Праздник калачакры

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Возможно, некоторые из вас задавались вопросом: «Калачакра – что это такое?» Однако в массе информации, выданной поисковиками бывает очень сложно разобраться. А может быть, вы встречаетесь с этим понятием первый раз, и вам стало интересно его значение, история происхождения и какое учение за ним стоит.

Именно об этом мы сегодня поговорим в нашей статье. Присоединяйтесь к нам, чтобы стать еще ближе к буддийской философии.

Понятие Калачакры
Краткая история
Цель учения
Три круговорота времени
Дуйнхор-хурал
Заключение

Понятие Калачакры

Это слово неоднозначное, не совсем простое для восприятия и, чтобы понять истинное его значение, стоит немного углубиться в этимологию.

«Кала» в переводе означает время и буквально являет собой символ неизменяющегося бытия. «Чакра» обозначает колесо и олицетворяет пустоту окружающего мира. Так, Калачакра отражает так называемый «круг времени» и вбирает в себя сочетание неизменного бытия и пустоты всего сущего.

Другими словами, Калачакра утверждает, что человек, трансформируя свою внутреннюю энергию, может изменять потоки энергии внешнего мира. Проводя параллель с европейской философской мыслью, согласно этому взгляду, человек и Вселенная взаимодействуют, как микрокосм и макрокосм.

Тантра, или учение, Калачакры занимает особое место в тибетском направлении традиции Ваджраяны. Она учит создавать гармоничные отношения между энергетическими силами внутреннего мира и внешних условий.

Особая астрологическая система Калачакры позволяет определить благоприятное время для определенных событий. Именно ее идеи были использованы, когда составлялся новый календарь тибетцев.

Краткая история

Дошедшие до нас отголоски истории рассказывают, что Калачакра-тантра была поведана самим великим учителем Буддой Шакьямуни за год до паринирваны по просьбе Сучандры – правителя священной страны Шамбалы.

Вернувшись на святую землю вместе с подданными, царь запечатлел на бумаге слова Пробужденного объемом 12 тысяч строф. Его же собственные комментарии тантры заняли еще 60 тысяч рифмованных строк.

Учение помогло Сучандре сплотить жителей и привнести в страну духовный мир. После его смерти тантра передавалась из поколения в поколения царями Шамбалы. Они имели гордое звание «кулика», что означало «передающий традицию».

Тантра, записанная Сучандрой, имела в себе пророческие слова, что кто-то, кого зовут Кирти, сложит короткое содержание учения. Так и произошло – Манджушрикирти написал «Краткую Калачакра-тантру».

Ее текст состоял из пяти глав:

  1. Основы астрологии, астрономии, строения космоса и составления календарей.
  2. Теоретические знания о теле человека.
  3. Переход к инициации, подготовка к медиативным практикам.
  4. Правила медитации.
  5. Состояние Пробуждения.

Полтора тысячелетия тексты писаний не покидали пределов Шамбалы, пока в 965 году не появился практик йоги из Индии Цилупа. Он снова вернул учение нашему миру, а, передавшееся через ученика Наропе, оно достигло Тибета, где завоевало особое почитание.

Сегодня существуют многочисленные комментарии на Калачакра-тантру, его краткую пятиглавную версию на тибетском языке, а те, в свою очередь, переводятся на разные языки мира.

Цель учения

Основная цель тантры – помочь буддисту пройти путем Учителя, пробудиться и достичь нирваны. Единственное ее отличие от других традиций – это возможность Просветления не через череду перерождений, а уже в этой жизни.

Достичь желанной цели можно посредством выполнения сочетания непростых психических и физических упражнений. Этот метод называется «шестичленной йогой». Не менее важная роль уделяется практике чтения мантр.

С Калачакра-тантрой связан Адибудда – первоисточник жизни, который изображается в виде божества Калачакры, с двадцатью четырьмя руками, обладающего непостижимой мудростью. Именно он является символом единства времени с пустотой.

Три круговорота времени

Калачакра говорит о трех кругах времени:

  • внешнем;
  • внутреннем;
  • изменяющем.

Внешний

Внешний круг – это материальный мир, который нас окружает: местность с ее горами, лесами, озерами, реками, небесными телами. В первую очередь это первоэлементы, которые образуют все вокруг, а также наши поступки, мудрость.

В центре Вселенной располагается гора Меру, которую окружают материки. Вершину священной горы окружают планеты и звезды. Вся эта Вселенная живет, изменяясь по правилам цикличности.

Внутренний

На этом круге изменяется материя психического и физического тела живых существ, их эмоций, ума, органов чувств. Сюда же относят тонкое тело, которое несет в себе энергию, называемую пранами, каплями. Внутренний круг непременно связывается с внешним, а вместе они составляют вращение колеса сансары.

Изменяющий

Третий круг «включает» собой механизм, влекущий процесс изменений, которые ведут к освобождению от предыдущих круговоротов – внешнего и внутреннего. С развитием в себе спокойствия, определенных психофизических качеств, гармонизации систем изнутри и снаружи можно изменить привычный ход времени и приблизиться к пробуждению.

Дуйнхор-хурал

Калачакра-тантра передается непрерывно по линии лам. На сегодняшний день посвящение Калачакры проводит действующий Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо. Посвящение – это особый ритуал с принятием обетов, только после которого можно практиковать тантру.

Это настоящий праздник, который имеет собственное название – Дуйнхор-хурал. Он отмечается в монастырях, храмах, ступах при огромном количестве людей, которое может достигать нескольких тысяч.

Праздник состоит из трех этапов:

  • подготовительный;
  • основной;
  • завершающий.

Подготовка длится около 7-10 суток и предполагает освящение места проведения и возведение огромной мандалы, часто из разноцветного песка.

Торжественное празднование продолжается 3 дня – с четырнадцатые по шестнадцатые лунные сутки третьего месяца, которые по традиции выпадают на апрель или май. Основной праздник проводится на пятнадцатые сутки по лунному календарю.

Хурал заканчивается разрушением песочной мандалы, а затем песок отдается в качестве подношения змееподобным божествам – нагам.

Мы с вами узнали, что Калачакра – учение для желающих обрести душевную и физическую гармонию. Более того, благодаря определенным психофизическим практикам человек может достичь состояния Бодхи – Пробуждения и нирваны.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть силы и жизненная энергия не покидают вас. Делитесь статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Дуйнхор-хурал, который отмечается в 15‑й день третьего месяца лунного календаря (апрель‑май), – один из самых основных праздников буддийского календаря, связанный с божеством Калачакра (санскр. колесо времени, тиб. Дуйнхор). В подготовительный период благословляется место, на котором впоследствии из цветного песка строится мандала Калачакры. В основной период в течение семи дней проводятся молебны, во время которых совершается приглашение божеств, выполняется практика их визуализаций, читаются восхваления, делаются подношения им. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Тханки идама Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе. В заключительном периоде совершается Жинсрег («Подношение божествам с помощью огня»), мандала разрушается, а ее песок преподносится нагам – хозяевам воды.

Калачакра – образ, символизирующий космологическую систему буддизма, основанную на представлении о бесконечно повторяющемся 60-летнем цикле, состоящим из пяти двенадцатилетних. Калачакра изображается гневным, в танцующей позе, он четырехликий, в короне, бедра опоясывает тигриная шкура. Калачакра танцует на фигурках людей, символизирующих врагов Дхармы (Учения) — страсть, ненависть, зависть, гордость, невежество, алчность. У него 12 пар рук, что соответствует 12-летнему животному циклу. Образ относится к одной из важнейших систем высшей тантры, к практике которой в прошлом допускались лишь немногие буддийские священнослужители, получившие специальное образование на тантрийских факультетах буддийских монастырей и прошедшие предварительные посвящения. Сейчас Его Святейшество Далай Лама XIV дает посвящение Калачакры по всему миру, в том числе и для небуддистов, что связано с идеей связи микро- и макрокосмоса, верой в то, что эта практика гармонизирует внешний и внутренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих перерождениях и способствует достижению высшей цели буддиста – нирваны.

Традиция практики Калачакры среди российских буддистов имеет давнюю традицию. В Бурятии учение Калачакры начал распространять первый Пандито Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев в 1730-е гг. Школа Дуйнхор – Калачакры – в российских монастырях была основана впервые в 1878 г. в Агинском дацане, после чего в России систему основных направлений высшего духовного буддийского образования по тибетскому образцу можно было считать завершенной. В ХIХ в. в Бурятии сумэ Дуйнхор существовали в семи дацанах: Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Аннинском, Зугалайском и Хужиртайском. После Великой Отечественной войны традицию Калачакры продолжали Иволгинский и Агинский дацаны. В дацане Хамбын Хурэ (г. Улан-Удэ) в 1997 г. был построен Дуйнхор дацан и при нем открыт факультет Дуйнхор, с обучающимися в нем студентами, готовящимися стать мастерами Калачакра Тантры. Изучали Калачакру и в Туве (тув. Дуюнгар). Дуган «Эвам Чойхорлинг» по изучению Калачакра-тантры находился неподалеку от современного пос. Чадан. Устав дугана был составлен Кунтаном Ринпоче Джамьянг Тенба Ньимой в 1912 г. в монастыре Лавран в Тибете. Оригинал устава, написанный на полотне на тибетском языке, хранится в Национальном музее Республики Тува им. Алдан-Маадыр.

Иллюстрация: Тханка с изображением гневного божества системы Калачакра. Тибето-китайской стиль. Забайкальская обл. ХIХ в. Буряты. Холст, шелк, минеральные краски. Общий размер: длина 151 см, ширина 101 см (верхнего края). Размер холста: 58 см х 50, 5 см

Но чтобы учить других, нужно было сначала выучиться самому. Стефан отправился в Ростов и принял монашеский постриг в монастыре святителя Григория Богослова, где была большая библиотека греческих книг и люди, способные научить юношу греческому языку. Там Стефан стал одним из немногих людей в древней Руси, которые могли читать и говорить по-гречески: вместе с пермским это давало ему знание трех языков — явление, может быть, не редкое в древнем Киеве, но совершенно исключительное на московском севере.
Решив просвещать зырян, Стефан не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением — идти к ним со славянской литургией, разъясняемой проповедью на их языке, — а сделал для них то, что Кирилл и Мефодий для славян — перевел на их язык богослужение и Писание, предварительно составив зырянскую азбуку. Причем пользовался при этом не только русским и греческим алфавитом, но и местными рунами — знаками для зарубок на дереве.

Его упрекали, мол, зря он затеял это «бессмысленное» дело «за 120 лет до скончания века» (многие тогда искренне ждали скорого конца света), лучше бы передал зырянам готовую русскую грамоту. Но Стефан получил благословение заместителя митрополита, Коломенского епископа Герасима, и охранную грамоту великого князя и отправился «яко овца посреди волк» в опасную и дикую страну. Ему было 40 лет.

Проповедь свою он начал в местечке Пырас (нынешний Котлас) при впадении в Северную Двину реки Вычегда, потом перешел в Йемдын (современная Усть-Вымь), где было языческое святилище, которое ему пришлось сжечь, чуть не поплатившись за это жизнью — это было единственное доступное пониманию зырян доказательство бессилия языческих богов. На его месте Стефан построил церковь Благовещения — первую в пермском крае, — украсил ее «яко невесту добру» (церковную утварь привез из Москвы), и туда зачастили не только крещеные, но и некрещеные — подивиться «красоте и доброте зданья церковного». Это была настоящая проповедь красотой. Зыряне были зачарованы, как некогда послы Владимира в цареградской святой Софии.

Со временем на месте Йемдына отстроили владычний городок с Михайло-Архангельским монастырем.

Для крещеных Стефан предлагал разумное понимание веры: заставлял их — и взрослых, и детей — учить изобретенную им грамоту и читать Часослов, Псалтирь и «прочие книги», и, получив в 1379 году епископский сан, в зависимости от успехов поставлял кого в попы, кого в дьяконы, чтецы или певцы. Так в совершенно до этого дикой стране вместе с верой зажегся очаг христианской культуры. Усть — Вымь стала кафедральным «городом» новой епархии.

Самый драматический момент жития святого Стефана — его спор с языческим волхвом Памом. Конечно, такого оппонента было не победить аргументами из Священного Писания. Стефан предложил испытание огнем и водой — пройти сквозь костер и броситься в прорубь. И волхв сгоряча согласился, но когда подожгли крайнюю хижину, и монах взял его за руку, чтобы вместе идти на суд Божий, не выдержал и отказался.

Местное предание знает много церквей и монастырей, основанных при Стефане, и кон, писанных его рукой. Во время неурожая он закупал хлеб в Вологде и раздавал своей голодающей пастве. Нередко бывал в Москве — и по делам епархии, и по вызову митрополита для участия в общецерковных делах. В Москве, во время одной из этих поездок, он и скончался, тихо уснув, без страданий, 26 апреля (9 мая по новому стилю) 1396 года и был похоронен в кремлевском монастыре Спаса на Бору.

После официальной канонизации на Макарьевском соборе 1549 года мощи святителя Стефана, по преданию, хранились в открытой раке, но во время нашествия поляков были спрятаны, а его епископский посох, который находился рядом с гробницей, гетман Ходкевич в 1612 году увез в Литву, и только в 1849 году по указанию Синода реликвию передали в Пермь. А сами мощи найти так и не удалось — сохранились лишь их частицы, еще до польского нашествия переданные в другие храмы.

Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры (Круга времени)

В этот день, по преданию, Будда начал свою проповедь, которая получила название Калачакра-тантры («колеса времени»). На основе этой проповеди впоследствии родилась философия ваджраяны.

Считается, что Калачакра-тантра позволяет достигнуть состояния просветления (состояния Будды), внутренней реализации, не за длительный период множества перерождений, а за одну жизнь. По преданию, Будда передал знания о Калачакра-тантре царю Шамбалы Сучандре, а тот распространил это учение по всей стране.

Это учение рассматривает время как три колеса: внешнее, внутреннее и изменяющее. Внешний круговорот времени — это непрерывный поток изменений окружающего мира. Внутренний — непрерывный поток изменений на внутреннем уровне жизнедеятельности и энергетических каналов. Внешние явления взаимосвязаны с внутренним миром человека, с его психикой и телом, а следовательно, человек может воздействовать на окружающий мир, изменяя себя. Развивая внутренний мир и спокойствие, он сможет прийти к гармонии в отношениях с окружающими людьми, расширить пространство любящей доброты и сострадания в мире.

С другой стороны, если одни внешние условия благоприятствуют определенной внутренней деятельности, то этому другие препятствуют. Астрология Калачакры направлена на определение благоприятности момента различных начинаний, что позволяет гармонизировать внутреннюю энергию человека с внешней энергией обстоятельств. Астрологическая система Калачакpы была положена в основу нового тибетского астрологического календаря.

В Калачакра-тантре также содержится учение о тонкой внутренней структуре человеческого тела. Для вхождения в глубокие практики человек должен представлять структуру собственного духовного тела с его энергетическими каналами, ветрами (пранами), каплями (бинду), двигающимися по этим каналам и пребывающими в особых точках тела. Нади (энергетические каналы), праны (энергии) и творящие капли тела называются в тантре внутренним Калачакрой и составляют основу для очищения в практике тантры.
Праздник Калачакры, или, как его еще называют, Дуйнхор-хурал, буддисты отмечают три дня подряд, но главный из них — второй. Рассчитывают его по лунному календарю (праздник начинается в 14-й день третьего лунного месяца).

Во время Калачакры в монастырях проводятся специальные молитвенные хуралы, на которых читается трактат Калачакра-лагху-тантра-раджа (для этого монахи надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы, символизирующие элементы учения Калачакра-тантры). По поверью, если в дни праздника смотреть на изображения Калачакры, они подарят смотрящему душевное и физическое здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *