Вайшнавизм

Двадцать лет назад в России вообще и в Пскове в частности атеизм уже не был массовым, но и вера в Бога еще не смогла занять достойного места в человеческих сердцах. Молодые люди искали себя по-разному: кто-то в музыке, кто-то в разгуле, кто-то — в религиозных течениях.
— Я в институте посещал кружок атеистов, члены которого ходили по религиозным организациям. Но ни одна из них не оставляла особого следа в моей памяти. На публичную лекцию последователей сознания Кришны изначально меня, как «вечно голодного» студента, привлекла бесплатная еда. А уже позже я заинтересовался философией, — вспоминает сегодняшний убежденный кришнаит, пскович Леонид Смирнов. Кстати, правильно называть последователей сознания Кришны не кришнаитами, а вайшнавами.
Внешне Леонид и его семья ничем не отличаются от других, только выглядят супруги очень моложаво. Скорее всего, сказывается образ жизни, который они ведут.
— Нельзя есть все, что было убито. Мы — убежденные вегетарианцы. Я, например, уже лет двадцать мяса не ем. Моей дочери четыре года, и она никогда его не пробовала. Коллеги по работе, зная, что я вегетарианец, на праздники покупают специально для меня соки и фрукты. Кроме вегетарианства, мы должны соблюдать еще три заповеди: во-первых, отказаться от любых одурманивающих веществ, будь то алкоголь, кофе или даже чай. Во-вторых, никаких азартных игр и, наконец, никакого незаконного секса, — рассказывает Леонид. Однако даже если кто-то придерживается этих постулатов, это еще не значит, что он живет настоящей духовной жизнью вайшнава.
Истинный вайшнав почтителен со всеми: уважителен к старшим и покровительствует младшим. К женщине, конечно, если это не собственная супруга, относятся как к матери. Вайшнавы ежедневно кланяются друг другу, прося прощения за все вольные или невольные обиды, которые они могли в течение дня нанести. Самое лучшее время суток — раннее утро, поэтому вайшнавы стараются рано ложиться и рано вставать. Кроме того, они очень заботятся о своем теле, помня о том, что оно не что иное, как храм Бога.
В Пскове у кришнаитов нет храма, поэтому они собираются на квартире. У «Сознания Кришны» в городе около 50 последователей. Приблизительно столько же приходит на публичные лекции, которые устраивают вайшнавы, когда в Псков приезжают их известные духовные лидеры. На выходных последователи сознания Кришны собираются вместе. Субботние собрания и воскресные фестивали включают в себя лекции, распевание мантр и завершаются обязательным застольем, где главные блюда — сладости и фрукты. Никакого спиртного, мяса и любой другой «скверной» пищи.
Особое место в деятельности псковских кришнаитов занимает благотворительность. Недавно их проект «Пища жизни», по которому последователи сознания Кришны устраивали бесплатные обеды для малообеспеченных людей, занял призовое место на областном конкурсе благотворительных проектов.
Вайшнавы признают, что их образ жизни и поведение зачастую отличается от общепринятого. Чего стоят одни только публичные шествия и исполнение песен на санскрите. Истинные последователи даже свои браки регистрируют хоть и в нашем ЗАГСе, но в вайшнавском наряде.
Мы представляем учение, которое гораздо старше многих религий: ведические книги написаны за три тысячи лет до Рождества Христова. Эту традицию поддерживают миллионы индийцев, — объясняет последователь сознания Кришны. И если в Пскове пока с трудом признают экзотических последователей неправославия, то в Индии русских вайшнавов ждут с распростертыми объятьями.

Наталия Егорова
«Аргументы и факты. Псков»

Наиболее развернуто вайшнавизм представлен в Пуранах – в «Вишну-пуране», «Падма-пуране» и особенно в «Бхагавата-пуране». «Бхагавата-пурана» наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» до сих пор является одним из наиболее популярных традиционных текстов. В этом произведении содержатся истории о Кришне и тех, кто Ему поклоняется, а также о том, как люди достигали духовного совершенства, следуя путем бхакти.

Духовные школы вайшнавизма

В вайшнавизме существуют четыре основных сампрадаи – цепи духовных учителей, по которым передается ведическое знание. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по разному рассматриваются взаимоотношения между Верховной Личностью Бога и индивидуальной душой (дживой). Основные сампрадаи и их основоположники:

Наиболее известна Брахма-сампрадая, потому что именно в ней появился Чайтанья Махапрабху – самое милостивое воплощение Кришны, раздающее любовь к Богу всем людям без ограничений, которого часто называют Гаура, или Гауранга (золотой).

Господь Чайтанья не только довел философскую систему вайшнавизма до совершенства, положив в основу непостижимое одновременное единство и различие Бога и живых существ, но и дал всему миру ключ к спасению – практику воспевания мантры Харе Кришна (санкиртану) как единственный способ духовного возвышения, позволяющий душе в наш век вернуться в свою изначальную вечную обитель – духовный мир. Самым известным описанием жизни и учения Господа Чайтаньи Махапрабху является «Чайтанья-чаритамрита» Кришнадасы Кавираджи.

Гаудия-вайшнавизм

Гаудия-вайшнавизм составляет отдельную ветвь Брахма-сампрадаи. Он называется Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаей и имеет собственные комментарии на три базовые текста веданты: Упанишады, «Веданта-сутру» и «Бхагавад-гиту».

Систематическое изложение Гаудия-вайшнавизма было начато в XVI веке ближайшими учениками Чайтаньи Махапрабху Рупой Госвами, Санатаной Госвами и Дживой Госвами. Завершил этот процесс философского оформления сампрадаи Баладева Видьябхушана, составивший в начале XVIII века обстоятельный комментарий к «Веданта-сутре», который принес Гаудия-вайшнавизму признание как самостоятельной школы.

Гаудия-вайшнавизм отличается от других сампрадай тем, что в его основе лежит самое значительное произведение Вед – «Бхагавата-пурана».

Век человека короток, Веды же велики по объему.

Автор Вед Вьясадева составил комментарий сначала на Веды – «Веданта-сутру», а затем откомментировал и ее; так появилась «Бхагавата-пурана», «сливки» ведической мудрости, в которой сконцентрировано все знание.

Гаудия-вайшнавизм в современном мире

На рубеже XIX-XX веков было начато представление Гаудия-вайшнавизма на Западе великим учителем сампрадаи Бхактивинодой Тхакуром, которое затем продолжилось его сыном – Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Бхактиведанта Свами Прабхупада, ученик Бхактисиддханты Сарасвати, начал широкое распространение Гаудия-вайшнавизма в западных странах с 1960-х годов. В 1966 году он основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) – религиозную организацию, представляющую традицию Гаудия-вайшнавизма и получающее все большее признание со стороны всех современных людей, ищущих ответы на жизненно важные вопросы.

Национальной религией Индии является индуизм. Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию санатана дхарма, что можно перевести как извечный порядок, извечный закон. Последователей индуизма насчитывается более 700 млн. Они живут и в других странах Южной Азии, особенно много их в Непале. Становление индуизма происходило на протяжении длительного времени и прошло несколько стадий развития. Одной из первых религиозных систем на территории Индии был ведизм.

Ведизм

Становление индуизма имеет богатую историю. Первые религии Индии возникли в результате синтеза нескольких этнокультурных компонентов. В IV-III тыс. до н.э. на территории Индии в городах Мохенджо-Даро и Хараппа уже сложилась развитая цивилизация. Открытие этой цивилизации произошло только в XX в., и до сих пор в ней остается много загадочного. Однако уже можно сказать, что элементы верований народов, населявших эти города, вошли в более поздние религиозные системы. Так, кулып буйвола, о котором можно судить по сохранившимся отпечаткам, существует и в современной Индии. Сохранились также культы некоторых деревьев. Предположительно, характер священнодействия носил оргастическую форму с сильным элементом эротики, с возбуждающими пением и плясками.

Веда

Основным системообразующим фактором индийской религии стала религия древних ариев, которые во II тысячелетии до н.э. стали проникать на территорию Индии. Арии были светлокожими и светловолосыми людьми, а местные племена — дравиды и протодравиды имели иссиня-черный цвет кожи. Древние арии были язычниками, обожествлявшими и одухотворявшими животных, растения, явления природы. Главным религиозным действием был ритуал жертвоприношений, в том числе и человеческих. Вся сложная религиозная практика постепенно была сведена к каноническим, священным текстам — Ведам. Всего их четыре:

  • Ригведа — сборник гимнов богам;
  • Яджурведа — сборник жертвенных формул;
  • Сама-веда — сборник жертвенных песнопений;
  • Атхарваведа — сборник заговоров и заклинаний.

Позднее Веды были дополнены брахманами, содержащими разъяснения и толкования Вед, араньяками — наставлениями для отшельников, упанишадами — размышлениями, поучениями по поводу устройства мира, сущности человека и смысла ритуала. На основе всех этих текстов можно составить представление о ведийской религии.

Боги ведизма

В Ведах можно найти упоминание о множестве богов. Большая часть гимнов посвящена Индре — богу грозы, дождя, молодому царю богов. Индра играет ключевую роль в ведийском пантеоне. Он сделал возможным переход от хаоса к порядку, одержав победу над огромным змеем Bритрой, олицетворявшим изначальный хаос. В целом пантеон богов не поддается однозначной систематизации. Происхождение большинства богов связано с обожествлением космоса, природы и стихийных явлений. Бог Дьяус — бог неба, Притхиви — богиня земли, Агни — бог огня, Сома — бог жертвенного напитка, Митра — бог, следящий за порядком и соблюдением договора. Веды содержат мифы о сотворении мира, взаимоотношениях между богами, влиянии богов на жизнь людей и др.

Поскольку арии были кочевым народом, ритуалы (прежде всего жертвоприношения) совершались под открытым небом на специально выбранных и подготовленных площадках. Многие ритуалы были связаны с царем, его рождением, посвящением на царство. Был широко распространен культ предков, которые мыслились вечно существующими в некоем неопределенном месте, а это значит, что у древних ариев еще не существовало представления о переселении душ. Ритуалы совершались жрецами — брахманами.

По мере развития общества, усложнения его структуры, влияния местных верований изменялась и религия ведизма. Новой ступенью в развитии становится брахманизм.

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма). В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане — индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме — законе, определяющем следующее рождение, о мокше — идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал мировой религией, а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души — дживы для достижения мокши. Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

  • вера в истинность доктрины;
  • совершенное знание;
  • праведная жизнь.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:

  • не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы, которого придерживались все индусы, но джайны следовали ему особенно строго);
  • не прелюбодействовать;
  • не стяжать;
  • быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и как бы становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Крайность требований джайнизма ограничила распространение этого направления в Индии. Ни земледельцы, ни ремесленники или воины не могли быть джайнами, так как по роду своей деятельности не могли соблюдать принцип ахимсы. Только интеллигенция и финансовые круги общества становились правоверными джайнами. Этим объясняется тот факт, что джайнизм, число последователей которого никогда не превышало 1% населения Индии, все же сыграл в ее истории важную роль.

Индуизм

Постепенно влияние религиозных направлений, оппозиционных брахманизму, становилось слабее и в Индии начинает формироваться религиозная ситуация, которая наиболее точно выражается в понятии «индуизм». Индуизм можно определить не только как религию индусов, но и как образ жизни, включающий всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов, мифов и легенд, будней и праздников. Индуизм терпим к любой религии, появляющейся на земле Индии. Он с легкостью ассимилирует любую веру, делая ее богов воплощениями богов индуизма. Однако в основе индуизма все же лежат верования, идущие от ведизма и брахманизма. В индуизме нет четкой церковной организации, подобной тем, которые имеются на Западе; он опирается на кастовую систему общества, которую иногда называют краеугольным камнем индуизма.

Боги в индуизме

Постепенно в индуизме складывается идея Тримурти — индуистской триады главных богов — Брахмы, Шивы и Вишну. Каждый бог выполняет присущую ему функцию. Брахма считается творцом мира, Вишну — его охранителем, а Шива разрушает мир в конце каждого временного цикла. Культовое значение Брахмы незначительно. Во всей Индии существуют всего два посвященных ему храма. Вишну и Шива пользуются огромной популярностью и образуют два мощных течения, получивших названия вишнуизм и шиваизм.

В основе вишнуизма лежит культ бога Вишну и связанных с ним Кришны и Рамы. На основе анализа индийской мифологии можно сделать вывод, что благодаря Вишну достигается синтез сотворенного мира, его структура и целостность. Четырехрукий Вишну обычно изображается возлежащим на плывущем по первобытным водам вселенной тысячеглавом драконе Шеше. Когда Вишну просыпается, из его пупка произрастает лотос, в венчике которого сидит Брахма. В мифологию Вишну включено представление об аватарах — периодических появлениях его в мире в облике зверя или человека. Каждое такое появление Вишну связано с определенной функцией, которую он должен выполнить для спасения людей. Человеческое воплощение впервые произошло в образе царевича Рамы, затем Кришны, Будды и т.д. Вишнуиты почитают также его супругу Лакшми. Культ Лакшми связан с культами плодородия и животных. Самостоятельно индусы почитают Лакшми как богиню удачи и процветания и любящую супругу.

Со 11 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма, что в немалой степени связано с популярностью образов Рамы и Кришны — аватар Вишну.

Рама — герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Этот эпос сложился в завершенном, письменном виде за несколько веков до нашей эры и стал одной из основ индийской культуры. «Рамаяна» — любимая поэма индийцев, повествующая о любви и верности, о чести и соблюдении обычаев. Неудивительно, что ее герой Рама был обожествлен в представлении народа как одно из воплощений бога Вишну.

Кришнаизм — ветвь индуизма, которая, не порывая с ним связи, приобрела самостоятельное значение. Кришна — древнее божество. Его имя означает «черный» и свидетельствует о том, что по происхождению он — божество аборигенное. Впервые упоминание о боге Кришну появляется в «Махабхарате» — еще одной знаменитой эпической поэме Индии. Особенно большое значение для понимания учения вишнуизма имеет глава поэмы под названием «Бхагават-гита», что в переводе означает «божественная песня».

В 60-е г. XX в. в США благодаря деятельности индийского проповедника Свами Брамхупада возникает общество «Сознание Кришны», которое быстро приобрело большую популярность. Скоро отделения этого общества появились в Европе, а затем и в России. В настоящее время общество активно действует во многих городах России, в том числе и в Новороссийске. Таким образом, одно из направлений национальной религии индуизма распространяется во всем мире.

Шиваизм

В основе шиваизма лежит культ Шивы, распространенный в основном в Южной и Восточной Индии. Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, поклонение лингаму, практика йоги). Ведийским прообразом Шивы является Рудра, бог грома и грозы. Этот бог наводил ужас и порчу на людей. Одним из эпитетов Рудры был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью задабривания. Рудра понимался древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы; вместе с тем это была сила, на которую можно опереться и к которой можно прибегнуть для защиты.

Шиваизм как культовая система складывается, по всей вероятности, во И-I вв. до н.э. Тогда же появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий лобный глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. Число рук может доходить до десяти. Образ и мифология Шивы в основных чертах формируется в «Махабхарате». В целом этот образ многолик и противоречив. Одним из важнейших атрибутов Шивы является лингам, ставший в шиваизме главным объектом поклонения. В храмах число каменных лингамов достигает иногда нескольких сотен. Сочетание лингама и йони (мужского и женского начала) — также типичная композиция в шиваитских святилищах.

Шива — примерный семьянин. Его жена Парвати — дочь царя Гималаев, сыновья — Ганеша с головой слона и Сканда — предводитель войска богов. В развитии шиваизма жена Шивы олицетворяет собой женскую ипостась энергии бога — шакти, на основе которой возник особый культ — шактизм. Воплощением этой энергии стали также многочисленные богини плодородия, наиболее популярные из которых — Дурга и Кали. Шакти — это духовная энергия, которая проявляется при особых обстоятельствах, она тесно сплетена с мужской животворящей силой Шивы.

Большую роль в жизни индусов играют брахманы или священники. Их авторитет беспрекословен. Они занимаются отправлением культа, ухаживают за храмом, занимаются теоретической работой. Однако наряду с брахманами существуют и колдуны, особенно в сельской местности. Широко распространено произнесение мантр (молитв), которым приписывается сверхъестественная сила.

Особое своеобразие придают индуизму многочисленные праздники и обряды, в которых принимает участие огромное количество людей. Это могут быть массовые паломничества к святым местам или грандиозные ритуально-драматические действия, связанные с популярными древнеиндийскими героями, праздник светильников, зажигаемых в честь богини Лакшми, праздники в честь богини Сарасвати и многие другие.

Существует множество семейных праздников и обрядов: свадьба, рождение сына, вручение юноше шнура для «дважды рожденных», похороны. В Индии существуют священные места, где сжигают умерших, а обгорелые останки топят в реке. Десять дней семья носит траур — кусок белой ткани или белые одежды. Долгое время в Индии практиковался обычай сати, согласно которому вдова должна взойти на погребальный костер мужа, чтобы тоже сгореть. Если она этого не делала, это считалось позором не только для нее, но и для всей семьи. С этим обычаем в Индии долгие годы велась борьба. До сих пор здесь большую роль играет кастовая система, определяющая жизнь и судьбу человека.

philosofer Вайшнавская философия, кришнаизм, места встреч, литература 8.11.2004, 15:58
Maj http://gramma.ru/LIT/?id=1.101&PHPSESSID=3…b5a9b… 8.11.2004, 18:15

philosofer Мне симпатизирует ваше пристрастие к учению Льва Н… 8.11.2004, 18:33
Radhaashtami Что подразумевают вайшнавы под словом «философия?»… 8.11.2004, 20:10
philosofer ЦитатаУчение Тогда зачем употреблять терми… 8.11.2004, 20:18
Radhaashtami Цитата(philosofer)Цитата Учение Тогда заче… 8.11.2004, 22:23
MaxF Re: Вайшнавская философия? 8.11.2004, 22:53
Kalki das На санскрите это называется вайшнава даршана. Если… 8.11.2004, 23:09
Kalki das Re: Вайшнавская философия? 8.11.2004, 23:17
philosofer Поставлю свой вопрос иначе: Возможно ли говорить… 8.11.2004, 23:42
Maj ЦитатаМне симпатизирует ваше пристрастие к учению … 9.11.2004, 00:03
philosofer ЦитатаТолстой?! Он и Кришну признавал и вегетариан… 9.11.2004, 01:11
Shiva Anurag ЦитатаНа Востоке не было философии, а было философ… 9.11.2004, 01:37
Kalki das Цитата(philosofer)Цитата Вы как считаете, веданта … 9.11.2004, 01:49
philosofer For Kd Вы так и не дали конкретного ответа на пос… 9.11.2004, 02:25
MaxF Цитата(philosofer)For Kd Мы можем прийти к бескон… 9.11.2004, 02:55
Kalki das Цитата(philosofer)For Kd Вы так и не дали конкрет… 9.11.2004, 03:12
Anonymous Цитата(philosofer)Мне симпатизирует ваше пристраст… 9.11.2004, 11:58
type Re: Вайшнавская философия? 9.11.2004, 19:37 philosofer For Kd & Манушьи ЦитатаЗачем же я буду отвеча… 9.11.2004, 21:28
type Уважаемый philosofer! о философии как понятии, ее… 9.11.2004, 23:57
Kalki das Здравствуйте, уважаемый philosofer! Цитата(philos… 10.11.2004, 00:29
type re: Вайшнавская философия? 10.11.2004, 01:19
Maj ЦитатаФилософией в полном смысле можно назвать рац… 10.11.2004, 03:12
Anonymous Цитата(philosofer)For Kd & Манушьи Дорогой мо… 10.11.2004, 09:26
ДхираКришнадас re: Вайшнавская философия? 10.11.2004, 09:54
philosofer Привет всем! ЦитатаВолею случая мне довелось и… 10.11.2004, 15:32
philosofer Если вы не хотите (или не можете) дать определение… 10.11.2004, 16:16
Kalki das Re: re: Вайшнавская философия? 10.11.2004, 16:46
MaxF Re: re: Вайшнавская философия? 10.11.2004, 17:58
Kalki das Краткий философский словарь: ФИЛОСОФИЯ (греч. phi… 10.11.2004, 18:26
Maj ЦитатаВаши чувства несовершенны. Как можно тогда п… 10.11.2004, 18:41
Maj ЦитатаПожалуйста. Каждые шесть дней в неделю… 10.11.2004, 18:50
Kalki das Русская Британника: философия Критическое исслед… 10.11.2004, 18:52
type Цитата(philosofer)Цитата На западе — философия, на… 10.11.2004, 19:29
ДхираКришнадас Примите пожалуйста мои поклоны. Простите что не в … 10.11.2004, 19:33
philosofer For Kd ЦитатаФИЛОСОФИЯ (греч. philosophia, буквал… 10.11.2004, 19:35
type Цитата(philosofer)Признаёте ли вы что: Тезисы: 1…. 10.11.2004, 19:50
type Цитата(Leonardo da Vinci)2Философер: Да пошел ты. … 10.11.2004, 20:02
Kalki das Леонардо джи, мне очень не хочется, поскольку я по… 10.11.2004, 20:51
type Цитата(Kalki das)Леонардо джи, мне очень не хочетс… 10.11.2004, 21:57
Anonymous re: Вайшнавская философия? 10.11.2004, 21:57
philosofer ЦитатаФилософер, признавайтесь — вы студент или це… 10.11.2004, 22:13
philosofer ЦитатаОбратите внимание на логику «философа»: … 10.11.2004, 22:41
Прохожий ну вы, млин, даёте… ](*,) 10.11.2004, 22:54
Kalki das Уважаемый philosofer! У меня складывается впечатл… 10.11.2004, 23:38
ksenia Цитата(philosofer)У меня складывается впечатление,… 10.11.2004, 23:55
Oazis Уважаемый Философер! Перечислите, пожалуйста, фами… 11.11.2004, 00:41
Kalki das Итак, приступим к разбору. Вряд ли philosofer смож… 11.11.2004, 01:18
philosofer ЦитатаУ меня складывается впечатление, что у нас с… 11.11.2004, 01:36
philosofer Вы меня извините, но я послал сообщение, не прочит… 11.11.2004, 01:54
type Цитата(philosofer)D По вашей логике: Снача… 12.11.2004, 03:38
Nityananda Ram das re: Вайшнавская философия? 12.11.2004, 09:51
philosofer 1. For type 1) Вопрос: Получили ли вы моё письмо … 12.11.2004, 12:45
philosofer 2. For NRd ЦитатаЯ не говорю о скучных перепалках … 12.11.2004, 20:06
Nityananda Ram das re: Вайшнавская философия? 13.11.2004, 02:48
Kalki das re: Вайшнавская философия? 14.11.2004, 13:50
Anonymous re: Вайшнавская философия? 14.11.2004, 14:51
Kalki das Два вопроса, которые остались неотвеченными. Что … 14.11.2004, 17:10
type Цитата(philosofer)Цитата хороший материалист смотр… 1.12.2004, 19:11
Костя Философия заподного типа это во многом лукавое муд… 2.12.2004, 01:15
Raimand philosofer писал:ЦитатаОн берёт за аксиому доказат… 17.4.2005, 11:16
кайласа Молодцы ребята, хороший диалог, приятно читать. Ла… 21.5.2005, 13:33
Aryadeva философия 8.6.2005, 09:23
Raimand ЦитатаДействительно, как назвать «то, из чего» Тво… 31.7.2005, 23:05
Пивоваров И.В. греч.: phileo — люблю + sophia — мудрость(толковый… 5.9.2005, 12:29
Raimand Только Всевышний Бог может дать мудрость.Всё даётс… 7.9.2005, 21:26
Jayanta забавное зрелище — беседа очередного (удалено моде… 30.10.2005, 13:44
Jayanta Модератор, Вашу просьбу принял к сведению. Но про… 30.10.2005, 14:33
Jayanta могу вот навскидку дать ответ на поставленный вопр… 31.10.2005, 15:00
Сеня КАК СВЯЗАТЬСЯ С ВАЙШНАВАМИ ГОУДИЯ МАТХА в Москве???? 11.12.2005, 04:28
spyke С нуля. 14.12.2005, 01:46
Incognito Ну, для начала — пожалуйста смените аватару Прабху… 14.12.2005, 03:51
spyke Спасибо! Собственно, это и был вопрос. Какую к… 14.12.2005, 04:18
Incognito Цитата(spyke)Спасибо! Собственно, это и был вопрос… 14.12.2005, 04:44
Aruna Krishna das Это адрес храма Кришны в Питере Санкт-Петербург, п… 14.12.2005, 20:18
spyke Aruna Krishna das, большое спасибо! На этих выходн… 15.12.2005, 00:12
spyke Цитата(Incognito)Попробуйте: Про аватар — о Прабх… 15.12.2005, 00:15
Shanti Цитата(Aruna Krishna das)Это адрес храма Кришны в … 15.12.2005, 00:42
абхинанда дас Re: Вайшнавская философия? 20.12.2005, 11:55
абхинанда дас Re: С нуля. 21.12.2005, 17:19
spyke Re: С нуля. 22.12.2005, 05:21
абхинанда дас Re: С нуля. 22.12.2005, 14:12
Степашка Хочу узнать где сейчас собираются Кришнаиты в Москве 23.12.2005, 01:42
MaxF Re: Хочу узнать где сейчас собираются Кришнаиты в Москве 23.12.2005, 02:48
Aruna Krishna das Культурный центр «Шри Чайтанья Сарасвати» Большой … 23.12.2005, 07:52

Shanti Re: С нуля. 23.12.2005, 23:52
абхинанда дас Re: С нуля. 24.12.2005, 11:26
Raimand ЦитатаМне чертовски интересно все, что связано с в… 24.12.2005, 12:48
Степашка Хочу стать Кришнаитом. 26.12.2005, 03:06
Aruna Krishna das Для начала надо иметь веру в Кришну и вайшнавов, п… 26.12.2005, 09:39
Йошъ пойти в ближайший храм Кришны и переспросить там 26.12.2005, 09:48
Raimand ЦитатаЧто надо для этого? Желания быть таким,а же… 26.12.2005, 14:14
Пивоваров И.В. ИМХО. Изучать и практиковать Науку преданного служ… 26.12.2005, 21:08
шарада дд А зачем Вам становиться кришнаитом? :-# 26.12.2005, 22:59
MaxF Цитата(шарада дд)А зачем Вам становиться кришнаито… 26.12.2005, 23:03
шарада дд не успел ишшо, даже для Всевышнего надо немного вр… 26.12.2005, 23:11
абхинанда дас Re: С нуля. 27.12.2005, 13:31
Ли Думаю где-то в районе м Кузнецкий мост. 28.12.2005, 19:53
Ли Помнится на Мироновской (м Семеновская) встречалис… 28.12.2005, 19:55

Гауди́я-вайшнави́зм (; также бенга́льский вайшнави́зм, чайта́нья-вайшнавизм) — религиозная традиция внутри индуизма , представляющая собой направление или ветвь вайшнавизма . Последователей гаудия-вайшнавизма называют вайшна́вами или кришнаи́тами. «Гаудия» происходит от исторического названия провинции в Восточной Индии — » Гаудадеша «, которая располагалась на территории современных Западной Бенгалии и части Бангладеш , — именно там зародился и получил своё первоначальное распространение гаудия-вайшнавизм; «вайшнавизм» означает «поклонение Вишну «.

Гаудия-вайшнавизм является одним из монотеистических течений в индуизме . Философия гаудия-вайшнавизма в первую очередь базируется на » Бхагавад-гите » и » Бхагавата-пуране «, а также на таких ведийских писаниях, как Упанишады . Религиозная практика гаудия-вайшнавизма основана на поклонении Кришне и Радхе как мужской и женской ипостасям Бога . В гаудия-вайшнавском богословии , Радха-Кришна выступают как источники всех других форм и проявлений Бога, которые рассматриваются как их аватары или экспансии. Процесс поклонения называется бхакти-йогой . Наиболее важным методом бхакти-йоги для кришнаитов является воспевание имён Радхи и Кришны, в особенности в виде мантры » Харе Кришна «. Эта духовная практика носит название киртана или санкиртана.

Основоположником гаудия-вайшнавизма был индуистский религиозный проповедник и реформатор Чайтанья (1486—1534), которого кришнаиты считают особым воплощением Радхи и Кришны в одном лице, чей приход был предсказан в Ведах и Пуранах .

Кришнаиты относят себя к традиции Мадхвы » Брахма-сампрадае «, — одной из четырёх ортодоксальных вайшнавских сампрадай . Учение кришнаитов имеет ряд особенностей, которые позволили им выделиться в отдельную ветвь этой традиции, «Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаю», с собственным истолкованием трёх базовых текстов веданты — Упанишад, » Веданта-сутр » и «Бхагавад-гиты». Оформление религиозно-философской доктрины гаудия-вайшнавизма было начато в XVI веке такими богословами как Рупа Госвами , Санатана Госвами и Джива Госвами . Последний из них является автором труда » Шат-сандарбхи «, в котором изложены основные положения богословия гаудия-вайшнавизма. Завершил формулировку кришнаитского богословия Баладева Видьябхушана , составивший в начале XVIII века обстоятельный комментарий к «Веданта-сутрам», который принёс гаудия-вайшнавизму признание как самостоятельной школы теистической веданты.

Начиная с 1960-х годов гаудия-вайшнавизм распространился по всему миру благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны , а также благодаря деятельности других кришнаитских гуру и организаций, занимающихся проповедью за пределами Индии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *