Нью эйдж

В переводе «Нью Эйдж» звучит как «Новое Время» или «Новый Век». Используется также название «Эра Водолея».

Именно теософия Блаватской («теософия» буквально означает «божественная мудрость) и агни-йога Рерихов, ныне основные проводники идей индуизма в обществе, явились основой для возникновения многочисленных доктрин «Нового Века». Движение «Нью Эйдж» возникло в западном обществе из сплава идей, объединяющих некоторые элементы мирових религий, оккультные науки, учения восточных гуру, закон кармы и перевоплощения. Различные группы «Нового Времени» по-разному описывают циклы, через которые проходят люди. Некоторые говорят о переселении души, что означает движение души от низшей жизни к более высокой с возможным возвращением к низшей жизни, как в классическом индуизме. Другие группы утверждают, что душа может переходить только от одного человека к другому, а от того — к следующему. Третьи говорят о межпланетарном движении душ на Земле или других планетах, путешествующих от одного места к другому в своих эволюционных циклах для перевоплощения.

Доктор Дж. Гордон Мелтон, профессор и основатель Института по изучению религии при Калифорнийском университете Санта-Барбары характеризует историю движения «Новый Век» следующим образом: «Историю Движения Нового Времени правильнее всего было бы отсчитывать приблизительно с 1971 года. К тому времени восточная религия и психология, затрагивающая вопросы изменения личности, — новые ключевые элементы, необходимые для синтезирования Нового Времени — приобрели популярность, и лидеры-метафизики могли приступить к формированию взглядов Нового Времени. «Восточно-Западный журнал» стал первым периодическим изданием, отражающим проблемы нового движения. Первые национальные справочники и руководства были изданы к 1972 году».

Для Нью Эйджа характерны такие верования как монизм («все едино»), пантеизм («все есть бог»), гностицизм (спасение или духовное исцеление приходит с помощью особых познаний, просвещения), карма и перевоплощение, духовная эволюция. Последователи движения Нью Эйдж практикуют астрологию, психическое исцеление, различные способы достижения измененных состояний сознания (например, медитацию), использование кристаллов и пирамид в психических целях. А также пользуются специальной терминологией, такой, как: «Высшее Я», «космическое сознание», «всемирная энергия», «чакры», «кундалини» и др.

Несмотря на разнообразие приемов, используемых каждой группой для своей индивидуальной трансформации, цель групп всегда одна: преобразовать личность, а затем преобразить мир.

Музыкальное явление, получившее общее название NEW AGE, чрезвычайно многогранно и обширно в своих границах. Существует множество определений этого явления. Одно из них, объединяющее, пожалуй все это разнообразие, сводится к простому термину — Contemporary Instrumental (Современная инструментальная музыка). Название NEW AGE (Новый Век), как более короткое и броское, было, по всей видимости, выдвинуто не столько музыкантами, сколько теми, кто способствовал записи и распространению этой музыки в период начала ее коммерческого успеха. Несмотря на то, что сам термин стал известен широкой аудитории лишь в 80-е годы, идея такой музыки зародилась намного раньше. Специфическое ощущение медитативности, утонченности и некоторой отстраненности от реальной жизни, которое объединяет всех представителей данного течения, возникло еще в конце 19-го — начале 20-го века. Нечто новое появилось тогда в творчестве Габриэля Форе, Эрика Сати, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Тогда же в академической музыке наметилось заметное влияние восточных культур. Это можно видеть в произведениях таких русских композиторов как А. Бородин, С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков.

Импрессионистская тенденция с восточным оттенком получила совершенно другое воплощение через несколько десятков лет, когда в обществе назрела необходимость в медитативной музыке, когда тяга молодежи к древним духовным знаниям Востока стала почти модой, когда появились новые технические средства, электронные инструменты и секвенсоры, в корне изменившие сам способ ее исполнения. Истоки музыки NEW AGE можно найти в самых разных областях. Этническая музыка разных народов и эпох сознательно не упоминается в их числе, хотя она и сыграла огромную роль в формировании всей эстетики стиля NEW AGE. Зачатки музыки NEW AGE как массовой культуры возникли во времена хиппи, в середине 60-х годов. Первой ласточкой считают запись американского джазового кларнетиста Тони Скотта (Tony Scott), который в 1964 году выпустил диск «Music for Zen Meditation» c использованием японских народных инструментов и совершенно нового подхода к джазу. Во второй половине 60-х в молодежной среде стало заметным стремление к уходу от всего агрессивного, активного, реально-практического. Это был своеобразный вызов нового поколения, брошенный образу жизни своих родителей, их прагматизму и бездуховности. Характерно, что многие юноши и девушки из благополучных и даже очень богатых семей покидали свои дома, объединяясь в свои «семьи», живя как «дети-цветы». Вторая половина 60-х и первая половина 70-х были временем небывалого увлечения молодежи различными видами религии и духовными учениями. Прежде всего, возрос интерес к христианству, что принесло огромную популярность рок-операм «Jesus Christ Superstar» и «Godspell». Интерес к индийскому древнему знанию — Веданте — начал зарождаться еще в самом начале 60-х, когда известный Учитель йоги — Махариши — приехал в Англию, где с ним познакомились участники группы «Beatles». Затем последовала их поездка в Индию, в один из ашрамов. В результате один из членов «Beatles» — Джордж Харрисон серьезно увлекся не только игрой на ситаре, но и индийской философией, что оказало заметное влияние и на многих поклонников группы. Далее последовал приезд в Европу и США выдающегося индийского музыканта Рави Шанкара со своим ансамблем, его сотрудничество со многими известными исполнителями. Это способствовало расширению массового интереса молодежи к древней индийской да и вообще к восточной культуре, к Веданте, к учению йогов, буддизму и дзэн-буддизму, суфизму, даосизму. Поселившийся в США индийский йог и Учитель Шри Чинмой оказал влияние на творчество выдающегося гитариста Джона Маклафлина, посвятив его в индуизм и присвоив ему второе имя — Махавишну. Ансамбли «Mahavishnu Orchestra» и «Shakti» (состоявший из Маклафлина и индусов — исполнителей на древних народных инструментах) оказали тогда ошеломляющее воздействие на молодое поколение слушателей. Тогда же возник и ансамбль «Oregon», в котором изысканная музыка, напоминающая европейское Средневековье, была окрашена в индийские тона, поскольку один из участников — Колин Уолкотт (Colin Walkott) играл там на самостоятельно освоенных табла и ситаре.

NEW AGE — в большинстве случаев музыка не импровизационная, а скорее выверенная заранее, поскольку она призвана создавать некие состояния души, позволяющие погружаться в собственное подсознание. Как известно, движение хиппи сошло на-нет с появлением новых поколений молодежи, новых идеалов, новых условий жизни во второй половине 70-х. Рок-культура сменилась беззаботной и примитивной музыкой DISCO, агрессивной музыкой панков и хэви-металистов, экзотическим REGGAE, хип-хопом и Новой Волной (New Wave). Но спокойная и благородная музыка, возникшая до этого, не исчезла. Она продолжала независимо развиваться в субкультуре и вышла на поверхность в 80-е годы как особый вид молодежной культуры, правда уже элитарной, под названием NEW AGE. Элитарность ее состояла в том, что ее основными и типичными потребителями на какое-то время стали представители новой социальной прослойки, возникшей в Соединенных Штатах Америки, и получившей название «яппи». К ним относились наиболее талантливые и удачливые выпускники ведущих университетов, специалисты по застройке новых районов городов, адвокаты, юристы, предприниматели. Какое-то время они действительно считались элитой и были законодателями моды в среде интеллектуальной и преуспевающей американской молодежи.

С развитием электронной музыки и технических возможностей new-age стал более разнообразнее и перестал отождествляться только с музыкой для медитации и релаксации. Сегодня понятие этой музыки настолько широко и противоречиво, что вызывает достаточно много разночтений и оговорок, отчасти, наверное, потому, что элеметны new-age при желании можно найти у многих музыкантов. New Age — это общее название, которое объединяет множество музыкальных категорий и стилей. Это сплав духовной, электронной, этнической, классической, инструментальной, симфонической музыки со звуками природы в самых разных пропорциях и долях. В этом списке могут быть и другие направления, например джаз, в результате чего и получился new age soft jazz Джонатан Кэйн, Макс Фольмер (Jonathan Cain, Max Folmer), но незыблемым остается лишь духовная часть, что делает музыку new age одновременно консервативной и постоянно развивающейся, которая может быть очень легкой и поверхностной — Карунеш (Karunesh album Colours of Life), и серьезной, глубину которой не всякий меломан осилит — Девид Парсонс (D. Parsons album Dorje Ling).

Под классическим new age понимается пространственный синтезатор, звуки природы и медитативная «сладкая» мелодия. Современному new age присущи ритм, «созерцательность в действии», многоинструментальные вариации, которые по своему качеству могут удовлетворить самого искушенного слушателя. Это синтез древних традиций и современности, взгляд в далекое прошлое и будущее.

Эта музыка шла с двух концов света: из Америки — смесь электроники и аккустических инструментов, сочиненная и сыгранная такими людьми, как Вильям Аура (William Aura), Марс Лазар (Mars Lasar), Джим Брикман (Jim Brickman), Дэвид Ланз (David Lanz), и выпускаемая такими фирмами, как Windam Hill, Real music, Higner Octave, Narada. А навстречу из Германии ранних семидесятых, где и зародилась синтезаторная и в основном электронно смонтированная музыка, распространявшаяся по миру благодаря группе Tangerine Dream, и такими солистами, как Клаус Шульц (Klaus Schulze) и Кристофер Франке (Christopher Franke).

Музыкальные стили и течения, сливаясь воедино и поглощая все самое, пожалуй, прогрессивное и одновременно традиционное, объединяя душу и космос, звук и тишину, образовали водоворот new age, музыку, позволяющую установить прямую связь между композитором и слушателем, потому, что автор является в то же время и исполнителем, и в большинстве случаев играет соло. Каждый может создать гармонию внутри себя и поделиться этим с другими через музыку.

Огромный вклад в электронную и new age музыку внес своими экспериментами Б.Ино (B. Eno). Еще в самых ранних его альбомах можно узнать элементы new age музыки, а его альбом Neroli до сих пор используется в роддомах разных стран для помощи при родах.

Сейчас в руках известных и неизвестных музыкантов синтезаторы и электроника все больше завоевывают себе место даже в таких музыкальных стилях, которые раньше не считались частью электронной музыки. Многие группы (Software, G.E.N.E., Aeoliah) доказывают, что для коммерческого успеха совершенно необязательно отказываться от композиторского и исполнительского таланта. Главное, наверное, в том, чтобы в музыкальном произведении была искра — момент, доносящий до слушателя те молниеносные импульсы удовольствия, которые пронизывают с головы до ног, те сенсационные по своей красоте и умиротворенности звуки, обретающие уникальную форму и проникающие в нас.

Одним из представителей классического new age является группа музыкантов из центра Ошо, что находится в Индии, в Пуне под руководством одного из родоначальников этого стиля — Дойтер (Deuter). Эти музыканты достаточно хорошо известны в среде любителей new age — Карунеш, Камаль, Луна, Анугама, Прабордхи (Karunesh, Kamal, Luna, Anugama, Prabodhi…), и интересно заметить, что ни один дисков этих исполнителей не выходит без соавторства музыкантов из этой же компании. Все музыканты европейцы, и свой процесс самораскрытия и духовного поиска выражают через музыку. И если они основываются на традициях Индии, то всемирно известный Китаро (Kitaro) берет вдохновение в культуре Японии, Эния (Enya) в кельтских традициях, Николас Ганн (Nicolas Gunn) — индейских. Некоторые музыканты- Терри Олдфилд (Terry Oldfield) обращаются к христианству, но в целом new age нейтрален, и основой многих произведений являются картины природы и космос.

Музыка, и в особенности new age, — это не только результат умственного процесса, но и выражение эмоций. Она интуитивна и спонтанна. Слушать музыку по- настоящему — это раскрывать ее для себя и чувствовать то, что чувствовал сам музыкант.

Воображение преображает и превращает серый мир объективной действительности в мир бесконечных загадок и неразгаданных тайн, в мир завораживающих красот природы и неподдающихся однозначному толкованию отношений между людьми. Воображение позволяет композитору ритм своего сердцебиения преобразовать в музыкальные мелодии, услышать которые способен только человек, умеющий фантазировать и не обделённый ассоциативным воображением.

Музыка — это сочетание звучания и ритма. В одних стилях музыки преобладают ритмы, в других — плавное звучание в сочетании с мягким ритмом либо вообще без него. Для музыки Нью Эйдж свойственно последнее. Ритм более результативно и эффективно воздействует на человека. Именно поэтому коммерческую музыку (где преобладают жёсткие либо яркие ритмы с фоновым звучанием) наиболее легко воспринимать, т. к. ритм сам настраивает восприятие человека на свою волну.

А вот музыка Нью Эйдж более сложна для восприятия, т. к. в ней в основном отсутствуют навязчивые ритмы. Поэтому человеку для того, чтобы настроить своё восприятие на соответствующую волну, — необходимо самому приложить усилия для того, чтобы различить в не навязчивом звучании музыкальные образы, которые зачастую настолько бледны, что неподготовленному человеку эта музыка ошибочно кажется слишком однообразной и монотонной.

Этим и объясняется непопулярность музыки Нью Эйдж. Эта Музыка сложна для восприятия и именно поэтому требует к себе не поверхностного, а глубокого и вдумчивого отношения. Музыка Нью Эйдж более тонка по своему источнику (духовные ощущения и фантазии композитора). А ведь тонкую нить труднее увидеть, особенно — если она обесцвечена отсутствием амбиций и притязаний на широкую популярность. Но ведь скрытые и невидимые физическому зрению миры зачастую намного интереснее видимых, так как содержат в себе бесконечное множество таинств и удивительных открытий, которые привлекают своей неиссякаемостью.

Повсеместное использование мелодий в духе new age в многочисленных заставках на радио и телевидении, в том числе и на российских каналах, постоянное и долговременное присутствие представителе new age в хит — парадах разных стран наравне с другими направлениями и стилями, многомиллионные тиражи отдельных музыкантов, которым могут позавидовать многие поп и рок звезды, на мой взгляд все же не отражают общей картины и духа new age. А это прежде всего личная, если хотите, интимная музыка, которая не должна нравиться всем, иначе она утрачивает нечто сокровенное, если ее ставить на коммерческие рельсы.

К началу 90-х коммерческий интерес к музыке NEW AGE начал спадать. Но она, перестав быть модной, тем не менее, продолжает существовать и развиваться, имея постоянный круг своих слушателей. Как это ни парадоксально, но некая часть этой спокойной и благородной музыки нашла свое прикладное применение в ряде сфер практической жизни. Ее проигрывают в аэропортах, в лифтах громадных офисных зданий, используют в медицине, везде, где необходимо создание душевного равновесия. NEW AGE нельзя считать музыкой упрощенной, хотя часто встречаются образцы, где нет сложных гармоний или изощренных импровизаций. Ее сложность в глубине переживаний, доступной отнюдь не каждому. Нередко прослушивание такой музыки помогает человеку освободиться от стрессов каждодневной жизни большого города, очиститься, расслабиться и сберечь свою психику от срыва. Центральная идея New Age-вского мышления — это идея о том, что человечество достигло критической стадии эволюционного развития и за ней должно последовать глобальное изменение сознания людей. New аge — это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты, без сомнения способная изменить человека к лучшему.

А сейчас мы расскажем о ведущих композиторах New аge и об их творчестве.

И. В. Прохоренко

ПРОБЛЕМЫ ЭВОЛЮЦИИ ДВИЖЕНИЯ NEW AGE В СТРАНАХ ЗАПАДА

Под термином «New Age» («Новый век», «Новая эра», «Эра Водолея») в данной работе понимается движение в культуре, религии, философии и науке, возникшее в ХХ в. и охватившее в первую очередь западные страны (Северную Америку и страны Западной Европы).

До настоящего времени специальных исследований данного движения практически не проводилось. Различными авторами публиковались работы, которые отражали сущность составляющих элементов движения, анализировали деятельность отдельных сект и культов «Нового века» или же описывали проблемы его развития на отдельных этапах и преимущественно в одной стране — США. Западные авторы начали изучать движение с 1980-х гг. (в качестве самых полных и точных работ можно отметить монографии Д. Маршалла1, Ф. Х. Локхааса2, Г. Дж. Берри3 и исследование Советов Ватикана по Культуре и Межрели-гиозному диалогу «Иисус Христос несет живую воду. Христианский взгляд на New Age»4). В России данное движение достаточно мало известно и плохо изучено. Среди вышедших в последнее время отечественных работ можно отметить главу о New Age в двухтомной монографии президента Российской ассоциации центров религиоведческих исследований

A. Л. Дворкина «Сектоведение: тоталитарные секты»5 и аналитические статьи Л. Созаева6,

B. Харкива7, Б. Фаликова8, Ю. А. Жукова9.

В вышеназванных исследованиях можно отметить спорность и эмоциональность оценок движения, постоянное сравнение учений христианства и New Age с акцентом на оккультных сторонах последнего и ярко негативным отношением к нему авторов-христиан. Например, Д. Маршалл отзывается о New Age как об «искусственно созданной ‘‘ религии’’, которая по мерке сатаны подогнана к нашему веку»10. Ф. Х. Локхаас отмечает, что «по причине своей привлекательности для греховной природы человека и в результате тонко замаскированной лжи, движение New Age стало основным противником христианства в наше время»11.

Вышеназванные авторы дают такие определения New Age:

• это странная смесь восточного мистицизма и западного материализма, науки и суеверий, физики и метафизики, древней мудрости и современного мышления12;

• движение New Age можно определить как систему отдельных групп людей, целью которых является замена представления о личностном Боге убеждением, что человечество является центром всех вещей13.

В Ватиканском документе New Age представляется как «современное возрождение языческих религий с примесью влияния восточных религий, современной психологии, философии, науки и контркультуры, которая развивалась в 1950-1960-х гг. New Age — свидетель культурной революции, сложной реакции на доминирующие идеи и ценности в западной культуре». Подчеркивается, что «New Age — не отдельное однородное движение, а скорее сеть практикующих людей, предпочитающих думать глобально, а действовать локально. Эта эклектичная структура включает в себя множество разнообразных © И. В. Прохоренко, 2008

элементов, позволяющих людям разделять интересы, выраженные в различной степени и на разных уровнях»14.

Основными источниками при написании данной статьи являются труды основательницы New Age А. А. Бейли15, западного ньюэйджера Ф. Капры16, работа российского приверженца New Age С. Синицына17, ченнелинг Крайона18.

Анализ первоисточников позволяет заключить, что наступление эры Водолея, которое станет ключевым моментом в истории человеческой цивилизации, принесет с собой «эру гармонии, правосудия, мира, единства»19, создаст «мир осознанных целостных взаимоотношений, цивилизацию света и любви»20, даст «осознание всеобщности и новые способы выражения всемирного синтеза, человеческих интересов и мировой религии»21.

Движение New Age не имеет однородного учения, но исследователи выделяют в нем ряд общих доктринальных признаков (по мнению американского ученого Н. Л. Гейслера, их число достигает четырнадцати22). К отличительным религиозным чертам New Age можно отнести представления о безличностности Бога, представляющего собой универсальную энергию, Силу, Абсолют, всеобщее сознание, общность всего живущего23; о вечном существовании Вселенной и иллюзорности существующего мира; о цикличности Бытия и сходстве жизненных циклов отдельных клеток, человека и окружающей природы24. Ньюэйджеры верят в реинкарнацию и карму, возможность отдельных людей быть «каналами» откровений внеземных существ (ангелов, демонов, пришельцев, небесных учителей и т. п.), в то, что люди представляют собой частицы Бога25 и при условии развития своего потенциала каждый человек сам может стать богом, обладающим абсолютным всемогу-ществом26. Для последнего необходимо применять специальные оккультные практики (магию, астрологию, гадания, спиритизм), вегетарианство и «холистические» практики27. Целенаправленного «изменения сознания» достигают с помощью разнообразных методов: гипноза и самогипноза, медитации, визуализации, акупунктуры, проверки на выживание, применении кристаллов и пирамид, — приемлемо практически все, что вызывает мистические или психические переживания, способные заставить человека отказаться от своих прошлых убеждений и восприятия реальности.

Непосредственные корни New Age, на наш взгляд, установить достаточно сложно. В исследовании «Иисус Христос несет живую воду…» говорится, что New Age включает в себя множество теорий, соединяя в себе эзотерические и светские элементы28. Важнейшими предпосылками возникновения и развития движения New Age, по нашему мнению, являются:

Религиозно-философские предпосылки — возникновение в XIX в. трансцендентализма, оформившегося в виде многочисленных метафизических групп, «второе открытие» и распространение различных форм оккультизма, растущий интерес к восточным учениям, отступление традиционного христианства перед натиском религиозного либерализма и «свободомыслия»29.

Социальные предпосылки — наличие острых социальных проблем, необходимость глобальных программ реформирования сложных общественных систем, кризис традиционной культуры, стандартов потребительского образа жизни, забвение духовных ценностей ради достижения материально-финансового успеха, развитие процессов глобализации с возможностью мгновенного доступа к огромному объему информации, которая на протяжении веков являлась достоянием ограниченного круга лиц30.

Все вышеперечисленное, а также неудовлетворенность духовной атмосферой в западном обществе и духовная опустошенность людей позволили возродиться древним религиозно-мистическим учениям, осуществляющим более интенсивное воздействие

на духовный мир человека, его сознание и чувства31. Считают, что настало время более духовного образа жизни, который позволит уверенно пройти через кризисные десятилетия ХХ в. и поведет далее в новый век и новое тысячелетие32.

Рассмотрим особенности эволюции движения New Age в странах Запада. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие этапы его развития:

1. Начало ХХ в. — 1950-е гг. — формирование теоретических основ движения;

2. 1960-е гг. — конец 1970-х гг. — становление New Age как субкультуры;

3. Конец 1970-х гг. — 1980-е гг. — массовое распространение идей New Age в странах Запада;

3. 1990-2000-е гг. — коммерциализация движения.

Происхождение New Age, прежде всего, связано с развитием спиритизма в США и Западной Европе и теориями Е. П. Блаватской и ее последователей.

В середине Х1Х в. к спиритуалистическому движению причисляли себя тысячи американцев33, затем число последователей спиритизма резко возросло и достигло в середине ХХ в. 750 тыс. человек. Гудини, А. Форд, Р. Монтгомери, Дж. Диксон и их коллеги внедрили спиритические сеансы в широкие массы людей34. Из спиритизма New Age заимствует настолько много, что ряд авторов рассматривают его как последнюю модификацию данного оккультного вида деятельности35.

Е. П. Блаватская, основатель теософского учения, является авторитетом и учителем New Age. Она выдвинула идею поиска в различных религиях «подлинного знания»: » не принадлежит какой-либо одной религии. является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему первоначальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма»36. Данную тенденцию продолжило движение New Age, считающее, что учение Е. П. Блаватской носит промежуточный характер, «предшествует Новому Веку и обусловливает его»37.

А. А. Бейли, одна из последующих лидеров Теософского Общества, в начале ХХ в. ввела в употребление сами термины «New Age» и «Век Водолея»38 и основала в 1922 г. компанию Lucis Trust, до сих пор являющуюся наиболее важной организацией движения — «мозгом движения New Age»39. А. А. Бейли был «передан от Учителей» особый План и инструкции по его выполнению40 — о специальных приготовлениях Земли для прихода на нее Майтрейи (Христа New Age) и наступления Века Водолея: «Вследствие огромного эмоционального напряжения всего планетарного человечества. был инициирован процесс объединения двух миров: жизни на физическом плане и опыта астрального плана. Это должно привести к огромным изменениям и преобразованиям в сознании человека. Они откроют дверь веку понимания, братства и просветления.»41.

Теософское учение было продолжено антропософскими трудами Р. Штайнера42 в Германии и «Агни-Йогой» («Живой этикой») Н. К. и Е. И. Рерихов в России. Они связаны с New Age использованием восточных мистических терминов, необходимостью самосовершенствования человечества и т. п.

Дальнейшее распространение движения New Age выразилось в выходе в 1933 г. Первого Гуманистического манифеста, активно выступившего против традиционной религиозности и призывающего к появлению новой «объединяющей» религии43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, теоретические основы движения New Age были заложены в период с начала ХХ в. по 1950-е гг., когда в западных странах широко распространились оккультные и синкретические учения.

Первые попытки практического воплощения идей New Age отмечаются в 1960-х гг. в среде молодежной контркультуры, бунтующей против традиционного общества, его рациональности, морали и религии. Это была попытка совершить в западном обществе духовную революцию путем разнообразных экспериментов по «расширению» сознания, в том числе при помощи секса, наркотиков, политического протеста и мистических культов и т. д.44

Первое международное сообщество New Age образовалось в Шотландии в 1962 г. под названием «Фонд Финдхорн»45, где последователи А. Бейли использовали коллективные медитации с целью приблизить наступление «новой эры», следуя ее словам, что «новые истины Эпохи Водолея могут быть постигнуты только в результате группового усилия»46.

В 1967 г. название «New Age» получило широкое распространение благодаря американскому мюзиклу «Волосы»47, в частности, песне из него «Это рассвет Эры Водолея…», который популяризировал концепцию New Age.

Р. Альперт, один из лидеров психоделического движения, совершив паломничество в ашрамы Индии, вернулся в США в качестве «гуру» Рам Дасса и принялся широко пропагандировать восточные техники расширения сознания48. В странах Западной Европы и США миллионы поклонников «Биттлз», посетивших в 1969 г. общины Махариши Махеш Йоги в Индии, стали называть трансцендентальную медитацию «научной йогой» и считать ее «еще более действенным средством достижения блаженства, чем наркотики»49.

Доктор Дж. Г. Мелтон, основатель Института по изучению американских религий при Калифорнийском университете Санта-Барбары, считает, что к 1971 г. приобрели популярность ключевые элементы, необходимые для синтезирования New Age, — восточные религии и психология, затрагивающая вопросы изменения личности, — и лидеры-метафизики смогли приступить к формированию взглядов New Age. «Восточно-западный журнал» и «Журнал Нового века», издаваемые в США, стали первыми периодическими изданиями, отражающими проблемы нового движения. К 1972 г. были изданы первые американские справочники и руководства50. В Австралии был опубликован справочник New Age «Голубые страницы», предлагавший широкий выбор альтернатив для тех, кто отказался от материализма и ищет пути реализации своих духовных возможностей в форме «личного преображения» и «самооткрытия». В справочник были включены услуги трансличностных психологов, гуру, священников гностицизма и целителей. До конца 1960-х гг. желающих воспользоваться такими услугами было мало, но в 1970-е гг. их число значительно возросло51. В начале 1970-х гг. университетские городки Запада ощутили «горячее дыхание Востока»52: молодых людей притягивала экзотика, причем особо привлекало то, что большинство новых «пророков» и наставников не утруждало последователей теологией, ограничиваясь несколькими простейшими ритуалами.

Таким образом, в 1960-1970-х гг. произошло становление New Age как субкультуры, оно выделилось из круга прочих религиозных движений в самостоятельное течение и начало распространяться по всему миру, выйдя за непосредственные рамки религиозности и превратившись в культурный феномен.

Согласно теории А. А. Бейли, последние десятилетия ХХ в. должны были быть посвящены переоценке святынь человеческого существования, изменению образа жизни человечества, утверждению новой цивилизации на фундаменте старой и изменению основных направлений мировой мысли и принципов мировой политики, а также перераспределению мировых ресурсов согласно божественной цели53. Эти слова совпали

по времени, а возможно, и непосредственно вызвали активное распространение идей New Age в странах Запада в конце 197Q^ — 198Q^ гг.

К концу 197Q^ гг. было выпущено уже около 25Q книг New Age, 2Q книг, написанных ранними американскими сторонниками его политики, существовали 5Q издаваемых ньюэйджерами журналов и 1QQ ньюэйджерских организаций54. В дальнейшем рост числа публикаций и территориальных групп New Age шел столь бурно, что это было похоже на взрыв. Оккультную литературу стали выставлять в своих витринах крупнейшие книжные магазины55.

С 197Q^ гг. концепции, терминология, феномены и идеи «Нового века» занимают центральное место во всех фильмах Голливуда. У. Мартин, автор книги «Культ ‘‘Нового века’’», и Д. Хант, один из критиков New Age, проанализировали ряд фильмов на предмет содержания в них идей New Age. Сильное влияние New Age было выявлено в фильмах «Близкие контакты третьего рода», «Полтергейст», «Охотники за привидениями», цикле «Звездные войны», «Замок обреченных» и др.56 Это также свидетельствует о все большем проникновении идей New Age в западную культуру.

В конце 197Q^ гг. были проведены первые представительные встречи последователей New Age. Наиболее крупной из них был проведенный в Лос-Анджелесе фестиваль «Разум, Тело и Дух». Каждый из фестивалей сопровождался участием гуру, обучением трансцендентной медитации, распространением различных форм йоги наряду с астрологией, хиромантией, спиритическими чтениями, исцелением и медитацией57.

В 1977 г. сообщалось, что уже 12 % американского населения увлекалось средневековой магией58. Опросы, проведенные институтом Гэллапа и университетом Северного Иллинойса, показывают размах, которого достигло распространение в США идей New Age: если в 1978 г. 4Q % американцев увлекались астрологией, то в 1984 г. их число возросло до 59 %. Число американцев, имевших контакты с умершими, возросло с i5 % до 42 %.

67 % взрослых американцев (7Q млн человек) были связаны с оккультизмом: 58 % верили в перевоплощение, мировосприятие 6Q % включало отдельные аспекты восточной религии.

34 млн американцев были озабочены своим «внутренним ростом» — в том смысле, как это понимает New Age59.

Широкую известность в 198Q^ гг. приобретает ньюэйджерская музыка, которая пишется в разных стилях, но самый известный из них — это медитативная музыка, сочетающаяся со звуками живой и неживой природы (музыка G.E.N.E., Karunesh и др.). Как справедливо отмечает Д. Маршалл, большинство людей, слушающих подобную музыку, не является поклонниками New Age, но сами ньюэйджеры считают ее религиозным действом, возводящим к высшему сознанию611. В этом мы также можем видеть проникновение New Age в современную культуру.

Учение New Age оказало влияние и на науку: А. А. Бейли предсказывала, что в период наступления Века Водолея наука проникнет немного дальше в область еще неуловимых действительных явлений; будет открыто, что существует только одна субстанция, предстающая в природе в различных степенях плотности и вибрационной активности, и что эта субстанция приводится в движение упорным намерением и выражающей божественное целью61. Еще в середине ХХ в. ученым-биологом А. Г. Гурвичем была выдвинута гипотеза о «биополе» человека, видимом экстрасенсами как разноцветная «аура»62. В работе современного философа и физика-теоретика Ф. Капры «Дао физики» были описаны важнейшие физические открытия XX в. в области ядерной физики и квантовой механики с точки зрения интуитивно-созерцательного подхода, характерного для духовных

и философских учений63. Развилось целое направление, называемое «биоэнергетикой», или «биоэнергоинформатикой», в котором «причудливо слились наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы религиозных культов»64.

Таким образом, в конце 1970-1980-х гг. New Age на Западе приобрел популярность, перешагнув религиозные рамки и проникнув в сферу культуры (литература, кино, музыка) и науки. С начала 1980-х гг. New Age постепенно стал проникать во все сферы человеческой деятельности, распространяться в общественной жизни, культуре и СМИ, возникло много разнородных течений и групп ньюэйджеров. Можно сказать, что в это время движение переживало свой расцвет.

На фоне проникновения New Age в культуру в 1990-е — 2000-е гг. происходит ярко выраженная коммерциализация движения. Массы стали воспринимать New Age исключительно с внешней стороны, что повлекло за собой смещение акцентов в самом движении: упор делался на гарантированное достижение необходимых людям результатов при приложении ими минимальных усилий, New Age стал восприниматься как средство «быстрого достижения Нирваны»65.

В большом количестве в странах Западной Европы и США стали возникать и активно функционировать всевозможные центры, спекулирующие на культе здорового образа жизни и на проведении всевозможных эзотерических курсов и семинаров. Например, в Нью-Йорке крупнейший в своем роде «Открытый центр» уже более 10 лет проводит ежегодно около 900 различных семинаров, курсов и лекций с участием более 27 тыс. человек. Крупнейшую ньюэйджерскую коммуну Финдхорн в Шотландии ежегодно посещают

5 000 человек. В коммуне Холлихокк, расположенной в Канаде, проводятся курсы и семинары по «духовной» практике, целительству, арт-терапии и т. п. В Греции существует летний «холистический центр» на о. Скирос, где при помощи специальных приемов посетителям обещают одновременно поправить физическое и психическое здоровье66.

В 1990-е гг. во всем мире целительство переживало бум и успешно встраивалось в существующий рынок услуг. Согласно официальным данным Европейской комиссии по комплементарной медицине (таково одно из принятых в мире названий целительства), в период с 1993 по 1998 гг. рынок указанных услуг вырос в четыре раза (только в Германии в это время официально работало 18 тыс. целителей)67.

В настоящее время почти в каждом крупном городе Европы и Америки есть своя газета движения New Age. Содержание таких газет обычно составляют статьи о методах и приемах New Age, публикации на характерные темы (реинкарнация, путешествия в «параллельные» миры и т. п.) и реклама различных методик общения с миром духов68. На многочисленных выставках и презентациях демонстрируются книги, кассеты и аудиодиски, «магические кристаллы», устраиваются шоу-программы целителей и ясновидцев69. New Age успешно действует через телевидение, видео, кино. Его идеи находят отражение даже в детских мультфильмах («Shaman-King», «Последняя фантазия: Духи внутри нас» и др.), герои которых занимаются медитацией, магией, общаются с «восшедшими учителями»70.

На сегодня не существует точных статистических данных о количестве сторонников учения New Age. Люди вовлекаются в данное движение различными способами и на многих уровнях. Главным образом, это происходит через применение специфических методов или потребление изделий, которые маркированы «New Age», для оказания благотворного влияния на здоровье или благосостояние. Лишь немногие углубляются в теорию New Age71. Однако основные термины движения в последние годы стали общеизвестны, в том

числе из-за их активного употребления в СМИ («аура», «третий глаз», «энергетика», «космическая энергия», «реинкарнация», «экстрасенсорика», «чакры», «мантры», «доноры» и «вампиры» и пр.).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с начала 1990-х гг. и по настоящее время движение New Age стало во многих странах мира частью массовой культуры, своеобразной «торговой маркой» и приобрело популярность в различных слоях общества.

Таким образом, мы проследили основные этапы развития New Age. Нужно отметить, что в его эволюции выделяются четыре этапа, в ходе которых данное движение прошло путь от теоретико-религиозных построений теософов и оккультистов и последующего практического воплощения в жизнь через элементы маргинального мировоззрения хиппи 1960-х гг. до широкого проникновения в культуру и массового распространения движения в 1980-х гг., приведшего к его ярко выраженной коммерциализации в 1990-х — 2000-х гг.

В настоящее время идеи New Age проникли практически во все сферы человеческой деятельности: религию, философию, культуру, образование, политику, науку, здоровье и др. При этом наиболее развитыми и востребованными являются религиозная и культурная составляющие движения. Из проявлений религиозной стороны движения New Age большой популярностью пользуются различные тренинги по саморазвитию, обсуждения проблем наступления «Эры Водолея» и ее особенностей, астрологические и нумерологические расчеты, нетрадиционные способы лечения психосоматических заболеваний (цвето-, музыко-, арома-, сказкотерапия, работа с прошлыми воплощениями и «грузом кармы»), медитативные практики и занятия йогой. Влияние New Age на культуру проявляется в создании специальной музыки для медитаций и отдыха, эзотерической литературы для взрослых (П. Коэльо, Р. Бах, К. Кастанеда, Н. Мураками) и детей (приключения Г арри Поттера Дж. Роулинг), популярности статуэток восточных богов и животных и мистической символики. Большим спросом в современном мире пользуется продукция движения New Age — кристаллы, колокольчики и «музыка ветра», гадальные карты (таро, руны и др.), цветные свечи, ароматические масла и палочки и пр., часто используется в качестве украшения разнообразная заимствованная из различных учений символика New Age72.

Теоретически считается, что движение New Age стремится к установлению «нового мирового порядка», в котором все станут единым целым, не останется национальных границ, будет существовать одно мировое сообщество со своими правительством, единой мировой религией, экономикой73. Исходя из данного постулата возможно сделать предположение о неком глобальном воздействии New Age на мировые политические процессы и его стремлении влиять на сам ход развития истории. Однако на практике мы можем выделить наличие лишь некоторых связей движения New Age и западноевропейских экологических движений, т. к. приверженцы New Age достаточно часто поднимают экологические вопросы и содействуют «зеленым» в продвижении их кандидатов на руководящие посты74. Интересно также, что на мировой арене Организация Объединенных Наций поддерживает группы, принадлежащие к движению New Age (например, «Граждан Планеты»)75. Опосредованное воздействие на мировую политику New Age осуществляет и через высокопоставленных лиц, являющихся его активистами (принц Чарльз, Роберт Мюллер и др.76), однако число таких лиц остается крайне незначительным. Поэтому, на наш взгляд, серьезного влияния движения New Age на мировые исторические и политические процессы ни в прошлом, ни в настоящее время не прослеживается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9ЖуковЮ. А. Нищие духом. М., 1985.

iQМаршалл Д. Указ. соч.

ii Локхаас Ф. Х. Указ. соч.

12Маршалл Д. Указ. соч.

13 Локхаас Ф. Х. Указ. соч.

14 Jesus Christ the bearer of the water of life. A Christian reflection on the «New Age».

18 Крайон. Не думай как человек // http://www.koob.ru/books/kryon/2_dont_think_like_a_human. rar — Дата обращения — 2Q.Q3.2QQ8.

19 Jesus Christ the bearer of the water of life. A Christian reflection on the «New Age».

2QБейли А. А. Образование в Новом Веке…

21 Бейли А. А. Эзотерическая астрология.

22 Берри Г. Дж. Указ. соч.

24 Синицын С. Указ. соч.

25 Крайон. Не думай как человек.

26 Локхаас Ф. Х. Указ. соч.

27 Созаев Л. Указ. соч.

28 Jesus Christ the bearer of the water of life. A Christian reflection on the «New Age».

29 Созаев Л. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Там же.

32Маршалл Д. Указ. соч.

33 Созаев Л. Указ. соч.

35 Там же.

37Бейли А. А. Лучи и посвящения.

39 «Эра Водолея»: навстречу новому мировому порядку.

4Q Там же.

41 Бейли А. А. Экстернализация Иерархии.

44Харкив В. Указ. соч.

45 Findhorn Foundation // http://www.findhorn.org.

46Бейли А. А. Экстернализация Иерархии.

47 Фаликов Б. Указ. соч.

49 Маршалл Д. Указ. соч.

5Q Созаев Л. Указ. соч.

51 Маршалл Д. Указ. соч.

52 Там же.

53Бейли А. А. Лучи и посвящения.

54Берри Г. Дж. Указ. соч.

55 Жуков Ю. Указ. соч.

56Маршалл Д. Указ. соч.

57 Там же.

58 Жуков Ю. А. Указ. соч.

59 Маршалл Д. Указ. соч. б° Там же.

61 Бейли А. А. Эзотерическая психология…

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62 Шевелев Г. Г. Легко ли стать «целителем»?: Сб. документов с комментариями автора. М., 2QQ6. С. 3.

63 Капра Ф. Указ. соч.

64 Там же. С. 46.

65Жуков Ю. Указ. соч.

66 Созаев Л. Указ. соч.

68 Там же.

69 Кантеров И. Я. Указ. соч. С. 711.

™ Там же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *