Доктор физико-математических наук, профессор РАН, директор математического центра в Академгородке (Новосибирск) Евгений Вдовин 20 апреля проведет лекцию, стать слушателями которой смогут студенты Курганского госуниверситета, а также школьники. На лекции речь пойдет о теории групп в математике, или о науке о красоте.
Вот что рассказал Евгений Вдовин о своей лекции:
«Испокон веков симметрия является необходимым условием для создания различных произведений искусства в архитектуре, живописи, музыке. Для человека естественно воспринимать симметричные объекты как более гармоничные и более красивые. Несомненно и в математике есть множество различных объектов более или менее симметричных. Так как математика — точная наука в ней, конечно же, есть точное математическое определение симметрии, а значит есть и раздел, изучающий эти симметрии. Раздел математики, изучающий симметрии, называется теорией групп, а любая математическая группа — это некоторое множество симметрий, обладающее набором естественных свойств. Таким образом, теория групп в математике — это та наука, изучающая объекты, с помощью которых мы измеряем красоту, а значит теория групп — это наука о красоте.
Сложно придумать раздел математики, в котором так или иначе не появлялось бы теория групп: различные головоломки вроде пятнашек или кубика Рубика, корни многочлена, задачи на построение, различные геометрии и в частности гипотеза Пуанкаре, стандартная теория , мозаики, фракталы и графы, даже стандартная теория элементарных частиц и свойства поля Хиггса — везде группы играют заметную, а иногда главную роль. В этой лекции мы обсудим, что такое группы и постараемся попробовать их на вкус при решении конкретных задач»
Начало лекции 20 апреля в 16:00. Ссылка на лекцию — .
19 августа 2010 г. на очередном конгрессе Международного математического союза, проходящем в Индии, были названы имена лауреатов премии Филдса 2010 г. Среди них – россиянин, профессор Женевского университета в Швейцарии Станислав Смирнов. Ему была вручена золотая медаль Филдса «за доказательство конформной инвариантности двумерной перколяции и модели Изинга в статистической физике». Публикуем небольшое интервью, посвященное этой высокой награде. Беседовала Наталия Демина.
— Кто из ваших учителей и преподавателей оказал наибольшее влияние на ваше становление как ученого и математика?
Во-первых, мои научные руководители – Виктор Петрович Хавин, именно он заинтересовал меня математическим анализом, когда я учился на матмехе СПбГУ, и Николай Георгиевич Макаров, чей курс я слушал в Санкт-Петербургском отделении Математического института Стеклова, а потом был его аспирантом в Калифорнийском Технологическом Институте.
Потом я многому научился у моих старших коллег Денниса Салливана (Dennis Sullivan), Питера Джонса (Peter W Jones) и Леннарта Карлесона (Lennart Carleson).
— Вы были активным участником и победителем математических олимпиад, 2 раза стали абсолютным победителем Международной математической олимпиады 1986 и 1987 гг. Насколько они помогли вам определить свой путь в науке? Согласны ли с вы с тезисом, что математические олимпиады – это своего рода спорт?
Участие в олимпиадах, конечно, в какой-то мере помогло: и, обучив каким-то навыкам, и добавив уверенности. Олимпиады, конечно, это своего рода спорт со всеми вытекающими плюсами и минусами. Пожалуй, для меня лично более полезным было участие в математическом кружке. Система кружков в России уникальна и хорошо работает и сейчас, и её надо всячески поддерживать.
— Вы очень рано стали работать за границей. Чем это было вызвано?
Николай Георгиевич Макаров, с кем я уже работал в Санкт-Петербурге, пригласил меня в аспирантуру в Калифорнийский Технологический Институт.
— Могли бы вы стать ученым того же уровня, как сейчас, если бы работали бы в России?
Сложно сказать. Но я уверен, что работа в других университетах очень расширяет кругозор, и на моей нынешней научной работе сильно отразилось пребывание в США, а потом в Швеции.
— Существуют ли, на ваш взгляд, проблемы сотрудничества российских ученых за рубежом с их коллегами в России, т.н. проблемы научной диаспоры и метрополии?
Я был недавно на конференции в Европейском Университете в Санкт-Петербурге, где эта тема обсуждалась в деталях. В двух словах: в математике ситуация не так плоха. Тем не менее, я считаю, что потенциал диаспоры можно было бы гораздо лучше задействовать на благо российской науки.
— Было ли присуждение вам Филдсовской премии неожиданностью для вас? Когда вы узнали о высокой награде?
Я узнал в середине февраля 2010 г., мне позвонил президент Международного математического союза Ласло Ловаш (Laszlo Lovasz). Полной неожиданностью это не явилось – я знал, что такая возможность есть. Но за последние годы в математике был достигнут большой прогресс в разных областях, и есть много достойных кандидатов.
— Чем был обусловлен выбор той области исследования, в которой вы сейчас работаете? Когда вы почувствовали к ней интерес?
Первый раз я заинтересовался в аспирантуре, прочтя статьи Лэнгландса (Langlands) с соавторами. Это были необычные для математиков статьи, без теорем: авторы переформулировали в математической форме несколько физических гипотез, сопровождая их убедительными экспериментами. Второй раз, и уже окончательно, меня заинтересовал Леннарт Карлесон, который тоже работал над этой тематикой.
— Если бы вас попросили сформулировать в одном предложении «Математика – это …», то что бы вы написали?
«Математика – это наука и искусство».
— Не могли бы вы рассказать несколько слов о себе как о человеке? Есть ли у вас хобби помимо математики? Большая ли у вас семья?
Последние несколько лет основное моё хобби – это мои дети, восьмилетняя Александра и четырёхлетний Николай. Моя жена Татьяна тоже математик и профессор в Женевском университете. Мы много времени проводим в Петербурге, и следующий учебный год будем там почти всё время.
На фото: С. Смирнов на конференции по диаспоре в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Благодарим ЕУСПб за предоставленное фото.
Примечание:
Выпускник 239-ой математической школы и матмеха Санкт-Петербургского государственного университета, абсолютный победитель Международных математических олимпиад 1986 и 87 гг., россиян Станислав Смирнов был удостоен высокой награды «за доказательство конформной инвариантности двумерной перколяции и модели Изинга в статистической физике».
Ранее он был награжден премией Санкт-Петербургского математического общества (1997), премией Математического института Клея (2001), премией Р. Салема (2001), премией Грана Густафсона (2001), премией Ролло Давидсона (2002) и премией Европейского математического общества (2004).
После окончания СПбГУ в 1992 г. он поступил в аспирантуру Калифорнийского технологического института, где защитил Ph.D. под руководством Николая Макарова. После стажировки в Йеле и краткосрочных позиций в Институте высших исследований в Принстоне и Институте математике Макса Планка (MPIM) в Бонне, он стал профессором Королевского института технологий в Швеции и исследователем в Шведской королевской академии наук в 2001 г. С 2003 г. он является профессором Женевского университета в Швейцарии.
См. также:
- Новым президентом Международного математического союза была избрана женщина. Завтра утром станут известны имена лауреатов премии Филдса и других высоких математических наград
- Россиян Станислав Смирнов стал лауреатом премии Филдса 2010 г.
- Лауреатом премии Гаусса 2010 г. за вклад в прикладную математику стал французский математик Ив Мейер
- Лауреатом премии Рольфа Неванлинна 2010 г. за вклад в математические аспекты информатики стал американец Дэниел Спильман
Математика — царица всех наук
Гаусс Карл Фридрих
Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований.
Как правило, люди думают, что математика — это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью, например, умножения и деления. На самом деле математика — это намного больше. Это способ описать мир и то, как одна его часть сочетается с другой. Взаимоотношения чисел выражаются в математических символах, которые описывают Вселенную, в которой мы живем. Любой нормальный ребенок может преуспевать в математике, потому что «ощущение числа» — это врожденная способность. Правда, для этого нужно приложить некоторые усилия и затратить немного времени.
Умение считать — это еще не все. Ребенку необходимо уметь хорошо выражать свои мысли, чтобы понимать задачи и устанавливать связи между фактами, которые хранятся в памяти. Для того чтобы выучить таблицу умножения, нужны память и речь. Именно поэтому некоторым людям с поврежденным мозгом трудно умножать, хотя другие виды счета не представляют для них сложности.
Для того чтобы хорошо знать геометрию и разбираться в форме и пространстве, требуются и другие виды мышления. С помощью математики мы решаем в жизни проблемы, например, делим шоколадку поровну или находим нужный размер ботинок. Благодаря знанию математики ребенок умеет копить карманные деньги и понимает, что можно купить и сколько денег тогда у него останется. Математика — это еще и способность отсчитать нужное количество семян и посеять их в горшочек, отмерять нужное количество муки для пирога или ткани на платье, понять счет футбольной игры и множество других повседневных дел. Везде: в банке, в магазине, дома, на работе — нам необходимо умение понимать числа, формы и меры и обращаться с ними. Числа — это только часть особого математического языка, а лучший способ выучить любой язык — это применять его. И начинать лучше с ранних лет.
О математике «умно»
Обычно идеализированные свойства исследуемых объектов и процессов формулируются в виде аксиом, затем по строгим правилам логического вывода из них выводятся другие истинные свойства (теоремы). Эта теория в совокупности образует математическую модель исследуемого объекта. Т.о. первоначально исходя из пространственных и количественных соотношений, математика получает более абстрактные соотношения, изучение которых также является предметом современной математики.
Традиционно математика делится на теоретическую, выполняющую углублённый анализ внутриматематических структур, и прикладную, предоставляющую свои модели другим наукам и инженерным дисциплинам, причём некоторые из них занимают пограничное к математике положение. В частности, формальная логика может рассматриваться и как часть философских наук, и как часть математических наук; механика — и физика, и математика; информатика, компьютерные технологии и алгоритмика относятся как к инженерии, так и к математическим наукам и т. д. В литературе существует много различных определений математики.
Разделы математики
- Математический анализ.
- Алгебра.
- Аналитическая геометрия.
- Линейная алгебра и геометрия.
- Дискретная математика.
- Математическая логика.
- Дифференциальные уравнения.
- Дифференциальная геометрия.
- Топология.
- Функциональный анализ и интегральные уравнения.
- Теория функций комплексного переменного.
- Уравнения с частными производными.
- Теория вероятностей.
- Математическая статистика.
- Теория случайных процессов.
- Вариационное исчисление и методы оптимизации.
- Методы вычислений, то есть численные методы.
- Теория чисел.
Цели и методы
Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. В общем случае математические понятия и теоремы не обязательно имеют соответствие чему-либо в физическом мире. Главная задача прикладного математика — создать математическую модель, достаточно адекватную исследуемому реальному объекту. Задача математика-теоретика — обеспечить достаточный набор удобных средств для достижения этой цели.
Содержание математики можно определить как систему математических моделей и инструментов для их создания. Модель объекта учитывает не все его черты, а только самые необходимые для целей изучения (идеализированные). Например, изучая физические свойства апельсина, мы можем абстрагироваться от его цвета и вкуса и представить его (пусть не идеально точно) шаром. Если же нам надо понять, сколько апельсинов получится, если мы сложим вместе два и три, — то можно абстрагироваться и от формы, оставив у модели только одну характеристику — количество. Абстракция и установление связей между объектами в самом общем виде — одно из главных направлений математического творчества.
Другое направление, наряду с абстрагированием — обобщение. Например, обобщая понятие «пространство» до пространства n-измерений. Пространство Rn, при n>3 является математической выдумкой. Впрочем, весьма гениальной выдумкой, которая помогает математически разбираться в сложных явлениях.
Изучение внутриматематических объектов, как правило, происходит при помощи аксиоматического метода: сначала для исследуемых объектов формулируются список основных понятий и аксиом, а затем из аксиом с помощью правил вывода получают содержательные теоремы, в совокупности образующие математическую модель.
Видео-лекция Смирнова С.К. и Ященко И.В. «Что такое математика»:
Похожая информация:
Подбор экспертов по фундаментальной математике осуществлялся с помощью модифицированного классификатора конгрессов Международного математического союза. После ряда консультаций теоретические разделы математической физики было решено включить в направление «Фундаментальная математика»; теория управления, оптимизация, вычислительная математика были отнесены к направлению «Прикладная математика», а theoretical computer science – к направлению «Информатика».
По результатам консультаций, наукометрических и прочих изысканий были отобраны 15 экспертов верхнего уровня, 9 из которых согласились участвовать в проекте и прислали списки экспертов (свыше 200 уникальных имен). Эксперты верхнего уровня представляют математические центры Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и ведущие иностранные университеты, ни один из них не являлся сотрудником ВШЭ на момент участия в проекте.
Анкетирование проводилось в июле-августе 2014 года. Отклик конечных респондентов был невысок, возможно, из-за летнего периода. Были приглашены более 150 человек, приняли участие в опросе 40 экспертов, заполнившие анкеты по 51 журналу. Конечные эксперты в подавляющем большинстве также не являлись сотрудниками НИУ ВШЭ.
10 журналов, по которым заполнено больше всего анкет:
Название журнала |
Число анкет |
Доклады Академии Наук |
40 |
Успехи математических наук |
40 |
Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН |
39 |
Математические заметки |
38 |
Математический сборник |
38 |
Известия Российской академии наук. Серия математическая |
37 |
Алгебра и анализ |
36 |
Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика |
35 |
Записки Научных Семинаров ПОМИ |
35 |
Функциональный анализ и его приложения |
35 |
10 журналов, в которых чаще всего публиковались наши респонденты:
Название журнала |
публиковалось респондентов |
из них в 2011-14 |
из них до 2011 |
Успехи математических наук |
25 |
6 |
19 |
Математические заметки |
19 |
4 |
15 |
Доклады Академии Наук |
19 |
3 |
16 |
Известия Российской академии наук. Серия математическая |
17 |
5 |
12 |
Алгебра и анализ |
16 |
2 |
14 |
Функциональный анализ и его приложения |
14 |
7 |
7 |
Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН |
14 |
3 |
11 |
Математический сборник |
13 |
2 |
11 |
Moscow Mathematical Journal |
12 |
6 |
6 |
Записки Научных Семинаров ПОМИ |
12 |
4 |
8 |
10 журналов, наиболее высоко оцениваемых по критерию «Научный уровень» (только журналы, по которым заполнено 5 и более анкет; исключены анкеты аффилированных лиц, указано распределение ответов в процентах):
Название журнала |
низкий |
средний |
высокий |
затрудняюсь ответить |
Успехи математических наук |
2,63 |
7,89 |
78,95 |
10,53 |
Moscow Mathematical Journal |
0 |
7,14 |
75 |
17,86 |
Функциональный анализ и его приложения |
0 |
3,33 |
73,33 |
23,33 |
Алгебра и анализ |
0 |
14,29 |
71,43 |
14,29 |
Известия Российской академии наук. Серия математическая |
0 |
5,71 |
71,43 |
22,86 |
Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН |
0 |
5,13 |
69,23 |
25,64 |
Математический сборник |
2,63 |
7,89 |
68,42 |
21,05 |
Математические заметки |
2,78 |
19,44 |
55,56 |
22,22 |
Записки Научных Семинаров ПОМИ |
3,03 |
18,18 |
54,55 |
24,24 |
Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия |
0 |
11,76 |
52,94 |
35,29 |
10 журналов, наиболее высоко оцениваемых по критерию «Актуальность и научная новизна» (только журналы, по которым заполнено 5 и более анкет; исключены анкеты аффилированных лиц, указано распределение ответов в процентах):
Название журнала |
низкая |
средняя |
высокая |
затрудняюсь ответить |
Moscow Mathematical Journal |
0 |
0 |
85,71 |
14,29 |
Успехи математических наук |
2,63 |
5,26 |
84,21 |
7,89 |
Известия Российской академии наук. Серия математическая |
0 |
2,86 |
71,43 |
25,71 |
Функциональный анализ и его приложения |
0 |
6,67 |
70 |
23,33 |
Математический сборник |
2,63 |
10,53 |
68,42 |
18,42 |
Алгебра и анализ |
2,86 |
17,14 |
65,71 |
14,29 |
Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН |
0 |
15,38 |
56,41 |
28,21 |
Записки Научных Семинаров ПОМИ |
0 |
21,21 |
51,52 |
27,27 |
Теоретическая и математическая физика |
0 |
4,76 |
47,62 |
47,62 |
Труды Московского математического общества |
0 |
10,71 |
46,43 |
42,86 |
В условную категорию А1 прошел лишь один журнал: Успехи математических наук, безусловный лидер нашего опроса. Журнал MoscowMathematicalJournal , обогнавший УМН по шкале «актуальность и научная новизна», был хуже оценен по шкале «научное лидерство», что не позволило ему войти в A1.
Журналы категории A2 :
Moscow Mathematical Journal
Алгебра и анализ §
Записки Научных Семинаров ПОМИ §
Известия Российской академии наук. Серия математическая
Математический сборник
Труды Математического института им. В.А. Стеклова РАН §
Функциональный анализ и его приложения
Журналы категории В+:
Доклады Академии Наук
Математические заметки
Современная математика. Фундаментальные направления
Труды Московского математического общества
Журналы категории В:
Алгебра и логика
Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика*
Дискретный анализ и исследование операций
Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Математика и физика
Сибирские электронные математические известия*
Сибирский математический журнал §
Современная математика. Фундаментальные направления
Теоретическая и математическая физика
Труды института математики и механики УрО РАН
Журналы категории В и В+: распределение ответов респондентов о научном уровне и актуальности изданий
все неаффилированные респонденты |
Респонденты-активные читатели |
|||||||
Название журнала |
число респондентов |
% респондентов |
% высокая актуальность |
% высокий научный уровень |
число респондентов |
% респондентов |
% высокая актуальность |
% высокий научный уровень |
Алгебра и логика |
24 |
60 |
37,5 |
33,33 |
6 |
15 |
50 |
50 |
Вестник Московского университета. Серия 1: Математика. Механика |
35 |
87,5 |
28,57 |
31,43 |
4 |
10 |
100 |
75 |
Дискретный анализ и исследование операций |
12 |
30 |
33,33 |
41,67 |
1 |
2,5 |
100 |
100 |
Доклады Академии Наук |
39 |
97,5 |
43,59 |
41,03 |
11 |
27,5 |
81,82 |
72,73 |
Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Математика и физика |
8 |
20 |
12,5 |
25 |
1 |
2,5 |
100 |
100 |
Математические заметки |
36 |
90 |
41,67 |
55,56 |
11 |
27,5 |
63,64 |
81,82 |
Сибирские электронные математические известия |
9 |
22,5 |
33,33 |
33,33 |
3 |
7,5 |
66,67 |
66,67 |
Сибирский математический журнал |
31 |
77,5 |
25,81 |
35,48 |
4 |
10 |
100 |
100 |
Современная математика. Фундаментальные направления |
16 |
40 |
43,75 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Теоретическая и математическая физика |
21 |
52,5 |
47,62 |
47,62 |
4 |
10 |
100 |
100 |
Труды института математики и механики УрО РАН |
10 |
25 |
20 |
50 |
2 |
5 |
100 |
100 |
Труды Московского математического общества |
28 |
70 |
46,43 |
50 |
3 |
7,5 |
100 |
100 |