Содержание
Думается, одним из самых выразительных и часто использующихся в литературе приёмов является метафора. Это неудивительно, ведь с её помощью можно не только придать художественному образу дополнительные грани и смыслы, но и вызвать у читателя эмоциональный отклик.
Термин «метафора» впервые был введён древнегреческим философом Аристотелем. Слово произошло от древнегреческих слов «meta» (в переводе «между», «через») и «phero» («несу», «переношу») и означает дословно «перенесение». В литературе под метафорой понимают вид художественного тропа, при котором некоторое слово или словосочетание применяется в переносном значении. По своей сущности метафора близка к сравнению, так как в основе обоих этих приёмов лежит какой-либо общий для предметов или явлений признак. Однако если при сравнении на сходство указывается напрямую, то метафора выражает это более опосредованное, представляя собой так называемое скрытое сравнение. Кроме того, эти приёмы отличаются оформлением в речи. Сравнение часто требует союзов («словно», «как»), дополнительных слов («похожий на…», «напоминает», «наподобие» и т. д.).
Можно сказать, что в обычной жизни мы чаще применяем сравнения. Например, от влюблённого юноши можно услышать, что волосы его избранницы похожи на шёлк. Это явное неоригинальное сопоставление вещей на основе общих признаков – гладкости и блеска. Но заметим, какими красками заиграет тот же образ, если выразиться иначе: «Роскошный шёлк её волос приковывает взгляд». Это есть метафорический перенос.
Можно привести ещё несколько словосочетаний, часто встречающихся в разговорной речи:
- подниматься по карьерной лестнице,
- у него золотые руки,
- удача улыбнулась мне,
- счастливый случай и т. д.
Понятно, что в действительности никакой объективно существующей лестницы, состоящей из ступенек-должностей, нет. Но повышение в профессиональном статусе напоминает восхождение по лестнице, поэтому в языке закрепилось именно такое выражение. Также очевидно, что части тела человека (исключая особенные случаи) не могут состоять из золота, но это словосочетание наилучшим образом отражает ценность личных качеств и умений их носителя. Никто не станет сомневаться, что улыбаться, быть счастливыми могут только люди. Однако их свойства переносятся на абстрактные понятия, чтобы ярче показать определённые их особенности.
Можно заметить, что метафоры могут применяться с различными целями. Исследователи выделяют ряд функций этого литературного тропа:
- эстетическая (изобразительная) – метафора придаёт красоту, объём и глубину образу;
- когнитивная – метафора помогает осмыслить новый образ с помощью уже знакомых;
- политическая – метафора создаёт двусмысленность, скрывает от недоброжелателей (например, цензоров, властей и др.) мнение автора по тому или иному вопросу;
- номинативная – метафора даёт новое название предмету, у которого его прежде не было или оно не устроило автора;
- эвфемистическая – метафора заменяет собой неприятные, грубые выражения; функция информационного приращения – метафорический образ сокращает усилия автора по раскрытию мысли, доносит её в лаконичной форме;
- мнемоническая – метафора позволяет создать яркий образ, который быстро и надёжно запечатлевается в памяти;
- моделирующая – с помощью метафоры происходит манипуляция сознанием читателя, формирование нужных для восприятия представлений и отношения к предметам;
- и др.
Очевидно, что в большей степени метафоричность присуща поэтической речи. Именно в лирических произведениях, где так важна мелодичность, живописность и одновременно лаконизм, яркие метафорические образы как нельзя более уместны. Рассмотрим несколько примеров из классической русской поэзии.
Начнём со стихотворений великого русского поэта А. С. Пушкина.
Ты ль передо мною,
Или сон мечтою
Обольстил меня?
«Делия».
Здесь выделенное выражение, конечно, применено в переносном смысле. Но кроме этого иносказания в стихотворении присутствует ещё одно, более глубокое. Строки обращены к некой Делии, чей образ сам является метафорой возвышенной возлюбленной лирического героя.
Другим примером развёрнутой метафоры, распространённой на всё произведение, может считаться стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале»:
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
…
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
Зная о любви молодого поэта к Кавказу, об одиночестве и непонятости обществом, которые испытывал Михаил Юрьевич, можно заключить, что в этом стихотворении поэт иносказательно рассуждает о бремени творца. Кроме того, обнаруживается ещё один метафорический образ, указывающий на тягостное существование безутешного поэта.
Выделенное выражение следует отнести к простым метафорам, которые часто используются поэтами для придания красочности образу. Подобными выражениями богато произведение А. Белого «Русь»:
Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.
Удивительно, как одно и то же слово, применённое к разным явлениям, придаёт им уникальный колорит.
Одной из разновидностей метафоры является лексическая (стёртая) метафора, предполагающая полное отсутствие прямого значения выражения. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения К. Д. Бальмонта «Зимний дым»:
Дым встаёт, и к белой крыше
Под упорством ветра льнёт.
Встало Солнце. Ветер тише.
Дым воздушный отдохнёт.
С трудом мы можем подобрать какой-либо корректный глагол по отношению к звезде или дыму, поскольку их движение трудно охарактеризовать. Понятно, что солнце не опускается и не встаёт, а совершает движение по орбите, но нам проще употреблять именно эти будничные выражения.
Расцвечено метафорами стихотворение «Ещё тройка» П. А. Вяземского. Обратим внимание на первую строфу:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
Понятно, что отмеченные слова употреблены в переносном смысле, ведь предмет не может совершать действия, присущие живым существам. Но благодаря этим глаголам образ становится более задорным и жизнерадостным. Здесь ярко проявляется изобразительная функция метафоры.
А вот пример реализации политической функции:
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы, –
О, солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть – тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет…
«Сумерки свободы», О. Э. Мандельштам.
В этих строках, написанных в 1918 году и содержащих целый набор тревожно звучащих метафорических выражений, зашифрованы намёки на уходящую эпоху, и на политических лидеров, и на непредсказуемое будущее. Но образы, с помощью которых поэт зашифровывает своё послание, относятся к отвлечённой теме (стихии, погоде и др.), поэтому трудно обвинить поэта в предвзятости или неодобрении.
Что касается эвфемистической функции метафоры, то такого рода иносказания можно обнаружить в стихотворениях уже упомянутого выше Пушкина. Александр Сергеевич, прохаживаясь по своим недоброжелателям или потешаясь над друзьями, подбирает выражения с озорной элегантностью:
О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый…
«К Галичу».
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть.
«На Дондукова-Корсакова».
Важно отметить, что говоря о функциях метафоры, нельзя утверждать, что в каком-либо выражении воплощена только одна из выделенных функций. Каждая метафора может служить нескольким целям, и одних читателей она будет волновать, другим помогать уловить смысл образа, третьим дать намёк на дополнительные связи и стороны описываемого явления. С её помощью тривиальные события и вещи приобретают новые грани, глубину и выразительность. Поэтому метафора является излюбленным приёмом среди, возможно, всех творцов во всём мире.
«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.
История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.
Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.
Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».
Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».
Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».
История создания
История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.
Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.
Тема
В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница – она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».
Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.
Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.
В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.
В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.
«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.
Композиция
Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.
В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: «»кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.
В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина?
- 1812 г.
- 1816 г.
- 1824 г.
- 1825 г.
Начать тест(новая вкладка)
Рейтинг анализа
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Метафора основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Определение
Вот какое определение, что такое метафора дает Википедия:
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:
баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы: дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость: янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции: дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы.
Примеры литературных метафор
И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)
Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)
Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)
И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)
Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой)
Смотрите больше примеров в словаре метафор русского языка.
Дополнительный материал
Чем метафора отличается от метонимии?
Чем метафора отличается от фразеологизма?
Чем метафора отличается от аллегории?
Чем метафора отличается от сравнения?
Чем метафора отличается от эпитета?
Чем метафора отличается от олицетворения?
Знаете ещё примеры метафор? Напишите их в комментариях под этой статьей!
Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.
История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.
Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.
Метафоры – «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.
Эпитеты – «чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».
Сравнения – «как поля, мы страждем от засухи».
История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.
В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.
В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.
Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.
После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизирую Масленицу.
Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.
В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.
Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотическом порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.
Жанр стихотворения – послание, так как лирический герой обращается к читателю. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ.
Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.
Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».
- Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение А. Пушкина «Осень»?
- 1820
- 1825
- 1830
- 1833
Начать тест(новая вкладка)