Психология отношений подростков

Содержание

Как правильно воспитывать детей? Есть ли ответ на этот извечный вопрос?

Современный рынок литературы предлагает бесчисленное множество книг по воспитанию детей, по теме детско-родительских отношений. Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, мы подготовили цикл статей «Настольные книги для родителей. ТОП-15 лучших книг по воспитанию детей». Цикл состоит из 3 статей:

  • Настольные книги родителей. Часть 1. Дошкольники. ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 0 до 7 лет.

  • Настольные книги родителей. Часть 2. Младшие школьники, школьники. ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 7 до 12 лет.

  • Настольные книги родителей. Часть 3. Подростки. ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 13 до 17 лет.

В нашей третьей (заключительной) статье мы представим вам ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 13 до 19 лет. Но сначала рассмотрим подробнее особенности роста и развития детей в таком непростом подростковом возрасте.

Возрастные периоды и кризисы.

Существует много теорий и концепций развития психики ребенка. Одна из наиболее популярных принадлежит знаменитому психологу Л.С. Выготскому. Здесь можно наблюдать чередование кризисных и стабильных периодов:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (до 1 года)

Кризис 1 года

Раннее детство (1-3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст (7-13 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (13-17 лет)

Кризис 17 лет

Согласно этой периодизации, подростковым, пубертатным возрастом считается период от 13 до 17 лет.

Кризис 13 лет.

К 13 годам как в физическом, так и в психическом развитии детей происходят качественные изменения – гормональная и психологическая перестройка организма, половое созревание.

Дети эмоциональны, восприимчивы к неудачам, ранимы, при этом их чувства с трудом поддаются контролю. Активно развивается мышление, интеллектуальная активность, творческий подход к решению задач. Начинает складываться личностная идентичность.

Огромное влияние оказывают уже не взрослые, а сверстники. Очень важным становится собственный статус среди других детей. В этом возрасте идет активное формирование «малых групп». Дети начинают стремиться к собственной независимости, пытаясь избавиться от контроля родителей.

Итак, происходит изменение социальной ситуации развития, возникают новые интересы и потребности, происходят изменения в организме. При этом «внутреннее содержание» не поспевает за активным физическим ростом. Этот период развития является кризисным.

Как мы писали в предыдущей статье, в подростковый период происходит переход к новому жизненному этапу и осуществление важных для ребенка задач:

  • Автономность – потребность отделиться от родителей, искать собственные смыслы в жизни и самостоятельно принимать решения.
  • Построение отношений – потребность понять особенности общения во взрослом мире (в частности построения отношений с противоположным полом).
  • Полоролевая идентификация – потребность понять, кто ты, каковы твои особенности и каким мужчиной/женщиной ты будешь в будущем.

Решение этих задач невозможно без преодоления кризиса подросткового возраста – пожалуй, наиболее затяжного и остро переживаемого.

Проявления кризиса 13 лет:

1. Негативизм – отрицание авторитета взрослых, и как следствие отрицание практически всего, что предлагают взрослые. Подросток может быть враждебным, нарываться на скандалы и ссоры, при этом одновременно испытывая и внутреннее беспокойство. На самом деле такое отделение от среды является лишь попыткой найти собственные смыслы.

2. Самостоятельность – подросток пытается решить различные задачи и проблемы самостоятельно, не принимая и не воспринимая помощь взрослых.

3. «Чувство взрослости» – зачастую подростки начинают разговаривать и одеваться иначе, ведут себя более вызывающе, пытаясь казаться взрослыми. В это же время они могут пробовать курить, употреблять спиртные напитки, пытаясь доказать, что они уже не маленькие, ввязываться в разные неприятные ситуации, пытаясь испытать себя на прочность.

4. Снижение интереса к учебе и способности к учебной деятельности.

5. Интерес к собственной внешности, зачастую сопровождаемый тревогой – подросток может долго разглядывать себя в зеркале, может не принимать себя и страшно переживать из-за этого.

6. Интерес к противоположному полу, первая влюбленность.

7. Стремление быть в группе сверстников – одновременное желание быть «не таким как все» и быть «со всеми».

8. Зависимость от внешней оценки.

9. Неадекватность самооценки (от завышенной до сильно заниженной).

Как писала в своей книге Ирина Млодик («Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему»), переживание кризиса подросткового возраста у детей сопровождается сильными чувствами. Если родители будут знать о них, возможно, им будет легче понимать своих детей:

1. Агрессия. Одна из основных задач ребенка на этом этапе – отделение от родителей, а оно невозможно без злости и агрессии. Можно сказать, что протест на любое предложение – практически автоматическая реакция подростка. Важно понимать, что это не навсегда.

2. Страх. В период подросткового кризиса ребенок буквально переполнен страхами. Подросток боится быть отвергнутым своими сверстниками; боится быть незамеченным и одновременно – быть в центре внимания; боится, что его любовь отвергнут, но не меньше – того, что ее примут и с этим придется что-то делать и т.д.

3. Стыд. В этот период происходит активный рост и созревание, подросток зачастую начинает стыдиться своего тела, проявления своего пола. Он хочет быть красивым и привлекательным, при этом видит в себе преимущественно недостатки. Часто начинает прикрывать чувство стыда цинизмом.

4. Тревога. Подросток испытывает сильную тревогу – как дальше жить, что ждет впереди, справится ли он со взрослой жизнью. При этом зачастую подросток может и не распознавать свою тревогу. В итоге она выливается в виде раздражения, а также может спровоцировать уход в себя.

Как и в случае с любым другим возрастным кризисом, нужно его пережить. Дать ребенку пройти через этот сложный период, в результате которого он шагнет на качественно новый уровень развития. Подавление проявлений кризиса может привести к негармоничному развитию или же к тому, что этот кризис проявится в другой период жизни, когда такие проявления буду казаться уже «из ряда вон выходящими» и существенно осложнят взрослую жизнь.

Так же стоит помнить, что кризис не обязательно проходит очень бурно. У некоторых подростков он может проявляться менее выражено.

Что делать родителям?

1. Понимать, что ребенок уже вырос. Теперь он может принимать решения самостоятельно. Необходимо дать ребенку настаивать на своем, позволить ему делать свои ошибки.

2. Помнить, что это не ребенок «плохой и ужасный», а что такое поведение – неизбежное проявление кризиса.

3. Принимать своего ребенка, поддерживать его. Несмотря на то, каким нехорошим и неправильным он кажется окружающим, продолжать его любить и верить в то, что скоро он преодолеет кризис.

4. Не забывать, что на самом деле ребенок продолжает любить и уважать вас, но сейчас не может этого проявить, так как ему необходимо отделиться от вас и выйти из зоны вашего контроля. Поэтому, не смотря на сложности, важно оставаться в хороших отношениях.

Пубертатный возраст (13-17 лет).

В среднем к 14-15 годам подросток преодолевает кризис 13 лет. У него укрепляется представление о себе, о своей внешности, формируется самосознание. Завершается половое созревание, появляются первые серьезные отношения, любовь. Еще сохраняется стремление к независимости, непринятие советов от родителей, и от взрослых в целом, но уже формируются собственные взгляды на жизнь, убеждения, мировоззрение.

В этот период формируется абстрактно-логическое мышление, улучшается способность концентрировать внимание, усиливается волевая регуляция. Подростки уже начинают строить жизненные планы и задумываются о том, как их реализовать. Выбирают будущую профессию. Ведущей деятельностью постепенно становится учебно-профессиональная.

Подросток заканчивает школу и становится на пороге реальной взрослой жизни. Порой из-за необходимости определения с дальнейшей жизнью, профессией может возникнуть высокое эмоциональное напряжение. На рубеже окончания школы из-за резкой смены образа жизни проявляется кризис 17 лет.

Кризис 17 лет.

Проявления кризиса 17 лет:

1. Страх перед новой жизнью.

2. Максимализм в оценках и суждениях.

3. Отстаивание собственной точки зрения, значимость собственных ценностей, обособление внутреннего мира.

4. Тревожность и ответственность.

В завершении этого кризиса окончательно формируется внутренняя жизненная позиция, происходит осознание своей индивидуальности, профессиональное самоопределение и стабилизация личности.

ТОП-5 лучших книг по воспитанию детей от 13 до 17 лет.

Ваш ребенок — неформал. Родителям о молодежных субкультурах

Е. Большакова

Информация о книге:

Е. Большакова – автор статей по возрастной психологии, воспитанию и развитию творческих способностей детей и подростков. Член Российского союза Профессиональных литераторов.

Что делать, если ваш ребенок с головой ушел в неформальную культуру? Что вообще представляют собой эти молодежные, подростковые субкультуры?

Эта книга даст ответы на эти и другие вопросы, расскажет родителям о разных массовых молодежных движениях, об особенностях и их негативных чертах, а так же о возможных путях преодоления их отрицательных сторон.

Купить книгу

«Я и профессия». Арт-альбомы для семейного консультирования

Е.Н. Васина (Асенсио Мартинес)

Информация о книге:

Е.Н. Васина (Асенсио Мартинес) – кандидат психологических наук, психолог-консультант, ведущая программ и тренингов в области арт-терапии, член Арт-терапевтической ассоциации России.

Комплект познакомит подростка с миром профессий, а также поможет ему сориентироваться и выбрать близкое ему направления, опираясь не только на интерес, но и на личностную предрасположенность, особенности и способности.

Комплект включает в себя два арт-альбома: для ребенка и для родителя, а также методическое пособие. Предполагается одновременное ведение альбомов. Такая совместная работа позволяет подростку и взрослому лучше понять позиции и ожидания друг друга, сблизиться, и в ходе совместной работы выработать единую стратегию реализации планов.

Купить книгу

Подросток в семье: успешные переговоры

П.В. Дмитриевский

Информация о книге:

П.В. Дмитриевский – психолог, специалист в вопросах детско-родительских отношений, отношений в паре, химических и нехимических зависимостей.

Как правильно выстраивать диалог с ребенком? Как правильно проводить обсуждение правил с подростками? В книге приводятся практические рекомендации для родителей, основанные на многолетнем опыте автора, выстроенные по итогам проведения множества консультаций с детьми и родителями, по итогам работы в подростковых психологических группах, выездных лагерях, сеансов психотерапии.

Купить книгу

Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей

Роберт Т. Байярд, Джин Байярд

Информация о книге:

Роберт Т. Байярд и Джин Байярд – профессиональные психологи, занимающиеся клинической практикой в Калифорнии, многодетные родители.

Полезная книга для родителей, бабушек и дедушек подростков. Написана легким и доступным языком. В ней описано множество узнаваемых ситуаций, приводятся практические советы и разные варианты преодоления конфликтов (порой для успешного разрешения ситуаций родителям нужно что-то менять и в своем поведении). Авторы лишний раз напоминают, что ребенок – это личность, отдельный человек, который может быть самостоятельным и имеет право на свою жизнь. Нужно любить его и принимать таким, какой он есть.

Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили

Адель Фабер, Элейн Мазлиш

Информация о книге:

Адель Фабер – психолог, педагог, автор книг по воспитанию детей.

Элейн Мазлиш – автор методик по семейному взаимодействию, многодетная мама.

Эта книга – отличный помощник родителям подростков. Авторы в доступной форме рассказывают, как родителям помочь своему ребенку преодолеть этот сложный подростковый возраст и стать самостоятельной и гармоничной личностью; как выстраивать взаимоотношения с подростком, как говорить с ним на разные «сложные» и «запретные» темы и что сделать родителям, чтобы дети им доверяли. Помимо полезных советов, в книге можно найти упражнения, забавные иллюстрации, и самое главное – благодаря книге можно понять, как сделать так, чтобы подросток слышал своих родителей, чтобы чувствовал поддержку с их стороны.

В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести некоторые из приведенных здесь книг, а также множество другой полезной литературы по теме детско-родительских отношений и возрастных особенностей детей. С ассортиментом можно ознакомиться в разделе «Книги по детской психологии».

Также приглашаем в наш розничный магазин, который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции, а так же рассмотреть, полистать интересующие вас книги.

Вернуться в раздел


Ирина Балманжи

Взрослые часто испытывают тревогу в связи с тем, что у подростка появились романтические отношения, но это нормально и соответствует возрасту. Трудно сказать, насколько родителям позволительно вторгаться в эту сферу: многое зависит от ребенка и его зрелости.

Вы можете поделиться советами, но не забывайте, что главное — уважать чувства и решения подростка. Если отношения не угрожают его жизни, ваша роль должна быть минимальной, так что воздержитесь от чрезмерного давления.

Свидания

Подростков никто не учит, как вести себя на свидании. Поговорите с ребенком об уважении к чужим ценностям и соблюдении границ. Обсудите эту тему до того, как ребенок начнет встречаться с кем-то, а потом будьте всегда рядом, если ему потребуется совет.

Изначально установите некоторые правила: куда подростку можно пойти на свидание, куда нельзя. Когда дойдет до дела, он будет сам решать, как применять эти правила.


Источник

Объясните, что некоторые ходят на свидания, потому что так делают все, потому что им одиноко или просто потому, что их приглашают. Использовать человека, зная, что его интерес не взаимный, нечестно, так лучше не делать. Не стоит и поддерживать с кем-то романтические отношения только потому, что в окружении «положено» с кем-то встречаться.

Вступать в отношения имеет смысл только с тем, к кому есть настоящий интерес.

Встречаясь, люди лучше узнают друг друга. Постепенно они могут прийти к выводу, что хотят быть вместе как можно дольше. Велик соблазн проводить вместе каждую минуту. Важно добиться баланса, чтобы у каждого в паре было время и на свои дела, и на общение друг с другом. Это помогает создать основу для здоровых отношений.

Невзаимный интерес

Обидно, когда чувства не находят ответа. У влюбленного возникает ощущение, что он недостаточно хорош, хотя на самом деле люди просто не подходят друг другу. Вот несколько стратегий, которые помогут подростку оправиться от переживаний и двигаться дальше:

1. Не зацикливаться. Если все время думать о человеке, который не захотел быть рядом, справиться с ситуацией вряд ли получится. Хорошо помогают занятия музыкой или спортом, которые нагружают тело и ум.

2. Не сидеть в одиночестве Одиночество питает негативные эмоции. Полезно сходить куда-нибудь с семьей и друзьями, готовыми оказать поддержку.


Источник

3. Перенаправить гнев. Отказ вызывает гнев, и это естественно. Но неестественно, когда гнев вынуждает кричать на окружающих, причинять им боль. Нужна физическая разгрузка (например, танцы или спорт).

Если подросток переживает отказ, уважайте его чувства. Конечно, вы хотите, чтобы ему стало лучше, но чрезмерное внимание может ухудшить его состояние. Дайте знать, что вы рядом и готовы помочь, но не перегружайте его своим сочувствием и советами. Предложите подростку позаниматься вместе его любимыми делами, но не обижайтесь, если он скажет «нет».

Здоровые и нездоровые отношения

Все отношения разные, но есть базовые качества, которые обеспечивают их здоровый характер. В любых ситуациях должны работать принципы уважения, равенства, доверия и безопасности

В здоровых романтических отношениях люди:

  • поддерживают друг друга в учебе, творчестве, карьере;
  • чувствуют себя комфортно в паре;
  • хотят проводить время вместе;
  • испытывают довольство собой, другим человеком и отношениями;
  • способны обсуждать то, что их беспокоит и расстраивает;
  • не нарушают важные для другого человека границы (которые, к примеру, могут касаться личного пространства или того, сколько времени стоит проводить вместе);
  • строят коммуникацию на уважении, равенстве, безопасности и доверии. Это проявляется в речи: в словах, интонации, языке тела, в том, как люди слушают друг друга.

Если один человек обращается с другим неуважительно, если в паре нет равенства, безопасности и доверия, то с этими отношениями что-то не так.

Когда подросток состоит в нездоровых отношениях, он начинает отдаляться от друзей. Появляются симптомы депрессии, признаки пониженной самооценки, страха. Даже если он отрицает проблему, ему важно знать, что его поддерживают.

Возможно, единственным вариантом кажется немедленное вмешательство, но это, скорее всего, оттолкнет ребенка от вас. В стремлении к независимости он вернется к обидчику.

Просто убедитесь, что подросток знает: вы всегда и несмотря ни на что будете на его стороне. Попросите совета у его друзей, попробуйте ненавязчиво выяснить, насколько критично ваше вмешательство.

Интимные отношения

Нелегко спокойно отнестись к тому, что ваш ребенок начинает интимные отношения. Но если он хочет заняться сексом, то, скорее всего, сделает это (независимо от ваших попыток отговорить его). Ваша задача — объяснить значимость согласия, уважения друг к другу и порекомендовать контрацептивы.


Источник

Лучше как можно раньше поговорить с подростком о сексе (до того, как он начнет половую жизнь). Если вы не хотите лично обсуждать эту тему, по крайней мере назовите ресурсы с достоверной информацией, чтобы ребенок был защищен от ложных фактов, которых так много в сети.

Независимо от того, одобряете ли вы решение подростка, сделайте так, чтобы он знал: его слышат и понимают. Объясните: для вас важно знать, что ребенок сделал осознанный, свободный от давления выбор.

Главное в принятии решения о сексе — убедиться, что в этом нет принуждения ни для кого из участников. Обязательно расскажите подростку следующее:

  • Если человек говорит «нет» перед предварительными ласками или сексом, то «нет» означает «нет». Согласия не было. Это желание нужно уважать.
  • Если кто-то однажды дал свое согласие, это не означает, что он согласен на повторение. Возможно, в другой раз он не будет чувствовать себя комфортно.
  • Полученное согласие на определенный вид стимулирования или секса не означает, что человек согласен заниматься другими видами секса.
  • Некоторые сигналы и язык жестов можно истолковать неверно, поэтому они не считаются согласием. Важно удостовериться в том, что вы понимаете, что означают те или иные звуки или знаки.
  • Даже во время предварительной игры или секса любой партнер имеет право передумать и отменить согласие. Если человеку неловко или не удобно и он хочет остановиться, партнер должен прекратить процесс, не пытаясь вызвать чувство вины.
  • Если у человека есть малейшие сомнения в согласии партнера, нужно прямо спросить, хочет ли он секса.

Расставание

Объясните ребенку, что в отношениях важны доброта и честность, это актуально и в их финале. Если один из партнеров потерял интерес к другому, то самым правильным поступком будет честно об этом рассказать.

Сообщать о таком желательно при личной встрече, а если расстояния велики, то по видеосвязи. Притворяться, что испытываешь интерес, несправедливо. Рано или поздно это причинит боль. Лучше прямо сказать, что отношения закончены, а не надеяться, что человек сам догадается, и просто избегать его общества.


Источник

Если подросток проходит через разрыв отношений, ему будет грустно вне зависимости от того, был ли он инициатором. Кому-то важен более близкий контакт с семьей, другие ценят возможность побыть в одиночестве. Ребенок должен знать, что вы рядом, но не будете навязывать свое общество.

Прошлое изменить нельзя, но можно извлечь из него уроки. Предложите подростку вспомнить о том хорошем и плохом, что было в последних отношениях.

  • Можно ли будет использовать в новых отношениях опыт закончившихся?
  • Что подростку нравилось в себе, когда он был в отношениях? Посоветуйте использовать это в будущем: сильные люди строят сильные пары.
  • Если все мысли сводятся к болезненным воспоминаниям, важно признать их, а затем подумать о способах избежать этого в будущем.

По материалам книги «Как помочь ребенку повзрослеть»
Обложка поста отсюда

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • подросток
  • подростковый возраст

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность… Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог. «Я Родитель» встретился с психологом ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГБУЗ МО «Долгопрудненская Центральная Городская Больница» Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.

«Главное – не занимать позицию страуса!»

— Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?

— Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).

— Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период — родители или подростки?

— Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.

— Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?

— Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.

— Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?

— Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.

Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.

Примеры обращений к психологу:

Подросток Родители

«Я не могу выйти на улицу. Страшно»

«Я слышу голоса»

«Он надо мной издевается!»

«У всех дети как дети, а этот!»

Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно. Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой. В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.

— Как вести себя родителям?

— Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются. В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку. Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.

«Задача подросткового возраста – отделение от родителей»

— Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?

Вторая группа – это детско-родительские отношения, и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.

Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья. Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты — от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.

— Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.

— Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения. При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации). Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.

Примеры обращений к психологу:

Подросток Родители

«Я хуже всех»

«У меня не получается общаться с мальчиками/девочками»

«Я не могу им управлять!»

«Он не учится»

«Он ничего не хочет и ни к чему не стремится»

Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами — это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты — дети разведенных родителей.

В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.

А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно. Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком. Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу. Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.

Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».

«Они знают гораздо больше, чем мы думаем!»

— Советы родителям?

— Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человека – собственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.

— Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

— Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию. Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете. Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место. А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.

— Так все-таки подростки — кто они?!И как характеризовать подростковый период?

— Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.

Беседовала Влада Ворона

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете. Пройти тест

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(17)2014

О.П. Гредюшко Психологические трудности подростков

Подростковый возраст — сложный и в то же время важный этап в жизни человека. Детство подходит к концу, ребенок готовится вступить во взрослую жизнь как равноправный участник. Несомненно, подросток еще не достиг уровня настоящей взрослости ни по физическим, ни по психологическим показателям, но тем не менее стремится иметь равные права со взрослыми. Весь период сопровождается большими психологическими трудностями как для самого ребенка, так и для взрослых, окружающих этого ребенка.

В научной литературе достаточно хорошо и полно представлены характеристики подростков, изложены основные закономерности формирования личности подростка, имеется значительное число работ, которые посвящены исследованию эмоционально-волевых, интеллектуальных и поведенческих особенностей подростков. Но несмотря на это, окружающие взрослые плохо знакомы с проблемами возраста, что приводит к болезненному протеканию данного периода.

Психолог С.Холл назвал этот период периодом «бури и натиска», много изменений наблюдается в личностном развитии, а главной особенностью можно считать личностную нестабильность. Наблюдается противоречивость характера и поведения развивающегося ребенка. А.Фрейд отмечает специфические особенности подростков: во-первых, подростки эгоистичны, считают себя центром Вселенной и в то же время, способны на преданность и самопожертвование; во-вторых, они вступают в страстные любовные отношения, но могут прекратить их так же внезапно, как и начали; в-третьих, быстро включаются в жизнь сообщества и в то же время охвачены страстью к одиночеству; в-четвертых, слепо подчиняются лидеру и тут же бунтуют против любой власти. Иногда их поведение по отношению к окружающим людям грубое и бесцеремонное, и в то же время они сами чрезмерно ранимы. Их настроение меняется от оптимистичного до самого мрачного

пессимистичного, иногда они работают с энтузиазмом, а иногда становятся совсем вялыми и медлительными.

Основные трудности подросткового возраста связаны с физиологической перестройкой организма. Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет; при этом границы периода бывают «плавающими»: у одних детей физиологические изменения наступают в 11 лет, у других — значительно позже, в 13 лет. Спецификой физиологического развития подростков является не только бурное, интенсивное, но и неравномерное развитие органов и систем организма.

Физиологическое развитие зависит прежде всего от функционирования эндокринной системы, и важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа. Они активизируют гормоны роста и половые гормоны, которые приводят к интенсивным физическим и физиологическим изменениям. Основной скачок роста у девочек начинается в среднем на два года раньше, чем у мальчиков, и приходится на возраст 11-12 лет; у мальчиков изменение в росте приходится на 13 лет, но немалая роль отводится и индивидуальному темпу физиологического созревания.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Особенностью подросткового роста является непропорциональное развитие различных органов: сначала до «взрослых» размеров увеличивается голова, кисти рук и ступни, затем конечности (руки и ноги), и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета достигает 4-7 см в год, а непропорциональность приводит к некоторой подростковой угловатости.

Рост тела опережает развитие мускулатуры и кровеносных сосудов. Сердечно-сосудистая система не справляется с нагрузкой, не обеспечивает кровоснабжением все органы, врачи отмечают признаки больного сердца: сердцебиение, повышение артериального давления, головные боли, голово-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

кружение. Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, они вызывают резкую и частую смену физического состояния, повышенную эмоциональную возбудимость и реактивность.

Трудностью является и то, что подросток вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Как точно выразился американский школьник: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Зачастую подросток остро переживает «некрасивость» своей внешности, угловатость, неловкость и неуклюжесть движений.

В подростковом возрасте появляются вторичные половые признаки, формируется фигура по женскому (у девочек) и по мужскому (у мальчиков) типу. Такие изменения приводят к появлению нового образа своего физического «Я». У подростков возникает субъективное отношение к себе как к взрослому, желание жить во взрослой среде в качестве полноценного участника этой жизни. Подросток ощущает свои возросшие возможности, он может активно участвовать в общественной жизни, принимать на себя ответственные обязанности, претендует на большую самостоятельность, расширение своих прав. У них появляется обостренное чувство собственного достоинства, осознание себя личностью, которую нельзя унижать и подавлять.

«Чувство взрослости» является центральным новообразованием подросткового периода. Подросток претендует на равные права, пытается отстоять свои вкусы взгляды, свою позицию и свое мнение, стремится к самостоятельности, ограждает собственные интересы от вмешательства и контроля родителей, учителей и других взрослых. Если подросток не находит понимания со стороны взрослых, если взрослые не предоставляют самостоятельности и пытаются контролировать все стороны его жизни, то подростки принимают «атрибуты взрослой жизни»: сквернословие, алкоголизм, курение. Ограничение взрослыми самостоятельности и инициативы подростков вызывает сильное противодействие, порож-

дает барьеры в общении со взрослыми и конфликтность.

Но не только появлением чувства взрослости характеризуется подростковый возраст. В отличие от младшего школьного возраста, в подростковом возрасте появляется недостаточная уверенность в себе, осознание своей материальной и социальной несостоятельности, что ведет к актуализации негативных эмоций — агрессии, тревожности, разочарования, раздражительности и других. На эмоциональную жизнь подростков сегодня также действуют факторы, связанные с особенностями современной жизни: стремительные изменения социальной и физической среды, повышение темпа жизни, социальные и экологические потрясения, смена социальных ценностей. На это подростки реагируют переживаниями беспомощности, тоски, отчаяния. В то же время в большинстве случаев взрослые стали меньше заниматься проблемами молодежи, не высказывают четких позиций, не показывают своего отношения и оценок, не предъявляют достаточно ясных требований. Недостаток поддержки со стороны значимых взрослых формирует у подростка чувство незащищенности, страха перед будущим, инфантилизм, духовную опустошенность. У подростков может сложиться убеждение, что взрослые не в состоянии им помочь.

Итак, обобщая вышеизложенное, можно сказать, что подростковый возраст, являясь переходным, вызывает определенные трудности не только у самих подростков, но и окружающих их взрослых людей. За достаточно короткий период, примерно с 11-12 до 15-16 лет, человек из ребенка превращается во взрослого. Трудности в подростковом возрасте неизбежны. Но станет ли этот период тяжелым и травматичным, зависит от предшествующих возрастных периодов, от умения окружающих людей понять, принять взрослеющую личность, вовремя оказать помощь и поддержку, построить правильные и гармоничные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *