Ритмичные стихи

Гудкова Ольга Райнгольдовна

музыкальный руководитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 комбинированного вида»

г.Нефтеюганск

Мастер — класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

  • Расширить репертуар игр для развития ритмических способностей воспитанников.
  • Показать возможности использования синтезатора на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с воспитанниками для развития ритмических способностей.

Уважаемые члены жюри и коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме», целью которого является повышение профессионального уровня педагогов.

Я продемонстрирую приемы проведения музыкальных игр, способствующих развитию ритмических способностей.

Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять малышам радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей.

Но даже если ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Любое занятие можно начать с какого-нибудь приветствия, например:

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!»

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а также созданию хорошего настроения.

Следующая речевая игра прочитывается в разных ритмических вариантах. Чтобы правильно исполнить ритмический рисунок текста, педагогам предлагается прочитать его с помощью партитуры, на которой изображены длительности нот, чтобы задать детям темп и ритм при чтении стихотворения. Каждый педагог при обучении в педагогическом учреждении знакомился с нотной грамотой, поэтому это задание не доставит больших трудностей.

Первую строчку стихотворения я прочитаю сама, а вы внимательно слушайте ритм. Затем вместе со мной вступайте в дальнейшее прочтение. Текст вы видите на экране.

Детям даётся уже знакомое стихотворение.

Итак, вы готовы?

Шла весёлая собака

(стихотворение Н.Пикулевой)

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Следующее прочтение этого же стихотворения предлагаю с другим ритмическим вариантом. И его уже можно прочитать, привлекая к индивидуальному прочтению детей.

Это упражнение способствует также и развитию слухового внимания, развитию дикции, артикуляции, активности и выдержки детей.

Следующую игру можно исполнить с помощью жестов.

Также эту игру можно исполнять при помощи разнообразного материала. Это могут быть: различные музыкальные инструменты, бросовый материал. В этих играх очень удобно использовать потешки, где встречается диалог.

Для игры нам необходимо поделиться на две группы.

(Обращаюсь к 1-й группе) Вы проговариваете текст, который видите на экране, и озвучиваете палочками ритм потешки: послушайте как звучит ритм текста: «Дидили, дидили, где вы Машу видели?»

(Обращаюсь ко 2-й группе) Ваша группа в ответ свои слова озвучивает в ритме текста, но так, как вам подскажет ваше воображение. Или это будут жесты, или это будут бросовый материал, или инструменты.

Дидили, дидили

(русская народная потешка)

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2-я группа:

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

Проговаривают, затем «звучащими жестами» в этом ритме изображают, как Маша танцует.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

Здесь и далее 1-я группа выполняет те же действия, что и в начале потешки.

2-я группа:

Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами, показывая, как Катя щиплет виноград.

1-я группа:

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа:

Заглянули под крылец – грызёт Дуня огурец.

В ритме хрустят жёсткой бумагой, изображая хруст огурца.

1-я группа:

Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа:

На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

Такие игры с использованием жестов собственного тела или бросового материала, а также игры на музыкальных инструментах позволяют детям глубже прочувствовать пульсацию музыки и её ритмический рисунок.

Все звучащие жесты можно записывать по принципу партитуры. Посмотрите на экран. Большой кружок обозначает долгий звук, маленький кружок – короткий звук. Звуки расположены на разной высоте. Верхние – это высокие звуки, посередине – это средние звуки, в нижней части находятся низкие звуки. Детям предлагается знакомый текст. А вам, мои помощники, я предлагаю пропеть их с помощью текста, который лежит у вас на столах: «Зайчишка пришел, морковку нашел, сидит и грызет, ой, кто-то идет!». Текст исполняется по фразам. У каждого из вас свой текст, он выделен жирным шрифтом.

Глядя на партитуру, исполните попевку с заданным текстом, соблюдая при этом ритмический рисунок и звуковысотность. Поём по одному, каждый из вас исполняет свою партию.

Когда дети уже усвоили задание, можно усложнить задачу.

Исполните эту же попевку, используя жесты: Хлопки обозначены жёлтым цветом, шлепки – красным, притопы – зелёным.

Упражнения с цветными ритмическими карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа.

У нас в саду создана большая коллекция музыкальных детских инструментов, а еще дети с удовольствуем включаются в игру под аккомпанемент синтезатора.

Покажу способы применения синтезатора на музыкальных занятиях в детском саду.

Задание называется: «Сочини песенку».

Нужно прислушаться и подобрать текст, который подходит к заданному ритму.(задаётся ритм 4 такта)

При выполнении этого задания детям предлагается готовый текст или даже они могут сочинить его сами.

У вас есть варианты текста. Подберите тот, который подходит к заданному ритму или же придумайте сами. Итак, сочиняем песенку.

000 – та, ти-та. (листопад, листопад, листья кружат, летят)

085 – та-та-ти-ти-та. (какой Дед Мороз, нам елку принес!)

068 – ти-ти-ти, ти-ти-ти, та-та. (падает снег нам под ножки, падает снег на дорожку)

Эта игра способствует развитию умения самостоятельно придумывать песенку, прислушиваясь к разнообразному ритмическому аккомпанементу, развивает песенное творчество и как во всех играх – слуховое внимание.

При знакомстве детей с тембрами инструментов, использую такой вид деятельности, как музицирование. Детям очень нравится музицировать на музыкальных инструментах.

Вашему вниманию я предлагаю игру «Волшебные барабаны». На 1-м занятии при разучивании игры даём название каждому барабану, знакомлю детей с текстом и звучанием разных барабанов, предлагаю устроить маленький «барабанный тарарам». На следующих занятиях в игре принимают участие дети, каждый из которых играет на барабане определенный ритм с речевой поддержкой.

И вам я предлагаю поиграть на барабанах. Красному дадим название – Барабам, зелёному – Барабум, жёлтому – Барабах, и синему – Барабух.

Посмотрите на экран. Послушайте стихотворение и проследите, какой ритмический рисунок записан для каждого барабана. Долгие звуки обозначены квадратом, короткие – кружочком. Цвета фигур соответствуют цвету барабанов.

Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!

А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!

Бьет волшебный Барабах: Бах-бах-бах, бах-бах-бах!

А волшебный Барабух: Бух! Бух!

Барабам, Барабум поднимают страшный шум.

Бам-бам-бам! Бум-бум-бум-бум-бум!

Барабух, Барабах громко скажут нам: Ба-бах!

Бух-бух-Бах! Бух-бух-бух-бух-Бах!

А сейчас это задание выполните без моей подсказки, обращая внимание на экран.

Такой вид деятельности, как элементарное музицирование, даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавая условия для развития творческих способностей.

Творческие задания по музицированию способствуют развитию у детей умения озвучивать стихотворения, сказки. рассказы о явлениях природы, животных, птицах и др.

Музыкально-дидактические игра «Передай ритм» направлена на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти.

Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

Массажируя спину партнера, эта игра способствует расслаблению и снятию усталости.

Предлагаю вашему вниманию Пальчиковую игру «Паучина». Замечательная песенка из коллекции детского фольклора, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьёзности и лёгкости, паутинности в движении.

1-й палец левой руки соедините со 2-м пальцем правой, затем наоборот. Вот так. (показ) Повторите за мной.

Пау-паучина паутину сшил. (1-й палец левой руки соединить со 2-м пальцем правой, затем наоборот)

Вдруг закапал дождик – паутину смыл. (щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать. (соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону)

Пау-паучина трудится опять. (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками)

При последующем повторении игры соединяются большие пальцы со средним, безымянным и мизинцем.

Пальчиковые игры укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и подго­тавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.

А сейчас мне хотелось бы подарить вам вальс на музыку Юрия Верижникова, стихи и аранжировка автора, который стоит перед вами. А вас, мои помощники, прошу принять участие в аккомпанементе этой песни, импровизируя на музыкальных инструментах: треугольниках, колокольчиках, маракасах, металлофонах. Какие именно инструменты будут звучать во время вальса, подскажут слайды.

Вальс

Вот и все, я закончила свой урок,

И теперь мне пора подвести итог:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием зал посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

В детстве мы все заучивали стихи наизусть, чтобы получить пятерку по литературе или подарок от Деда Мороза. А на самом деле получали гораздо больше — мы тренировали память, развивали речь. А если рассказывали с выражением, то еще раскрывали актерский талант. Насколько полезно учить стихи взрослым, чем это может помочь мозгу?

Наша память не бесконечна. Чем больше у нас интеллектуальная нагрузка, тем сложнее все удерживать в голове. Вспомните студенческие сессии: в экстремальном режиме мы способны заучить огромное количество материала, воспроизвести его на экзамене. Но стоит переступить порог аудитории с отметкой в зачетке — как будто не читали ничего вовсе. Память обладает различными свойствами, которые необходимы в тех или иных ситуациях. Постоянная тренировка способна улучшить эти свойства, а стихи — самый простой и быстрый способ.

Почему стихи выучить проще?

Для заучивания материала очень важно понимать его смысл. Банальное зазубривание приведет лишь к механическому запоминанию, которое не несет практической пользы. Стихи же являются полноценным литературным произведением с сюжетом, развитием событий, яркими образами. Визуализация материала способствует его запоминанию — при прочтении мы рисуем в голове определенную картину, которая потом помогает нам воспроизвести стихотворение. Соответственно, происходит тренировка визуальной памяти.

Кроме того, нам проще запомнить что-то ритмичное. Помните такие хитрые словечки, как ямб, хорей, амфибрахий? Это размеры стиха, которые демонстрируют закономерности ударения в них. Чем ритмичнее, звучнее преподносится материал, тем проще мозгу его запомнить. Здесь играет роль слуховая память — воспроизводя ритм, мы вспоминаем слова, рифмы. Это объясняет, почему некоторые песенки из телерекламы так въедаются в память. Ритмичный стих, да еще наложенный на мелодию — просто радость для памяти. Поэтому для заучивания алфавита или, например, числа Пи, тоже используется своеобразный мотив.

Что происходит в мозгу

В процессе изучения нового материала в головном мозге формируются новые нейронные связи. Если мы повторяем уже известный материал, то эти связи укрепляются. От их количества и качества зависит то, как работает наш мозг — как быстро мы соображаем, насколько мы внимательны, сколько мы можем вспомнить информации при необходимости. При заучивании стихов происходит своеобразная тренировка мозга: словно мышца, мозг укрепляется, становится сильнее. Для взрослых крайне полезно делать такие тренировки, несмотря на то, что заучивать стихи с возрастом может быть все сложнее. Это как раз обусловлено ослаблением функции памяти.

Почему бы тогда не заучивать песни, тем более любимые — раз мы и так их слушаем с удовольствием? С песнями дело обстоит немного иначе. Именно за счет того, что мозг не активизируется при запоминании песен, делает это на автомате — он не тренируется. Для роста всегда необходим выход из зоны комфорта. При регулярной практике заучивания стихов тоже может возникнуть некоторый «потолок». Мы научимся делать это быстро и легко, тренировка не будет приносить уже столько пользы, сколько поначалу.

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации. Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению. Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Психологи утверждают, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Так давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов. Прежде всего, это:

Ø развивает память;

Ø повышает уровень интеллекта;

Ø увеличивает активный словарь детей (это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи);

Ø формирует чувство языка (ребенок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти, как правильно сочетать одно слово с другим);

Ø развивает фонематический слух (различение звуков в слове).

Теперь поговорим о том, когда же начинать учить стихи с малышом? Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы, любящие своего ребенка родители, поете ему колыбельную песню или рассказываете потешки. Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. В этом возрасте рекомендуется рассматривать картинки в книгах и попутно читать стихи. Сначала очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении. Более осознано дети начинают заучивать стихи в возрасте 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Так как же правильно учить стихи?

Во-первых, для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка, его речевому развитию и темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Во-вторых, заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

В-третьих, прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

В-четвертых, мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существует несколько методов заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат, легкий и приносящий радость от общения с поэзией в процессе заучивания.

В-пятых, еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный (зрительный)

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако, это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание: «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и наматываем «понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка — шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.

В заключении хочется сказать о том, что запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Александра Сергеевича Пушкина и Николая Алексеевича Некрасова.

Приятных Вам семейных чтений!

Т.В. Кузнецова –

учитель-дефектолог МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *