Психическая сфера

Анализ наличного уровня теоретических и эмпирических материалов свидетельствует о сложившейся кризисной ситуации в исследовании интеллектуальной сферы человека. Функционирование и психологическую регуляцию интеллектуальной деятельности личности достаточно единодушно связывают со становлением произвольности психических процессов и волевых действий, носящих целенаправленный и намеренный характер в мобилизации личностью своих физических и психических возможностей. Психологическая регуляция интеллектуальной деятельности личности следует определять как личностный, наивысший уровень произвольной регуляции, который включает в себя следующие ее особенности: осознанность, преднамеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта.

Понятие психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности вводится для объяснения способности человека к преднамеренной регуляции различных действий, физиологических и психологических процессов, волевых усилий, эмоциональных проявлений, подчинения психических процессов ходу выполнения интеллектуальной деятельности.

Теоретический анализ содержания понятий, соотносимых с понятием психическая регуляция – «непроизвольная», «произвольная» определил, что основным различием этих понятий связано с соотношением двух компонентов этих психических образований – цели и способов. При осознании субъектом цели и сознательном выборе способов ее достижения в действие вступает произвольная регуляция, которая достаточно интенсивна и требует от субъекта напряжения умственных сил, а ее источником является стремление субъекта к удовлетворению собственных потребностей.

Осознание целей деятельности и констатация отсутствия у себя необходимых для разрешения данной ситуации способов действия создает напряжение и заставляет субъекта осуществлять поиск решения, который порождает новые побуждения к интеллектуальной деятельности и, включая волевую регуляцию, побуждает комплекс мотивов (мотивы, связанные с ожиданием внешних оценок, с познавательными потребностями, с необходимостью самоизменения). В случае несоответствия выбранных способов поставленным целям у субъекта может возникать состояние аффективного диссонанса, которое вызывает чувство неудовлетворения собой, своей интеллектуальной деятельностью и заставляет его осуществлять поиск новых способов реализации поставленных целей.

Выделение отдельных составляющих – компонентов процесса психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности необходимо, с одной стороны, для выявления ее оптимальных структур, при которых достигается максимальная эффективность регуляции, с другой стороны, для выявления возможных дефектов в ней, разработки путей и средств целенаправленного формирования ее отдельных компонентов и различных параметров.

Психологическая регуляция интеллектуальной деятельности личности как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование интеллектуальной деятельности и поведения субъекта, а в конечном итоге – на изменение его личности.

В процессе психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности осуществляется реализация субъектом своей познавательной активности, решаются задачи достижения ближайших и дальних целей (соответственно: выполнение конкретных интеллектуальных действий и самоизменение). Решение проблем психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности предполагает изучение человека как активного субъекта жизнедеятельности. Одной из центральных задач изучения психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности является выявление внутренней структуры этого процесса, а именно выделение его отдельных, специфических по своему значению компонентов и установление взаимоотношений между ними.

Особенности внутренней структуры психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности в научно-исследовательской литературе изучены мало. А.Е. Туровская отмечает, что приобретение психическим образом регулирующих функций в большей степени зависит от особенностей потребностно-установочного блока, где значимая роль принадлежит ценностным ориентациям. В реализации регулирующих механизмов психики ведущую роль играет мотивационный потенциал личности. Основным блоком регуляции А.Е. Туровская выделяет операционально-технический блок, функционирование которого связано со специальными регулирующими действиями выбора (объекта, оценки, цели, приемов, стратегии). Действия выбора представляют собой «основную ось» всех (оценивающих, завершающих и т.д.) действий. Кроме того, автором введен Термин «регулирующие приемы», с помощью которых осуществляются высшие формы произвольной деятельности – самоинструктирование, слежение, оформление результатов.

Опираясь на работы А.В. Быкова, А.Е. Туровской и Т.И. Шульги, мы выделяем следующие звенья структуры психологической регуляции интеллектуальной деятельности личности: — мотивационно-побудительное звено: смыслообразование, целеобразование, рефлексивность; наличие «пусковой мотивации»;

— звено, включающее совокупность значимых условий, к которым относится комплекс необходимой с точки зрения субъекта информации для успешного функционирования его интеллектуальной деятельности;

— звено, включающее в себя программу исполнительских действий, представляющая собой поиск оптимальных способов достижения цели в условиях жизнедеятельности;

— исполнительское звено, включающее в себя реализацию программы исполнительских действий с опорой на значимые условия; включает в себя выбор способов действий и их реализацию.

— звено, включающее критерии успешности интеллектуальной деятельности личности (сравнение с «эталоном»);

— оценочно-результативное звено, включает в себя обобщение, подведение итогов и фиксацию глобальных результатов; позволяет устанавливать меру согласованности между целями и результатами интеллектуальной деятельности личности.

В процессе регуляции интеллектуальной деятельности личности наиболее важными моментами являются достижения запланированного результата и получение его оптимальными способами. Регуляция интеллектуальной деятельности личности осуществляется субъектом с опорой на принятые им критерии оценок и на внутренние установки самой личности.

Функционирование регуляции интеллектуальной деятельности личности позволяет субъекту формировать такие качества как самостоятельность, инициативность и целенаправленность.

В целом, анализ психологических исследований дает возможность полагать, что регуляция интеллектуальной деятельности личности характеризуется собственной логикой развития, вследствие чего в нем могут наблюдаться разнонаправленные тенденции: либо последовательное нарастание показателей их составляющих, либо их волнообразная динамика, либо понижение показателей.

Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень — бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Душевное и духовное в психике человека

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности — Бога.

  • органическими ощущениями нашего тела;
  • восприятиями органов чувств;
  • восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопыт- ного) существа;
  • восприятиями из высшего духовного мира;
  • воздействиями нашего духа.

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.

Больной правильно ориентирован в пространстве, времени и собственной личности. Контактен. Восприятие не нарушено. Внимание не ослаблено, способен долго сосредоточиваться на одном деле. Память сохранена. Интеллект высокий. Мышление не нарушено. Настроение ровное. Поведение адекватное.

Головных болей, головокружения, обмороков нет.

Расстройства сна отсутствуют.

При исследовании черепно-мозговых нервов, двигательной и рефлекторной сфер патологических изменений не выявлено. Нарушений чувствительности не отмечается. Дермографизм красный, нестойкий.

Status localis.

1 сутки после операции.

Предъявляет жалобы на умеренные боли в области послеоперационных ран.

Состояние больного удовлетворительное. Ночью спал. В сознании, контактен, адекватен, ориентирован. Кожные покровы обычной окраски. Дыхание везикулярное, проводится во все отделы, патологических шумов нет. ЧД 16 в минуту. Пульс 72 в минуту. АД 100/70 мм рт ст. Язык чистый, влажный. Живот не вздут, в полной мере участвует в акте дыхания всеми отделами, мягкий, болезненный при пальпации в области п/о раны. Перитонеальных симптомов нет. Патологические образования не пальпируются. Перистальтика ровная. Газы не отходят. Стула не было. Дизурии нет. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.

Локально: повязка сухая.

План обследования.

Исследования, выполняемые срочно в приемном отделении:

1. Общий анализ крови

2. УЗИ брюшной полости

3. Рентген грудной, брюшной полости

4. ЭКГ

Дополнительно:

1. Иммунологические пробы: КСР на сифилис, спектр маркеров гепатита В и HCV ab, антитела к ВИЧ

2. Определение группы крови, резус-фактора

3. Коагулограмма

4. Биохимический анализ крови

5. Общий анализ мочи

Результаты лабораторных и инструментальных исследований.

Группа крови, резус фактор.

Группа крови – А (II)

Rh +

Серологические реакции.

RW отрицательный, антитела к ВИЧ не обнаружены, маркеры вирусных гепатитов не обнаружены.

Общий анализ крови.

Выявлен лейкоцитоз 16,2 х10^9/л при норме 4,0-9,0 х10^9/л

Биохимический анализ крови.

Общий анализ мочи.

Цвет

Соломенно-желтый

Количество

Реакция

рН 6,0

Удельный вес

Прозрачность

Прозрачная

Сахар

Отсутствует

Желчные пигменты

0,5

Уробилин

Отсутствует

Лейкоциты

1-3 в поле зрения

Эритроциты

0-1 в поле зрения

Бактерии

немного

ЭКГ.

Ритм правильный, синусовый. ЧСС 82 удара в минуту. ЭОС нормально расположена.

Рентгенологическое исследование грудной клетки.

Легкие без свежих очагов и инфильтративных изменений. Стенки не уплотнены. Корни легких структурны. Диафрагма обычно расположена. Плевральные синусы свободны. Сердце и аорта рентгенологически не изменены.

Рентгенография органов брюшной полости.

Без патологии. Инфильтративных изменений нет.

Ультразвуковое исследование.

Свободной жидкости в брюшной полости не обнаружено. Аппендикс не визуализируется. Отмечается резкая болезненность при УЗИ исследовании купола слепой кишки. Печень с ровными контурами, не увеличена. Ткань печени однородной структуры, средней эхогенности, без очаговых изменений, желчные протоки не расширены. Воротная вена – 11мм.

Желчный пузырь обычных размеров. Стенки не утолщены, не уплотнены. В просвете однородное содержимое. Холедох не расширен.

Поджелудочная железа с ровными, четкими контурами, не увеличена. Эхогенность средняя, структура однородная, дополнительных объемных образований не выявлено. Вирсунгов проток не расширен.

Селезенка не увеличена, нормальной структуры и эхогенности. Селезеночная вена не расширена.

Правая почка. Расположение обычное. Размеры: длина 112 мм, ширина 50 мм. Контуры ровные, четкие. Толщина паренхимы 19 мм, эхогенность средняя, структура однородная. Кортико-медулярная дифференциация сохранена. Чашечно-лоханочная система не расширена – в полости мелкие (менее 3 мм) эхогенные образования, без четкой акустической тени. Мочеточник не расширен.

Левая почка. Расположение обычное. Размеры: длина 112 мм, ширина 50 мм. Контуры ровные, четкие. Толщина паренхимы 19 мм, эхогенность средняя, структура однородная. Кортико-медулярная дифференциация сохранена. Чашечно-лоханочная система не расширена – в полости мелкие (менее 3 мм) эхогенные образования, без четкой акустической тени. Мочеточник не расширен.

Заключение: Структурных изменений не выявлено. Нельзя исключить мелкие конкременты обеих почек. Острый аппендицит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *