Стихотворения 7 класс

Тема урока: Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

Цели урока: способствовать формированию представления о поэтах X IX века как певцах родной природы, патриотах своей Родины

Задачи:

образовательные: познакомить со стихотворениями поэтов X IX века; повторить понятия «эпитет», «метафора», «сравнение»

развивающие: обогатить словарь учащихся; развивать творческую активность, навыки связной речи;

воспитательные: пробудить интерес к поэтическому творчеству В.А.Жуковского, А.К. Толстого, И.А.Бунина; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина; репродукции картин Остроухова «Первая зелень», Васильева «Мокрый луг»

Ход урока.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Беседа по вопросам.

– Любите ли вы читать стихи?

– Есть ли у вас любимый поэт? Назовите его имя.

– Ваши любимые стихи. Прочтите их.

– В поэзии картины природы: осень, зима, весна, лето – всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением, расцветом жизненных сил, настроением радости и веселья, грусти и печали.

Но описания природы мы встречаем не только в стихотворениях, но и в прозаических произведениях.

Вспомните, в каких прозаических произведениях вы встречали описания природы? (Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»)

– Какова их роль в этих произведениях? (В описаниях степи сказалась горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в её могущество. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные люди, наделённые широкой душой и щедрым сердцем)

– Родная природа привлекала многих поэтов своей скромной простотой. Она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.

Сегодня мы прочитаем стихи В.А.Жуковского, А.К.Толстого и И.А.Бунина.

Вам знакомы эти имена? Какие стихи приходят вам на память?

Итак, первое имя – Василий Андреевич Жуковский.

3. Проверка индивидуального задания. Рассказ о поэте Жуковском.

4. Работа над стихотворением «Приход весны».

– Почувствовали вы настроение? Какое оно?

– Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу мысль.

– Как вы понимаете выражение «жизнь души»?

– Несмотря на краткость стихотворения – всего шесть строк, — мы не только видим приметы весны, но и слышим её звуки. Какие?

– Подберите синоним к слову «лепет».

– Почему именно это слово выбирает автор? (Листочки маленькие, они, как дети, говорят неразборчиво)

– Почему «жаворонка трепет»? (Радуется приходу весны)

– Какие звуки ещё можно услышать? (Звуки тёплого дождя)

– Что мы слышим, когда идёт такой дождь? (Тоненько стучат капельки)

5. Работа с репродукцией Остроухова «Первая зелень».

– Вглядитесь в картину, сравните весну Остроухова с весной Жуковского.

Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? (Оживает весенний лес, молодые берёзки покрываются клейкими листочками, они лепечут на ветру, другие деревья окутаны зелёной праздничной дымкой, река сверкает гладкой поверхностью воды, отражая стволы деревьев, земля одевается в яркий наряд. Природа просыпается, ощущая тепло и солнце. Птичий гомон повис над рекой и лесом)

– Стихотворение о весне. А у нас за окном – снег, зима. В этом тоже есть своя прелесть.

– Найдите самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего дня.

– Автор следующих стихов – Алексей Константинович Толстой.

6. Рассказ ученика о поэте. (Индивидуальное задание)

7. Работа над стихотворением «Край ты мой, родимый край…»

– Прочтите стихотворение по опорным словам, записанным на доске, попытайтесь проанализировать его.

– Это стихотворение о…(родном крае)

– Когда я читаю его, то вижу…(дремучий бор, степь, тучи…)

– Я слышу… (конский бег, волчий голос, крик орлиных стай)

– Чувствую…(ветер, дующий в лицо)

– Оно напоминает мне… (о родной деревне)

– Стихотворение необычно, оно состоит из… предложений.

– Чувства льются….(через край, взволнованно, будоражат душу)

– Славя родную землю («Гой ты, родина моя!» , Толстой восхищается её простором, силой, могуществом. Хочется вздохнуть полной грудью, не нужно особенно значимых слов, здесь главное – чувства, наполняющие душу любовью к тому, что хорошо знакомо с детства.

8. Работа над стихотворением «Благовест»

Словарная работа. Благовест – от слова «благая», т.е. добрая, хорошая весть, колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приятный, умиротворяющий, приносящий благо.

Каяться – 1. исповедоваться в грехах (откровенно признаваться в чём-либо)

2. сожалея, признавать свою вину.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Беседа по вопросам.

– О чём это стихотворение? (О родине, о тоске человека по тем местам, где он родился)

– Обратите внимание на знак в конце стихотворения. Какова его роль? (Воспоминания нахлынули, захлестнули, словно перехватило горло от волнения)

– Найдите инверсию в стихотворении. С какой целью использует её автор? (Более точно передаёт состояние души поэта, его взволнованность)

– О чём заставило вас задуматься это стихотворение? (Не нужно забывать родные края, они зовут, манят)

9. Работа над стихотворением «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»

– Какую картину вы представляете себе, когда читаете это стихотворение? (Только что прошла гроза, смолкли громовые раскаты, проглядывает сквозь тучи солнышко, дождь умыл землю, всё преобразилось, под тяжестью дождевых капель пригнулась трава, капли дрожат на листьях и цветах в воздухе чувствуется особая свежесть)

– Приходилось ли вам наблюдать подобную картину?

– А теперь посмотрим, какими средствами изображает поэт эту картину? Найдите олицетворения, метафоры. (Метафора – пыль золотая; олицетворение – замолкнул гром, гроза устала)

– Как вы понимаете заключительные строки стихотворения? (поэт призывает: остановитесь, полюбуйтесь, не спешите разрушить красоту!)

Слово учителя. Автор следующего стихотворения – Иван Алексеевич Бунин, писатель счастливой и трагической судьбы. Счастливой потому, что он был наделён высочайшим художественным даром, он умел любить природу так, как мало кто умеет. И трагической, — потому что в течение 33 лет он жил на чужбине, оторванный от Родины, от всего, что было так дорого его сердцу, что он так страстно любил и что питало его творчество.

10. Работа над стихотворением «Родина».

– Каким настроением проникнуто это стихотворение? Подтвердите словами текста.

–Оторванность от России заставила поэта замолчать на время, а потом надолго загрустить. Эту грусть мы слышим в стихотворении «Родина».

–Что смягчает в стихотворении ощущение безысходности? (Сравнение тумана с чьей-то кроткой печалью – введением живого, человеческого начала)

–Какие синонимы можно подобрать к слову «кроткий»? (Незлобивый, покорный, смирный, тихий)

–Несмотря на чувство горести, пронизывающее это стихотворение, это гимн красоте родной природы, ничем не привлекательной на первый взгляд, но такой близкой, дорогой сердцу каждого человека.

11. Выразительное чтение стихотворений учащимися.

Итог урока. Рефлексия.

Продолжите: сегодня на уроке мне было….

Мне хотелось бы ….

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе.

Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

В русской общине Латвии активно обсуждается школьная программа этой страны по литературе. Пользователи соцсетей постят скан страницы из учебника латышской литературы для седьмого класса, утвержденного программой Министерства образования Латвии. Детям это стихотворение требуется выучить наизусть. Это же стихотворение вынуждены заучивать и русские семиклассники, которых в этом учебном году переводят на латышский язык обучения.

Журналист Юрий Алексеев пишет: «Для тех моих френдов, которые не знают латышского, переведу: Наверху написано «Я и литература». Дальше идёт «визитка» великого латышского поэта Яниса Балтвилкса, сотворившего это эпохальное произведение. Итак:

ГОД ЕЖА

Январь. Хрррр-фууууу…
Хрррр-фууууу…

Февраль. Хрррр-фууууу…
Хрррр-фууууу…

Март. Хрррр-фууууу…
Хрррр-фууууу…

Апрель Хрррр… Весна?
Фуууу! Доброе утро!

Май. Шук-шук! Пук-пук!
Шук-шук! Пук-пук!

Июнь. Шук-шук! Пук-пук!
Шук-шук! Пук-пук!

Июль. Шукини, шукини, маленькие пукини!
Шукини, шукини, маленькие пукини!

Август. Шукини, шукини, маленькие пукини!
Шукини, шукини, маленькие пукини!

Сентябрь. Шук-шук! Пук-пук!
Шук-шук! Пук-пук!

Октябрь. Чапу-чупу! Чапу-чупу!
Впадаю в спячку в куче сухих листьев!

Вы думаете, это — для первоклашек? НЕТ! Это — учебник для СЕДЬМОГО КЛАССА! Для СЕДЬМОГО, Карл! Для 14-летних «деток»! В том возрасте я уже читал Чехова, Толстого и Достоевского!.. Реально, мозг этого народа «впал в спячку в куче сухих листьев».

В свою очередь журналистка Алла Березовская отмечает: «Родители учеников 7-го класса опубликовали в социальных сетях стихотворение, которое в рамках утвержденной программы Министерства образования задали выучить наизусть детям. При этом отмечается, что в случае невыполнения данного домашнего задания ребенок получает неудовлетворительную оценку… Согласитесь — прекрасный образчик! В 7 классе учить это?! По рекомендации министерства от образования? У меня внук уже в 4 классе наизусть отрывки из «Евгения Онегина» на уроке читал, а в 7-м его ждет этот дебильный бред от пьяного ежика… Теперь понятно, по каким учебникам училась нынешний министр Шуплинска и ее коллеги!»

Пойми живой язык при­ро­ды – и ска­жешь ты: пре­кра­сен мир!

И.С. Ни­ки­тин.

Зима, весна, лето, осень – че­ты­ре вре­ме­ни года. Сме­няя друг друга, они дарят нам ра­дость жизни. Они все пре­крас­ны!

Зима чу­дес­на в своём бе­ло­снеж­ном оде­я­нии, рас­пис­ных се­реб­ри­стых узо­рах. Она полна та­ин­ствен­ных ска­зок, ман­да­ри­но­вых за­па­хов, воз­вра­ща­ю­щих нас в дет­ство, но­во­год­них по­дар­ков и про­тяж­ных песен вьюги.

Весна оку­ты­ва­ет нас бе­ло-ро­зо­вой пеной цве­ту­щих де­ре­вьев, оча­ро­ва­ни­ем про­буж­да­ю­щей­ся при­ро­ды, звон­ки­ми се­ре­на­да­ми птиц, улыб­кой яс­но­го сол­ныш­ка и мно­же­ством пре­лест­ниц, по­яв­ля­ю­щих­ся на ули­цах.

Лето – это ра­дость об­ще­ния, пу­те­ше­ствий, это море, солн­це, изу­мруд­ная зе­лень и пёст­рый ковёр цве­тов, разо­стлан­ный по земле. При слове «лето» мы ощу­ща­ем сла­дость спе­лых ягод на губах, аро­мат лугов.

Сказ­ка осени вне вся­ких по­хвал! Ог­нен­но-ры­жей плу­тов­кой ме­чет­ся она по лесам и полям. Слов­но боль­шая пёст­рая птица машет кры­ла­ми, сбра­сы­вая на землю свой яркий на­ряд­ный пе­ри­стый узор.

Кра­со­ту при­ро­ды можно пе­ре­дать крас­ка­ми на хол­сте. При­ро­да вдох­нов­ля­ет му­зы­кан­тов и ком­по­зи­то­ров. Поэты тоже пе­ре­да­ют кра­со­ту при­ро­ды, но через сло­вес­ные об­ра­зы, а вме­сто кра­сок ис­поль­зу­ют сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти.

Рис. 1. Фото. В. Брю­сов

Брю­сов Ва­ле­рий Яко­вле­вич (рис. 1) — рус­ский поэт на­ча­ла ХХ века, а также про­за­ик, дра­ма­тург.

Пи­сать Брю­сов начал очень рано, еще ре­бен­ком, со­чи­няя стихи, рас­ска­зы и на­уч­ные ста­тьи. Уже в 13 лет Брю­сов свя­зы­вал свою бу­ду­щую жизнь с по­э­зи­ей. В пору обу­че­ния в гим­на­зии Брю­сов со­чи­нял стихи, за­ни­мал­ся из­да­ни­ем ру­ко­пис­но­го жур­на­ла. Более ре­гу­ляр­но Брю­сов стал пе­ча­тать свои про­из­ве­де­ния с 20 лет.

К на­ча­лу 1890-х на­сту­пи­ла пора увле­чён­но­сти Брю­со­ва про­из­ве­де­ни­я­ми фран­цуз­ских сим­во­ли­стов. «Зна­ком­ство в на­ча­ле 90-х годов с по­э­зи­ей Вер­ле­на и Мал­лар­ме, а вско­ре и Бод­ле­ра, от­кры­ло мне новый мир. Под впе­чат­ле­ни­ем их твор­че­ства со­зда­ны те мои стихи, ко­то­рые впер­вые по­яви­лись в пе­ча­ти», — вспо­ми­на­ет Брю­сов.

Рис. 2. Пер­вый снег. Худ. Д. Левин

Пер­вый снег (рис. 2)

Се­реб­ро, огни и блест­ки,-

Целый мир из се­реб­ра!

В жем­чу­гах горят бе­рез­ки,

Чер­но-го­лые вчера.

Это — об­ласть чьей-то грезы,

Это — при­зра­ки и сны!

Все пред­ме­ты ста­рой прозы

Вол­шеб­ством оза­ре­ны.

Эки­па­жи, пе­ше­хо­ды,

На ла­зу­ри белый дым.

Жизнь людей и жизнь при­ро­ды

Полны новым и свя­тым.

Во­пло­ще­ние меч­та­ний,

Жизни с гре­зою игра,

Этот мир оча­ро­ва­ний,

Этот мир из се­реб­ра!

В этом сти­хо­тво­ре­нии поэт ри­су­ет уди­ви­тель­ную кар­ти­ну пре­об­ра­же­ния при­ро­ды. Еще вчера мир был про­за­и­чен: чер­не­ли голые ство­лы берез, по серым ули­цам пе­ре­дви­га­лись пе­ше­хо­ды и эки­па­жи. Но вот выпал пер­вый снег – и про­изо­шло чудо пре­об­ра­же­ния:

Жизнь людей и жизнь при­ро­ды

Полны новым и свя­тым.

При­ро­да, как юве­лир, укра­си­ла все во­круг се­реб­ром и жем­чу­гом. Ка­ки­ми цве­та­ми поэт ри­су­ет кар­ти­ну? Это се­реб­ря­ный, жем­чуж­но-бе­лый, ла­зо­ре­вый. Ос­нов­ной цвет – се­реб­ря­ный. И мир ис­крит­ся, пе­ре­ли­ва­ет­ся блест­ка­ми! Жизнь на­пол­ни­лась оча­ро­ва­ни­ем, вол­шеб­ством, меч­той. Она об­ре­ла смысл.

Среди средств ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти в сти­хо­тво­ре­нии пре­об­ла­да­ет ме­та­фо­ра:

«Мир из се­реб­ра»

«В жем­чу­гах горят бе­рез­ки»

«Вол­шеб­ством оза­ре­ны»

«Жизни с гре­зою игра»

Ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния Брю­со­ва «Пер­вый снег» счаст­лив, ведь вол­шеб­ный сон стал явью, а жизнь на­пол­ни­лась кра­со­той.

Тема при­ро­ды в рус­ской по­э­зии нераз­рыв­на с темой любви к ро­дине, к ме­стам, где че­ло­век ро­дил­ся, по­зна­вал мир во­круг, учил­ся ви­деть и це­нить кра­со­ту в самых про­стых вещах: в пер­вом под­снеж­ни­ке, в пении со­ло­вья, в ше­ле­сте травы.

Рис. 3. Фото. Сер­гей Есе­нин

Рус­ский поэт Сер­гей Есе­нин (рис. 3) о своей ро­дине писал:

Тот, кто видел хоть од­на­ж­ды

Этот край и эту гладь,

Тот почти бе­рез­ке каж­дой

Ножки рад по­це­ло­вать.

Ро­дил­ся поэт в селе Кон­стан­ти­но­во в Ря­зан­ской гу­бер­нии (рис. 4). Село рас­по­ло­же­но на жи­во­пис­ном вы­со­ком бе­ре­гу Оки. Рус­ская кра­со­та тех мест за­во­ра­жи­ва­ет. Поэт в бу­ду­щем много пу­те­ше­ство­вал, по­бы­вал и в Ев­ро­пе, и в Азии, и даже в Аме­ри­ке. Но серд­цем он все­гда оста­вал­ся со своей ро­ди­ной. Его дру­зья вспо­ми­на­ли мо­мент, когда Есе­нин вер­нул­ся из-за гра­ни­цы: «Он был счаст­лив, что вер­нул­ся домой, в Рос­сию. Ра­до­вал­ся всему, как ре­бе­нок. Тро­гал ру­ка­ми дома, де­ре­вья… Уве­рял, что все, даже небо и луна, дру­гие, чем там, у них».

Тема при­ро­ды яв­ля­ет­ся одной из глав­ных в по­э­зии Есе­ни­на. О себе он ска­зал: «Я по­след­ний поэт де­рев­ни».

Рис. 4. Фото. Ря­зан­щи­на. р. Ока

Топи да бо­ло­та

Топи да бо­ло­та,

Синий плат небес.

Хвой­ной по­зо­ло­той

Взве­ни­ва­ет лес.

Тень­ка­ет си­ни­ца

Меж лес­ных куд­рей,

Тем­ным елям снит­ся

Гомон ко­са­рей.

По лугу со скри­пом

Тя­нет­ся обоз —

Су­хо­ва­той липой

Пах­нет от колес.

Слу­ха­ют ра­ки­ты

По­свист вет­ря­ной…

Край ты мой за­бы­тый,

Край ты мой род­ной!..

Сти­хо­тво­ре­ние на­сы­ще­но цве­том, за­па­хом, зву­ком ро­ди­ны. Есе­нин ри­су­ет по­э­ти­че­скую кар­ти­ну синим, зе­ле­ным, зо­ло­тым цве­том.

Ана­лиз кра­соч­но-цве­то­вых эпи­те­тов и опре­де­ле­ний, вы­ра­жен­ных при­ла­га­тель­ны­ми, по­ка­зал, что самым рас­про­стра­нён­ным эпи­те­том в по­э­зии Есе­ни­на ока­зал­ся «синий».

Есе­нин счи­та­ет, что в самом имени «Рос­сия» спря­та­но «синее что-то». Он пишет: «Рос­сия! Какое хо­ро­шее слово…

И «роса», и «сила», и синее» что-то!»

Читая сти­хо­тво­ре­ние «Топи да бо­ло­та», мы слы­шим трень­ка­нье синиц, гомон ко­са­рей, скрип те­ле­ги, свист ветра. Мы чув­ству­ем запах хвой­но­го леса, лу­го­вых трав, липы.

В по­э­зии Есе­ни­на при­ро­да ожи­ва­ет. Из­люб­лен­ное сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти – оли­це­тво­ре­ние:

«Елям снит­ся»;

«Слу­ха­ют ра­ки­ты»;

«По­свист вет­ря­ной».

Ме­та­фо­ры:

«Плат небес» (пла­ток);

«Меж лес­ных куд­рей».

В каж­дом слове, в каж­дом об­ра­зе чув­ству­ет­ся лю­бовь поэта к род­ной при­ро­де. И даже топи да бо­ло­та ка­жут­ся при­вле­ка­тель­ны­ми. Так та­лант­ли­во со­здал поэт пре­крас­ный образ своей ро­ди­ны.

Рис. 5. Фото. Н. За­бо­лоц­кий

Также как и Есе­нин, о неза­тей­ли­вой, но милой серд­цу кра­со­те своей ро­ди­ны пишет Ни­ко­лай За­бо­лоц­кий (рис. 5) в сти­хо­тво­ре­нии «Я вос­пи­тан при­ро­дой су­ро­вой».

Я вос­пи­тан при­ро­дой су­ро­вой,

Мне до­воль­но за­ме­тить у ног

Оду­ван­чи­ка шарик пу­хо­вый,

По­до­рож­ни­ка твер­дый кли­нок.

Чем обыч­ней про­стое рас­те­нье,

Тем живее вол­ну­ет меня

Пер­вых ли­стьев его по­яв­ле­нье

Рис. 6. Фото. По­ле­вые цветы

На рас­све­те ве­сен­не­го дня.

В го­су­дар­стве ро­ма­шек, у края,

Где ручей, за­ды­ха­ясь, поет,

Про­ле­жал бы всю ночь до утра я,

За­про­ки­нув лицо в небо­свод.

Жизнь по­то­ком све­тя­щей­ся пыли

Все текла бы, текла сквозь листы,

И ту­ман­ные звез­ды све­ти­ли,

За­ли­вая лу­ча­ми кусты.

И, вни­мая ве­сен­не­му шуму

По­сре­ди оча­ро­ван­ных трав,

Все лежал бы и думал я думу

Бес­пре­дель­ных полей и дуб­рав.

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти

Эпи­те­ты: су­ро­вой, пу­хо­вой, твер­дый, про­стое, ве­сен­не­го, све­тя­щей­ся, ту­ман­ные, оча­ро­ван­ных, бес­пре­дель­ных.

Ме­та­фо­ры: шарик оду­ван­чи­ка, кли­нок по­до­рож­ни­ка, в го­су­дар­стве ро­ма­шек, за­про­ки­нув лицо в небо­свод, жизнь текла, за­ли­вая лу­ча­ми кусты.

Оли­це­тво­ре­ния: вос­пи­тан при­ро­дой; ручей, за­ды­ха­ясь, поет; думу полей и дуб­рав.

Смысл на­зва­ния.

По­че­му автор на­зы­ва­ет при­ро­ду су­ро­вой?

Си­но­ни­мы к эпи­те­ту су­ро­вый: про­стой, скром­ный; неброс­кий, сдер­жан­ный.

Эти си­но­ни­мы по­мо­гут вам опре­де­лить глав­ную идею сти­хо­тво­ре­ния. Она в том, что За­бо­лоц­кий ценит при­ро­ду сво­е­го род­но­го края за про­сто­ту, скром­ность, сдер­жан­ность, ис­крен­ность. В себе автор также под­ра­зу­ме­ва­ет эти черты, ведь он вос­пи­тан при­ро­дой и ду­ма­ет с ней одну думу.

Вопросы к конспектам

Сти­хо­тво­ре­ние ка­ко­го поэта вам по­нра­ви­лось боль­ше всего? Ответ обос­нуй­те. Про­чи­тай­те до­пол­ни­тель­но стихи о при­ро­де на­зван­ных по­этов. Ка­ки­ми сред­ства­ми ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти поль­зу­ют­ся ав­то­ры? При­ве­ди­те при­ме­ры.

В этом разделе Вы найдете стихотворения про осень для младших школьников. Все произведения легко читаются и запоминаются. Стихи небольшие по объему, однако яркие и образные по содержанию. Так же на нашем сайте Вы найдете подборку стихов про осень для малышей и для ребят 4-6 лет.

Стихи про осень для 1-2-3 класса

Осень

Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом

(М.Ивенсен)

Это осень, друг

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса.

Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
И ответил папа:
— Это осень, друг.

(Н.Антонова)

Зашуршали под ногами

Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.

Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,

Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
«Что все это?» «Это – осень»…
(Т.Агибалова)

Приближение осени

Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.

Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.

По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.

Но едва подует ветер
И осенняя листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра.
(И. Бутримова)

Лето прошло

Лето, раздарив тепло,
Заскучало и прошло.
Ветер листья посрывал
И под ноги разбросал.

Солнце спряталось за тучи,
Серый день дождём наскучил.
И зачем-то плачет, плачет –
Вот какая незадача.
У него давайте спросим.
Дождь ответит: – Просто осень…

(В. Гвоздев)

Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.

(М.Садовский)

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!

(3.Федоровская)

Кончается лето

Осенний ветер

Кто-то ходит у ворот –
То заденет ветку,
То травинки соберёт
И подбросит кверху.

То начнёт рябину гнуть
У забитой дачи,
Вот на лужу взялся дуть,
Как на чай горячий.

И не мёрзнет без пальто
В зябкий синий вечер…
Этот кто-то – он никто,
Он – осенний ветер.
(Л. Дербенев)

Ковровые дорожки

За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
(В. Орлов)

Наступила осень

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.

Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.

Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)

Унылая пора! Очей очарованье!

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. С. Пушкин )

На дороге, на тропинке

На дороге, на тропинке
Растерял листочки лес.
Паучок по паутинке
Мне за шиворот залез.

Уж темнее стали ночи
И не слышно дятла стук.
Чаще дождик ветви мочит,
Не раздастся грома звук.

По утру уже на луже
Появился первый лёд.
И снежок легонько кружит,
Знать мороз в пути, идёт.
(Л. Нелюбов)

Осеннее чудо

Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть. Все грустят:
Потому что с жарким летом
Расставаться не хотят.

Небо плачет, солнце прячет,
Ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье:
Пусть к нам лето вновь придёт.

И сбылось желанье это,
Веселится детвора:
Чудо ныне – Бабье лето,
Среди осени жара!
(Н. Самоний)

В октябре

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
(Г. Ладонщиков)

Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!
(О.Высотская)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *