Метафора в произведениях Пушкина

Думается, одним из самых выразительных и часто использующихся в литературе приёмов является метафора. Это неудивительно, ведь с её помощью можно не только придать художественному образу дополнительные грани и смыслы, но и вызвать у читателя эмоциональный отклик.

Термин «метафора» впервые был введён древнегреческим философом Аристотелем. Слово произошло от древнегреческих слов «meta» (в переводе «между», «через») и «phero» («несу», «переношу») и означает дословно «перенесение». В литературе под метафорой понимают вид художественного тропа, при котором некоторое слово или словосочетание применяется в переносном значении. По своей сущности метафора близка к сравнению, так как в основе обоих этих приёмов лежит какой-либо общий для предметов или явлений признак. Однако если при сравнении на сходство указывается напрямую, то метафора выражает это более опосредованное, представляя собой так называемое скрытое сравнение. Кроме того, эти приёмы отличаются оформлением в речи. Сравнение часто требует союзов («словно», «как»), дополнительных слов («похожий на…», «напоминает», «наподобие» и т. д.).

Можно сказать, что в обычной жизни мы чаще применяем сравнения. Например, от влюблённого юноши можно услышать, что волосы его избранницы похожи на шёлк. Это явное неоригинальное сопоставление вещей на основе общих признаков – гладкости и блеска. Но заметим, какими красками заиграет тот же образ, если выразиться иначе: «Роскошный шёлк её волос приковывает взгляд». Это есть метафорический перенос.

Можно привести ещё несколько словосочетаний, часто встречающихся в разговорной речи:

  • подниматься по карьерной лестнице,
  • у него золотые руки,
  • удача улыбнулась мне,
  • счастливый случай и т. д.

Понятно, что в действительности никакой объективно существующей лестницы, состоящей из ступенек-должностей, нет. Но повышение в профессиональном статусе напоминает восхождение по лестнице, поэтому в языке закрепилось именно такое выражение. Также очевидно, что части тела человека (исключая особенные случаи) не могут состоять из золота, но это словосочетание наилучшим образом отражает ценность личных качеств и умений их носителя. Никто не станет сомневаться, что улыбаться, быть счастливыми могут только люди. Однако их свойства переносятся на абстрактные понятия, чтобы ярче показать определённые их особенности.

Можно заметить, что метафоры могут применяться с различными целями. Исследователи выделяют ряд функций этого литературного тропа:

  • эстетическая (изобразительная) – метафора придаёт красоту, объём и глубину образу;
  • когнитивная – метафора помогает осмыслить новый образ с помощью уже знакомых;
  • политическая – метафора создаёт двусмысленность, скрывает от недоброжелателей (например, цензоров, властей и др.) мнение автора по тому или иному вопросу;
  • номинативная – метафора даёт новое название предмету, у которого его прежде не было или оно не устроило автора;
  • эвфемистическая – метафора заменяет собой неприятные, грубые выражения; функция информационного приращения – метафорический образ сокращает усилия автора по раскрытию мысли, доносит её в лаконичной форме;
  • мнемоническая – метафора позволяет создать яркий образ, который быстро и надёжно запечатлевается в памяти;
  • моделирующая – с помощью метафоры происходит манипуляция сознанием читателя, формирование нужных для восприятия представлений и отношения к предметам;
  • и др.

Очевидно, что в большей степени метафоричность присуща поэтической речи. Именно в лирических произведениях, где так важна мелодичность, живописность и одновременно лаконизм, яркие метафорические образы как нельзя более уместны. Рассмотрим несколько примеров из классической русской поэзии.

Начнём со стихотворений великого русского поэта А. С. Пушкина.

Ты ль передо мною,
Или сон мечтою
Обольстил меня?

«Делия».

Здесь выделенное выражение, конечно, применено в переносном смысле. Но кроме этого иносказания в стихотворении присутствует ещё одно, более глубокое. Строки обращены к некой Делии, чей образ сам является метафорой возвышенной возлюбленной лирического героя.

Другим примером развёрнутой метафоры, распространённой на всё произведение, может считаться стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале»:

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Зная о любви молодого поэта к Кавказу, об одиночестве и непонятости обществом, которые испытывал Михаил Юрьевич, можно заключить, что в этом стихотворении поэт иносказательно рассуждает о бремени творца. Кроме того, обнаруживается ещё один метафорический образ, указывающий на тягостное существование безутешного поэта.

Выделенное выражение следует отнести к простым метафорам, которые часто используются поэтами для придания красочности образу. Подобными выражениями богато произведение А. Белого «Русь»:

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Удивительно, как одно и то же слово, применённое к разным явлениям, придаёт им уникальный колорит.

Одной из разновидностей метафоры является лексическая (стёртая) метафора, предполагающая полное отсутствие прямого значения выражения. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения К. Д. Бальмонта «Зимний дым»:

Дым встаёт, и к белой крыше
Под упорством ветра льнёт.
Встало Солнце. Ветер тише.
Дым воздушный отдохнёт.

С трудом мы можем подобрать какой-либо корректный глагол по отношению к звезде или дыму, поскольку их движение трудно охарактеризовать. Понятно, что солнце не опускается и не встаёт, а совершает движение по орбите, но нам проще употреблять именно эти будничные выражения.

Расцвечено метафорами стихотворение «Ещё тройка» П. А. Вяземского. Обратим внимание на первую строфу:

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.

Понятно, что отмеченные слова употреблены в переносном смысле, ведь предмет не может совершать действия, присущие живым существам. Но благодаря этим глаголам образ становится более задорным и жизнерадостным. Здесь ярко проявляется изобразительная функция метафоры.

А вот пример реализации политической функции:

Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы, –
О, солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть – тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет…

«Сумерки свободы», О. Э. Мандельштам.

В этих строках, написанных в 1918 году и содержащих целый набор тревожно звучащих метафорических выражений, зашифрованы намёки на уходящую эпоху, и на политических лидеров, и на непредсказуемое будущее. Но образы, с помощью которых поэт зашифровывает своё послание, относятся к отвлечённой теме (стихии, погоде и др.), поэтому трудно обвинить поэта в предвзятости или неодобрении.

Что касается эвфемистической функции метафоры, то такого рода иносказания можно обнаружить в стихотворениях уже упомянутого выше Пушкина. Александр Сергеевич, прохаживаясь по своим недоброжелателям или потешаясь над друзьями, подбирает выражения с озорной элегантностью:

О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый…

«К Галичу».

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть.

«На Дондукова-Корсакова».

Важно отметить, что говоря о функциях метафоры, нельзя утверждать, что в каком-либо выражении воплощена только одна из выделенных функций. Каждая метафора может служить нескольким целям, и одних читателей она будет волновать, другим помогать уловить смысл образа, третьим дать намёк на дополнительные связи и стороны описываемого явления. С её помощью тривиальные события и вещи приобретают новые грани, глубину и выразительность. Поэтому метафора является излюбленным приёмом среди, возможно, всех творцов во всём мире.

«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Тема

В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница – она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».

Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: «»кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина?

    • 1812 г.
    • 1816 г.
    • 1824 г.
    • 1825 г.

Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг анализа

Метафора — это пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по кон­трасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков.

Определение

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое мета­фо­ра дает Википедия:

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
  2. клюв пти­цы;
  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;
  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:

баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;
  2. цве­то­вая бли­зость: янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Примеры литературных метафор

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

И над серо­стью наших бесед в дым­ной ком­на­те машут кры­лья­ми опоз­дав­шие пти­цы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)

Смотрите боль­ше при­ме­ров в сло­ва­ре мета­фор рус­ско­го язы­ка.

Дополнительный материал

Чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от мето­ни­мии?
Чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от фра­зео­ло­гиз­ма?
Чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от алле­го­рии?
Чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от срав­не­ния?
Чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от эпи­те­та?
Чем мета­фо­ра отли­ча­ет­ся от оли­це­тво­ре­ния?

Знаете ещё при­ме­ры мета­фор? Напишите их в ком­мен­та­ри­ях под этой ста­тьей!

Пейзажные зарисовки А. С. Пушкина не только отображают красоту природы, но и являются фоном философских раздумий. Эта особенность демонстрируется и в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Его изучают в 8 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Осень» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – произведение было написано осенью 1833 г., когда поэт пребывал в Болдино. В это время А. С. Пушкин чувствовал творческий подъем, в его блокнотах появилось много новых произведений.

Тема стихотворения – красота осени и зимы, которые противопоставляются лету; поэтическое творчество.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновенье, окрыляющем поэта в зимнее время. Формальная организация – 12 частей, 11 из которых – октавы, 1 – моностих.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры – «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят.

Эпитеты – «чахоточная дева», «пышное увяданье», красота блистающая».

Сравнения – «как поля, мы страждем от засухи».

История создания произведения связана с поездкой Александра Сергеевича в Болдино. Там он имел возможность хорошо отдохнуть и предаться творчеству. Об этом свидетельствуют письма поэта, адресованные жене. В них Пушкин описывал свою болдинскую жизнь, а также признавался, что «уже написал пропасть». Болдинский период творчества исследователи по праву считают одной из самых продуктивных творческих ступеней поэта. Анализируемое стихотворение создавалось осенью 1833 г., но до конца его автор не дописал.

В стихотворении видим традиционные для русской и мировой литературы темы. Автор умело переплетает несколько тем, наиболее выразительно звучат такие: красота осенней и зимней природы, недостатки лета и весны, зимнее вдохновение для поэтического творчества и раздумий над смыслом жизни. В контексте темы развивается идея о том, что осень и зима – совсем не время для тоски и уныния, если суметь увидеть их красоту, они станут вдохновителями к созданию прекрасного.

В центре стихотворения лирический герой. Чтобы приблизить его к читателю, автор подает монолог от первого лица. Герой наблюдает за природой и рассказывает о своих предпочтениях. Он с наслажденьем смотрит, как деревья сбрасывают листья, пруд и дорога замерзают, а сосед спешит на охоту.

Во второй части объясняется его восторг: мужчина не любит весну из-за грязи и неприятного запаха. Осень же – вестница зимы. А уж зима покоряет сердце лирического героя белым снегом, бегом саней.

После краткой зимней зарисовки лирический герой начинает описывать теплое время года. У большинства людей они вызывают положительные эмоции, но только не у Пушкинского лирического «Я». Он находит в лете недостатки, которые мучают людей: комары, мухи, засухи. В октаве-обращении к лету автор создает интересную метафору, в которой отображает русские народные традиции: «жаль зимы старухи, и, проводив ее блинами и вином, поминки ей творим мороженым и льдом». Блины в этих строках символизирую Масленицу.

Далее лирический герой снова возвращается к осенним пейзажам. Он восхищается каждым проявлением золотой красавицы. Даже увядание называет пышным. Мужчина твердо уверен, что осень и зима полезны для его здоровья.

В последних частях стихотворения находим описание зимних вечеров, которые лирический герой проводит в своих думах. В это время им руководит воображение. Так из-под его пера появляются стихотворения. Процесс поэтического творчества в произведении подан как нечто, что происходит само собой, поэт только записывает мысли и рифмы. Произведение заканчивается риторическим вопросом, который каждый читатель может истолковать по-своему.

Стихотворение по смыслу можно разделить на несколько частей: пейзажные зарисовки, посвященные разным временам года, рассказ о вдохновении, окрыляющем поэта в зимнее время. Пейзажные зарисовки расположены не друг за другом, а чередуются в несколько хаотическом порядке. Формально произведение состоит из одиннадцати октав (восьмистиший) и одного моностиха. Особенности формальной организации связаны с тем, что произведение недописанное.

Жанр стихотворения – послание, так как лирический герой обращается к читателю. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использует два вида рифмовки перекрестную АВАВ и параллельную ААВВ.

Практически в каждом стихе «Осени» поэт использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены», «поминки ей творим мороженым и льдом», «желания кипят». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «чахоточная дева», «пышное увяданье». Сравнение всего одно: «как поля, мы страждем от засухи».

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение А. Пушкина «Осень»?

    • 1820
    • 1825
    • 1830
    • 1833

Начать тест(новая вкладка)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *