Эдипов комплекс фрейд

Тёплые объятия, поцелуи и искреннее слова: «Мама, я тебе люблю» — всегда греют сердце. Но иногда это, как кажется, переходит границы. Ребёнок в возрасте 4 лет хочет спать в одной кровати и желает жениться. Это проявления Эдипового комплекса и является этапом при нормальном развитии малыша. Но иногда такое поведение может затянуться дольше, иногда намного дольше, чем обычно. Давайте разбираться.

Что такое Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс — это сексуальное влечение к родителю противоположного пола и чувство ревности к представителю своего пола. Был назван, описан известным психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в честь мифа об Эдипе, который убил своего отца-царя и женился на своей матери.

Сын испытывает сексуальное желание и сильную любовь к матери. К отцу же агрессивные чувства, ревность. Стремится отодвинуть его в сторону, чтобы занять место отца. Пытается вести себя, как мужчина, насколько это входит в детские несформированные понятия. Также дочка хочет стать на место матери. Иногда для этого выделяют специфическое название – комплекс Электры.

Фрейд утверждал, что комплекс Эдипа характерный для всех детей от 3 лет – время становления отдельной личности, отдельного «Я». И должен в норме пройти до 6-7 лет. Если этого не происходит, то стоит говорить о нарушении развития и его надо исправлять.

Пройти тест на тип личности

Психология комплекса Эдипа.

Не все психологи спокойно приняли фрейдовскую трактовку легенды и оформление теории. Некоторые вообще её не воспринимали и интерпретировали по-другому. Адлер утверждал, что так проявляется желание господствовать над обоими родителями.

Юнг говорил, что стремление сына быть ближе к своей матери – это ни что иное, как желание вернуться в лоно. Там было тепло, уютно, обволакивало постоянное чувство защиты и любви. От тебя ничего не требовалось, как сейчас в 3-4 года.

Фромм утверждал, что так проявляться желание ребёнка свергнуть патриархальный режим в семье. Райх добавил: Эдипов комплекс не будет постоянным элементом развития. Когда в будущем поменяются роли в семье, он может исчезнуть. Так психологи и не дошли до одной точки зрения, современные эксперименты не могут прийти к одному умозаключению.

Ещё Фрейд предполагал, что именно с возникновением этого комплекса связано наличие запретов морали, религии и культуры в виде инцеста. Поскольку сексуальное желание со стороны ребёнка имеет воплощение в реальной жизни.

Основные признаки.

В зависимости от того, какой тип воспитания в семье, какие взаимоотношения между членами, основные симптомы могут отличаться. К основным относятся:

  1. Капризное поведение. Ребёнок пытается обратить на себя внимание родителя противоположного пола. Поэтому пытается это сделать не только хорошим поведением, но и капризами, истериками.
  2. Стрессовое состояние психики. Находятся в постоянном напряжении и раздражении, поскольку испытывают новые ощущения, которые не понимают. Также, вокруг постоянно находится соперник, за которого надо быть лучше.
  3. Чувство собственности. Сложно отпустить маму/папу на целый день, если уходит на работу, в гости, по магазинам. Ребёнок грустит, скучает, пока не вернётся родитель.
  4. Отсутствие друзей. Отказывается от общения и проведения времени со своими сверстниками. Отдаёт предпочтение и внимание только маме/отцу.
  5. Сновидения. Если расскажет о своих снах, то часто можно услышать эротический подтекст относительно одного из родителей.

Последствия нарушения развития.

Комплекс должен пройти до 6-7 лет. Если же нет, то это отпечатается на личности подростка, а потом и взрослого человека. Парень будет несамостоятельным, поскольку привык всегда быть возле мамы, которая решает за него все вопросы и проблемы. Отсюда выплывает и неуверенность в своих действиях. Также и относительно тандема дочка-отец.

Дети обретают черты родителей с противоположным полом. Девочки имеют сильный и упрямый характер, целеустремлённые, иногда даже агрессивные. Такие личности привлекают мужчин, ими интересуются. Но сложно построит отношения, к ним часто не могут найти правильный подход.

Относительно сына, то ситуация хуже. Поскольку слабо характерный, женоподобный мужчина мало кого привлекает. И как следствие, вовсе не складываются отношение с противоположным полом. Становится замкнутым, усиленное чувство одиночества. Может со своей стороны разочароваться в женщинах, поскольку они не похожи на его идеальную Маму.

Пройти тест на темперамент

Как избавится от комплекса Эдипа?

Фрейд утверждал, что сын начинает бояться, что отец может его кастрировать за желание переспать с его женой. Поэтому комплекс сам собой отпадает во время появления этого страха. Он должен адекватно пройти, а не исчезнуть из виду и запрятаться в бессознательное. Чтобы потом не вылилось в другие комплексы.

Поэтому, если не проходит самостоятельно, нужно помнить о внимании к ребенку. Оно должно быть направлено от обеих родителей в равной степени. Отношения между ними должны быть благополучными, во взаимопонимании, без громких ссор. Чтобы дети видели маму с отцом как отдельную пару, которым хорошо вдвоём.

Не пускать спать с собой в постель и ванную комнату, когда принимается душ. Ребёнок должен чувствовать границы, испытывать стыд. Если лезет целоваться в губы, то нужно мягким, но уверенным движением отстранить и объяснить, что так делать нельзя. Что есть партнёр, которого любят как взрослого. А ребёнка тоже, только по-другому.

С ребёнком нужно много общаться. Особенно, когда он так активно познаёт мир, и много вопросов остаются не отвеченными. Поэтому стоит самому расспрашивать, что интересует, что объяснить. Показать детям, что это нормально – спрашивать, и за это даже хвалят. Возможно, поделится своими чувствами и переживаниями.

Ребёнок должен общаться с другими детьми и даже взрослыми вне семейного круга. Чтобы внимание не акцентировалось исключительно на родителях. Если понравилась сверстница противоположного пола, то это положительный признак, что проблема исчерпана.

Комплекс Эдипа – это естественные этап развития личности в раннем возрасте. После его прохождения ребёнок берёт на себя черты родителя своей стати, формируется для вхождения во взрослую жизнь. Если этого не произошло, то есть советы, как направить в нужном направлении.

Пройти тест на психологический возраст

Эдипов комплекс (англ. Oedipus complex)– группа бессознательных побуждений, любовные и враждебные чувства, которые испытывает ребенок в отношении отца и матери, желая «устранить» родителя своего пола и «обладать» родителем противоположного пола. Называя данный комплекс, Зигмунд Фрейд использовал античный миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери.

Суть эдипова комплекса состоит в том, что мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и агрессивные чувства к отцу, желая занять его место рядом с матерью. (Существует и женская разновидность данного комплекса – комплекс Электры.) При действии этих противоречивых тенденций, характерных для детей 5-6 лет, включается механизм идентификации: мальчик в символическом плане отождествляется с отцом, которым он хочет быть возле матери, и перенимает особенности мужского поведения, систему моральных норм и ценностей взрослого мужчины. Окончательная идентификация с одним из родителей наступает в подростковом возрасте.

Фрейд выделял особый этап в развитии человека – Эдипову стадию, универсальную для представителей всех культур. В современной науке теория Фрейда подверглась корректировке: психоаналитики отрицают универсальный характер комплекса, а также все чаще делают ставку на социальную, а не на биологическую составляющую. Кроме того, активно оспаривается возможность возникновения данного комплекса у лиц женского пола. В целом термин используют в более широком смысле — для определения разнообразных отношений, возникающих между родителями и детьми.

Убийца проснулся засветло, надел свои сапоги,
Выбрал себе обличье из галереи предков
И пошел по коридору.
И подошел к двери… заглянул внутрь.
Папа? — Да, сынок. — Я хочу убить тебя!
Мама? Я хочу… тр***уть тебя!
Джим Моррисон. The End. The Doors. Whisky a Go Go. 1966

Идентификация

Ребенок рождается с потребностью быть похожим на того, кто для него имеет значение. Обычно, в этом случае говорят, что ребенок берет пример, но это нечто большее, чем просто потребность в подражании, это врожденная потребность стать кем-то, сформировать свое Я (Эго), в конце концов, стать личностью ‒ в психоанализе такую потребность называют идентификацией. Ребенок рождается, конечно, со своим уникальным набором генов, определенными врожденными особенностями и способностями, но психика его в определенном смысле является tabula rasa (чистым листом), этим и обусловлена эта потребность в идентификации.

Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать таким, как он. Отец является для него идеалом. Мальчик хотел бы быть на его месте во всех случаях, включая отношения с матерью, когда его не пускают в постель родителей. Ребенок замечает, что отец препятствует его единоличному обладанию матерью; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца у матери. Идентифицируясь с агрессивностью отца, мальчик оборачивает эту агрессию в конкуренции за мать против него же. Одновременно мальчик идеализирует и любит отца, из чего формируется амбивалентный конфликт (см. предыдущую статью).

Так идентификация мальчика с отцом формирует основу для формирования Эдипова комплекса.

Сексуальное влечение

Но идентификация не является сама по себе причиной зарождения Эдипова комплекса, так как не обладает таким энергическим зарядом, чтобы разжечь Эдипов конфликт. Фрейд такую энергию называл либидо, и она носит сексуальный характер.

«…Сексуальные желания ребенка проявляются очень часто ‒ они, конечно, в этом зачаточном состоянии имеют право носить название сексуальных ‒ и первая склонность девочки направляется на отца, а первая склонность мальчика ‒ на мать.»
(«Толкование сновидений”. Фрейд)

В классическом психоанализе и большинстве его современных направлений считается, что именно сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола является причиной эдипальных желаний ребенка.

«В этом преждевременном выборе объекта инцестуозной любви сексуальная жизнь ребенка явно достигает ступени генитальной организации.»
(«Ребенка бьют”. Фрейд)

Исходя из своего учения о либидо, Фрейд настаивает именно на сексуальном, а точнее генитальном влечении ребенка к родителю. Однако, не следует считать, что Фрейд приписывал ребенку половозрелый характер влечения к родителю. Для того, чтобы отличить зрелую генитальную сексуальность, развивающуюся только в подростковом возрасте, для эдиповой фазы развития Фрейд вводит понятие инфантильной генитальной организации, которую называет фаллической, чему была посвящена предыдущая статья.

Теперь отношения в треугольнике со стороны мальчика выглядят следующим образом: отец является тем, кем хотят быть, а мать ‒ тем, кем хотят обладать.

«Итак, он проявляет две психологически различные привязанности: к матери ‒ чисто сексуальное объектное влечение, а к отцу ‒ идентификацию с идеалом. Обе привязанности существуют некоторое время одна наряду с другой, не оказывая взаимного влияния и не мешая друг другу.»
(«Массовая психология и анализ человеческого Я”. Фрейд)

Такие параллельные отношения в доэдиповом периоде Вейкко Тэхкэ назвал идеальными диадами. Это «золотой век» ребенка, не омраченный эдиповым конфликтом. Идеальную диаду между матерью и младенцем мы уже упоминали в прошлой статье. Здесь же описан более сложный и полноценный вариант развития отношений обоих родителей с ребенком, если, конечно, роль отца в первые годы жизни не столь же незначительна, как и его дополнительная функция зачатия ребенка (Эрих Фромм. «Миссия Зигмунда Фрейда”). Конечно, нельзя переоценить значение матери в первые годы ребенка, поэтому, если параллельные отношения все же формируются, мать в раннем детстве имеет большее значение для ребенка любого пола. И в этих параллельных идеальных отношениях происходит разлад, когда ребенок в результате своего все прогрессирующего психического развития оказывается способным их объединить, обнаруживая любовный треугольник.

Страх кастрации

Отец мальчика, так или иначе, самим фактом своего существования, нарушает идиллию диады сына с матерью, разрушая фантазии ребенка о его браке с матерью и их будущих детях. Мальчик, рассматривающий мать как свою собственность, испытывая гнев, доходящий до ненависти, в адрес конкурента, приписывая своему сопернику аналогичной силы чувства, будучи уверенным, что его ждет наказание за такое посягательство.

«Если мальчик чувствует в сильном отце соперника у матери, замечает в себе агрессивные наклонности против отца и сексуальные намерения в отношении матери, то он прав, когда у него появляется тревога перед отцом, и эта тревога наказания со стороны последнего, усиленная филогенетическими моментами, может проявиться как кастрационная тревога.»
(«Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Арсен Савадов. Іграшки

Кажется логичным ожидание мальчика, что наказанием за его сексуальные притязания на мать будет кастрация. Это соответствует логике закона талиона: за подобное наказывают подобным ‒ что, как считается в классическом психоанализе, соответствует законам деятельности бессознательного человека.

Допускается, что кто-то из домашних уже заставал мальчика за игрой со своим пенисом, погрозив его отрезать. Но, как считает Фрейд, настоящим пугающим откровением для мальчика оказывается обнаружение «шрама» у девочки на том месте, где должен был бы быть пенис.

«Мы утверждаем, что фаллическая генитальная организация ребенка гибнет от этой угрозы кастрации. Конечно, не тотчас и не бесследно, так как ребенок, прежде всего, не придает веры этой угрозе и не становится послушным. Лишь после того, как будет сделано новое наблюдение, ребенок начинает считаться с возможностью кастрации, но он делает это медленно, неохотно и не без стремления преуменьшить значение собственного наблюдения. Этим наблюдением, разрушающим наконец неверие ребенка, являются женские гениталии. Гордый обладанием пениса ребенок получает когда-нибудь возможность увидеть генитальную область маленькой девочки и убеждается в отсутствии пениса у столь подобного ему существа. Этим самым для него становится возможным представить себе утрату и своего собственного пениса; угроза кастрации начинает оказывать свое запоздалое действие.»
(«Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд )

Непростой вопрос, в самом ли деле, именно страх кастрации является основным страхом эдипова периода, или это может быть страх наказания в любой его форме, которая соответствует обычаям семьи и/или фантазиям ребенка. Для Фрейда существует только три формы страха: страх лишиться объекта любви и страх лишиться любви для доэдипального периода, и, соответственно, страх кастрации для эдипального периода («Торможение, симптом, тревога”). Фрейд, как будто, не видит никаких других форм наказания, таких как лишение удовольствия (сладкого, к примеру), свободы (угол), общения (запрет гулять) или физической расправы (ремень). Этот недочет Фрейда вынудил Чарльза Бреннера к трем формам страха по Фрейду «незаметно» приписать «просто» страх наказания. Другие психоаналитики нашли для себя компромисс, они используют термин «страх кастрации», отдавая дань Фрейду, но добавляют, что кастрация в психоаналитической терминологии символизирует любое наказание.

Нужно отдать должное, что кроме страха кастрации, в формировании личности мальчика эдипальный фазы Фрейд также упоминает влияние авторитета отца, религиозного учения, обучения и чтения («Я и Оно”). Также Фрейд упоминает страх мальчика за то, что его пенис «несравненно меньше, чем у отца». Это только распаляет желание мальчика убедиться, что мать его любит, несмотря на то, что его пенис мал. («Анализ фобии пятилетнего мальчика”) Этот же страх играет определенное значение в отказе от притязаний на мать при гибели Эдипова комплекса.

«…Такие мучительные открытия, противоречащие содержанию комплекса, неизбежны, …отсутствие ожидаемого удовлетворения, постоянный отказ в желанном должны привести к тому, что маленький влюбленный отворачивается от своей безнадежной склонности. Таким образом, Эдипов комплекс погибает из-за своей внутренней невозможности.»
(«Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

И мальчик набирается терпения для того, чтобы дожидаться, когда его пенис вырастет. Фрейд не перечисляет все причины способствующие отказу ребенка от эдипальных притязаний, обобщая их, что Эдипов комплекс гибнет «от наступающих болезненных разочарований… ребенок чувствует себя сброшенным с небес». («Гибель Эдипова комплекса”). Ребенок начинает понимать, что он еще мал и сексуально несостоятелен. Также Фрейд сравнивает воспитание ребенка с «построением плотин», которые формируют «задержки на пути сексуального влечения» («Три очерка по теории сексуальности”). Но Эдипов комплекс мальчика, все же, по мнению Фрейда, разрушает именно страх кастрации, «который становится самой мощной движущей силой дальнейшего развития» («Введение в психоанализ”).

Прафантазии

Фрейд первоначально объяснял возникновение страха кастрации у мальчика в результате подглядывания за девочками и угрозами со стороны взрослых в процессе мастурбации.

«У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации.»
(«Введение в психоанализ”)

Вы меня спросите, как может возникнуть кастрационный страх, если мальчик никогда не видел женских гениталий и ему никогда не грозили кастрацией? Значит, страх кастрации не носит повсеместный характер? Фрейд, судя по всему, тоже озадачивался этим вопросом и нашел для него универсальное решение, введя понятие бессознательной фантазии или прафантазии:

«Я полагаю, что эти прафантазии ‒ …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, ‒ совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде. У нас неоднократно возникало подозрение, что психология неврозов сохранила для нас из древнего периода человеческого развития больше, чем все другие источники.»
(там же)

Благодаря этому фундаментальному допущению теперь оказалось неважным не только доказывать существование угрозы кастрации в индивидуальной истории пациента как причины страха кастрации, но также выявлять причины неврозов , отдав их на откуп прафантазиям ‒ тогда как ранее Фрейд видел в качестве причины развития невроза реальное совращение ребенка взрослым или как результат наблюдения ребенком полового акта родителей.

Супер-Эго

По мнению Фрейда, именно благодаря страху кастрации к пяти годам происходит распад Эдипова комплекса, в результате чего формируется совершенно новая инстанция психики ‒ Супер-Эго:

«…Эдипов комплекс у мальчика не просто вытесняется, он буквально разрушается под влиянием шока, связанного с угрозой кастрации. Мальчик отказывается от своих либидинозных привязанностей, которые десексуализируются и отчасти сублимируются. Объекты этих привязанностей включаются в состав Эго, где они образуют ядро Супер-Эго и придают этому новообразованию характерные особенности. В нормальном, лучше говоря в идеальном, случае Эдипов комплекс не существует уже больше и в бессознательном, Супер-Эго стало его наследником.»
(«Некоторые психические следствия анатомического различия полов”. Фрейд)

Выражаясь проще, мальчик перестает сексуально претендовать на мать (отказ от либидинозных привязанностей), заменяет сексуальное влечение к матери на нежность (десексуализация), осваивает творческую деятельность, что характерно для детей от пяти лет (сублимация).

Выражаясь еще проще, мальчик смещает вектор борьбы за внимание матери с откровенных требований в адрес матери и агрессии в адрес отца на деятельность, могущую заслужить восхищение матери и признание отца ‒ творчество во всех видах, доступных в этом возрасте, и обучение (сублимация). Можно сказать, что эдипальное поражение толкает ребенка к развитию (сублимации), а эдипальная победа, напротив, лишает стимулов к развитию.

Супер-Эго можно рассматривать как осадок запретов, норм и предписаний обоих родителей. Если учитывать полный Эдипов комплекс, то становится понятным, что на формирование Супер-Эго у мальчика оказывает влияние как отец, так и мать (в негативном варианте Эдипова комплекса).

«Супер-Эго ‒ репрезентация нашего отношения к родителям. Мы знали эти высшие существа, когда были маленькими детьми, мы ими восхищались и их боялись, а позднее восприняли их в себя.»
(«Я и Оно”. Фрейд)

При этом Супер-Эго остается бессознательным и только частично осознается в виде чувства морали, когда взрослый человек интуитивно понимает что такое хорошо и что такое плохо, но сам не в состоянии вразумительно объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе. Это чувство, сопровождает взрослого человека на протяжении всей его жизни, и мы называем это чувство совестью.

«Но если мы себя спросим, чего же Эго опасается со стороны Супер-Эго, то приходится остановиться на мысли, что наказание со стороны Супер-Эго представляет собой продолжение наказания кастрацией. Подобно тому, как Супер-Эго воплощает ставшего безличным отца, так и тревога перед, исходящей от последнего, угрозой кастрации превратилась в неопределенную социальную тревогу или тревогу перед своей совестью.»
(«Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Таким образом, по мнению Фрейда, получается, то, что мы называем совестью ‒ есть результат страха кастрации.

Религиозное чувство или то, что признается божественным источником всех человеческих добродетелей, Фрейд также считает результатом формирования Супер-Эго:

«…Мы можем давать следующий ответ всем тем, кто был поколеблен в своем этическом сознании и жаловался, что ведь должно же быть в человеке высшее существо ‒ мы отвечаем: конечно, и вот это и есть высшее существо ‒ это Супер-Эго…»
(«Я и Оно”)

Религия и мораль филогенетически в поколениях приобретаются в результате преодоления позитивного Эдипова комплекса. Как Фрейд описывает в «Тотем и табу”, заповедь «не убей» уходит своими истоками к заповеди «не убей своего отца». Также как заповедь «не пожелай жены ближнего своего» можно свести к запрету желать мать. А заповедь почитать отца и мать прямо нас отсылает к преодолению Эдипова комплекса.

В результате преодоления и распада Эдипова комплекса мальчик начинает становиться взрослее, потому что теперь в его психике неизменно присутствуют родители. Их образы включаются не только в Супер-Эго, но и в само Эго (Я) ребенка, что продолжает формирование идентичности.

Идентичность

Идентификация ребенка с людьми, его окружающими, начинает происходить в первые месяцы жизни. Выше я уже описал, как идентификация мальчика с отцом формирует основу для Эдипова комплекса.

Теперь, же, Эдипов комплекс, можно сказать, распадается на части (комплексы или интроекты), один из них формирует отдельное образование в психике, Супер-Эго, а другие интроецируются в Эго (Я) ребенка, формируя его личность. Ребенок, интроецирует (вбирает в себя) образы родителей, что позволяет ему быть от них более независимым:

«Происходит отказ от объектных привязанностей, заменяющихся идентификацией.»
(«Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

Если учесть, как описано в предыдущей статье, полный Эдипов комплекс, то можно выделить «4 стремления» у мальчика: влечение к матери и агрессию в сторону отца (позитивный Эдипов комплекс) и влечение к отцу и агрессию в сторону матери (негативный Эдипов комплекс).

«При гибели Эдипова комплекса четыре содержащиеся в нем стремления сложатся таким образом, что из них получится идентификация с отцом и идентификация с матерью… В различной силе выражения обеих идентификаций отразится неравенство обоих половых данных.”
(«Я и Оно”. Фрейд)

То есть мы получаем мужское и женское начало (идентификации). При нормальном развитии Эдипова комплекса у мальчика, мужское начало преобладает над женским.

«…Самым общим результатом сексуальной фазы, находящейся во власти Эдипова комплекса, является конденсат в Эго, состоящий в возникновении этих двух, как-то между собою связанных идентификаций. Это изменение Эго сохраняет свое особое положение, оно противостоит другому содержанию, Супер-Эго.”
(там же)

И начинается извечное противостояние между Эго и Супер-Эго.

«…Отношение Супер-Эго к Эго не исчерпывается напоминанием ‒ таким как отец ты должен быть, но включает и запрет: таким как отец ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право.”
(там же)

Ведь распад Эдипова комплекса произошел именно в результате запретов со стороны отца. Если исходить из классической парадигмы центральной роли сексуального влечения в Эдиповом комплексе, основной запрет выглядел как: Ты не можешь совершать с матерью то же, что делает отец. Мальчик соглашается отказаться от посягательств на мать ради сохранения своего органа. Вместе с этим мальчик может отказаться и от много другого, в конце концов, отказаться быть мужчиной.

«Супер-Эго сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Супер-Эго будет позже царить над Эго как совесть, может быть, как бессознательное чувство вины.”
(там же)

Так формируется невротическая личность. Поэтому так важна негативная конфигурация Эдипова комплекса. Если роль отца, как считает Фромм, «в первые годы жизни почти столь же незначительна, как и его дополнительная функция зачатия ребенка,» ‒ то отец оказывается неизвестным и поэтому опасным противником (Вейкко Тэхкэ), тогда вытеснение Эдипова комплекса происходит слишком рано, тогда не миновать строгого Супер-Эго и невроза. Излишняя строгость и морализаторство родителей тоже ведет к формированию строгого Супер-Эго. Ребенок в своем развитии должен всегда иметь альтернативу, в которой он мог бы спастись у матери от отца, и у отца от матери. Но родителям не следует вести себя так, чтобы ребенок посчитал себя эдипальным победителем (детоцентризм). В этом случае, как я упоминал выше, развитие останавливается. У ребенка отсутствует необходимость сублимировать свои влечения ‒ а зачем, раз он же уже победитель?

Вот через какие сложности приходится пройти мальчику в процессе формирования своей идентичности. Если все прошло более-менее успешно, в результате в его сознании прочно обосновывается осознание себя, что он мальчик, что когда он вырастет, то станет таким же, как папа, что он любит маму, и когда вырастет, женится на девочке, которую будет любить как маму, создаст семью как его родители, и у них тоже будет ребенок, и они будут счастливы как и его родители. Успешное разрешение Эдипова комплекса, таким образом, оказывается желанием, смещенным в будущее, создать свою собственную семью, что, по сути, оказывается ничем иным, как эрзацем (суррогатом) инцестуозных желаний эдипального периода.

Таким образом, в классическом психоанализе развитие ребенка описывается как движение от инфантильной генитальности через перипетии Эдипова комплекса с приматом фаллоса к зрелой генитальности, а именно, к созданию своей собственной семьи и рождению собственных детей по образцу родительской семьи. Зрелую любовь и семейное счастье в классическом психоанализе считают образцом нормы психического развития и, в духе генитальной истории, описанной Фрейдом, называют генитальными ценностями.

Латентный период

Если ребенку удается преодолеть Эдипов комплекс, который достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, то он благополучно вступает в латентный период, длящийся с пяти до одиннадцати лет ‒ период истинно беззаботного детства.

«Связанные с Эдиповым комплексом либидинозные стремления частью десексуализируются и сублимируются, что, вероятно, имеет место при каждом превращении в идентификацию, частью же они становятся сдержанными в смысле достижения цели и превращаются в нежные побуждения. Весь этот процесс, с одной стороны, спас гениталии, предотвратил опасность их утраты, с другой же стороны, он парализовал их, упразднил их функцию, этим процессом начинается латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка.”
(«Гибель Эдипова комплекса”. Фрейд)

В этот период «энергия, полностью или отчасти, отводится от сексуального применения и передается на другие цели», на творчество, обучение, участие в ролевых играх, благодаря «процессу, заслуживающего названия сублимация, освобождая могучие компоненты для всех видов культурной деятельности» («Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд). Но это не означает, что ребенок, наконец, превратился в ангелочка, полностью лишенного сексуальных устремлений:

«Время от времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимации, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости.”
(«Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

В подростковом периоде в результате гормонального бума происходит «прорыв платины», вновь расцветает сексуальность, и все нерешенные проблемы эдипального периода возрождаются с новой силой уже на новом уровне.

Инфантильная амнезия

Вы меня спросите: А как же так, я ничего не помню из того, что Вы описываете про чувства ребенка эдипова периода? Но мы вообще мало что помним из раннего детства:

«Я имею в виду своеобразную амнезию, которая у большинства людей (не у всех!) охватывает первые годы детства до шестого или восьмого года жизни. …Когда нам рассказывают, что в эти годы, о которых мы позже ничего не сохранили в памяти, кроме нескольких непонятных воспоминаний, мы живо реагировали на впечатления, что умели по-человечески выражать горе и радость, проявлять любовь, ревность и другие страсти, которые нас сильно тогда волновали, что мы даже выражали взгляды, обращавшие на себя внимание взрослых, как доказательство нашей пробуждающейся способности к суждению. И обо всем этом, уже взрослые, сами мы ничего не знаем. Почему же наша память так отстает от других наших душевных функций? С другой стороны, …те же самые впечатления, которые мы забыли, оставили, тем не менее, глубочайшие следы в нашей душевной жизни и имели решающее значение на наше дальнейшее развитие. Речь идет, следовательно, вовсе не о настоящей потере воспоминаний детства, а об амнезии…”
(«Три очерка по теории сексуальности”. Фрейд)

Можно предположить, что способность к удерживанию осознанных воспоминаний формируется с развитием мозга ‒ также как и исчезает в старости в следствие деградационных процессов в мозге.

Но, может быть, бурные страсти эдипова периода и, как результат, распад Эдипова комплекса, способствуют забыванию (вытеснению) уже неприемлемых для латентного возраста фантазий ребенка? Раз не помнишь ‒ значит не было!

«Но приходит время, когда эти ранние цветы увядают от морозов: ни одна из этих инцестуозных влюбленностей не может избегнуть судьбы вытеснения.”
(«Ребенка бьют”. Фрейд)

Эдипов комплекс у девочек

Все выше сказанное про идентификацию, латентный период и инфантильную амнезию также можно использовать и в описании развития девочки. Но в формировании психики девочки есть своя специфика, радикально отличающаяся от истории формирования психики мальчика.

Как мы уже разобрали в Зарождении Эдипова комплекса, ребенок любого пола начинает свою жизнь с привязанности к матери. История мальчика оказывается сравнительно простой, он продолжает свою привязанность к матери в эдиповом периоде. Девочке же предстоит сменить свое предпочтение с матери на отца. Что вынуждает девочку, по мнению Фрейда, произвести такую рокировку?

Другой непростой вопрос возникает в связи с концепцией Фрейда о страхе кастрации ‒ именно в результате которого заканчивает свое существование Эдипов комплекс, формируется Супер-Эго, идентичность и наступает латентная стадия развития. Если девочка не имеет пениса, то получается, ей уже нечего терять, и страх кастрации не может быть для нее актуальным фактором развития?

Читайте далее Эдипов комплекс у девочек >>>

Царь Эдип. Софокл: Краткое изложение пьесы и легенды об Эдипе
Эдипальное поражение и развитие
Негативный Эдипов комплекс по Фрейду
Либидо
Зарождение Эдипова комплекса
Страх наказания
Вытеснение и его последствия на примере формирования фобии
Либидо
Превращение пассивности в активность и наоборот: о значении пениса для мальчика
Чарльз Бреннер. Роль психического конфликта в душевной жизни

© 2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

примечания

Эта концепция Фрейда о прафантазиях, в которых запечатлен опыт предыдущих поколений, очень похожа на концепцию Юнга о коллективном бессознательном. Но нужно отдать должное, что первенство этой идеи принадлежит Фрейду, который впервые упоминает прафантазии еще в 1911 г., тогда как Юнг коллективное бессознательное ‒ только в 1916 г. Но более известной оказалась концепция Юнга о коллективном бессознательном, которую Фрейд не принял, потому что настаивал на индивидуальном характере бессознательного. Вот такая казуистика!

Другая «хитрость» Фрейда и его последователей ‒ это прибегать к понятиям «врожденный» или «конституциональный». По сути, «прафантазии» и «врожденные особенности» ‒ это антипсихоаналитические понятия, они помогают «втиснуть» патологию пациента в прокрустово ложе теории, не прибегая к индивидуальному анализу истории жизни пациента. Эти концепции «врожденности» в противоположность «травматизации» оказались удобным оправданием для неудавшихся анализов:

«Вопрос либо в том, что инстинкты слишком сильны и неподвластны приручению со стороны Эго (Я), либо в том, что существуют последствия ранних травм, с которыми незрелое Эго не способно справиться. Как правило, присутствует сочетание обоих факторов, конституциональных и случайных. Только если случай является преимущественно травматическим, анализ способен показать себя во всем своем блеске.»
(«Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

Эдипов комплекс в его классическом понимании развивается с двух с половиной лет и должен завершить свое существование к 5-ти годам. Мелани Кляйн считала, что Эдипов комплекс возникает уже в младенчестве, который кляйнианцы называют ранним Эдиповым комплексом. Кляйнианский психоаналитик Рональд Бриттон считает, что Эдипов комплекс не распадается и не изживается, как считал Фрейд, а угасает, т.е. медленно сменяет свою интенсивность, сохраняясь в течение всей жизни индивида, не только в случае невроза.

По меткому замечанию Карла Юнга, Супер-Эго можно тоже рассматривать как комплекс.

Если мы вспомним знаменитое стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо”, то обратим внимание, что в нем просто перечисляются правила как надо хорошо себя вести, подобно заповедям Ветхого завета, но никак не объясняется необходимость поступать так, а не иначе.

«Внутреннее противоречие выражается в том, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности.»
(«Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

По Фрейду, эдипов комплекс, активно действующий в возрасте между 3 и 5 годами, включает фантазии ребенка, отражающие его желание смерти родителя одного с ним пола и узурпации его места в родительской паре. Не меньшее значение имеют и обратные формы эдипова комплекса. Страх мальчика перед кастрацией со стороны мстительного отца и страх девочки перед утратой любви приводят к отказу от подобных желаний и развитию суперэго — согласно Фрейду, этот отказ происходит в фаллической фазе развития.

Кляйн, придает эдипову комплексу не меньшее значение, чем Фрейд, однако, предложив новую концепцию ранней эдипальной ситуации, она модифицирует и развивает его идеи. Кляйн постулирует, что у младенца формируется преконцепция внушающей ему одновременно ужас и восхищение родительской пары, предстающей поначалу в его фантазии как «комбинированная фигура»: материнское тело, которое содержит в себе отцовский пенис и соперников-детей.. Эта первичная версия родительской пары, в фантазиях младенца совершающей непрерывный коитус, обнаруживает садистические оральные, уретральные и анальные свойства, поскольку в нее проецируются инфантильная сексуальность и садизм. Анализируя фантазии ребенка о материнском теле, Кляйн приходит к новому пониманию первичной женственности и эдипова комплекса — как мужского, так и женского.

Примитивные (первичные) родительские фигуры в суперэго образуются рано, не просто как результат эдипальной ситуации, а как правило в связи с младенческим садизмом. Расщепление, действующее в параноидно-шизоидной позиции , приводит к тому, что младенец попеременно однозначно представляет себе частичные объекты-родителей то как идеальные/любимые, то как обесцениваемые/ненавистные. По мере того, как крепнет восприятие цельных объектов, вызывающих амбивалентные чувства, и возникает депрессивное чувство вины за атаки на них, усиливается потребность младенца отказаться от эдипальных желаний и возместить вред, причиненный внутренним родителям, позволив им быть вместе . В теории Кляйн эдипов комплекс и депрессивная позиция тесно связаны.

Основные тексты

1897 Freud, S. Letter 71 from ‘Extracts from the Fleiss Papers’. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. 1. Hogarth Press (1966) . Фрейд впервые упоминает о концепции эдипова комплекса в письме к Флиссу.

1923b Klein, M. ‘Early analysis’ . Кляйн все еще использует классическую модель. Эдипальный материал, часто имеющий прегенитальную природу, наблюдаемый у детей. Центральная роль фантазий и страхов, связанных с «первичной сценой».

1925 Freud, S. ‘Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes’. The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Vol. 19. Hogarth Press (1961) . Фрейд впервые излагает свою концепцию эдипова комплекса; этот отчет дает полное представление о его взглядах на различия между мужским и женским эдипальным развитием.

1926 Klein, M. ‘The psychological principles of early analysis’ . Описание «начинающихся эдиповых тенденций» в начале второго года жизни. Ранняя, суровая и жестокая деятельность суперэго.

1927a Klein, M. ‘Symposium on child analysis’ . Зарождение эдипова комплекса начиная с отнятия от груди.

1927b Klein, M. ‘Criminal tendencies in normal children’ . Оральные и анальные садистические импульсы, ведущие к появлению искаженного и пугающего представления о коитусе.

1928 Klein, M. ‘Early stages of the Oedipus conflict’ . Первая статья Кляйн об эдиповом комплексе. Идея материнского тела, предстающего в фантазии ребенка как место сексуальной активности. Новые концепции женской сексуальности.

1929b Klein, M. ‘Infantile anxiety-situations reflected in a work of art and in the creative impulse’ . Первое явное упоминание о комбинированной родительской фигуре.

1932 Klein, M. The Psychoanalysis of Children . Дальнейшее обсуждение сексуального развития мальчика и девочки.

1933 Klein, M. ‘The early development of conscience in the child’ . Развитие суперэго в отрыве от эдипова комплекса. Кляйн особо отмечает важность конфликта любви/ненависти, используя фрейдовские понятия влечения к жизни/влечения к смерти.

1935 Klein, M. ‘A contribution to the psychogenesis of manic-depressive states’ . Кляйн приходит к мнению, что эдипов комплекс неразрывно связан с депрессивной позицией.

1945 Klein, M. ‘The Oedipus complex in the light of early anxieties’ . Третья и заключительная статья об эдиповом комплексе. Теперь он рассматривается как начальная стадия, которая прорабатывается, когда пробуждается любовь, с началом развития депрессивной позиции.

1952 Klein, M. ‘Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant’ . Благотворные взаимосвязи между эдиповым комплексом и депрессивной позицией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *