Бунин сегодня так светло вокруг

И. А. Бунин. Листопад. Отрывок

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной…

Вопрос 1. Прочитай выразительно описание леса (начало отрывка). Подумай, почему поэт рассказывает именно о красках осеннего леса.
В солнечный или в пасмурный день наблюдал автор осенний лес? Как ты об этом узнал?
Осенний лес сравнивается с пёстрым, расписным теремом по внешнему виду или по настроению?

Ответ. Яркость и пестрота красок – отличительный признак осеннего леса, и поэтому практически все писатели и поэты описывают осеннее убранство леса. Поэт наблюдает лес в солнечный день, об этом говорит строка «стоит над светлою поляной». Осенний лес сравнивается с расписным теремом по внешнему виду: берёзы, как резьба на окнах терема; ёлочки, как вышки; просветы в небе, как оконца.

Вопрос 2. Три осенние картинки нарисовал поэт. Каждую из них он начал словом «сегодня». Найди и прочитай их. Какая тебе особенно понравилась?

Ответ. При работе с этим заданием можно обратить внимание на то, что в первых двух картинах поэт передаёт зрительные впечатления: блестящие нити паутины и последний летающий мотылёк. А следующая картина – звуковая, здесь передана тишина осеннего леса – «мёртвое молчанье». При этом во всех трёх картинах главная деталь (блестящая на солнце паутина, мотылёк и тишина) – явная примета ранней осени.

Вопрос 3. Найди в тексте звукопись. Что она здесь выражает?

Ответ. Повтор шипящих , и свистящих звуков в последних трёх строках третьей строфы намеренный, то есть является звукописью, с помощью которой переданы характерные для осени звуки – шуршание падающих листьев.

Вопрос. Найдите в тексте все сравнения. Чем они выражены?

Ответ. «Лес, точно терем расписной»; «лес… весёлой, пёстрою стеной стоит»; «как вышки, ёлочки темнеют»; «просветы в небо, что оконца», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «и, точно белый лепесток, на паутине замирает»; «осень тихою вдовой». Сравнения здесь выражены сравнительными оборотами с союзами точно, как, что (в значении как) и творительным падежом имени существительного со значением сравнения («стоит стеной» – стоит как стена).

Вопрос. Найдите в тексте скрытые сравнения.

Ответ. «И осень… вступает», «лес… стоит… завороженный тишиной». В этих выражениях осени и лесу придаются качества человека, то есть неживые существа олицетворяются.

Вопрос. Найдите в тексте эпитеты. Выделите среди них те, которые передают цвет.

Ответ. «Терем расписной, лиловый, золотой, багряный»; «весёлая, пёстрая стена»; «светлая поляна»; «жёлтая резьба»; «лазурь голубая»; «листва сквозная»; «тихая вдова»; «пёстрый терем»; «пустая поляна»; «широкий двор»; «воздушная ткань паутины»; «последний мотылёк»; «белый лепесток»; «мёртвое молчанье»; «синяя вышина»; «солнечная поляна».

Вопрос. Прочитайте первую и последнюю строфы. Чем они различаются и что у них общего?

Ответ. Первые две строки в обоих четверостишиях совпадают – это полный речевой повтор. Четвёртая строка первой строфы стала третьей, и при этом слово «светлая» заменено синонимом «солнечная». Вместо строки «весёлой пёстрою стеной» дается строка «заворожённый тишиной». В результате в первой строфе поэт говорит только о том, что он видит (даёт зрительную картину леса), а в заключительной строфе добавляет звуковые впечатления, говорит об удивительной тишине.

Народные приметы

1. Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы.

2. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

3. Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.

4. Тёплая осень – к долгой зиме.

Бунин И — Листопад
стихотворение
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной….
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю — 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки». В 1901 году в издательстве символистов «Скорпион» вышел сборник стихотворений «Листопад». За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве «Знание» вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице «Националь», стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений («Грасский дневник», статья «Памяти Бунина»). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти — в 1956 году (пять томов в Библиотеке «Огонек»).

Листопад

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Сегодня на пустой поляне, Среди широкого двора, Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть из серебра. Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной; Заквохчет дрозд, перелетая Среди подседа, где густая Листва янтарный отблеск льет; Играя, в небе промелькнет Скворцов рассыпанная стая — И снова все кругом замрет. Последние мгновенья счастья! Уж знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья. Глубоко, странно лес молчал И на заре, когда с заката Пурпурный блеск огня и злата Пожаром терем освещал. Потом угрюмо в нем стемнело. Луна восходит, а в лесу Ложатся тени на росу… Вот стало холодно и бело Среди полян, среди сквозной Осенней чащи помертвелой, И жутко Осени одной В пустынной тишине ночной. Теперь уж тишина другая: Прислушайся — она растет, А с нею, бледностью пугая, И месяц медленно встает. Все тени сделал он короче, Прозрачный дым навел на лес И вот уж смотрит прямо в очи С туманной высоты небес. 0, мертвый сон осенней ночи! 0, жуткий час ночных чудес! В сребристом и сыром тумане Светло и пусто на поляне; Лес, белым светом залитой, Своей застывшей красотой Как будто смерть себе пророчит; Сова и та молчит: сидит Да тупо из ветвей глядит, Порою дико захохочет, Сорвется с шумом с высоты, Взмахнувши мягкими крылами, И снова сядет на кусты И смотрит круглыми глазами, Водя ушастой головой По сторонам, как в изумленье; А лес стоит в оцепененье, Наполнен бледной, легкой мглой И листьев сыростью гнилой… Не жди: наутро не проглянет На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят,— Недаром эта ночь прошла! Но Осень затаит глубоко Все, что она пережила В немую ночь, и одиноко Запрется в тереме своем: Пусть бор бушует под дождем, Пусть мрачны и ненастны ночи И на поляне волчьи очи Зеленым светятся огнем! Лес, точно терем без призора, Весь потемнел и полинял, Сентябрь, кружась по чащам бора, С него местами крышу снял И вход сырой листвой усыпал; А там зазимок ночью выпал И таять стал, все умертвив… Трубят рога в полях далеких, Звенит их медный перелив, Как грустный вопль, среди широких Ненастных и туманных нив. Сквозь шум деревьев, за долиной, Теряясь в глубине лесов, Угрюмо воет рог туриный, Скликая на добычу псов, И звучный гам их голосов Разносит бури шум пустынный. Льет дождь, холодный, точно лед, Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет. Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы, Земля в морозном серебре, И в горностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо. Двор пуст и холоден. В ворота, Среди двух высохших осин, Видна ей синева долин И ширь пустынного болота, Дорога на далекий юг: Туда от зимних бурь и вьюг, От зимней стужи и метели Давно уж птицы улетели; Туда и Осень поутру Свой одинокий путь направит И навсегда в пустом бору Раскрытый терем свой оставит. Прости же, лес! Прости, прощай, День будет ласковый, хороший, И скоро мягкою порошей Засеребрится мертвый край. Как будут странны в этот белый, Пустынный и холодный день И бор, и терем опустелый, И крыши тихих деревень, И небеса, и без границы В них уходящие поля! Как будут рады соболя, И горностаи, и куницы, Резвясь и греясь на бегу В сугробах мягких на лугу! А там, как буйный пляс шамана, Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана, Гудя в крутящемся снегу И завывая в поле зверем. Они разрушат старый терем, Оставят колья и потом На этом остове пустом Повесят инеи сквозные, И будут в небе голубом Сиять чертоги ледяные И хрусталем и серебром. А в ночь, меж белых их разводов, Взойдут огни небесных сводов, Заблещет звездный щит Стожар — В тот час, когда среди молчанья Морозный светится пожар, Расцвет полярного сиянья. 1900

Замысел его состоял в том, чтобы собрать в одной аудитории разные опыты обращения к одному тексту с тем, чтобы увидеть и обсудить, что можно извлечь из него в интересах школьника, осваивающего родную словесность. А этим единственным текстом было стихотворение Ивана Бунина «Листопад».

Начала этот разговор зав. кафедрой Нина Ивановна Беляева, по инициативе которой этот текст и оказался в сфере нашего профессионального внимания. Его лингвистический анализ был опубликован в нашем периодическом издании «Речеведение» в цикле статей Нины Ивановны о работе с поэтическим текстом в начальной школе. Продолжала она работу с ним и в студенческой аудитории. Нина Ивановна обратила внимание на то, что главной в этом тексте оказывается цветопись — словесное представление красок осени. Обилие света, сверкания, разнообразие красок завораживает читателя. А анализ их состава привел к выводу: палитра бунинского леса — это цвета русской иконы. А общий смысл стихотворения увиделся в том, что природа — это храм, которым любуется человек, устремив взор ввысь и испытывая благоговение, восторг перед вечной красотой мироздания.

Пятикурсница Лена Михайлова поделилась своими воспоминаниями о том, как с этого текста начиналась для них школа лингвистического анализа поэтического текста. Как не сразу открывались перед юными исследователями разнообразные способы создания цветовой гаммы стихотворения: прямое обозначение цвета (лазурь) или опосредованное «наведение» за счет легкое мерцания существительных паутина, сеть из серебра, просветы.

А четверокурсница Светлана Ворушева произвела на всех сильное впечатление, обратившись к звуковой картине, создаваемой в тексте. Она показала, что наряду с опустошением пространства осень «обезмолвливает» его: пустота оказывается параллельной молчанию. На его фоне листика шуршание прочитывается как знак быстротечности жизни, а текст в целом предлагается понимать как текст о ценности каждого жизненного мгновения.

Аспирант кафедры Татьяна Погребкова рассказала, какие возможности этого текста она использовала в работе с третьеклассниками, которым помогала осваивать семантику чувственного восприятия. Зрительное восприятие осени, столь богато проявившееся в красках, дополняется звуковым — и школьникам предлагалось так прочитать наизусть стихотворение, чтобы шуршание падающих листьев было показано не только смыслом произносимых слов, но и самим их звучанием (сс-лл-шш).

Возвращаясь к этому (уже знакомому) стихотворению в 6 классе, можно показать ребятам, как они выросли, как много нового они могут увидеть в известном тексте. Вот что мне удалось сделать с шестиклассниками из 14-й школы. Записав текст под диктовку с орфографическими и лексическими комментариями, мы расширили словарь, познакомившись ближе со словами терем, расписной, лазурь, багрец:

Выписав из текста слова с семантикой цвета, мы увидели, что здесь оказались все части речи, даже как будто не ожидаемые глаголы. Мы рассуждали о том, какой цвет вносят в текст существительные паутина, серебро. Результатом этих коллективных наблюдений стало домашнее сочинение «Многоцветье осени в стихотворении И. Бунина «Листопад». Одно такое сочинение прозвучало в аудитории.

Обсуждая написанные сочинения в классе, мы вспомнили тоже хорошо известный детям пушкинский отрывок «Уж небо осенью дышало..» и сделали вывод, что пушкинский текст напоминает графику, а бунинский живопись.

Эту ассоциацию я использовала для того, чтобы рассказать детям о разных «живописях» — сориентированной на предметы (реализм), на впечатления от них (импрессионизм) и вовсе отвлекающейся от предметов (абстракционизм). После знакомства с репродукциями абстрактных картин В. Кандинского и К.Малевича, а также картины Клода Моне «Стога» (удивительно «совпавшей» по колористике и даже композиции с бунинским текстом), ребята получили задание создать дома абстракционистскую иллюстрацию к стихотворению. Студенты с интересом рассматривали плоды живописного труда шестиклассников.

Это было тем более интересно, что каждый из «абстракционистов на час» создал потом и реалистическую иллюстрацию — классический осенний пейзаж. Но перед этим мы вновь обратились к тексту и, выписав из него все существительные, убедились, что здесь мы имеем дело с поэтическим «двойным зрением»: обнаружились два ряда предметов — один присутствующих в тексте как воспринимаемые зримо, а другой — как подсказанные воображением поэта, как объекты сравнения. И читатель видит картину двойным зрением: на первом плане двор -лес — мотылек, а на втором, воображаемом — терем с его стенами и оконцами, ткань, сеть:

В домашнем сочинении «Предметный мир стихотворения И. Бунина «Листопад» ребята изложили наблюдения над этой стороной текста и сделали, кстати сказать, вывод о том, что осень сравнивается с теремом как рукотворным чудом, творением рук человеческих.

Круглый стол завершился высказываниями о том, что и наша коллективная работа над текстом оказалась не только интересным занятием, но и по-настоящему воодушевляющим. Тут же было предложено опыт повторить и как можно скорее найти текст, над которым все будут думать до следующих Дней науки.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…

План урока

I. Рассказ учителя о детских годах поэта, что подготовит к чтению стихотворений о родной зем ле.
II. Выразительное чтение учителем отрывка из стихотворения.
ЛИСТОПАД
Отрывок
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
*********************************
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
III. Обсуждение прочитанного.
Вопросы и задания.
1. Какие картины и образы возникают перед нами при чтении «Листопада»?
Вместе с учениками воссоздаем красочную кар¬тину осеннего леса, деревьев, неба, воздушной паутины. Затем — чтение вслух первой половины текста.
2. Найдите слова, помогающие увидеть цвет и свойства того, что изобразил поэт.
Лес — «лиловый, золотой, багряный», отсюда — «пестрая» стена над «светлою поляной»; «желтая резьба» берез, «голубая» лазурь неба.
3. Что вы можете сказать об авторе этого стихотворения?
Учащиеся воспроизводят рассказ учителя с дополнениями, которые им удалось найти самостоятельно.
4. Прочитайте вслух вторую половину текста. Найдите сравнения.
«Последний мотылек» сравнивается с «белым лепестком» на паутине; лес, как и в самом начале, сравнивается с «расписным теремом» по богатству красок, по высоте деревьев. Вспомним сравнение из начала стихотворения: елки, «как вышки», темнеют. Темнеют, потому что они так выглядят на ярком фоне осенней листвы. В завершение поэт ис¬пользует олицетворение: лес «стоит… завороженный тишиной».
5. Как вы представляете себе «ткани воздушной паутины» и сравнение «блестят, как сеть из серебра»? Когда так бывает: ранней или поздней осенью? Определите значение слов: «терем», «лазурь», «завороженный».
6. С какими чувствами, с каким настроением описывает Бунин осенний лес?
IV. Обучение выразительному чтению. Прочитаем текст полностью, будем следить за наиболее значимыми словами. Подумаем, где сделать паузы, как прочитать повторяющиеся строки в самом начале и в конце текста. Почему поэт повторяет эти строки?
V. Творческая самостоятельная работа. Напишите лирическую миниатюру (в стихах или в прозе). Название своей зарисовки придумайте сами.
В некоторых программах и учебниках предложены стихотворения «Родина» и «Родине» — оба достаточно сложные для восприятия школьниками младших классов. Их чтение и обдумывание возможно на уроках внеклассного чтения.
наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *