Буддизм вероучение

Дхарма — это индийское понятие, которое может обозначать либо соответствие человека его общественным обязанностям, либо основные принципы существования человека во вселенной. В общем смысле это попросту закон жизни. В рамках буддизма понятие дхармы приобрело более конкретное значение — так называется учение Будды.

После смерти Будды его ученики собрались на свой первый совет в Раджагре и попытались придать его учению форму в виде доктринальной системы, с которой все они были согласны. Впоследствии эти учения из уст в уста передавались новым и новым поколениям буддийских монахов в различных буддийских общинах Индии. Примерно четыре столетия спустя, около 80г. до н. э., буддийские писцы наконец перенесли все учения Будды на бумагу. Так родился канон Пали. Письменное изложение всех учений Будды также называли Трипитака («три корзины”), поскольку эти учения состояли из правил поведения, методов духовного совершенствования и принципов буддийской этики.

Подобно многим своим современникам, Будда выступал против аристократической религии того времени, — во-первых, потому, что эта религиозная система строилась на разврате и тирании, а во-вторых, потому, что она была слишком рафинирована и заумна, чтобы ее могли понять простые люди. Учения Будды были доступны всем желающим и излагались четко и ясно, чтобы люди могли понять и воплотить их в своей жизни.

Религиозная тирания индийских браминов не допускала никаких компромиссов. Брамины утверждали, что возможность единения человеческой души (Атмана) с Душой Вселенной (Брахманом) открыта лишь для касты мудрецов, куда члены более низших каст могли попасть только путем длинной цепочки перевоплощений. Поскольку надеждой всех индусов было однажды соединиться с Брахманом, это учение заставляло все касты подчиняться правилам священников-браминов, чтобы путем перевоплощений получить доступ в высшие касты. Более того, такое положение дел создавало вокруг браминов атмосферу страха и преклонения.

Вопреки общепризнанному учению браминов Будда набирал учеников из всех каст. По его словам, нирвана (избавление от страданий) доступна каждому, кто строго следует законам монашеской жизни, независимо от того, какой касте человек принадлежал до обращения. Тем не менее, Будда не стремился упразднить кастовую систему. Он верил, что такое положение необходимо, поскольку оно создает костяк этой временной жизни. Только буддийские монахи были свободны от кастовых разграничений, поскольку они посвятили себя Дхарме. Но в какой бы степени Будда ни был согласен с социологической стороной проблемы, его учения по этому вопросу были гигантским шагом вперед на пути реформирования религиозной коррупции в современной ему индийской культуре.

Кроме того, Будда выступал против философских спекуляций браминов, которые пытались объединить понятие единства человеческой души с Богом (Брахманом) и понятие перевоплощения в единую богословскую систему. Будда отвергал все эти домыслы, считая их тщетными и полагая, что они мешают тем, кто идет по пути духовных поисков, найти истинное озарение. Он считал рассуждения браминов пустыми и бесполезными.

Более того, Будда отвергал подчинение всевышнему Богу и не верил в вечную жизнь. Его представления о карме (трансцендентном влиянии на жизнь человека поступков, совершенных им в предыдущих воплощениях) иногда получают неверное толкование. Конечно, он верил, что карма определяет, какое именно перевоплощение ожидает человека с учетом его прошлых заслуг. Однако Будда не верил в существование некоего «Я”, души, которая воплощается вновь и вновь. Он учил, что при рождении происходит перемешивание всех элементов человеческой личности, того, что называется нашим «Я” — подобно тому, как «колесницей” называется определенное взаиморасположение деталей, из которых можно собрать и другие вещи, хотя сами детали останутся неизменными.

Буддийское определение нирваны также отличалось от определения браминов. В брахманизме нирвана или мокша достигается, когда душа сливается с Душой Вселенной, а Будда утверждал, что нирвана — это всего лишь прекращение перевоплощений, т.е. исчезновение личности человека. Для сравнения классического индуистского и буддийского учения по этому вопросу стоит сравнить традиционные образы, с помощью которых эти религии поясняют свою точку зрения. Символическое описание нирваны в классическом индуизме выглядит так: человеческое «Я”, подобно капле дождя, упавшей в океан, сливается с Душой Вселенной. Символическое описание нирваны в буддизме уподобляет человеческое «Я” задутому огню свечи.

Будда учил, что истинной нирваны нельзя достичь сразу — для этого потребуется несколько жизней. Если бы достижение нирваны зависело только от подавления всех мыслей и чувств, говорил он, то в нирване бы пребывали глухие, слепые и сумасшедшие. Будда учил, что путешествие к нирване долгое и трудное, но плодами этих духовных поисков будут мир и гармония со всем окружающим еще до вхождения в нирвану и окончательное избавление от страданий в нирване.

Будда верил, что страдание доминирует в жизни всех людей, и предлагал практический путь избавления от этих страданий. Учения о страданиях являются сердцем Дхармы и известны под именем Четырех Благородных Истин: (1) всемирный характер страдания, (2) источник страдания, (3) победа над страданием и (4) путь, ведущий к избавлению от страданий. Первая Истина определяет природу бытия, вторая и третья рассматривают различные аспекты бытия, а четвертая указывает на практический способ избавления от страданий. Для этого необходимо соблюдать восемь предписаний «священного пути»:

  1. ·необходимо верить в четыре истины, чтобы не отклониться от пути, начертанного Буддой;

  2. ·необходимо овладеть своей волей, чтобы подавить любое желание чувств или духа;

  3. ·необходимо, чтобы наша речь содействовала освобождению. Надо говорить правду, быть миротворцами и избегать бесполезной болтовни;

  4. ·требуется нравственное поведение, согласующееся с освобождением. Убийство, воровство и прелюбодеяние строго запрещены;

  5. ·наш образ жизни должен свидетельствовать о бескорыстии. Монах не выпрашивает еду, он получает ее от тех, кто ему предлагает, чтобы тоже приблизиться к освобождению;

  6. ·наши усилия должны устремляться к добру и удалять нас от зла;

  7. ·наши отношения не должны идти на поводу наших побуждений и желаний;

  8. ·наша медитация – достижение и венец предшествующего поведения.

Первая Благородная Истина называется Дукха. Будда учил, что все люди, переживая рождение, старение и смерть, обнаруживают, что жизнь полна страданий. В отличие от пантеизма браминов, утверждавших, что в каждое существо вплетена божественная нить, Будда говорил о человеческом «Я” как о временном творении, на котором, пока оно не достигнет избавления, лежит проклятие страданий.

Вторая Благородная Истина — Танха. Будда учил, что причина страданий кроется в ложных желаниях наших чувств, попавших в ловушку привязанности к невечному миру. Тщетные поиски бессмертия еще больше усугубляют боль человека, поскольку либо выживание превращается для него в навязчивую идею, либо его преследует страх перед неудачей в стремлении обрести окончательный покой.

Третья Благородная Истина учит, как можно обрести избавление от страданий; Если ложные желания непостоянного и недолговечного «Я” причиняют страдания, значит, эти желания следует подавить, оставить или отвергнуть, чтобы избавиться от их последствий. Изначальной причиной страданий является невежество относительно пути избавления и ложная вера в существование вечного «Я”.

Четвертая Благородная Истина представляет собой буддийскую этику, которую Будда излагал в виде Благородного Восьмичастного Пути. Это священный путь с восемью ответвлениями: правильные взгляды или правильное понимание, правильные желания, правильная речь, правильное поведение или поступки, правильные средства к существованию, правильные устремления или усилия, правильный контроль над сознанием или концентрация и правильное внимание. Эти восемь ответвлений нельзя считать ступенями, которые можно проходить по очереди или в отрыве от остальных. Скорее, они представляют собой различные измерения течения жизни в целом.

Страдание, по словам Будды, является следствием эгоистичных желаний, которые приковывают человека к колесу несущественных и непостоянных вещей. Жизнь в соответствии с Дхармой призвана избавить человека от этих эгоистичных побуждений при помощи того, о чем говорит четвертая Благородная Истина, и привести его в нирвану.

Будда не отрицал существования богов, но говорил, что поклонение богам мешает стремлению к нирване. Он считал, что боги населяют космос и так же не вечны, как и все прочие живые существа. Таким образом, боги тоже должны освободиться от круга перевоплощений через достижение нирваны. Любопытно, что многие буддисты почитают Будду более, чем богов. Для Будды, однако, значение имело не поклонение богам или ему самому, а следование его учениям.

После того, как Будда обратился со своей первой проповедью к пятерым монахам в окрестностях Бенареса, он продолжал проповедовать Дхарму не столько народу, сколько своим последователям. Пятеро монахов и пришедшие позднее ученики образовали монашеский орден, известный под названием Сангха, общество буддийских верующих. При жизни Будды монахи-буддисты были не священниками, а нищими бродягами. Они пытались указать на путь избавления самим образом своей жизни. Если человек хотел постичь Дхарму и стать членом Сангхи, он должен был стать нищим монахом.

Обычно новым членам Сангхи было не менее 15 лет. Когда человека принимали в новые члены, его голову обривали наголо в знак того, что он отрекся от мира. Затем новичок получал новое имя и новую одежду. И, наконец, он давал обеты буддийского монаха. Впоследствии, когда проходил положенный новичку срок, и его принимали в члены ордена, он вновь получал новое имя и новую одежду. Каждый монах — будь он новичок или полноправный член ордена — мог в любой момент вернуться к мирской жизни, насовсем или временно.

Будда учил своих последователей Среднему Пути. Он хотел, чтобы его ученики воздерживались как от самоистязания, так и от услаждения своей плоти. Таким образом, ранние буддисты, отказавшись от мира и материальных благ, отвергали и жестокое умерщвление плоти.

В современных буддийских кругах идут горячие споры о том, что Будда говорил в Сангхе о женщинах. Женщинам, несомненно, было очень трудно войти в буддийскую общину. Некоторые полагают, что Будда относился к женщинам с большим подозрением: поскольку он боролся с физическими искушениями мира, он неминуемо должен был бороться и с чувственным влечением, которое порождают в мужчинах женщины. Таким образом, Будда постоянно предостерегал своих учеников об опасном вероломстве женщин.

Очевидно, Будда долго сопротивлялся принятию женщин в Сангху, но, в конце концов согласился, чтобы они стали частью его странствующих последователей. Тем не менее, на монахинь был наложен ряд ограничений. Прежде всего, монахини в любой ситуации подчинялись авторитету монахов. «Монахиня, — постановил Будда, — будь она даже столетней, должна оказывать уважение монаху, вставать перед ним в знак приветствия, приветствовать его сложенными руками и оказывать ему всяческие почести, хотя бы этот монах был только вчера принят в орден”10.

Некоторые буддисты в своих общинах продолжают относится к женщинам именно так. Однако другие буддисты указывают на тот факт, что Будда боролся с господствовавшим в культуре его народа мужским шовинизмом, позволяя женщинам занимать видные посты в Сангхе. Его замечания о женщинах, говорят последние, объясняются тем, что Будда мог общаться со своими слушателями лишь на том уровне, который был им понятен в то время. Впоследствии буддисты осознали, что женщины равноценны мужчинам — то, что Будда знал уже давно. Поистине любопытно то, что учения Будды сегодня приобретают множество сторонников среди феминистских движений Запада.

Между тем, рядовым членам ордена при жизни Будды позволялось следовать его учениям, живя в миру. Такая жизнь давала человеку определенные преимущества (такие как материальное благополучие), чтобы оказывать помощь его братьям по Сангхе, но этим путем нельзя было достичь ни нирваны, ни высших плодов Дхармы (таких как внутреннее спокойствие). Единственным значительным преимуществом, которое рядовые члены ордена могли получить за свою щедрость к Сангхе и преданность Будде, была возможность в следующей жизни родиться нищим монахом — поскольку лишь полное отрицание мира ведет к освобождению.

После смерти Будды его последователи продолжали бродить из деревни в деревню, распространяя его учение об избавлении от страданий и получая в награду пищу, одежду, а иногда и кров. По мере роста Сангхи буддийские монахи откалывались друг от друга, образуя многочисленные группы, каждая из которых толковала Дхарму несколько иначе, чем все остальные.

В сезон дождей зажиточные землевладельцы предоставляли многим из этих монашеских групп кров. Со временем эти группы одна за другой попадали под опеку различных землевладельцев. Таким образом, на всей территории Индии стали возникать монастыри, и, в конце концов, Сангха превратилась из сообщества бродячих монахов в сеть буддийских монастырей.

Поскольку систематическое богословие буддизма появилось в письменном виде лишь через четыре столетия после смерти Будды, по мере того, как буддисты из разных монастырей спорили по поводу содержания Дхармы, Сангху сотрясали расколы. К концу 3 века до н. э. в буддизме уже насчитывалось не менее 18 школ. Впоследствии сформировались три основных направления буддизма: тхеравада («учение старейшин”), махаяна («Великое Колесо”) и ваджраяна («Бриллиантовая повозка”). Конкретно о том, как эти три ветви проявили себя на Западе, мы поговорим в следующих трех статьях. Сейчас же достаточно будет сказать, что Будда, Дхарма и Сангха — это «Три драгоценных камня” буддизма.

Самой ортодоксальной школой буддизма считается тхеравада («школа старой мудрости»). Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

В первые века нашей эры складывается другая ветвь буддизма — махаяна («большая колесница»), называемая так в отличие от всех других буддийских школ , причисляемых ее сторонниками к хинаяне («малой колеснице»). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, странах Центральной Азии и Дальнего Востока. Ему присущи переосмысление основных буддийских положений и разработка новых. По махаяне, «движение к нирване» вовсе не требует ухода в монашескую общину. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию (отсюда наименование — «большая колесница»).

Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма. Третье направление буддизма — ваджраяна («алмазная колесница») оформилось в середине I века как продолжение махаянской традиции. Для ваджраяны характерна вера в быстрое достижение «просветления» в течение одной человеческой жизни, что отличало ее от присущей махаяне доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Ваджраяна стала культивировать специальную йогическую практику отождествления созерцателя с медитативным «просветленным» образом (формой).

Традиция Хинаяны придерживается Пути Отречения, который проповедовал Будда в облике человека. Позднее его слова были записаны в так называемых сутрах. Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого дерева. Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и склонности, которые считаются препятствиями к освобождению. И потому на этом уровне существует множество связанных с обетами правил поведения, которые регулируют все наши действия. Идеалом является монах, принявший максимальное число обетов, — во всяком случае, как среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы медитации, превратиться в чистое существо, вышедшее за пределы причин страдания, — стать архатом, который больше не возвращается в круговорот рождения и смерти зависимого существования.

Среди последователей Хинаяны различаются «слушающие» («шраваки»: они постигают, что страдание неотъемлемо от сансары, и сосредоточиваются на понимании отсутствия независимого «я». Победив беспокоящие эмоции, они освобождаются, достигая сначала первой ступени на пути видения — стадии «вошедшего в поток», за которой следуют стадии «единожды возвращающегося» — того, кто родится еще только раз, и «невозвращающегося», который больше не родится в сансаре; их конечная цель — стать архатом) и «единолично-пробужденные» («пратьекабудды» — те, кто достигли просветления в одиночку): архаты Хинаяны, вошедшие в нирвану глав­ным образом благодаря размышлению о двенадцати звеньях зависимого возникновения в обратном порядке. Они не нуждаются в учениях в этой жизни, но не обретают полной реализации Будды и поэтому не могут приносить пользу бесчисленным живым существам, как это делает Будда). У тех и других имеется по пять путей, что вместе составляет десять путей Хинаяны. Хотя слушающие — ниже, а единолично-пробужденные — выше, основа у них одна. И те, и другие следуют учению пути Хинаяны, которое служит методом лишь индивидуального освобождения от круговорота бытия. Они берут за основу свод этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство безмятежности (шаматха) и особого постижения (випашьяна), устремленного к пустоте. Тем самым они избавляются от скверн и от их семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя так, они достигают освобождения. И слушающие, и единолично-пробужденные должны последовательно пройти пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более.

Последователи Махаяны прежде всего стремятся достичь состояния Будды, неотстраненной нирваны, высшего освобождения — ради спасения других. В соответствии с этим устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют те же самые пути, что и в Хинаяне. Однако эти пути более возвышенны и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же эти пути дополняются специальными методами, основные из которых — шесть совершенствований и четыре способа обращения учеников. Опираясь на них, последователи Махаяны полностью и навсегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятствия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодолены, достигается состояние Будды. В Махаяне также имеется пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называются так же, как пути Хинаяны, в действительности между ними огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесницами, Хинаяной и Махаяной, кроется в их исходных мотивах; оттого возникли расхождения и в основной структуре путей, и особенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и результаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как низшее от высшего.

С точки зрения Махаяны, стремиться только к своему собственному спасению и уходить от страдания, когда другие продолжают страдать, — далеко не идеал. В Махаяне считается, что следует трудиться для достижения более высокого блага, ставя желание освободить всех существ выше собственного спасения и, постоянно возвращаясь в круговорот страдания, помогать другим из него выбраться. Тот, кто идет таким путем, называется Бодхисаттвой (тот, кто достиг наивысшего состояния, но добровольно не покинул сансару, чтобы указывать другим существам путь к спасению, дал великий обет освободить их от страдания и привести к Просветлению. Бодхисаттвы представляют собой просветленный ум, действующий в жизни).

И Хинаяна, или малая колесница, и Махаяна, или великая колесница, принадлежат к пути отречения, но подход у них разный. Чтобы отсечь корни дерева один за другим, требуется долгое время, и потому Махаяна больше нацелена на то, чтобы избавиться от главного корня, другие же должны засохнуть сами. Она развивает в человеке высшее сострадание, а также подводит к пониманию пустотной сущности всех явлений и индивидуального «я», к которому стремится и Хинаяна.

В Махаяне стоящее за нашими действиями намерение считается столь же важным, как и сами действия, а это совсем иной подход, чем в Хинаяне, где во всех своих действиях человек руководствуется обетами. Поскольку в Махаяне стоящее за действием намерение считается самым важным, все практики предпринимаются ради блага других.

В Китае и Японии на базе махаяны в VI-XII вв. сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова «дхьяна» — медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного («все в одном, одно во всем»). Достижение состояния Будды — просветления — трактуется школой дзэн как прорыв из сферы обыденного сознания в состояние особого транса. Оно достигается с помощью психофизического тренинга, включающего медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи. Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама.

Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку общебуддийские основы превалируют над частными особенностями той или иной школы.

Знакомство с текстом Трипитаки показывает, что основу буддийского мировоззрения составляет учение о четырех «возвышенных истинах», в открытии которых и состояло просветление Будды.

В первой Благородной Истине Будда утверждает, что все существующее (и человек в том числе) подвержено страданию. Если молодой Сиддхартха был потрясен увиденными картинами страданий человека, то просветленный Будда увидел их истоки, вызывающие все несчастья: рождение старость, болезни, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все это порождено привязанностью к земной жизни. Любовь к детям, к родителям, любовь супругов, всякая попытка изменить что-либо в жизни — все это не только оборачивается страданиями в этой жизни, но и чревато опасностями для будущих перерождений. Все это создает карму-силу, определяющую каждую новую форму в бесконечном цикле перерождения.

Вторая Благородная Истина – о причине страдания – объясняет происхождение зла и страданий. Будда учит, что основной причиной страдания является приверженность к жизни, жажда бытия.

Третья Благородная Истина говорит о прекращении страданий через устранение условий, их порождающих. Если выполнить определенные требования, то освобождения от страданий можно и нужно достигнуть уже при этой жизни. О таком человеке говорят, что он стал архатом (святым), а состояние освобождения называют «нирвана». Такое состояние вовсе не означает бездеятельность, чему примером служат 45 лет просветительской деятельности самого Будды. Однако оно означает, что при наступлении физической смерти архата завершается круг его земных перерождений (сансара).

Четвертая Благородная Истина — это путь, по которому следовал Будда и по которому может пойти любой. Путь, указанный Буддой, состоит из восьми ветвей или правил, они составляют основу буддийской морали. Этот путь открыт для всех — как монахов, так и непосвященных, живущих светской жизнью. Первая ступень этого пути — правильное понимание, означает принятие четырех Благородных Истин о наличии страданий, о возможности их прекратить и о пути их прекращения. Вторая ступень — правильная решимость, требует исполнения трех правил: отказ от привязанности к материальным ценностям, отказ от дурных намерений и отказ от вражды к людям и ко всему живому, непричинение им вреда. Третья ступень — правильная речь, означает контроль речи, воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, оскорблений, сплетен, пустой болтовни, так как речь человека влияет на его карму. Четвертая ступень — правильное поведение — требует отказаться от всякого насилия, воровства, пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести. Пятая ступень пути, указанного Буддой, — правильный образ жизни, рекомендует зарабатывать на жизнь честным путем, не прибегая к недозволенным средствам, которые могли бы причинить страдания другим людям. Сюда относятся: торговля оружием, торговля людьми, торговля спиртными напитками, торговля ядом. Шестой ступенью пути, открытого для всех Буддой, является правильное усилие, означающее способность контролировать все свои физиологические потребности и эмоциональную деятельность.

Следующей ступенью выступает правильное сосредоточение — осознание временности, тленности всех вещей и, как следствие этого, освобождение от привязанностей к телу, уму и чувствам и сосредоточение на мысли о том, что есть истина. Наконец, при условии выполнения всех предшествующих правил восьмой ступенью является правильное созерцание, медитация.

На этой ступени человек погружается в глубокое созерцание, которое проходит четыре стадии: отрешенность, достижение веры с опорой на четыре Благородные Истины, освобождение от телесности, после чего наступает освобождение от всех чувств радости и воодушевления, наступает состояние совершенной невозмутимости, самообладание без страдания и радости, здесь достигается цель – нирвана. Наступает совершенная мудрость и совершенная праведность, которые неотделимы друг от друга, и тогда раз и навсегда раскрывается Тайна Существования.

В своей первой проповеди в городе Бенаресе Будда сформулировал четыре истины, открывшиеся ему в ночь просветления и составляющие основу его учения:

Первая истина гласит, что человеческая жизнь есть страдание. «Рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с нелюбимым есть страдание, разлука с любимым есть страдание…» В буддизме страданием оказывается и то, что всегда считалось радостью. Родные, друзья, богатство, успех – всё это сковывающие человека цепи. Страдание выступает как единственная всеобъемлющая реальность.

Вторая «благородная истина» — источником страданий являются желания и привязанности.

Третья истина гласит — чтобы избавиться от страданий надо, избавиться от желаний и привязанностей. Точнее ослабление их страстности, буддизм рекомендует срединный путь: избегать крайностей – как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного подавления этого влечения.

Четвёртая «благородная истина» указывает путь избавления от страданий – это священный восьмеричный путь:

— праведная вера (усвоение четырёх истин Будды);

— праведное намерение (принятие этих истин как жизненной программы);

— праведная речь (правдивая, благожелательная);

— праведные поступки (не причинение вреда всему живому);

— праведный образ жизни (мирный, честный, чистый, формирование привычки жить честным трудом);

— праведное усилие (избегать всего, что мешает спасению, победить то, что привязывает к жизни, развивать достигнутые успехи);

— праведное внимание (постоянно помнить то, что всё преходяще);

— праведное сосредоточение (правильные методы медитации, которые ведут к обретению внутреннего покоя).

Понятие нирваны как цели человеческого существования – основное в буддизме. Слово нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». Согласно учению Будды нирвана это внутреннее состояние человека, под которым понимается освобождение от собственного «я», преодоление любых мирских связей. Человек освобождается не только от страданий, но и от самого себя как их источника. Это внутренний покой без напряжения и конфликта, состояние совершенства, которое трудно постичь. Нирвана означает отказ от всего внешнего, земного. По представлению буддистов окружающий человека мир – иллюзия, созданная бесконечными комбинациями дхарм, мельчайших носителей сознания человека. После смерти человека возникает новая комбинация частиц. Но человек не знает этого и относится к миру как к чему- то реальному и обрекает себя на страдания. Кроме того, личность человека также непостоянна и её нельзя обнаружить с помощью органов чувств. В мире всё находится в процессе постоянного изменения, и поэтому человек, стремящийся достичь чего-то, в итоге остаётся ни с чем.

Будда отрицал не только авторитет Вед, но и попытался переосмыслить идеи брахманизма о господстве закона Кармы. Он призывал каждого человека встать на путь внутренней свободы и учил, что человек может вырваться из сансары благодаря индивидуальному усилию. При этом Будда указывал, что все люди, независимо от своих национальных и социальных различий имеют равные возможности для достижения нирваны.

Этическая схема буддизма универсальна. В ней «благородные истины» выступают как добродетели доступные каждому человеку. Нравственная судьба каждого человека подконтрольна ему самому, и возможности его спасения не ограничены ничем, кроме его собственных грехов и ошибок. Среди всех человеческих привязанностей наиболее опасной, по мнению буддистов, является привязанность к собственным впечатлениям и желаниям. Основной мотив буддизма этический, каждый буддист должен обладать следующими качествами: щедростью, терпимостью, нравственностью, милосердием и т.п. Основополагающий принцип буддисткой этики – принцип ненасилия (ахимаса), непричинения вреда всем живым существам.

Будда не оставил после себя никаких письменных сочинений. Его учение устно передавалось его учениками и последователями около трёхсот лет. При царе Ашоке (III в. до н.э.) учение было записано на пальмовых листьях и собрано в трёх книгах, известных под названием «трипитака» (три корзины). В первой части Сутра-питаке собраны поучения, афоризмы, проповеди Будды. В Винайя-питаке изложены правила образа жизни монахов, в третьей – Абхидарме-питаке – метафизическая часть учения Будды.

Будда не отрицал существование богов и сверхъестественных существ, но считал, что они не могут помочь человеку выйти из колеса перерождений. Пантеон буддизма состоит из будд, бодхисаттв, архатов. Каждое живое существо, достигшее нирваны становится Буддой. Бодхисаттва это человек, достигший высший мудрости и передающие знания другим людям, помогают им «прозреть». Архат – прозревший человек, но другие люди его не интересуют, поэтому он не проповедует, не берёт учеников и считает, что только сам человек может себе помочь. Будда в своей мудрости принимал обе категории просветлённых, считая, что мир противоречив и у каждого есть право выбора пути к просветлению.

Будда отрицал необходимость молитв, излишний аскетизм, признавая достаточным духовное сосредоточение или медитацию. В раннем буддизме религиозный культ был очень простым – он ограничивался чтением текстов, проповедей, а также почитанием предметов и реликвий, связанных с Буддой. Буддизм отказался от жертвоприношений. Местами паломничества стали место рождения Будды, место, где он стал просветлённым, место его первой проповеди, место его смерти. Останки Будды были сожжены, а пепел размещён в четырёх гробницах – ступах, возведённых на перекрёстке четырёх дорог. Позже в Индии началось строительство таких ступ, которые стали центрами медитации и проведения культовых действий.

Вначале избегали изображений Будды, обозначая его присутствие следами ног, пустым троном, поломанным фиговым деревом. Со временем, ему начали возводить статуи, и постепенно культ реликвий широко распространился. Чаще всего Будда изображается в позе лотоса, хотя известно более 40 поз, каждая из которых несёт определённый религиозный смысл.

В буддизме впервые в истории религии зародился институт монашества – людей полностью отказавшихся от земных благ и посвятивших себя служению.

В буддизме нет церкви, но есть община верующих – Сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддистскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину, руководство опытных наставников. В неё нет сложной иерархии, её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом и мирянами. Миряне должны подавать монахам – это их обязанность и добродетель. Монахи в свою очередь учат мирян морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать и отпускать грехи.

Сангха выполняет двоякую функцию: сохраняет и распространяет учение Будды и предоставляет условия для спасения каждого человека. Не все люди могут вступить в Сангху, но все могут содействовать общине и соблюдать простой этический кодекс из пяти заповедей (Панча Шила):

1. воздерживайся от убийства;

2. воздерживайся от воровства;

3. воздерживайся от блуда;

4. воздерживайся ото лжи;

5. воздерживайся от возбуждающих напитков.

Кроме того, миряне должны соблюдать верность Будде, его учению и Сангхе.

Культовая практика, обязательная для всех верующих в буддизме не получила чёткой регламентации и детализации. Степень регулярности культа зависит от Сангхи: в странах, где Сангха многочисленна и влиятельна, культ упорядочен; там, где община слаба, в культе присутствуют небуддийские религиозные компоненты.

Самые распространённые обряды – поклонение статуям Будды и приношение в виде свеч, цветов и ароматов. Торжественные службы осуществляются по лунному календарю ежемесячно в дни ново- и полнолуния. Высшей ступенью культовой практики в буддизме является медитация.

Главный праздник в буддизме отмечается в апреле-мае по лунному календарю. Рождение Будды, его просветление и погружение в нирвану произошли в один день весеннего полнолуния. В феврале-марте проходит праздник открытия Буддой основных принципов своего учения людям. В июне-июле происходит праздник перед трёхмесячным постом сезона дождей. Окончание поста отмечается пышными процессиями с чтением сутр, что символизирует возвращение Будды на землю.

3.Основные направления и национальные формы буддизма.

Можно выделить три основных направления в буддизме. Хинаяна (узкий путь спасения) распространился на рубеже нашей эры в Индии и среди народов Индокитая. В первые века нашей эры возникло второе направление – махаяна (широкий путь спасения). Третьим направлением стал тантрический буддизм — ваджраяна– тайное учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов.

В основе хинаяны лежит доктрина Тхеравады (путь старейших), которая проповедует индивидуальное спасение для членов монашеской общины. Идеалом является архат, а основном путь достижения просветления аскетические практики, дисциплина, совершение добрых дел. Хинаяна распространена в Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Индокитай).

Махаяна допускает достижение просветления и для мирян, если они будут действовать под руководством Бодхисаттвы. Альтруизм, сострадание – основные этические ценности махаяны. Сторонники этого направления считают, что предыдущая карма не имеет значения и можно с помощью различных методов, прежде всего йоги, достичь нирваны «здесь и сейчас». Махаяна рассматривает Будду не как конкретную личность, а как олицетворение высшего начала – абсолютной мудрости. Сторонники этого направления поклоняются целому пантеону светлых сил, включающему Будд, богов, Бодхисаттв, святых. Махаяна получила распространение в странах, расположенных на северо-восток от Индии – в Корее, Китае, Японии, Непале, Бирме.

Тантрический буддизм отражает тенденцию буддизма к синтезу с другими культами. Он возник в середине I тысячелетия н.э. на основе древних культов доарийского времени. Философия тантры делает упор на дуалистическое, мужское и женское начало, лежащее в основе Вселенной. В основе её учения – идея о единстве тела и космоса. Последователи ваджраяны используют практики йоги, медитации, чтения заклинаний — мантр. В тантризме много магических символов, например, мандала – круглая или многоугольная диаграмма. В её основе лежит следующая геометрическая схема – круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг, которая представляет собой горизонтальную модель Вселенной. Для воздействия на Вселенную используют магические жесты – мудры, которые объединяют в себе несколько компонентов: позу, дыхание,концентрацию внимания и собственно движение руками. В ваджраяне необходимо руководствоваться наставлениями гуру и быть готовым целиком посвятить себя делу веры.

В средневековом Тибете в результате соединения махаяны, тантризма и древней религии местных жителей бон-но (разновидности шаманизма) сложился особый вид буддизма – ламаизм. Ламаизм придаёт особое значение монахам — ламам (высший, небесный), без помощи которых невозможно достичь нирваны. Лама считается представителем Будды на земле и поэтому наделяется божественным статусом. Первым иерархом ламаистской церкви является Далай-лама, вторым – Панчен-лама. В ламаизме существует представление о «живых богах», о воплощении буддистских божеств в представителях высшего духовенства. Это учение породило практику поиска новых инкарнаций знаменитых деятелей ламаизма.

Ламаизм создал собственную космологию. Духовное тело Будды представляет великая пустота, пронизывающая всё живое. Ламаисты верят в существования ада и рая, но считают пребывание там временным, за ним следует возвращение в мир. Этическое учение ламаизма предусматривает наказание за грехи в виде неблагоприятного перерождения в аду.

На Тибете создана более централизованная и разветвлённая религиозная организация, чем в других буддистских странах. Особенностью является и сращивание государственной и духовной власти. Богослужение проводиться в дацанах – ламаистских монастырях, состоящих из одного или нескольких храмов. Богослужение отличается пышностью, а в многочисленном пантеоне ламаистских богов присутствуют местные божества. Ламаистский культ предусматривает ежедневные жертвоприношения перед домашним алтарём, проведение ритуальных гаданий, совершение обрядов жизненного цикла, особенно похорон.

Ещё одним направлением буддизма является китайская и японская разновидности – чань-буддизм и дзен-буддизм. Происхождение школы дзен связано с именем проповедника Бодхидхармы (VI в.). Школа основана на практике медитации с целью — открыть Будду в самом себе. Дзен-буддизм утверждает, что земной и божественный миры находятся в неразрывном единстве, и с божественным можно соединиться в земной жизни, обнаружив его в собственной душе. Такое внезапное просветление носит название «сатори». В школе дзен существует принцип «не опираться ни на слова, ни на писания», так как всякий текст влечёт за собой новые слова, идеи, а сущность слов остаётся непостижимой.

Дзен-буддизм свободен от обязательного исполнения культовых действий. Вместо обрядов медитация, внутренние переживания. Религиозно-культовая практика чань-буддизма включает в себя дыхательные, гимнастические упражнения, особую диету, массаж, иглоукалывание, парадоксальные логические задачи и диалоги, изучение боевых искусств.

Литература:

1.Ошо Будда: его жизнь и учение / Ошо; Пер. с англ. Е.Никитина. – М: Изд-во АСТ, 2004.

2.Васильев Л.С. История религий Востока. М.; Ростов н/Д, 1999.

3.Кочетов А. Буддизм. М., 1983.

4.Рерих Е.Н. Основы буддизма (жизнь и учение Будды). СПб., 1992.

5.Берзин А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития. – М., 1992.

6.Буддизм: Четыре благородные истины (Сб. \Сост. Я.Боцман). – М. –Х., 2001.

7.Эрикер К. Буддизм / Пер. с англ. – М., 1999.

8. Фишер, М.М. Живые религии / М.П. Фишер. – М., 1997.

9. Алмазная Сутра ( Буддийский канон IV в. н. э .) // Наука и религия. – 1991. — № 8-12.

10. Дочери Будды // Наука и религия. – 1996. — № 3.

11. Жуковская, И. Буддизм / И. Жуковская // Наука и жизнь. – 1994. — № 3.

12.Корнев, В.И. Взгляд на буддизм с позиции науки / В.И. Корнев // Азия и Африка сегодня. – 1994. — № 4.

13. Страницы из жизни Будды // Наука и религия. – 2003. — № 2.

14. Листопадов, Н. Город Будды / Н. Листопадов // Наука и религия. – 2007. -№ 2.

15. Сергеева. Т. Жизнь в монастыре / Т. Сергеева // Наука и религия. – 2004. — № 11, 12.

16. Фримантл, Ф. Тибетская книга живых / Ф. Фримантл // Наука и религия. – 2005. – № 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *