Фантастические рассказы про космос

Важина Ксения

Миссия на планете Ai

Я всегда хотела полететь в космос и узнать, есть ли на других планетах цивилизации. Недавно я посмотрела передачу про космические путешествия и поняла, что инопланетная жизнь существует на самом деле. Было много свидетелей, которые видели космические летающие тарелки, показывали сюжеты и фотографии НЛО. Но чтобы самой полететь в космос, нужно для начала построить ракету. Ракеты я строить не умею, поэтому попросила помощи у папы. Вместе мы нашли подробную инструкцию, собрали материалы для постройки и принялись за дело. Спустя неделю ракета была готова к полёту. Я собрала провизию и другие нужные в космосе вещи.

Попрощавшись с родителями, я залезла в ракету. Начался обратный отсчёт: «Десять, девять, восемь,…три, два, один, пуск!» Ракета стремительно полетела ввысь, оставляя за собой облако густого серого дыма. В иллюминатор я видела, как мама и папа машут мне на прощание рукой. Послав им в ответ воздушный поцелуй, отправилась в кабину, где сразу же принялась изучать панель управления ракетой. Она оказалась довольно простой, хотя там и было множество кнопок разных цветов, рычажков и колёсиков. Пришлось указать бортовому компьютеру пункт назначения «Планета Ai» и только после этого быть свободной. Оказалось, что моя ракета летит уже в глубоком космосе. Чёрное бездонное пространство было усеяно белыми звёздами, изредка пролетали кометы с длинными и короткими яркими хвостами, рядом виднелись какие-то мелкие планеты со спутниками. Я немного проголодалась, поэтому достала еду в тюбиках, которую купила в специальном магазине на Земле. Никогда раньше мне не приходилось есть из тюбиков, это было для меня в новинку. Все мои опасения были напрасны – пища оказалась очень вкусной и питательной. Я не заметила, как уснула. Не знаю, сколько проспала, но разбудил меня сильный удар и резкий толчок ракеты о землю. В космосе нет атмосферы, поэтому перед тем, как выйти наружу, я надела скафандр. На планете Ai оказалось довольно жарко, земля была сухая и покрыта трещинами. А в этих трещинах были зажаты глыбы самых разных размеров. В небольшом углублении рядом с камнем смогла разглядеть немного чистой прозрачной воды. Я поняла, что на этой планете нет водоёмов, но из самой земной поверхности понемногу испаряется вода. В некоторых местах росло что-то наподобие земной верблюжьей колючки. Этим растениям явно не хватало влаги, они поникли.

Вдруг мне показалось, что чья-то тень промелькнула передо мной. Её очертания походили на какое-то животное. Я осторожно обернулась и увидела самую настоящую овечку! Обойдя существо со всех сторон, внимательно его рассмотрела. Внешне оно мало чем отличалось от земной овцы, только шерсть была бледно-розовая, и ушки были крупнее. Эта милая овечка очень мне понравилась, и я захотела её обнять. Но не успела протянуть к ней руки, как овечка начала издавать непонятные звуки. Так это же инопланетянин! Странное существо подошло ко мне поближе и дало себя потрогать. Шерсть у него была мягкая-мягкая и напоминала розовое пушистое облако. И вдруг животное заговорило. Его речь была похожа на земную. Некоторые звуки существо не выговаривало. Я поняла, что этого инопланетянина зовут Пуффит, и он из местной цивилизации. Их планета Ai раньше была засажена растительностью, но после катастрофического падения на планету огромного метеорита, почти все растения погибли, остались здесь жить только ПуFFиты. Это маленькое существо попросило меня вновь озеленить их планету, чтобы здесь смогли, как и раньше, жить другие виды животных и растений. Мне стало жалко этих маленьких ПуFFитов, и я согласилась помочь. Но не знала, как спасти планету. А пока думала, решила разузнать, как же живут эти инопланетяне. Оказалось, что ПуFFиты довольно разумная цивилизация, подобно людям они строят себе жилища, добывают еду и ведут активный образ жизни. В центре их города стоит высокая большая башня. Неподалёку стоят жилые постройки, огибающие башню кольцом. Следующее кольцо составляют развлекательные центры и заводы. Внешний круг – это пушки и смотровые башни на случай нападения. Уже начало смеркаться, и я пошла ночевать в ракету. На следующий день решила осуществить свой план по спасению планеты Ai. Я собрала всех ПуFFитов и дала им семена разных растений. Они посеяли эти семена по всей планете, что заняло у них всего лишь сутки. Теперь надо осуществить вторую часть плана. У меня в ракете был большой запас воды. Я залила эту воду в грузовой отсек и взлетела. С высоты из огромного распылителя полила планету. Через несколько дней начали появляться ростки и почки. А через пару недель вся планета была зелёной, как и прежде. На каждом шагу можно было встретить деревья разных видов, большие и маленькие кустарники, цветы невиданной красоты. ПуFFиты были очень рады, что их планета Ai снова была покрыта растительностью. В знак благодарности они подарили мне колечко, с помощью которого можно телепортироваться на их планету.

И вот моя ракета отправилась в обратный путь. В полёте мне не было скучно, ведь я увидела инопланетную цивилизацию, познакомилась с её жителями ПуFFитами и помогла озеленить целую планету. Когда вернулась домой, меня радостно встречали родители. Я рассказала им о своей встрече с цивилизацией ПуFFитов и о том, как помогла им озеленить планету Ai. И тут зазвонил будильник, и всё исчезло: и ракета, и скафандр. Но когда я посмотрела на руку, то увидела у себя на пальце колечко, подаренное мне ПуFFитами…

Тайны космоса влекут человечество через время и пространство. Яркость звезд привлекает романтиков, а планета Земля силой притяжения удерживает многих любопытных от поверхности холодной Луны, любвеобильной Венеры, загадочных Урана и Сатурна. Мифы, легенды и рассказы о Космосе из глухих тысячелетий привлекают ученых, молодое поколение и детей.

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Популярными и для современной молодежи являются рассказы о космосе, Юрие Гагарине, НЛО, планетах-спутниках.

Натягивайте смело свой скафандр и добро пожаловать на сайт! Здесь вас ожидает много неизведанного! Все о космосе! Для настоящих путешественников, фантазеров и, конечно же, реалистов! Температура космоса, лучевая болезнь, существование жизни на других планетах, – ну как, захватывает?

Для вашего удобства осуществлен поиск по сайту. Введя ключевое слово, вы найдете рассказы и статьи по необходимой тематике. В левой части расположен рубрикатор, позволяющий быстро найти нужный раздел статей либо рассказов о космосе. Вашему вниманию предоставляется галерея изображений, в которой находится множество иллюстраций космических тел, планет, первых космонавтов и их кораблей.

Знакомство с космосом будет интересно и для детей! Маленькие рассказы о космосе, Жюле Верне, животных-космонавтах не только привлекут внимание ваших малышей, но и не дадут скучать бабушкам и дедушкам. А юным студентам мы предлагаем бесконечный список рефератов о космосе. Мы будем рады видеть на своем сайте и творческих людей, которые пишут стихотворения, фантастические рассказы о космосе.

Благодарим вас за посещение нашего сайта! Надеемся, что вы с пользой и интересом проведете время! Сделайте свой первый шаг в неизведанный, большой космос, как сделал это когда-то Юрий Гагарин!

Фантастика VS Фэнтези?

Существует мнение, что книги научной фантастики уступили место литературе в стиле фэнтези, но так ли это на самом деле? Этим жанром вдохновляются не только рядовые читатели, но и реальные ученые, а многие из них даже проверяют свежие произведения на соответствие научным фактам.

Космические приключения и невероятные открытия, которые описывает современная научная фантастика, вполне могут стать реальностью в далеком или не очень будущем. Ежегодно книги sci-fi получают престижные награды «Хьюго» и «Локус», поэтому познакомиться с данным жанром стоит каждому, хотя бы для общего развития.

«Слияние» Дженнифер Уэллс

Есть ли жизнь за пределами Земли? Узнать об этом можно из книг про инопланетян. Команда ученых во главе с доктором Джейн Холлоуэй отправляется к центру галактики – планете Терак, однако по пути корабль сталкивается с Кай’Мемном, после чего требует длительного восстановления. В тоже время дочь одного из специалистов НАСА по имени Зара добирается до секретной информации и представляет ее на всеобщее обозрение в интернет.

Девочка без труда учит инопланетный язык и возглавляет команду таких же как она, особенных подростков, которых правительства по всему миру принимают на работу в качестве переводчиков на общегалактический язык. Космические войны уже давно угрожают гибелью Земле, однако благодаря детям у планеты появляется шанс на выживание.

«Ложная слепота» Питер Уоттс

Наряду с Лю Цысинем и Энди Уиром Питер Уоттс возглавляет ряды лучших современных фантастов. Его «Ложная слепота» создала эффект разорвавшейся бомбы в среде почитателей научной фантастики. Потому что давно не публиковались книги, привносящие в старую-добрую НФ что-то новое. Творчество Уоттса — и есть «новое» в фантастике. И, пожалуй, даже «завтрашнее».

В недалеком будущем человечество столкнулось с неоспоримым фактом существования внеземной жизни. Как интерпретировать другие, последовавшие за этим этим факты — вот вопрос, который интересует героев книги. Космический корабль «Тезей» понес в недра космоса команду землян с целью установить контакт и найти ответы. Мало кто был к ним подготовлен…

Sorry, your browser does not support the video tag.

«Тихая война» Пол Макоули

Задумывались ли вы над тем, что будет происходить на нашей планете спустя пару веков? Фантастическая книга про выживание подробно описывает жизнь человечества в 23 веке, после масштабной экологической катастрофы, которая заставила общество вернуться к доиндустриальному укладу жизни. Теперь власть распределена между несколькими семьями, а все остальные люди адски работают, чтобы восстановить земную экосистему.

Некоторым удалось сбежать на луны соседних планет – Сатурна и Юпитера, а их потомки со временем создали там поселения и города с демократическим укладом. Династии Земли и жители внеземных колоний не могут прийти к общему мнению о дальнейшем развитии человечества и оказываются на пороге войны.

«Аврора» Ким Робинсон

Космические приключения в книге начинаются на расстоянии 12 световых лет от нашей планеты. Гигантский корабль транспортирует на своем борту по Млечному Пути более двух тысяч пассажиров, отправившихся к новому солнцу. Дорога заняла полтора века и за это время на корабле сменилось целых 6 поколений эмигрантов, когда наконец им удалось приблизиться к водной планете в 12 раз меньшей, чем родная Земля.

Им ничего не известно об освоении космоса, однако попав в замкнутую систему, они воссоздают архипелаг, на котором присутствуют все климатические зоны. Станет ли счастливой жизнь человечества вне Солнечной системы?

«Превыше империи» К. Уеджерс

Космоопера о невероятной девушке, которая помимо контрабанды и торговли оружием обладает еще одной важной ролью – занимает пост императрицы Индраны, последняя в своем роду.

Хейл Бристоль смертельно опасна, но в то же время обязана народу планеты собственной жизнью и теперь должна спасти его, вернув себе свое законное место во дворце. Девушке придется найти союзников, распутать нити лжи и вернуть мир и безопасность своим подданным.

«Марсиане» Ким Робинсон

Сборник рассказов об освоении четвертой от Солнца планеты, дополнивший трилогию книг про марсиан. Герои хорошо
тны фанатам произведений автора. Психолог Мишель Дюваль, талантливый ученый Сакс Рассел и ранимая Майя Тойтовна родились на великолепной, но не очень дружелюбной планете, однако сумели полюбить ее всем сердцем.

Сборник из 28 рассказов придется по душе тем, кто знаком с основной трилогией. Для тех, же, кто хочет познакомится с творчеством Кима С. Робинсона, книга станет менее понятной — но оттого не менее интересной!

«Телепорт» Стивен Гулд

Герой книги «Телепорт» — семнадцатилетний Девид Райс, который практически не помнит своей матери, оставившей семью и исчезнувшей в неизвестном направлении. Вся злость и обида на жену вымещается отцом на юном парне. Деви в ожидании очередной взбучки закрывает глаза, мечтая оказаться в безопасном месте и однажды ему это удается – подняв веки он обнаруживает себя в другой части города.

Теперь мальчишке удается перемещаться в пространстве при любой угрозе его покою. Он решает покинуть отчий дом, чтобы найти мать. Удастся ли Девиду совершить задуманное, особенно после того, как о его умении узнает беспощадный и опасный враг? Книга о телепортации стала основой сценария нашумевшего блокбастера и несомненно достойна прочтения.

«Пламя над бездной» Вернор Виндж

Сюжет «Пламени…» полон космических кораблей, незнакомых рас гуманоидов, различных планет, мутантов, трансформеров, невероятных открытий и захватывающей виртуальной реальности. В фантастическом мире будущего обитает раса, хранящая секреты вселенной, и умеющая… много чего. В основе их дара — достигший интеллектуальной сингулярности ум, феномен которого предстоит раскрыть читателю.
Книга обладает премией «Хьюго» и лядом других престижных литературных грантов.
Кстати, сюжет романа Иэна Бэнкса «Алгебраист» имеет похожую фабулу и масштабы, тоже был номинантом «Хьюго» и «Локуса», но — что более интересно для украинского читателя — стал лауреатом фестиваля «Дни Фантастики в Киеве» (2011) в категории «Переводной роман».

«2001: Космическая Одиссея» Артур Кларк

Классическа современная фантастика, на много лет опередившая свое время. В НФ-романе описываются события 1999 года, во время которых на Луне было найдено нечто, передававшее сигналы в космос. Ученым удалось определить направление космического сигнала – планета Япет, один из спутников Сатурна, и именно туда отправили межпланетный корабль «Дискавери».

Артур Кларк — обладатель 4 премий «Небьюла», 4 «Хьюго» и 1 «Локуса». Само его имя послужило названием для премии по фантастической литературе. Премия Артура Кларка присуждается с 1986 года. Стэнли Кубрик снял по его роману одноименный легендарный фильм.

Sorry, your browser does not support the video tag.

«Смотри в лицо ветру» Иэн Бэнкс

Несколько столетий назад завершилось противостояние идиран с Культурой – самая масштабная война в космосе. После жестоких битв были уничтожены звезды Новых Близнецов, и только сейчас их свет достиг обиталища Масак – обители знаменитого во всей галактике композитора Махрая Циллера.

Музыкант собирается презентовать свою новую симфонию, посвященную прошедшей войне, однако к нему прибывает эмиссар Майор Квилан, который пытается убедить Циллера вернутся на родную планету…

Другие статьи похожей тематики:

  • 12 лучших книг для подростков
  • ‘Песнь Льда и Огня’: юбилей Мартина, новинки, планы на будущее
  • 10 кращих українських книг сучасності

Б. Ляпунов

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Б. Ляпунов, 1965

Мир приключений: Альм. — М., 1965. — Кн.11. — С. 769-783.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Фантастика? Это выдумки, это небылицы, это сказки, хотя бы и с примесью науки. А бывает даже и без нее…

Фантастика? Это прогноз, это предвидение, это художественное воплощение замыслов инженера и техника, это попытка изобразить жизнь и человека будущего…

Фантастика? Это развлекательное чтение, это романы приключений, в которых наука присутствует постольку поскольку… Нужен же автору какой-то стержень, чтобы развить увлекательный сюжет!

Конечно, такие ответы на вопрос «что такое фантастика?» не определяют верно ее существо. Она не может целиком отрываться от объективных законов науки, хотя и не должна ограничиваться только тем, что уже известна сейчас или намечается для ближайшего будущего. Она не может ограничиваться только научно-техническим предвидением, хотя и раньше и теперь нередки случаи, когда мечта становится былью. Она может, наконец, и не уложиться в обычные формы приключенческого романа, повести, рассказа, хотя увлекательный сюжет и отличает многие произведения научной фантастики.

Разноречивые мнения приходится слышать о научно-фантастической литературе, различные предлагаются ее определения. Так происходит, вероятно, потому, что сама эта литература стала достаточно сложной и не укладывается в привычные старые рамки.

Но какие бы споры ни происходили вокруг понятия «научная фантастика», она развивается в целом успешно, она завоевывает многие литературные жанры вплоть до сатиры и юмора, памфлета и сказки.

Красноречива статистика: примерно за полтора послевоенных десятилетия в Советском Союзе выпущено столько произведений фантастики, сколько за весь предвоенный период, начиная с 1917 года, а с 1958 года по 1965 число их перешло за пятьсот!

Непрерывным потоком выходят новые романы и повести, рассказы и очерки, пишутся даже стихи, создаются киносценарии и пьесы на самые различные темы. Фантастику печатают у нас центральные, республиканские, краевые и областные издательства, выходят и отдельные книги, и сборники, и альманахи.

Фантастику помещают журналы, и, наконец, о фантастике спорят на страницах тех же журналов, на страницах газет и перед объективами в телестудиях.

Надо отметить, что намного чаще переводятся сейчас у нас научно-фантастические произведения зарубежных авторов — как западных, так и представителей братских социалистических стран.

Советская фантастика сегодняшнего дня стремится показать, как отобразится на человеке развитие науки и техники в ближайшем будущем и в далеком завтра, каким он будет, какими станут его жизнь, его думы, чаяния, поступки, какими станут отношения между людьми. Фантасты хотят изобразить грядущие завоевания человеческого гения, для которого нет преград. К чему приведет сам прогресс техники, что можно от него ожидать? Во что выльются успехи науки, которые только зарождаются сейчас?

Не случайно, что одна из главнейших тем нашей фантастики — это покорение космоса, ибо в этом наиболее ярко проявляются созидательные способности человека. Но не забыты и другие темы. Кибернетика с ее поистине удивительными возможностями и физика, биология и медицина, необыкновенные путешествия, притом не только в космосе, — все это и многое другое занимает писателей, мечтающих о будущем. Писатели стали чаще обращаться к неразгаданным тайнам природы, к загадкам, которые скрывает наша Земля. Они занимаются фантастикой сказочной (разумеется, по-современному), пишут фантастические памфлеты, их интересует будущее в широком смысле слова, и они создают произведения о жизни грядущего коммунистического общества, показывают не одну лишь его технику и науку, но прежде всего людей. Это относится и к произведениям ряда молодых фантастов, пытающихся показать человека, его душевный мир, переживания и поступки, стремящихся ставить те или иные моральные и социальные проблемы.

Рассказывать о новинках научно-фантастической литературы становится делом все более и более трудным. Каждый год появляются новые имена, разрабатываются новые темы.

Трудно охватить созданное фантастами с исчерпывающей полнотой. Мы познакомимся с наиболее значительным и интересным, выпущенным центральными издательствами за последние три года, что займет место на книжной полке любителя фантастики.

Имя И. А. Ефремова — автора «Туманности Андромеды» — широко известно всем любителям фантастики. Последнее издание этого романа вышло в 1962 году в «Молодой гвардии». В 1964 году издательство «Детская литература» выпустило сборник его рассказов «Сердце Змеи». «В целом сборник охватывает все периоды моей работы и все интересующие меня темы в области научной фантастики», — пишет в предисловии И. А. Ефремов. В нем вы найдете уже знакомые читателям повести и рассказы о необыкновенных явлениях природы («Встреча над Тускаророй», «Озеро Горных духов», «Олгой-Хорхой»).

В сборник включены и произведения того же раннего цикла, рисующие образы людей — неутомимых искателей, разведчиков неведомого (рассказы «Белый рог», «Бухта Радужных струй», «Обсерватория Нур-и-Дешт», повесть «Тень минувшего»). Повести «Юрта Ворона», «Сердце Змеи» и «Афанеор, дочь Ахархеллена» относятся к числу более поздних произведений Ефремова. «Юрта Ворона» рассказывает о советских геологах, открывших новое месторождение свинцовой руды. Действие повести «Афанеор, дочь Ахархеллена» происходит в наши дни в пустыне Сахара.

«Сердце Змеи» переносит нас в далекое «космическое» будущее человечества и описывает встречу экипажа земного звездолета «Теллур» со звездолетом разумных существ далекого мира, которые знакомят людей с иной жизнью, с иной цивилизацией.

И. А. Ефремов недавно опубликовал большой роман «Лезвие бритвы» (издательство «Молодая гвардия», 1964). Автор считает его экспериментальным. Это попытка показать, насколько важно изучение человеческой психологии, процессов познания, восприятия окружающего мира, поведения для воспитания человека будущего. «Лезвие бритвы» не является научно-фантастическим произведением, оно построено как остросюжетный роман приключений, но содержит много интересного, познавательного материала о психофизиологии человека.

Фантастическая повесть А. и Б. Стругацких «Возвращение (Полдень. 22-й век)», выпущенная Детгизом в 1962 году, является попыткой обрисовать некоторые черты коммунистического мира — мира высшей человечности, ясности и чистоты, попыткой создать образ человека этого общества, не знавшего голода, войн и несправедливостей прошлого, занятого увлекательнейшей творческой работой, истинного хозяина Вселенной, свободного от власти вещей н от предрассудков. Повесть состоит из цикла новелл, связанных общими героями-людьми труда и подвига. Это космонавты, ученые, учителя, охотники — наши далекие потомки и в то же время близкие, понятные нам. Лучшие наши стремления, чаяния и поступки созвучны стремлениям, чаяниям и поступкам героев «Возвращения».

В повести «Стажеры» (издательство «Молодая гвардия», 1962) сделана попытка изображения переходного периода от нашего времени к коммунистическому будущему, когда происходят грандиозные сдвиги в психологии людей, когда завершается борьба против мещанской идеологии и пережитков прошлого. Действие повести происходит в XXI веке на корабле, посещающем научные станции в космосе.

В 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник фантастических повестей А. и Б. Стругацких «Далекая Радуга» («Далекая Радуга» и «Трудно быть богом»). «Далекая Радуга» — повесть о людях далекого будущего, ученых, стоящих перед лицом неизбежной катастрофы, которая грозит гибелью всему живому на маленькой планете. Как поведут они себя, как распорядятся своей жизнью, своими открытиями в критических обстоятельствах? Эту проблему социально-психологического, философского плана и пытаются решить авторы.

На страницах повести «Трудно быть богом» человек светлого будущего сталкивается с уродливым прошлым. Он возмущен и потрясен увиденным, но вправе ли он помочь людям? Здесь также ставятся философские проблемы — о человеке и истории, о праве на вмешательство в ход исторического процесса. Для обеих повестей характерна вера в человека, в победу разума и гуманизма.

В сборнике «Фантастика, 1962 год» (издательство «Молодая гвардия») читатель найдет повесть А. и Б. Стругацких «Попытка к бегству». В ней провозглашается утверждение подвига во имя высокой цели, необходимость активной борьбы за будущее — хотя бы и ценой жизни.

В центре внимания писателя — современная наука, кибернетика, физика, биология, научные открытия и судьбы людей, ученый в капиталистическом мире. Нередко он обращается к жанру памфлета (например, «Мир, в котором я исчез» — в одноименном сборнике, и «Машина ЭС», модель № 1″-там же, «Прямое доказательство» — в сборнике «Пурпурная мумия»). В сборнике «Мир, в котором я исчез» вы найдете рассказы, посвященные биохимии, кибернетике; повесть «Полосатый Боб» затрагивает проблему борьбы против атомного оружия.

Среди произведений, вошедших в сборник «Формула бессмертия», — повесть «Глиняный бог». В ней использована мысль о возможности изменения искусственным путем состава живых белков заменой в них углерода кремнием. Ученые фашистского толка ведут изуверские опыты по превращению людей в «каменных» солдат, которые ничего не будут бояться. Опыты эти удается вовремя сорвать.

В сборник вошли также рассказы «Лицом к стене» — о попытке проникнуть в антимир; «Формула бессмертия» — о разгадке генетического кода, об управлении наследственностью, и как следствие этого — об искусственном выращивании живых существ в лаборатории; «Людвиг» — о будущих кибернетических машинах, способных к подлинному творчеству. Маленькие фантастические новеллы «Послесловия к Уэллсу» — новые концовки к известным романам «Человек-невидимка», «Машина времени», «Борьба миров» и «Первые люди на Луне», написанные в юмористическом тоне.

В «Пурпурной мумии», кроме произведений, вошедших ранее в другие сборники, помещены новые рассказы: «Импульс Д», «Пурпурная мумия», «Новое направление», «Электронный молот», «Перпетуум-мобиле» и «Прямое доказательство». В этих рассказах, как и в большинстве других, автор обращается к проблеме «наука и человек». Показывая удивительные перспективы научных открытий, в особенности сделанных на стыке физики, биологии, медицины, кибернетики, химии, он привлекает внимание к вопросу об ответственности ученого в наш сложный, полный противоречий век. Отсюда — и антивоенная направленность ряда рассказов, сюжетная основа которых — борьба против новейших изощренных способов уничтожения и разрушения.

В сборнике Г. Гуревича «Пленники астероида» (Детгиз, 1962) помещены рассказы на космические темы, объединенные общей идеей: цепь открытий в космосе непрерывно продолжается, и успех достигается коллективным трудом. Герои идут от Луны (рассказ «Лунные будни») к астероидам (повесть «Пленники астероида»), от них — за пределы Солнечной системы, к звездам (рассказы «Инфра Дракона» и «Функция Шорина»). Они сначала исследуют, а затем обживают космос, переделывают его и даже раскалывают старые планеты и проектируют новые (рассказы «Первый день творения» и «Мы-с переднего края»). Человека мы видим и в космических буднях, и в дни грандиозных космических свершений.

Другой сборник научно-фантастических повестей Г. Гуревича — «На прозрачной планете» (Географгиз, 1963) — посвящен борьбе за покорение земных глубин, за обуздание стихийных сил природы.

Действие повести А. Громовой «Глеги» (сборник «Фантастика, 1962 год») происходит на далекой планете, жители которой просят прибывших к ним землян найти средство от. свирепствующего там страшного вирусного заболевания, превращающего разумное существо в автомат. Вирус был выведен по приказу правителей планеты, чтобы создать армию рабов, но стал грозить гибелью всей разумной жизни.

Попытка моделировать работу головного мозга и создать человекоподобных мыслящих роботов — тема другого произведения А. Громовой-романа «Поединок с собой» (Детгиз, 1963). Эксперимент кончается катастрофой — искусственные люди выходят из-под власти своего создателя и погибают вместе с ним. «Но «Поединок с собой» — не научное исследование, а роман, -пишет автор, -о трагической судьбе гениального человека и о роли науки в буржуазном обществе, о беззаветной преданности науке, о верной дружбе и о печальной любви, о победе человеческого разума и о горечи поражения, — словом, о жизни со всей ее сложностью».

«Книга о новейших фантастических открытиях и старинных происшествиях, о тайнах вещества и о многих приключениях на суше и на море» — таков подзаголовок фантастического романа Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Экипаж Меконга» (Детгиз, 1962). Это достаточно точное определение существа романа, в котором прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой. «Многие приключения на суше и на море» приводят его героев, в конце концов, к разгадке дошедшей до нас из глубокой древности тайны металла, способного проникать сквозь любые твердые тела. «Новейшие фантастические открытия» связаны с тенденциями развития современной науки, стирающей белые пятна в наших знаниях о строении вещества.

В 1964 году издательство «Знание» выпустило сборник научно-фантастических рассказов Е. Войскунского и И. Лукодьянова «На перекрестках времени». Авторы рассказывают о возможности путешествия во времени, о находке следов прошлого, запечатленных самой природой на кристаллах, о фантастическом мире, населенном кибернетическими машинами, которые вышли из подчинения своих создателей, о попытках победить старость. Пути развития науки и судьбы открытий — таков социальный и философский смысл ряда рассказов этого сборника.

Перу молодых фантастов Е. Парнова и М. Емцева принадлежат два сборника — научно-фантастических рассказов «Падение сверхновой» (издательство «Знание», 1964) и повестей «Уравнение с Бледного Нептуна» (издательство «Молодая гвардия», 1964). Идеи, стоящие на переднем крае современной науки, -о физической природе пространства и времени, о свойствах нервных клеток, законах человеческого мышления, проблемы и перспективы бионики — таковы отправные точки фантастики Емцева и Парнова. Герои их произведений — ученые, активно вторгающиеся в сложный и противоречивый мир неведомого, который приоткрывается уже сегодня. Авторы перекидывают мост от настоящего к будущему и рисуют картины, которые кажутся сейчас совершенно фантастическими.

«Молекулярное кафе»-первый сборник научно-фантастических рассказов И. Варшавского (Лениздат, 1964), который печатался до этого в периодике и различных сборниках. Автор затрагивает широкий круг проблем-главным образом связанных с кибернетикой и биологией. Ряд рассказов носит юмористический, пародийный и памфлетный характер. В них высмеиваются «штампованные» сюжеты, бытующие в западной фантастической литературе; показывается, до какого абсурда может довести идея о полной замене человека машиной и каковы политические последствия решения кибернетических проблем буржуазной наукой (разделы сборника «Автоматы и люди», «Секреты жанра»). Рассказы раздела «Большой космос» носят психологический характер, показывают, какие сдвиги в сознании людей, их мироощущении и отношениях между собой произойдут в «космическую» эпоху.

В 1965 году вышел второй сборник рассказов И. Варшавского — «Человек, который видел антимир» (издательство «Знание»). Рассказы этого сборника также касаются многих интересных проблем: мыслящих роботов, биоэлектроники, парадоксов пространства-времени и других. В сборнике широко представлены юмористическая фантастика и фантастические памфлеты.

В цикле рассказов В. Сапарина, объединенных в сборнике «Суд над Танталусом» («Молодая гвардия», 1962), действие разворачивается в далеком будущем, когда людям станет подвластной не только Земля, но и другие планеты. Танталус- это последний микроб, уцелевший на преображенной Земле. И вызванная им внезапная эпидемия была последним бунтом земной природы против человека. Бунт удалось подавить.

Герои других рассказов Сапарина отправляются на Венеру, где создается поселок. Они встречаются с обитателями этой загадочной планеты. В центре внимания писателя люди грядущего века, их отношения, борьба со стихией, стремление познать неизведанное и, наконец, совершенная техника, которой они располагают.

Встречи с неразгаданными тайнами природы, с «чудесами», с необычным — таково содержание произведений, помещенных в сборнике фантастических повестей и рассказов С. Гансовского «Шаги в неизвестное» (Детгиз, 1963). В сборник вошла повесть «Шаги в неизвестное», в которой описаны удивительные происшествия, вызванные лучами, ускоряющими ход времени. Герой рассказа «Миша Перышкин и Антимир» встречается с жителем антимира, существующего параллельно с нашим обычным миром. Другие необыкновенные встречи-с живым мамонтом («Младший брат человека»), со змеей, обладающей необыкновенной силой и жизнеспособностью («Стальная змея»), с необычным животным, состоящим из отдельных клеток, которые могут объединяться в единый организм и разъединяться («Хозяин бухты»). В новый сборник С. Гансовского «Шесть гениев» (издательство «Знание», 1965) включена одноименная повесть и рассказы «Соприкосновение», «День гнева», «Голос», «Двое».

Автор рассказывает о «чудесах», творимых человеком, который изучает, а затем изменяет и совершенствует свою природу.

«Каждую из таких историй можно было бы назвать встречей с чудом, -пишет автор. -Такая встреча может прояснить характер и отдельного человека, и целого общества. Ну, а само «чудо»? Возможно ли оно в наш век?.. Даже очень возможно. В сущности, чудеса обступают нас со всех сторон. Ведь сами мы, люди, тоже представляем собой величайшее из чудес».

Встречи с неизвестным мы найдем и в произведениях А. Шалимова (сборник «Тайна Гремящей расщелины». Л., Детгиз, 1962). Живых исполинских ящеров встречают герои повести «Охотники за динозаврами». А обитатели одной из научных станций в Антарктиде сталкиваются с прилетевшими на Землю жителями Плутона («Призраки Белого континента»). Это совершенно необычайные, с нашей точки зрения, разумные существа. Корабль плутонян улетает обратно, и двое землян отправляются на далекую холодную планету…

Разгадывая тайну гибели одного из американских спутников, экспедиция находит в пустыне Гоби огромный конденсатор ядерной энергии земных недр, который периодически посылал в космос мощный поток излучений. Его соорудили какие-то неизвестные пришельцы из глубин Вселенной… («Тайна Гремящей расщелины»).

В издательстве «Мысль» вышел в свет научно-фантастический роман А. Меерова — о возможности существования кремниевой жизни, которая попала из космоса на нашу планету.

Фантасты не раз обращались к далекому прошлому Земли. Вспомним произведения Жюля Верна, Конан-Дойля, А. Беляева, Ефремова и других.

Вышло новое издание научно-фантастических повестей и рассказов академика В. А. Обручева «Путешествия в прошлое и будущее» (издательство «Наука», 1965).

В наши дни особый интерес приобретает научная фантастика основоположника космонавтики К. Э. Циолковского, который был не только ученым, но и писателем. Многие егог произведения получили известность — например, «На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне земли». В 1964 году впервые опубликована его рукопись «Жизнь в межзвездной среде» (издательство «Наука»). В ней Циолковский набрасывает картину грядущего завоевания человечеством космического пространства. В предисловии к книге И. А. Ефремов пишет: «Подобной смелости научной фантазии могут позавидовать лучшие современные авторы произведений о космосе и будущем!»

К фантастике в последние годы обращаются писатели, которые ею ранее не занимались и работали в других областях литературы.

Так, В. Тендряков написал научно-фантастическую повесть «Путешествие длиной в век» (журнал «Наука и жизнь», 1963, отдельное издание — Северо-Западное книжное издательство, 1965). Необычайный эксперимент передачи радиопутем человеческого сознания, своего рода «переселение душ», осуществляемое техникой в союзе с наукой, — таково ее содержание. Человек оказывается как бы перенесенным в иной, далекий мир планеты другой звезды и возвращается обратно, совершив «путешествие длиной в век».

Фантастика Г. Гора носит философский характер. В ней много размышлений о проблемах пространства и времени, о возможностях человека, поставленного в особые условия, о далеких перспективах кибернетики, о мире будущего вообще. Автор сплетает картины прошлого, настоящего и будущего.

Наш современник, подвергнувшись анабиозу, переносится через века. Вместе с героем (повесть «Странник и время») мы видим картины жизни и нашей, и грядущей эпохи. В повести «Докучливый собеседник» космический путешественник прилетает на Землю с планеты, ушедшей в своем развитии далеко вперед. Вместе с ним мы попадаем в земной каменный век, а его воспоминания переносят нас на родину пришельца. Череп же его много веков спустя — уже в наши дни — находит археолог, и вокруг этой находки разгораются споры.

Штрихи будущего изображены в повести «Кумби», одна из центральных проблем которой — создание робота, наделенного не только мышлением, но и эмоциями. В ней же автор касается и вопросов, связанных с моделированием памяти, с воспроизведением хранимой человеческим мозгом информации, переживаний, впечатлений. В «Кумби» рассказывается также о цивилизации на планете Уаза, достигшей очень высокой степени развития.

Повесть «Электронный Мельмот» (сборник «В мире фантастики и приключений», 1964) -современный вариант легенды о бессмертном скитальце Агасфере. Роль потусторонних сил в нем отводится кибернетической машине.

В повести «Уэра» (альманах «НФ», выпуск I), где действие разворачивается на Земле прошлого и будущего, на другой планете — прообразе Земли грядущего и на космической станции Уэре, как и в других произведениях Гора, ставятся философские вопросы о влиянии науки на природу самого человека и его внутренний мир.

* * *

В последние годы появился ряд новых фантастических памфлетов, написанных Л. Лагиным, И. Варшавским, А. Днепровым, В. Сафоновым и другими.

Современная наука и техника дали писателям материал» и для фантастических сказок. В повести-сказке А. Светова «Веточкины путешествуют в будущее» (издательство «Молодая гвардия», 1963) рисуется картина грядущего, увиденная глазами школьников. Они переносятся туда с помощью волшебника. Пользуясь этим сказочным приемом, автор показывает, какой станет жизнь в двухтысячном году, при полной победе коммунизма.

Вышли также сказочная повесть-фантазия Е. Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (издательство «Детская литература», 1964) и повести-сказки Т. Гнединой «Последний день туготронов» (издательство «Молодая гвардия», 1964). В них авторы используют достижения физики и электроники для создания сказочного, приключенческого сюжета.

В последние годы начали систематически появляться сборники научно-фантастических произведений.

С 1962 года стал традиционным ежегодный выпуск сборников «Фантастика» издательством «Молодая гвардия». В них читателю встретятся не только уже известные, но и новые литературные имена.

Два сборника научно-фантастических повестей и рассказов — «Черный столб» и «Новая сигнальная» — выпустило в 1963 году издательство «Знание». В них вместе с произведениями советских писателей помещен ряд переводных вещей (Р. Бредбери, А. Кларк, А. Азимов). С 1964 года в том же издательстве начал выходить альманах научной фантастики «НФ». В первом выпуске читатель найдет повести Е. Парнова и М. Емцева, Г. Гора, рассказы С. Гансовского, в разделе «Зарубежная фантастика» — рассказы А. Кларка, А. Кобо, Э. У. Гриффита.

Продолжает выходить альманах «На суше и на море» (Географгиз, ныне — издательство «Мысль»), который отводит место советской и переводной фантастике. В 1963 и 1964 году вышли новые сборники «В мире фантастики и приключений» Лениздата. В сборнике 1964 года помещен научно-фантастический роман В. Невинского «Под одним солнцем», в котором действие разворачивается на Марсе и на Земле много миллионов лет назад. Этот фон помогает автору ставить социальные проблемы, волнующие современное человечество.

Во всех сборниках и альманахах представлена фантастика разных направлений, в том числе социальная, философская, психологическая, сатирическая и юмористическая, памфлет и очерк. Напечатаны также литературно-критические статьи, обзоры, справки об авторах, комментарии к произведениям.

О некоторых крупных произведениях этих сборников мы уже рассказали в нашем обзоре.

В 1965 году начала выходить «Библиотека современной фантастики в 15 томах» (издательство «Молодая гвардия»). Появились три тома (И. Ефремов, Абэ Кобо, Рей Бредбери).

Вышел первый том нового издания «Библиотеки приключений» (издательство «Детская литература») -произведения А. Грина.

Любители научной фантастики получили хороший подарок: издательством «Молодая гвардия» выпущено собрание сочинений Александра Беляева в восьми томах (1963-1964). Это первое издание, в котором представлены все лучшие его произведения, включая и малоизвестные, не переиздававшиеся до сих пор. К ним относятся романы «Воздушный корабль», «Лаборатория Дубльвэ», «Человек, потерявший лицо», сценарий художественного научно-фантастического фильма «Когда погаснет свет» — он был написан по мотивам рассказа «Анатомический жених», но является самостоятельным и интересным литературным произведением.

В восьмитомник включен также роман «Прыжок в ничто», о котором К. Э. Циолковский писал в 1935 году: «Из всех известных мне рассказов, оригинальных и переводных, на тему о межпланетных сообщениях роман А. Р. Беляева мне кажется наиболее содержательным и научным». Роман давно не переиздавался.

Восьмой том целиком состоит из рассказов, многие из которых также переизданы впервые (например, полный цикл «Изобретения профессора Вагнера»). В этом же заключительном томе читатель найдет биографический очерк об А. Р. Беляеве, библиографию его произведений и литературы о нем, а в первом томе — обзор творчества выдающегося советского писателя-фантаста.

В советской научной фантастике прошлых, довоенных, лет есть немало интересных, но сейчас забытых произведений. В 20-е и 30-е годы много печаталось, в частности, научно-фантастических рассказов, и не все из них потеряли свое значение в наши дни. Поэтому современные журналы, хотя и не систематически, но начали знакомить читателей со старыми произведениями, а также давать первые публикации не изданных ранее вещей («Листая старые страницы» — «Искатель», «Первые публикации» — «Техника-молодежи»). Читателям интересно познакомиться с фантастикой академика Н. Морозова, известного популяризатора физики, астрономии и математики Я. Перельмана, детского писателя С. Григорьева, с малоизвестными вещами А. Беляева, Г. Гребнева. М. Зуева-Ордынца.

* * *

* * *

Те, кто читает фантастику, может заинтересоваться и литературно-критическими материалами о любимом жанре — книгами и статьями о творчестве писателей-фантастов, об истории и путях развития научно-фантастической литературы, проблемах, стоящих перед нею.

«Через горы времени» — так называется книга Е. Брандиса и В. Дмитревского (издательство «Советский писатель», 1963) -очерк жизни и творчества И. Ефремова, автора многих широко известных фантастических произведений. Авторы разбирают цикл «Рассказов о необыкновенном», повесть «Звездные корабли», останавливаются на романе «Туманность Андромеды» и рассказе «Сердце Змеи». В заключительной главе они дают краткий обзор произведений советских и зарубежных писателей, посвященных будущему.

Более подробно эта тема освещается ими в брошюре «Мир будущего в научной фантастике» (издательство «Знание», 1965). В ней Е. Брандис и В. Дмитревский рассказывают об англо-американской фантастике, в частности о творчестве Рея Бредбери, Артура Кларка и Айзека Азимова, а также писателей-фантастов социалистических стран. Прослеживаются попытки изображения будущего общества в советской литературе двадцатых-тридцатых годов, анализируются произведения И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, Г. Мартынова, Г. Гора и других советских фантастов.

В 1963 году вышло переработанное издание книги Е. Брандиса «Жюль Верн. Жизнь и творчество» (Лендетгиз). О Жюле Верне пишет К. Андреев в книге «Искатели приключений» (Детгиз, 1963); он затрагивает в ней также научно-фантастические произведения А. Конан-Дойля. Жизни и творчеству Герберта Уэллса посвящена книга Ю. Кагарлицкого «Герберт Уэллс» (Гослитиздат, 1963).

Проблемам фантастики и творчеству отдельных фантастов посвящен ряд статей, помещенных в качестве предисловий к их произведениям, а также в сборниках и альманахах «Фантастика», «НФ», «Черный столб», «Новая сигнальная».

В сборнике «О литературе для детей» (Л., «Детская литература», 1965) один раздел посвящен научной фантастике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *