Много дел у машинистов,
Возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне,
За вагоном ветер мчит.
«Не догонишь, не догонишь»,
Тепловоз ему кричит.
Ездит днем и ночью звездной,
Возит в бурю и мороз
Свой 12-ти колесный
Самый скорый тепловоз.
*****
Разве нужно думать,
На кого учиться,
Если есть на свете
То, что быстро мчится?
Я на этом быстром
Стану машинистом!
Фадеева Л.
*****
Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил.
Загорелся свет зелёный.
Вот и поезд покатил!
Быстро крутятся колёса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
*****
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс.
Зелёные вагоны
На солнышке горят.
В кабине застеклённой
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
Нарзуллаев Н.
(Перевод с узбекского Иртеньев И.)
*****
Под песенку быстрых колёс
По рельсам бежит паровоз.
Слышу я песенку, выйду к нему —
Зелёный флажок подниму.
Я дам паровозу сигнал,
Чтоб смело вперёд он бежал.
Увидит в окно машинист мой флажок
И скажет: — Спасибо, дружок!
Держу я зелёный флажок,
Он словно весны огонёк.
И рад паровоз, что сумел он в пути
Хорошего друга найти.
*****
Ведут машинисты по рельсам составы,
Ведут, разрезая пространство и время,
Мелькают за окнами рощи, дубравы,
Поля, где в огромных подсолнухах семя,
Мелькают дороги, мосты, переезды
И рек удивительно чистая синь,
Глухих полустанков пути и разъезды,
Мелькает Россия, куда взгляд ни кинь…
Ведут тепловозы свои машинисты,
Ведут электрички, «Сапсаны» ведут,
И днями, что светлы, ночами, что мглисты,
Ведь круглые сутки идёт у них труд…
Гудком поприветствовав поезд навстречу,
Слегка улыбнувшись и руку подняв,
Расправят тихонько усталые плечи
И кофе достанут в своих термосках,
В глазах машинистов в избытке вниманья —
Нельзя отвлекаться в пути ни на миг,
О том машинисты полны пониманья,
Их взгляд не пропустит ни стрелку, ни стык…
Подъёмы и спуски, прямые участки,
То дождь, то туман, то мороз, то метель,
То осени буйные радуют краски,
То град в лобовое стучит, как шрапнель.
Враскачку скрипучее старое кресло,
Болтает немного, но то ж — не беда,
Прибудут всегда к расписанью на место
Составы товарные и поезда.
Спокойно, уверенно, несуетливо
Легко машинисты их к цели ведут,
Чтоб рейсы любые кончались счастливо
И нужен их пользой наполненный труд!
*****
Пожирая километры,
Шел состав быстрее ветра.
Сила в нем, как у цунами:
Кто сравниться может с нами?
Возле поезда волна
И ударна, и сильна.
Тут не стой, разинув рот —
Очень быстро отшвырнет.
На платформах тонны груза:
Уголь, лес, металл, руда.
Все доставить срочно нужно
В наши села, города.
А пузатые цистерны
Газ и нефть бензин везут.
Груз в промышленности ценный,
Словно хлеб, заводы ждут.
Мой напарник был моложе,
Но серьезный парень тоже.
Вместе едем, ночь не спим,
За приборами следим.
Да… поездил я немало,
Много в жизни повидал.
Но родным навек остался
Александровский вокзал.
*****
Подвиг Машиниста
— 1 —
Не видать в переметах земли —
Март погоде не в силах дать лада.
Скорый поезд под утро вели
Машинист и помощник — бригада.
Цокотал тепловоз, будто конь,
Многосильный, во всем безотказный.
Светофорный зеленый огонь —
Пожелтел. И сменился на красный!
Перевел машинист рукоять —
Бурно выдохнул кран краснорогий.
У входного придется стоять,
У домашнего, скажем, порога.
С неба дым повалился на снег,
Истончав у глушительных камер.
Поезд резко замедлил свой бег,
У луча светофорного замер.
«Тьфу! Кобыле под хвост весь нагон!» —
Возмутился помощник устало.
Тронул тумблер — зажегся плафон.
Тьма чернильной за окнами стала.
— 2 —
Из мембраны хлестнул циркуляр:
«Машинист девяносто восьмого!
К вам навстречу… цистерны… соляр…
Машинист!..» — и опять слово в слово.
И в прожекторных желтых лучах
Показались вагоны… Все ясно!
Лег на плечи непрошено страх,
Страх за тех, кто не видит опасность.
И ответственность грузом легла.
И решение вызрело быстро:
«Отцепляй!» — и помощник стремглав
Соскользнул по ступенькам ребристым.
В жизни каждого есть рубежи,
Но не каждый берет их героем.
«Оставайся!.. не лихом… скажи…» —
Машинист передвинул контроллер…
— 3 —
Есть понятье простое — хочу —
И набатное сложное — надо.
Я о первом — годами молчу,
Для второго — горю сто раз на день!
«Перед мысленным взором его
Жизнь прошла…» — напишу, но не верьте.
Он был занят. Совсем не легко
Торопиться на встречу со смертью.
— 4 —
Разорвал телефонный звонок
Паутину моих сновидений.
Глянул в окна: пылал весь восток,
И бежали рассветные тени.
В трубке бился поспешный доклад:
«Столкновение… Вызван пожарный!..»
Что-то я уточнял невпопад,
Холодея от вести кошмарной.
Через десять минут мой «козел»,
Завывая, скользил по дороге
Мимо спутанных диких жердел,
Замеревших в неясной тревоге.
— 5 —
Растекаясь, горящий соляр
Пожирал все живое в кюветах.
Полыхал в тепловозе пожар,
Освещая зевак неодетых.
Появился помощник сквозь дым
С лихорадкой безумья во взоре.
Стал помощник в то утро седым,
Стал он старше на ночь и на горе.
Паровоз подобрался с хвоста
К пассажирским уснувшим вагонам,
Чтобы поезд, вернее, состав,
Тихо пятясь, убрать с перегона.
Ближе всех подошли к очагу
Пять машин ярко-красной окраски.
Кто к брандспойту, а кто к рычагу
Порасчетно рассыпались каски.
Но как долго держался огонь
За стальные бока тепловоза.
И как долго текучая вонь
Вырывалась из пены морозной.
Позже долго шипел автоген,
Прожигаясь настырно в кабину.
Вот пробился до сплющенных стен.
Вот и их не осталось в помине…
— 6 —
Митинг траурный. Речи и плач.
Гроб закрытый смущает кого-то.
Виден только обычный кумач
И на нем черно-белое фото.
Задрожал гулкой медью оркестр.
Комья глины забухали глухо.
Тепловозы завыли окрест:
Пусть герою земля будет пухом.
Это буду я помнить всю жизнь!
Вой тифонов, различных по звуку,
Тех, которые в крике зашлись,
Изливая прощальную муку…
— 7 —
Сорок дней пролетело. Забот,
Вдовьих слез, документов и справок,
Представлений, бетонных работ,
Оформлений и срочных доставок.
Прочитали посмертный Указ.
Прикрепили к бетону пластинку.
За столом, где смеялись не раз,
Погрустнели друзья на поминках.
***
Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил.
Загорелся свет зелёный.
Вот и поезд покатил!
Быстро крутятся колёса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
***
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс.
Зелёные вагоны
На солнышке горят.
В кабине застеклённой
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
Нарзуллаев Н.
***
Под песенку быстрых колёс
По рельсам бежит паровоз.
Слышу я песенку, выйду к нему —
Зелёный флажок подниму.
Я дам паровозу сигнал,
Чтоб смело вперёд он бежал.
Увидит в окно машинист мой флажок
И скажет: — Спасибо, дружок!
Держу я зелёный флажок,
Он словно весны огонёк.
И рад паровоз, что сумел он в пути
Хорошего друга найти.
***
Много дел у машинистов,
Возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне,
За вагоном ветер мчит.
«Не догонишь, не догонишь»,
Тепловоз ему кричит.
Ездит днем и ночью звездной,
Возит в бурю и мороз
Свой 12-ти колесный
Самый скорый тепловоз.
***
Голосовые поздравления с Днем железнодорожника
Спрашивайте эти издания в библиотеках города Пскова!
Писатель и машинист Андрей Платонов
Русский и советский писатель, драматург, поэт и публицист Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) (1899-1951) родился в семье машиниста и домохозяйки.
Его отец — Платон Фирсович (1870—1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, ему дважды присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922).
Андрей Платонов в 1914-1915 годах работал помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева.
В 1921 году он окончил электротехническое отделение Воронежского технического железнодорожного училища. Служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь» и участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента.
В 1919 году работал на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста, а затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком.
Позднее он написал рассказы, посвященные этой профессии:
А. Платонов в годы гражданской войны работал машинистом на паровозе, поэтому в рассказе «В прекрасном и яростном мире» со знанием дела он повествует о трудностях этой работы.
Платонов, А. Жена машиниста / А. Платонов. – Режим доступа: http://royallib.com/read/platonov_Andrey/gena_mashinista.html#0
Знаменитые машинисты
Виктор Фадеевич Соколов (1928-2010) — машинист Локомотивного депо Москва-Сортировочная, дважды Герой Социалистического Труда.
Окончил пять классов, ремесленное училище, курсы помощников машинистов.
В 1945 году, после окончания курсов стал помощником машиниста, а затем машинистом паровоза, тепловоза в депо Москва-Сортировочная.
Продолжил работу на станции Кувандык Оренбургской железной дороги, куда Виктор Соколов приехал по комсомольской путевке.
С 1954 года, продолжил работу машинистом Локомотивного депо Москва-Сортировочная.
Стал инициатором вождения поездов повышенного веса и длины.
Единственный в России машинист – дважды Герой Социалистического Труда.
В его честь назван электровоз ЧС2К-900 «Виктор Соколов» в локомотивном депо Москва-Сортировочная-Рязанская, а на родине героя — в деревне Казинка — установлен его бронзовый бюст.
Виталий Фёдорович Соснин (1923-2013) — советский и российский железнодорожник, работник Свердловской железной дороги, заместитель министра путей сообщения СССР (1977—1984).
Герой Социалистического Труда (1959).
Машинист с удивительной судьбой. Родился в семье железнодорожника. После окончания семилетки поступил в Тюменскую железнодорожную школу, и уже в 16 лет стал дипломированным специалистом — слесарем IV разряда по ремонту паровозов.
Сразу после окончания учёбы начал свою трудовую деятельность, устроившись слесарем паровозного депо «Тюмень» Свердловской железной дороги. Позднее кочегаром, помощником машиниста в том же депо.
Перед самым началом Великой Отечественной Войны прошёл краткие курсы машинистов. В 1943 году он прямо в горячей топке устранил неисправность паровоза и без задержек отправил на фронт воинский эшелон.
Зинаида Петровна Троицкая (1913-1981) — первая в СССР женщина-машинист паровоза. Заместитель начальника Московского метрополитена.
В возрасте 15 лет она окончила школу, и после этого по совету отца поступила учиться в ФЗУ на слесаря по ремонту паровозов.
В 1930 году, окончив с отличием железнодорожное ФЗУ, стала работать слесарем, что до неё позволялось только мужчинам.
С большим трудом ей удалось поступить на курсы помощников машиниста, но и после их окончания на работу долго не брали. Потом устроили — на маневровый.
Своим трудолюбием Зинаида завоевала сердце пожилого машиниста, и он потихоньку начал учить ее вождению локомотива.
Трижды отказывали ей в заявлении на сдачу экзамена на права машиниста. Наконец, разрешили, и – снова маневровый паровоз, от которого отказывались все мужчины.
Троицкая все-таки добилась своего. Стала не просто водить паровозы – тяжеловесные составы.
Сокращала время простоя на экипировке, её локомотивы без ремонта ходили вчетверо дольше положенного.
Её призыв: «Женщина – на паровоз!» услышали все в стране.
Когда ей позволили самостоятельно водить сначала маневровый, потом поездной локомотив, она все время лелеяла мечту сделать свой паровоз женским.
Наконец в 1937 году в её бригаду вошли Анна Кошкина и Мария Федосова.
Женская бригада в своей первой поездке доказала, что ей можно поручить ответственное дело вождения составов.
Елена Мироновна Чухнюк (1917-2014) — старший машинист паровозной колонны, Герой Социалистического Труда (1943), Почётный железнодорожник (1941).
В 1938 году поступила на курсы помощников машиниста паровоза (паровозного машиниста) при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, по окончании которых работала в депо Гомель помощником машиниста паровоза, затем — машинистом паровоза. Водила большегрузные поезда на Оршу, Могилёв и Чернигов.
В период Великой Отечественной войны водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта — под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре.
С 1942 года — старший машинист паровозной колонны № 4 особого резерва НКПС СССР (на станции Москва-Киевская), возглавляла комплексную бригаду паровоза «Эм723-88», имея в подчинении две бригады.
В 1942 году, ведя состав с военной техникой на Сталинградский фронт, на станции Петров Вал при налёте вражеских бомбардировщиков была ранена.
5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Памятники железнодорожникам
Памятник «Паровозная бригада» в Брянске
В 2012 г. скульптурная композиция машиниста, помощника машиниста и кочегара спустя семь лет завершила мемориальный комплекс, посвященный железнодорожникам.
Торжественный митинг прошел в канун профессионального праздника.
Эскиз объемной скульптуры создавался в течение года, а вот на то, чтобы воплотить идею в жизнь, потребовалось всего два месяца.
Скульптура посвящена локомотивной бригаде послевоенных времен, а потому все учтено до мелочей. В том числе форма и даже портретное сходство.
Прообразом помощника машиниста стал Герой Социалистического труда Виктор Цыкунов (слева).
скульптор Александр Ромашевский.
Памятник железнодорожнику в Омске
Памятник железнодорожнику находится на Привокзальной площади Омского пригородного вокзала. Памятник был установлен в 2007 году, он посвящен 170-летнему юбилею железных дорог России и 110-летию Транссибирской магистрали.
Памятный знак представляет собой контур Омского региона с сетью железных дорог. Изгибы металлической ленты, повторяющие очертания Омской области, размещены на постаменте с уходящими вдаль рельсами.
«Зеленый свет» движению по магистралям дает улыбчивый железнодорожник, расположившийся рядом с монументом. Нового обитателя омского вокзала окрестили Петровичем. Забавный персонаж в костюме, точно соответствующем оригиналу XIX века, поднял руку вверх. В зажатом кулаке знак – «проезд открыт».
Автор оригинального проекта – Сергей Соколков.
Памятник машинисту в Рузаевке
В г. Рузаевка Республики Мордовия в 2015 году на Привокзальной площади открыли памятник машинисту.
Памятник представляет из себя целую композицию — паровоз «Лебедянка» и идущий к нему за руку с сыном почётный железнодорожник.
Автор идеи – бывший архитектор–художник Николай Трибушинин, а воплотил эту идею скульптор из Белоруссии Игорь Голубев.
Памятник был отлит в Москве. Его высота 2,20 м., а вес 400 килограмм.
Памятник машинисту в Котовске (Украина)
В 2011 году на территории вокзала станции Котовск установлен памятник машинисту.
Скульптура изображает машиниста, одетого в форму 1960-х годов, с т.н. «шарманкой» (чемоданчик с личными вещами) в руках.
Котовский железнодорожный узел является одним из самых мощных на Одесской магистрали. В структурных подразделениях железной дороги Одесской Железной Дороги работает каждый четвертый житель города. Заслуженный художник Украины и скульптор, работавший над созданием памятника, Алексей Копьев, отметил, что для того, чтобы образ железнодорожника стал по-настоящему реалистичным, он провел не один час, обсуждая мельчайшие детали скульптуры с работниками магистрали, которые были невероятно щедры на советы.
Памятник машинисту
в Рузаевке
Памятник машинисту
в Котовске
Загадки
1. Поезд длинный голосист,
Дал сигнал нам…
2. Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их …
3. Состав готов, звучит гудок,
Поехал поезд на восток.
Мелькают шпалы и столбы,
Березки, ели и дубы.
И папа мой ведет состав,
Совсем за сутки не устав.
Ответы смотрите в конце страницы
Стихотворения
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Все ближе раздаётся
Веселый стук колёс.
Зеленые вагоны
На солнышке горят
В кабине застекленной
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
Н. Нарзуллаев
***
Машинист
Мимо елок и берез по родному краю
Я веду электровоз, я им управляю.
Рельсы весело поют, тень летит по склону,
И бегут, бегут, бегут, катятся вагоны.
В города и кишлаки мы развозим грузы:
Самосвалы и станки, дыни и арбузы.
Новостройкам – кирпичи,
Трактора — колхозам.
Вот какие силачи мы с электровозом!
И в метели, и в мороз
В снежном поле чистом
Мчится мой электровоз
Быстро, быстро, быстро!
А когда растает снег,
Потеплеют зори,
Мы везем ребят в Артек
Покупаться в море!
Суслов В.
***
Машинист
Я не буду скрывать:
Мне, по правде сказать,
Так машинистом
Хочется стать!
Сразу буду тогда
Я водить поезда,
И смогу я объездить
Наши все города.
И, представьте, при том
За широким окном
Столько разного встретиться
Ночью и днём.
Реки, рощи, леса
И другая краса,
Каждый раз что-то новое,
Вот чудеса!
Я совсем не шучу –
Это мне по плечу.
Залезайте в вагон –
С ветерком прокачу!
Шалаева Г.П.
Машинист локомотива — профессия на все времена
Железнодорожные профессии. Машинист
Профессия «Машинист электропоезда»
Ответы на загадки: 1. Машинист. 2. Машинисты. 3. Машинист.