челленджер”

Приблизительно три процента астронавтов, которые намеревались побывать в космосе, не выжили. Сейчас мы понимаем то, как можно безопасно запускать и возвращать космические корабли. Но «космический туризм” – понятие, предполагающее, что обычные люди смогут наслаждаться ощущениями от космических путешествий – скрывает огромные риски. Первые «космические туристы” в течение долгого времени будут скорее напоминать Ивела Книвала, нежели Филеаса Фогга из романа Жюля Верна.

Те, кто считает, что автоматизированные космические аппараты никогда не смогут приблизить нас к истинно человеческому опыту в поднятии духа, могут найти скромное опровержение своих убеждений в лице наших металлических друзей на Марсе, которые приобрели широкую известность и даже в какой-то степени были подвержены очеловечиванию за долгие годы работы на Красной планете.

Вспомнить хотя бы марсоход NASA Opportunity, который провел на Марсе более 15 лет. Он проехал 45 километров по сложной поверхности. А заплатили мы за это менее одного процента от стоимости человеческой экспедиции на Марс.

Частные инициативы

Эта дискуссия предполагает наличие площадки для обсуждения плюсов и минусов отправки людей в космос и достижения более или менее логичного вывода (вы как раз на такой площадке находитесь; оставляйте свои соображения по теме в комментариях – прим. переводчика).

Что насчёт сверхбогатых людей, которые работают, не будучи скованными ни одним из ограничений? Эксплуатация космического сырья предлагает большой ассортимент в созидании, разрушении и конкуренции среди частных организаций и корпораций. Если эти организации решат действовать, кто сможет их остановить? И нужно ли? Человеческая история показывает, что дефицита в добровольцах, готовых просто ради славы отправиться на Марс в один конец, попросту нет.

Что же делать? Должны ли представители общественности выступать против обозначенных аргументов и пытаться влиять на политические решения? Хотим ли мы регулировать наши космические приключения; и если да, то как? Или мы предпочтём, чтобы «последний рубеж” работал сам по себе? Частные предприниматели хоть и знают о тех соображениях, которые мы обсудили, не несут ответ в своих космических начинаниях ни перед кем, кроме самих себя. Заявления Маска и Безоса свидетельствуют о глубокой уверенности в том, что человечеству просто необходимо вести деятельность в космосе – и это не требует никаких оправданий.

Будут ли подвиги (это своего рода игра слов; слово exploit в английском языке используется в значении «подвиг”, если это существительное, а также в значении «эксплуатировать, использовать в своих интересах”, если это глагол – прим. переводчика), предложенные Маском и Безосом, вдохновлять нас больше работать над жизнью на Земле? Или заставят нас думать, что мы можем забыть о проблемах на нашей планете? Вопрос остаётся открытым.

Ни одно из наших обсуждений и предложений не выходит за рамки следующих нескольких десятилетий – достаточно длительного отрезка времени, чтобы быть точными в наших предсказательных способностях. Если человеческая цивилизация успешно преодолеет свои нынешние проблемы и достигнет долгосрочной стабильности, мы непременно отправим людей в другие миры Солнечной системы. Если мы обнаружим гораздо более быстрые средства передвижения в космосе, или найдем способ продлить человеческую жизнь, или изобретём способ остановки жизнедеятельности организма с последующим полноценным восстановлением во время многолетнего путешествия, мы сможем отправить людей к ближайшим звездам и их планетным системам. Если мы создадим человеческие колонии в космосе, их обитатели смогут претерпеть эволюционные изменения, которые сделают их более приспособленными для космических путешествий. Если (и это может произойти в ближайшее время) мы сможем манипулировать геномом человека так, как нам заблагорассудится, мы сможем создать новый вид человеческих существ, способных к космическим перелётам.

Ни одно из этих «если” не говорит нам о том, чем следует заниматься в ближайшие годы. Они также не исключают сценарий, в котором машины превосходят своих создателей. В настоящее время существуют концепции конструкций космических аппаратов массой в один грамм, способных обеспечить радиосвязь и фотосъёмку. Ускоренные мощными лазерами, эти микроспутники смогут достичь ближайших звёзд за десятилетия (речь идёт о проекте Breakthrough Starshot; если интересно почитать об этом – добро пожаловать сюда). Эта концепция наводит на размышления, которые даже в голове не укладываются: отправке загруженного в наноэлектронику человеческого сознания по всей галактике. Возможно, эти маленькие посланники смогут взаимодействовать с подобными зондами множества других цивилизаций.

Но, возвращаясь на Землю, неплохо было бы подумать о преимуществах, которые наши автоматизированные исследователи имеют перед их человеческими аналогами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос. В том же периоде времени человек осуществил первые шаги по Луне.

Первый человек на Луне

Первым космическим кораблём, доставившим людей на поверхность Луны, был американский исследовательский пилотируемый корабль «Апполон-11». Полёт начался 16-го июля и окончился 24-го июля 1969-го года. Американский астронавт Нил Армстронг оставил первый человеческий след на Луне Практически сутки на поверхности Луны провели пилот и командир экипажа: Эдвин Олдрин и Нил Армстронг. Время их пребывания там равнялось двадцати одному часу тридцати шести минутам и двадцати одной секунде. Всё это время командным модулем управлял Майкл Коллинз, который, находясь на орбите, ждал сигнала. Космический «Апполон-11» первый раз приземляется на Луне Астронавтами на поверхность Луны был осуществлён один выход. Его продолжительность – почти два с половиной часа. Первый шаг на поверхность этой планеты сделал командир экипажа Армстронг. Спустя пятнадцать минут, к нему присоединился Олдрин. Во время выхода на поверхность, астронавты установили на Луне флаг США, взяли несколько килограммов грунта для дальнейшего исследования, а так же установили научно-исследовательские приборы. Ими были сделаны первые фотографии ландшафта. Благодаря установленному оборудованию, стало возможным определение с максимальной точностью расстояния между Луной и Землёй. Это значимое событие свершилось 20-го июля 1969-го года.
Таким образом, Америка выиграла лунную гонку, первой высадившись на поверхности земного спутника, и поставленная Джоном Кеннеди национальная цель считалась выполненной. Первую высадку американцев на Луне называют мистификацией Надо отметить, что некоторые исследователи называют высадку американских астронавтов на естественный спутник Земли самой крупной мистификацией двадцатого века. Ими же приводится ряд доказательств того, что никакой вышеописанной высадки вообще не было.

Первый человек в открытом космосе

Человек впервые вышел в открытый космос в 1965-ом году. Речь о советском космонавте Алексее Леонове. В тот знаменательный полёт он отправился 18-го марта совместно с напарником Павлом Беляевым на КК «Восход-2». Алексей Леонов — первый космонавт, вышедший в открытый космос Достигнув орбиты, Леонов облачился в разработанный для выхода в открытый космос скафандр. Запаса кислорода в нём хватало на сорок пять минут. Беляев в это время начал устанавливать гибкую шлюзовую камеру, посредством которой Леонов и должен был осуществить выход в космос. Приняв все необходимые меры предосторожности, Леонов покинул корабль. Всего за его пределами космонавт провёл 12 минут 9 секунд. В это время напарник Леонова передал на Землю сообщение о том, что человек вышел в открытый космос. По телевидению транслировалось изображение парящего на фоне Земли космонавта.
Во время возвращения пришлось поволноваться, так как в условиях вакуума скафандр сильно раздулся, из-за чего Леонов не помещался в шлюзовую камеру. Оказавшись узником космического пространства, он самостоятельно нашёл выход из этой ситуации, понимая что в данном случае советом с Земли ему не помогут. Чтобы уменьшить размеры скафандра, космонавт стравил излишки кислорода. Делал он это постепенно, одновременно стараясь протиснуться в камеру. Каждая минута была на счету. О своих переживаниях в тот момент Леонов предпочитает никому не рассказывать. Космонавт Алексей Леонов стал героем Советского Союза Трудности со скафандром оказались не последними неприятностями того значимого полёта. Оказалось, что система ориентации не работает, и для приземления космонавты вынуждены были перейти на ручное управление. Результатом такой посадки стало то, что Беляев и Леонов приземлились не в том месте, где предполагалось. Капсула оказалась в тайге в 180-ти километрах от Перми. Спустя двое суток космонавты были обнаружены. Этот успешный полёт был отмечен присвоением Леонову и Беляеву звания Героя Советского Союза.

Первая женщина-космонавт

Первой женщиной, побывавшей в космосе, стала Валентина Терешкова. Свой полёт она осуществила в одиночку, что само по себе является беспрецедентным случаем. Терешкова для этого полёта была выбрана из большого числа парашютисток. Валентина Терешкова — первая в мире женщина-космонавт Корабль «Восток-6» оказался на орбите Земли 16-го июня 1963-го года. Советский Союз стал не только первой страной, отправившей своего космонавта в космос, но и первой страной, отправившей в космос женщину. Этот шаг являлся политически мотивированным.
Удивительно, что родственники первой в мире женщины-космонавта узнали о её полёте в космос из радиосообщений только после того, как она совершила удачную посадку. Зная, что полёт вполне мог окончиться трагедией, девушка предпочла сохранить предстоящее событие в тайне.
Полёт Терешковой продолжался 22 часа 41 минуту. За это время первая женщина-космонавт совершила сорок восемь витков вокруг нашей планеты. Её позывной – «Чайка».

Первый человек, побывавший в космосе

Как известно, первым побывавшим в космосе человеком является Юрий Гагарин. Его исторический полёт, прогремевший на весь мир, был совершён 12-го апреля 1961-го года. Именно эта дата названа «Днём космонавтики». Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе На корабле «Восток-1» первый космонавт совершил один виток вокруг планеты. Полёт длился 108 минут, был осуществлён на высоте 203 километра, скорость движения составила 18 тысяч миль в час. Известно, что из 108-ми минут полёта на орбите космонавт провёл всего 89 минут, остальное же время было затрачено на взлёт и посадку. У первого космонавта Юрия Гагарина был позывной Кедр За время, проведенное на орбите, Гагарин выполнил всю намеченную программу. По его воспоминаниям, он тщательно записывал все свои наблюдения, рассматривал Землю и даже питался.
Ну, а до самой большой звезды во вселенной, радиус которой в полторы тысячи раз больше, чем радиус солнца, ни один космонавт в ближайшее будущее не отправится. По данным uznayvse.ru, людей пока не планируют отправлять за пределы солнечной системы.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.

Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился. Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб и навсегда связал свою жизнь с авиацией. Слова летчика-инструктора Дмитрия Мартынова о том, что Юрий Гагарин будет замечательным летчиком, стали решающими в его судьбе. В аэроклубе Юрий Гагарин совершил свой первый полет.

В 1955 году поступил, а в 1957 году окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в Оренбурге по первому разряду. И по собственному выбору был отправлен в Заполярье в одну из авиационных частей Северного флота.

В конце 1950-х годов среди молодых летчиков-истребителей начался набор для переучивания на «новой технике». Тогда еще никто открыто не говорил о полетах в космос, поэтому «новой техникой» именовали космические корабли. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина Юрий был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

«Он сказал — поехали!»

К полету в космос готовились еще 19 молодых летчиков-истребителей. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе. Гагарину и его товарищам пришлось пройти путь длиною в год, наполненный нескончаемыми тренировками в сурдо- и барокамерах, на центрифугах, тренажерах. Эксперимент шел за экспериментом, парашютные прыжки сменялись полетами на истребителях, учебно-тренировочных самолетах, летающей лаборатории, в которую был переоборудован Ту-104.

За четыре месяца до полета практически всем стало ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской космической программы никогда не говорил, что Юрий Алексеевич был подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, обаяние которого покоряло всех, с кем ему приходилось общаться.

Наступил день 12 апреля 1961 года. Из сообщения ТАСС: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь… С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете…

По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».

В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза.

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза».

Всего 108 минут продолжался первый полет, но этим минутам суждено было стать звездными. Когда радостная новость за считанные часы облетела Землю, Юрий Гагарин уже был Гражданином мира. Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили все человечество. Вскоре весь мир увидел и кадры кинохроники, ставшие историей. Подготовка к полету, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!». Историей стал и злополучный шнурок, который умудрился развязаться в момент, когда Гагарин шел по ковровой дорожке с докладом о выполнении задания Родины.

Миссия мира

Уже в конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», как иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, продолжалась два года. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.

Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в академии. 20 декабря 1963 года Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

Но больше всего ему хотелось летать. К летной подготовке он вернулся в 1963 году, а к новому космическому полету стал готовиться летом 1966 года. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Для этого было необходимо научить летать космический корабль «Союз».

Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. К нему готовились Владимир Комаров и Юрий Гагарин. То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью.

Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз-1». Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». Так и произошло: «Союзы» летают до сих пор. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина.

Трагедия. Версии произошедшего

27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии — гибели первого космонавта планеты. Это случилось в небе Владимирской области около деревни Новоселово. Юрий Гагарин совершал тренировочный полет с инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным.

Эксперты до сих пор спорят о причинах авиакатастрофы у владимирской деревни Новоселово. Но, судя по всему, им уже так и не удастся однозначно ответить на этот вопрос. Все специалисты сходятся в одном: смерть первого покорителя космоса была абсолютной нелепостью. Свое мнение высказал космонавт Алексей Леонов на пресс-конференции 24 марта 2003 года в Центральном доме журналиста, посвященной 35-й годовщине со дня гибели первого космонавта. Леонов сказал тогда, что в гибели Юрия Гагарина и командира особого авиаполка Владимира Серегина виноват летчик другого самолета — «Су-11», нарушивший полетное задание.

Версий о гибели Гагарина много, ни одна из них не нашла достаточного подтверждения. Однако и по прошествии 40 лет многим людям тяжело смириться с этой потерей. Незадолго до гибели Гагарину исполнилось 34 года.

27 марта Юрия Гагарина поминают все его коллеги и те, кто готовит космические полеты. Они приносят цветы к могиле Гагарина у Кремлевской стены и к памятнику на месте его гибели. В целях увековечения памяти Юрия Гагарина город Гжатск Смоленской области переименован в город Гагарин. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино.

Учреждена стипендия им. Ю.А.Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль имени Ю.А.Гагарина. Имя Гагарина носят Российский государственный научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звездном городке, Софии возведены памятники Гагарину. Именем первого космонавта назван кратер на Луне и малая планета.

Все справки>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *