Архитектура буддийских храмов

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.

Правила поведения
Что означают названия
Внешнее и внутреннее устройство
Заключение

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.

Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.

Что означают названия

Буддийские храмы называются «дацан», но могут иметь в названии имя собственное в сочетании со словами «тэра», «дэра», «гаран», «дзи». Каждое из этих слов указывает либо на географическое положение, либо на имя жертвователя, на прославление определённого божества или рода.

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Буддизм – одна из главных религий Китая. Проникновение буддизма в Китай началось в IV в. Он начал широко распространяться и постепенно становился крупнейшей религией страны. Буддизм в Китае представлен в трех языковых системах: на китайском, тибетском языке и на языке пали (буддизм южной традиции). Количество монахов трех языковых систем составляют более 200 тыс. В настоящее время в Китае действуют более 20 тыс. буддийских храмов.

Тибетский буддизм является частью китайского буддизма и в основном распространен в Тибетском автономном районе, автономном районе Внутренняя Монголия, провинции Цинхай. Тибетцы, монголы, народы юйгу, мэньба, лоба, ту – исповедуют тибетский буддизм. Буддизм южной традиции в основном распространен в Сишуаньбаньна-Дайском автономном округе, Дэхун-Дай-Качинском автономном округе, районе Сымао провинции Юньнань. Народности дай, булан, ачан, ва в большинстве исповедуют буддизм в южной традиции. Последователями китайского буддизма в основном являются ханьцы, которые проживают в разных районах Китая.

Храмовая архитектура

Монастыри и храмы — образцы буддийской архитектуры Китая. Храмовое зодчество, возникшее в Индии, начало процветать в Китае с династии Северная Вэй(386—534гг.). Эти сооружения внесли важные страницы (расцвета и упадка) в летопись культурного развития средневекового общества. Они обладают важной исторической и художественной ценностью.

В архитектуре китайцы придавали большое значение древнекитайской натурфилософии, основанной на синтезе Инь и Ян, стремились к симметрии, гармонии и стабильности, поэтому буддийские храмовые постройки, обладая такими функциями, как жертвоприношение предкам, поклонение алтарям Неба и Земли, имели форму прямоугольника, их фасады тянулись с севера на юг по оси симметрии. При проектировании таких зданий строго соблюдались все пропорции. Кроме того, китайские храмы и монастыри гармонично сливались с садово-парковым ансамблем, располагающимся рядом с храмом.

Концепция постройки большинства древних храмов и монастырей: напротив главного входа — зал Небесного императора, по обеим сторонам которого располагаются колокольня, барабанная башня, павильон Будды Шакьямуни, павильон-хранилище буддийских сутр, зал для изучения буддизма и др. До начала правления династий Суй и Тан(581—907гг.) обычно перед храмом или во дворе храма возводились пагоды, позже эти пагоды заменили павильоны и залы, в приделах храма обычно был разбит живописный дворик с садом.

Как устроен буддийский храм

Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.

В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.

Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.

Пагода, то:, предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке.

Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений», ко:до:.

Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

Начиная с VIII в. при многих храмах стали обустраивать место для почитания «родных богов», ками. Святилище может находиться на территории храма или вне ее, боги мыслятся как защитники храма.

Для примера я беру устройство храма «Четырех небесных государей» (Ситэнно:дзи), одного из самых древних в Японии. В храме может быть несколько пагод, иногда бывает несколько «Золотых залов», но расположены они почти всегда в таком порядке, как на рисунке.

Буддийский обряд в основе своей — это выражение почтения к Трем Сокровищам и обращение к ним как к «прибежищу». В ходе обряда статуи и другие изображения открываются для обозрения, тексты звучат полностью или в отрывках, монахи совместно предаются «сосредоточению», иногда проводят шествие и т.д. «Трем Сокровищам» совершают подношения, и ответом на них служат различные действия, призванные выразить помощь «Трех Сокровищ» их почитателю. Важно, что в обеих ролях — и того, кто прибегает к помощи, и того, кто ее дает, — могут выступать и монахи, и миряне. Обряды имеют общую цель: распространить последствия сострадательных деяний одного человека на множество других существ, уменьшить их страдания, преодолеть заблуждения, и в пределе — помочь каждому существу достичь освобождения. Коль скоро и страданий, и их причин существует бесчисленное множество, то и помощь должна быть разной. Поэтому обряд может быть обращен не только к Будде Шакьямуни, но и к различным другим буддам, бодхисаттвам и иным существам, соотнесенным с разными способами освобождения.

Обычное название для храма — 寺, дзи или тэра. Выбор между этими двумя чтениями зависит от того, как читается основное название храма: по «китайскому» чтению, он, или по «японскому», кун. Если храм назван по местности, где он построен, или по прозванию мирян-основателей, то в его названии 寺 читается как тэра или дэра. Примеры — Асука-дэра (храм на равнине Асука), Киёмидзу-дэра (храм при водопаде Киёмидзу), Татибана-дэра (храм рода Татибана). Если же в названии звучит имя почитаемого существа или величание учения, то 寺 читается как дзи. Примеры: Якусидзи (храм будды-целителя Якуси, он же Бхайшаджьягуру), Хо:рю:дзи (храм Развития Закона). Иногда храм называется по тем годам правления, когда он основан. Например — Энрякудзи (храм годов Энряку).

Есть и дополнительное название для храма — 伽藍, гаран, частичная запись санскритского «сангхарама» («общинное жилище»). Так называются самые древние храмы Японии: Ганго:дзи-гаран и другие. Иногда и более поздние храмы прибавляют к своему названию слово гаран — в документах вроде храмовых летописей, обращений к мирянам-покровителям и др.

Если сооружение для обрядов не имеет полного «храмового» набора зданий, оно называется «молельней» 院, ин. Часто так же именуются храмы с необычным расположением построек. Пример — Бё:до:ин (молельня Ровного Равенства).

См. Бадлуева В.М. Религиозная архитектура Японии: синтоистские и буддийские храмы (курсовая работа за III курс, 2004 г.).

Описания и фотографии многих знаменитых храмов можно найти на сайте http://www.orientalarchitecture.com/

«Пятиярусные пагоды: почему землетрясения не могут их разрушить?» (заметка из журнала «Nipponia»)

Костромина Ольга Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №121

г. Санкт-Петербург

Урок для учащихся 4 классов.

Тема: Войдем в Буддийский храм

Программное содержание.

Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний вид и внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы.

Основные методы и приемы.

Интернет-экскурсия в буддийский храм.

Чтение и обсуждение текста, рассматривание иллюстраций учебника.

Цель: познакомить с религией России — буддизмом.

Задачи: учить работать с текстом, выделять главное, анализировать; развивать речь учащихся, развивать умение работать с полученной информацией, работать в парах.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Постановка целей урока.

— Сегодня на уроке мы с вами войдем в буддийский храм. Мы узнаем о …(Слайд 2) Что такое буддизм? Кто такой Будда? Как устроен буддийский храм? Какой самый большой буддийский храм в Европе?

  1. Работа по теме урока.

— Как возник буддизм? Кто такой Будда?

— Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма), целью которой является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении счастья. Возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.Сами последователи этого учения называли его словом «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учением Будды) Чтение рубрики «Жил на свете человек» (Слайд3)

— Как устроен буддийский храм? Стр. 78-81 учебник.

Беседа по теме урока.

— Буддийские храмы разнообразны. Архитектура буддийских храмов поражает своей неповторимой архаикой и почти сказочной символичностью. (Слайд 5).

Она отличается от любых архитектурных систем современности, хотя, конечно, её становление происходило на основе заимствований. Смесь архитектурных стилей и создают уникальность и оригинальность архитектуры буддийских храмовых комплексов. Композицию практически всех буддийских храмов определяет религиозно-символическая концепция, которая пронизывает каждую архитектурную деталь.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Пагода — буддийское или индуистское сооружение культового характера. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Однако мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа – полушарие из земли и камня.

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Просмотр фильма. (Слайд6)

— Вам понравился фильм? Что запомнилось? Где находится самый большой буддийский храм.

— А вы знаете об известных буддийский сооружениях? Хотите узнать?

Рубрика «Это интересно» (Слайд 7 и 8)

— Самая высокая буддийская пагода возведена в провинции Цзянсу на востоке Китая. Высота тринадцатиярусного строения составляет 153,79 метров. Пагода «Тяньнинбаота» с позолоченным навершием украсила территорию древнего храмового комплекса «Тяньнинсы». Он был основан еще в период династии Тан (618–907 годы) в районе города Чанчжоу и неоднократно перестраивался.

В частности, там находилась семиярусная пагода эпохи Сун (960-1279), но она была сожжена в ходе войн. Сооружение новой пагоды началось в 2002 году и обошлось в 300 миллионов юаней (38,5 миллиона долларов). На строительство пошли ценные и особо плотные породы дерева, импортированные из Мьянмы и Папуа-Новой Гвинеи.

На последнем ярусе башни установлен огромный бронзовый колокол весом 30 тонн. Он поражает мощным звоном, который слышен на расстоянии пяти километров. Там же хранится уникальное изваяние Будды, созданное из горного хрусталя. Эту реликвию выкупил и передал в дар храму один китайский коллекционер из числа эмигрантов. постройки: храмовые постройки на горе отличались от ансамблей, выстроенных на горе.

Каменные скульптуры в буддийском храме Otagi Nenbutsu-Ji (Киото, Япония)

Буддийский храм Otagi Nenbutsu-Ji редко можно встретить в путеводителях с перечнями достопримечательностей Киото (Япония). Возможно, это и к лучшему, ведь нескончаемый туристический поток вряд ли пошел бы на пользу этому удивительному месту. А посмотреть здесь есть на что: в окрестностях храма установлено 1200 каменных скульптур ракан, учеников-последователей Шака, основателя буддизма Храм Otagi Nenbutsu-Ji был построен в середине 8 в., но его судьба сложилась трагично: он существенно пострадал во время одного из разливов реки Камо, поэтому решено было перенести храм в более укромное место. Позже Otagi Nenbutsu-Ji вновь был разрушен во время гражданской войны в 13 в. В 1922 г. храм реконструировали во второй раз, однако тайфун 1950 г. также не пощадил святыню. Каменные скульптуры были переданы в храм в 1981 г. За три десятилетия они успели покрыться мхом, так что выглядят еще более органично, словно привычные для нашей культуры лесовики. Скульптуры создавали, что называется, всем миром. В храм Otagi Nenbutsu-Ji съезжались скульпторы-любители со всей страны и вырезали человечков из камня под руководством опытного мастера Kocho Nishimura. Изваяния учеников Будды получились совершенно разными: каждый со своим выражением лица, с уникальными эмоциями. Причудливые фигуры стали «визитной карточкой» храма, привнесли особый игровой элемент в духовную атмосферу священного места.

Буддийские монахи. (Слайд 9).Учебник с. 81

— Монах – это человек, который по своему религиозному убеждению решил остаться один, без семьи.

  1. Проверка усвоенных знаний.

— Что нового сегодня на уроке было для вас? Какие вопросы есть? У вас на столе лежат листочки с заданиями для выполнения в паре. Вам надо будет выполнить небольшой тест и указать, какое строение у вас на рисунке. По желанию его можно раскрасить.

1. Подчеркни слова, которые относятся к буддийской культуре:

церковь, карета, мечеть, пагода, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монахи, ступа, законы, платье, сказка.

2. Кто является основателем буддийской религии?

  • Сиддхартха Гаутама
  • Мухаммед
  • Иисус

3. Что такое пагода?

  • Крыша храма
  • Многоступенчатая башня
  • Это вход в буддийский храм

4. Что означает слово Будда?

  • Умный
  • Просветленный
  • Сострадающий

5. Напиши название этого строения.

Взаимопроверка с комментированием.

  1. Рефлексия.

— В каком храме вы сегодня побывали? Что нового узнали? (слайд 10) Смогли ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале урока? Вам понравился урок? Что не получилось? Как вы можете оценить свою работу на уроке?

УДК 351.758.5 (571.531)

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ОБРАЗНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА

л

© Е.В. Асалханова 1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются планировочные, архитектурно-пространственные и образно-композиционные особенности буддийских монастырей и храмов Индии, Тибета, Монголии, Бурятии. Проведен анализ традиционных типов тибетских храмов дукан, лхакан, дацан, чортэн, а также монгольских и бурятских монастырей и храмов хурэ, сумэ, хит. Исследуется своеобразие архитектуры бурятских дацанов, в которой нашли отражение некоторые приемы и элементы русского церковного зодчества.

Ключевые слова: северный буддизм; Тибет; Монголия; Бурятия; архитектура.

SPACE PLANNING AND IMAGE COMPOSITIONAL FEATURES OF NORTHERN BUDDHIST TEMPLES E.V. Asalkhanova

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Понятие «северный буддизм» включает в себя тибетский буддизм и производные от него формы буддизма монгольских и ряда тюркских народов. Религиозное разделение произошло еще в начале I тысячелетия н.э., когда в рамках тхеравады («учения старейших») образовалась школа махасангхиков («сторонников большой общины») и возникла школа маха-яна, в которой утверждалось, что спасение доступно для всех, а не только для монахов; важная роль отводилась бодхисаттвам и т.д. К середине I тысячелетия н.э. разделение приняло географический характер: традиция тхеравады закрепилась в Юго-Восточной Азии, а в Северной Азии получили распространение махаяна и ваджраяна.

Тибет был великим перекрестком культур, начиная с VII—VIII вв., когда страна была одной из наиболее могущественных государств в азиатском регионе. Тибетцы были частью культурной матрицы, которая включала Индию, Кашмир (чье искусство отличалось от индийского), Непал, Центральную Азию и Китай. Буддизм стал доминирующей религией в Тибете с XI в. (с конца IX до последней четверти X вв. буддизм в Тибете преследовался). С этого времени тибетская культура развивалась в рамках теократического государства, которое избежало разрушений двух мировых войн ХХ-го столетия и внешних разграблений. До китайского вторжения в 1950 г. Тибет никогда не был завоеван, хотя внутреннее соперничество различных буддийских школ приводило к разрушению некоторых монастырей. В последующие 20 лет прошлого века в ходе китайской культурной революции более 90% ти-

бетских монастырей были безжалостно уничтожены, включая многие, процветавшие с XI—XII вв. Некоторые монастыри представляли собой небольшие средневековые города с религиозными и светскими постройками. Уникальное художественное наследие — архитектура, монументальная живопись и живопись-тангка, скульптура, декоративно-прикладное искусство — были в значительной степени разрушены. О внешнем виде и убранстве некоторых монастырей мы можем судить по фотографиям.

Для традиционной тибетской архитектуры характерны постройки с толстыми стенами крепостного типа, с узкими прямоугольными окнами и плоскими крышами. Стены, сложенные из грубо отесанных камней или гранитных плит, в нижних этажах были лишены окон. Их профиль имел небольшой наклон к центру здания, что придавало постройкам дополнительную прочность. Описание тибетской архитектуры было дано Е.И. Кычановым и Л.С. Савицким в исследовании «Люди и боги Страны Снегов», изданном в 1975 г.: «В Восточном Тибете еще в VII в. возводили сооружения замкового типа, которые обычно признаются прототипом тибетской архитектуры вообще. Это были шести-, девятиэтажные каменные дома с четырех- и восьмиугольными башнями высотой в 25—30 м. Трапециевидные замки-цзоны с башнями и жилые дома-крепости в несколько этажей, по форме напоминающие в вертикальном сечении усеченные пирамиды, сложенные из больших камней, — таковы были типичные строения древней, собственно тибетской архитектуры, не знавшей свода и арки».

1Асалханова Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна, тел.: 89041587629, e-mail: asalhane@yandex.ru

Asalkhanova Ekaterina, Senior Lecturer of the Design Department, tel.: 89041587629, e-mail: asalhane@yandex.ru

С проникновением буддизма в Тибете зародилась храмовая архитектура. Первые тибетские храмы представляли собой массивные каменные приземистые сооружения с плоской кровлей и наклоненными примерно под углом в 75-80% от фундамента к кровле стенами, характеризовавшиеся в первую очередь традициями тибетской архитектуры, особенно четко сложившейся при постройке замков-цзонов и жилых домов. Самым первым храмом был кафедральный собор Лхасы Джокан, заложенный, вероятно, еще в начале VII в. для жен Сронгцэн Гампо, исповедовавших буддизм. Храм не сохранился в первоначальном виде из-за многочисленных перестроек .

Планировочные принципы тибетских храмов обусловливались представлениями о доминанте горных вершин над местностью, в соответствии с которыми храмы возводились в высокогорных, порой труднодоступных местах (рис. 1). При строительстве монастырей, занимавших значительное пространство, храмы строились на самом возвышенном участке местности. Именно так сооружены крупнейшие монастырские ансамбли Тибета — Сэра, Брайбун, Галдан и многие другие. Последующие постройки храмов и монастырей стали все более ощутимо подвергаться влиянию архитектуры разных стран, из которых происходили проповедники буддизма. Так, первый тибетский монастырь Самъе, построенный около 779 г. к югу от столицы Тибета Лхасы, представлял собой комплекс зданий, расположенных вокруг центрального храма, он возводился по образцу индийского буддийского монастыря из Бихара Одантапури. Симметричная форма центрального храма со стенами, ориентированными по четырем сторонам света, символизировала «священный круг» (мандала). «Трехэтажный храм, как слоеный пирог, отразил в себе все храмовые традиции свои и соседних стран: нижний этаж его выстроен в тибетском стиле, второй — в китайском, третий — в индийском» . Храмы монастыря Самъе украшены роспи-

сями, сюжеты которых стали впоследствии традиционными. Большая часть уникальных стенных росписей с изысканным колоритом и высоким профессиональным исполнением посвящена джатакам — историям о прошлых перерождениях Будды Шакьямуни.

Настоятель тибетского монастыря Тубтен Ешей Гьятцо пишет в исследовании «Gateway to the temple. Manual of Tibetan customs, art, building and celebrations» о традиции строительства храмов: «Храмы должны были возводиться в местах, обладающих в полной мере желательными приметами и соответствующими условиями, там должно быть как можно меньше таких вредных факторов, как вздорные люди, насекомые, растения с шипами и пропасти. Собственная, чисто тибетская традиция храмовой архитектуры представляет систему, которая объединяет все лучшее и гармоничное из различных архитектурных особенностей «небесных дворцов», описанных в тантрий-ских разделах священных книг. В этой традиции строительство начиналось со сбора всех материалов, нужных для возведения храма. Затем на участке земли выкладывался план будущего храма в соответствии с его размерами. Сообразно этим контурам опытные плотники и каменщики отмеряли линии, стараясь сохранять их совершенно прямыми и точными, также фиксируя и план пола. Храмы и жилища монахов строились в Тибете из камня. Стены — глинобитные из необожженного кирпича. Стены для большей прочности уплотняли: в зазор между двумя стенами сверху бросали камни. (Интересно отметить, что А. Фиораванти при строительстве Успенского собора Московского Кремля в 1479 г. выкладывал стены из квадров белого камня также с забутовкой: при этом способе внутреннее пространство стены заполняется большими кусками камня с последующей заливкой известковым раствором).

После возведения стен устанавливались основания колонн. Потолок представлял собой деревянный

Рис. 1. Монастырь Пхалкор в Гьяндзе, Тибет. Фото М. Степанцова

настил: после того, как были уложены через равные интервалы стропила, сверху на них накладывали короткие потолочные планки, чередуя заднюю и переднюю части в виде елочки («кости селедки») от стропила к стропилу. Сверху накладывали слой довольно больших камней. Все остающиеся пустоты заполняли гравием, и наконец, поверхность выравнивали мелкой галькой. Далее всю поверхность полностью покрывали слоем просеянной земли хорошего качества, которую затем энергично утрамбовывали ногами. Такой потолок весил несколько тонн . Здания монастырей и храмов обычно окрашивались в красный, желтый или белый цвета, крыши золотились.

Сложилось несколько традиционных типов тибетских храмов: дукан, лхакан, дацан, также можно выделить тибетские храмы-чортэны, внутренние помещения которых могут быть украшены настенной живописью. Главный храм, куда собираются монахи для больших совместных молений, носит название цог-чен-дукан (тиб.: tshogs chen du khang — «дом большого собрания»). Дукан (тиб.: du khang, бур. дуган) — это прямоугольное здание с плоской крышей, в нем монахи собираются для занятий. На территории монастыря может быть несколько дуканов, и все они имеют определенное название согласно изучаемой в нем дисциплине: чойра- или цанит-дукан (факультет философии); дуйнхор-дукан (факультет астрономии и астрологии), манба-дукан (факультет медицины) и др. Эти храмы могут отличаться друг от друга размерами и размещенными в них изображениями божеств и святых: например, в храме медицины встречаются преимущественно изображения божеств медицины или тантрийских систем. Лхаканы — это храмы, посвященные отдельному божеству. Дацан (тиб.: grwatsan) -факультет, училище. Чортэн — это тибетский вариант ступы. Происхождение индийской ступы восходит к могильным холмам, затем она была предназначена для хранения буддийских реликвий. По легенде, Будда Шакьямуни на вопрос, какой должна быть ступа, перевернул вверх дном патру — чашу для подаяния. С тех пор «наиболее распространенная форма ступы -полусфера на квадратном основании, сверху ступа завершается символическими зонтами и обносится оградой с 4-я воротами-торана, ориентированными по сторонам света. На воротах размещали рельефы с отдельными эпизодами из жизни Будды. Небольшие ступы цилиндрической формы ставились внутри хра-мов-чайтья. В Индии еще в III в. до н.э. во времена правления Ашоки началось массовое строительство сооружений буддийского культа: монастырей-еихара (или сангхарама), храмов-чайтья. Форма чайтья была заимствована из гражданского строительства, в котором большое распространение получили подобные здания, перекрытые деревянным сводом. Причем в более крупных зданиях, когда возникала трудность в перекрытии большого пролета, внутри ставились столбы, на которые укладывались деревянные сводчатые перекрытия. По всей вероятности, так возникла одна из ранней формы своеобразной индийской базилики, легшей в основу типичной буддийской чайтья.

Чайтья сохранились в пещерных храмах I в. до н.э. Аджанты, Бхадже, Карли и др. В интерьере чайтья заметны следы росписи и позолоты» .

В основе архитектурной планировки храмов северного буддизма лежит религиозно-философская концепция мандалы (санскр.: та^а1а, тиб.: dkyil-‘khor — круг, колесо) — одного из основных сакральных символов буддийской космологии. Геометрическая диаграмма мандалы представляется как горизонтальная проекция буддийской концепции Вселенной. Объемно-пространственное решение мандалы опирается на представление о мифической горе Меру (тиб.: И гаЬ) или Сумеру, которая является центром или вертикальной осью Вселенной. Буддийская космология базируется на двух основных концептуальных системах устройства материальной вселенной. Одна происходит из текста Абхидхармакоши индийского ученого Васубандху (около IV в. н.э.), другая — из Калачакра-тантры (XI в.). Согласно буддийской мифологии, в центре мироздания возвышается окруженная водами океана гора Сумеру, на вершине которой находятся великолепный город и прекрасный дворец. По сторонам от горы располагаются материки. Понятие центра и четырех сторон света послужило ориентацией для размещения основных храмов. Символическим воплощением горы Сумеру в ансамбле буддийского монастыря является цогчен-дукан — главный храм, в котором находится зал собрания, расположенный всегда в центре монастырского комплекса. Относительно этого центрального храма располагаются другие храмы и сооружения, жилища монахов.

Т.И. Барданова в своем исследовании «Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов» указывает, что «в Монголии возводились типы монастырей хурэ, сумэ, хит в зависимости от численности лам и статуса» . На самом деле отличие было в планировочной схеме монастырей: в основе планировки степных монастырей хурээ лежал принцип «кольца», хит — это горная обитель, где храмы располагались на склонах высоких гор, а сумэ — это небольшой храм при дацане. В Монголии «сооружения, которые строились у склонов гор, на отвесных скалах, по тибетской традиции назывались хийд-обителями. Манджушри-хийд у склона горы Богдо, Заяын хийд у горы Булган в Архангай-ском аймаке, Брээвэн хийд в горах Хэнтий, Хогно тар-нийн в горах Хогно-хана и другие в композиционном отношении построены по тибетскому стилю на сложном рельефе, крутых склонах» . (К сожалению, красивейший горный монастырь Манджушри-хит (1733) значительно пострадал в 1930-е годы; храмы тибет-ско-китайской архитектуры были взорваны, от них остались лишь руины).

Происхождение планировочной структуры монгольских буддийских монастырей восходит к тому древнему периоду, когда стоянки кочевых племен образовывали «курень» (монг.: хурээ — круг, кольцо, круглая ограда), в центре которого находилась юрта вождя-старейшины. Такая форма кочевания имела военно-оборонительное значение в случае внезапного нападения врага. Впоследствии эта структура стала

основой традиционной планировки монастырских комплексов, а также градостроительства.

Первый стационарный монгольский монастырь Эрдэни-дзуу (1586), связанный со второй волной распространения буддизма в Монголии, был возведен по принципу хурээ. Он окружен монастырской стеной с четырьмя воротами. Стена имела оборонительное значение, в нее встроены 108 субурганов (санскр. ступа, тиб.: чортен). В Эрдэни-Дзуу можно увидеть сочетание построек различных архитектурных стилей: храм Лавран (XVIII в.) построен по принципу тибетской архитектуры, Цогчин более-менее сохранил национальную традицию, в остальных зданиях заметно влияние китайской архитектуры.

Амарбаясгаланту — большой монастырский комплекс находится в северной части Монголии у подножия горы Бурэн-хан, образован в 1723-1779 гг. Об этом монастыре А.М. Позднеев писал в 1896 г.: «Ограда сделана из обожженного кирпича, оштукатурена и окрашена в желто-красную краску. Гениев-хранителей два: Чжамсаран и Лхамо» . Монгольский исследователь Н. Цултэм указывал на то, что «из всех строений комплекса только Чогчин -единственный храм, который сохранил элементы национальной формы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У северного подножья гор Богдо, в долине реки Толы находился кочевой Их хурээ («большой курень»), его составляли юртообразные строения сто-ечно-балочной конструкции, удобные для монтажа и разбора. Со временем на месте кочевого лагеря образовался «Номын Их хурээ» (современный г. Улан-Батор). Планировка Их Хурээ — кольцевая: в середине помещался дворец хутугты, главные храмы, их окружали ламские поселки и остальные здания. В центре города находился двухэтажный шатрообразный деревянный храм Шар-ордон. Перед зданием храма отводилась большая площадь для проведения религиозных церемоний. С юго-запада по солнечному кругу располагались храмы ламских общин, исполняющих функцию хозяйственных единиц, которые образовы-

Рис. 2. Храм Калачакры в монастыре Гандантэгчинлин, г. Улан-Батор, Монголия.

Фото автора

вали почти полный замкнутый круг. Впоследствии по южную сторону от кольца стали строиться районы простолюдинов, а на западной и восточной сторонах -китайские торговые слободы, что вызвало недовольство лам. И с 1756 г. Их Хурээ перекочевал на участок западнее от всех строений. На новой местности построили храмы Чойра (изучения теории буддизма), так появился нынешний монастырь Гандантэгчинлин .

На его территории находятся храмы, сочетающие тибетский и китайский стили, а также возведенные в традициях национальной архитектуры, развивающие идею юрты (рис. 2). Храм Мэджид Чэнрэзиг (19111913) монастыря Гандантэгчинлин представляет собой лхакан — тибетский тип храма, предназначенный быть хранилищем для одной статуи. Композиция фасада построена на контрастах. Первый и второй этажи храма выполнены в камне в тибетском стиле, на нем покоится легкая деревянная двухэтажная надстройка в форме китайской пагоды. Описание храма было сделано в 1960 г. Н.М. Щепетильниковым: «Цоколь выложен из серого гранита, стены нижнего объема -из серого кирпича, окрашенного известью. Венчающий карниз тибетской части храма сделан из деревоплиты, окрашенной в красный цвет. Вход обрамлен стройным четырехколонным портиком. Размер постройки в плане (по линии примыкания стен к цоколю) 27,15х27,15 м; высота примерно 40-42 м. В храме стояла ныне не существующая колоссальная медная позолоченная статуя, отлитая в Урге китайскими мастерами. Внутренность храма представляет собой одно очень высокое помещение. Потолок поддерживают колонны, сделанные из целых стволов дерева и окрашенные красным лаком» . В настоящее время статуя Авалокитешвары восстановлена, величественно возвышаясь в центре храма. По боковым стенам, окрашенным в желтый цвет, в застекленных шкафах расположены скульптуры «тысячи Будд», по периметру зала установлены многочисленные бара-баны-хурдэ. Росписи расположены на втором и третьем ярусах храма с наружной стороны и представляют

собой изображения буддийских символов.

Со второй половины XVIII в. в степях Забайкалья появляются первые культовые сооружения. Вначале это были передвижные дуганы в виде войлочной юрты. Первый деревянный храм появляется у Гусиного озера в 1750 г. Это было первое стационарное здание бурятского культового зодчества. По описанию академика П.С. Палласа, посетившего Гусиноозерский дацан в 1772 г., комплекс состоял из главного двухэтажного храма и четырех малых. В интерьере первого этажа, сообщал ученый, нижняя часть стен была украшена изображениями наиболее почитаемых божеств. В небольшой часовне верхнего этажа «обычно висела картина бога Окин-Тенгри (тиб.: Лхамо — Е.А.), а по праздникам — и других божеств» . В статье «Бурятское искусство XVIII — начала XX века», изданной в 1972 г., К.М. Герасимова пишет: «В начале XIX века исчезли последние кочевые храмы-юрты, монастыри перешли на стационарное положение в деревянных зданиях небольшого размера, многие из которых были построены по типу русских пятиглавых и одноглавых церквей, но завершались четырехскатной крышей . По свидетельству иркутского генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского, эти деревянные храмы были обставлены просто и даже бедно, за исключением дацанов (храмов) хорин-ских бурят. Разительная перемена в архитектуре и оформлении культового интерьера произошла в последней четверти XIX века» . Буддийские монастыри — дацаны — возводили буряты, овладевшие к тому времени приемами русского строительного мастерства. Бурятские буддийские монастыри также строились по древнейшему принципу хурээ (кольца), мандалы и обносились стеной, оградой. Архитектура первых бурятских храмов по объемно-пространственной композиции совершенно отличалась от образцов буддийского зодчества Тибета и Монголии. В ней принцип мандалы самостоятельно и своеобразно переработан бурятскими мастерами в архитектуру хра-

ма, в которой нашли отражение некоторые приемы и элементы русского церковного и монгольского культового зодчества . В начале XIX в. строятся первые каменные храмы: Аннинский (1806-1808) и Агинский (1816). Уже на этом раннем этапе развития архитектуры в Бурятии появились трехэтажные цогчи-ны, трехэтажность стала обязательной характеристикой всех главных бурятских дацанов. При строительстве более поздних дацанов считали необходимым сохранить эту престижную масштабность . На первом этаже бурятских храмов находился большой зал молебствий, на втором этаже располагали дэважин (тиб. — макет «чистой земли»), третий предназначался для часовни гения-хранителя — самого сокровенного и таинственного помещения храма. «В тибетских храмах аналогичная по функциональному назначению часть (гонкан) отнесена к северной стороне и башнеобразно возвышается над остальным зданием» . Ко второй половине XIX в. сложилась бурятская школа буддийского зодчества, заявившая о себе строительством нового, оригинального по типу, главного храма Гусиноозерского дацана (1858). «Характерной особенностью новых бурятских храмов были портики. Они всегда торжественно оформляли вход, к которому вела широкая открытая лестница или три меньших к каждой из дверей. Портик обычно наиболее архитектурно-значимая часть, композиция и архитектурно-декоративная разработка которого в существенной степени определяли художественный образ здания. В архитектурной концепции портиков при полной несхожести ордеров несомненно влияние образцов русского классицизма. Это и понятно, если принять во внимание участие русских архитекторов в проектировании многих дацанов. Вместе с тем в структуре портиков проявляются и специфические черты организации входа в храмах Монголии и Тибета. В соответствии с преобладанием в конечном синтетическом единстве тех или иных переработанных компонентов можно отметить несколько типов композиции. Они совершенно самобытны, так как не повто-

ряют каких-то образцов. Архитектурные решения портиков главных храмов бурятских дацанов всегда индивидуальны. Портики устраивались на южных фасадах и в верхних этажах» . Упрочение взаимосвязей с религиозными центрами буддизма в Монголии и Тибете нашло отражение в появлении новой формы кровли с приподнятыми углами ее краев (рис. 3). Богатые дацаны представляли собой большие комплексы из храмовых построек и жилых домов лам. Вокруг главного здания (цогчин-дугана) располагалось в правильном порядке иногда до двух десятков малых храмов (сумэ), посвященных отдельным персонажам буддийского пантеона.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что на становление бурятской буддийской архи-

тектуры оказали влияние традиции тибетского и китайского, а также русского зодчества. В целом бурятская архитектура в своем развитии прошла путь от юртовых храмов и деревянных многоглавых дуганов до каменных трехэтажных цогчинов, служивших центрами архитектурного ансамбля бурятского буддийского монастыря. Движущей силой развития бурятского зодчества было стремление к более полному выражению в архитектуре храма религиозно-философской концепции мандалы, к упрощению объемно-пространственной композиции, большей компактности архитектурных масс и выразительности образа.

Статья поступила 28.01.2015 г.

Библиографический список

1. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги Страны Снегов. М.: Наука, 1975. 304 с.

3. Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М.: Искусство, 1966. 384 с.

5. Цултэм Н. Архитектура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. 126 с.

6. Позднеев А.М. Монголия и монголы: дневник и маршрут

1892 года. СПб.: Тип. Имп. Ак. Наук, 1896. Т. 1. 696 с.

7. Щепетильников Н.М. Архитектура Монголии. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1960. 246 с.

9. Герасимова К.М. Бурятское искусство XVIII — начала XX века // Искусство. 1972. № 9. С. 58—66.

10. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск: Наука, 1983. 190 с.

УДК 94(571.54/.55)»192″

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-х гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ)

© Е.Н. Афанасова1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Исследуется процесс становления государственной системы акушерско-гинекологической помощи в первой половине 1920-х гг. в одном из крупнейших регионов России — Восточной Сибири. Показан процесс создания элементов системы акушерско-гинекологической помощи — родильных домов и отделений, консультаций. Проанализирован уровень кадрового и материально-технического обеспечения в контексте развития системы здравоохранения в Восточной Сибири. В результате изучения обширного круга исторических источников определены основные факторы, препятствующие распространению качественной акушерско-гинекологической помощи в Восточной Сибири: недостаточное количество медицинских учреждений, не соответствующее потребностям региона; дефицит кадров; низкий уровень материально-технического и медикаментозного оснащения; приверженность населения традиционным формам медицинской помощи.

Ключевые слова: акушерско-гинекологическая помощь; материнство; Восточная Сибирь; охрана материнства и детства; социальная история.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OBSTETRIC AND GYNECOLOGICAL CARE SYSTEM FORMATION IN THE FIRST HALF OF 1920S (ON EAST SIBERIAN MATERIALS) E.N. Afanasova

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

1Афанасова Елена Николаевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и социальных наук, тел.: 89246133855, e-mail: lebeden81@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *