Отличия нации от народности

Nicolay Sidorov 3 года назад

Национальность — это должна быть принадлежность к нации (т.е. гражданство). Называть этническую принадлежность «национальностью» — это чисто советская традиция, к русским традициям отношения не имеющая.

В Российской империи русская национальность означала российское подданство, а все жители России считались русскими (синоним сегодняшних «россиян»). А этносы так и называли этносами. Этнические карты, составленные в царское время, назывались «этнографическими картами», т.е. терминология была именно такой. И этносами были в том числе и великорусы, малорусы (русины) и белорусы, образовавшие в то время русский «суперэтнос», который был вторым значением слова «русские». Т.е. были этнические русские и русские по национальности, также как в большинстве стран сегодня (например, есть французы этнические, а есть по национальности, т.е. по гражданству).

То, что большевики стали внедрять свою терминологию — то объясняется легко и просто: введение «советской национальности» натолкнулось бы на противодействие тех деятелей, которые свои народы считали отдельными нациями, поэтому гораздо эффективнее было признать много национальностей внутри одного советского «союза народов», где каждый народ имеет мнимое право на самоопределение («вплоть до отделения»), в итоге, путем подмены слов, внутри «советского народа» (по факту — супернации) сложилось много «национальностей», которые по отношению к некоторым людям можно было бы охарактеризовать как принадлежность к нации, а к другим людям — как простую этническую принадлежность. В дальнейшем такая двойственность привела к конфликтам. Типичные примеры последствий — фактический раздел бессарабских и приднестровских молдаван на две нации, потому что первые свою национальность больше отождествляют с отдельной нацией (порой считая ее искусственно вычлененой из румынской нации), а вторые — с этнической группой внутри советской/русской/российской нации. Другой пример — Украина, которая 25 лет не могла определится, что же такое «украинская нация», половина страны по факту считала себя украинцами лишь этнически, относя себя к некоей «общей нации» Украины, России и Белоруссии, которая подсознательно заменила им исчезнувшуую советскую нацию. Псле того, как в Украине произошли известные события, украинцев определи насильно — теперь это нация-продолжатель галицкой западно-украинской нации с ее языком, историей, культурой и героями, а этнические украинцы, не разделяющие такого положения дел, стали фактически изгоями в своей стране, а некоторые от этой страны даже отделились.

Парадокс с этой советской терминологией стал возникать еще задолго до распада СССР, а именно когда эту сумасшедшую терминологию стали использовать для описания других стран, получилось, например, что в разных странах ближнего востока живут люди одной и той же национальности (арабы). Одновременно с этим, в государствах, например, Америки появились многоэтнические нации, которые никак нельзя было считать многонациональными, так в советских атласах нарисовались «американцы США» — особая национальность (хотя ничего особого-то на самом деле нет, особость эта возникла исключительно из-за советской терминологии), внутри которой кого только нет — и англичане, и евреи, и ирландцы, и немцы, и негры всех мастей. Дальше — больше. Если арабов как-то пытались подвести под одну национальность, то народы Латинской Америки (условных «испанцев») признать одной национальностью никак уж неполучалось, вот и появились «мексиканцы, кубинцы, аргентинцы, колумбийцы и другие испаноязычные народы» — так они и назывались, откройте советские атласы, это же дурдом. Мало того, советский атлас вам расскажет, что, оказывается, в Аргентине живет много итальянцев! Интересно, что бы сказали на это сами итало-аргентинцы, если бы узнали, что они не аргентинцы, а итальянцы.

На сегодняшний день советская ущербная терминология, привязывающая национальность к этносу, не дает нам нормально называть свой народ — народ России — русским народом, ибо это считается намёком на принижение остальных этносов. А называть его «российским народом» , а людей «россиянами» — абсолютно неестественно, единственным президентом, называвшим наш народ «россиянами» был Ельцин, что тоже не случайно.

При этом по-прежнему возникают казусы, например, в Европе националистами называют тех шотландцев и каталонцев, которые стремятся к независимости (т.е. образованию собственных наций). А у нас «националисты» — это шовинисты, говорящие о превосходстве своей «расы», взять хоть тех же украинских националистов.

+9 Ответить

Понятия нации и национальности — очень близки, но не всегда тождественны. Что они означают?

Что такое нация?

Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в государственности. Как правило, в ее составе присутствуют самые разные народности и этносы. Например, российская нация представлена примерно двумя сотнями различных народов, каждый из которых имеет свой язык и культуру.

Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса.

Во-первых, соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одной лидирующей народности или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Так образовывалась российская нация. Еще во времена Киевской Руси территорию страны населяли самые разные народы — и это были далеко не только славяне. После того как новым политическим центром русского государства стала Москва, нация продолжила формироваться на полиэтнических началах.

Примером образования нации на основе объединительных процессов с участием близких по культуре и языку народностей можно назвать Германию. До середины 19 века существовало несколько независимых германоязычных государств. С приходом к власти Бисмарка в Пруссии они начали объединяться и со временем сформировали Германскую Империю, населенную единой нацией — немцами.

Реклама

Во-вторых, рассматриваемая политическая общность может складываться на идеологической основе. Так появилась американская нация — как результат объединения совершенно разных народов на базе идей демократии, республиканизма, свободы слова и убеждений.

В-третьих, формирование нации зачастую осуществляется и вследствие обратной тенденции — стремления одного народа или группы таковых стать независимыми от изначально единой политической общности. Так появилась значительная часть наций, представленных государствами бывшего СССР. Изначально они были частью нации Российской Империи, позже — Советского Союза, но после его распада стали самостоятельными политическими общностями.

Есть и моноэтнические нации, представленные преимущественно одним народом. Примером государств, образованных ими, можно назвать Польшу, Японию, Южную Корею и КНДР, Албанию. Генезис этих наций происходил в рамках еще одного механизма — объединения единокровных народностей, имеющих общую культуру и язык. Но в случае с Южной Кореей и КНДР имеет место также и идеологический аспект генезиса нации — один и тот же этнос оказался разделен в силу приверженности к совершенно противоположным идеям: строительства коммунизма (в КНДР) и развития в рамках капиталистического строя, приближенного к западной модели (в Южной Корее).

Что такое национальность?

Термин «национальность» — очень неоднозначный. В английском языке он звучит как nationality и практически соответствует понятию нации. В русском языке он, скорее, будет тождественным понятию «этноса», то есть общности людей с одинаковой культурой и языком.

Вместе с тем национальность в России далеко не всегда совпадает с этнической принадлежностью человека. Чаще всего это связано с его восприятием собственной идентичности. Человек, представляющий одну из малых народностей России, вполне способен считать себя русским по национальности. Или же именоваться русским, к примеру, армянского происхождения.

В этом смысле можно пронаблюдать двойственность понятия «русский»: с одной стороны, как обозначающего этническую принадлежность человека, с другой — как обозначающего принадлежность к государствообразующему народу и позволяющего представителям других этносов идентифицировать себя как его часть.

Бывает и обратная ситуация — когда гражданин РФ, являющийся русским по национальности, отождествляет себя с представителями одного из малых российских народов. Это возможно, если он очень долго живет в одной из национальных республик РФ, выучивает местный язык, перенимает локальную культуру и традиции, заводит семью, женившись на девушке, представляющей титульную нацию республики.

Но даже в этом случае человек, как правило, не перестает считать себя принадлежащим российской нации — так же как и коренной житель той или иной республики. Несмотря на то, что по национальности русским никто из них себя не считает.

Сравнение

Главное отличие нации от национальности в том, что первый термин в русском языке чаще всего обозначает политическую общность людей, а второй — их этническую принадлежность. Как правило, в России человек определяет свою идентичность по обоим признакам.

Если гражданин РФ более или менее однозначно относит себя к определенной нации — российской, то по вопросу национальности все сложнее. Бывает так, что человек, принадлежащий к малому народу, идентифицирует себя с другим, который является государствообразующим в рамках нации. Может происходить и наоборот — если ему комфортнее ощущать себя представителем малой народности.

В английском и многих европейских языках оба термина — практически синонимы. Бывает, что жителю той или иной англоязычной страны, общающемуся с туристом из РФ, который является коренным жителем Якутии или Ингушетии, непонятно, почему собеседник именует себя не русским, а как-то по-другому — хотя приехал он из России.

Следует отметить, что в моноэтнических государствах понятие национальности в отношении населения — в русской трактовке — иногда не употребляется в принципе, поскольку нация представлена в них преимущественно одним народом, который нет смысла отделять от других. Люди, проживающие в данных странах, могут попросту не понять, как это — идентифицировать себя иначе, чем принадлежащими к государственной нации.

Определив, в чем разница между нацией и национальностью, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице.

Таблица

Нация Национальность
Что между ними общего?
В английском и многих европейских языках оба термина — синонимы
Нация может быть представлена преимущественно одной национальностью (в моноэтнических государствах)
В России человек практически любой национальности идентифицирует себя как принадлежащий государственной нации — российской
В чем разница между ними?
Обозначает политическую общность людей В русском языке — обозначает также этническую принадлежность людей
В России понимается как наднациональная общность, выступающая одним из двух критериев идентичности гражданина — наряду с национальностью В России понимается как критерий культурно-языковой идентичности — один из двух, наряду с нацией

Этнос возникает как союз племен, обитающих на одной территории и вступающих друг с другом в родственные связи. Если этнос существует на малонаселенной или изолированной территории (ограниченной естественными природными барьерами в виде гор, ущелий, рек, морей, труднопроходимых лесов и т.п.), то через несколько поколений представители этноса обретают общие портретные черты. В культуре и мифах сохраняются знания и опыт, которые передаются из поколения в поколение посредством ритуалов, легенд и текстов (устных или письменных). О механизмах трансляции мифов и культуры подробно и красочно написано, в частности, в превосходной монографии А.М.Лобок «Антропология мифа» . В этносе каждый человек имеет четкие родо-племенные координаты, он может сказать, из какого он рода, из какого племени, и воспроизвести свое семейное древо минимум на несколько поколений назад. Наиболее знатные представители этноса могут вести родословную от мифических отцов-основателей этноса.
Народность (этническая общность) возникает как союз нескольких этносов или как распространение и расширение политического, технологического, культурного и военного влияния одного этноса на другие, соседние. И в том и в другом случае наблюдается смешение этносов, и потомство от смешанных браков приобретает уже другие внешние черты, отличающие их от родителей. Тем не менее, люди, относящие себя к той или иной народности, продолжают отслеживать собственную родословную, и могут указать, из какого рода-племени они происходят. Культура народности представляет собой конгломерат этнических культур, которые взаимопроникая друг в друга, изменяются и обогащаются новыми концепциями, сюжетами, парадигмами и ритуалами. Наиболее развитые культуры и мифологические системы обычно поглощают наименее развитые и обретают потенциал распространяться за пределы данной народности. Можно сказать, что народность – это территориальная общность этносов.
Нация является следующим этапом в развитии народности, но понятие «нация», если рассуждать строго логически, уже не связано с этническим происхождением составляющих ее людей. В отличие от народности, нация является государственно-экономическим образованием, подразумевающим наличие государственного аппарата, четко очерченных границ и национальной экономики. В связи с этим, нация перестает быть только объединением этносов (этнической общностью). Нацией становится все население страны, управляемой данным государством, даже если это население принадлежит к другим группам этносов, чем те, что составлили народность, жившую на этой территории. Происхождение человека из того или иного рода продолжает играть определенную роль в государстве, но постепенно, с развитием производительных сил и экономики, люди из незнатных родов (менее влиятельных племен и этносов) получают все больше шансов занять достойное место в обществе, — иными словами, во всех нациях карьера со временем перестает сильно зависеть от происхождения и определяться им. Начинают цениться такие качества как умение управлять, личная эффективность, способность генерировать финансовые потоки, начинают работать различные «социальные лифты».
Государство – это система управления, контроля и принуждения, направленная на установление и поддержание правил и порядка на территории данной страны.
Понятие «национальность» является производным от понятия «нация». Во многих языках слово «национальность» означает «гражданство». Национальностью называют принадлежность к государственно-экономическому образованию (то есть к нации). Поэтому термин «национальность» несет в себе скорее уже не понятие этнической общности, но понятие «нации» как общности государственно-экономической.
Далее мы отступаем от жесткой логики и начинаем двигаться по территории заблуждений и допущений.
Дело в том, что многие люди разделяют заблуждение о том, что «национальность» и «нация» означает в первую очередь принадлежность к определенной народности (либо даже этносу). Так возникают лозунги «Россия для русских», «Украина для украинцев», «Германия для немцев». Произносящим эти лозунги кажется, что в их словах нет никакого противоречия. Ведь «русский», «украинец» или «немец» в их устах – это в первую очередь представитель народности, а «Россия», «Украина» и «Германия» — это наименования государственных образований, существующих на данной территории. Однако, мы понимаем, что «русский», «украинец» и «немец» в данном контексте – это обозначения национальностей, а не народностей. Если Вы, читатель, относите себя к какой-либо национальности, например, считаете себя русским или немцем, или украинцем, то задумайтесь сами: является ли Ваше национальное самоопределение следствием того, что Вы являетесь потомком определенных родов, племен и этносов, или оно является следствием того, что Вы живете на территории соответствующего государства и имеете паспорт с соответствующим гербом?
Для любого современного жителя России, Украины, Германии и других стран доказательство его этнического происхождения от определенной группы родов и племен является достаточно сложной и зачастую неразрешимой задачей. Ведь непонятно, на какую глубину следует рассмотреть генеалогическое древо, чтобы уверенно говорить о «чистоте» этнического происхождения.
Идеи национальных государств, вдохновлявшие политических лидеров на протяжении средневековья и первой половины XX века, порождены этим недоразумением: попыткой связать принадлежность к определенной народности с принадлежностью к определенной национальности.
Государства изначально полиэтнические, такие как США, Канада, Швейцария, наглядно демонстрируют нам, что национальность не связана с этническим происхождением.
По всей видимости, ум, не отточенный различать понятия, легко слепливает отдаленно похожие классификации, полагая, что нация также является этнической общностью. Поэтому политические вожди недавнего прошлого с самых высоких трибун могли говорить о «чистоте нации», в смысле этнического происхождения жителей страны от одной и той же группы этносов. То есть, говоря о «чистоте нации» они тем самым имели в виду «одинаковый набор этносов, в которые уходят генетические корни представителей данной национальности».
Но понятие «чистота нации» само по себе лишено смысла, поскольку представители данной национальности имеют в числе своих предков представителей разных этносов, племен и родов, при этом каждый представитель национальности может при желании посчитать доли, характеризующие его генетическую принадлежность к тем или иным этносам, племенам и родам, составляющих некогда народность, к которой принадлежали его предки.
Очевидно, что найти в рамках данной национальности двух людей, имеющих одинаковый долевой этнический состав предков, представляет собой сложную задачу. Иными словами, у двух представителей одной и той же национальности, этнический состав предков, скорее всего (в подавляющем большинстве случаев), будет различаться.
Также крайне трудно найти среди представителей данной национальности человека, среди предков которого не было представителей других наций, народностей, этносов, — путешественники всегда портили националистам генетическую биографию.
В современном мире, где все этносы и народности перемешиваются в едином котле смешанных браков, вряд ли можно говорить о каком-либо генетическом критерии, позволяющем отнести данного человека к данной народности однозначно и с полной уверенностью. Так о какой же этнической чистоте национальности можно вести речь? На этом фоне попытка провозглашать идею «национальных государств» (националисты понимают этот термин как государство, все граждане которого являются представителями одной народности) выглядит не только наивной, но и абсурдной.
Из этой путаницы возникает вопрос о национальном (то есть государственном) языке, который, как кажется националистам, должен быть языком какой-либо народности. В некоторых автономных республиках РФ возникли даже термины «титульная нация» и «национальный язык», которые абсурдны сами по себе.
Впрочем, все эти соображения не останавливают националистов. Им кажется, что классификатор, которым они пользуются для определения «чистоты нации», логически безупречен, несмотря на допускаемую ими путаницу в понятиях и исходных посылках.
Александр Шохов Отрывок из книги «Идеология развития России»

Tags: народность, национальность, нация, этнос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *