Содержание
Тема урока: Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.
Цели урока: способствовать формированию представления о поэтах X IX века как певцах родной природы, патриотах своей Родины
Задачи:
образовательные: познакомить со стихотворениями поэтов X IX века; повторить понятия «эпитет», «метафора», «сравнение»
развивающие: обогатить словарь учащихся; развивать творческую активность, навыки связной речи;
воспитательные: пробудить интерес к поэтическому творчеству В.А.Жуковского, А.К. Толстого, И.А.Бунина; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина; репродукции картин Остроухова «Первая зелень», Васильева «Мокрый луг»
Ход урока.
1. Постановка целей и задач урока.
2. Беседа по вопросам.
– Любите ли вы читать стихи?
– Есть ли у вас любимый поэт? Назовите его имя.
– Ваши любимые стихи. Прочтите их.
– В поэзии картины природы: осень, зима, весна, лето – всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением, расцветом жизненных сил, настроением радости и веселья, грусти и печали.
Но описания природы мы встречаем не только в стихотворениях, но и в прозаических произведениях.
Вспомните, в каких прозаических произведениях вы встречали описания природы? (Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)
– Какова их роль в этих произведениях? (В описаниях степи сказалась горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в её могущество. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные люди, наделённые широкой душой и щедрым сердцем)
– Родная природа привлекала многих поэтов своей скромной простотой. Она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
Сегодня мы прочитаем стихи В.А.Жуковского, А.К.Толстого и И.А.Бунина.
Вам знакомы эти имена? Какие стихи приходят вам на память?
Итак, первое имя – Василий Андреевич Жуковский.
3. Проверка индивидуального задания. Рассказ о поэте Жуковском.
4. Работа над стихотворением «Приход весны».
– Почувствовали вы настроение? Какое оно?
– Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу мысль.
– Как вы понимаете выражение «жизнь души»?
– Несмотря на краткость стихотворения – всего шесть строк, — мы не только видим приметы весны, но и слышим её звуки. Какие?
– Подберите синоним к слову «лепет».
– Почему именно это слово выбирает автор? (Листочки маленькие, они, как дети, говорят неразборчиво)
– Почему «жаворонка трепет»? (Радуется приходу весны)
– Какие звуки ещё можно услышать? (Звуки тёплого дождя)
– Что мы слышим, когда идёт такой дождь? (Тоненько стучат капельки)
5. Работа с репродукцией Остроухова «Первая зелень».
– Вглядитесь в картину, сравните весну Остроухова с весной Жуковского.
Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? (Оживает весенний лес, молодые берёзки покрываются клейкими листочками, они лепечут на ветру, другие деревья окутаны зелёной праздничной дымкой, река сверкает гладкой поверхностью воды, отражая стволы деревьев, земля одевается в яркий наряд. Природа просыпается, ощущая тепло и солнце. Птичий гомон повис над рекой и лесом)
– Стихотворение о весне. А у нас за окном – снег, зима. В этом тоже есть своя прелесть.
– Найдите самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня.
– Автор следующих стихов – Алексей Константинович Толстой.
6. Рассказ ученика о поэте. (Индивидуальное задание)
7. Работа над стихотворением «Край ты мой, родимый край…»
– Прочтите стихотворение по опорным словам, записанным на доске, попытайтесь проанализировать его.
– Это стихотворение о…(родном крае)
– Когда я читаю его, то вижу…(дремучий бор, степь, тучи…)
– Я слышу… (конский бег, волчий голос, крик орлиных стай)
– Чувствую…(ветер, дующий в лицо)
– Оно напоминает мне… (о родной деревне)
– Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.
– Чувства льются….(через край, взволнованно, будоражат душу)
– Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её простором, силой, могуществом. Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства.
8. Работа над стихотворением «Благовест»
Словарная работа. Благовест – от слова «благая», т.е. добрая, хорошая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.
Каяться – 1. исповедоваться в грехах (откровенно признаваться в чём-либо)
2. сожалея, признавать свою вину.
Отрекаюсь – отказываюсь.
Беседа по вопросам.
– О чём это стихотворение? (О родине, о тоске человека по тем местам, где он родился)
– Обратите внимание на знак в конце стихотворения. Какова его роль? (Воспоминания нахлынули, захлестнули, словно перехватило горло от волнения)
– Найдите инверсию в стихотворении. С какой целью использует её автор? (Более точно передаёт состояние души поэта, его взволнованность)
– О чём заставило вас задуматься это стихотворение? (Не нужно забывать родные края, они зовут, манят)
9. Работа над стихотворением «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»
– Какую картину вы представляете себе, когда читаете это стихотворение? (Только что прошла гроза, смолкли громовые раскаты, проглядывает сквозь тучи солнышко, дождь умыл землю, всё преобразилось, под тяжестью дождевых капель пригнулась трава, капли дрожат на листьях и цветах в воздухе чувствуется особая свежесть)
– Приходилось ли вам наблюдать подобную картину?
– А теперь посмотрим, какими средствами изображает поэт эту картину? Найдите олицетворения, метафоры. (Метафора – пыль золотая; олицетворение – замолкнул гром, гроза устала)
– Как вы понимаете заключительные строки стихотворения? (поэт призывает: остановитесь, полюбуйтесь, не спешите разрушить красоту!)
Слово учителя. Автор следующего стихотворения – Иван Алексеевич Бунин, писатель счастливой и трагической судьбы. Счастливой потому, что он был наделён высочайшим художественным даром, он умел любить природу так, как мало кто умеет. И трагической, — потому что в течение 33 лет он жил на чужбине, оторванный от Родины, от всего, что было так дорого его сердцу, что он так страстно любил и что питало его творчество.
10. Работа над стихотворением «Родина».
– Каким настроением проникнуто это стихотворение? Подтвердите словами текста.
–Оторванность от России заставила поэта замолчать на время, а потом надолго загрустить. Эту грусть мы слышим в стихотворении «Родина».
–Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности? (Сравнение тумана с чьей-то кроткой печалью – введением живого, человеческого начала)
–Какие синонимы можно подобрать к слову «кроткий»? (Незлобивый, покорный, смирный, тихий)
–Несмотря на чувство горести, пронизывающее это стихотворение, это гимн красоте родной природы, ничем не привлекательной на первый взгляд, но такой близкой, дорогой сердцу каждого человека.
11. Выразительное чтение стихотворений учащимися.
Итог урока. Рефлексия.
Продолжите: сегодня на уроке мне было….
Мне хотелось бы ….
Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе.
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
В русской общине Латвии активно обсуждается школьная программа этой страны по литературе. Пользователи соцсетей постят скан страницы из учебника латышской литературы для седьмого класса, утвержденного программой Министерства образования Латвии. Детям это стихотворение требуется выучить наизусть. Это же стихотворение вынуждены заучивать и русские семиклассники, которых в этом учебном году переводят на латышский язык обучения.
Журналист Юрий Алексеев пишет: «Для тех моих френдов, которые не знают латышского, переведу: Наверху написано «Я и литература». Дальше идёт «визитка» великого латышского поэта Яниса Балтвилкса, сотворившего это эпохальное произведение. Итак:
ГОД ЕЖА
Январь. Хрррр-фууууу…
Хрррр-фууууу…
Февраль. Хрррр-фууууу…
Хрррр-фууууу…
Март. Хрррр-фууууу…
Хрррр-фууууу…
Апрель Хрррр… Весна?
Фуууу! Доброе утро!
Май. Шук-шук! Пук-пук!
Шук-шук! Пук-пук!
Июнь. Шук-шук! Пук-пук!
Шук-шук! Пук-пук!
Июль. Шукини, шукини, маленькие пукини!
Шукини, шукини, маленькие пукини!
Август. Шукини, шукини, маленькие пукини!
Шукини, шукини, маленькие пукини!
Сентябрь. Шук-шук! Пук-пук!
Шук-шук! Пук-пук!
Октябрь. Чапу-чупу! Чапу-чупу!
Впадаю в спячку в куче сухих листьев!
Вы думаете, это — для первоклашек? НЕТ! Это — учебник для СЕДЬМОГО КЛАССА! Для СЕДЬМОГО, Карл! Для 14-летних «деток»! В том возрасте я уже читал Чехова, Толстого и Достоевского!.. Реально, мозг этого народа «впал в спячку в куче сухих листьев».
В свою очередь журналистка Алла Березовская отмечает: «Родители учеников 7-го класса опубликовали в социальных сетях стихотворение, которое в рамках утвержденной программы Министерства образования задали выучить наизусть детям. При этом отмечается, что в случае невыполнения данного домашнего задания ребенок получает неудовлетворительную оценку… Согласитесь — прекрасный образчик! В 7 классе учить это?! По рекомендации министерства от образования? У меня внук уже в 4 классе наизусть отрывки из «Евгения Онегина» на уроке читал, а в 7-м его ждет этот дебильный бред от пьяного ежика… Теперь понятно, по каким учебникам училась нынешний министр Шуплинска и ее коллеги!»
Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир!
И.С. Никитин.
Зима, весна, лето, осень – четыре времени года. Сменяя друг друга, они дарят нам радость жизни. Они все прекрасны!
Зима чудесна в своём белоснежном одеянии, расписных серебристых узорах. Она полна таинственных сказок, мандариновых запахов, возвращающих нас в детство, новогодних подарков и протяжных песен вьюги.
Весна окутывает нас бело-розовой пеной цветущих деревьев, очарованием пробуждающейся природы, звонкими серенадами птиц, улыбкой ясного солнышка и множеством прелестниц, появляющихся на улицах.
Лето – это радость общения, путешествий, это море, солнце, изумрудная зелень и пёстрый ковёр цветов, разостланный по земле. При слове «лето» мы ощущаем сладость спелых ягод на губах, аромат лугов.
Сказка осени вне всяких похвал! Огненно-рыжей плутовкой мечется она по лесам и полям. Словно большая пёстрая птица машет крылами, сбрасывая на землю свой яркий нарядный перистый узор.
Красоту природы можно передать красками на холсте. Природа вдохновляет музыкантов и композиторов. Поэты тоже передают красоту природы, но через словесные образы, а вместо красок используют средства художественной выразительности.
Рис. 1. Фото. В. Брюсов
Брюсов Валерий Яковлевич (рис. 1) — русский поэт начала ХХ века, а также прозаик, драматург.
Писать Брюсов начал очень рано, еще ребенком, сочиняя стихи, рассказы и научные статьи. Уже в 13 лет Брюсов связывал свою будущую жизнь с поэзией. В пору обучения в гимназии Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. Более регулярно Брюсов стал печатать свои произведения с 20 лет.
К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов.
Рис. 2. Первый снег. Худ. Д. Левин
Первый снег (рис. 2)
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В этом стихотворении поэт рисует удивительную картину преображения природы. Еще вчера мир был прозаичен: чернели голые стволы берез, по серым улицам передвигались пешеходы и экипажи. Но вот выпал первый снег – и произошло чудо преображения:
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Природа, как ювелир, украсила все вокруг серебром и жемчугом. Какими цветами поэт рисует картину? Это серебряный, жемчужно-белый, лазоревый. Основной цвет – серебряный. И мир искрится, переливается блестками! Жизнь наполнилась очарованием, волшебством, мечтой. Она обрела смысл.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении преобладает метафора:
«Мир из серебра»
«В жемчугах горят березки»
«Волшебством озарены»
«Жизни с грезою игра»
Лирический герой стихотворения Брюсова «Первый снег» счастлив, ведь волшебный сон стал явью, а жизнь наполнилась красотой.
Тема природы в русской поэзии неразрывна с темой любви к родине, к местам, где человек родился, познавал мир вокруг, учился видеть и ценить красоту в самых простых вещах: в первом подснежнике, в пении соловья, в шелесте травы.
Рис. 3. Фото. Сергей Есенин
Русский поэт Сергей Есенин (рис. 3) о своей родине писал:
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.
Родился поэт в селе Константиново в Рязанской губернии (рис. 4). Село расположено на живописном высоком берегу Оки. Русская красота тех мест завораживает. Поэт в будущем много путешествовал, побывал и в Европе, и в Азии, и даже в Америке. Но сердцем он всегда оставался со своей родиной. Его друзья вспоминали момент, когда Есенин вернулся из-за границы: «Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья… Уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем там, у них».
Тема природы является одной из главных в поэзии Есенина. О себе он сказал: «Я последний поэт деревни».
Рис. 4. Фото. Рязанщина. р. Ока
Топи да болота
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
Стихотворение насыщено цветом, запахом, звуком родины. Есенин рисует поэтическую картину синим, зеленым, золотым цветом.
Анализ красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом в поэзии Есенина оказался «синий».
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он пишет: «Россия! Какое хорошее слово…
И «роса», и «сила», и синее» что-то!»
Читая стихотворение «Топи да болота», мы слышим треньканье синиц, гомон косарей, скрип телеги, свист ветра. Мы чувствуем запах хвойного леса, луговых трав, липы.
В поэзии Есенина природа оживает. Излюбленное средство художественной выразительности – олицетворение:
«Елям снится»;
«Слухают ракиты»;
«Посвист ветряной».
Метафоры:
«Плат небес» (платок);
«Меж лесных кудрей».
В каждом слове, в каждом образе чувствуется любовь поэта к родной природе. И даже топи да болота кажутся привлекательными. Так талантливо создал поэт прекрасный образ своей родины.
Рис. 5. Фото. Н. Заболоцкий
Также как и Есенин, о незатейливой, но милой сердцу красоте своей родины пишет Николай Заболоцкий (рис. 5) в стихотворении «Я воспитан природой суровой».
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
Рис. 6. Фото. Полевые цветы
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Средства художественной выразительности
Эпитеты: суровой, пуховой, твердый, простое, весеннего, светящейся, туманные, очарованных, беспредельных.
Метафоры: шарик одуванчика, клинок подорожника, в государстве ромашек, запрокинув лицо в небосвод, жизнь текла, заливая лучами кусты.
Олицетворения: воспитан природой; ручей, задыхаясь, поет; думу полей и дубрав.
Смысл названия.
Почему автор называет природу суровой?
Синонимы к эпитету суровый: простой, скромный; неброский, сдержанный.
Эти синонимы помогут вам определить главную идею стихотворения. Она в том, что Заболоцкий ценит природу своего родного края за простоту, скромность, сдержанность, искренность. В себе автор также подразумевает эти черты, ведь он воспитан природой и думает с ней одну думу.
Вопросы к конспектам
Стихотворение какого поэта вам понравилось больше всего? Ответ обоснуйте. Прочитайте дополнительно стихи о природе названных поэтов. Какими средствами художественной выразительности пользуются авторы? Приведите примеры.
В этом разделе Вы найдете стихотворения про осень для младших школьников. Все произведения легко читаются и запоминаются. Стихи небольшие по объему, однако яркие и образные по содержанию. Так же на нашем сайте Вы найдете подборку стихов про осень для малышей и для ребят 4-6 лет.
Стихи про осень для 1-2-3 класса
Осень
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом
(М.Ивенсен)
Это осень, друг
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса.
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.
(Н.Антонова)
Зашуршали под ногами
Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.
Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,
Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
«Что все это?» «Это – осень»…
(Т.Агибалова)
Приближение осени
Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.
Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.
По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.
Но едва подует ветер
И осенняя листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра.
(И. Бутримова)
Лето прошло
Лето, раздарив тепло,
Заскучало и прошло.
Ветер листья посрывал
И под ноги разбросал.
Солнце спряталось за тучи,
Серый день дождём наскучил.
И зачем-то плачет, плачет –
Вот какая незадача.
У него давайте спросим.
Дождь ответит: – Просто осень…
(В. Гвоздев)
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
(М.Садовский)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
(3.Федоровская)
Кончается лето
Осенний ветер
Кто-то ходит у ворот –
То заденет ветку,
То травинки соберёт
И подбросит кверху.
То начнёт рябину гнуть
У забитой дачи,
Вот на лужу взялся дуть,
Как на чай горячий.
И не мёрзнет без пальто
В зябкий синий вечер…
Этот кто-то – он никто,
Он – осенний ветер.
(Л. Дербенев)
Ковровые дорожки
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
(В. Орлов)
Наступила осень
Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.
Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)
Унылая пора! Очей очарованье!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. С. Пушкин )
На дороге, на тропинке
На дороге, на тропинке
Растерял листочки лес.
Паучок по паутинке
Мне за шиворот залез.
Уж темнее стали ночи
И не слышно дятла стук.
Чаще дождик ветви мочит,
Не раздастся грома звук.
По утру уже на луже
Появился первый лёд.
И снежок легонько кружит,
Знать мороз в пути, идёт.
(Л. Нелюбов)
Осеннее чудо
Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть. Все грустят:
Потому что с жарким летом
Расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет,
Ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье:
Пусть к нам лето вновь придёт.
И сбылось желанье это,
Веселится детвора:
Чудо ныне – Бабье лето,
Среди осени жара!
(Н. Самоний)
В октябре
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
(Г. Ладонщиков)
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!
Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!
(О.Высотская)