Стихотворения наизусть 3 класс

Стихи Пушкина, Есенина, Блока, Тютчева и др. поэтов для 3 класса

Александр Пушкин «У лукоморья…»

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом:

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказки говорит;

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там, на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках, перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там девица тужит,

А серый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт-бредёт сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет,

Там русский дух… Там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил,

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Мороз и солнце, день чудесный!

Александр Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Сергей Есенин «Берёза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

* * *

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Афанасий Фет

Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, —

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

Александр Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой.

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это всё у вороны — игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Аполлон Майков «Весна»

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней — царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Тёплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У неё не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь — и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон — уж пчёл рои шумят,

И летит победным флагом

Пёстрых бабочек отряд!

Сергей Есенин «Черёмуха»

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Афанасий Фет

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

Фёдор Тютчев

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

Сергей Есенин «С добрым утром!»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Анна Ахматова

Цветов и неживых вещей

Приятен запах в этом доме.

У грядок груды овощей

Лежат, пестры, на чернозёме.

Ещё струится холодок,

Но с парников снята рогожа.

Там есть прудок, такой прудок,

Где тина на парчу похожа.

А мальчик мне сказал, боясь,

Совсем взволнованно и тихо,

Что там живёт большой карась,

А с ним большая карасиха.

Дмитрий Кедрин «Осенняя песня»

Улетают птицы за море,

Миновало время жатв,

На холодном сером мраморе

Листья жёлтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес,

Чёрно-бурою лисицею

Под горой улёгся лес.

По воздушной тонкой лесенке

Опустился и повис

Над окном — ненастья вестником

Паучок-парашютист.

В эту ночь по кровлям тёсаным,

В трубах песни заводя,

Заскребутся духи осени,

Стукнут пальчики дождя.

В сад, покрытый ржавой влагою,

Завтра утром выйдешь ты

И увидишь — за ночь — наголо

Облетевшие цветы.

На листве рябин продрогнувших

Заблестит холодный пот.

Дождик, серый, как воробышек,

Их по ягодке склюёт.

Фёдор Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Георгий Ладонщиков «Верная примета»

Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дорогах лужи

Морщатся от стужи,

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Верная примета,

Что проходит лето,

Что опята просятся

Сами в кузовок,

Что спешит с подарками

Снова осень яркая,

Что скучает в школе

Говорун-звонок.

Александр Пушкин

«Евгений Онегин». Отрывок из главы 5

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах лёгкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

* * *

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Песенка птиц

Агния Барто «Песенка птиц»

Идут домой из школы

Четыре ученицы.

Им песенку весёлую

Насвистывают птицы.

«Шестью восемь — сорок восемь», —

Распевают снегири,

Воробьи с высоких сосен

Повторяют: «Трижды три».

Несут домой тетрадки

Четыре ученицы,

Там цифры в беспорядке.

Зачёркнуты страницы.

Два чижа сидят на ветке.

«Покажи, — поют чижи, —

Покажи свои отметки,

Все тетрадки покажи».

Бегут по переулку

Четыре ученицы:

— Мы вышли на прогулку,

А нас прогнали птицы!

«Трижды три!» — кричат вороны.

«Повтори!» — кричат вороны.

«Пятью пять!» — галдят грачи. —

Арифметику учи!»

Эмма Мошковская «Дедушка Дерево»

У дедушки Дерева

Добрые руки —

Большие

зелёные

добрые руки…

Какая-то птица

В руках суетится,

Какая-то птица

На плечи садится.

Дедушка Дерево —

славный такой —

Белку качает большущей рукой…

Жучище примчался,

И сел,

И качался,

И всё восхищался,

И всё восхищался.

Стрекозы примчались,

И тоже качались.

И мошки примчались,

И мошки качались.

И все свиристели

В пуховой постели

Смеялись, качались,

Качались, свистели!

Дедушка Дерево пчёл подхватил

И на ладони свои усадил…

У дедушки Дерева

Добрые руки —

Большие

зелёные

добрые руки…

Наверно, их сто…

Или сто двадцать пять…

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 «В»

Л.А. Ефросинина, УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Гуляева Марина Альбертовна, учитель начальных классов СОШ № 5 г. Рыбинска Ярославской области

Тема: «Стихи о Родине. С.Есенин. «Я покинул родимый дом…», отрывки стихотворений о Родине»

Цель: создание условий для осознания младшими школьниками такого чувства как любовь к Родине.

Планируемые результаты

Предметные:

— знают одно из направлений тематики творчества С.Есенина;

— умеют выделять средства выразительности (эпитеты, сравнения и олицетворения) для создания художественного образа;

— имеют представление о строфе, четверостишии как разновидности строфы;

Метапредметные:

— умеют распределять роли в группе и презентовать работу группы;

— умеют оценивать выразительное чтение одноклассников по выработанным совместно с учителем критериям;

Личностные:

— понимают эмоциональное состояние поэта, умеют передавать свои чувства через выразительное чтение;

— осознают чувство любви к Родине.

Актуализация

знаний

1.Организация работы с выставкой книг. Назовите книги, представленные на выставке. Озаглавьте выставку.

2.Беседа о поэзии:

Писатели пишут рассказы, чтобы рассказать о каких-то событиях, о героях.

— Какова задача поэзии?

— Какие чувства выражают поэты в своих произведениях?

Проговаривают названия книг, предполагают название выставки «Стихи русских поэтов».

Ответы детей: передать чувства, настроение, отношение поэта к тому, о чём он пишет

Отвечают на вопросы, строят связное аргументированное высказывание, используя строки из знакомых стихотворений.

Наблюдение.

Наблюдение.

Постановка учебной задачи

Посмотрите на портрет этого человека. Может, знаете кто это? Это портрет русского поэта Сергея Александровича Есенина. Что можете сказать об этом человеке?

  1. Портрет поэта (даты жизни)

Посмотрите на даты его жизни. Сколько лет он прожил?

  1. Сколько лет назад жил поэт?

Какие события происходили в нашей стране в эти годы? Это было тяжелое время: революция, гражданская война, первая мировая война.

  1. Проблемный вопрос:

— Какие чувства воспевает С. Есенин?

Мы можем ответить сейчас на этот вопрос? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать его произведения.

Строят связное высказывание по портрету поэта.

Предполагают, какие исторические события происходили в годы жизни С.Есенина (революция, гражданская война)

наблюдение

Анализ отрывков стихотворений о Родине

  1. Самостоятельное чтение 2-х отрывков.

Какие чувства воспевает Есенин?

2. Беседа о патриотизме:

— Как вы понимаете выражение «любовь к Родине»? Как появляется это чувство и почему оно так сильно у некоторых людей?

Показывает видеоролик

Ответ на вопрос после просмотра ролика

3. Прочитайте строки из стихотворения, которые говорят о силе любви к Родине.

4. Что значит слово Русь? (отрывок из рассказа С. Романовского «Русь», 2 класс).

Помните во 2 классе мы читали рассказ Сергея Романовского «Русь», Катя выступала с этим произведением на конкурсе чтецов. Давайте ее послушаем еще раз.

  1. Прочитайте выразительно первый отрывок, передайте при чтении чувства поэта. Что поможет передать особые чувства? (голос)

Окраска голоса. Это называется тембр голоса.

Что будем передавать голосом? (нежность, любовь). А в каком темпе будем читать эти стихи?

На доске запись: Критерии оценивания: неторопливый темп, тембр голоса, передающий нежность.

  1. Словарная работа

Давайте поработаем со вторым отрывком. Вы его прочитали. Здесь есть выделенные слова. Давайте прочитаем самое первое выделенное слова и найдем его значение.

Послушайте поверье.

  1. РТ стр. 39, № 1

Какие рифмы вы подчеркнули?

  1. Выразительное чтение отрывка. Какие качества голоса должны проявиться при чтении?

На доске запись: неторопливый темп, тембр, передающий возвышенное настроение, громкость

  1. Чем похожи эти два отрывка?

Сравните темы. Какие чувства передает Есенин? (восхищение, любовь, очень большую, сильную любовь)

Отвечают на проблемный вопрос.

Строят свободное связное высказывание на заданную тему.

Смотрят видеоролик.

Находят в тексте и читают: «Я буду воспевать

Всем существом в поэте».

Формулируют несколько значений понятия «Русь».

Выразительное чтение отрывка стихотворения С. Есенина с ориентированием на критерии: неторопливый темп и тембр голоса, передающий нежность.

Выполняют самостоятельно, осуществляют взаимопроверку.

Выразительное чтение 2-ого отрывка стихотворения С. Есенина с ориентированием на критерии: неторопливый темп и тембр голоса, передающий возвышенное настроение, громкость.

Делают обобщение о тематике стихов С. Есенина.

Оценочные высказывания детей о выразительности чтения одноклассников.

Взаимопроверка на основе сличения с образцом

Оценочные высказывания детей о выразительности чтения одноклассников.

Исследование текста стихотворения «Я покинул родимый дом…»

  1. Чтение учителем стихотворения С.Есенина «Я покинул родимый дом…»

Послушайте еще одно стихотворение Сергея Есенина.

— Какие чувства выразил поэт?

— Как вы считаете, похожи или нет отрывки, которые прочитали и это стихотворение?

Прочитайте стихотворение самостоятельно, попробуйте найти сходство и различие.

2. Заглянем в мастерскую поэта, исследуем, какими средствами он так пронзительно рисует своё состояние.

Анализ стихотворения по строфам

1 строфа (работа первой группы)

Группа получает карточку с вопросами — помощниками.

1.Какие эпитеты использует поэт, когда говорит о Родине? (родимый дом, голубая Русь)

2. Какие картины вспоминает автор вдали от дома?

3. Как поэт говорит о грусти матери? (Теплит матери старой грусть).

4. Объясните значение слова «теплит».

2 строфа (вторая группа выполняет задание 2 в РТ)

Какие сравнения использует поэт? Для чего?

3 строфа (третья группа выполняет задание 4 в РТ)

Зачем повторяет слова «Я не скоро, не скоро…»

4 строфа (четвёртая группа)

(вопрос и задание на карточке)

  1. С чем сравнивает себя поэт? (обратите внимание на портрет поэта)

  2. Найдите и запишите рифмующиеся слова.

  3. Как говорит поэт о тех людях, кто любит его?

Организация проверки работы.

Группа читает строфу, с которой работали.

— Что вы открыли в этой строфе?

— Что же нам удалось подсмотреть в мастерской поэта? Какие выразительные средства он использует для создания художественного образа, как передает свои чувства?

3. Мы с вами сегодня исследовали секреты стихов. Важно знать теорию литературы.

В начале урока вы проверяли свои знания. Давай еще проверим.

Выполнение задания 3 в РТ

Выполните самостоятельно.

Проверьте работу друг у друга, сравнив ее с образцом на доске. Оцените работу. За каждую правильную запись – 1 балл. Поставьте количество баллов на листочке.

Слушают чтение учителя, передают, какие чувства выразил поэт в стихотворении (любовь к Родине, чувства печали, грусти, одиночества, тоски)

Вычитывают сходство в теме (о Родине) и главном чувстве – любовь к Родине;

различие в настроении: радостное, возвышенное и грустное, печальное.

Работа в группах. Исследуют, какие языковые средства выразительности использует поэт.

Готовят связное высказывание (с помощью вопросов) об использовании эпитетов, олицетворения.

Выразительное чтение строфы.

Выполняют задание в тетради, объясняют, что дают метафоры для представления картины природы и портрета отца.

Выразительное чтение строфы.

Выполняют задание в тетради, объясняют, что повтор усиливает состояние печали.

Выразительное чтение строфы.

Строят связное высказывание о сходстве шевелюры поэта и кроны клёна.

Выразительное чтение строфы.

Презентация выводов каждой группы по результатам проделанной работы.

Дети выполняют задание, сравнивают с образцом, 1 балл за правильный ответ.

Наблюдение

Оценочные высказывания детей о работе каждой группы, корректировка высказываний (если нужно), дополнения, уточнения.

Взаимопроверка и оценивание работы одноклассника в соответствии с критериями.

Итог урока

— С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

— О чём пишет Сергей Есенин во многих своих стихах?

— Какие чувства воспевает Сергей Есенин?

— Какие языковые средства выразительности использует для создания яркого образа?

Дают обобщённые ответы на вопросы.

Наблюдение

Домашнее задание

Подумайте, как бы еще хотели поработать с этим стихотворением.

Дети предлагают прочитать стихотворение выразительно, выучить его наизусть, нарисовать иллюстрацию (тетрадь на с 40 задание № 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *